Всегда свежее: почему нельзя постоянно доливать масло вместо замены?
Среди многих способов способов убивать машину по-варварски выделяется практикуемый многими «я доливаю». Речь идёт о масле, слишком высокий расход которого, по мнению некоторых автолюбителей, позволяет не менять его полностью, а ограничиваться регулярной доливкой. В свое время была даже поговорка: «В Волге масло не меняют, в Волгу масло доливают». Волга-то, может, такой подход и переживает (хотя это не точно), а вот современные иномарки с прогрессирующим масляным аппетитом эту практику вынести не в состоянии. Обычно долив масла вместо его замены приводит к быстрому ухудшению ситуации и дорогому ремонту. Почему? Вот об этом сегодня и поговорим.
Почему бы и нет?
П ри масляном аппетите больше литра на пару тысяч километров пробега нормальный водитель задумывается о ремонте поршневой, а ненормальный перестает менять масло вовсе, ограничиваясь его доливкой. Конечно, в совсем крайнем случае наличие масла в картере важнее его качества, но в процессе эксплуатации оно активно меняется под воздействием агрессивной химии и продуктов износа. Очистка фильтром не обеспечивает полного восстановления его качества: меняется как сама основа масла, отчего оно становится более жидким, так и срабатываются или выпадают в виде золы и нагара в местах перегрева имеющиеся в нем присадки.
Долив новых порций масла немного восстанавливает количество присадок и фракционный состав, но хватает этой меры ненадолго. Достаточно быстро объём новых компонентов просто теряется в объёме того шлама, который копится в картере двигателя, а щелочное число и вовсе не восстанавливается до нормального уровня. К тому же картер работает как гравитационный фильтр, и часть тяжелых и плотных отложений опускается на дно картера и частично связывается углеводородными композициями. Эта “каша” не проходит через фильтр, но легко обеспечивает резкое повышение концентрации загрязнений, если мотор «встряхнуть» (например, увеличить обороты).
Масляный фильтр, даже полнопоточный, как на большинстве современных машин, фильтрует далеко не весь объём масла. На больших оборотах или же при большой вязкости масла (например, на холодном моторе) много масла проходит через байпасный клапан фильтра вместе со всеми накопившимися загрязнителями, в том числе — с крупными частицами износа двигателя. И процесс этот нелинейный: попадание в подшипники продуктов износа на порядки ускоряет износ почти всех компонентов, от вкладышей коленвала до цепей мотора, вследствие чего поступление новых продуктов износа в масло стремительно растёт.
Разумеется, сам масляный насос от этого страдает сильнее всего, ведь в него масло попадает прямо из картера через простейший сетчатый фильтр грубой очистки или даже без него.
Осложняет ситуацию еще и почти всегда практикуемый переход на самые дешевые сорта масел с минимальным объемом присадок и неизвестно каким качеством основы. И в итоге просто залегшие маслосъемные кольца приводят к повреждению почти всех компонентов мотора, после чего его иногда проще выбросить.
Хорошо, если мотор ремонтопригоден, и вернуть его к жизни будет не слишком дорого… А ведь у новых двигателей есть куча компонентов, состояние которых напрямую зависит от чистоты, качества и давления масла. Например, фазорегуляторы или системы, позволяющие изменять ход клапана в зависимости от числа оборотов коленвала. К тому же старое масло интенсивнее испаряется и загрязняет систему вентиляции и впускной коллектор.
Поможет или нет?
Чем хороша полная замена? Когда сливается весь объем масла, его донный слой в картере удаляется очень интенсивно, частично даже прочищая накопившиеся загрязнения у сетки маслозаборника за счет большой скорости слива. Если заливка свежего масла идёт через ГБЦ, оно хорошим потоком смывает все накопленные там загрязнения. Новая порция масла имеет очень высокие моющие качества и высокое щелочное число, хорошо промывает мотор первые тысячи километров пробега. Все смытые загрязнения масло отправит в масляный фильтр, и они не будут накапливаться в картере. А заодно оно промоет все мелкие сетчатые фильтры, которые присутствуют в системах фазовращателей и даже в подшипниках балансирных валов.
Хорошее свежее масло немного восстанавливает эластичность стареющих резинотехнических элементов. Ну и само собой, расчетные вязкость и другие триботехнические характеристики такого масла и их отклонение от нормы при пробегах до 250-400 моточасов обычно находится в пределах допуска для мотора. Старое масло, пусть и разбавленное литром нового, соответствие допускам обеспечивать не может.
Я очень надеюсь, что когда подойдет срок очередной замены масла, вы вспомните всё вышесказанное. «Я же недавно доливал, доезжу еще пару тысяч километров» и «всё равно там масло новое, зачем ещё его менять» — это в корне неправильная позиция, способная вывести из строя мотор очень и очень быстро.
Чем вредна постоянная доливка моторного масла
Причиной такого подъедания становится изношенность клапанной группы и цилиндров. Такая ситуация обязательно станет причиной возникновения более серьезных поломок, а владельцу машины, чтобы исправить ситуацию, придется вскрывать мотор автомобиля, с проведением диагностики и соответствующего ремонта. Какие же опасности представляет постоянная доливка масла в мотор?
Технические неисправности. Любой, даже полностью исправный мотор, будет потреблять некоторое количество масла, около 100-200 грамм на тысячу километров пробега. В такой ситуации доливать масло нет необходимости между заменами. Но если у мотора отмечается выраженный «масложор», а уровень потребления доходит до 500 граммов на 1000 километров пути, то владельцу потребуется вскрыть мотор, обнаружить причину появления такого явления и устранить ее.
Любой, даже полностью исправный мотор, будет потреблять некоторое количество масла, около 100-200 грамм на тысячу километров пробега. В такой ситуации доливать масло нет необходимости между заменами.
Немало автовладельцев поддаются соблазну не выполнять вскрытие мотора в такой ситуации, и не ремонтировать его, а просто доливать масло по мере его расходования. Последствиями этого становится незначительное повышение расходов автовладельца, но следует понимать, что осуществление подобных действий, а именно постоянного долива масла, становится только временной мерой. Дело в том, что в результате будет иметь место прогрессирование «масложора», что приведет к появлениям неисправностей не только в двигателе, но и в системе выхлопа.
Нахождение в моторе старого масла, даже если в него производится заливка некоторого количества свежего, не дает ему возможности сохранения свойств. Масло становится жидким, и не имеет возможности выполнять свои функции по смазыванию подвижных элементов мотора и его охлаждению. В старом масле имеется большое количество сажи и разного рода взвесей, что вызывает быстрый выход из строя клапанной группы и маслосъемных колпачков. В конечном итоге такая экономия владельца на исправлении ситуации приведет только к необходимости капитального ремонта двигателя.
При осуществлении замены полностью всего имеющегося в моторе масла, оно вымывает все имеющиеся загрязнения, а залитое свежее масло будет выполнять промывку мотора, удаляя весь закоксовавшийся налет, что улучшает работу двигателя.
Полная замена масла. При осуществлении замены полностью всего имеющегося в моторе масла, оно вымывает все имеющиеся загрязнения, а залитое свежее масло будет выполнять промывку мотора, удаляя весь закоксовавшийся налет, что улучшает работу двигателя. Кроме того, свежая смазка, за счет наличия в ее составе различных присадок, улучшает состояние элементов из резины, предотвращая возникновение протечек на прокладках, снижает износ и продлевает срок службы силовой установки.
Если владелец машины пытается сэкономить на замене, то в моторе образуется налет и другие загрязнения, с которым не сумеет справиться даже специальный фильтр для масла. Последствия такого состояния при ремонте обойдутся достаточно дорого, сравнимо со стоимостью нового контрактного мотора.
Если владелец машины пытается сэкономить на замене масла, то в моторе образуется налет и другие загрязнения, с которым не сумеет справиться даже специальный фильтр для масла.
Заключение. Если у двигателя имеется выраженный «масложор», то доливка масла может рассматриваться только в качестве экстренной меры, позволяющей добраться до места диагностики и ремонта. Если эту неисправность своевременно не устранить, это приведет к необходимости капитального ремонта мотора.
Что случится, если при масложоре постоянно доливать смазку в мотор
Масложор — частая проблема в сильно подержанных машинах. Двигатель изнашивается, изнашиваются его подвижные части и, конечно же, увеличиваются зазоры между трущимися деталями. В результате мотор начинает потреблять масло больше обычного. Однако водители, чьи машины имеют подобные проблемы, не спешат ремонтировать его. Вместо этого они доливают новую порцию смазки. При этом бытует мнение, что при таком положении дел менять масло вовсе не обязательно — оно ведь постоянно обновляется. Что ж, давайте рассмотрим ситуацию подробнее.
Возможности сходу взять и отремонтировать двигатель или вовсе его заменить на новый в нынешних условиях с запасными частями есть не у всех. Да и выложить крупную сумму денег разом — тоже. Собственно, поэтому чаще всего при масложоре решение принимается в пользу долива смазки. Причем если доливать приходится часто и много, но когда приходит время технического обслуживания машины, некоторые автовладельцы решают масло не менять, ссылаясь на то, что долили за этот период больше смазки, чем требуется разово заменить при ТО. Вроде логика в этом есть — масло постоянно обновляется. Если бы не парочка «но».
Все дело в том, что доливка смазки лишь частично обновляет состав масла. Но при этом эффект обновления недостаточен, а то и вовсе губителен — присадки в порции нового масла в очередной раз смоют нагар и отложения, но все они останутся в смазочной системе двигателя. Иными словами, при условии, что масло не сливается и не меняется, эффект от доливки масла и вовсе нулевой — ведь вся грязь, которую призвано смывать моторное масло, собирается в картере и фильтре. И при определенных режимах работы двигателя такая смесь попадает в его рабочую зону. Далее, остается лишь представить, насколько эта субстанция «полезна» для «сердца» автомобиля.
Итак, подытожим: масло нужно менять в любом случае целиком, как только пришел срок, либо подошел километраж, отмеренный автопроизводителем. Присадки, содержащиеся в объеме новой смазки, эффективно отмывают мотор от отложений. И лучший способ избавиться от грязи в нижней части силового агрегата — это открутить сливную пробку и слить грязное масло.
Если масло обновлять, а не менять, то смазка в двигателе всегда будет несвежей, с измененным качественным составом, не несущим полезных свойств. И долго на этом бульоне двигателю не проработать — износ усилится. И тогда придется раскошелиться еще больше.