Ваз 2112 белый дым из глушителя почему
Перейти к содержимому

Ваз 2112 белый дым из глушителя почему

  • автор:

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

Опасность течи охлаждайки в цилиндры в том, что этиленгликоль (составляющая тосола и антифриза) смешивается с моторным смазывающим веществом, образует твердые частицы. Последние, действуя, как абразив, разрушают детали. И смазка теряет свои качества. В совокупности эти обстоятельства выводят из рабочего состояния весь блок.

Белый дым из выхлопной трубы

Опытный водитель распознает грядущие поломки автомобиля по косвенным признакам: урчанию мотора, посторонним запахам, потекам. Разберемся в одном из таких сигналов – это белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя: причины появления, есть ли опасность, как устранить проблему.

Белый дым из глушителя – что это

Автомобиль – стройная система узлов и агрегатов – подобно живому организму, подает хозяину сигналы о разного рода неисправностях. Однако не каждый владелец реагирует на такую «мелочь», как густой белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя. Между тем, цвет выхлопов, периодичность явления (кратковременное или частое) – предвестники серьезных ремонтов: иногда дело доходит до капиталки.

Выхлопные газы состоят из водяных паров и множества химических соединений, среди которых основные – это смесь азота и углекислый газ. Перед выбросом в атмосферу отработавшие вещества проходят очистку в катализаторе.

Чем опасен белый дым из выхлопной трубы

Чем опасен белый дым из выхлопной трубы

Если машина в порядке, газы бесцветные. Небольшое облачко белесого дыма при остывающей силовой установке, а также в момент запуска ДВС в мороз не должно напрягать водителя. Выделяется, скорее, пар: вода – побочный продукт сгорания бензина – в холодном выпускном тракте конденсируется и становится видимой. Такая картина считается нормальной.

Основные причины появления белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя

Важно уметь различать безобидные испарения воды и собственно дым. Пар легко, без следа, исчезают в воздухе, тогда, как дым превращается в маслянистый сизый туман за кормой автомобиля. Рассмотрим причины белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя, чтобы правильно оценить затраты на восстановление механизмов и систем авто.

Утечка в цилиндр охлаждающей жидкости

Важнейшим узлом в конструкции машины, который всегда требует внимания, водители считают блок цилиндров.

БЦ может разгерметизироваться по нескольким причинам:

  • прогорела прокладка;
  • деформировалась головка цилиндра по причине неправильно закрученных гаек;
  • в рубашке охлаждения блока появилась трещина.

Последняя неприятность происходит по халатности водителей, которые доливают холодную воду в горячий мотор либо размораживают блок при большом минусе на термометре. В цилиндры негерметичного блока попадает тосол: из глушителя идет белый дым. Появляются и другие симптомы:

  • моторная смазка мутнеет, в ней появляется светлая желто-коричневая эмульсия, которую нетрудно заметить в заливной горловине;
  • в расширительной емкости образуются пузырьки;
  • свечи подмокают, пахнут антифризом, но сверкают, как новенькие: рабочая жидкость отлично отмывает детали;
  • силовой агрегат троит.

Причины появления легкого белого дыма

Опасность течи охлаждайки в цилиндры в том, что этиленгликоль (составляющая тосола и антифриза) смешивается с моторным смазывающим веществом, образует твердые частицы. Последние, действуя, как абразив, разрушают детали. И смазка теряет свои качества. В совокупности эти обстоятельства выводят из рабочего состояния весь блок.

Неисправность инжектора

Дымят как авто на инжекторах («Тойоты», «Рено», «Пежо»), так и техника на карбюраторах (мотоциклы, мотоблоки, скутеры).

Причины белого дыма из глушителя следующие:

  • нарушилась подача топливовоздушной смеси или работа газораспределительного механизма, что ведет к неполному сгоранию бензина;
  • износились компоненты цилиндропоршневой группы;
  • возникли проблемы с охлаждением мотора.

Последняя причина – наиболее вероятная для инжекторных двигателей. Дополнительно вы заметите:

  • повышенный расход топлива;
  • масляный жор;
  • плавающие обороты;
  • затрудненный запуск непрогретого агрегата.

Дым от пара в инжекторах отличается высокой плотностью, запахом жженого масла, длительным рассеиванием. Совсем тревожный сигнал, когда задымление не исчезает после прогрева машины.

Появление белого дыма из-за конденсата

Выпускной тракт, простояв ночь, покрывается каплями влаги. Конденсат активно образуется на металле в прохладную погоду, когда на градуснике ниже +10 °С. Появлению влаги в глушителе способствует и высокая влажность воздуха.

Некачественный бензин со сторонними примесями

Некоторые водители экономят на бензине или дизеле, заполняют бак дешевым горючим на сомнительных заправках. Так вы рискуете заплатить за воду, которая замерзнет зимой и запечатает мелкую сеточку топливного фильтра, плюс избыточное количество серы. В камерах сгорания вещество превращается в оксид серы, далее, смешавшись с водяным паром, – в серную кислоту. Последствия для движка будут катастрофическими.

В «левом» бензине не контролируется октановое число, вызывающее разрушительную детонацию. И содержится токсичный бензол и ароматические углеводы, увеличивающие нагар, «съедающие» резину и пластик. Спирты и эфиры создают в топливных магистралях воздушные пробки.

Почему труба дымит белым

Почему труба дымит белым

От некачественного бензина страдают системы: впуска-выпуска, подачи топлива, выхлопа, зажигания. Кроме детонации, плохого запуска авто, потери мощности, вы услышите стуки в двигателе, будете наблюдать в зеркале заднего вида темноватый выхлоп.

Выгорание масла из-за залегания колец (дым с оттенком)

Остатки моторного масла со штоков клапанов и стенок цилиндров убирают маслосъемные колпачки и кольца. Изношенные кольца залегают, поэтому излишки смазки выгорают.

На начальной стадии дефект заметен во время подъема в гору при наполовину нажатой педали газа. Сизый дымок появляется и быстро рассеивается. В критических случаях залегания маслосъемных колец дым сопровождает машину постоянно, более всего – при наборе скорости.

Попадание влаги в цилиндры

Под «влагой» стоит понимать охлаждающую жидкость. Причины, по которым из выхлопной трубы идет белый дым, ищите в дефектах блока или головки цилиндров. Вероятнее всего, это трещины.

Для точной диагностики снимите крышку с расширительного бачка, заведите двигатель. Теперь исследуйте жидкость на предмет масляных пятен и специфического запаха выхлопов. Обнаруженные признаки говорят о микротрещинах или износе прокладки БЦ.

Как ликвидировать утечку жидкости

Снимите ГБЦ и блок, осмотрите прокладку: чаще всего дело заканчивается заменой расходника. Далее проверьте блок на герметичность: ищите утечку возле гнезд клапанов, исследуйте по очереди цилиндры. Если нашли течь, замените дефектные детали.

Однако рабочая жидкость попадает в цилиндры иным путем – через впускную топливную систему. Обнаружить проблему сложно: запаха гари нет, давление в норме, но смазка превращается в эмульсию, а уровень жидкости падает. Головку блока демонтировать не нужно: осмотрите впускной коллектор, найдите место, где ОЖ просачивается в «штаны».

Почему появляется белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

Выхлопной тракт – один из обязательных модулей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Кроме основной задачи – вывод отработавших газов – система снижает шумы от работы ДВС и заметность выхлопов. Последние, все же, бывают ясно выраженными. Иногда – это просто физический закон, в иных случаях – сигнал о неизбежном не дешевом ремонте.

На холодную

Если ранним утром вы заводите машину при температуре окружающей среды ниже +8-10 °С, то белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя появится в виде конденсата в металлических трубах системы выпуска отработки. Явление станет тем заметнее, чем ниже падает столбик термометра.

Почему авто начало дымить белым

Почему авто начало дымить белым

Объяснение следующее: на внутренней стороне глушителя осели капельки влаги (конденсат), водитель включает зажигание, газует: в трубу врываются горячие газы. Глушитель нагревается, конденсат переходит в газообразную фазу – пар, видимый глазом.

При запуске

И снова физика –конденсат в глушителе. Нередко влаги так много, что она капает из выхлопной трубы. Чем короче поездки и чаще остановки, тем интенсивнее образуются капли: за 15-20 минут езды вода не выпарится полностью. В холодное время года рекомендуется раз в 7-10 дней гонять машину хотя бы полчаса или хорошенько ее прогревать.

При прогреве (на горячую)

Когда машина полностью прогрета, а облако не исчезает, автослесари советуют убедиться, не попадает ли антифриз в камеры сгорания. Сначала нужно проверить прокладку, потом целостность ГБЦ.

Причинами белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя на горячую могут также стать:

  • поломка термостата;
  • неработающий вентилятор;
  • разгерметизация радиатора и соединительных шлангов.

Когда газуешь

Смотрите на термометр: если ртутный столбик опустился ниже +10 градусов, при этом и на дворе сыро, в действие вступает естественный процесс испарения конденсата. Вы нажимаете на педаль газа, в камеры сгорания впрыскивается больше топливной смеси. Значит, и выхлопы пойдут энергичнее. Глушитель сильно греется, влага со стенок испаряется.

Однако картина меняется в теплое время года, когда и температура, и влажность воздуха в норме. Вы даете газу, а белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе не исчезает. Срочно гоните машину в автосервис: вероятнее всего, вина будет в нарушении циркуляции ОЖ.

При больших оборотах

На погоду грешить не получится, если через выпускную трубу выбрасываются клубы дыма на высоких оборотах. Причина может крыться в охлаждайке, тем или иным способом проникшей в систему питания.

Как убрать появление белого дыма

Рассмотрим проблему подробнее.

Густой белый пар не прекращается и усиливается с ростом оборотов

В автомобильной конструкции каналы движения рабочей жидкости (антифриза, тосола) проходят достаточно близко к силовому агрегату. Под воздействием высокой температуры или вибрации границы двух систем разрушаются: появляются серьезные неисправности.

Усталость прокладки между головкой и блоком цилиндров

Уплотнитель – слабое место ГБЦ и вечная забота инженеров. Без съемной головки не обойтись, поэтому разработчики постоянно усиливают прокладки. В «Мерседесах», «Лачетти», «Маздах» деталь делают наборной, состоящей из нескольких металлических листов. При этом прокладку прочно прижимают десятком болтов. Но перепад температур и усталость металла ведут к пробоинам, через которые ОЖ на впуске попадает в камеры сгорания.

Кроме белого дыма из трубы глушителя, явление сопровождается несколькими характерными признаками:

  • расширительный контейнер «закипает»;
  • антифриз постоянно «исчезает»;
  • движок из-за паровых пробок перегревается даже без серьезных нагрузок;
  • салонный отопитель не греет должным образом;
  • радиатор источает слегка сладковатый запах.

Прогары прокладки

Прорехи в расходнике появляются, если вы сэкономили на нем или нарушили технологию ремонта.

  • ответственную деталь берите качественную: не пользуйтесь окантованными в районе камер сгорания мягкими вариантами (армированный паронит) вместо рекомендованных производителем металлических прокладок;
  • не используйте деталь вторично, залатав прогары;
  • затягивайте запчасть динамометрическим ключом по инструкции к конкретному мотору;
  • не надейтесь на момент затяжки и доворачивайте деталь, если того требует изготовитель;
  • проверяйте на деформацию и, при необходимости, шлифуйте плоскости головки и блока.

Нештатные прокладки быстро прогорают, выбрасывают из глушителя белый дым.

Прогары поверхностей ГБЦ и блока

Блок цилиндров и головка блока цилиндров – две важные составляющие силовой установки автомобиля. Между ними располагается прокладка, причины пробоин которой уже рассмотрены выше. Осталось понять, почему еще нарушается герметизация узлов, из-за которой охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания, и за автомобилем тянется дымный след.

Все дело в перегреве двигателя, список причин которого не ограничивается одним десятком:

  • недостаточно ОЖ;
  • неэффективно работает радиатор (например, ослаб ремень вентилятора);
  • вышел из строя термостат;
  • неправильно выставлен угол зажигания;
  • длительная детонация, одна из причин которой – некачественное топливо;
  • на полости ГБЦ отложилось много минеральных солей от тосола или воды;
  • бесконтрольное самостоятельное использование присадок в моторном масле.

Коррозия и трещины

Ржавчина на поверхностях блока и головки – неизбежное явление. Но и микротрещины – входные ворота для ОЖ – образуются довольно часто.

Причины появления дефектов:

  • плохо промыли и продули блок перед сборкой;
  • вибрация;
  • воздушная пробка из-за того, что клапан крышки расширительного бачка не держит давление;
  • перегрев двигателя с последующей деформацией.

Как обнаружить трещины:

  1. Установите на корпусе магниты, насыпьте металлическую стружку. Частицы будут двигаться к магниту, забиваясь в трещины.
  2. Протрите поверхности ацетоном, нанесите особую краску: когда сотрете остатки, трещины явно обозначатся.

Устранить дефекты можно электрической или электродуговой сваркой, эпоксидной пастой, приваркой заплат. Однако в некоторых местах (клапанные гнезда, зеркала цилиндров, плоскости соединения блока и головки) заделывать трещины не получится: модули придется менять.

Возможные причины нарушения герметичности контуров ДВС

Когда из одного независимого контура в другой попадает жидкость, среди возможных причин можно выделить следующие:

  • пробой прокладки;
  • коррозия поверхностей головки и блока цилиндров;
  • перегрев мотора;
  • деформация или трещины в модуле.

Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым

Загляните в расширительный бачок: нет ли там осадка или пленки эмульсии. Принюхайтесь: посторонний запах из емкости – плохой признак.

Проверьте уровень и состояние моторного масла: в смазке не должно быть воды. Открутите свечи зажигания: обнаружили нагар – топливо сгорает не полностью. Некоторые опытные мастера, если свечи мокрые, пробуют жидкость на язык: сладкий привкус – в систему попал антифриз.

Проверка бумагой

Природу выхлопа (пар или дым?) определите с помощью чистого листа бумаги или белой салфетки. Заведите машину, дайте двигателю поработать короткое время. Поднесите припасенные предметы к глушителю (не прислоняйте вплотную).

Валит белый дым

Валит белый дым

Исследуйте оставленный отпечаток:

  • если в трубе вода – бумага остается чистой и скоро высохнет;
  • если масло – вы увидите жирное пятно;
  • охлаждающая жидкость – оставит синий или желтый след.

Компоненты на салфетке будут издавать специфический запах.

Эмульсия на крышке

В состав ОЖ входит этиленгликоль. Если по причине разгерметизации масляного и охлаждающего контуров произошло смешивание компонентов, то образуется эмульсия. Увидеть опасное вещество можно под крышкой расширительного бака: здесь соберется светлая пена или пленка.

Последствия для двигателя, если пошел густой белый дым

Обнаружить причину белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя – полдела. Важно понимать последствия и устранять дефекты, так как последние быстро прогрессируют, разрушая компоненты двигателя.

С густым белым облаком за кормой можно проехать считанные сотни километров: далее нужно проводить детальную диагностику силового агрегата. На начальной стадии, возможно, потребуется заменить прокладку, заделать трещины в блоке или головке, устранить течь охлаждающей жидкости в масляный контур. Если не придать должного значения выбросам из выпускного тракта – капитального ремонта двигателя не избежать.

Белый дым из выхлопной трубы

Белый дым из выхлопной трубы в зимнее время частое явление, поэтому, как правило, на него мало кто обращает внимание, а вот летом, когда тепло, валящий густой белый выхлоп настораживает, причем как владельцев дизельного авто, так и машин с бензиновым двигателем. Давайте разберемся с тем, почему появляется белый дым из выхлопной, опасны ли причины, и как узнать его происхождение.

Белый дым из выхлопной трубы

Безобидный дым, а вернее пар, белого цвета, не должен иметь особого запаха, поскольку образовывается за счет испарения скопившегося конденсата в трубах выхлопной системы и в самом двигателе при температуре воздуха ниже +10°C. Поэтому не стоит путать его с дымом, который покажет наличие проблем в системе охлаждения или самом моторе.

Белый дым из выхлопной причины

Большинство неполадок, которые вызывает белый дым из выхлопной трубы, возникают вследствие перегрева двигателя или нарушенной топливоподачи. Обратив внимание на оттенок смога, его запах и общее поведение автомобиля, можно точно определить причину происхождения дыма. Наиболее распространенные это:

  1. Наличие влаги.
  2. Присутствие воды в топливе.
  3. Неправильная работа системы впрыска.
  4. Неполное сгорание топлива.
  5. Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры.

Стоит отметить, что некоторые причины, по которым появляется опасный белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя и выхлопной бензинового двигателя, могут иметь разное происхождение, так что разберемся со всем по порядку, и по отдельности.

Причины белого дыма из выхлопной

Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя

Белый выхлоп в режиме прогрева исправного дизеля — вполне нормальное явление. А вот после того как двигатель вышел на рабочую температуру, такое дымление может указывать на:

  1. Конденсат в соляре.
  2. Неполное сгорание дизтоплива.
  3. Перелив топлива в следствии нарушения работы форсунок.
  4. Утечка охлаждающей жидкости в коллектор.
  5. Низкая компрессия.

Чтобы диагностировать конкретную причину, нужно провести несколько простых действий:

  • Во-первых, уточнить цвет дыма, он чисто белый или имеет какой-то оттенок (синеватый дымок укажет на угар масла).
  • Во-вторых, проверить уровень ОЖ на наличие выхлопных газов и присутствие масла в системе охлаждения.

Беловато-серый выхлоп при прогреве может указывать на несвоевременное воспламенение смеси. Такой цвет дыма говорит, что газы, которые должны были толкать поршень в цилиндре, оказались в выхлопной трубе. Такой дым, так же как и при испарении влаги, проходит после прогрева, если с зажиганием автомобиля все в порядке.

Симптомы прогара прокладки ГБЦ

Наличие густого белого дыма и после прогрева, указывает на попадание охлаждающей жидкости в цилиндр двигателя. Местом проникновения жидкости может быть как прогоревшая прокладка, так и трещина. Проверить теорию попадания ОЖ из системы охлаждения можно таким образом:

  • открыв крышку расширительного бачка или радиатора, вы увидите масляную пленку;
  • из бачка может ощущаться запах выхлопных газов;
  • пузырьки в расширительном бачке;
  • повысится уровень жидкости после запуска двигателя и снизится после его остановки;
  • в системе охлаждения возрастает давление (можно проверить, пытаясь сжать верхний шланг радиатора при запуске двигателя).

Если вы заметили признаки попадания ОЖ в цилиндры, то дальнейшая эксплуатация неисправного двигателя не рекомендуется, поскольку ситуация может быстро ухудшиться из-за снижения смазывающих свойств масла, которое постепенно смешивается с охлаждающей жидкостью.

Антифриз в цилиндрах двигателя

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

Как уже оговаривалось ранее, выход белого пара из выхлопной в холодную и влажную погоду — вполне закономерное явление, до прогрева даже можно наблюдать как капает из глушителя, но если двигатель имеет оптимальную температуру, а пар продолжает выходить, то можете быть уверены, что в двигателе есть неполадки.

Основными причинами, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым, являются:

    .
  1. Неисправность инжектора.
  2. Некачественный бензин со сторонними примесями.
  3. Выгорание масла из-за залегания колец (дым с оттенком).

Причины по которым может появляться белый дым из выхлопной бензинового авто лишь частично могут отличаться от тех, что касаются дизеля, поэтому уделим больше внимания тому, как проверить из-за чего именно начал валить дым.

Как проверить почему появился белый дым?

Проверка почему белый дым из глушителя

Первое, что стоит проверить при постоянно идущем белом дыме – извлечь масляный щуп и убедится что ни уровень масла, ни его состояние не изменились (молочный цвет, эмульсия), ведь последствия попадания воды в масло хуже всего для двигателя. Также из выхлопной будет идти не чисто белый дымок, а с сизым оттенком. Такой характерный масляный дым из выхлопной трубы долго держится позади автомобиля в виде тумана. А открыв крышку расширительного бачка, можно будет заметить пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости и унюхать запах выхлопных газов. По цвету нагара на свече зажигания или его отсутствии тоже можно узнать некоторые проблемы. Так, если она выглядит как новая или полностью мокрая, то это свидетельствует о попадании воды в цилиндр.

Принцип проверки выхлопных газов белым листом бумаги

Убедится в происхождении дыма поможет еще и белая салфетка. На работающем моторе нужно поднести ее к выхлопной и пару минут подержать. Если дым из-за обычной влаги, то она будет чистой, если в цилиндры попадает масло, то останутся характерные жирные пятна, а если же просачивается антифриз, то пятна будут с голубоватыми или желтым оттенком, причем с кислым запахом. Когда косвенные признаки указали на причину появления белого дыма из выхлопной, тогда нужно будет вскрывать двигатель и искать явный дефект.

Попадать жидкость в цилиндры может либо через поврежденную прокладку или же трещину в блоке и головке. Стоит отметить что при пробитой прокладке кроме дыма также появится троение двигателя.

При поиске трещин особое внимание обращайте на всю поверхность ГБЦ и самого блока, а также на внутренность цилиндра и область впускных и выпускных клапанов.С микротрещиной найти место протечки будет непросто, понадобится специальный тест давлением. Но если трещина значительная, то продолжение эксплуатации такого автомобиля может привести к гидроудару, поскольку жидкость может скапливаться в пространстве над поршнем.

Эмульсия на крышке

Может случиться так, что вы не чувствуете запаха выхлопов в радиаторе, в нем резко не повышается давление, но при этом налицо наличие белого дыма, эмульсии, вместо масла, а уровень жидкости стремительно падает. Это свидетельствует о попадании жидкости в цилиндры через впускную систему. Для определения причин попадания воды в цилиндры достаточно осмотреть впускной коллектор, не снимая головку блока цилиндров.

Учтите, что все дефекты, которые приводят к образованию белого дыма, нуждаются не просто в устранении прямых причин. Эти неполадки вызваны перегревом двигателя, и потому нужно обязательно проверить и починить поломки в системе охлаждения.

Причины дыма из выхлопной трубы, бензиновый и дизельный двигатель

Появление дыма из выхлопной трубы густого черного, сизого (синего), белого, серого цветов и других приближенных оттенков после запуска двигателя сигнализирует о возникших неполадках в последнем.

И даже если в ходе поездки дым пропадет, нельзя успокаивать себя мыслью, что мотор прогрелся и проблема ушла сама собой навсегда. Как раз наоборот, скорее всего, ситуация повторится, а густота дыма увеличится.

Главные причины

Цвет дыма из выхлопной трубы – это один из главных диагностических признаков, который нельзя игнорировать.

Как правило, основными причинами повышенной задымленности выхлопных газов являются:

  1. Неправильное сгорание топлива;
  2. Горючая жидкость сгорает не полностью;
  3. Попадание масла и охлаждающей жидкости в цилиндры.

Все это является следствием возникших неисправностей в:

  1. Цилиндропоршневой группе, дальше ЦПГ;
  2. Системах — топливной, распределения впрыска, охлаждения, зажигания, смазки.

По цвету выхлопных газов можно сделать поверхностную диагностику и сразу сказать, что является источником проблемы — масло, топливо или ОЖ.

Но вот выявить другие причины задымленности вряд ли получиться, так как один и тот же цвет дыма может быть следствием разных поломок.

Чтобы быстро найти причину белого, черного дыма или других цветов необходимо сопоставить все нехарактерные особенности в работе мотора и его систем.

Нужно понимать, что причиной могут быть вторичные факторы, которые напрямую не могут влиять на повышенную задымленность выхлопных газов.

Например, неисправности в системе охлаждения могут привести к его перегреву. Если вовремя не принимать меры, то возникает большая вероятность залегания (пригорания) поршневых колец.

Как следствие, масло будет попадать в цилиндры и выходить вместе с выхлопными газами придавая им синий (сизый) оттенок, также будет присутствовать характерный резкий запах.

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы, как привило, свидетельствует о неисправности топливной системы автомобиля. Происходит неполное сгорание горючего в результате переобогащения топливовоздушной смеси.

Если к выхлопной трубе подставить лист белой бумаги, то на последней будут обнаружены мелкие частицы сажи, это следствие описанной выше проблемы.

Зимой еще проще, сажа будет оседать на снегу.

Одновременно с появлением черного дыма:

  1. Через раз заводиться двигатель и неустойчиво работает;
  2. Повышается расход топлива; (упала мощность);
  3. Резкий токсичный запах у выхлопных газов.

При этом у инжекторных двигателей черный дым появляется в результате негерметичности форсунок, сбоях в работе датчиков расхода воздуха, кислорода. Все это может привести к переобогащению топливной смеси.

Негерметичность форсунок – это серьезная неисправность, которая может привести к гидроудару, а это капитальный ремонт двигателя.

Дело в том, что через неисправную форсунку в цилиндр двигателя (когда он не работает) может просочиться топливо, которое, находясь в жидком состоянии, не позволит поршню дойти до ВМТ и в таком случае гидроудар неизбежен.

У карбюраторных двигателей черный дым может возникнуть по причине закоксовывания воздушных жиклеров, деформации игольчатого клапана, что приведет к переливу топлива в поплавковой камере. Опять же, происходит переобогащение топливно—воздушной смеси.

Другая проблема избыточного топлива, это попадание его в смазку, разжижение и уменьшение смазочных качеств последней.

Чтобы диагностировать проблему достаточно проверить уровень масла в картере, если он изменился в большую сторону, а жидкость приобрела характерный запах бензина то эксплуатация агрегата прекращается до устранения неисправности.

А также нужно понимать, что переобогащения топливная смесь, попадая в цилиндры смывает поступающее туда масло, а это приводит к повышенному трению деталей, появлению на них задиров, и, соответственно, быстрому их износу.

Подробнее читайте: Что делать если появился черный дым из выхлопной трубы.

Причины белого дыма

Белый дым из выхлопной трубы в разных погодных условиях может указывать как на возникновение неисправностей, так и наоборот, в отсутствии таковых.

В холодное время года, как правило, это явление считается нормальным и после прогрева мотора пропадает.

В холодную погоду, особенно при минусовой температуре, из выхлопной трубы выходит не дым, а пар, первоисточник которого – вода, является сопутствующим элементом сгорания топлива.

На холоде пар конденсируется и приобретает белый цвет, который по мере прогрева двигателя, становится темней.

Также параллельно с паром можно наблюдать воду, которая капает (течет) из выхлопной трубы.

Появление и густота пара зависят от многих факторов:

  1. Влажность воздуха – чем она больше, тем насыщенней белый цвет пара;
  2. Холод – чем ниже температура, тем больше вероятность появления пара даже на прогретом моторе, при этом если температура опускается за минус 20, то пар становиться бело—сизым.

Появление белого дыма на прогретом двигателе в теплую погоду сигнализирует о том, что в цилиндры проникла охлаждающая жидкость.

Вода, которая содержится в ОЖ, при сгорании топлива нагревается, но не успевает испариться и в виде белого дыма (пара) выходит из выхлопной трубы.

Причин попадания ОЖ в цилиндры может быть несколько, одна из них, пробита прокладка головки блока.

Важно понимать, что оттенок былого дыма в данном случае может меняться и зависит от погодных условий, типа охлаждающей жидкости (ее состава), освещенности на улице. Как правило, дым приобретает синеватый (сизый) оттенок и многие путают его с масляными выхлопами.

Нужно знать, что белый пар не имеет резкого запаха и после того, как покинул выхлопную трубу, сразу же остывает и рассеивается. А масляной дым, мало того, что резко и неприятно пахнет, он оставляет после себе синеватый туман, который долго не рассеивается.

Чтобы проверить, что выходит из выхлопной трубы масло или пар, заведите и немного прогрейте двигатель. Затем возьмите чистый лист белой бумаги и приложить его к выхлопной трубе.

Вода, оставаясь на бумаге, через несколько минут высохнет, не оставив явных следов. Масло же, наоборот, оставит явные жирные пятна.

Помимо пробитой прокладки ОЖ в цилиндры может попадать в результате образования трещин в блоке и его головки.

Также возможны обратные процессы – проникание выхлопных газов из цилиндра в систему охлаждения, что приводит к образованию газовой пробки.

Дальше диагностика возможна без снятой или со снятой головкой блока.

Без снятия головки.

Газовое образование может помочь быстро выявить проблему. Для этого необходимо открыть расширительный бачок или радиатор и осмотреть охлаждающую жидкость на предмет:

  1. Наличия масляной пленки;
  2. Уровня жидкости (он ниже обычного);
  3. Наличие запаха выхлопных газов.

При открытом расширительном бачке попросите помощника завести машину (мотор должен быть холодным). Одной рукой возьмитесь за верхний патрубок радиатора.

Если в бачке появились пузырьки газа, уровень начал «плавать» (подниматься и опускаться, и наоборот), периодически выбрасывается жидкость через крышку, давление в патрубке резко возросло, то это является признаком наличия трещины.

Заглушите двигатель. Обратите внимание, уходит ли ОЖ из расширительного бачка. Если да, то нужно понимать, что она, скорее всего, уходит в цилиндры.

Далее, через масляные кольца она попадает в поддон картера, уровень жидкости повышается, что уже может негативно сказаться на работу мотора.

После запуска мотора масло с ОЖ окончательно смешиваются и образуют эмульсию, которая приобретает характерный для такой смеси серый (если ОЖ – ВОДА) или желто—коричневый (ржавый) цвет.

Для диагностирования неисправности:

  1. Откройте пробку заливной горловины масла;
  2. Выньте щуп и замерьте уровень масла;
  3. Проверьте цветность жидкости на щупе и под крышкой заливной горловины;
  4. Если цвет в картере не изменился, а под крышкой имеется желто—коричневая пена, то это значит трещина или прогар есть, но они незначительные или появились недавно;
  5. Если цвет масла в картере тоже изменился, а при запуске двигателя ощущается, что коленчатый вал проворачивается тяжело, значит, размеры дефектов большие, возможно, над поршнем собралась жидкость, которая мешает запуску мотора. Возникает опасность в гидроударе и поломки или деформации шатуна.

Чтобы выяснить где появился дефект можно сделать следующее:

  1. Выкрутите все свечи зажигания;
  2. Сравните их между собой, та свеча, которая будет самой чистой даст понять где искать неисправность. Дело в том, что ОЖ, попадая в цилиндры, вымывает все вокруг. Не исключением являются и свечи зажигания;
  3. Поставьте авто на ручной тормоз. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы оба клапана проблемного цилиндра были закрыты, а поршень находился ближе к НМТ. Любым возможным способом через отверстие свечи подайте вовнутрь под давлением воздух и если в расширительном бачке повысился уровень ОЖ, то, можно сказать, что причина выявлена.

Со снятием головки.

Снимите головку блока и осмотрите прокладку на наличие прогара. Обратите внимание на плоскость головки, не повело ли ее.

Вспомните, перегревался ли двигатель и когда это было. Часто автовладелец даже не знает о перегреве мотора (какое—то время автомобилем управляли по доверенности), но недавняя замена неисправного вентилятора или термостата, может навести на определенные мысли.

Подготовьте фонарик. Опустите поршень в нижнюю мертвую точки и осмотрите стенки цилиндра на наличие трещин, их несложно заметить.

Если трещин нет, то ситуация усложняется. Нужно внимательно осмотреть стенки камеры сгорания на головке блока, особенно в районе седла выпускного клапана. В сложных ситуациях головку под давлением проверяют на герметичность.

В некоторых моделях авто, где конструктивно предусмотрен подогрев впускного коллектора с помощью охлаждающей жидкости через специальные каналы, возможно попадание последней в цилиндры через пробитые прокладки.

Диагностировать данную неисправность можно по уровню ОЖ, который уменьшается, изменившемуся цвету масла.

При этом давление в патрубке радиатора не возрастает, в расширительном бачке отсутствуют запахи выхлопных газов (как в случае, описанном выше).

Эти признаки помогут избавиться от ненужных действий, к примеру, снятия головки блока.

Поэтому важно знать конструктивные особенности своего автомобиля.

Из вышесказанного становиться очевидным, что часто причиной появления белого дыма из выхлопной трубы может быть перегрев мотора. Поэтому устранять нужно не только прямые причины, но и те, которые привели к данному перегреву.

А это, как правило, неисправности в системе охлаждения: негерметичность соединений, воздушные пробки в радиаторе, неисправности термостата, вентилятора и его муфты, датчика включения и другие.

Поэтому при появлении из выхлопной трубы белого дыма эксплуатация транспортного средства противопоказана, при условии, что это не пар.

Смесь масла с ОЖ не обладает нужными смазочными свойствами, что приведет к быстрому износу деталей, который будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

Работы двигателя с такой эмульсией хватит буквально на несколько десятков в лучшем случае пару сотен километров, а потом неотвратимо нужно будет делать капитальный ремонт.

Синий или сизый дым

Моторное масло, попадающее в цилиндры, является основной причиной образования в выхлопной трубе синего дыма.

В зависимости от режима работы агрегата, степени его перегрева, от количества попавшего в цилиндры масла зависит цветность дыма.

Он может быть плотным сине—белого цвета, или прозрачным сизым.

Вышеупомянутый тест с бумагой поможет промониторить ситуацию.

Жирные маслянистые невысыхающие пятна, которые остаются на бумаге от выхлопных газов, резкий токсичный запах указывает на масляной характер дыма.

Первое, на что нужно обратить внимание, это увеличенный расход масла.

  • расход в диапазоне от 0,4 до 0,5 л. на 100 км — синий дым из выхлопной трубы начинает появляться только при резком изменении нагрузок двигателя.
  • расхода увеличился до показателя от 0,8 до 1,0 л. на 100 км — сизый или синий дым появляется и в режиме стандартных нагрузок. В режиме повышенных оборотов дым становится сильно густым с отравляющим запахом.

На всех современных авто установлен каталитический нейтрализатор, который частично нейтрализует частицы масла в выхлопных газах, соответственно синева дыма будет минимальной, но это не значит, что двигатель работает в нормальном режиме.

Вовремя не выявленная проблема уменьшит срок службы катализатора.

Причины, по которым появляется дым из выхлопной трубы очевидны, это износ узлов и деталей ЦПГ, и, как следствие, проникновение масла в ненормированном количестве в цилиндры двигателя.

  1. Через зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов;
  2. Через компрессионные и маслосъемные кольца.

В первом случае. Помимо износа указанных деталей стоит обратить внимание и на маслосъемные колпачки, неисправность которых также приводит к проникновению масла в камеру сгорания, и как следствие, образованию синего дыма.

Со временем колпачки становятся малоэластичными и не полностью выполняют свои функции. В итоге масло, стекая по клапанам, проникает в камеру сгорания. Спасти ситуацию сможет только их замена.

Между изношенными деталями очень хорошо проходит масло, особенно если оно разогретое и разжиженное.

По мере прогрева мотора жидкое горячее масло беспрепятственно попадает в цилиндры по увеличенным зазорам, чем и вызывается повышенная задымленность выхлопных газов.

Способствует увеличению поступления масла в камеру сгорания перемещение автомобиля на холостых оборотах и при торможении двигателем.

Во впускном коллекторе, при обоих режимах передвижения, образуется разряжение, благодаря которому масло, под действием перепадов давления, стекает по стержням клапанов и собирается в выхлопной системе на стенках деталей.

По этой причине при открытия дроссельной заслонки, которое происходит в результате нажатия на педаль газа, в первые несколько секунд масляной сизый дым имеет ярко выраженную густоту.

Во втором случае. Износ гильз, поршневых колец, деформация поршня также может быть причиной масляного токсичного сизого дыма из выхлопной трубы.

Верхние компрессионные кольца воспринимают нагрузку не только при взаимодействии с гильзами цилиндров с наружной стороны, но и с торцов, под действием давления образовавшийся газов. В этих местах происходит их наибольший износ.

Кольца находятся в поршневых канавках, которым свойственно тоже изнашиваться – образуются большие зазоры. Это создает эффект насоса.

Изношенные верхние компрессионные кольца за счет эффекта насоса как бы подкачивают масло в цилиндры снизу—вверх, даже несмотря на то, что маслосъемные кольца находятся в исправном состоянии.

Неисправные маслосъемные кольца полностью не снимают масло со стенок гильз, в итоге последнее догорает в камере сгорания образуя токсичный масляной выхлоп.

Всем известно, что поршень останавливается в верхней и нижней мертвых точках.

Именно в районе ВМТ, там, где останавливается верхнее компрессионное кольцо, происходит сильный износ гильзы, так как в этой зоне происходит воспламенение топливной смеси и соответственно возникают большие нагрузки на детали.

В средней части, под действием внешних и внутренних факторов, цилиндр часто становиться овальным, а это уже отклонение от формы и нарушение качества герметизации. Поршневые кольца в данном случае ситуацию не спасают.

Если владелец авто забыл поменять масляной фильтр, то в результате плохой очистки в масле появляются абразивные частицы, которые попадая в пространство между гильзой и юбкой поршня повреждают их поверхности.

Возникшие царапины, даже при идеальном состоянии поршневых колец, способствуют проникновению масла.

Если автомобиль долго не эксплуатировался и не был законсервирован, как это положено при продолжительной стоянки, возможно появление коррозии на деталях ЦПГ (кольцах, поршнях, гильзах).

В таком случае на притирку и приработку деталей понадобится время, и то, результат вряд ли гарантирован. А вот повышенный расход масла и синий дым из выхлопной трубы гарантирован точно.

Не стоит рассчитывать на бездымную работу двигателя после его некачественного капитального ремонта.

Неоригинальные комплектующие, дефектные кольца, поршня, гильзы неправильной формы с грубой поверхностью, не могут гарантировать качественную приработку деталей. Экономить на таком ремонте не стоит.

Повышенное давление картерных газов и уменьшение компрессии первый признак износа деталей ЦПГ, а это значит, что скоро ждите появление синего дыма.

Но здесь есть важным момент, незнание которого может запутать при поиске причин появление синего дыма.

Так как в цилиндры поступает масло в увеличенном количестве оно хорошо герметизирует зазоры, образовавшиеся в результате износа деталей. Если зазоры небольшие, то показатели компрессии могут быть близкими к норме, что многих вводит в заблуждение.

Если износ деталей в двигателе незначительный, то будет наблюдаться следующая картина.

При запуске мотора на холодную из выхлопной трубы сначала появится дым синего цвета и по мере прогрева он начинает уменьшаться и в итоге пропадет.

Объясняется это тем, что между холодными деталями, которые пока еще имеют неправильную форму, образуются большие зазоры, по мере прогрева, детали приобретают нужную форму, занимают правильно места и зазоры уменьшаются.

Если детали ЦПГ изношены до предела, то ситуация будет другая.

Масло, по мере прогрева мотора, нагреваясь становиться менее вязким, поэтому оно свободно проникает в цилиндры.

Изношенные детали, даже после прогрева не будут плотно примыкать друг к другу, что не создает никаких препятствий для проникновения масла.

Поэтому по мере прогрева интенсивность выхода синего дыма из выхлопной трубы будет только усиливаться.

Другие возможные дефекты, которые не менее опасны:

    . Последствия – повреждение колец на поршнях, но чаще поломка перемычек между ними;
  1. Деформация юбок поршней – результат перегрева мотора, приводит к образованию увеличенного зазора между гильзой и поршнем. Деформированный поршень в результате перекоса уменьшает эффект от работы колец, понижается компрессия.
  2. Деформация шатуна – происходит в результат удара поршня по клапану, который не закрылся в результате обрыва ремня ГРМ. Гидроудара – как следствие проникновения в цилиндры воды или топлива. Результат тот же, что и в пункте 2.
  3. Пригорание колец и их залегание в канавках поршня. Причина – игнорирование рекомендациями производителя авто по использованию в двигателе определенной марки масла.
  4. Кольца завальцованы в канавках – причина, длительное неуправляемое зажигание, когда горючее в камере сгорания воспламеняется не от искры, а от другого перегретого источника (калильное зажигание). Как правило, происходит преждевременное воспламенение, которое приводит к чрезмерному давлению и повышенной температуре. Калильное зажигание может привести к еще большим неприятностям, чем завальцовывание колец и потеря их подвижности – раскол изолятора свечи и попадание его в цилиндр, задир или прогар поршня.

Читайте по теме: Ремонт поршневой группы, особенности, где лучше делать.

Как найти проблемный цилиндр

Вышеизложенные неисправности не возникают сразу во всех цилиндрах. Отыскать проблемное место несложно. Это можно сделать с помощью замера компрессии или путем анализа состояния свечи зажигания.

Также проблемный цилиндр может не функционировать, или выдавать мощность намного ниже возможной. Все это будет заметно на нестабильно работающем двигателе, особенно при запуске на холодную.

Как правило, проблемы в ЦПГ сопровождаются металлическими стуками, нехарактерными шумами, которые меняются в зависимости от прогрева двигателя, его эксплуатационных нагрузках, частоты вращения.

Негерметичность клапанов, их прогар, а также проблемы с зажиганием, способствуют повышенному расходу масла, которое вылетает через выхлопную трубу уже в виде синего дыма.

В такой ситуации, к примеру, по причине неисправной свечи зажигания отключиться один цилиндр. Опытные водителя называют такую ситуацию «Двигатель троит».

Признаком негерметичности или прогаром клапанов является появление бело—голубого дыма. В таком случае, чтобы отыскать цилиндр с проблемными клапанами необходимо осмотреть свечи зажигания.

Так свеча, на которой будет явно выраженный, возможно с наростами, черный нагар укажет на источник проблемы.

Дальнейшая диагностика подразумевает проверку компрессии. В таком цилиндре она будет либо отсутствовать полностью, либо компрессометр будет выдавать незначительные параметры, далекие до нормативных.

Экзотические дефекты

Вызвать синий масляной дым могут, казалось бы, нехарактерные дефекты, которые связаны с автоматической коробкой передач.

В коробках автомат, в которых предусмотрен вакуумный датчик нагрузки, иногда разрывается мембрана вакуумного модулятора.

В эту полость начинается поступать масло АКПП, а затем по вакуумной трубке, под действием разряжения, которое создают поршня двигателя, перетекать во впускной коллектор. Т.е. из коробки автомат масло попросту высасывается. Напомним, масло в ATF имеет красный цвет.

Перетекает масло, как правило, не во все цилиндры, а только в те, возле которых во впускном коллекторе технологически предусмотрен отбор вакуума.

Диагностировать проблему несложно. Выкручиваем свечи и находим залиты красной жидкостью.

Дизеля

Цвет дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя тоже может быть белым, сизым (синим) или черным.

Причины такого явления у дизелей очень схожи с бензиновыми двигателями, но так как принцип их работы частично отличается между собой, то и причины задымленности тоже могут быть разными или дополнять друг друга.

Черный или серый дым

Как мы уже знаем (смотрите выше), причиной черного дыма является переобогащение топливной смеси.

Но в дизелях такая смесь может образоваться не только в результате подачи избытка топлива, но и в результате малого поступления воздуха (кислорода) в цилиндры. Т.е. подается повышенный объем дизтоплива, несоразмерный с объемом кислорода.

Причины появления выхлопных газов черного цвета у дизелей:

  1. Износ форсунок (создают низкое давление впрыска, просто льют соляру в виде капель, а не тумана);
  2. Нарушена регулировка подачи топлива на ТНВД;
  3. Неисправен регулятор оборотов на ТНВД;
  4. Забился воздушный фильтр;
  5. Неправильная работа дроссельной заслонки (там, где она есть);
  6. Уменьшение тепловых зазоров во впускных клапанах (нарушена регулировка);
  7. Неправильная работа системы EGR (рециркуляции выхлопных газов);
  8. Неисправности турбокомпрессора;
  9. Неправильно выставлены метки топливоподачи и газораспределения.

Явным признаком нехватки воздуха в камере сгорания может быть темно–серый дым.

А выхлопные газы серого цвета сигнализируют обо всех выше перечисленных проблемах, только в меньшей степени. К примеру, воздушный фильтр не забит полностью, а только частично.

Синий (сизый) цвет выхлопных газов

Основные причины синего дыма у дизелей:

  1. Попадание масла в цилиндры;
  2. Поздний впрыск топлива;
  3. Низкая компрессия;
  4. Неисправности турбокомпрессора (износ уплотнений ротора, подшипников).

Причины попадания масла в цилиндры у дизелей аналогичны, как и у бензиновых двигателей, повторяться не будем.

Если появился поздний впрыск топлива, то причина проблемы находится в ТНВД, скорее всего он неисправен.

В результате естественного износа деталей топливного насоса высокого давления, а при неправильной его эксплуатации — ускоренного износа, период опережения впрыска топлива постепенно уменьшается.

В результате этого топливо не успевает смешаться с воздухом и нагреться (приготовиться), а, следовательно, оно не догорает в камере сгорания и в виде сизого (синего) дыма вылетает из выхлопной трубы. Сопутствующий признак – двигатель трясет при запуске.

Когда двигатель прогреется топливо в цилиндрах успевает нагреться и сгорает полностью, поэтому дым синего цвета через пару километров пути может исчезнуть.

Также стоит обратить на такую неисправность, как нехватка топлива в ТНВД. Проблема может возникнуть по причине забитого фильтра тонкой очистки топлива.

Тут стоит упомянуть про подпружиненный поршень таймера, с помощью которого регулируется поздний или ранний впрыск. Он находится непосредственно в ТНВД.

Суть в том, что нехватка топлива приведет к понижению давления в насосе, это уменьшит противодействие пружине, которая сместит поршень на поздний впрыск.

Это приведет к позднему впрыску топлива, тряске двигателя и появлению синего дыма из выхлопной трубы.

Если в цилиндрах низкая компрессия, то это будет влиять на формирование нужной температуры для воспламенения топлива. Ведь показатели температуры прямо пропорциональны создаваемому поршнем давлению, а последнее зависит от компрессии.

Температура будет ниже нормативной, а значит подаваемое вовремя топливо не будет воспламеняться.

Если, к примеру, два цилиндра в дизельном двигателе имеют хорошую компрессию, а два нет, то мотор, скорее всего, запустить удастся, но вот запуск будет сопровождаться огромным количеством сизого дыма.

Когда мотор прогреется цвет выхлопов нормализуется. Это произойдет потому, что на общем фоне работы двигателя температура во всех цилиндрах выровняется и станет достаточной для того, чтобы дизтопливо воспламенялось даже там, где компрессия слабая.

Неисправности турбокомпрессора тоже могут стать причиной появления из выхлопной трубы синего или сизого дыма. Выход из строя уплотнений ротора, износ подшипников позволяет проникать маслу во входной патрубок турбины.

Оттуда масло поступает в выхлопную систему, там догорает и выбрасывается наружу.

Выявить такую неисправность тяжело, так как внешне в первое время она себя не проявляет, но затем признаки, как говориться налицо.

Белый дым у дизеля

Тут ситуация схожа с бензиновыми двигателями, не стоит путать белый дым с паром.

Многие владельцы дизельных автомобилей путают сизые выхлопные газы с белыми.

Как отмечалось пунктом выше, сизый дым часто является следствием выхода из строя деталей турбины, и чтобы его определить, достаточно понюхать.

Основная же причина белого дыма у дизелей, это попадание охлаждающей жидкости в один или несколько цилиндров (чаще в один).

Практически все впускные коллекторы у дизельных моторов подогреваются охлаждающей жидкостью, выход из строя прокладки позволяет просочиться ОЖ в камеру сгорания.

Другие причины появления из выхлопной трубы белого дыма в дизелях идентичны бензиновым агрегатам, мы их повторим, но раскрывать полностью не будем (смотрите выше), это:

  1. Прогорание прокладки блока;
  2. Трещина в головке или самом блоке.

В последнем случае выход только один, провести замену головки блока. Но так, как новая деталь для современных иномарок может стоить от 1000 у.е., многие идут на компромисс и приобретают контрактные аналоги (бывшие в употреблении) привезенные из других стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *