Какой расход топлива у самолета
Перейти к содержимому

Какой расход топлива у самолета

  • автор:

Расход топлива разных самолетов

С момента создания первого самолета и по сегодняшний день, было сконструировано и воссоздано не менее десяти тысяч различных моделей авиалайнеров, будь то военной или гражданской авиации. Постоянно возникающие вопросы и прогрессивные усовершенствования воплощаются в новые изящные конструкции и образцы, которые уже через несколько лет занимают свою нишу в современном воздушном флоте.

Одна из наиболее важных задач авиастроения – расход топлива самолета, ведь чем он выше – тем нерентабельнее машина, что прямо противоположно любому рыночному прогрессу. Так что же такое расход топлива авиалайнера, и какой он у разных самолетов?

В текущий момент существует три технических показателя данного параметра самолета:

  1. Часовой расход топлива;
  2. Километровый расход топлива;
  3. Удельный расход топлива.

Часовой расход топлива

Часовой расход топлива – это количество используемого горючего за один час полета. Этот расчет всегда без исключения берется при крейсерской скорости и максимальной коммерческой загрузке авиалайнера и рассчитывается в единице – кг/ч.

Крейсерская скорость – это скорость, на которой производят все пассажирские перевозки. Она составляет примерно 60-80% от максимальной ввиду безопасности и дополнительного веса.

Максимальная коммерческая загрузка – это максимально разрешенный вес пассажиров, багажа, техники и иных грузов на борту самолета.

В среднем составляет от 1 до 15 тыс. кг в час.

Километровый расход горючего

Километровый расход горючего – это количество горючего, затраченное на один километр перелета. Рассчитывается, также как и при часовом – на крейсерской скорости и при максимальной коммерческой загрузке.

Стоит заметить, что при грузовых и пассажирских перевозках намного логичнее применять именно данный расчет, т. к. главная цель подобного полета – доставить груз на требуемое расстояние при наименьшей затрате горючего, а не продержаться в воздухе как можно дольше, однако в технических характеристиках закрепился именно часовой.

Рассчитывается в кг/км.

Удельный расход топлива

Удельный расход топлива – это количество потребляемого горючего на единицу времени или расстояния, относительно мощности или тяги летательного аппарата, обеспечиваемого тем или иным двигателем и т. д.

Существует несколько различных единиц исчисления, зависимых от выбора параметров:

  • Масса или объем топлива – грамм, килограмм или литр (г, кг или л);
  • Время или расстояние пути – час или километр (ч или км);
  • Мощность или тяга двигателей – лошадиных сил или килограмм-сила (л. с. или кгс).

В результате выходит, например, г (л. с. ·ч) или кг (кгс ·ч).

В гражданской авиации закрепился также другой расчет – вес затраченного топлива на один километр пути к общему количеству пассажиров на самолете. Его единица расчета – г/пасс.-км (грамм на пассажиро-километр).

Данный технический показатель тесно сотрудничает с топливной эффективностью, помогая указать наиболее выгодный авиалайнер для перевозки того или иного количества пассажиров, используя при этом минимум горючего.

От чего зависит расход топлива

Расход горючего летательного аппарата зависит от нескольких факторов:

  • Крейсерской скорости;
  • Массе летательного аппарата;
  • Коммерческой загрузке;
  • Погодных условий;
  • Вида и количества двигателей (винтовые, реактивные или комбинированные);
  • Конструкции авиалайнера;
  • И другого.

Перечень моделей авиалайнеров и их топливный расход

  • Ан-2: удельная затрата горючего – 42 г/пасс.-км, часовая затрата горючего – 0,131 тыс. кг/ч;
  • Ан-140-100: 24,4 г/пасс.-км, 0,55 тыс. кг/ч;
  • Ан-38-100: 43,7 г/пасс.-км, 0,38 тыс. кг/ч;
  • Ан-24: 36,0 г/пасс.-км, 0,86 тыс. кг/ч;
  • Ил-86: 34,5 г/пасс.-км, 10,4 тыс. кг/ч;
  • Ил-96-300: 26,4 г/пасс.-км, 7,8 тыс. кг/ч;
  • Ил-114-100: 20,8 г/пасс.-км, 0,59 тыс. кг/ч;
  • Як-40: 79,4 г/пасс.-км, 1,241 тыс. кг/ч;
  • Як-42Д: 35,0 г/пасс.-км, 3,1 тыс. кг/ч;
  • Ту-104Б: 75 г/пасс.-км, 6 тыс. кг/ч;
  • Ту-134А: 45,0 г/пасс.-км , 3,2 тыс. кг/ч;
  • Ту-154М: 31,0 г/пасс. Км, 5,3 тыс. кг/ч;
  • Ту-204-300: 27,0 г/пасс.-км, 3,25 тыс. кг/ч;
  • Ту-214: 19,0 г/пасс.-км, 3,7 тыс. кг/ч;
  • Ту-334: 23,4 г/пасс.-км, 1,7 тыс. кг/ч;
  • Ту-144С: 230,0 г/пасс.-км, 39 тыс. кг/ч;
  • Boeing 707-320: часовая затрата горючего – до 7,2 тыс. кг/ч;
  • Boeing 717-200: 2,2 тыс. кг/ч;
  • Boeing 727-200: 4,3 тыс. кг/ч;
  • Boeing 737-300: топливная эффективность – 22,5 г/пасс.-км, часовая затрата горючего – 2,4 тыс. кг/ч;
  • Boeing 737-400: 20,9 г/пасс.-км, 2,6 тыс. кг/ч;
  • Boeing 747-300: 22,4 г/пасс.-км, 11,3 тыс. кг/ч;
  • Boeing 757-200: 23,4 г/пасс.-км; 3,25 тыс. кг/ч;
  • McDonnell Douglas MD-83: часовая затрата горючего – 3,1 тыс. кг/ч;
  • McDonnell Douglas MD-90: 2,65 тыс. кг/ч;
  • Airbus A320-200: топливная эффективность – 19,1 г/пасс.-км, часовая затрата топлива — 2,5 тыс. кг/ч;
  • Airbus A321-100:— 23,2 г/пасс.-км, 2,885 тыс. кг/ч;
  • Airbus A380: удельная затрата горючего – 2,9 на одного пассажира и 100 км пути, часовая затрата топлива – до 13 тыс. кг/ч;
  • Fokker 50 : часовой расход горючего – 0,64 тыс. кг/ч;
  • Embraer EMB-120ER: топливная эффективность — 27,6 г/пасс.-км, часовой топливный расход – 0,39 тыс. кг;
  • Bombardier CRJ 200: 35,9 г/пасс.-км, 1,1 тыс. кг/ч;
  • Sukhoi Superjet 100: расход горючего на час – 1,7 тыс. кг/ч;
  • МС-21-300: удельная затрата топлива –15,1 г/пасс.­км;
  • МС-21-400: 15,1 г/пасс.­км;
  • Concorde: часовая затрата горючего – 20,5 тыс. кг/ч;
  • Avro Canada C102: удельная затрата горючего – 109 г/пасс.-км, часовая 2,7 тыс. кг/ч;
  • Vickers Vanguard: часовая затрата горючего – 2,1 тыс. кг/ч;
  • Bristol Britannia 314: 2,2 тыс. кг/ч;
  • De Havilland Comet 4B: 5,2 тыс. кг/ч;
  • Breguet 941: 1,2 тыс. кг/ч;
  • Hawker-Siddeley Trident 3B: 4,65 тыс. кг/ч;
  • BAC One-Eleven 475: 2,3 тыс. кг/ч;
  • Sud-Aviation Caravelle 11R: 2,6 тыс. кг/ч;
  • Dassault Mercure: 2,8 тыс. кг/ч;
  • Convair 990A: 5,8 тыс. кг/ч.

Как рассчитывают количество топлива на полет

Заправка

Количество горючего, которое заправляют в авиалайнер перед взлетом, рассчитывается по специальным формулам, доступным узкому специализированному кругу лиц и отличающимся в зависимости от модели воздушного судна.

Однако существует приблизительное вычисление, которое складывается из следующих слагаемых:

  • Массы горючего, требуемой для перелета из точки А в точку Б при определенной коммерческой нагрузке.
  • Количества топлива, которое израсходуется при полете из точки Б до самого удаленного аэродрома, указанного запасным в полетном плане.
  • Количества горючего, которое будет использовано, если самолет сделает два дополнительных круга на посадке.
  • И 5% от всей суммы топлива, рассчитанного в предыдущих пунктах, как запас.

Данное видео показывает сброс топлива во время полета. Такую процедуру практикуют некоторые модели авиалайнеров при аварийных ситуациях или перед посадкой (намного реже).

Сколько топлива берет с собой самолет, выполняющий рейс?

Сколько топлива берет с собой самолет, выполняющий рейс?

Интересно

Представить хотя бы приблизительно, сколько необходимо топлива самолету для выполнения рейса, довольно сложно. Однако для авиакомпаний эта информация является одной из наиболее важных. Как и чем заправляют самолеты, а также сколько топлива они берут с собой в полет?

Как заправляют самолеты?

Самолеты могут заправлять топливом нескольких типов. В небольших моделях используются поршневые двигатели, поэтому в бак заливают бензин. Почти на всех коммерческих самолетах устанавливаются двигатели газотурбинного типа и заправляют их авиакеросином, то есть топливом для двигателей на реактивной тяге.

Самым первым этапом заправки воздушного судна является контроль качества топлива на нефтеперерабатывающем заводе (выходной контроль). Когда топливо поступает в заправочный комплекс, оно проходит входную проверку. Доставляться оно может железной дорогой в цистернах, автоцистернами, водными маршрутами и даже прямым трубопроводом.

Заправка самолета в крыло

Заправка самолета в крыло

Пройдя фильтрацию, топливо закачивается в резервуары. Затем отстаивается, заново проходит проверку и «получает» паспорт качества. Воздушные суда могут заправлять несколькими способами. Первый предполагает соединение системы заправочного комплекса с перроном аэропорта, где предусмотрены специальные стоянки с топливными гидрантами. Через них топливо закачивают внутрь самолета. Второй способ предполагает наличие транспорта-заправщика, в который наливают топливо (около 60 000 литров) и везут к самолету.

В большинстве воздушных судов топливо находится в баках, установленных в центре самолета и крыльях. Также резервуары могут располагаться в стабилизаторе или хвостовой части. Бортовой компьютер в современной авиации сам распределяет топливо по бакам. Во время заправки оператор держит в руках специальное устройство с кнопкой, которую нужно иногда нажимать. В противном случае подача топлива прекращается.

Расход топлива самолета

Одним из самых важных показателей является топливный расход воздушных судов. Он определяет эффективность использования самолета. Если условия эксплуатации равны и самолет тратит меньше топлива, авиакомпания терпит не такие большие издержки.

Данные о расходе топлива воздушных судов в некоторых источниках различаются, так как используются разные методики измерения показателей. Кроме этого, расход зависит от выбранной скорости, скорости ветра, нагрузки, протяженности полета, высоты и других показателей. Именно поэтому берутся усредненные данные.

Топливозаправочный комплекс "Домодедово"

Топливозаправочный комплекс “Домодедово”

Пример расхода топлива у некоторых самолетов:

  • Ан-2 («кукурузник») – 131 кг в час;
  • Ту-154М – 5300 кг в час;
  • Ил-86 – 10400 кг в час;
  • Boeing 747-300 – 11300 кг в час;
  • Ту-144С – 39000 кг в час.

Естественно, самолет берет с собой топлива в рейс с запасом. В этот объем входит: путь от А до Б и к пункту В (запасной аэродром). Также добавляют авиатоплива на несколько запасных кругов, в случае если воздушное судно выпало из графика или наблюдаются плохие погодные условия. Около 5% добавляют на «всякий случай». Например, в «Боинг» заливают около 160 тонн топлива, в советский Ту-154 – 40 тонн, Airbus А320 – 30 тонн.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bmpd

Транспортная клиринговая палата опубликовала интересную статистику среднечасового расхода топлива по некоторым типам воздушных судов (ВС) отечественного и зарубежного производства (в сборнике "Информация о деятельности воздушного транспорта (2000-2011) и авиакомпаний России (2010-2011)"). В распоряжение блога попала часть данных (за исключением некоторых ВС произведенных за пределами СНГ), которая приведена в табличной форме.

Расход авиатоплива, кг/час

Ан-140-100 (52 чел)

Ан-140-100 (64 чел)

Ан-148-100 (68 чел)

  • 1

www_aviaport_ru/conferences/42113/17.htm l#p196909
«Цифра 2300кг/ч — это какая-то хрень, которая ни с чем не стыкуется.
Помнится, в том же 2011м году был шум из-за того, что у Суперджета часовой расход оказался не 1689 как по контракту, а 1864кг/час.
vz_ru/economy/2011/4/19/485057.html
«Ранее СМИ со ссылкой на источники сообщали, что «Аэрофлот» недоволен больше не срывом сроков поставок, а меньшей топливной эффективностью SSJ-100 по сравнению с ожидавшейся. В реальности масса самолета получилась на 3,5 тонн больше и расходует он на 11% больше топлива (1864 кг на час), чем это было зафиксировано в контракте на поставку (1689 кг на час).»
А тут вообще всплыла какая-то запредельная цифра в 2296кг/час. Скорее всего запланированный вброс инициированный антоновским лобби. Не случайно два самолета в таблице разместили рядышком и даже позаботились указать посадочные места.
Точно так же рядышком поставили Ан-140-100 (64 чел) и Ил-114 (64 чел) с расчетными 580 . у первого и 619 у второго.
И ведь больше ни у каких типов посадочные места не указывались!

Вот теперь я абсолютно уверен, что это АНТКшный лживый вброс. «

на одном авиафоруме пишут:

АК не сообщают данные о часовом расходе в ТКП, опубликованные данные, это цифра из планируемых «расход на полет» деленная на полетное время, из информации, которую предоставляет экипаж в штурманскую. Вся эта статистика не более чем сферический конь в ваккуме, т.е. с большой погрешностью. Реальная статистика за год по SSJ, показывает совсем другую цифру, менее 2х тонн.

кстати, о ЧАСОВОМ расходе.
выше написано «Лично я хожу на Махе М=0,73-0,74» — это слова пилота ан-148. Самолет летает на М=0.73

в то же время суперджет летает на М=0.78-0.80

то есть то же самое растояние Суперджет преодолеет за меньшее время. Часовой расход тут сравнивать вообще не имеет смысла.

потому как идеальный по часовому расходу будет дирижабль/воздушый шар, висящий в воздухе сутками. Допустим, Москва питер дирижабль долетит за 50 часов, потратив, допустим, тонну топлива. Часовой расход будет равен 20 кг/ч. Пора уже объявлять о победе дирижабля над всеми вышеперечисленными самолетами? или не пора?

повторю: Суперджет летит на 70-90 км/ч быстрее чем тот же ан-148, следовательно тратит меньше времени на полет на одинаковое расстояние, следовательно ан-148 трати больше времени, следовательно больше топлива уйдет и на рейс. Сравнивать часовой расход имеет смысл только при одинаковых скоростях. А на М=0.78 суперджет экономичнее ан-148 на 350 кг/ч, ещё и перевозя при этом на 20 пассажиров больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *