Замена тормозной жидкости
КАЖДЫЕ 2 ГОДА, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОБЕГА
Необходимый специальный инструмент: Накидной ключ 10 мм для отворачивания штуцера прокачки тормозов.
Тормозная жидкость через поры тормозных шлангов и через вентиляционное отверстие резервуара жидкости всасывает в систему воздух. Вследствие этого в процессе эксплуатации понижается точка кипения тормозной жидкости. При большом тормозном усилии это может приводить к образованию пара в тормозных трубопроводах, что существенно снижает эффективность действия тормозов.
Тормозная жидкость должна заменяться каждые два года, рекомендуется это делать весной.
При работе с тормозной жидкостью необходимо соблюдать меры безопасности, обратитесь к Разделу Тормозная жидкость.
1. Отсосите тормозную жидкость из резервуара до уровня 10 мм.
Полностью не отсасывайте жидкость из резервуара, чтобы в систему не попал воздух.
2. Залейте в резервуар новую тормозную жидкость до отметки Max.
3. Наденьте на штуцер прокачки правого заднего суппорта чистый шланг и подставьте емкость.
4. Попросите ассистента несколько раз нажать на педаль тормоза так, чтобы ощутилось противодавление. Удерживая педаль прижатой, накидным ключом (1) отверните штуцер прокачки и выпустите жидкость через прозрачный шланг. Закройте штуцер, когда педаль коснется пола. Отпустите педаль. Обратитесь к сопроводительной иллюстрации. Этот процесс повторите столько раз (примерно 10 раз), сколько необходимо, чтобы из системы пошла новая жидкость. Новую жидкость можно узнать по более светлому цвету.
5. Закройте штуцер. Заполните резервуар новой тормозной жидкостью.
6. Аналогичным образом выкачайте жидкость из других суппортов. Последовательность следующая:
1 — задний правый;
2 — задний левый;
3 — передний правый;
4 — передний левый.
Вытекающая тормозная жидкость должна быть чистой и не содержать пузырьков воздуха.
7. Аналогичным образом замените тормозную жидкость в гидросистеме сцепления.
8. Удалите воздух из сцепления, обратитесь к Разделу Снятие, установка и проверка сцепления.
9. Отработанную тормозную жидкость необходимо сдать в специальный пункт приема.
Тормозная жидкость не должна ни в коем случае попадать в емкости для питьевой воды. Следует исключать контакт детей с тормозной жидкостью. Опасность отравления!
Проверка уровней жидкостей БМВ 5 Е39
Ниже описаны процедуры проверки уровня жидкости, производимые через каждые 400 км пробега или еженедельно. Описание других проверок уровней жидкости можно найти далее в Разделах, посвященных специфическим процедурам обслуживания. Независимо от интервалов проверки по графику не допускайте, чтобы жидкость вытекала под автомобиль, такие утечки указывают на неисправность, которую следует устранять немедленно.
Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, тормозной и системы омывания ветрового стекла. Ввиду постепенного расхода и/или загрязнения жидкостей в процессе нормальной эксплуатации автомобиля, их следует периодически заменять. Ознакомьтесь с Разделом “Типы и объемы применяемых смазок и жидкостей” в Спецификациях, прежде чем приступать к доливанию жидкости в какой-либо из перечисленных компонентов.
При любой проверке уровня жидкости автомобиль должен стоять на ровной поверхности.
Карта вязкости применяемых двигательных масел
1 — автомобили с дизельным двигателем: BMW 525 tds
2 — автомобили с бензиновым двигателем: BMW 520i, 528i, 535i, 540i
3 — автомобили с дизельным или бензиновым двигателем: специальные сорта масла BMW
Визуальный контроль утечек масла
При загрязнении двигателя маслом и повышенном расходе масла проверьте места его возможных утечек.
a) Откройте крышку заливной горловины и проверьте прокладку.
b) Вентиляция картера: Например, вентиляционные шланги от картерной части блока цилиндров к корпусу распределительных валов и от корпуса распределительных валов к корпусу воздухосборника.
c) Прокладка крышки головки цилиндров.
d) Прокладка головки цилиндров.
e) Прокладка масляного фильтра: Масляный фильтр в районе фланца.
f) Уплотнительное кольцо сливной пробки.
g) Датчик давления масла.
h) Уплотнение поддона картера.
i) Передний и задний сальники распределительного и коленчатого валов.
При наличии негерметичности масло распределяется, как правило, по большой поверхности двигателя, что затрудняет определение места утечки. Поиск места утечки масла необходимо производить следующим образом:
1. Промойте двигатель. Опрыскайте двигатель автоочистителем и через некоторое время опрыскайте водой. Предварительно укройте генератор полиэтиленом.
2. Посыпьте стыки и уплотнения на двигателе известью или порошком талька.
3. Проверьте уровень масла. При необходимости долейте.
4. Проедьте на автомобиле. При этом масло прогревается и становится более текучим. Для этого необходимо проехать на автомобиле около 30 км с достаточно большой скоростью.
5. После этого остановите автомобиль и обследуйте его лампой. Обнаруженные утечки устраните.
Проверка уровня двигательного масла
Щуп для измерения уровня масла
Крышка заливной горловины масла расположена в крышке головки цилиндров — каждый раз, прежде чем открыть ее, убеждайтесь, что поверхность вокруг горловины чистая
Уровень масла в двигателе должен проверяться каждые 1000 км пробега. При необходимости масло необходимо долить.
Расход масла не должен превышать 1 л на 1000 км пробега. Больший расход указывает на износ маслоотражательных колпачков.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВЕРКА СНЯТИЕ УСТАНОВКА
1. При измерении уровня масла автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке.
2. После остановки двигателя подождите не менее 3 мин, чтобы масло слилось в поддон картера.
3. Выньте указатель уровня масла и протрите его чистой тряпкой.
4. Вставьте указатель уровня на место до упора и снова выньте. Уровень масла должен лежать между двумя отметками, желательно на уровне или близко от верхней из них — если это не так, долейте масло до верхней метки
5. Для подъема уровня масла от минимальной метки на щупе до максимальной требуется один литр масла. Не допускайте падения уровня ниже минимальной метки, т.к. масляное голодание может привести к повреждению двигателя. С другой стороны, переполнение двигателя маслом (доливание выше максимальной отметки) может явиться причиной замасливания свечей зажигания, утечек масла или выхода из строя сальников.
6. Масло заливается через горловину на крышке головки цилиндров. Следите за тем, чтобы доливалось масло соответствующего сорта, для этого обратитесь к Спецификациям.
Проверка уровня масла является важной профилактической процедурой. Постоянное падение уровня масла указывает либо на наличие его утечек через поврежденные сальники или ослабшие соединения, либо на его выжигание (внутренние утечки через изношенные поршневые кольца или через направляющие втулки клапанов). Кроме того, следует обращать внимание и на состояние самого масла. Если масло имеет молочный цвет или в его составе можно заметить капли воды, это указывает на возможное нарушение герметичности прокладки головки цилиндров или наличие трещины в головке или блоке цилиндров. В этом случае двигатель следует отремонтировать немедленно. Каждый раз при измерении уровня масла перед протиркой лезвия щупа проведите по нему большим и указательным пальцами руки. Если при этом будут обнаружены налипшие на щуп частицы грязи или металлические частицы, масло следует заменить (обратитесь к Разделу Замена двигательного масла и масляного фильтра)
Не переливайте масло выше верхней метки. Это приведет к увеличению расхода масла и может вызвать повреждения двигателя и каталитического преобразователя.
На моделях 520i, 523i, 528i расширительный бачок (резервуар охладителя) крепится к радиатору — удостоверьтесь, что уровень жидкости сохраняется на или около метки “MAX”.
На моделях 525tds расширительный бачок (резервуар охладителя) расположен в боковой части двигательного отсека — снимите крышку и добавьте охладитель.
Не допускайте попадания антифриза на Вашу кожу или на окрашенные поверхности автомобиля. Если это все же произошло, немедленно смойте антифриз обильным количеством воды. Антифриз крайне токсичен в случае попадании в организм. Никогда не оставляйте его без присмотра в открытом контейнере или пролитым на пол; детей или животных может привлечь его сладкий запах, и они могут выпить его. Договаривайтесь с местными властями об уничтожении использованного антифриза.
Все автомобили, рассматриваемые в данном Руководстве, оборудованы системой охлаждения с избыточным давлением компенсационного типа. Расширительный бачок расположен в двигательном отсеке и соединен шлангом с радиатором. По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющийся охладитель заполняет бачок. При остывании двигателя охладитель автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержания постоянного значения его уровня.
Проверка уровня охладителя в резервуаре должна производиться регулярно. Добавьте 40%/60%-ную смесь антифриза на основе этиленгликоля с не содержащей извести чистой водой.
Не снимайте крышку заливной горловины расширительного бачка или крышку радиатора для проверки уровня охладителя до полного остывания двигателя! Уровень в резервуаре колеблется в зависимости от температуры двигателя. Когда двигатель холодный, уровень охладителя должен быть выше метки “LOW” на резервуаре. По мере нагревания двигателя уровень должен приближаться к метке “FULL”. Если это не так, дайте двигателю остыть и затем снимите крышку с резервуара.
Прогоните автомобиль и снова измерьте уровень охладителя. Если до нужного уровня требуется долить лишь небольшое количество охладителя, то для этого можно использовать чистую воду. Однако частые добавления воды разбавят антифриз. Для того, чтобы обеспечить нормальное соотношение антифриза и воды, всегда доливайте до нужного уровня требуемой смесью.
Если уровень охладителя падает регулярно, то в системе возможно наличие утечки. Осмотрите радиатор, шланги, крышку горловины, пробки слива и водяной насос (обратитесь к Разделу Замена жидкости системы охлаждения. Проверка морозоустойчивости охладителя. Визуальная проверка системы охлаждения) Если никаких утечек не обнаружено, произведите проверку герметичности крышки расширительного бачка и радиатора в дилерском отделении сервиса BMW.
Если Вам нужно снять крышку, подождите, пока двигатель полностью остынет, затем оберните кусок толстой ветоши вокруг крышки и отверните ее до первого упора. Если при этом из-под крышки начнет вырываться пар или охладитель, дайте двигателю еще немного остыть, и лишь затем снимите крышку.
Необходимо также проверить состояние охладителя. Он должен быть относительно чистым. Если жидкость имеет бурый или ржавый цвет, ее необходимо слить, промыть систему и заполнить ее новой смесью. Даже если охладитель выглядит нормально, входящие в его состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому его следует заменять через определенные промежутки времени.
Проверьте герметичность, если уровень жидкости быстро понижается, обратитесь к Разделу Проверка системы охлаждения.
Тормозная жидкость и жидкость сцепления
Тормозная жидкость может причинить вред Вашим глазам и повредить окрашенные поверхности автомобиля, поэтому будьте крайне осторожны при обращении с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может привести к опасной потере эффективности тормозной системы. Используйте только рекомендованный тип тормозной жидкости. Смешивание различных типов жидкости (таких как DOT 3 или 4 и DOT 5) может привести к отказу тормозной системы.
Резервуар тормозной жидкости/жидкости гидропривода сцепления находится в двигательном отсеке. Он имеет две камеры, каждая на свой контур торможения. Резьбовая пробка имеет вентиляционное отверстие. Необходимо следить за тем, чтобы оно не засорялось.
Резервуар прозрачный, что позволяет наблюдать за уровнем жидкости в нем. Снижение уровня ниже отметки MIN сигнализируется водителю загоранием контрольной лампы. Тем не менее, рекомендуется время от времени контролировать резервуар визуально.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
1. Снимите коробку микрофильтра воздуха салона со стороны водителя, обратитесь к Разделу Замена фильтра воздуха салона.
2. Уровень жидкости при закрытой пробке не должен быть выше отметки MAX и не ниже отметки метки “MIN” на полупрозрачном резервуаре — снимите крышку и долейте жидкость. Для проверки контрольной лампы нажмите контакт, указанный стрелкой.
3. Заливайте в систему только тормозную жидкость приведенную в Спецификациях.
4. Вследствие износа дискового тормоза возможно незначительное понижение уровня тормозной жидкости. Это считается нормальным.
5. Если же уровень жидкости заметно понижается в течение короткого промежутка времени, это является признаком утечек.
6. В этом случае необходимо срочно выявить места утечек жидкости. Это лучше всего сделать на СТО.
Проверка работоспособности контрольной лампы
1. Включите зажигание. Отпустите стояночный тормоз.
2. Нажмите пальцем контакт в пробке резервуара, стрелка на иллюстрации.
3. Ассистент при этом должен следить за тем, загорается ли контрольная лампа в блоке панели приборов. Если лампа не загорается, проверьте электрическую цепь.
4. Установите на место коробку микрофильтра воздуха салона (Раздел Замена фильтра воздуха салона)
Жидкость омывателя ветрового стекла
Жидкость для омывания ветрового стекла находится в пластиковом резервуаре справа в двигательном отсеке.
Положение шарика в трубке соответствует уровню жидкости в резервуаре. 0 — пустой, I — полный
В районах с умеренным климатом систему можно заправить обычной водой, но резервуар должен заполняться не более, чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными климатическими условиями следует использовать специальный антифриз для системы омывания ветрового стекла, снижающий точку замерзания жидкости, который можно приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров. Обычно он продается в концентрированном или готовом виде. Если Вы приобрели концентрированный антифриз, смешайте его с водой в соответствии с инструкцией производителя на упаковке.
Резервуар стекло- и фароомывателей расположен в правой части двигательного отсека
Резервуар омывателя интенсивной очистки стекол расположен в правой части двигательного отсека. Залейте незамерзающий концентрат не разбавляя водой.
Не используйте антифриз системы охлаждения — он повредит окрашенные поверхности автомобиля.
Замена тормозной жидкости BMW 5 E39
Тормозная жидкость способна через поры в тормозных шлангах и вентиляционное отверстие в крышке компенсационного бачка впитывать в себя влагу из воздуха. Поэтому со временем точка кипения тормозной жидкости понижается. При сильной нагрузке на тормоза в тормозных трубопроводах могут образовываться паровые пробки, что сильно нарушает работу тормозной системы.
Тормозная жидкость должна заменяться через каждые 2 года, по возможности, весной.
Обратить внимание на меры предосторожности при обращении с тормозной жидкостью.
С помощью отсасывающей емкости отсосать из компенсационного бачка тормозную жидкость, оставив на дне бачка спой жидкости толщиной примерно 10 мм.
Внимание: Не отсасывать из бачка всю жидкость, иначе воздух попадет в тормозную систему.
Заполнить компенсационный бачок новой тормозной жидкостью до метки МАХ.
На правом заднем суппорте дискового колесного тормозного механизма надеть на клапан для удаления воздуха чистый прозрачный шланг и вставить его в подходящий сосуд.
Попросить помощника многократно нажимать педаль тормоза, пока не возникнет ощутимое сопротивление нажатию. Нажать педаль, одновременно кольцевым ключом -1- открыть клапан для удаления воздуха и дать возможность вытекать тормозной жидкости по прозрачному шлангу. Когда педаль тормоза упрется в днище автомобиля, клапан для удаления воздуха закрыть и снять ногу с педали. Эту процедуру выполнять до тех пор (примерно 10 раз), пока по прозрачному шлангу не потечет новая жидкость. Новая тормозная жидкость имеет более светлый цвет.
Клапан для удаления воздуха закрыть и заполнить компенсационный бачок новой тормозной жидкостью.
Таким же способом откачать старую тормозную жидкость из других колесных тормозных цилиндров, соблюдая следующую последовательность: 1) сзади справа, 2) сзади слева, 3) спереди справа, 4) спереди слева.
Внимание: Сливаемая тормозная жидкость в любом случае должна быть чистой и без воздушных пузырьков.
Внимание: В заключение аналогичным способом заменить тормозную жидкость в приводе сцепления. Удаление воздуха из гидропривода сцепления изложено на с. 72.
Старую тормозную жидкость сдать на специальном пункте по приему отработанных горюче-смазочных материалов.
Внимание: Старую тормозную жидкость никогда не хранить в бутылках для питьевой жидкости и в местах, доступных для детей. Опасность отравления.