Маркировка шин
Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.
Расшифровка маркировки шин.
195/65 R15 91 T XL
195 — это ширина шины в мм.
65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».
Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).
Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
Таблица индексов нагрузки шины:
T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.
Таблица индексов скорости:
Маркировка американских шин:
Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.
Например: 31×10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)
31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.
Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.
Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:
XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).
M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.
All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.
Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.
Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.
RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.
Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.
Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.
Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.
Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).
Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.
Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.
Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).
DOT — Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).
Маркировка шин
Основная маркировка шин у большинства производителей одинакова. Маркировка шин в России осуществляется согласно ГОСТ 4754-97. Она включает информацию о размере, индексе скорости и нагрузки. Маркировка выполняется в метрической или дюймовой, американской системе .
Маркировка шин в метрической системе
Пример разбора маркировки: 205/55 R16 94H XL
205 – ширина профиля шины в миллиметрах.
55 – высота профиля шины в процентах от её ширины. В нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.
Профиль шины — относительная величина и это важно учитывать при подборе резины. Если вы вместо 205/55 R16 захотите использовать шины размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота. Это допустимо только если оба этих размера указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Низким профилем считается профиль менее 45.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовиках, где важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R – указывает на радиальную конструкцию шины, по расположению нитей корда каркаса. Это не радиус. Раньше были шины с диагональной конструкцией D, но сейчас ее практически не изготавливаются.
16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, он же внутренний размер шины или наружный у диска.
94 – индекс нагрузки, индекс допустимой грузоподъемности шины в нашем случае 670 кг. Таблица индексов нагрузки.
Это уровень предельной нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей обычно делается с запасом и не является решающим при выборе шин. Индекс нагрузки очень важен для микроавтобусов и небольших грузовиков. Для расчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес. На самом колесе можно найти надпись Max Load которая подскажет допустимую нагрузку на одну шину. Значения указываются в килограммах (kg) и фунтах (lbs), 1 фунт = 0,4536 кг.
H – индекс скорости шины, в нашем случае 210 км/ч. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке. Этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении с указанной скоростью в течении нескольких часов.
XL — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.
Американская маркировка летних шин
для примера LT33X10,50 R15 114S
33 — внешний диаметр шины в дюймах.
Х – разделитель, не несёт смысловой нагрузки.
10,5 — ширина профиля шины в дюймах.
R – указывает на радиальное строение шины.
15 – посадочный диаметр в дюймах. В прошлом на рынке были шины с американского рынка, у которых диаметр мог быть выражен дробным числом, например, 17,5.
Индексы скорости (S) и нагрузки (114) у дюймовых размеров используются те же, что и у метрических, выполненных по европейской системе.
Год выпуска
Маркировка содержит информацию о месяце и годе производства покрышки. Это четыре цифры в овале на боковой поверхности шины. Первые две цифры это порядковый номер недели в году, вторые — год. Например 0519 говорит о том, что покрышка выпущена в 2019 году, на 5-й неделе года. Не стоит пугаться, если на момент приобретения шины с даты производства прошло 2-3 года при условии правильного хранения.
Индикатор износа
Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На месте его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск.
На шипованных покрышках указывают следующее:
- AD — алюминиевые шипы.
- SD — шипы с твердосплавным сердечником.
- DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
- OD — шипы с овальным сердечником.
- MD — пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Производим дошиповку зимних шин в Екатеринбурге. Цены.
Цветные метки на шинах
Красная точка или треугольник ставится в самом жестком месте на боковине покрышки. При установке шины на легкосплавный диск эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник ставится на самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтая метка означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.
Иногда можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.
Защита от проколов
Производители покрышек используют разные технологии по защите от порезов и проколов.
Производитель |
Маркировка |
Bridgestone | RFT (Run-Flat Tyre) |
Continental | SSR (Self Supporting Run-Flat) |
Goodyear | EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat |
Kumho | RF |
Michelin | ZP (Zero Pressure) |
Pirelli | EUFORI@ или RF |
Nokian | Run Flat или RF |
Yokohama | RF |
Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при потере давления от 50 до 150 километров на скорости до 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных особенностей. В частности:
- MFS (Maximum Flange Shield) — максимальная защита закраины диска.
- FR (Flange Protector), RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild) — шина с защитой обода диска.
- FB (Flat Base) — покрышка без защиты обода диска от повреждений об бордюры.
Максимально допустимое давление (Max Pressure)
Давление на шине указывается в PSI или кПа. PSI (pound-force per square inch) — фунт на квадратный дюйм, единица измерения давления в США. На покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если на покрышке указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. На шинах для спецтехники, чаще всего, можно увидеть значение «монтажного давления». Оно означает допустимое давление при монтаже шины на обод, после монтажа шину можно накачивать до эксплуатационного давления.
Устанавка, привязка и клонирование датчиков давления во всех мастерских «Подкова». Цены.
Маркировка на шинах по сезону и покрытию.
- M+S — эту маркировку используют, в основном, европейские производители. M означает Mud (грязь), а буква S — Snow, снег.
- AS (All Seasons, Any Season) — покрышка пригодна для использования в любое время года.
- AGT (All Grip Traction) — всесезонная покрышка.
- R+W (Road + Winter) — в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
- Frost — так обозначают зимнюю резину.
- AW (Any Weather) — одходит для использования в любую погоду.
- A/T (All Terrain) — резина подходит для использования на любой местности.
- M/T (Mud Terrain) — покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
- 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) — специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.
Дополнительная информация
При маркировке шин производители иногда указывают дополнительную информацию о качествах и характеристиках изделий:
Маркировка шин
Расшифровка маркировки шин автомобиля является сложной задачей для большинства автовладельцев, так как она включает в себя множество параметров, которые обозначаются по особому. Маркировка на шинах наносится на боковые стороны покрышки. От качества резины шины автомобильного колеса зависит безопасность, удобство управления транспортным средством и передача шума во время движения. Поэтому при выборе шин летних и зимних перед покупкой требуется знать и уметь разбираться в маркировке шин. Основное обозначение маркировки шин говорит о том, для каких размеров дисков она подойдет.
Основные маркировки
Как вы знаете, на боковых поверхностях шин маркировка имеет множество параметров. К основным параметрам, обязательно включаемым в обозначение маркировки включает в себя:
- производитель (название фирмы);
- модель покрышки и торговая марка (производитель может иметь много торговых марок);
- размер шины;
- индекс максимальной нагрузки;
- индекс скорости;
- назначение;
- уровень защиты;
- сезон (зима, лето, всесезонная);
- дополнительная информация.
Рассмотрим подробнее, что включает в себя каждые перечисленные выше пункты:
- Производитель. Обозначается большими буквами. В настоящее время существуют огромное количество производителей качественных автомобильных шин.
- Модели и торговая марка. Производители для покрышек для машин могут иметь много торговых марок.
- Размер покрышки. Это самое основное, что нужно знать при выборе покрышек. Возьмем в качестве примера такой шифр в маркировке — 195 / 60 R 14. Первое число 195 — это ширина профиля шины в миллиметрах, то есть это расстояние между внешними границами боковых граней накаченного колеса, но без учета защитных поясов. Второе число, которое после дроби, 60 — это отношение высоты профиля к его ширине в процентах. В примере данного обозначения получается 195 * 0,6 = 117 мм. Латинская буква R означает, что шина радиального типа (Radial). Еще диагональный тип покрышки, но сейчас используют почти все шины радиального типа. И, что касается последнего числа в данном обозначении, то есть 14, он обозначает посадочный диаметр, то есть диаметр диска в дюймах. Есть шифры в маркировке, где после обозначения посадочного диаметра указывается буква С (comercial), которая говорит о том, что шина имеет дополнительные слои. Такие шины можно использовать для небольших грузовиков, джипов, микроавтобусов, фургонов. В последние годы индекс грузоподъемности обозначают двумя числами, первая из которых дает информацию о том, какую нагрузку можно использовать для одного колеса, вторая — для сдвоенных колес.
В качестве примера рассмотрим маркировку шины 185/75 R16C 104/102S. Сразу видим в шифре букву С и понимаем, что шина имеет повышенную прочность. Далее видим число 104, это говорит, что в случае одиночной установки колеса, то максимальная нагрузка на колеса равна 900 килограмм. А если сдвоенная установка, то смотрим на число 102, она равна 850 кг. Далее видим букву S — индекс скорости. Максимально допустимая скорость для этой шины равна 180 км/ч. Ниже рассмотрим подробнее индекс скорости и индекс максимальной нагрузки.
Есть модели покрышек, на которых в маркировке не обозначается соотношение шириной и высотой профиля в процентах. Если нет обозначения, то необходимо знать, что соотношение находится от 0,8 до 0,82. Если значение меньше 0.8, то оно всегда указывается на шине с шагом 0.05.
Пример обозначения маркировки шин в США
35/12.5 R15 113Q расшифровывается маркировка следующим образом:
- Внешний диаметр шины в дюймах — 35.
- Номинальная ширина в дюймах — 12,5.
Все остальные параметры расшифровываются также, как было рассмотрено на примере выше. Основное отличие — это первые два параметра, которые в США измеряются в дюймах, а в России и СНГ — в миллиметрах.
В этой таблице приведем соответствие шин легковых автомобилей радиального типа к профилю обода колеса:
Маркировка шины |
135/80R12 | 155/80R13 | 165/80R13 | 175/80R13 | 165/80R14 | 175/80R16 | 155/70R13 |
Маркировка профиля обода | 4,00B*, 4,50 | 4 1/2J*, 4J, 5J, 5 1/2J | 4 1/2J*, 4J, 5J, 5 1/2J | 4J*, 4 1/2J | 5J*, 4 1/2J | 5J* | 4 1/2J, 4J, 5J |
Маркировка шины |
165/70R13 | 175/70R13 | 185/70R13 | 175/70R14 | 185/70R14 | 205/70R14 | 185/65R13 |
Маркировка профиля обода | 4 1/2J*, 4J, 5J | 5J, 5 1/2J, 4 1/2J | 6J*, 7J | 5J*, 5 1/2J | 5J*, 5 1/2J | 5 1/2J*, 6J, 6 1/2J | 5 1/2J*, 6J |
А в этой таблице приведем соответствие шин профилю обода колеса для автомобилей легких грузовых машин и микроавтобусов:
Обозначение резины | 185/80R15C | 215/80R16C | 225/75R16C | 5,90-13C |
Обозначение профиля обода | 5 1/2J*, 5K, 6J | 6J* | 6 1/2J*, 6J, 5 1/2J | 4J*, 4 1/2J |
* — рекомендуемый профиль обода для данной покрышки.
Индекс максимально допустимой нагрузки (Load Index)
Индекс максимальной нагрузки — это максимальная масса, которую может выдержать шина. В маркировке цифры не показывают конкретную массу, это шифр. Примерный расчет будет такой: полную массу транспортного средства делим на 4 и получаем максимально допустимую массу на покрышку колеса. В маркировке шин индекс нагрузки указывается сразу после обозначения размера.
Индекс нагрузки | Нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка, кг |
62 | 265 | 75 | 387 | 88 | 560 | 101 | 825 | 114 | 1180 |
63 | 272 | 76 | 400 | 89 | 580 | 102 | 850 | 115 | 1215 |
64 | 280 | 77 | 412 | 90 | 600 | 103 | 875 | 116 | 1250 |
65 | 290 | 78 | 425 | 91 | 615 | 104 | 900 | 117 | 1285 |
66 | 300 | 79 | 437 | 92 | 630 | 105 | 925 | 118 | 1320 |
67 | 307 | 80 | 450 | 93 | 650 | 106 | 950 | 119 | 1360 |
68 | 315 | 81 | 462 | 94 | 670 | 107 | 975 | 120 | 1400 |
69 | 325 | 82 | 475 | 95 | 690 | 108 | 1000 | 121 | 1450 |
70 | 335 | 83 | 487 | 96 | 710 | 109 | 1030 | 122 | 1500 |
71 | 345 | 84 | 500 | 97 | 730 | 110 | 1060 | 123 | 1550 |
72 | 355 | 85 | 515 | 98 | 750 | 111 | 1090 | 124 | 1600 |
73 | 365 | 86 | 530 | 99 | 775 | 112 | 1120 | 125 | 1650 |
74 | 375 | 87 | 545 | 100 | 800 | 113 | 1150 | 126 | 1700 |
Для легковых автомашин — зная индекс нагрузки, необходимо придерживаться правила, чтобы не нагружать массу автомобиля до того, как нагрузка станет больше 80% от допустимой нагрузки на шину.
Для внедорожников — не более 70%.
От индекса нагрузки шин зависит безопасность. Поэтом при покупке покрышек, следует брать с неким запасом индекса максимальных нагрузок. Но и слишком с большим запасом не следует брать, потому как резина будет тяжелее, массивнее, и возможно гудеть во время движения.
Обозначения номера стандарта
Также на боковых поверхностях шин видно обозначения Е1-Е48, как правило обозначается в круге. Этот набор буквы и цифры говорит о том, в какой стране резиновое изделие прошло соответствие требованиям качества ЕСЕ (Economic Comission for Europe) и номер стандарта.
В этой таблице приведена информация о том, к какой стране относится обозначения стандарта:
Таблица соответствия кодов и стран стандартизации | |||
---|---|---|---|
Код | Страна стандартизации | Код | Страна стандартизации |
E1 | Германия | E21 | Португалия |
E2 | Франция | E22 | Россия |
E3 | Италия | E23 | Греция |
E4 | Нидерланды | E24 | Ирландия |
E5 | Швеция | E25 | Хорватия |
E6 | Бельгия | E26 | Словения |
E7 | Венгрия | E27 | Словакия |
E8 | Чехия | E28 | Беларусь |
E9 | Испания | E29 | Эстония |
E10 | Югославия | E31 | Босния/Герцеговина |
E11 | Великобритания | E34 | Болгария |
E12 | Австрия | E36 | Литва |
E13 | Люксембург | E37 | Турция |
E14 | Швейцария | E39 | Азербайджан |
E15 | Не используется | E40 | Македония |
E16 | Норвегия | E43 | Япония |
E17 | Финляндия | E45 | Австралия |
E18 | Дания | E46 | Украина |
E19 | Румыния | E47 | Южная Африка |
E20 | Польша | E48 | Новая Зеландия |
Max Load — это максимально допустимая нагрузка в килограммах или фунтах. 1 фунт равен 0,4536 кг.
Индекс скорости обозначается латинскими буквами. Указанная скорость допускается при максимально допустимой нагрузки на колесо. Индекс скорости указывается после индекса нагрузки.
Max Pressure — это максимально допустимое давление. Очень полезная информация для всех видов транспорта. Размерность указывается или в кило Паскалях (кПа) или в американской системе PSI. 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа.
Маркировка шин М+S (также можно встретить обозначение с амперсандой M&S). М — это сокращение слова Mud — грязь. S — snow (снег).
Маркировка шин по сезону и дорожному покрытию. Есть такие варианты обозначения сезонности:
- AS (All Seasons (все сезоны), Any Season (любые сезоны)). Резина пригодна для использования в любое время года.
- AGT (All Grip Traction). Всесезонная покрышка.
- R+W (Road + Winter). В переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
- Frost. Так обозначают зимнюю резину.
- AW (Any Weather). Подходит для использования в любую погоду.
- A/T (All Terrain). Резина подходит для использования на любой местности.
- M/T (Mud Terrain). Покрышка может использоваться на грязном ландшафте.Производители могут обозначать сезонность не буквами, а в виде картинок: капля, снежинка, солнце, горы и т.д.
Функция или назначения покрышек. Здесь указывается, для каких транспортных средств должна использоваться данная шина:
- P (Passenger). Для легковых машин.
- LT (Light Truck). Для легких грузовиков, фургонов, микроавтобусов.
- ST (Special Trailer). Для прицепов.
- LRO (Low Platform Trailer). Для использования на прицепах с низкой платформой.
- T (Temporary). Для временного использования (в качестве запасного колеса).
Год выпуска. На шины наносится год и месяц изготовления. Первые две цифры — это номер недели (в году 52 недели). Вторая цифра — год.
Иногда в маркировке шин можно встретить следующие три индекса:
- Температурный индекс. Лучшая категория температурного индекса — это А. Есть еще В, С.
- Индекс торможения — Traction A, B, C. Возможность резины шины тормозить на влажной и скользкой поверхности. Лучший индекс — А.
- Предполагаемый километраж пробега — Treadwear. Если указано число 100 — это означает, что ресурс 48000 км пробега. Минимальный индекс может быть 100.
Сведения о конструкции. Производитель по желанию может указывать, из каких слоев сделана резина покрышки. К примеру, если написано TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD, это означает, что покрытие состоит из двух слоев полиэстра, двух слоев корда из металла и одного слоя корда из нейлона.
Индикатор износа. На дне канавки (рядом с надписью TWID или TWI, DSI) есть специальный индикатор износа, по которому определяют, пора ли заменить покрышку.
Если шины шипованные, то указываются следующие данные:
- AD. Шипы из алюминия.
- SD. С твердосплавным сердечником.
- DD. С прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
- OD. Совальным сердечником.
- MD. Пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Цветные метки. Самое жесткое место на боковой поверхности обозначают красным кружочком или треугольником. Это нужно для того, если, например, устанавливаете шины на легкосплавные диски, то самую твердую точку нужно совместить с буквой L на диске.
Белая точка или треугольник — самая мягкая точка, ее нужно устанавливать на противоположной точке от L.
Желтая точка — это самое легкое место на покрышке. Ее нужно совмещать с золотником.
Информация о защите проколов и порезов. По желанию производитель может указать степень защиты от порезов и проколов. В этой таблице указывается соответствие производителя и маркировки:
Производитель покрышек | Маркировка | Производитель покрышек | Маркировка |
Bridgestone (Бриджстоун) | RFT (Run-Flat Tyre) | Michelin (Мишлен) | ZP (Zero Pressure) |
Continental (Континенталь) | SSR (Self Supporting Run-Flat) | Pirelli (Пирелли) | EUFORI@ или RF |
Goodyear (Гудеар) | EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat | Nokian (Нокиан) | Run Flat или RF |
Kumho (Кумбо) | RF | Yokohama (Ёкохама) | RF |
Такая технология дает возможность продолжать движения при частичной или полной потери давления в шине со скоростью не более 80 км/ч.
- MFS (Maximum Flange Shield). Максимальная защита закраины диска.
- FR (Flange Protector, также как и RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)). Шина с защитой обода диска.
- FB (Flat Base). Шина не имеет защищающего конструктивного элемента, который бы защищал обод диска от повреждений об бордюры.
Маркировка шин по цвету. Цветными буквами могут обозначать рекламу или дополнительные обозначения.
- OWL (Outline White Letters). Контурные белые буквы на боковине покрышки.
- BSW (Black Side Wall). Черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).
- VSB (Vertical Serrated Band). Вертикальная зазубренная полоса.
- RWL. Белая полоса на боковине.
- ORBL (Outlined Raised Black Letters). Черные выделенные поднятые буквы на боковине.
- RRBL (Recessed Raised Black Letters). Утопленные рельефные черные буквы.
- WSW. Белая боковина.
- BLK. Черная боковина.
Дополнительная информация. Сюда входят дополнительные параметры, характеристики и качестве резины. Ниже приведем длинный список, что может быть указано в доп информации:
- TUBELESS (Тублес). Так обозначается бескамерная шина.
- TUBE TYPE (Тьюб Тайп) (или ТТ, на немецких покрышках пишут Mit Schlauch). Означает, что в покрышку требуется установить камеру.
- PR. Это норма слоев резины. Для покрышек легковых автомобилей его значение, как правило, 4PR (чаще всего) или 6PR. Reinforced (Рейнфорсд) говорит о том, что шина усиленная, имеет 6 слоев. Шины 6PR или 8PR можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах (commercial, имеет 8 слоев).
- Страна-производитель. Помимо названия бренда иногда пишут страну изготовителя.
- Обозначение наружной и внутренних сторон. Если шина является ассиметричной (не равной), то с ее наружной стороны будет написано слово OUTSIDE (Аутсайд) (иногда Side Facing Out), а на внутренней — INSIDE (Инсайд) (иногда Side Facing Inwards).
- Left или Right. Указывает на какую сторону следует устанавливать резину.
- Направление вращения. Пишут Rotation (Ротэйшн) и указывают стрелку направления вращения колеса при движении вперед.
- XL (Extra Load). Это усиленная шина.
- Steel. Конструкция шины имеет металлический корд. Если не написано СТИЛ, значит корд текстильный. Обозначение All Steel — металлический корд и в каркасе, и в брекере.
- DOT X0 (Department of Transportation, Министерство транспорта США, X0 — код производителя покрышки). Стандарт качества США.
- Plies: tread. Состав слоя протектора.
- Sidewall. Из чего состоит боковина шины.
- DA или Secunda (в виде штампа). Наличие этих печатей указывают, что шины имеют некоторые незначительные дефекты.
- Green X, Reduces CO2. Значит шина с низким уровнем сопротивления качению, благодаря чему снижен расход топлива и выброс уровня СО2 (их называют еще «зеленые шины»).
- ND (Non Directional). Резина имеет ненаправленный рисунк протектора.
- NHS (Non Highway Service). Резина для малых скоростей.
- SAG (Super All Grip). Шины повышенной проходимости.
- SUV (Sport Utility VehiCles). Резина предназначена для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных машин.
- REGROOVABLE. Говорит о том, что рисунки протектора можно углубить дополнительной вырезкой.
- RETREAD. Означает, что шина использовалась ранее и была восстановлена.
- Studless. Не подлежит установке шипов.
- Studdable. Подлежит ошиповке
- Studded. Ошипованная резина.
- ГОСТ или ТУ. Производители пишут номер ГОСТа или технических условий, в соответствии с которыми было изготовлено изделие.
Рекомендации
Так как выбор по типу, виду и геометрии шин огромный, следует знать обычные правила:
- На всех колесах должны быть одинаковые шины. Нельзя, например, установить спереди низкопрофильную резину, а назад высокопрофильную.
- То же самое, например, спереди шипованную резину, а сзади летнюю.
- Спереди новая с хорошим протектором, а сзади лысая.
Но, ситуации разные бывают, если нет вариантов, то можно установить на оси обязательно один вид и марку шин, а на другой оси другой тип и марка, но, главное, чтобы на осях были одинаковые.