Устройство автомобилей
Кузова являются наиболее дорогостоящей частью легковых автомобилей, поэтому антикоррозионная обработка является важным технологическим процессом изготовления кузовов. Коррозия настолько агрессивный и активный процесс, что его следы можно найти даже на автомобилях, недавно покинувших заводской конвейер. Если же автомобилю несколько лет, ржавчина может проявляться достаточно активно, но интенсивность процесса зависит от многих факторов: условий эксплуатации, типов и методов применяемой антикоррозионной защиты, тщательности обработки и еще целого ряда условий.
Защита кузовов легковых автомобилей от коррозии начинается еще при изготовлении. Их наружные поверхности покрываются после грунтования двумя-четырьмя слоями эмали.
Однако наиболее быстро коррозия возникает в скрытых полостях и нижних частях кузова. К этим элементам относятся пустотелые профили кузова, днище, нижние части дверей и стоек, а также соединения деталей кузова, в том числе места точечной или электродуговой сварки.
Несмотря на то, что при изготовлении кузовов их днище обрабатывается пластизолем и противошумной мастикой, а в некоторых случаях подвергается оцинковыванию, в процессе эксплуатации автомобиля требуется дополнительная защита скрытых полостей кузова. Для этого применяются специальные противокоррозионные составы и уплотнительные мастики (в соединениях деталей). В качестве консерванта скрытых полостей используется Мовиль или подобный состав, который, обладая достаточной текучестью, при распылении затекает во все щели полости и прилипает к поверхности.
Для герметизации сочленений кузова, угловых стыков и зазоров используется невысыхающая мастика. Вместо пластизоля для защиты от коррозии днища и снижения уровня шума внутри салона мажет применяться противошумная битумная мастика, толщина слоя которой должна составлять 1…1,5 мм. толщина покрытия пластизолем должна составлять 1…1,2 мм.
Во внутренние полости противокоррозионное вещество наносится способами воздушного и безвоздушного распыления. При воздушном распылении используется сжатый воздух давлением 0,5…0,8 МПа. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением 4…12 МПа, которое позволяет распылять противокоррозионные материалы большой вязкости.
В процессе эксплуатации владельцам автомобилей приходится постоянно заботиться о внешнем виде своего «железного коня», применяя различные средства защиты от коррозии, которая способна быстро разрушить металл кузова, если его не защитить от внешнего воздействия агрессивных сред. Среди старых и испытанных методов защиты кузова в последние годы довольно популярным методом стало оклеивание кузова автомобиля защитной пленкой, которая неплохо предохраняет от воздействия воды, песка и даже мелких камней.
Такая защита, сохраняет свои свойства на протяжении двух-трех лет, в зависимости от типа использованной пленки. После чего легко удаляется и может быть наклеена вновь.
Для защиты от коррозии кабин грузовых автомобилей и автобусных кузовов наружные поверхности на заводе-изготовителе покрывают лакокрасочными материалами (один слой грунта и два слоя синтетической эмали). Внутренние поверхности окрашиваются в один слой.
Для защиты от абразивного изнашивания и коррозии внутренних поверхностей крыльев, брызговиков, пола, надколесных ниш дополнительно наносится покрытие из пластизоля, который при сушке кабины после окраски полимеризуется и образует ударопрочное покрытие.
Пластизоль также наносится и на наружные сварные швы и стыки панелей для герметизации кабины (салона) и защиты сварных швов.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Герметизация кузова обеспечивается применением различных уплотнителей ( рис. 3.70), уплотнительных мастик, резиновых заглушек по технологическим отверстиям и тщательной подгонкой сопрягаемых деталей. [2]
Для обеспечения герметизации кузова сварные швы и сточные желобы на всех моделях в процессе окраски кузова промазываются снаружи пластизольной мастикой. [3]
Для обеспечения герметизации кузова сварные швы и сточные желобы на всех моделях в процессе окраски кузова промазываются снаружи пластизольной мастикой. На автомобилях ВАЗ-2108 и — 2109 свыше 20 деталей кузова выполнены из цинкрометалла — стали с предварительным покрытием на основе эпоксидных смол и цинкового порошка. Из цинкрометалла изготавливаются передние крылья и их усилители, панель рамки радиатора, соединители и поперечины в нижней части кузова. [4]
На стадии проектирования следует также рассматривать вопрос герметизации кузова автомобиля . Большие нарастающие аэродинамические давления особенно отражаются на герметичности кузова высокоскоростных автомобилей, в частности, когда конструкция окон может вызвать падение давления внутри кузова. При изготовлении кузовов с помощью точечной сварки возникает проблема в получении для изолирования соединения внахлестку такого герметика, который не выгорал бы при сваривании листов. Одним из вариантов решения этой проблемы является введение уплотняющего валика между точечными швами, как показано на рис. 6.14, а. Этот способ герметизации оказывается особенно ценным для стыковочных соединений внахлестку корытообразных элементов пола кузова. Важным требованием при проектировании всех герметизированных соединений является сведение к абсолютному минимуму подвижности узлового соединения, так как вызываемое этой подвижностью растрескивание уплотнителя относится к наиболее распространенной форме разрушения герметизирующего слоя. При соединении передней стойки с нижним обвязочным брусом требуется особое внимание в связи с необходимостью исключения проникновения воды с надколесной дуги к брусу и далее в корыто пола. Узлы крепления задних надколесных дуг не могут быть достаточно уплотнены вследствие затрудненного к ним доступа. Это приводит к другой, довольно распространенной проблеме, с которой приходится сталкиваться при выполнении стыковочных соединений внутри полостей воздухозаборника отопителя, встроенного в перегородку, расположенную между двигателем и кабиной. [5]
Летом 1980 года по телевидению демонстрировался способ герметизации кузова автомобиля с помощью быс-тротвердеющей пены из полиуретана. [6]
Смешанные с асфальтом резиновые клеи используются для соединения неметаллических частей, в звуконепроницаемой изоляции как основа герметизации кузовов автомобилей . В строительстве с их помощью скрепляют кирпич, дерево, металл и бетон, защищая последние от влаги. Черепица, ранее укреплявшаяся с помощью скоб, может быть приклеена прямо на плоской поверхности. Керамические плитки, листовой пластик и прессованная на смолах декоративная фанера могут быть приклеены к штукатурному гипсу, кирпичу, дереву и стали; линолеум и виниловые плитки для пола — к деревянной или бетонной основе. [7]
Зазоры дверных проемов колеблются в пределах 3 — 6 мм. Для герметизации кузова проемы дверей, окон, люков, клапанов и различные соединения оборудованы резиновыми уплотнителями. [8]
Имеются правила оформления путевок в рейсы. Разработаны инструкции по выявлению расхода горючего. Есть требования об исправном состоянии весового хозяйства и измерительных приборов, Оиязателыюи герметизации кузовов автомобилей и подвижного состава. Столь же необходимы правильная организация контрольно-пропускного режима, оснащение проходных механизированными воротами, эстакадами для досмотра автотранспорта, турникетами, камерами хранения личных вещей, оборудование складских помещений средствами охранно-пожарной сигнализации, надежное ограждение производственной территории. Требуется доводить до всех исполнителей нормы расхода ресурсов по видам изделий, своевременно проводить инвентаризацию материальных ценностей и их списание. Известно положение, по которому лица, ранее судимые за хищения и растраты, на материально-ответственные должности не назначаются. Правила, условия, требования такого рода образуют в своей совокупности всеобъемлющую систему предупреждения корыстных преступлений и тяготеющих к ним стяжательства, частнособственнических тенденций. [9]
При утверждении продовольственной программы майский ( 1982 г.) Пленум ЦК КПСС особое внимание обратил не только на увеличение производства продуктов питания, но и на снижение потерь при их транспортировании и хранении. Только в 1982 г. на уборке зерна занято около 1 5 млн. автомобилей. Разработан способ герметизации кузовов автомашин напылением на них ППУ. На обивку мешковиной, заделку щелей затрачивают более суток, а напылением ППУ герметизацию проводят за 15 — 20 мин при значительно более высоком качестве, повышении прочности и долговечности. Разработана напылительная установка типа Пена. Выпущена опытная партия этих установок. Необходимо наладить их серийное производство. [10]
Уплотнение и защита кузова от коррозии
В дополнение к герметизирующим деталям, предусмотренным в дверях и крышке багажника, во избежание попадания в кузов воды и пыли, а также попадания воды и грязи из-под крыльев на лицевую поверхность, кузов на заводе специально обрабатывают.
Для этого применяют два типа защитных битумных мастик:
- Неплотности между фланцами свариваемых деталей и различные щели промазывают вручную длинноволокнистой мастикой № 57У. Благодаря значительной толщине слоя мастики она со временем не затвердевает полностью; в ней не образуются трещины и уплотнение не нарушается.
- Для уплотнения тонких щелей применяют незасыхающую коротковолокнистую мастику № 213, наносимую в полужидком состоянии в виде тонкого шнура, выдавливаемого из специального пистолета.
Для радикальной защиты от коррозии кузов подвергается на заводе специальной обработке — фосфатированию (бондеризации). Этот процесс представляет собой обработку всей наружной и внутренней поверхности кузова раствором солей фосфорной кислоты, который, взаимодействуя с металлом кузова, образует прочно связанное с ним микропористое фосфатное покрытие. Пористая структура покрытия обеспечивает также надежное сцепление покрытия с наносимой на него грунтовкой. Таким образом, фосфатирование препятствует доступу кислорода к основному металлу кузова и не допускает образования и распространения коррозии под окраской. При местных повреждениях окраски, доходящих до основного металла, коррозия может образоваться только на месте повреждения.
Грунтовка, являющаяся основанием окраски, наносится на бондеризованную поверхность кузова методом распыливания, кроме нижней части кузова, которую для более надежной защиты погружают в ванну с грунтовкой на глубину около 0,7 м.
Для стока из кузова моющих составов, бондерита, грунтовки и краски в полу кузова предусмотрены специальные отверстия, закрываемые пластмассовыми или резиновыми заглушками изнутри кузова. Несколько таких отверстий, закрываемых заглушками снизу, сделано в нижней части порогов.
Наличие заглушек следует периодически проверять. При потере какой-либо заглушки необходимо во избежание проникания в кузов пыли поставить новую заглушку или заменить ее резиновой пробной.