Какая температуры воды в радиаторах отопления считается нормой?
Современное человечество старается тщательно отслеживать потребление предоставляемых коммунальных услуг, ведь получаемые счета за отопление растут ежегодно, но при этом соответствующие службы предоставляют их не в полном объёме.
Поэтому потребитель вправе знать, какая должна быть температура батарей в отопительный сезон по закону.
Температурные нормы отопления в многоквартирном здании
Трубы каждой квартиры, идущие от радиаторов отопления, подключены к централизованной системе, что усложняет контроль над температурными показателями. Часто при высоких тарифах в квартирах остаётся холодно, а обычный потребитель не подозревает, что коммунальщики нарушают его права.

Период запуска отопления приходится на первые числа октября. Но многое зависит от погоды в конкретный период, поэтому дата назначается органами местного самоуправления. Затем информация передаётся в ТЭЦ или РСО.
Права и обязанности 2-х сторон регламентируются законом:
- предоставление коммунальных услуг — Постановление Правительства № 354 от 06.05.11 г.;
- требования по качеству обеспечения отоплением — этот же закон (приложение 1, раздел VI);
- правила по оказанию услуг — Приказ Росстандарта № 5444-ст от 11.06.14 г. в соответствии с ГОСТом Р 51617-2014 (стандарты Российской Федерации);
- параметры микроклимата в помещениях по межгосударственному стандарту — ГОСТ 30494-2011 по Приказу Росстандарта № 191-ст от 12.07.12 г.;
- закон о теплоснабжении федерального уровня — № 190-ФЗ от 27.07.2010 г.;
- обобщённые правила по теплоснабжению МКД — ФЗ № 416 ст. 7 гл. 3 от 07.12.2011 г.;
- технические условия по регулированию обеспечения нормативного уровня тепла — ГОСТ Р 51617-2000;
- условия отопления, кондиционирования и вентиляции воздуха — СНиП 41-01-2003 СП 60.13330.
Исходя из Законодательства России, для экстренного подключения отопления необходима температура воздуха на улице + 8°С на протяжении как минимум в течении 5 суток.
Норма температуры воздуха
В отличие от нормативов на тепло в батареях отопления, для воздуха диапазон параметров минимален. Для каждой комнаты показатели индивидуальные:
- жилая комната (спальня, зал) — около + 18–22°С;
- ванная — + 20—25°С;
- туалет — + 18°С;
- совмещённый санузел — + 25°С;
- кухня — + 18°С;
- угловое помещение жилого типа — + 20–24°С;
- кабинет для занятий — + 18–22°С, в зависимости от возраста (для дошкольников показатели выше);
- вестибюль, лестничная площадка — от + 12 до + 18°С;
- кладовка — от + 12 до + 18°С;
- межквартирная перегородка (тамбур в простонародье) — от + 16 до + 20°С.
В ночное время (с 00:00 до 05:00) показатели градусника допустимо снижать на 3–4°С.
Почему такая разница в температурных показателях? Для этого существует несколько причин :
- кухонное помещение не требует повышенных температур, так как здесь часто используется газовая / электрическая печь (она тоже является теплоносителем);
- санузлы считаются комнатами с повышенной влажностью, поэтому для её нейтрализации показатели градусника повышенные (плюс ко всему во время принятия душа / ванны необходимо тепло);
- угловые комнаты с 2-х сторон имеют стены открытого типа, поэтому нуждаются в утеплении (если же использовать теплоизоляционные плиты снаружи, то показатели градусника должны равняться обычному жилому помещению);
- в кладовках принято хранить разнообразные вещи или консервацию, здесь неуместны высокие температуры.
Нормативы устанавливаются на основании частоты времяпрепровождения в конкретной комнате.
Норма температуры батарей
Теплоотдача радиаторов отопления в зимний период обозначена Законодательством страны. Комфортным микроклимат считается при показателях градусника от + 18 до + 25°С. Это регламентируется требованиями СНиП 41-01-2003. Однако нормы разнятся по разным параметрам.
Минимальное значение
Наименьшие нормативы температуры батарей отопления отсутствуют. Владельцы квартир и домов должны ориентироваться на показатели воздуха. Но есть средние значения для зимнего времени:
- если на улице температура + 4–5°С, то радиаторы должны быть + 39–40°С;
- если вне помещения холодно (до — 15°С), то батареи должны быть температурой не менее + 70°С.
Максимальное значение
Нормативы температуры радиаторов отопления по максимуму зависят от разных факторов. В частности от конструктивных особенностей системы отопления:
- при однотрубной — + 115°С;
- при двухтрубной — + 95°С.
Оптимальное значение — от + 80 до + 90°С. Если же при двухтрубной системе показатели превышают + 100°С, происходит перегрев конструкции с дальнейшим закипанием, что влечёт за собой неприятные последствия.

Нормы для систем индивидуального отопления
Госстрой выделяет несколько нормативов для систем индивидуального отопления. Вариации температуры указаны в таблице.
| Уличная температура | Температурные показатели в подающей трубе | Параметры обратной трубы |
| 0°С | + 65°С. | + 48°С. |
| + 5°С | + 50°С. | + 39°С. |
| — 5°С | + 78°С. | + 56°С. |
Огромное значение имеет вид батарей отопления, так как каждый материал индивидуально реагирует на те или иные температуры нагрева. Существует формула, определяющая нормы теплоснабжения (они зависят от мощности радиатора в Вт), где:
- S — обозначает площадь комнаты в кв. м;
- h — свидетельствует о высоте потолков в метрах;
- цифра 41 — говорит об эмпирическом коэффициенте по минимуму тепловой мощности.
Расчёт осуществляется специальными органами на основании соотношения полученной величины и реальной теплоотдачи. Исходя из типа отопительной системы, параметры на 1 секцию батареи следующие:
- чугунные радиаторы — мощность 90–160 Вт;
- стальные системы — от 60 до 170 Вт;
- алюминиевые и биметаллические — от 160 до 200 Вт
Дополнительно тепловая мощность, вне зависимости от вида радиаторов, определяется допускаемыми показателями давления в теплоносителе. Минимальные составляют от 2 до 4 атм., максимальные — от 6 до 8 атм.
При первых параметрах обогрев неэффективный, при вторых — чрезмерный. Оптимальные значения в 4–6 атм.
Современные системы теплоснабжения диктуют свои правила. Коммунальные служащие не обязаны строго придерживаться норм ГОСТа, так как они носят лишь рекомендательный характер. Зато они обязаны руководствоваться требованиями САНПИНа.
Как узнать температуру теплоносителя в батареях?
Для определения соответствия температуры батарей отопления нормам по ГОСТу необходимо узнать теплоту непосредственно у радиатора. Для этого существует несколько вариантов:
- медицинский градусник — прибавьте к показателям 2–3°С;
- инфракрасный термометр;
- спиртовой градусник.
В каждом конкретном случае необходимо придерживаться определённых правил:
- Термометр медицинский (бытовой). Достаточно приложить участок со ртутью к поверхности батареи и подождать несколько минут или секунд (в зависимости от разновидности градусника).
- Спиртовой термометр. Отличный вариант, если хозяин квартиры желает ежедневно контролировать температуру на соответствие нормам. Что делать:
- приложите спиртометр к радиатору отопления;
- закрепите скотчем (лучше использовать тонкий двухсторонний);
- сверху приложите любой теплоизоляционный материал (эковата, минеральная вата, поролон, защитная фольга и т. п.);
- тщательно закрепите скотчем.
Если есть возможность, купите специальный прибор, оснащённый датчиком и термо рампой. Он работает от электричества или на зарядном аккумуляторе (зависит от модели). Есть множество контактных и бесконтактных вариантов.
Как определить температуру воды в центральной системе?
Принято считать, что владелец квартиры не имеет возможности максимально достоверно измерить температурные показатели воды в центральной системе. Им рекомендуется держать ориентир на температуру воздуха.
Несмотря на это, можно воспользоваться следующей схемой (при условии наличия крана):
- Откройте кран, находящийся на радиаторе отопления.
- Подставьте под “носик” ёмкость, которая удерживает тепло (металлическую кастрюлю и т. п.).
- Опустите термометр, и наберите воду.
- Через 2–4 минуты посмотрите на показатели.
Температура воды из батареи будет на 4–5°С выше, чем поверхность самого отопительного радиатора.
Как определить показатели горячей воды?
Горячее водоснабжение и отопительная система напрямую взаимосвязаны между собой. Температура воды в обоих случаях одинаковая.
На основании СНиП 2.08.01.89 о жилых зданиях температура горячей воды должна варьироваться от + 50 до + 70°C, что и является средней нормой для воды в радиаторах отопления (с учётом того, что на улице показатели градусника не ниже — 10–15°C).
Процесс измерения в точности идентичен определению температуры воды в батареях, но есть один нюанс. После открытия крана нужно подождать 3–5 минут, после этого польётся вода, имеющая реальную температуру.

Что делать, если нормы нарушены?
Первоначально требуется выяснить причину несоответствия температуры радиаторов и воздуха в отопительный период. Так как они могут и не быть виной коммунальщиков. Причиной нарушения норм может быть:
- Завоздушенность системы. Самый банальный и простой фактор. Решается проблема при помощи мастера. В некоторых случаях спустить воздух допустимо самостоятельно, особенно при наличии крана Маевского.
- Износ трубопровода. Если срок эксплуатации теплоснабжения превышает 10 лет, то внутри труб образуется ржавчина, накипь, пространство заполняется мусором из котлов. В этом случае виновником выступает орган коммунального обеспечения. Единственный правильный выход — полностью заменить систему.
- Загрязнения батарей отопления. Внутри радиаторов происходят такие же процессы, как и в предыдущем случае, из-за чего нарушается ход теплоносителя и снижается коэффициент полезного действия. Замена осуществляется мастерами, но услугу и материалы оплачивает владелец квартиры.
- Неправильно настроенное оборудование. Чаще всего встречается в тех случаях, когда теплоснабжение не централизованное, а индивидуальное (на один частный дом или несколько многоэтажных строений), что практикуется в современных жилых комплексах.
Причина — неопытность и незнание основ специалистами, отсутствие инженерных схем. Здесь виновником выступает управляющая компания. - Неверная схема монтажа системы теплоподачи. Это проступок застройщика. Он не соблюдал правила инженерных технологий. В подобной ситуации требуется капитальный ремонт всей системы.
- Повышенная теплопроводность стен. Особенно, если защита от излучения незначительная. Всё это способствует потере тепла. Оптимальное решение проблемы — утепление здания снаружи и внутри.
Если виновником стала непригодность батарей или труб, то здесь без специалистов не обойтись. В любом случае, тот период, что отопительная система была нерабочей, а температура батарей отопления в квартире по ГОСТу не соответствовала нормативам, не должен оплачиваться потребителем.
При обнаружении отклонений в меньшую сторону (не по вашей вине) нужно известить управляющую организацию или коммунальные службы. Они должны направить бригаду специалистов. Они проведут проверку и составят соответствующий акт.
Акт является официальным документом, который предоставляется в соответствующее учреждение для перерасчёта оплаты за отопление или горячую воду. Его составляют в 2-х экземплярах. Первый забирает служба, второй отдают владельцу квартиры / дома.
Из чего состоит акт:
- дата;
- размер квартиры;
- список членов комиссии;
- измеренная температура батарей и воздуха;
- показатели приборов;
- подписи всех участников проверки.
Если отопление не соответствует нормам СНиП, подаётся жалоба (образец можно посмотреть здесь) в одну из организаций:
- обслуживающая структура — управление ЖК, товарищество собственников жилища, ЖСК (жилищно-строительный кооператив);
- компания, снабжающая тепловым ресурсом;
- аварийно-диспетчерская служба;
- жилищная инспекция.
Жалоба подаётся в письменном виде, электронном формате или телефонном режиме. К жалобе прилагается акт проверки.
Перед обращением в инстанцию следует уточнить у соседей, есть ли подобные проблемы с отоплением. Если ответ положительный, лучше составить коллективную петицию. Общие иски в редких случаях оставляют без внимания. Индивидуальные (единичные) жалобы могут рассматривать не один год.
Если организация отказывается принимать жалобу, жильцы смело могут руководствоваться законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. (ст. 15 и 29). В нём говорится о защите прав потребителя и возмещении убытков, причинённых некачественным коммунальным обслуживанием.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 11) и Жилищным кодексом России (ст. 11) потребитель вправе подать в суд на исполнителя на основании неудовлетворения требований по устранению причин несоответствия температуры отопления нормам. Заявление подаётся в такие органы:
- прокуратура;
- региональная жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор.
Не обязательно подавать подобное заявление только после игнорирования жалобы исполнителем. Его можно направить сразу в несколько учреждений, и требовать возмещение затрат, перерасчёт и компенсацию морального типа.
Требования к теплоснабжению
Законодательством Российской Федерации установлены определённые правила по теплоснабжению. Обслуживающая организация обязана выполнять следующие требования:
- своевременно подавать отопление — с 1 по 15 октября;
- если на улице температура держится в течение 5 дней максимум + 8°С — включить систему раньше положенного срока;
- в законе есть поправка по индивидуальному подходу подачи теплоносителя — если проектная документация содержит информацию о температурных значениях на улице для подключения отопления, то именно эти показатели должны учитываться;
- если происходит поломка системы, снабженец обязан устранить причину в самые короткие сроки (зависят от конкретной ситуации);
- компания должна быстро реагировать на обращение клиентов, особенно, если ситуация указывает на неисправность (по Законодательству допустимо снижение температуры до 4, 8 и 12°С, но при условии, что это будет длиться 4, 8 и 16 часов — не более);
- простой подачи отопления не должен превышать 24 часа на протяжении 30 календарных дней;
- разовое отключение теплоснабжения — максимум на 16 часов, но при условии, что температура воздуха на улице + 12°С.

Перерасчёт коммунальной платы за отопление
В Правилах № 354 в Приложении 2 указано, что потребитель имеет право требовать от органа теплоснабжения уменьшение размера оплаты при нарушениях норм по вине снабженцев. Чтобы добиться перерасчёта ещё на стадии подачи жалобы, необходимо конкретно сформулировать свои требования.
Процедура осуществляется в соответствующих органах по определённой схеме, но нетрудно и самостоятельно пересчитать стоимость. Для этого руководствуются Постановлением Правительства РФ № 307 п. 15 от 23.05.2006 г. В нём говорится следующее:
- Отклонение показателей температуры радиаторов отопления на 1°С в час снижает себестоимость платы на 0,15 %;
- Ночное время не учитывается, так как допустимы отклонения.
- температура воздуха на улице — 31°С;
- показатели градусника в квартире — + 15°С;
- эти параметры сохранялись на протяжении 30 дней;
- за отопление пришла квитанция на сумму 2500 руб.;
- средняя норма для конкретного Северного региона — — 20°С;
- ночные 5 часов имеют отклонение на 3°С, поэтому недостающие показатели 2°С;
- за 1 месяц составит 155 часов, поэтому снижение оплаты только за ночное время составит 156 руб., так как расчёт делается по схеме — 2500 + 744 (общее количество месячных часов) х 155 х 2 (°С) х 0,15 (%) = 156;
- дневное, утреннее и вечернее время в сутки — 19 часов, за месяц — 589, а отклонение от нормы — 5°С;
- расчёт: 2500 = 744 х 589 х 5 х 0,15 = 1484 руб.;
- экономия составит: 1484 + 156 = 1640 руб.
Сумма компенсации зависит от параметров отклонений от нормы в ночное и остальное время суток. Воспользоваться шансом на перерасчёт допустимо только 1 раз за отопительный сезон.
Доказывать свои права на практике довольно проблематично, так как основная масса учреждений по теплообеспечению не проявляют желания делать перерасчёт. Подобные вопросы чаще всего решаются в судебном порядке путём подачи искового заявления (образец находится здесь).
Зная, какая должна быть температура радиаторов отопления в зимнее и другое время, можно смело отстаивать права потребителя. Главное — вооружиться знаниями законодательства страны, чтобы иметь возможность оперировать ими во время посещения теплоснабжающей организации.
Оптимальная и допустимая температура радиаторов отопления – Блог Stroyremontiruy

Один из признаков цивилизации – это наличие в доме системы отопления, так как от неё в холодное время года зависит уровень комфорта в помещении. Учитывайте, что перегрев комнаты также неприятен, как и недогрев, ведь в жаркой спальне банально будет сложнее заснуть и не гарантировано качество сна. Давайте посмотрим на оптимальную и допустимую температуру радиаторов в комнате, а также узнаем, какая C° лучше подойдёт для разных помещений.
Температурные нормы в квартире
Наличие на батарее регулятора позволяет поддерживать в спальне, ванной, кухне и детской оптимальный градус. Ниже представлена таблица, из которой легко узнать, при какой температуре находится в помещении комфортно.
Помещение в холодное время года
Температура оптимальная (C°)
Температура допустимая (C°)
Рекомендованный нормативы основаны на ГОСТ 30494-2011 и не смотря на рекомендательный характер обязательны для жилых помещений, где имеется централизованное отопление. В частном доме с автономной системой на нормативы следует опираться для создания в доме комфортных условия для отдыха.

Обратите внимание – превышение рекомендованной температуры несёт не меньший дискомфорт, чем пониженный температурный режим. Например, в спальне заснуть легче при 20 C°, чем при 24 C°.
Для детской учитывайте возраст ребёнка – чем он меньше, тем более высокая должна быть температура, но превышать допустимый диапазон C° нельзя. Для ребёнка до 3 лет регулируйте радиаторы так, чтобы добиться градуса 25-26, 4-8 лет – 24-25, после 9 – 23-24 C°.
На кухне при выключенной плите норма по градусам – 19-20, а при готовке допустимые значения поднимаются до 26 C°. Если выставить максимальный нагрев батарей, то при варке хозяйка сварится вместе с борщом.
Норма нагрева радиатора
Температура самой батареи регулируется СНиП 41-01-2003 и находится в следующем диапазоне:
- MAX при двухтрубном отоплении – 95 C°,
- MAX при однотрубной системе – 115 C°,
- Оптимальный нагрев радиатора – 85-90 C°.
Не забывайте, что H2O закипает при 100 градусах, поэтому при желании достичь высшей допустимой точки нагрева в системе отопления должны использоваться специальные жидкости. Кроме этого, максимальный нагрев ускоряет износ системы отопления и может привести к ожогам при прикосновении к радиатору.
Измерить градус радиатора (не путайте с температурой в помещении) можно обычным термометром. Приложите градусник к нагревательному элементу, подождите минут 15, посмотрите значение и прибавьте к нему 1-2 гр.

Важный момент. Температура в комнате зависима от количества секций радиатора – чем их больше, тем быстрее нагревается воздух после проветривания и при усилении мороза на улице. Для соблюдения оптимального температурного фона не устанавливайте на кухне многосекционную батарею и наоборот, в гостиной или иной большой комнате не используйте радиатор с 5-7 секциями.
При какой температуре включают отопление
Если ваша доля централизованное отопление, то ждите, когда средняя температура воздуха на улице будет меньше минус 8 гр. в течение 5 дней. Выключение отопления ведётся в обратном порядке – выше 8 градусов в течение 5 дней.
Температурное самоубийство: зачем современные моторы обречены на перегрев

Кипящий антифриз в радиаторе, пар, стрелка температуры в красной зоне — симптомы перегрева мотора и его последствия в виде покоробленной ГБЦ мы вроде бы все отлично знаем. Причины тоже давно известны — засорение системы охлаждения, «мёртвый» термостат. Но так было 20 лет назад. Сегодня современные моторы обречены своими создателями на постоянную работу на грани перегрева, причём водитель, как правило, об этом узнаёт, когда уже слишком поздно. Сегодня разбираемся, как так получилось, и что такое «штатный перегрев».
Про рабочую температуру
У каждого мотора есть рабочая температура, и только при её достижении он работает правильно. После «прогрева» начинает максимально эффективно работать система управления впрыском, система смазки, система ГРМ и остальные подсистемы мотора.
Какой должна быть рабочая температура? Обычно она находится в узком диапазоне от 75 до 105 градусов почти для всех конструкций моторов. Правда, в последние годы для достижения маркетинговых показателей экономичности и экологичности моторы всё чаще заставляют работать при повышенных температурах от 115 до 130 градусов.

Это хорошо только для маркетологов, которые год от года отчитываются о том, что машины стали ещё немного быстрее и «чище». На ресурсе моторов повышение рабочей температуры сказывается исключительно негативно, ибо 120 или 130 градусов — это слишком много как для резиновых и пластиковых элементов навесного оборудования, так и для состояния поршневой группы.
Эрудированный читатель заметит, что 120-130 градусов — это температура холостых оборотов, а на ходу она обычно снижается до приемлемых 85-90. Что, безусловно, облегчает жизнь двигателю, но до поры до времени.
Конкретнее в проблеме разберёмся чуть ниже, а пока изучим, как охлаждаются современные моторы (спойлер: совсем не так, как ваш первый заднеприводный или переднеприводный ВАЗ).
Как работают современные системы охлаждения?
Они устроены значительно сложнее, чем те, с которыми знакомят на уроках в автошколе. Так, у всех ныне продающихся новых машин используется система охлаждения с несколькими скоростями вращения вентиляторов обдува радиатора или даже несколько вентиляторов с несколькими режимами работы. И управляется система не простыми термовыключателями, а через электронный блок управления, в зависимости от скорости, нагрузки, режима работы климатической установки и многих других факторов.
Почти на всех машинах используется регулируемый термостат, имеющий два диапазона работы за счет нагревательного элемента. На некоторых машинах термостата вообще нет — он заменен на модуль золотниковых клапанов с электронным управлением. На многих премиальных машинах стоит «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на высоких скоростях.
Что касается водяных насосов, то простая помпа с приводом от коленчатого вала пока лидирует по распространенности, но есть конструкции с регулируемым приводом или даже с электроприводом помпы.
Столь важную, и к тому же сложную систему необходимо контролировать. У большинства автомобилей есть контрольная лампа температуры, срабатывающая при перегреве, и
указатель температуры двигателя. Почти все автовладельцы считают достаточным условием отсутствия перегрева нахождение стрелки указателя в допустимой зоне, обычно «зеленой» или «желтой», и отсутствие сигнала аварийной системы о перегреве или нехватке антифриза.

Но система контроля тоже управляется электроникой, и старается «не напрягать» автовладельца «лишней» информацией о работе машины. Так, почти всегда стрелочный индикатор и даже цифровые указатели температуры не отражают истинных показателей.
Стрелка будет показывать те же «примерно 90» и при температуре 85, и при температуре 125. В процессе работы машины стрелка может мертво стоять на месте, хотя мотор при работе в пробках будет прогреваться значительно сильнее, чем при движении по трассе. И лишь при настоящем перегреве, обычно при повышении температур до 130-150 градусов стрелка сдвинется с места, перед самым срабатыванием аварийного индикатора.
Единственным надежным способом контроля остается проверка рабочей температуры с помощью сканеров, через OBD-II интерфейс или иной способ доступа к служебной информации блока управления двигателем.
Что такое «штатный перегрев»
Как вы уже поняли, «штатная» работа системы охлаждения сейчас — понятие весьма условное. Даже при отсутствии мигающих красных индикаторов на приборной панели температура может быть уже далека от оптимальной. Например, бензиновые моторы BMW настроены на работу при температурах 115-125 градусов, а реальная рабочая температура может быть еще выше, причём без всяких ошибок.

Да и у куда более простых Opel и VW моторы вполне штатно прогреваются до 115-120 градусов. От таких температур уже недалеко до «настоящего» перегрева, ведь системы охлаждения постоянно находятся под давлением и работают на пределе. Малейшее изменение параметров или утеря герметичности сразу приведут к более серьезной поломке.

У современных машин случается такая неисправность, как «нормальный перегрев». Это когда система управления не может снизить температуру двигателя до оптимальной для данного режима движения, несмотря на задействование всех возможностей, но при этом температура все же меньше «аварийной», когда сработает аварийный датчик и система охлаждения не выдержит давления.
В некоторых случаях происходит локальное повышение температуры части мотора выше конструктивного максимума. Несмотря на кажущуюся «несерьезность» подобной неисправности, она, тем не менее, быстро разрушает двигатель, а водитель машины может даже не догадываться о причине всех неприятностей.

Большая часть автомобилей с регулируемой системой охлаждения возрастом более трех лет в той или иной степени подвержена подобному дефекту. При этом заметить отклонения в работе двигателя непрофессионалу сложно. Ведь индикатор температуры твердо указывает «норму», а то, что машина едет чуть хуже, что кондиционер хуже холодит, что расход топлива растет и понемногу расходуется масло, большая часть водителей не заметит.
Кстати, визит в сервис тут, скорее всего, не поможет, ведь в логах ошибок, скорее всего, будет пусто. А вот расхождение между желаемой и реальной рабочей температурой тем временем составляет до 30-40 градусов. Подобного рода проблемы просто заложены в конструкции современных европейских авто. Ради уже упомянутых выше показателей экологичности и экономичности на холостом ходу они «обязаны» разогреваться до 120-130 градусов. Это слишком много для работы под нагрузкой, а вот для стояния на месте в пробке — вполне допустимо. Но вот вы трогаетесь с места, да ещё желаете «прохватить». Моментально скинуть температуру до оптимальных «ходовых» 85-90 градусов невозможно, так что мотор какое-то время будет крутиться при весьма опасных температурах.

Как следствие — детонация, повреждения поршней и выкрашивание покрытий гильз цилиндров на «цельноалюминиевых» моторах. А еще пониженное давление масла, а значит задиры и прихваты. Да и температура поршня и поршневых колец под нагрузкой резко растет, а масло коксуется. А с возрастом проблема разрастается, ведь из-за грязных радиаторов, проскальзывания ремней помпы, ухудшения теплопередачи от стенок ГБЦ, старения вентиляторов системы охлаждения и просадок напряжения рабочая температура двигателя постепенно перестает снижаться с «холостых» 130 до «ходовых» 90 даже при длительной работе под нагрузкой.
Таким образом «максимальная рабочая» температура становится просто «рабочей», и аварийный режим работы становится штатным для двигателя, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Особенно плохо приходится машинам, которые много времени проводят в пробках. Их система охлаждения большую часть времени работает в самом высокотемпературном режиме, и моторы такого обычно долго не выдерживают. Через несколько лет машина превращается в инвалида. С двигателем, уверенно расходующим литры масла, с неработающими катализаторами и половиной мощности от штатной. Да и коробкам-«автоматам» достается не меньше, ведь они обычно охлаждаются через теплообменник, а значит, температура масла в них еще выше, чем температура в системе охлаждения двигателя.
Нештатный перегрев и гибель мотора
«Классический» перегрев с клубами пара из-под капота, клинящим двигателем и другими фатальными последствиями хоть и является зачастую кульминацией такого вот «нормального перегрева», но встречается намного реже.
Если вовремя остановить двигатель, то, скорее всего, серьезных проблем получится избежать. В противном случае можно уже начинать выбирать между «контрактным» двигателем, ремонтом остатков старого или покупкой нового. Ведь коробление ГБЦ, нарушение геометрии блока цилиндров и нарушение резьбы болтов ГБЦ, задиры вкладышей и поршней — это лишь малая часть неисправностей, возникающих при сильном перегреве и утере антифриза.
Номинальной причиной подобной беды обычно является утечка жидкости из системы охлаждения. После чего растет температура различных узлов двигателя и температурный градиент между различными его элементами, вызывая поломки «железа».
Истинные же причины обычно кроются в «нормальном перегреве» на протяжении длительного времени, старении материалов системы охлаждения, постепенной деградации возможностей радиатора, поломке помпы или ее привода. К счастью для многих автовладельцев, серьезные неисправности проявляют себя заранее, например, на очередном ТО, или срабатыванием датчиков уровня антифриза перед появлением сильной течи системы охлаждения и срабатывающей лампочкой аварийного перегрева под нагрузкой.
И что же делать?
Если у вас современный автомобиль, пробег которого уже перевалил хотя бы за 50 000, но вы собираетесь проездить на нём ещё долго и счастливо (а может вообще купили бэушный вариант с пробегом 100+), то вам пригодятся советы, как избавить машину от штатного перегрева.
В следующей части статьи мы расскажем про оптимальный режим езды и некоторые конструктивные доработки двигателя, которые помогут избежать перегревов и исключительно положительно скажутся на его ресурсе.