7 растворителей на основе нефти
Нефтяные растворители (сокращённо нефрасы) широко используются в лакокрасочной, резиновой, лесохимической, лёгкой, пищевой и многих других отраслях промышленности, а также в машиностроении для очистки и обезжиривания металлических поверхностей.
К важнейшим эксплуатационным свойствам нефтяных растворителей относятся:
- Способность растворять органические соединения
- Быстрое испарение
- Способность к очистке поверхностей металлов от органических загрязнений
- Минимальное образование отложений компонентов нефрасов
- Коррозионная агрессивность за счёт наличия в составе сернистых соединений
- Стабильное качество и гарантийный срок хранения
Популярные растворители на основе нефти – это керосин, толуол, этилбензол, ортоксилол, нефтяной сольвент, уайт-спирит и нефрас бензин-калоша.
Керосин, его разновидности и применение
Керосин получают путём ректификации или прямой перегонки нефти, возможно, с последующей гидроочисткой. Химически он представляет собой горючую смесь жидких углеводородов с температурой кипения 150-200 градусов. Керосин – прозрачная, бесцветная (возможно, слегка желтоватая), немного маслянистая на ощупь жидкость. К наиболее часто используемым разновидностям керосина относятся авиационный, технический и осветительный.
Несмотря на различие названий, все они могут использоваться в качестве растворителя, например, прекрасным растворителем является авиационный керосин ТС-1 (даже после окончания срока годности это вещество успешно используют для удаления загрязнений с оборудования, деталей автомобилей и других механизмов).
Деароматизированный путём глубокого гидрирования технический керосин, содержащий в своём составе не более 7% ароматических углеводородов, используется как растворитель для производства ПВХ полимеризацией в растворе.
Токсичный растворитель толуол
Толуол представляет собой бесцветную подвижную летучую жидкость с характерным резким запахом. Ёмкости с толуолом не встретишь на прилавках магазинов, поскольку, несмотря на свой безобидный внешний вид, данный состав достаточно токсичен и действие его паров считается наркотическим. Кроме того, это вещество пожароопасно, а при взаимодействии с воздухом его пары образуют взрывоопасную смесь.
Тем не менее, толуол применяется для растворения некоторых разновидностей алкидов и смол, также он является одним из компонентов других растворяющих смесей, например, растворителей Р-4, Р-40, 645, 646, 647, 648.
Этилбензол как растворитель и не только
Этилбензол — это бесцветная жидкость, по запаху напоминающая бензин. Она почти нерастворима в воде, но растворяется в бензоле, спирте, эфире и четырёххлористом углероде. Подавляющее количество всего выпускаемого этилбензола подвергается дегидрированию для производства стирола, но также он используется и как неполярный растворитель, например, для красок.
Этилбензол – токсичный состав, пагубно влияющий на работу и координацию мышц. В случае длительного воздействия на организм человека данное вещество провоцирует заболевания крови и печени.
Ортоксилол — растворитель лаков и красок
Ароматический углеводород ортоксилол представляет собой бесцветную жидкость, которая смешивается с ацетоном, этанолом, диэтиловым эфиром, хлороформом и бензолом. В первую очередь, ортоксилол C8H10 используется для производства фталевого ангидрида посредством окисления.
Как растворитель, ортоксилол применяется в работе с хлоркаучуком, нитроцеллюлозой и такими полимерами, как акриловый, виниловый, кремнийорганический и эпоксидный. Нефтяной ортоксилол – разбавитель мочевино- и меламиноформальдегидных материалов, а также лаков, красок и мастик, кроме того, данное вещество входит в состав растворителей типа Р-5, РКБ-1, 650 и других.
Ортоксилол характеризуется высокой испаряемостью и резким запахом, поэтому работать с ним необходимо в проветриваемом помещении, которое оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
Нефтяной сольвент и широта его применения
Сольвент нефтяной – это бесцветная (возможно, с желтоватым оттенком) жидкая субстанция, имеющая характерный запах и состоящая из ароматических углеводородов, к которым относятся ксилолы. Сольвент производят путём пиролиза нефтяных фракций в печах трубчатого типа при высокой температуре. Основные недостатки сольвента – высокая токсичность и способность к воспламенению, что требует особых условий его эксплуатации. Тем не менее, на предприятиях сольвент имеет чрезвычайно широкое применение:
- Как растворитель для разведения лакокрасочных материалов до нужной консистенции
- Для разбавления масляных соединений – масел, каучуков, мастики, битума
- В машиностроительной промышленности для очистки и промывки деталей
- Для обезжиривания и подготовки к работе металлических поверхностей и инструментов
Уайт-спирит – растворитель для строительства и ремонта
Широко известным растворителем, применяемым в быту, является так называемый уайт-спирит, а точнее, нефрас-С4-155/200, который, по сути, представляет собой лёгкий сорт керосина.
Среди строителей уайт-спирит популярен, прежде всего, как растворитель лакокрасочных продуктов, ведь он широко используется для разбавления алкидных эмалей и лаков, мастик и масляных красок.
Очень часто уайт-спиритом пользуются для обезжиривания поверхности при подготовке её к окраске, и эта процедура способствует улучшению качества окрасочных работ. Поскольку уайт-спирит – довольно едкий материал, обязательным требованием безопасности при работе с ним является применение резиновых перчаток. Уайт-спирит отлично подходит для различных бытовых задач, в частности, в данном видео он используется для очистки старой монеты:
Нефрас бензин калоша, или растворитель со смешным названием
Конечно, такое название растворителя не является официальным, а используется только в народе (правильно именовать этот состав нефрас С2 80/120). Большая популярность «калоши» обусловлена её сильными растворяющими способностями при практическом отсутствии негативного воздействия на организм человека. При том, что эксплуатационные показатели этого нефтяного растворителя очень высоки, работать с ним не так опасно, как с другими нефрасами.
Нефрас бензин-калоша используется в резиновой промышленности (что объясняет его название), а также при производстве труб и ремней, в процессе приготовления резиновых клеев, а также мастик и печатных красок. Как растворитель, «калоша» применяется для обезжиривания тканей, кожи, электрооборудования, подготовки поверхностей под окраску и выведения мелких жиромасляных пятен с любых видов тканей.
Сравнить характеристики и подытожить данные представленных выше нефтяных растворителей поможет следующая таблица:
Внешний вид
Плотность, г/куб.см.
Химическая формула
Растворимость в воде
Массовая доля серы, %
Керосин авиационный ТС-1
Прозрачная, бесцветная жидкость
Нестабильна, смесь углеводородов
Толуол
Бесцветная жидкость с характерным запахом
Этилбензол
Бесцветная жидкость с запахом бензина
Ортоксилол
Нефтяной сольвент
Прозрачная жидкость бесцветная или бледно-желтого цвета
Нестабильна, смесь углеводородов
Уайт-спирит
Бесцветная маслянистая жидкость со слабым запахом керосина
Нестабильна, смесь линейных и ароматических углеводородов
Нефрас бензин калоша
Прозрачная бесцветная жидкость
Нестабильна, смесь линейных и ароматических углеводородов
Все популярные виды растворителей, получаемых из нефти, вы найдете в нашем каталоге
Топливо для примусов
Чем кормить примусы? Такой вопрос иногда возникает в самый неподходящий момент… К тому самому моменту когда нужен примус — лучше быть готовым заранее. .а не по факту… Естественно — примус должен находиться в работоспособном состоянии. иначе сжигание любого топлива в нем может стать проблемой… Примусы бывают — бензиновые, керосиновые, мультитопливные.
Соответственно и выбор топлива не велик. Но есть и в данном случае свои исключения из правил.
Самые распространенные у нас примусы — среди бензиновых — это семейство типа Шмель — от 1 до 4-го. Работают они по инструкции — на автобензинах… С небольшим — НО — когда проектировались данные примусы — в бензинах был минимум присадок. сейчас же — картина другая. Более того — при сжигании некоторого бенза аромат стоит такой, что примус хочется выкинуть куда подальше… и больше на нем ничего не готовить и не разжигать его. чем заправлять в таком случае?
Если позволяют ресурсы — не смотря на рекомендации — кормите Шмеля бензином типа 80 или Галоша. Он же — Нефрас 80/120. По производителям кто приятней, кто похуже — сложно сказать.
Неплохие и не самые дорогие это -Ясхим, Вершина.
Использование Галоши или 80го позволит значительно снизить или практически свести к 0 образование нагара в горелке примуса. Плюсов у данного топлива много… Но и минусы тоже есть — это цена и доступность. Но если для примуса имеется отдельное топливо с рассчитанным объемом на использование — лучше использовать его. Но если не хватит или в критической ситуации — используйте автобензин из бака авто — если есть возможность его оттуда слить конечно. Да примус может подзабиться нагаром — но хотя бы будете с пищей и теплом. Как вариант.
По поводу американцев типа COLEMAN — только Галоша… только хардкор…
Как вариант — 80й прямогонный бенз. Он в разлив дешевле Галоши — но есть не везде… В крайних случаях — автобензин из бака… но если примус с генераторной трубкой — ресурс его на автобензине может исчисляться и несколькими днями, а иногда и несколькими часами работы. Иначе — просто генератор на выброс… Реанимировать его или прочистить — практически не возможно… Стоимость его после скачка валюты более чем.
Есть генераторы БЕЗ капиллярной трубки… Но это старые модели и у нас они не распространены — в силу чего используются редко. На керосине — бензиновые примусы БЕЗ переделок и доработок — как правило — НЕ работают.
Керосиновые примусы типа Рекорд-1.
Все вроде бы понятно — работают на керосине. Типа КО-25. Керосин осветительный…По производителям — те же Ясхим и Вершина… Но опять же — можно взять порцию и сжечь в примусе… Если запах при горении отвратен — то и керосин соответствующего качества. Конечно любой керосин при горении дает соответствующий выхлоп — есть и совсем отвратные марки — но все относительно.
При некотором раскладе примус типа Рекорд-1 и прочий из данного типа вполне может стать… мультитопливным… Простейшая конструкция горелки позволяет ему работать практически на всем что горит… Для этого необходимо иметь сменные жиклеры для горелок с соответствующими диаметрами в них под конкретное топливо.Без переделок такие примусы способны сжигать — бензин, керосин, уайт-спирит, сольвент, некоторые растворители и обезжириватели — в крайних случаях при отсутствии другого топлива. Также можно использовать спирт с соответствующим жиклером в качестве топлива.
Тот же уайт-спирит имеет более приятный запах при сжигании по сравнению с керосином.
Мультитопливные горелки в своей конструкции опять же — имеют генератор -испаритель, зачастую с тросиком внутри…который при использовании некачественного топлива — имеет свойство забиваться нагаром…
Поэтому дабы горелка стала всеядной — или удаляют тросик из генератора… или ТО горелки делают каждый день после ее использования с установкой соответствующего топливу жиклера. Либо — хорошее топливо типа Галоши… или газ — в случае с наличием трубки-испарителя или генератора — вполне допустимый вариант. Многие горелки в своей комплектации имеют сменные жиклеры под разное топливо — газ, бензин, керосин, солярка — что делает их еще более универсальными — но в большинстве своем без модификации — они также остаются требовательны к качеству топлива — в противном случае ресурс и время их работы — могут быть значительно уменьшены.
В качестве вывода — если Вам позволяют средства и есть возможности — используйте для горелок и примусов отдельное топливо типа Галоши и хорошего керосина. Только чистый бензин Галоша или 80 — для американских моделей.
Если нет выбора и средств — для наших Шмелей и Рекордов — соответственно авто-бензин и керосин. При определенных навыках и Рекорд отлично работает на бензине… НО — надо уметь. его правильно тушить в первую очередь и разжигать — во вторую.
Для мультитопливных горелок — также предпочтительно хорошее топливо… Но в случае отсутствия — использовать можно все что подходит, но с ежедневным ТО горелки во избежание ее закоксовывания нагаром.
Для всех типов примусов и горелок — КРАЙНЕ нежелательно сжигание смесей для бензопил — где масло содержится в бензине…
Метки: примус, топливо, горелка
Комментарии 23
А если спиртом заправить "шмель" ?
Как он это переживёт ?
Нагара по идее вообще не должно быть
Под спирт нужен соответствующий жиклер, с обычным нестабильное горение и срыв пламени.
Спасибо большое за инфу !
Отличная статья !
Просто и доходчиво !
Огромное спасибо ! Пойду за голошей
Хех думал смесь пойдет. Спасибо за статью
Вершина- редкий товар, в москве его только в ОБИ продают, облазил кучу строительных и хоз-товаров. Кто галошей от вершины зипу пробовал ли заправлять, какие впечатления?
(сам заправлял "Обезжиревателем" вершина, понравился, не пахнет, горит хорошо, но больше чем на 3 дня его нехватает-летучий) вот думаю может галоша дольше в зипе проживет-хотя бы 5дней.
Странно. У нас полно его так то. Обезжириватель не вспомню сходу что там. Возможно тот же нефрас.
а в москве его в оби продают, зато полным полно везде в продаже в зеленой бутылке с желтой этикеткой, но эта вещь вонючая и явно с примесями. Вершина имхо более чистая и запаха почти нету.
Вершина- редкий товар, в москве его только в ОБИ продают, облазил кучу строительных и хоз-товаров. Кто галошей от вершины зипу пробовал ли заправлять, какие впечатления?
(сам заправлял "Обезжиревателем" вершина, понравился, не пахнет, горит хорошо, но больше чем на 3 дня его нехватает-летучий) вот думаю может галоша дольше в зипе проживет-хотя бы 5дней.
Чтобы не испарялся, каждый раз в бутылку сливаю, для примуса тоже полезно. А "вершина" реально классный нефрас.
из моей практики Вершина (но испаряется сильнее)-пахнет меньше всех, взял галошу "ясхим"( тот же нефрас80/120) но запах на порядок сильнее, я вершину могу открытую оставить но запах почувствую если к носу открытое горлышко под несу, а "ясхим" открытый за метр чувствуешь…
Я о том, что сливать топливо из примуса после пользования, дабы не испарялось.
Насчет вершины я в курсе, около 8 лет пользую. Но когда нужен большой обьем, покупаю рязанский 80/120 на разлив, беру обычно 20л канистру, на год хватает.
Ярославский воняет и если форсунка чуть изношена иглой, коптит нещадно.
Скажите пожалуйста, а с такими характеристиками нефрас/бензин подойдёт?
-НЕФРАС С2, (бензин-растворитель) — Описание товара
НЕФРАС С2 (БЕНЗИН «КАЛОША») ОАО"Нафтан"
Описание: нефрас С2-80/120 (ТУ 38.401-67-108-92) — бензиновый растворитель смешанного типа, содержит не более 50% углеводородов каждой из групп.
Основные эксплуатационные характеристики: быстро растворяет органические соединения, быстро испаряется, свойственна коррозионная агрессивность. Относится к группе бензинов-растворителей.
Область применения нефраса С2-80/120: продукт применяется в резиновой промышленности, а также для обезжиривания поверхностей, предназначенных для склеивания, и с целью разрежения красок, эмалей. Возможно использования нефраса С2-80/120 в качестве топлива для каталитических грелок и бензиновых паяльных ламп.
Технические характеристики:
Наименование показателя Норма по ГОСТ (ТУ)
Плотность при 20°С, г/см3, не более 0,700
Фракционный состав:
температура начала кипения, °С, не ниже 80
98% перегоняется при температуре, °С, не выше 110
100% перегоняется при температуре, °С, не выше 98
остаток в колбе после перегонки, %, не более 1,0
Бромное число, г брома на 100 см3 нефраса, не более 0,08
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 1,5
Испытание на образование масляного пятна выдерживает
Массовая доля серы, %, не более 0,001
Содержание водорастворимых кислот и щелочей отсутствие
Содержание механических примесей и воды отсутствие
При покупке оптом действует система СКИДКОК!
Производитель: Открытое акционерное общество "НАФТАН", Республика Беларусь, Витебская область, 211441, г.Новополоцк, 375(214)59-82-57
Да это он. Думаю сделан по стандарту — пуст ьи Белорусскому. При горении если не будет мерзотного запаха — это оно.
Чем заменить бензин калоша?
Бензин — «Калоша» (Нефрас С2 80/120, БР-2) — представляет собой легкокипящую фракцию деароматизованного бензина каталитического риформинга. Относится к группе бензинов-растворителей.
Применяется в резиновой промышленности, а также для разрежения красок, эмалей, обезжиривания поверхностей, предназначенных для склеивания. Возможно использования данного вида бензина в качестве топлива для каталитических грелок, рекомендуется в качестве топлива для бензиновых паяльных ламп.
Бензин Калоша — очищенный бензин, применяемый для заправки зажигалок и горелок, промывки деталей механизмов, обезжиривания различных поверхностей, чистки тканей.
В электронике используется для промывки печатных плат и очистки контактов.