Установка газобаллонного оборудования (ГБО): общий обзор
С недавнего времени мы начали оказывать услуги профессионального подбора, установки и обслуживания ГБО.
Данной статьей мы хотим осветить наиболее существенные аспекты этой темы в формате «вопрос – ответ».
Для начала несколько вводных слов.
Современные автомобили имеют двигатели внутреннего сгорания, работающие на производных нефти – бензине или дизельном топливе.
Однако бензиновый двигатель способен работать и на газовом топливе, используя в качестве него сжиженный нефтяной газ или сжатый природный. Для этого автомобиль необходимо доработать, установив на него дополнительное оборудование, которое так и называется – газобаллонное оборудование или ГБО. Справедливости ради отметим, что возможна и переделка дизельного двигателя на газ, однако мы оставим эту тему за рамками данной статьи. Переделка либо связана с большим объемом доработок механической части с понижением степени сжатия, либо с частичным замещением дизтоплива газом. Причем, как показывает практика, экономия составляет около 20 %, что совершенно нецелесообразно для владельцев легковых авто, а выгодно лишь для компаний, эксплуатирующих большегрузный коммерческий транспорт с огромными абсолютными расходами топлива и пробегами.
Итак, что здесь нужно знать.
1. Кому установка ГБО точно не подойдет?
— Владельцам автомобилей с малым объемом двигателя и малыми пробегами (менее 20 – 25 тыс. км в год); в этом случае доработка будет экономически нецелесообразной в связи с очень большим сроком окупаемости.
— Автовладельцам, не желающим потратить сумму ориентировочно от 40 до 80 тысяч рублей; установка ГБО – это инвестиция со сроком окупаемости 1 – 2 года, это не способ сегодня вложить 5 копеек, чтобы завтра получить 5 рублей.
2. Сколько можно сэкономить на эксплуатации ГБО?
Экономия в этом случае образуется из-за разницы в стоимости литра сжиженного газа и бензина, скорректированной на прирост потребления газа в сравнении с бензином на 10 — 20 %. Таким образом, экономический эффект от внедрения ГБО на 1 километр пути в упрощенном виде можно выразить формулой: (потребление бензина на 100 км * (цена 1 литра бензина – 1,2 * цена 1 литра газа)) / 100.
Например, посчитаем экономию для автомобиля автора этой статьи (установка ГБО на этот автомобиль показана здесь).
Потребление бензина на 100 км – 16 литров.
Цена 1 литра бензина марки 98 – 43 рубля.
Цена 1 литра сжиженного газа в г. Хабаровске – 22,3 руб.
Таким образом, экономия на 1 км пути составит: (16 * (43 – 1,2 * 22,3)) / 100 = 2,6 руб.
При стоимости установки ГБО на рассматриваемом автомобиле ориентировочно 50 000 руб. окупаемость настанет через (50 000 / 2,6) почти 20 000 км пробега. Столько автор статьи наезжает за год.
Также при переходе на газ возникает экономия от увеличения интервала замены масла (и, соответственно, масляного фильтра) и топливного фильтра примерно в 1,5 – 2 раза.
Однако необходимо учитывать, что есть факторы, увеличивающие пробег до достижения окупаемости, но не более чем на 20 – 25 %:
— затраты на обслуживание ГБО (замена фильтров — фильтр жидкой фазы раз в 20 000 км и фильтр паровой фазы раз в 10 000 км), а также единовременные затраты на внесение изменений в паспорт транспортного средства (ПТС),
— затраты на бензин, автомобиль все же будет его потреблять для прогрева и в режиме максимальных нагрузок (обычно активируется настройка довпрыска бензина или перехода на бензин на оборотах свыше 4500 и высокой нагрузке, при понижении оборотов\нагрузки двигатель переключается обратно на газ незаметно для пользователя).
3. Насколько безопасна эксплуатация ГБО?
Безопасная эксплуатация ГБО обеспечивается тремя факторами: техническими особенностями газобаллонного оборудования, качеством монтажа (если, конечно, конкретный установщик понимает как правильно производить монтаж), а также особенностью газового топлива, менее склонного к образованию опасной горючей или взрывоопасной смеси и обладающей резким запахом для индикации утечек. Последний фактор стоит пояснить особо – при небольшой утечке газа, как правило, происходит рассеивание газа без образования опасной концентрации, при большой утечке система автоматически отключится в отличие от бензиновой системы, при неисправности которой будет накоплено большое количество жидкости (в последующем при возникновении случайной искры воспламенятся пары бензина, далее произойдет возгорание всего количества топлива).
К техническим особенностям можно отнести следующее:
— прочная конструкция баллона, выдерживающего давление значительно превышающее давление газа при нормальной температуре,
— наличие специального мультиклапана на баллоне, обеспечивающего несколько степеней защиты – автоматическое отключение расходной магистрали при ее обрыве (большая скорость истечения газа приводит к срабатыванию скоростного клапана, запирающего выход газа), электромагнитного клапана, обеспечивающего отключение магистрали по сигналу блока управления (отключение напряжения приводит к отключению потока газа), предохранительного клапана, сбрасывающего повышенное давление в атмосферу, поплавка с клапаном, исключающим полное наполнение баллона для обеспечения свободного объема для расширения жидкости,
— второй электромагнитный клапан перед редуктором, отключающий «газ» в жидкой фазе на выходе магистрали синхронно с первым электромагнитным клапаном, что обеспечивает разделение системы на 3 независимых объема – баллон, магистраль, редуктор,
— система управления, обеспечивающая тестирование на утечки в магистрали низкого давления каждый раз при подготовке системы к работе на газе, а также отключающей подачу газа и переводу на бензин при падении или повышении давления сверх допустимых значений в рабочей магистрали,
— защитный клапан редуктора, сбрасывающий давление в случае аварии редуктора во впускной коллектор или в атмосферу.
К качеству монтажа стоит отнести:
— скрытая укладка газопроводов в местах, исключающих повреждение при наезде на препятствие,
— обеспечение принципа – все магистрали и их соединения снаружи автомобиля, а там, где это невозможно (баллон внутри авто) – организация вентиляционной камеры,
— использование специального многослойного термопластикового рукава в качестве материала для газопроводов высокого давления,
— использование специальных резиновых рукавов для магистралей низкого давления, предназначенных для газа,
— надежное крепление баллона, прочих элементов газовой системы, исключающее их отрыв и перемещение при эксплуатации, изготовление стальных кронштейнов для оптимального размещения элементов,
— правильный монтаж электропроводки с использованием пайки, защитных гофротрубок, исключающих плохие контакты и повреждение проводов.
4. Есть ли еще какие-либо выгоды от эксплуатации ГБО?
Да, есть выгоды неэкономического характера:
— Автомобиль производит меньше выбросов: при сгорании пропан-бутановой, метановой смеси выделяется гораздо меньше вредных веществ, в основном образуются углекислый газ и вода.
— Благодаря двухтопливной схеме увеличивается пробег автомобиля «на одной заправке» (полный бак бензина + полный баллон газа). Солидный запас хода может пригодиться в дальней дороге. Например, объем баллона в 65 литров даст дополнительно около 600 — 650 км пробега по трассе при среднем расходе в 9 литров. А если позволяют габариты автомобиля (джип, пикап), то можно установить баллон большей емкости или несколько таких баллонов. В Хабаровске мы видели Dodge Ram с общим объемом баллонов 350 литров. Думаем, при активной эксплуатации его владелец заезжает на заправку раз в две недели.
— Автомобиль способен запускаться на газе при отказе бензонасоса.
Как часто Вы меняете топливный насос? Немало людей хотя бы один раз сталкивались с ситуацией, когда автомобиль не заводится (или заводится, но не набирает обороты и не способен передвигаться) по причине внезапного отказа бензонасоса или засорения сетчатого фильтра. Вчера еще все было хорошо, а сегодня утром автомобиль отказывается ехать. Если насос хоть немного подает признаки жизни можно прогреть автомобиль и переключиться на газ, а если насос совсем отказал – тоже не беда – прогрейте редуктор кипяточком и запускайте на газе в аварийном режиме. Количество таких запусков на газе ограничено программно и обычно составляет 10, что стимулирует владельца содержать автомобиль в исправном состоянии, но этого вполне достаточно, чтобы добраться до места устранения неисправности. Например, замена бензонасоса на автомобиле Toyota Surf представляет собой совсем непростую задачу – необходимо снимать бензобак, расположенный снизу, под кузовом. А если на дворе зима, — 30, а вы где-нибудь за городом? На охоте, рыбалке. Тут не до шуток. Установленное ГБО может и жизнь спасти, без преувеличения.
— При работе на газе несколько увеличивается ресурс двигателя в связи с меньшим образованием отложений.
Много копий сломано на полях интернета на эту тему. И клапаны прогорают, и поршни, и газ «иссушает двигатель». Как он интересно «иссушает»? Объем что ли рабочий был 3 литра, а станет 1,5? Причем происходит это в основном у тех, кто на газе не ездил. Но готов на эту тему подискутировать.
У тех же кто ездил, да, бывало, прогорали и поршни, и клапаны от бедной смеси. Было это давно, во времена карбюраторов, ГБО 1-го поколения и из-за неверных настроек, а также жадности владельца. В ГБО 4-го поколения это все невозможно в принципе при грамотном монтаже и настройках. А при некоторых ошибках в настройках и это не беда – смесь к нужному составу подгонит бензиновый контроллер, ведь он неусыпно следит за ее составом по сигналам с датчиков кислорода.
Насчет «иссушения» — бытует мнение, что бензин смазывает детали двигателя, клапаны, поршни, цилиндры. А если перевести на газ — все, катастрофа, смазки нет, идет износ. Неясно только, зачем на направляющих клапана нанесена резьба, на цилиндрах тоже, по сути резьба – хон – многочисленные винтовые микроскопические царапины для удержания масла. Приверженцам такой точки зрения хочется задать вопрос – а масло-то в двигателе, зачем? И порекомендовать им слить из двигателя масло, проехать на бензине некоторое расстояние, чтобы удостовериться, что бензин действительно смазывает мотор. Глядишь и клиентов в автосервисах прибавится. И не ясно, почему существуют чисто «газовые моторы», например, 3Y-PE на Toyota Crown Comfort или 5M-LPG, которые работают исключительно на газе и отличаются от бензинового собрата лишь более высокой степенью сжатия, а не «другими поршнями, другими клапанами, другим коленвалом, другим картером и ГБЦ и вообще там все-все другое», как любят заявлять диванные эксперты.
Добавим только, что нам известны моторы, проехавшие на газе до капремонта по 300 — 400 тысяч км, в которых не произошло каких-либо неисправностей, связанных с ГБО.
5. Какие двигатели наиболее приспособлены для установки ГБО?
Любые бензиновые двигатели, имеющие распределенный впрыск. На двигатели такой конструкции в большинстве случаев устанавливается ГБО так называемого 4-го поколения.
6. Что такое ГБО 4-го поколения? Каким оно еще бывает?
ГБО 4-го поколения, где газ в паровой фазе подается в цилиндры посредством специальных газовых форсунок, число которых равно числу бензиновых форсунок или числу цилиндров. Теоретически возможно установить и ГБО предыдущих поколений, с 1-го по 3-е, однако все они имели существенные недостатки, от простого 1-го, имеющего в своем составе механический дозатор газа и применявшимся с карбюратором, 2-го, имеющего одну форсунку. Справедливости ради заметим, что имеют место быть нестыковки в классификации и точно нельзя провести грань между 2-м и 3-м поколением, так как вследствие достаточно быстрой модернизации как самих двигателей, оснащения их системами впрыска, так и систем ГБО все недостатки, не позволявшие точно дозировать смесь были устранены, и теперь можно констатировать, что устанавливать можно и нужно только ГБО 4-го поколения.
Также существуют системы ГБО 5-го и 6-го поколений для двигателей с непосредственным впрыском, а также для двигателей с распределенным впрыском, но подающие газ в жидкой фазе, имеющие в своем составе топливный насос и т. п. Но мы не будем их рассматривать в данной статье, отметим лишь два момента. Владельцам двигателей с непосредственным впрыском (для них предназначены системы ГБО 6-го поколения) можно только посочувствовать. По ряду причин такие двигатели, на наш взгляд, не имеют каких-либо весомых преимуществ перед двигателями классической конструкции, а вот топливная система усложнена значительно и при больших пробегах это скорее головная боль для владельца: дорогой топливный насос высокого давления, своеобразные и опять-таки дорогие форсунки, плохая ремонтопригодность, постоянно черные свечи, да еще и перевести на газ этот мотор на 100 % не получится. Отключать форсунки нельзя, так как они еще и охлаждаются топливом. Хорошо, что не придумали охлаждать бензином прикуриватель, весьма задорная картина бы получилась. Поэтому при установке около 10 – 15 % бензина придется подавать в цилиндры через штатные форсунки, иначе они попросту выйдут из строя.
Принято считать, что системы ГБО 5-го поколения, в которых осуществляется впрыск газа в жидкой фазе, имеют определенные преимущества перед системами 4-го поколения, однако они гораздо более сложны и дороги сами по себе, а также для их установки требуется значительная переделка двигателя.
7. Что же представляет из себя система 4-го поколения?
Это баллон для газа с мультиклапаном (их может быть и несколько), топливная и заправочная магистрали, выносное заправочное устройство, редуктор, газовый компьютер, форсунки, датчики, пара фильтров и немного электропроводки.
8. Что входит в стоимость установки ГБО?
Стоимость установки ГБО складывается из стоимости самого оборудования, расходных материалов и работ по установке.
Как правило, установщики предлагают оборудование «под ключ». Стоимость установки обычно уже включена в стоимость оборудования. Расчет необходимых компонентов делается под конкретный автомобиль исходя из предпочтений клиента к объему баллона, количества цилиндров (влияет на количество каналов газового блока управления, количество форсунок и т. п.), мощности автомобиля (влияет на мощность редуктора).
9. Кто производит ГБО?
Тут, по традиции мы приведем пару распространенных мифов.
«Сколько стоит у Вас установить газовое оборудование Lovato?».
«Вы устанавливаете итальянское оборудование?».
ГБО – это не одна коробочка с надписью, это, как мы сказали выше, набор комплектующих.
И вполне может быть такое, что на один автомобиль установлен компьютер отечественного производителя «Alpha», форсунки Valtek (Италия), редуктор Poletron (Польша), газовый клапан Lovato (Италия), баллон отечественный «Баллсити» и мультиклапан BRC (Италия). Ах да, использована сталь для кронштейнов, купленная на металлобазе, стяжки из Китая, разумеется, только качественные. И все работает. И работает отлично.
Так часто бывает, когда марка изделия становится именем нарицательным. Если копир, то Xerox, а если ГБО, то, непременно, Ловато. Просто данная фирма вышла одной из первых на рынок России. Однако существует много марок оборудования, хороших и разных.
Вот лишь некоторые из них: BRC, Poletron, Alpha, OMVL, Tomasetto и многие-многие другие.
Как выбрать то, что необходимо? Ответ прост – довериться профессионалам.
Мы устанавливаем только те комплекты, в качестве которых мы уверены. И также мы стремимся сильно не расширять спектр устанавливаемого оборудования – ведь нам его потом настраивать и обслуживать. Это убеждение основано на опыте.
Возьмем к примеру газовый «мозг» — блок управления. Модели некоторых производителей имеют весьма скудные настройки, а зачастую функции, необходимые при установке на современные двигатели, имеющие особенности, отсутствуют. Так зачем же тогда устанавливать такие модули?
Мы предлагаем своим клиентам блоки управления 3-х производителей – BRC, Alpha, Poletron.
BRC – один из лучших производителей как электроники, так и редукторов, форсунок.
Блоки Poletron – их элементная база, программное обеспечение разработаны с привлечением специалистов группы компаний «Мир газа» и являются нашим фирменным продуктом. Данные блоки имеют большие возможности по гибкой настройке, а в случае невозможности использования с вашим автомобилем (бывает и такое на современных авто) – срок выхода прошивки, в которой эта возможность появится, составляет от 3 до 5 часов.
Alpha – перспективная и уже достаточно совершенная система отечественного производства, автор этих строк эксплуатирует ее на своем автомобиле.
10. Насколько сложно и дорого оформить изменения в ПТС в связи с установкой ГБО?
Установку ГБО необходимо оформлять в ГИБДД, и мы всегда готовы оказать содействие в этом процессе, подготовить соответствующий комплект документов.
В саму процедуру углубляться не будем, это тема отдельной статьи, скажем только, что существует несколько вариантов от тех, где автовладельцу нужно будет действовать самому, до варианта «под ключ». Следовательно, и цены разные: от 10 до 25 тысяч рублей.
11. Почему за установкой ГБО стоит обратиться именно к нам?
Оказываем полный цикл услуг («под ключ»), а именно:
— подбор оборудования (как партнеры группы компаний «Мир Газа» мы имеем доступ к широкой линейке современного газобаллонного оборудования),
— профессиональный монтаж, без каких-либо компромиссов (что такое дилетантский монтаж ГБО мы покажем вам на примере своих клиентов, обратившихся к нам за устранением недочетов других установщиков, в течение недели, уже готовы две статьи – такого мы еще не видели, будет интересно),
— помощь в документальном оформлении переделок,
— гарантийное и послегарантийное обслуживание.
Желаете установить ГБО или остались вопросы? Звоните.
Автосервис «Механика». Г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 95. Телефон 8 (929) 408-77-88.
Подбираем ГБО: из чего состоит комплект 2 и 4 поколения газового оборудования на авто
Приступая к выбору ГБО, первым делом, интернет-магазин GAZZONE рекомендует сориентироваться в составляющих комплекта ГБО. Этим и займемся.
Для начала – несколько слов о поколениях ГБО. Следует заметить, что лучшим считается оборудование, которое зарекомендовало себя за длительный период времени. На украинском рынке газобаллонное оборудование, в основном, представлено 2 и 4 поколением.
- 1) Баллон – емкость для газа.
- 2) Мультиклапан – запорная арматура баллона.
- 3) Внешнее заправочное устройство — ВЗУ.
- 4) Магистральная газовая трубка от баллона до редуктора и от ВЗУ до баллона.
- 5) Клапан газа – обеспечивает поступление газа или закрытие подачи газа. Устанавливается отдельно или может быть встроен в редуктор. В клапане находится фильтр грубой очистки (жидкой фазы).
- 6) Газовый редуктор 2 поколения. Основное назначение редуктора гбо 2 поколения заключается в преобразовании газа из жидкого состояния в парообразное, а также в стабилизации давления топлива на пути из баллона во впускной коллектор.
- 7) Карбюраторный или инжекторный переключатель газ-бензин. Для 2 поколения гбо переключение газ-бензин выполняется вручную.
- 8) Приспособление, перекрывающее подачу бензина: клапан бензина (в карбюраторных автомобилях) или эмулятор форсунок (в инжекторных авто).
- 9) Рукава тосольные + тройники (переходники) тосольные – для подключения редуктора к системе охлаждения автомобиля. Используются для обогрева редуктора.
- 10) Газовые рукава (шланги) – необходимы для подачи газа от редуктора к двигателю.
- 11) Дозатор мощности (регистр мощности, «винт жадности») – для корректировки количества газа, подающегося в двигатель.
- 12) Приспособление для подключения газового шланга к двигателю: штуцеры-врезки в карбюратор или специальные смесители, которые подбираются в зависимости от модели конкретного карбюратора, инжектора, моно-инжектора.
- 13) Расходные материалы, применяемые при монтаже комплектующих ГБО.
- 1) Баллон.
- 2) Мультиклапан.
- 3) ВЗУ.
- 4) Газовые трубки.
- 5) Клапан газа с фильтром грубой очистки.
- 6) Газовый редуктор 4 поколения + датчик температуры редуктора.
- 7) Тосольные и газовые рукава + тосольные тройники (переходники).
- 8) Подкапотная электроника 4 поколения, которая включает в себя:
- Блок управления (ЭБУ) – контролирует работу всей системы ГБО.
- Проводка.
- MAP-сенсор — датчик давления и разрежения
- Кнопка-переключатель. Вообще система гбо 4 поколения работает автоматически, но в любой момент есть возможность перейти на тот или иной вид топлива.
- Датчик уровня газа – устанавливается на мультиклапан, соединяется и подает сигнал на кнопку, на которой мы можем увидеть ориентировочный уровень заполнения баллона.
Выбирая комплект ГБО на авто, обязательно убедитесь в его качестве, помните, что все узлы газового оборудования подбираются для каждого автомобиля индивидуально. В следующих статьях мы поговорим подробнее о видах вышеперечисленных комплектующих и об особенностях их выбора именно на Ваш автомобиль. До встречи!
Установка газового оборудования 4 поколения
Уже много лет желающие сэкономить на топливе, переводят автомобиль с бензинового топлива на газ. Газовое оборудование подвергается совершенствованию по безопасности, по экологичности. Сейчас последняя модель — это газовое баллонное оборудование 5 поколения. Но, самое распространенное — это 4-го поколения. В сегодняшней статье рассмотрим, что представляет из себя ГБО 4 поколения, как его установить.
Что такое ГБО?
ГБО — это газобаллонное оборудование, оно же — газовое баллонное оборудование, оно же — газовое оборудование для автомобиля. Создан для того, чтобы можно было подавать газообразное топливо в двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
ГБО — это специальное оборудование, которое хранит газовое топливо и осуществляет его подачу в систему двигателя внутреннего сгорания.
Благодаря дешевой цене газа, получил широкое применение. Газобаллонное оборудование устанавливают как на коммерческие автомобили, так и на частные легковые.
Существуют два вида газообразного топлива для двигателей с ГБО:
- Компримированный, то есть сжатый природный газ (КПГ). Сюда относится газ МЕТАН (СН4).
- Газ сжиженный нефтяной (ГСН). Сюда относится газ БУТАН (С4Н6), ПРОПАН (С3Н8), их смесь.
Метан — это очень опасный вид газа. Попадание незначительного его количества на человека приводит к потери зрения или к летальному исходу. Поэтому много случаев бывают — потеря или ухудшение зрения у людей, которые пили поддельные спиртные напитки, разбавленные метиловым спиртом (СН3ОН). Поэтому используются пропановые, бутановые баллоны.
Принцип работы ГБО 4 поколения
Газобаллонное автомобильное оборудование стало популярным благодаря тому, что оно способно нагнетать топливо комбинировано, то есть газ+бензин. Также, по желанию водителя, он может переключить с комбинированного способа только на газовую подачу или же, только на бензиновую подачу в систему ДВС. Также, переключение режимов может происходить автоматически. Панель управления четвертого ГБО маленькая. Она подсвечивается светодиодным индикатором показатель количества газа в баллоне и, на котором есть переключатель режимов подачи топлива.
В основном, панель управления газового оборудования устанавливают с левой стороны под рулевой колонкой, рядом с кнопками регулировки фарами.
Индикаторы топлива
На панели управления ГБО 4 есть 5 светодиодных информационных индикаторов: 4 зеленых и 1 красный. Они расположены в один ряд.
- Если горит 1 зеленый сигнал светодиода — это значит, что осталось в баллоне 10 литров газообразного топлива. 10 литров газа достаточно для прохождения пути на расстоянии до 200 км.
- Если включилась красная светодиодная лампочка, значит, что осталось минимального количество топлива. Аварийного количества газа хватает, чтобы проехать от 50 до 80 км. При включении красного индикатора, требуется заехать на заправку.
Панель управления газобаллонного оборудования
Есть еще красный индикатор на пульте, сверху в углу. Он работает в мигающем режиме. Когда замигал, значит, что двигатель пока работает на бензине, но вскоре произойдет переключение на газ. Красная лампочка на пульте управления мигает всякий раз, когда автомобиль только что завелся. После того, как мотор наберет рабочую температуру, система ГБО переведет на газ.
Что вам известно о марке топлива ЭКТО? Что лучше, ЭКТО или ЕВРО мы рассмотрели, вывели плюсы и минусы использования этого топлива, разработанного компанией ЛУКОЙЛ.
Способность ГБО системы работать в комбинированном режиме повышает надежность стабильной работы ДВС машины. Также, одна заправка позволяет проехать большее расстояние. Особенно, это удобно в малонаселенных местностях, где расстояния до заправок большие или, если топливо не качественное. Кроме вышеперечисленных плюсов, можно легко сделать автомобиль не угоняемым. Чтобы включить противоугонку авто, достаточно снять коммутатор, без которого ни бензиновое, ни газовое топливо поступать в инжекторную систему ДВС не будет.
Если в автомобиле установлен двигатель с дорогой системой впрыска топлива с катализатором, который очищает выхлопные газы, то установленная система ГБО 4 поколения понизит расход топлива и продлит ресурс самого катализатора.
Такое оборудование назначается для двигателей, которые соответствуют требованиям экологических норм по вредным веществам ЕВРО 3 и выше. В этом оборудовании есть импульсный впрыск топливо-воздушной смеси, который выполняет команды контроллера отдельного блока управления с микропроцессором. Блок управления (БУ) считывает и генерирует данные микропроцессора и дает сигналы управления, которые открывают электромагнитные форсунки впрыска газового топлива и, которые блокируют форсунки подачи бензина.
Данные, по которым система создает нужную концентрацию для подачи в систему двигателя:
- Давление газа.
- Температура редуктора.
- Температура газа.
При возникновении случая, когда давление поступающего газа уменьшается и становится ниже предельно допустимого, система ГБО 4 выключает газовые форсунки и включает бензиновые форсунки. Таким образом, осуществляется перевод работы ДВС с газа на бензин.
Устройство и схема работы ГБО 4
Устройство ГБО:
- Баллон для газообразного топлива.
- Мультиклапан.
- Узел подготавливающий, распределяющий и впрыскивающий газовое топливо в систему ДВС автомобиля.
Устройство мультиклапан монтируется на горловину газового баллона. Он служит для возможности заправки баллона, для нормированного экономного расходования газа, когда мотор работает и потребляет газ.
Устройство мультиклапана:
- Клапан входной или заправочный.
- Клапан выходной или расходный.
- Клапан аварийный или скоростной.
- Стрелка заправки баллона.
- Патрубок забора топлива.
Аварийный или скоростной клапан устанавливается для своевременного перекрытия расходного канала в случае, когда расход газа резко увеличился, например, при повреждение трубки от баллона до ДВС.
Устройство системы подготовки и распределения газа:
-
одноступенчатый, если в баллоне — пропан. Редуктор двухступенчатый, если в баллоне — метан. Функция редуктора в том, что он переводит топливо из жидкого состояния в газообразное. Двухступенчатый редуктор (когда в баллоне метан) еще может понижать давление.
- Форсуночная рампа с жиклерами.
- Фильтры для очистки газа.
- Из-за того, что очень точно образуется газовоздушная смесь, нужной концентрации, в нужной пропорции, достигается максимальная мощность ДВС машины.
- Силовой аппарат работает достаточно мягко, без рывков и троений. Полностью отсутствуют хлопки, которые были с установленными ГБО 3 и более ранних поколений.
- Благодаря тому, что смесь создается нужной пропорции, она сгорает качественно и полностью, в результате чего повышается экологичность работы двигателя. Двигатель с ГБО 4 соответствует экологическому стандарту ЕВРО 3/4. При этом мощность мотора всего лишь теряется до 2 %.
- За счет того, что есть возможность совместить программную и аппаратную системы диагностики EOBD, газовое баллонное оборудование 4 поколения можно установить на все современные автомобили.
- Разъемы блоков уникальны, их невозможно перепутать, поэтому не возникает ошибок при монтаже ГБО по незнанию мастеров, и упрощается сам монтаж.
- Из-за использования самого современного оборудования при изготовления ГБО на заводе, оборудование четвертого поколения надежное и стоит, относительно, недорого.
- Вышел из строя редуктор.
- Неправильно настроен редуктор или дозатор.
- Забит фильтр из-за чего не обеспечивается подача газа в нужном объеме.
- Температура газовоздушной смеси низкая. Это часто бывает зимой.
- По причине низкой температуры редуктора, смесь получается через чур обогащенная.
- Вышла из строя диафрагма редуктора. Это бывает, если часто запускать двигатель сразу на газу.
- Не правильно настроен редуктор.
- Не правильно работает расходный электромагнитный клапан. Клапан может «глючить» из-за механического заедания якоря или, если произошло короткое замыкание (КЗ) витков.
- Электронный блок управления отказывается давать сигнал на запуск подачи газа или подает неверный сигнал, который не соответствует необходимому количеству топлива.
- Низкий заряд аккумулятора авто, из-за чего электромагнитные клапаны не срабатывают при запуске. Заряд АКБ может уменьшаться из-за неисправности стартера, генератора. Следует также проверять работу обгонной муфты генератора.
- Уменьшена компрессия в цилиндрах двигателя. Это может быть по причине износа гладких поверхностей деталей цилиндро-поршневой группы или повреждения колец и клапанов двигателя.
- В случае использования вакуумного редуктора бывает не заводится двигатель из-за того, что во впускном коллекторе создается малое разряжение, недостаточное для всасывания газа. В этом случае выручает отдельный электромагнитный насос, который принудительно подает топливо.
- Проводить визуальный осмотр системы на герметичность, чтобы не допустить возможность утечки газа. Если есть подозрения на утечку газа, проверить можно с помощью мыльного раствора, который надо развести и нанести мыльную пену на патрубки, шланги, соединительные элементы, в местах установки хомутов. Также, в случае утечки газа, появится характерный запах ОДОРАНТ.
- Также, раз в неделю надо сливать жидкость, которая накапливается в редукторе. Для этого в редукторе в нижней части есть спецпробка. Если жидкость из редуктора вообще не сливать или сливать очень редко, то сливное отверстие может закоксоваться и закупорить отверстие, после чего происходит нарушение нормальной работы редуктора-испарителя.
- Чистить или менять фильтр. Чтобы это сделать, надо отсоединить входной патрубок и снять фильтр. В зависимости от степени загрязненности, произвести чистку или замену фильтрующего элемента. Если чистили фильтр, то в фильтрующем элементе есть магнит маленького размера, который надо поставить на место после очищения фильтра.
- Производить разборку и чистку редуктора. Эта работа требует повышенной осторожности, чтобы не помять и не порвать мембрану. После того, как редуктор был почищен и собран, его надо проверить на герметичность.
Внимание! Заводить двигатель автомобиля рекомендуется на бензине. Возможно заводить сразу с подачей газа, но это в случае, когда топливная бензиновая система неисправна. Запуск газом является нештатным.
Если заводить двигатель сразу на газу, то быстро выходит срок службы редуктора, так как диафрагма редуктора испытывает большие нагрузки давления. При запуске бензином, когда двигатель нагреется, система автоматически переключает на газ. А, когда давление газа падает, система автоматически переводит работу двигателя на режима — бензин. При переключении с газа на бензин, подается звуковой сигнал, который оповещает, что газ закончился.
При работе, система газового баллонного оборудования 4 поколения не допускает того, чтобы в канале впуска появлялись хлопки, которые могут быть в оборудовании с плохо синхронизируемыми системами подачи механическим путем. Благодаря этому, ГБО четвертого поколения без опаски можно устанавливать на двигатели, имеющими пластиковые коллекторы и регулируемыми геометрией подачи газовоздушной смеси.
После установки газового оборудования в автомобиль, требуется настроить момент зажигания. Зажигание корректируется потому, что время сгорания газа больше, чем у бензина и октановое число выше. Газовая система требует раннего зажигания, то есть угол опережения должен быть больше.
Для улучшения работы ДВС на газу специально изготавливаются свечи зажигания. Но и обычные свечи зажигания обеспечивают хорошую бесперебойную работу двигателя авто. Зажигание настраивают посредством электронного вариатора.
Как и в случае с ДВС без ГБО, мотор с газобаллонным оборудованием 4 поколения можно тюнинговать, то есть производить чип-тюнинг ДВС. В результате чего улучшаться номинальные технические характеристики мотора и изменится температура, при достижении которой будет происходить автопереключение режима подачи вида топлива.
Рекомендация установщиков ГБО: установить дополнительные фильтры, чтобы защитить форсунки и редуктор от частичек пыли, тем самым продлив их рабочий ресурс и увеличится надежная работа двигателя автомобиля. Откуда мусор в баллоне, спросите вы? Часто бывает, когда заправку баллонов производят из старых емкостей или из новых, но высасывают остатки, в баллон попадают частички грязи.
Плюсы ГБО 4 поколения
Если сравнивать автомобильное газовое оборудование 4 поколения и предыдущих модификаций, то, выявятся следующие плюсы:
Причины неисправности ГБО 4 поколения
Во время эксплуатации автомобиля с установленным таким оборудованием, могут уменьшиться эксплуатационные показатели ДВС. Такие неполадки происходят по следующим причинам:
Если автомобиль с ГБО 4 плохо заводится:
Техническое обслуживание ГБО четвертого поколения
Для увеличения срока службы оборудования и качества работы ДВС автомобиля в целом, желательно еженедельно выполнять следующие задачи:
Также, есть рекомендации по ТО ГБО 4, которые следует делать раз в месяц:
Рекомендация техобслуживания автомобиля ГБО 4, которые надо делать раз в два года:
Видео
В этом видео показывается и рассказывается о видах газобаллонного оборудования для автомобилей. Полезное видео, даже показывается отрывок, как с 9 этажа бросают полный газовый баллон и он не взорвался.
В этом видео автомобиль Сузуки Гранд Витара с ГБО 4 поколения. Так как расход топлива у Suzuki Grand Vitara очень большой, его выгодно перевести на газовое оборудование.
В этом видео показаны последствия взрыва автомобиля на газу.
В этом видео испытываются газовые баллоны на прочность. Для тех, кто думает, ставить или не ставить ГБО в авто.