Как зарядить аккумулятор в полевых условиях
Перейти к содержимому

Как зарядить аккумулятор в полевых условиях

  • автор:

Первый опыт зарядки 12в аккумулятора в полевых условиях

Прошу прощения, что снова долго отсутствовал, видит Бог, что совсем нет времени. Да и этот пост тоже будет коротким, но, надеюсь, интересным.

В общем, на прошлой неделе случилось у меня увлекательное (а как иначе, если у тебя электричка) путешествие в регион, известный с недавних пор каждому беларусу. И это ничто иное как Шчучыншчына!) Если кто из моих русскоязычных друзей читает и не понимает о чем речь, советую поискать на ютубе видео с одноименным названием. Но прошу заранее — не скатываться в стеб, его и так много в этом видео.

Короче. Это было в прошлый четверг, 11.03.2020. Выезд был запланирован на 6:30 утра, батарея была практически полна и показывала около 350 км. Вначале нужно было доехать до Гродно (270 км), затем вернуться в Щучин (меньше 100 км). Мне казалось, что это не будет такой большой проблемой. Но жизнь (и наличие электромобиля) вносит свои коррективы.

Нас было трое взрослых человек, один из которых довольно упитанный. Поэтому, чтобы на одном заряде проехать все расстояние, было принято решение ехать не слишком быстро, максимум 110 км в час, местами даже меньше, в районе 100. Но температура за бортом не оставляла больших шансов и надежд. Когда выезжал из Минска, было около -7 градусов, на трассе же опустилась вообще до -12. В определенный момент стало замерзать лобовое стекло (штоооо?) и ноги у переднего пассажира. Температурный режим был до этого установлен на 19 градусов авто. В конце концов я плюнул, добавил температуру и скорость и поехал на заправку, простите, зарядку, чтобы не искушать судьбу, так сказать.

После получаса отправились дальше и уже без проблем добрались до Гродно. На железнодорожном вокзале оставили на зарядке машину и отправились по делам. Слава Богу, далеко ходить не пришлось, город не такой большой. Не буду грузить деталями, но около 12:30 отправились мы в эту пресловутую Шчучыншчыну.

Покатались по району по разным делам. Красивые места и, увы, красивые развалины.

И вот в одной из деревень у меня снова случилось ОНО. А именно: выключил зажигание на несколько минут, вышел, потом сел внутрь, попытался запустить, а машина мне и говорит, что есть проблема с гибридным аккумулятором. Знающие люди понимают, что вопрос как раз в том самом 12вольтном аккумуляторе, который отвечает за запуск и прочую хрень. При этом остатка хода на 147 км (даже больше чем было в Гомеле, если смекаете о чем я).

Неужели нельзя было как-то сделать так, чтобы этот аккумулятор не садился просто так?
Что самое интересное, зажигание включается, выскакивает эта ошибка (причем никаких предварительных сообщений не было), на этот раз руль сложно поворачивался (видимо, этот аккумулятор отвечает и за руль). Бортовой компьютер пишет "остановитесь в удобном месте", а я даже двинуться с места не могу))). Думал, может, на ходу зарядится или что… В общем, наученный горьким опытом, но не отчаянный, пошел искать помощи по деревне. Немного помыкался, зашел в магазин, там продавщица (которую до этого водитель МАЗа назвал красивым словом польско-беларуским "магазинерка") позвонила кому-то своему (мужу?), который тут неподалеку "дежурил".

И тут начинается самое интересное. Я думал просто прикурить, но ребята из чата владельцев ай-пейса рекомендовали лучше зарядить, чтобы опять не попасть в такую проблему. Проводов для прикуривания / заряжания у меня не было, да и на кой они человеку, у которого электромобиль (наивно полагал я). У того чувака тоже не было. В итоге поехали на ближайшую заправку, которая была километрах в 10. А ехали мы не на абы чем, а на самой настоящей "буханке". Пришлось раскошелиться на провода.
Еще долго не мог понять какие именно нужны… Естественно, позвонил в салон, чтобы они понимали что происходит. Сообщил о своих намерениях. Купил, вернулись. И вот как все выглядело:

Как зарядить аккумулятор в авто без зарядного устройства?

В автолюбительской практике возможны случаи значительного разряда аккумуляторной батареи после стоянки. К такой ситуации заранее подготовиться нельзя. Однако при наличии определенных знаний в области электрики, умений собирать простейшие схемы можно зарядить аккумулятор в авто без зарядного устройства.

Возможные ситуации внезапного разряда аккумуляторной батареи

В процессе эксплуатации транспортного средства полный либо значительный разряд аккумулятора возможен при:

  • оставлении включенных электроприборов автомобиля на стоянке;
  • наличии утечки по цепям питания авто;
  • неисправности электрооборудования;
  • разряде аккумулятора после длительной стоянки;
  • охлаждении АКБ в условиях зимней стоянки
  • значительном износе аккумуляторной батареи.

В перечисленных случаях запуск двигателя может быть невозможен без заряда аккумуляторной батареи. Если автомобиль находится в сельской местности, путешествии вдали от населенных пунктов, возможно завести автомобиль «с толкача». Если рабочая сила или автомобиль для этих целей отсутствует, либо авто имеет автоматическую трансмиссию, единственно возможный способ запуска – заряд аккумуляторной батареи.

Устройства для заряда аккумуляторной батареи в домашних условиях

Рассмотрим возможные методы восстановления работоспособности автомобильного аккумулятора в домашних условиях.

  1. Нагревание АКБ. Такой метод может помочь в ситуации стоянки транспортного средства в холодное время года. При охлаждении аккумуляторной батареи плотность электролита падает ниже критических значений (менее 1,28 грамм на сантиметр кубический). Плотность измеряется ареометром. Раньше такой прибор был в ремкомплекте практически каждого автолюбителя. Сейчас им пользуются только на специализируемых СТО. Кроме этого, необслуживаемые аккумуляторы технически не позволяют произвести измерение плотности.

Если автомобиль не заводится после стоянки в зимний период, не следует сильно «насиловать» АКБ, стартуя до его окончательного разряда. Можно попробовать снять клеммы, демонтировать аккумулятор, внести его в дом, установить в близости от отопительных приборов (батарей, вентиляции, печки). Учитывая большую массу аккумулятора, он нагреется не меньше, чем за пару часов. Лучше аккумуляторную батарею оставить дома на ночь.

После нагревания АКБ плотность электролита увеличивается. При этом возрастает емкость аккумуляторной батареи. Возможно, заряда будет достаточно для запуска двигателя.

  1. Использование нештатных зарядных устройств, блоков питания бытовой, компьютерной и мобильной техники. В быту часто используются устройства, которые подзаряжаются либо запитываются от блоков питания либо зарядных устройств.

Напряжение на выходе зарядных устройств для мобильной техники (смартфонов, планшетов) обычно не превышает 7 Вольт. К тому же, подключение аккумулятора к мини-USB разъему проблематично. Этот вариант следует исключить.

Наиболее приемлем вариант использования блока питания для ноутбука. Сейчас он есть практически в любом доме. Напряжение на выходе блока питания ноутбука (нетбука) обычно около 19 Вольт. На корпусе устройства обычно есть наклейка со сведениями по номинальному напряжению и максимальному току нагрузки блока питания. Кроме этого, там приводится схема полюсовки разъема. Обычно по центральному контакту разъема подается плюсовое питание, по трубчатому контакту – минусовое. Для уверенности следует подробнее изучить схему на наклейке (шильдике).

Подключать непосредственно блок питания ноутбука к аккумулятору нельзя, так как ток заряда будет превышать максимальный ток нагрузки. Минусовой контакт разъема с помощью провода сечением от 0,75 кв.мм. следует подключить к минусовой клемме АКБ. Плюсовой контакт подключается через дополнительный шунт (сопротивление, ограничивающее ток). В качестве шунта можно использовать салонную или габаритную лампочку автомобиля.

На видео вы можете увидеть, как правильно собирать такую схему:

В качестве нештатного зарядного устройства также можно использовать блок питания струйного принтера, если таковой имеется.

  1. Заряд при помощи бытовых ламп накаливания, электроплит. Данный метод заряда является самым экстремальным. Без соблюдения мер предосторожности, не имея навыков в области электрики, такой метод заряда использовать нельзя.

При заряде с использованием бытовых ламп накаливания используют лампы мощностью от 60 Ватт. Нельзя использовать светодиодные или люминесцентные энергосберегающие лампы. Для подключения к аккумуляторной батарее монтируют цепь, состоящую из лампы и выпрямительного диода большой мощности. Такой диод можно найти в люминесцентной энергосберегающей лампе. Для соединения с бытовой электрической сетью используют вилку (разъем подключения к сети) от любого ненужного бытового электроприбора.

Электрическая цепь включает: контакт провода вилки – катод диода (обозначается на корпусе диода) – анод диода – минусовая клемма АКБ – плюсовая клемма АКБ – контакт лампы накаливания – другой контакт лампы накаливания – другой контакт провода вилки. После монтажа цепи, соблюдая чрезвычайные меры защиты, производят подключения вилки в бытовую сеть.

Ток заряда в этом случае также невысокий, на неполный заряд АКБ понадобится не менее 5-ти часов.

Заряд аккумуляторной батареи в полевых условиях

В полевых условиях произвести зарядку подручными устройствами затруднительно. Можно использовать следующие методы.

  1. Нагрев аккумуляторной батареи. Такой метод эффективен только в холодное время года, если аккумулятор разрядился в результате изменения плотности электролита после его значительного охлаждения. АКБ необходимо демонтировать с автомобиля и установить в близости от костра, следя, чтобы его корпус не перегревался. Для контроля эффективности заряда при данном методе следует использовать мультиметр, если таковой имеется в ремкомплекте.
  2. Механическое воздействие на аккумулятор. Данный метод помогает лишь в исключительных случаях. Аккумуляторную батарею следует снять с автомобиля. Далее установить АКБ на мягкую поверхность во избежание механического повреждения корпуса (дерн, землю). После этого выполнить небольшие движения аккумулятора вправо-влево с высокой частотой (иначе потрясывание). Не следует рассчитывать на высокую эффективность этого метода.
  3. Зарядка аккумуляторной батареи с помощью штатного генератора. Теоретически АКБ можно зарядить при помощи генератора автомобиля. Для этого необходимо модернизировать систему привода генератора. В любом случае, требуется снять ремень генератора. Далее необходимо приспособить ременную передачу под ручной либо иной привод. Известны случаи, когда для вращения генератора использовался велосипед. Далеко не всегда удастся создать такую конструкцию в полевых условиях.

Для проведения заряда требуется включение зажигания. Во многих случаях ток потребления авто при включенном зажигании будет больше, чем генерируемый ток заряда АКБ, то есть реально аккумулятор будет разряжаться, а не заряжаться. Можно изменить схему таким образом, чтобы напряжение возбуждения генератора поступало без включения зажигания. Для этого требуются хорошие познания в области электрики.

Чтобы избежать экстремальных ситуаций, связанных с разрядом автомобильного аккумулятора в полевых условиях, необходимо:

Как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без зарядника?

Как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без зарядника?

Разряженная аккумуляторная батарея – проблема, известная каждому автовладельцу. Независимо от того, что она случается достаточно часто, не все считают важным иметь в гараже заводское зарядное устройство (ЗУ), полагаясь на помощь приятелей, которые одолжат устройство зарядки, либо случайных прохожих, которые «с душевным подъемом» используют свои физические возможности для пуска двигателя «с толкача».

Только что делать, когда ни один из широко известных методов недоступен, знают не все. В действительности «оживить» АКБ возможно и разными подручными средствами в домашних условиях. Каким образом – мы сейчас и поведаем.

Как заряжать от сети 220 вольт?

Бесхитростное приспособление для возобновления заряда аккумулятора в авто от электросети переменного тока 220 В можно смонтировать из диода и конденсатора. Полупроводниковый диод потребуется мощный, желательно с рабочим напряжением приблизительно 1000 В, но можно поменьше. Емкость применяют неполярную, пленочного типа, рассчитанную на 400 В и более.

Сборка цепи:

  • один провод от электросети подсоединяют к конденсатору;
  • 2-й вывод конденсатора подсоединяют к «минусу» диода;
  • его «плюс» подключают к «плюсу» аккумуляторной батареи;
  • «минус» аккумуляторной батареи – к незанятому контакту вилки 220 В.

Ток зарядки находится в зависимости от значения емкости. Конденсатор подбирают с расчетом 70-100 мА на 1 мкФ емкости. Можно применить способ параллельного подключения конденсаторов, чтобы подобрать требуемую величину.

С использованием лампочки накаливания

Если поблизости имеется бытовая электросеть, электрическая лампочка на 220 вольт мощностью 40-100 ватт и полупроводниковый электрический диод, способный выдерживать максимальный ток более 3 А (к примеру, IN5408), можно применить еще один способ зарядки автомобильной аккумуляторной батареи, когда та села. В такой цепи регулятор тока зарядки – лампочка. Чем больше ее мощность, тем большее количество будет проходить зарядов. Схема подключения.

  • «Минус» диода подсоединяют к «плюсу» АКБ. К «плюсу» полупроводникового диода подключают один из контактов лампочки накаливания. Диод необходимо брать с допустимым напряжением больше 400 В.
  • 2-й провод от лампочки подсоединяют к вилке для включения в розетку.
  • «Минус» аккумуляторной батареи подсоединяют ко 2-у контакту вилки.

Если возможно, соединения желательно делать посредством паяльника. После подключения устройств в электросеть 220 В работоспособность схемы можно проследить по накалу лампочки. Когда она горит в полную мощь, то зарядка отсутствует. При нормальной работе мощность свечения будет ослаблена вследствие зарядки АКБ.

Силу тока можно измерить, если ввести в схему амперметр. Лампочку для этого можно использовать на100-150 Вт.

Использование зарядки от ноутбука

Безусловно, далеко не всякий раз есть возможность воспользоваться зарядным устройством. В таких ситуациях опытные автолюбители советуют использовать зарядку от обыкновенного ноутбука. Помимо зарядного устройства, вам понадобятся провода с зажимами, лучше медными, а еще нагрузка в виде лампочки (в идеале – резистор), подсоединяемой параллельно, прямо к выводам АКБ. Процесс сборки этого самодельного ЗУ прост.

  • Подсоединяем провода к штекеру зарядника. Необходимо знать, что внутренний провод является плюсовым, наружный — это минусовой.
  • Остальные концы проводов подсоединяем к аккумулятору: минусовой – к минусовой клемме, плюсовой – к плюсовому выводу автомобильного аккумулятора.
  • Нагрузку (лампочку либо резистор) подсоединяем в разрыв плюсового провода. Лампочку желательно использовать маленькой мощности, тем не менее резистор лучше, поскольку тогда есть возможность изменять величину сопротивления. Выбор номинала можно начать из расчета 10 Ом, когда ЗУ обеспечивает ток в 2 А. Когда имеется необходимость форсировать зарядку, берите резистор с меньшим номиналом, только не перестарайтесь – при чрезвычайно маленьких значениях ток зарядки способен оказаться губительным для пластин батареи.
  • Теперь подключаем ЗУ ноутбука к розетке и торжествуем.
  • Завершение зарядки можно выяснить, замерив напряжение на клеммах АКБ – при значениях больших чем 14 В отключаем зарядное устройство. Если измерительного прибора не имеется, придется ориентироваться на кипение водного раствора серной кислоты – возникновение воздушных пузырьков будет свидетельством того, что АКБ уже набрала заряд, которого достаточно для запуска двигателя.

Применение портативного зарядного устройства

Этот способ зарядки севшей аккумуляторной батареи предполагает применение портативного зарядного устройства. Это в большинстве случаев пусковые зарядные устройства (ПЗУ, ЗУ, бустеры), которые в большом ассортименте имеются в продаже. Способ идеален для предусмотрительных водителей, которые понимают, что аккумуляторная батарея в любой момент способна сесть, поэтому придется ее заряжать иногда в полевых условиях.

Купить это оснащение не составит труда. Устройства малогабаритные, отнимают мало пространства в автомобиле и могут принести громадную пользу. Пуско-зарядные приспособления предусмотрены для запуска двигателя автомашины, однако дополнительно они могут обеспечить зарядку аккумулятора. В первую очередь подобные устройства становятся востребованными, когда необходимо решить проблему в походных и экстремальных условиях.

Базой для производства портативного ЗУ является литий-ионный аккумулятор. Наиболее современные и продвинутые батареи выполнены из гелевых аккумуляторных батарей, обладающих относительно небольшой емкостью. Устройства укомплектованы «крокодилами» и адаптерами для подключения в гнездо прикуривателя автомобиля. Бывалые автолюбители и эксперты рекомендуют выбирать как раз такой вариант оборудования.

Это даст возможность подзаряжать аккумуляторную батарею посредством стандартного и имеющегося во всех авто прикуривателя. Однако самим портативным ЗУ также требуется зарядка. Для этого применяют бытовую электрическую сеть, к которой устройство подсоединяют посредством адаптера. Или же можно использовать сеть электропитания транспортного средства. Подключаться необходимо тогда, когда мотор работает. Подбирая для себя пуско-зарядное устройство, необходимо принимать в расчет модификации таких приборов. Они подразделяются на 3 группы:

  • профессиональные;
  • бытовые;
  • комбинированные.

Обыкновенные образцы для пользования дома включают в себя диодный мост, трансформатор и амперметр. У более сложных устройств имеются вспомогательные компоненты защиты, они дают возможность корректировать параметры тока и электрического напряжения. Самые дорогостоящие профессиональные образцы отличаются повышенными характеристиками мощности. Практикуются главным образом на СТО и в автомобильных сервисах. Мощность примерно 40-50 Ватт дает возможность параллельно заряжать аккумуляторные батареи нескольких машин.

В применении портативных зарядок нет никаких сложностей. Поэтому автолюбители, не имеющие навыка работы с подобными устройствами, без особых усилий справятся с установленной задачей. Для этого необходимо подсоединить клеммы ЗУ к выводам аккумуляторной батареи автомашины, соблюдая полярность, и переждать какое-то время. Недостатком портативных зарядок является то, что они не могут на все сто процентов зарядить АКБ.

Проблематично получить хотя бы 50% от полной зарядки. Но потенциала этих приборов хватает, чтобы завести мотор. Если двигатель функционирует, то остальной заряд даст уже непосредственно генератор.

Зарядка с помощью генератора машины

«С толкача»

Очень старый, можно сказать, классический метод «раскачки» АКБ, дающий возможность в кратчайший срок запустить двигатель. Впрочем, в наше время необходимо принимать во внимание, что он подойдет лишь для автотранспорта, оснащенного МКПП.

Принцип метода: после разрядки в любой аккумуляторной батарее имеется еще некоторое количество энергии, которого должно хватить для того, чтобы запустить стартер. Можно попросить о помощи проходящих мимо людей подтолкнуть автомобиль. Когда мотор запустится, его не надо глушить сразу же, а некоторое время поездить, чтобы в наибольшей степени «раскачать» аккумуляторную батарею.

Буксировка

Имеется и еще один способ запуска мотора – «через колеса». Попросите соседа-автомобилиста либо просто другого участника движения взять вас на прицеп. Когда автомашины отчасти разгонятся, включаем скорость и запускаем мотор тем же порядком, что и с толкача.

Способ оптимален тем, что не предполагает физических усилий, а из этого следует, что к нему сможет прибегнуть даже хрупкая девушка. Надо сказать, что запустить мотор «с толкача» либо приемом буксировки можно исключительно на автомашинах, оснащенных МКПП. С АКПП такой способ не сработает.

Прикуривание

Чтобы реанимировать севшую автомобильную аккумуляторную батарею практикуется иной источник питания. Этот метод характеризуется тем, что посредством его аккумуляторная батарея восстанавливается относительно быстро. Еще один из старых приемов привести в движение автомашину — это попытаться зарядить севшую АКБ от аккумулятора другого автомобиля, проезжающего по пути. Каждый многоопытный автолюбитель скажет, что при появлении трудности с тем, каким образом зарядить батарею, не имея зарядного приспособления, собственно, данный выход из положения считается наиболее опробованным и верным.

Если проблема с аккумулятором случилась во время пути, когда отсутствует возможность дойти пешком до ближайшего сервисного центра, другие владельцы автомобилей с охотой и с пониманием протянут руку помощи. При работе с источниками питания необходимо принимать во внимание то, что под капотом современных автомобилей имеется множество различных электронных устройств. Самое главное – добраться до аккумуляторной батареи, не испортив их. Впрочем, в общем-то, изготовители предусматривают вариант подзарядки одной автомашины от другой, и пространства для прикуривания должно быть достаточно. На аккумуляторе легко обнаружить 2 клеммы: плюсовую и минусовую, к тому же плюсовая клемма всегда смотрится больше.

Для того чтобы выполнить процедуру зарядки разрядившегося источника питания от машины- «донора», потребуются 2 толстых провода с площадью сечения каждого не менее 10 мм2, с мощными и широкими зажимами. Провода должны быть не меньше 1,5 м в длину и непременно обладать плотной резиновой оплеткой, в противном случае они не выдержат условий холодной погоды. Более тонкие провода практиковать нежелательно, поскольку при подаче мощного электротока они способны попросту перегореть.

Сила электротока, устанавливаемая перед его подачей, должна быть не меньше 200 А. Надежнее всего применять профессиональные провода с широкими зажимами и стандартными расцветками, практикуемыми в электронике: красный провод – это «плюс», а черный – «минус».

Широкие зажимы гарантируют оптимальную степень соединения, а большое сечение специализированных проводов наиболее верно передает электроток.

Вслед за тем как будет найден автовладелец, который даст согласие оказать помощь, можно вместе перейти к следующим операциям:

  • «плюсовой» зажим сначала закрепить на «плюсовой» клемме аккумуляторной батареи автомашины, принимающей помощь;
  • «плюсовой» зажим также закрепить на «плюсовой» клемме аккумуляторной батареи машины, пришедшей на помощь;
  • подключить «минусовые» провода в такой же последовательности, точно соблюдая полярность;
  • не давать возможности соприкасаться проводам друг с другом;
  • запустить мотор автомашины- «донора» на 10-15 мин.;
  • в течение всей процедуры не отцеплять провода;
  • запустить мотор принимающей автомашины лишь по истечении времени в 10-15 мин., предварительно заглушив двигатель автомобиля- «донора»;
  • убрать зажимы с клемм, не останавливая мотор принимающего автомобиля, соблюдая принцип – «минус» с «донора», «минус» с принимающего, «плюс» с «донора» и «плюс» с принимающего;
  • пускай мотор принимающего автомобиля функционирует еще несколько минут до нормального завершения процедуры.

В заключение

Постарайтесь постоянно следить за состоянием АКБ, поддерживать заряд на должном уровне. Если батарея понемногу теряет работоспособность, надо подумать о ее замене. Аккумуляторы служат довольно долго, и ранний износ ресурса батареи указывает на проблемы в электрической сети или на приобретение изначально недоброкачественного устройства.

Обратитесь к специалистам за консультацией и выясните, способен ли ваш аккумулятор послужить еще какое-то время или пришло время его заменить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *