Электромеханический стояночный тормоз
Электромеханический стояночный тормоз (Electromechanical Parking Brake, EPB) является современной конструкций стояночной тормозной системы, в которой используется электромеханический привод тормозных механизмов.
Электромеханический стояночный тормоз выполняет следующие функции:
— удержание автомобиля на месте при стоянке;
— аварийное торможение при движении автомобиля;
— удержание автомобиля при трогании на подъеме.
Система EPB устанавливается на задние колеса автомобиля. Электромеханический стояночный тормоз включает тормозной механизм, тормозной привод и электронную систему управления. В системе используются штатные тормозные механизмы, конструктивные изменения внесены в рабочие цилиндры.
Тормозной привод устанавливается на суппорте тормозного механизма. Тормозной привод преобразует электрическую энергию бортовой сети в поступательное движение тормозных колодок. Для выполнения возложенных функций привод включает следующие конструктивные элементы: электродвигатель, ременную передачу, планетарный редуктор и винтовой привод.
Все элементы находятся в одном корпусе. Вращательное движение электродвигателя через ременную передачу передается на планетарный редуктор. Применение планетарного редуктора обусловлено снижением уровня шума, массы привода, а также существенной экономией пространства. Редуктор осуществляет перемещение винтового привода, который в свою очередь обеспечивает поступательное движение поршня тормозного механизма.
Электронная система управления стояночным тормозом объединяет входные датчики, блок управления и исполнительные механизмы.
К входным датчикам относятся кнопка включения тормоза, датчик уклона, датчик педали сцепления. Кнопка включения располагается на центральной консоли автомобиля. Датчик уклона интегрирован в блок управления. Датчик педали сцепления расположен на приводе сцепления и фиксирует два параметра – положение и скорость отпускания педали сцепления.
Блок управления преобразует сигналы датчиков в управляющие воздействия на исполнительные устройства. В своей работе блок управления взаимодействует с системой управления двигателем и системой курсовой устойчивости ESP.
В роли исполнительного механизма системы управления выступает электродвигатель привода.
Работа электромеханического стояночного тормоза носит циклический характер: включение – выключение.
Включение стояночного тормоза производится нажатием кнопки на центральной консоли. При этом активируется электродвигатель, который посредством редуктора и винтового привода производит притягивание тормозных колодок к тормозному диску. Тормозной диск жестко фиксируется.
Выключение электромеханического стояночного тормоза производится автоматически при трогании автомобиля с места. Предусмотрено выключение тормоза вручную при нажатой педали тормоза. При выключении стояночного тормоза блок управления анализирует следующие параметры: величину уклона, положение педали газа (от блока управления двигателем), положение и скорость отпускания педали сцепления.
Это позволяет производить своевременное выключение стояночного тормоза, в том числе выключение с временной задержкой, предотвращающее откатывание автомобиля при трогании на подъеме.
Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы
Стояночный тормоз можно отнести к самым важным элементам в транспортном средстве. Среди автомобилистов он имеет более простое название — «ручник», отвечают за фиксацию автомобиля в тот момент, когда он стоит на месте, и не позволяет ему откатываться. Автомобильная промышленность стремительными темпами развивается, и сейчас на рынке представлены не стандартные, а технологичные электронные стояночные тормоза или просто EPB.
Для начала разберемся, что собой представляет электронный ручник. Обновленный стояночный тормоз в салоне теперь представлен в виде обычной кнопки, которая располагается либо на месте ручника, либо возле приборной панели — это зависит от желания автопроизводителя. Что касается конструкции, то электронный стояночный тормоз находится на задней оси транспортного средства. Он состоит из:
электронной системы управления.
Все эти элементы, в свою очередь, тоже имеют некоторые особенности. Тормозной механизм — это дисковые тормоза автомобиля. Электропривод включает сразу несколько деталей: электродвигатель, ременная передача, планетарный редуктор, винтовой привод. Главный принцип функционирования электропривода заключается в том, что двигатель с помощью ременной передачи запускает в действие планетарный редуктор, который помогает перемещаться винтовому приводу. В результате таких манипуляций поршень тормозного механизма начинает двигаться.
Электронная система управления состоит из входных датчиков, блока управления, исполнительного механизма. Сигнал в блок управления идет с входных датчиков из некоторых направлений. Это может быть кнопка активации тормоза, которая находится в салоне автомобиля, датчик уклона, расположенный в блоке, датчик педали сцепления, который стоит на приводе. Когда в блок поступает сигнал, он воздействует на исполнительные механизмы.
Как работает EPB . Принцип работы EPB можно назвать цикличным, так как включение и выключение постоянно чередуются. Когда человек нажимает на кнопку в салоне, электронный ручник приводится в действие. После этого включается электропривод и фиксирует тормозные диски транспортного средства. Если автомобиль долгое время находится в неподвижном состоянии, EPB активируется самостоятельно. То же самое происходит при открывании дверей, выключении зажигания и отстегивании ремней безопасности. EPB отключается тоже автоматически, как только автомобиль приступает к движению. Кроме того, водитель сам может отключить систему при помощи кнопки. Заметим, что у такого механизма есть как плюсы, так и минусы.
Плюсы . Основное преимущество заключается в том, что в салоне становится больше места, а пространство выглядит более привлекательно. Среди остальных плюсов можно выделить:
простую и легкую эксплуатацию;
повышенный уровень безопасности;
отсутствие необходимости настраивать ручник самостоятельно;
исключение возможности отката транспортного средства при начале движения на горке.
Минусы . Главный недостаток такого механизма заключается в его высокой стоимости. У дилеров автомобили с таким оснащением стоят намного дороже, чем со стандартным ручником. Среди остальных минусов:
высокая вероятность выхода из строя;
нет возможности самостоятельно настраивать усилие торможения;
более трудный процесс замены тормозных колодок;
если сядет аккумулятор, система перестанет работать;
дорогое обслуживание и ремонт.
Итог . Современные автомобили начали оснащать электронным стояночным тормозом. Такое оборудование успело показать себя в деле, что позволило дать объективную оценку.
Как работает электрический стояночный тормоз (EPB)
Электромеханический стояночный тормоз вызывает неоднозначное отношение. Поэтому стоит разобрать преимущества, недостатки и особенности работы современной системы EPB.
Независимо от марки и года производства автомобиля в нем всегда будет неизменным одно – наличие стояночного тормоза. Этот нехитрый элемент позволяет блокировать задние колеса машины и предотвращает ее движение в случае, если мотор выключен.
Но, как известно прогресс не стоит на месте и механическая громоздкая ручка, занимающая относительно много места между передними сиденьями, перестала устраивать производителей. Так в 00-х годах появилась электронная система EPB (Electromechanical Parking Brake, но, также ее часто называют FBS), которая пришлась по вкусу автовладельцам.
Как работает электроручник
Данная система состоит прежде всего из тормозного механизма. Он включает в себя штатные тормоза с небольшой модернизацией конструкции цилиндров. Так как в работе задействуется электроника, то логично, что будет не обойтись без входных датчиков. К ним относится кнопка, включающая систему. Она может быть установлена как рядом с рычагом ККП, так и на основной консоли (все зависит от марки и года выпуска авто). Также в системе присутствует датчик уклона (чаще всего монтируется в ЭБУ) и датчик сцепления (установлен на приводе сцепления и передает данные о скорости отпускания и точного расположения педали сцепления).
ЭБУ получает необходимую информацию от датчиков и преобразует ее в сигнал, который отправляется исполнительным механизмам. В дело вступает тормозной привод (активирует колодки), который состоит из:
- Электродвигателя. Он передает вращательный импульс.
- Ременной передачи (получает импульс вращения и передает его на редуктор).
- Планетарного редуктора (позволяет снизить массу привода и частично подавляет шум). Этот элемент перемещает винтовой привод.
- Винтового привода. Благодаря ему осуществляются поступательные движения тормозных элементов.
Полезно! Электроручник объединен с системой управления авто и блоком, отвечающим за курсовую устойчивость (ESP).
Благодаря такой системе автовладельцу не нужно каждый раз тянуть на себя или отщелкивать громоздкий рычаг стояночного тормоза (о чем иногда многие забывают). Поэтому EPB значительно упрощает жизнь автомобилистов.
Включение и выключение
Работает такой механизм циклически:
- Включается. Активация устройства осуществляется за счет нажатия кнопки, которая активирует электродвигатель. Тормозной диск жестко стопорится.
- Выключается. Деактивация устройства происходит автоматически, как только транспортное средство трогается с места. При этом блок управления, благодаря датчикам анализирует уклон авто, в какой позиции находится педаль газа и как быстро отпускается сцепление. В большинстве моделей стояночный тормоз не отключается, пока автовладелец не пристегнет ремень безопасности.
Полезно! Если машина долго находится без какого-либо движения или автовладелец оставил двигатель заведенным, открыл дверь или отстегнул ремень безопасности, то происходит автоматическое включение EPB.
Также во многих автомобилях, оснащенные EPB присутствует кнопка Auto Hold. Она отвечает за то, чтобы задние колеса авто фиксировались при временных остановках. Особенно такая «фишка» придется по вкусу тем, кто часто ездит на АКПП по городским пробкам. Благодаря этому режиму не придется постоянно удерживать педаль газа после каждой кратковременной остановки транспортного средства. С этой точки зрения электромеханический стояночный тормоз действительно можно считать более современным механизмом.
Преимущества и недостатки EPB
Если сравнивать более современную систему с привычными механическими ручниками, то у электромеханического агрегата будут как довольно весомые плюсы, так и минусы. Например,:
- В салоне EPB не занимает много места, так как система оснащена удобной кнопкой, а не рычагом, который постоянно заедает и «не хочет» вставать в нужное положение. Но, в отличие от более современной конструкции механический ручник позволяет контролировать с каким усилием будет совершаться торможение.
- Хоть EPB и не нужно регулировать в процессе использования (каждую 1 000 км электроника проводит самостоятельную диагностику и подтягивает ручник при необходимости), он становится совершенно бесполезным элементом, когда АКБ автомобиля полностью разряжена (причем при долгой стоянке сам ручник первый будет разряжать аккумулятор). Поэтому снять с ручника не получится.
- В отличие от старой системы электромеханический ручник не позволяет машине откатываться на подъеме.
- EPB способен самостоятельно включаться, он обладает большим функционалом, но, и стоит значительно дороже.
- В электромеханическом ручнике отсутствуют тросики, которые имеют свойство рваться в самый ненужный момент или примерзать при отрицательных температурах.
Многие сомневаются, что в критической ситуации электромеханика сработает лучше. Допустим, водитель ТС внезапно потерял сознание во время движения. Если между сиденьями расположен привычный рычаг, то пассажир, находящийся рядом, может сообразить быстро его дернуть. Догадаться о кнопке, которая установлена где-то на консоли будет намного сложнее. Кроме этого EPB тормозит более плавно, поэтому в случае экстренного торможения от него будет меньше толку. То же самое касается и любителей «подрифтовать». Им придется забыть о красивых вхождениях в резкие повороты, так как электромеханика просто не допустит таких виражей.
Очень редко (но, все же такое происходит) электроника выходит из строя и элементарно не дает разблокировать тормоза. Некоторые жалуются, что такое частенько происходит при высоких морозах. В такой ситуации остается только вызывать эвакуатор.
Есть у такой «умной» системы и еще один, хоть и незначительный, минус – меры предосторожности в процессе использования и обслуживания.
О чем нужно помнить
Хоть EPB может самостоятельно себя регулировать, периодические проверки проходить придется. При этом авто устанавливается на стенд и с помощью специального диагностического оборудования механик проверяет исправность работы системы.
Если пришла пора менять тормозные колодки, то действовать нужно очень осторожно. При любых технических работах электромеханическая часть должна пребывать в сервисном режиме. Если упустить этот момент, то есть большой риск того, что электроручник самостоятельно активируется в процессе работ и повредит ТС или самого мастера.
В заключении
В целом можно сказать, что ручник такого типа является умной и более удобной системой. Автовладельцу не нужно в истерике дергать заедающую ручку и постоянно держать в голове, что ее нужно отщелкнуть перед началом движения. Однако, многие полагают, что нет ничего надежнее старой доброй механики, которая не начнет «глючить» и не заблокирует авто в случае разряженного аккумулятора.