Вздулся аккумулятор автомобиля что делать
Перейти к содержимому

Вздулся аккумулятор автомобиля что делать

  • автор:

Что делать в ситуации, когда вздулся автомобильный аккумулятор

Повреждения автомобильного аккумулятора можно заметить практически сразу. Его габариты могут заметно увеличиться. Использовать подобный источник питания дальше вряд ли удастся в полной мере. Он не сможет воспроизводить эксплуатационные характеристики в полной мере.

Вздулся аккумулятор авто

Основные причины вздутия аккумуляторов

Раздутая батарея АКБ в авто становится следствием разных факторов. В большинстве случаев заметно выпирают бока того автомобильного источника питания, который успел хорошо поработать в течение длительного времени. Изменению формы способствует выделяющийся из раствора электролита газ, так как внутри корпуса проходят нежелательные химические реакции.

Три из четырёх раздутых аккумуляторов являются жертвами внешних температурных воздействий, как от значительного нагрева, так и от существенного переохлаждения.

Начинающие водители беспечно бросают свои автомобили во время палящего зноя под прямыми солнечными лучами. В такой ситуации следует ожидать быстрого перегрева бортового источника питания и скорого выхода из строя. Чаще всего в таких обстоятельствах страдает продукция бюджетного или экономного ценового сегмента или низкокачественные подделки популярных брендов АКБ.

Вздулся автомобильный аккумулятор

Не в лучших условиях окажется батарея, оставленная на сильном морозе. Перемерзший электролит изнутри разорвёт металлическую оболочку и пластиковый каркас. Если такое произошло, то автомобилисту следует подумать о покупке иной марки АКБ, так как данная модель оказывается неподготовленной к региону и его погодным условиям. Производитель всегда в инструкции по эксплуатации указывает рекомендованный температурный интервал для нормальной эксплуатации.

Виновником раздутия в определённых случаях оказывается конденсат. Эти капли формируются из-за частых перепадов температур. Скапливающаяся в достаточном количестве влага нарушает химические реакции, что повышает риск распирания корпуса.

Внутрь может проникать не только конденсат, но и иные посторонние жидкости. Этому способствует разгерметизация отдельных банок. Подобные обстоятельства также негативно сказываются на прохождении необходимых реакций.

Выпячивание боков случается и по причине механического повреждения корпуса. Причиной бывают падения батареи или самостоятельное неаккуратное вскрытие по какой-то причине.

Рекомендуем избегать сознательного повреждения корпуса АКБ, чтобы не вывести источник питания из рабочего состояния.

Произойти вздутие может по причине того, что аккумулятор отслужил свой срок и выработал все внутренние ресурсы. В зоне риска находятся приборы, эксплуатируемые более 4–5 лет. Срок эксплуатации зависит от условий, в которых пребывала батарея.

Вздутый АКБ

Изменение формы иногда происходит по причине подключения нештатного зарядного устройства. Выдаваемый ток или напряжение не соответствуют тем значениям, на которые рассчитывал производитель АКБ. Также причины нередко скрываются в перепадах напряжения или возникновении короткого замыкания.

Если автовладелец приобрёл источник питания для своего авто от неизвестного бренда или в неизвестной торговой точке, то не стоит исключать наличие производственного брака у подобного товара. Фактор проявляется быстро, поэтому рекомендуем обратиться к продавцу для замены на работающий аналог.

Что делать, чтобы не допустить вздутия аккумулятора

Правильный уход за всей системой электрооборудования и отдельными её элементами помогает продлить их эксплуатационный ресурс. Чтобы не вздулся ваш аккумулятор для автомобиля, следует соблюдать определённые меры предосторожности во время эксплуатации.

Вздулся и замерз аккумулятор

Следует избегать перепадов температур для батареи. Желательно оставлять машину на крытых парковках или в тени во время солнечных дней. Если автомобиль эксплуатируется в северных регионах, то стоит позаботиться о наличие защитных приспособлений для него, например, приобрести кожух на зимнее время.

Для зарядки стоит использовать проверенное зарядное оборудование. Оно должно выдавать стабильные выходные параметры по напряжению и току.

Когда аккумулятор перестал выполнять свои обязанности и начал вздуваться, то нужно его заменить на новый. Пытаться разобрать или починить старую батарею не рекомендуем, так как внутри находится опасный раствор кислоты. Чтобы избавиться от повреждённого источника питания, требуется сдать его не просто в пункт приёма лома, а в специализированную организацию, занимающуюся утилизацией подобных вещей.

Вздулся аккумулятор автомобиля: что делать и куда бежать

Изменение геометрических размеров автомобильного аккумулятора — повод для прекращения эксплуатации машины и принятия экстренных мер. Рассмотрим причины происходящего и что делать, если Вы столкнетесь с этим.

Почему вздувается аккумулятор

Чтобы понять, почему вздувается АКБ в машине, коротко рассмотрим его устройство и принцип работы. Батарея состоит из кислостойкого пластика, под которым располагаются отсеки или «банки». В них установлены свинцовые пластины, выполняющие роль электродов. На поверхность металла нанесена активная масса, вступающая в химическую реакцию. Для этого свинцовые решетки заливают электролитом. Последний состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты.

Устройство аккумулятора

Устройство аккумулятора

Когда к аккумулятору подключается нагрузка, запускается химическая реакция:

  1. Электрический ток начинает «течь» от положительного заряда к отрицательному.
  2. Движение электронов по свинцовым сеткам генерирует напряжение около 2 V в каждой «банке».
  3. В итоге на выходе из 6 отсеков получается 12 V, необходимых для бортовой сети.

Рассмотрим детально конкретные причины.

Влияние низкой/высокой температуры

Сами по себе морозы не страшны для исправного АКБ, но они содействуют более быстрой разрядке. Если летом заряд держался месяц, то зимой за такой период батарея может сесть. Опасность наступает в холодное время года при полной разрядке, когда автомобиль продолжает оставаться на холоде. Например, в авто установлена двухсторонняя сигнализация, а брелок находится в 300-400 м. Каждые 5 секунд система передает на брелок сведения о состоянии датчиков, обеспечивая безопасность и своевременное информирование.

В мороз -10…-20 градусов такой режим работы без подзарядки способен снизить количество энергии батареи до 4-5 В. Из-за этого падает плотность электролита и он становится похож по физическим свойствам больше на воду. Жидкость начинает замерзать и кристаллизоваться, расширяясь изнутри, и вот — уже немного вздулся аккумулятор автомобиля. Если его оставить и дальше на холоде, ситуация усугубится и корпус разбухнет не только по бокам, но сверху и снизу.

Вздутый аккумулятор

Вздутый аккумулятор

При высокой температуре причина вздутия кроется в обратном процессе. Например, авто оставлено в июле под открытым небом в полдень. Солнечные лучи сильно прогревают металлический кузов и под капотом становится жарко, как в духовке. Электролит начинает чрезмерно перегреваться и выделять пар, создающий внутреннее давление.

Образование конденсата

Следующая возможная причина, почему вздулся аккумулятор автомобиля — замерзание конденсата. Происходит это с физической точки зрения так: ТС хранится в гараже, владелец запускает двигатель и без прогрева сразу уезжает. Поскольку внутри «банок» электролит состоит на 65% из воды, то ее пары начинают конденсироваться на охлажденных внутренних пластиковых стенках, преимущественно в верхней части корпуса. Короткая поездка на работу заканчивается тем, что транспорт оставляется на морозе под открытым небом на целый день.

Конденсат замерз и вздулся автомобильный аккумулятор. Сперва этого совсем не видно, ведь конденсата немного и стенки могут только чуть-чуть округлиться. Но при каждодневной подобной эксплуатации процесс повторяется и АКБ вздувается все сильнее. Так за одну зиму можно испортить даже новую батарею.

Замерзшая АКБ

Замерзшая АКБ

Механическое воздействие

Удары и повреждения — еще одна причина раздувания. Это может происходить в процессе установки (аккумулятор роняют, ударяют о площадку, случайно стукают им о двигатель или кузов), а также при плохом закреплении.

Внутри такие механические воздействия приводят к осыпанию активного вещества со свинцовых решеток, и устройство частично теряет способность накапливать заряд. Поэтому батарея не может функционировать полноценно, и при малейшем похолодании с температурой ниже нуля вздувается.

Естественное «старение»

У каждого АКБ есть свой ресурс. Дорогие модели служат 7-8 лет, а дешевые — 3-4 года. При регулярной зарядке и разрядке активная масса постепенно истончается, что уменьшает емкость. Жидкость внутри теряет плотность. С ухудшающимися характеристиками АКБ труднее противостоять холоду и жаре. Естественное «старение» — это очередная причина разбухания батареи, но она актуальна для старых аккумуляторов, отслуживших минимум 3 года.

Старый аккумулятор

Старый аккумулятор

Производственный брак

Иногда, причиной того, что аккумулятор раздуло по бокам,становится ошибка, допущенная на производстве. Это может быть неверная пропорция воды и кислоты, или недостаточная активная масса на свинцовых пластинах. В результате брака АКБ не функционирует нормально, выдавая меньшее количество вольт и быстро разбухает.

Плохая работа зарядного устройства

Последняя причина вздутия — использование некачественного зарядного устройства или ошибки, допущенные при восполнении емкости. Когда применяется дешевое ПЗУ, то высока вероятность перепадов напряжения, что пагубно сказывается на батарее.

Самодельное зарядное устройство

Самодельное зарядное устройство

Зарядка на высоком токе для ускорения процесса приводит к осыпанию пластин и перегреву. Нередко аккумулятор закипает и жидкость начинает вытекать наружу (при этом пользователь забывает выкрутить пробки в верхней панели).

Чего делать нельзя

Рассмотрим что делать, а точнее, чего делать не следует тем, кто столкнулся с подобной проблемой. Категорически запрещается:

  1. Пытаться зарядить вздутую батарею. Если у нее осыпались пластины или низкая плотность, то это уже ничего не даст, а только разогреет внутреннее содержимое, создав избыточное давление, что может привести к взрыву.
  2. Разбирать пластиковый корпус. В попытках реанимировать аккумулятор некоторые пытаются выкрутить пробки и заменить электролит. Другие хотят извлечь свинец, чтобы сдать его на металлолом. Вздувшийся АКБ может находиться под давлением и вскрытие только приведет к выбросу кислоты.
  3. Хранить вздутую батарею дома или в автомобиле. Поскольку состояние АКБ не известно, то опасно оставлять вздувшийся блок в машине или жилом помещении. Не исключена вероятность взрыва, влекущая пожар.

На что обратить внимание

Поскольку вздуться может любая батарея, владельцам транспортных средств важно периодически обращать внимание на ее форму. Это можно делать каждые 1000 км пробега, совместив с проверкой уровня масла в картере двигателя, тормозной жидкости, антифриза. Зимой, заливая омыватель для стеклоочистителей, всегда смотрите на АКБ. Искать нужно не только вздутия с боков или сверху, но и выпирающие пробки (иногда их выдавливает) или потеки. В месте набухания нередко пластик меняет цвет, становясь светлее. Вовремя заметив вздутие, можно предотвратить печальные последствия.

Вздутие АКБ

Вздутие АКБ

Какие могут быть последствия

Основная опасность при эксплуатации вздувшейся АКБ — это вероятность разрыва. Хотя плотность электролита снижена, внутри батареи остается напряжение. Вздутие разрушает внутренние перегородки, разделяющие полюса. Любое колебание или толчок способны привести к короткому замыканию. Кроме взрыва возможен выход из строя электрики авто (магнитолы, фар, стеклоочистителей, подогрева заднего стекла, вентилятора) и даже ЭБУ.

Так владелец лишится не только АКБ, но всего движимого имущества. Даже если пожара не будет, разбрызгивание кислоты приведет к разъеданию резиновых патрубков системы охлаждения и порче лакокрасочного покрытия. Если вещество попадет на кожу, возможны ожоги. При попадании кислоты в глаза человек рискует потерять зрение.

Взорвавшийся аккумулятор

Взорвавшийся аккумулятор

Способность вздутого аккумулятора накапливать заряд резко ухудшается и эта характеристика теперь непредсказуема. Каждый день, подходя к авто, Вы не знаете, сумеете ли его завести. Из-за этого будут лишние переживания, опоздания на работу и сорванные встречи.

Что делать, чтобы не допустить вздутия аккумулятора

Причин вздутия батареи много, но все, что не касается заводского брака, можно предупредить. Вот основные рекомендации. Обращайте внимание на то, где паркуете машину в жару. Ищите тень от дерева, высокого здания. Если это открытая площадка, разверните кузов задом к солнцу, чтобы его лучи были не под прямым углом. На пляже накройте капот покрывалом или специальным автомобильным чехлом серого или белого цвета. Он лучше отражает лучи.

Зимой следите за уровнем заряда. Это можно делать по цветному индикатору, вмонтированному в верхнюю панель некоторых АКБ:

  • зеленый — показывает полную зарядку;
  • белый — частичную;
  • красный — разряженный.

АКБ с индикатором

АКБ с индикатором

Если такого индикатора нет, используйте встраиваемый вольтметр (можно установить и вывести экран в салон) или ручной мультиметр. Не допускайте глубокого разряда при отрицательных температурах, иначе источник энергии вздуется обязательно, будучи оставленным на ночь.

При частых коротких пробегах и езде в пробках со включенными фарами и печкой разряда зимой не избежать, поэтому заносите батарею в тепло на ночь. Это сохранит заряд и не допустит вздутия. Утеплите место установки АКБ тонким пенопластом или изолоном с фольгой со всех сторон, кроме нижней.

Утепление АКБ

Утепление АКБ

Закрепить материал можно проволокой или большими пластиковыми стяжками. Это сохранит тепло и не даст веществу внутри замерзнуть. Если обещают сильные заморозки, а оставлять на улице транспорт без сигнализации опасно, арендуйте на месяц гараж. Так выйдет дешевле, чем покупать новый аккумулятор.

Чтобы избежать механических повреждений, проверьте надежность закрепления батареи. Некоторые владельцы забывают хорошо притянуть ее сверху перемычкой на шпильках, из-за чего АКБ подпрыгивает на кочках и ее внутренности разрушаются.

Пластина крепления АКБ

Пластина крепления АКБ

Заряжайте аккумулятор только надежными ПЗУ и не превышайте токовые характеристики. Для оптимального восстановления энергии выставляйте 1/10 от емкости АКБ. Например, у батареи 60 А/ч ток ПЗУ должен быть установлен на 6 А. Действие продлится 10 часов, зато батарея не закипит и не вздуется.

Применяя вышеперечисленные советы, можно избежать вздутия АКБ. Но если это все же произошло по какой-то причине, не стоит экономить и продолжать эксплуатировать раздутую батарею — поспешите ее сдать в специальный пункт приема и купите новую.

Почему вздувается аккумулятор на автомобиле

Причина вздутия аккумулятора чаще всего зависит от времени года. Зимой аккумулятор вздувается из-за замерзшего электролита, а летом — из-за образовавшихся в результате его кипения газов. Обе проблемы решаемы, хотя и разными методами. Что нужно делать, чтобы вернуть АКБ к жизни и когда это уже невозможно — читайте в статье.

Почему вздувается автомобильный аккумулятор

Аккумуляторную батарею может раздувать либо от избытка газов, либо от образования льда. Основной причиной одной из таких ситуаций может быть:

  • замерзание потерявшего плотность электролита или конденсата;
  • интенсивное газообразование из-за перезаряда и повышения температуры;
  • повреждение корпуса в результате механического воздействия;
  • неправильная зарядка батареи (большой ток, напряжение или долгое время заряда);
  • замыкание положительной и отрицательной пластин;
  • повышенное напряжение в бортовой сети из-за неисправности регулятора напряжения в генераторе;
  • производственный брак.

В 75—80% случаев причиной вздутия АКБ являются замерзание электролита или забитые каналы газоотвода. Обычно такие батареи не меняют по гарантии, ссылаясь на нарушение условий эксплуатации. Но и сразу выбрасывать вздувшийся АКБ не стоит — чаще всего проблему можно решить самостоятельно. К непоправимым случаям можно отнести повреждение корпуса, замыкание или разрушение пластин.

Почему аккумулятор в автомобиле вздулся зимой

Вздутые стенки аккумулятора в результате замерзания электролита

Зимой аккумуляторы вздуваются из-за того, что в них замерзает электролит. При замерзании жидкость увеличивается в объеме, выдавливая стенки АКБ наружу.

При нормальной рабочей плотности электролита 1,27 кг/см3 температура его замерзания составляет -60°C. В случае её падения до 1,2 кг/см3 (соответствует 56% заряда АКБ) жидкость замерзнет уже при -27°C. А если ваш АКБ практически полностью разряжен, то батарея может вздуться уже при -7… -10°C. Критические температуры для аккумулятора смотрите в таблице:

Плотность электролита при темп. +15 C. (г/см. куб) Напряжение батареи без нагрузки (В) Степень заряженности батареи (%) Температура замерзания электролита (°C)
1,27 12,66 100 -60
1,26 12,6 94 -55
1,25 12,54 87,5 -50
1,24 12,48 81 -46
1,23 12,42 75 -42
1,22 12,36 69 -37
1,21 12,3 62,5 -32
1,2 12,24 56 -27
1,19 12,18 50 -24
1,18 12,12 44 -18
1,17 12,06 37,5 -16
1,16 12 31 -14
1,15 11,94 25 -13
1,14 11,88 19 -11
1,13 11,82 12,56 -9
1,12 11,76 6 -8
1,11 11,7 0 -7

Заряд АКБ зимой падает по двум причинам. Первая — естественное снижение плотности по мере уменьшения температуры воздуха. Вторая — постоянный недозаряд из-за необходимости включения систем обогрева и продолжительной работы световых приборов или утечки тока. Поэтому зимой важно контролировать как заряд аккумулятора, так и плотность электролита!

Если избежать вздутия на морозе не удалось — используйте инструкцию по восстановлению, которую вы найдете ниже.

Почему аккумулятор в автомобиле вздулся летом

В процессе электролиза внутри АКБ выделяются водород и кислород. Интенсивность газообразования напрямую зависит от температуры. Для их вывода используется лабиринтная система газоотвода.

В большинстве случаев ответ на вопрос “почему летом вздувается аккумулятор” прост: не успевают уходить либо совсем не сбрасываются газы. Это происходит, если отверстия системы газоотвода забились пылью и грязью либо процесс газообразования протекает чересчур активно из-за высокой температуры или неисправности. В результате стенки АКБ раздуваются от избыточного давления внутри корпуса. Причины его создания могут быть такими:

Как работает газоотвод в аккумуляторах: видео

  1. Забиты каналы газоотвода в крышках банок или стенке корпуса. из-за выхода из строя регулятора напряжения генератора.
  2. Осыпались или замкнули пластины.
  3. Электролит в аккумуляторе закипел от сильного перегрева.
  4. Аккумулятор заряжали слишком высоким током.

Что делать когда вздулся аккумулятор?

Прежде всего необходимо осмотреть корпус вздувшегося аккумулятора на предмет повреждений. При наличии на нём трещин батарею придется заменить. Также следует поступить и в случае разрушения или замыкания пластин. В обслуживаемом аккумуляторе их состояние можно проверить визуально и с помощью вольтметра, в необслуживаемом на замыкание указывают невозможность полной зарядки и сильный нагрев корпуса в области замкнувшей банки.

Треснутый корпус аккумуляторной батареи вследствие вздутия

Проблема забитого газоотвода решается чисткой подручными средствами. Разбирать АКБ для этого не надо, так как отверстия обычно забиваются снаружи. Не стоит бояться того, что при проведении процедуры водород и кислород резко выйдут из корпуса. Во-первых, каналы имеют сложную форму, и газ через них выходит постепенно. Во-вторых, внутри не настолько высокое давление, чтобы при выходе газы могли нанести травму или взорваться.

Зимой устранить вздутие помогает разморозка и подзарядка. Чтобы правильно разморозить вздувшийся замерзший аккумулятор, следуйте инструкции:

    Если корпус цел, то аккумулятор нужно забрать в теплое помещение и отогреть его до “комнатной” температуры 18—22°C.

После правильной разморозки АКБ продолжают работать, хотя, возможно, и с меньшей эффективностью.

Что делать, чтобы не раздуло аккумулятор?

Чистка окислов на клеммах АКБ

Во избежание подобных ситуаций нужно следить за состоянием АКБ и проводить профилактику: очищать систему газоотвода и убирать следы окислов на клеммах, способствующих саморазряду, а также очищать корпус 10% раствором соды.

В сильные морозы не допускайте значительного снижения заряда. Если машина долго стоит без движения, следует периодически проверять напряжение на выводах батареи и при необходимости ставить её на зарядку. При длительной стоянке лучше снимать клемму с отрицательного вывода аккумулятора либо забирать ее с собой.

Также заведите привычку периодически проверять электросистему автомобиля на отсутствие утечек тока. Нормальное потребление в состоянии покоя обычно не превышает 100 мА. А еще обязательно следите за правильным функционированием системы зарядки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *