Переделка трёхфазного мотора 380 в полноценный однофазный 220.
В самом начале поясню, это не простое переключение обмоток двигателя из звезды в треугольник, а переделка существующих обмоток из звезды 380, в звезду 220 вольт. Описываемый мною способ позволяет из трёх фазного электродвигателя получить полноценный однофазный. Эта процедура получится только с двигателями 1500 и 3000 об мин. потому что у них каждая фаза состоит из двух обмоток, а у 1000 об мин. из трёх. Тысячники, только перематывать, в два раза меньшим количеством витков и толще проводом. Желательно использовать мотор с меньшим косинусом, чем старее, тем лучше, самый хороший «ушастый».
Когда то у нас трёхфазная сеть была 220, а однофазная 127 вольт, существовали моторы, три фазы 220. То есть каждая обмотка была рассчитана на 110 вольт, а при соединении в звезду, получалось 220. В угольных шахтах, такие движки существуют и сейчас в целях безопасности, потому что там везде вода. Это так называемый «баран» и «колонок», там обмотки соединены треугольником 110 вольт, и обмотаны киперной лентой, если его распотрошить и соединить в звезду, то получается отличный однофазник. На схеме это выглядит так.
Сеть 220в, подключена к двум обмоткам АС, и соответственно, каждая из них, получает положенные 110в. Обмотки ВА подключены через конденсатор, который является проводником для переменного тока, с некоторой задержкой по времени. Эти обмотки получают свои положенные 110в, каждая. В этом соединении, недостатком является то, что конденсатор, являясь проводником, шунтирует (коротит) обмотки ВС. Лучшим вариантом является следующая схема.
Здесь обмотка В, отключена от звезды и получает свои 110 вольт напрямую, так же через конденсатор, но теперь, для падения напряжения, его ёмкость в разы меньше. Пусковой конденсатор тоже меньше, или не требуется вообще. При таком соединении, тяговые характеристики заметно выше. Исходя из выше описанного, делаем вывод, что при соединении звездой, штатно а значит полноценно, работают две обмотки, третья конденсаторная, тоже работает штатно.
При подключении треугольника
в однофазную сеть, в штатном режиме работает только одна обмотка АС, обмотка ВС работает через конденсатор, а АВ шунтируется конденсатором и в работе участвует опосредованно.
Современные моторы 380/220 можно также включать в звезде, через повышающий трансформатор, подавая 440 вольт.
Что бы ни использовать трансформатор, я режу обмотки электродвигателя пополам и складываю в параллель, в таком случае получается настоящий однофазный двигатель 220 вольт.
Сама процедура переделки, очень проста, хотя некоторым может показаться сложной. Сомневающихся прошу не отчаиваться, а взять любой, можно совсем маленький, а лучше даже сгоревший, движок и разобраться в хитросплетениях обмоток. Сгоревший движок лучше дербанить там лак не мешает, только результат переделки не протестируешь. При работе с залаченным мотором, хорошо бы иметь строительный фен, некоторые обмотки трудно раздираются их желательно разогревать при работе, после чего палкой и молотком немного расшевелить. Прежде чем приступить к переделке необходимо убедиться в полной исправности электродвигателя, отсутствия межвитковых замыканий, иначе получите большую головную боль, а вместо бесценного опыта, полное разочарование. У меня такое случалось, пришлось снова разбирать и находить межвитковое замыкание. Теперь незнакомый мотор обязательно проверяю, включаю треугольником и гоняю, он не должен сильно гудеть и греться.
Если не получится с первого раза, пробуйте ещё, не думайте, что автор выдаёт желаемое за действительное. У меня станки с пяти киловаттными моторами (токарный, сверлильный, компрессор, циркулярка, дробилка) работают без проблем.
. Для таких мощных моторов требуется пусковой конденсатор более 1000 мкф. Дома я использую рабочий конденсатор 100 мкф который я сделал из высоковольтной стат банки, просто отрезал несколько пакетов сварил из неё же меньший бак и залил его же электролитом. Делалось это давно, когда неполярные конденсаторы купить было нельзя, а стат банки можно было достать. Пусковые 2000мкф, набрал от старых телевизоров. Все конденсаторы находятся в гараже
от них провода ко всем моторам. Рабочий конденсатор подбирается по нагрузке, если поставить слишком большой, то без нагрузки мотор будет сильно гудеть и греться, при нагрузке, ёмкость нужно добавлять, если требуется увеличить мощность.
Переделанный мотор гудит сильнее, чем простой треугольник.
Теперь сама переделка. Каждая фаза состоит из двух обмоток расположенных напротив друг друга и соединённых последовательно, их нужно соединить параллельно. В таком случае каждая фаза из 220 превращается в 110в. В свою очередь каждая обмотка состоит из двух катушек у 3000 об. мин. и из трёх у 1500 об. мин. Ваша задача увидеть обмотку, состоящую из трёх катушек(1500),
поднять её начало (допустим, наружная катушка) вверх и найти её конец выходящий из внутренней катушки, идущий к обмотке напротив, иногда эту перемычку, при намотке укладывают в кембриг, а иногда и сваривают там же, при заводской намотке иногда, провод соцельный и никак не обозначен,
здесь она входит в начало наружней катушки. Конец внутренней катушки нужно поднять вверх. И так у нас есть начало и конец одной фазы, а так же есть середина этих обмоток, которую мы режем и соединяем начало с началом, конец с концом.
Поясню иначе, допустим у вас шести выводный мотор, начало, и конец одной фазы с заводскими колодками находятся напротив друг друга, между ними перемычка, её перерезаем и соединяем резаные концы с этими заводскими колодками, так что бы обе половинки обмотки были соединены параллельно. Если прозванивается фаза, значит соединение привильное, одна фаза готова. Теперь тоже самое, нужно сделать с остальными. Когда у вас будут готовы все обмотки, останется только соединить их в звезду, или сделать четырёх выводник, как описано выше.
Ещё один способ пригодится, если совсем запутался, особенно если двигатель с тремя выводами и все обмотки выглядят страшным пауком. Начала из колодки поднимаем вверх, находим и раскручиваем три конца скрученные и примотанные к обмоткам, тоже подняв их вверх, находим середины фазных обмоток и режем их нещадно. Всё, теперь у нас куча перерезанных проводов, осталось только найти какие из них концы(или начала), все 6 штук нужно соединить между собой. Осталось шесть начал(или концов), три из них с заводскими колодками три другие соединяем с ними попарно. То есть берём начало одной фазы, находим зеркальное (находящееся напротив) начало второй половинки этой же фазы и соединяем вместе. То же проделываем с двумя другими. Теперь у вас звезда 220.
Здесь так же можно не соединять концы одной из фаз в общий ноль, а вывести их отдельно, тогда у вас получится четырёх выводник.
Провод я свариваю с помощью зарядного 24в и графитной щётки или сердечника от батарейки. К зачищенным от лака и скрученным проводам подсоединяю минус зарядного, зажав его круглогубцами, к концу скрутки прикасаюсь графитом, смотрю сверху, что бы дугу ни было видно и не портить зрение. Важно помнить при сварке, скрутка должна располагаться строго вертикально, что бы капля сварки не сплывала вбок, так же она не должна находиться над обмоткой, на которую может упасть раскалённая капля. Думаю не стоит рассказывать как сшивать обмотки.
К сожалению снимки делал летом, а писал зимой, некоторые снимки не нашёл. Кому то покажется моё повествование избыточным, можно и в десяток слов объяснить, но я много раз сталкивался с тем, что многим трудно осмыслить материал. Конечно краткость сестра таланта, но я не учитель и правильно не умею. В Американском салуне есть надпись "не стреляйте в пианиста он играет как умеет".
Братцы, не сердитесь, что выставил тему не по машине. Всегда нужно быть разносторонне развитым, тем более жизнь заставляет. У меня есть чем поделиться с читателями по автомобильной тематике, по Тойоте хайс, Форд транзит и по Ланд Роверу в частности, предпоследняя переделка по нему, самодельный блок подшипников заднего колеса, подушки двигателя, система питания в баке и под капотом, и т.д. когда то созрею. По подшипнику где то должны быть фотки, нужно найти размеры подшипников, сальника, главное нужно обдумать, написать статью, потом всё объединить отредактировать, и т.д. Кто то, умеет это делать быстро, к сожалению, у меня с этим трудности, А данная статья, лежала почти готова давно, по сути, переделка простая, но нигде во всемирной паутине не встречал подобной статьи. Я знаю, что многие кто использует трёх фазные двигатели в однофазной сети, и смогут её осмыслить, будут мне признательны, Проблема в том, что большинство обывателей, с хорошим интеллектом не уверены в своих силах и даже не пытаются разобраться в хитросплетениях электродвигателя, хотя там проще некуда. Конечно, сейчас есть специальные преобразователи, это отличное решение проблемы, такой аппарат использует мой друг, для питания 2 квт двигателя с небольшой нагрузкой, как он поведёт себя в большой нагрузке, не знаю, современная электроника творит чудеса и вероятно вещь хорошая. Я пока обхожусь без лишних затрат и проблем с электроникой, хоть и сам её чиню. Понимаю, большинство читателей, прочтя статью, даже если она понравилась, не ставят даже лайк, а тем более не утруждают себя попыткой регистрации на данном ресурсе, я уж, не говорю о том что бы написать хоть одно слово в поддержку. Зато всевозможные боты и тролли, навязывают свои правила игры, в итоге тролль доволен, автор раздражен и убеждён, что труды его напрасны и принесли ему одну нервотрёпку. Давайте жить дружно.
Как из 380 сделать 220 Вольт
Большинство однофазных электроприборов подключаются к сети 220В, но к многоквартирным домам, гаражным кооперативам и дачным посёлкам подводится трехфазное напряжение 380В. Для питания бытовых потребителей такое напряжение не годиться, поэтому при монтаже электропроводки возникает вопрос — как из 380 сделать 220 Вольт.
В чем отличие трехфазного напряжения от однофазного
Питание всех бытовых потребителей осуществляется по четырём проводам от трёхфазной сети — три фазных (линейных) L1, L2 и L3 и один нейтральный (нулевой) проводник N, а в квартиры подводится однофазное напряжение, для которого необходимы только два проводника — нулевой и фазный.
Переменное напряжение в разных фазах сдвинуто относительно друг друга на 120° для получения вращающегося магнитного поля в электродвигателях и уменьшения тока в нейтральном проводе.
Кроме количества проводников у трёхфазной сети имеются и другие особенности:
- Напряжение в сети. В однофазной схеме есть только одна величина напряжения — между фазой L и нейтралью N, а в трёхфазной сети имеется два напряжения, отличающиеся по своему значению. Это фазное L-N, равное 220 Вольт, и линейное, между любыми двумя фазными проводами L1-L2, L2-L3 или L1-L3, равное 380 Вольт. Поэтому один из способов, как из 380 сделать 220 Вольт, это просто подключить электроприбор к нулю и фазе.
- Различное сечение проводов. В однофазной электропроводке все провода имеют одинаковое сечение и рассчитываются на полный ток потребителя, а в трёхфазной сети по нейтральному проводнику протекает только уравнительный ток. Из-за этого нейтральная жила имеет меньшее сечение по сравнению с фазными, но при этом нагрузку по фазам необходимо распределять максимально равномерно.
- Разное количество полюсов у автоматических выключателей. В однофазной сети достаточно отключать только фазный проводник, поэтому допускается установка однополюсного автомата (кроме вводного). В трёхфазной нужно отключать все фазы одновременно, из-за чего необходима установка трёхполюсного выключателя.
Схемы подключения «звезда» и «треугольник» в трехфазной сети
Передавать электроэнергию выгоднее по высоковольтным ЛЭП, поэтому питание всех жилых районов и большинства промышленных предприятий осуществляется через понижающие трансформаторы, начала вторичных обмоток, которых соединены между собой, а концам обмоток подключаются отходящие фазные провода.
Точка соединения катушек заземляется и к ней подключается нейтральный проводник. Такая схема электроснабжения называется TN и описана в ПУЭ гл.1.7.
Существует две схемы подключения электроприборов к такой сети, отличающихся подаваемым напряжением.
Самая распространенная схема соединения это «звезда». Используется при включении электроприборов, напряжение питания которых составляет 220В. При этом один из проводов каждого из аппаратов присоединяется к одной из фаз, а оставшиеся соединяются вместе и подключаются к нейтрали.
При этом мощность аппаратов может быть различной, что вызовет появление в нейтральном проводнике уравнительного тока, но напряжение на каждом из электроприборов будет постоянным (за исключением потерь в питающих кабелях).
При соединении в «звезду» трёх одинаковых электроприборов ток в нейтральном проводе отсутствует, поэтому его допускается не подключать, но при поломке одного из аппарата напряжение питания каждого из оставшихся составит 190 Вольт.
Поэтому звезда без нейтрали используется, в основном, при подключении трёхфазного электродвигателя.
Менее распространённой является схема соединения «треугольник». При этом каждый из электроприборов подключается к двум из трёх линейных проводников. Напряжение питания всех электроприборов составит 380В.
Такая схема используется в электроустановках, в которых отсутствует возможность подключения нейтрали или заземления, например, в подвижных аппаратах, питание которых осуществляется не кабелями, а при помощи токосъёмных пластин.
Плюсы и минусы трехфазной и однофазной сети
Использование для питания частного дома трёхфазного напряжения 380 В имеет ряд отличий от однофазного 220 В, поэтому при принятии решения о подключении к такой сети следует изучить все достоинства и недостатки такой схемы электроснабжения.
У трёхфазной сети есть ряд преимуществ перед однофазной:
- Меньшее сечение подходящего кабеля. При равномерном распределении нагрузки по фазам имеется возможность повышения общей мощности электроприборов.
- Подключение трёхфазных электродвигателей без дополнительных устройств и потери мощности. Обычные асинхронные электродвигатели при включении в однофазную сеть теряют значительную часть момента или необходимо приобрести специальный преобразователь.
- Дополнительные возможности модернизации и ремонта электропроводки. Зная, как из 380 получается 220, можно изменять подключение электроприборов в зависимости от конкретной ситуации.
Кроме того, в некоторых случаях подвод к зданию трёхфазного питания позволяет получить в электрокомпании разрешение на повышение потребляемой мощности.
Кроме достоинств трёхфазная схема электроснабжения имеет и недостатки:
- необходимо получить разрешение на изменение схемы в электрокомпании;
- дополнительные затраты на замену питающего кабеля;
- увеличенные размеры и стоимость аппаратуры во вводном щитке.
Где взять 220 Вольт, если в щите три фазы
Чаще всего вопрос, как из 380 сделать 220 Вольт, задают жители многоквартирных домов. В этих зданиях в подъезде на каждом этаже установлен электрощиток, к которому подходит три фазы, нейтраль, а в некоторых случаях ещё и заземление.
В таком электрощите имеется два напряжения — линейное 380В, между двумя разными фазами, и фазное 220В, между любой из фаз и нейтралью.
Фактически, для получения однофазного напряжения в трёхфазном щите необходимо двухжильный кабель присоединить к одной из фаз и нейтральной шиной. При наличии в схеме заземления желательно использовать не двухжильный, а трёхжильный кабель и подключить его следующим образом, согласно правилам цветовой маркировки кабелей:
- коричневая жила — фаза;
- синяя или голубая — нейтраль;
- жёлто-зелёная — заземление.
Важно! Для уменьшения тока в подходящем к зданию кабеле подключение разных квартир необходимо производить равномерно по всем трём фазам. |
Схема как из 380 сделать 220 Вольт
Существует несколько вариантов, как из 380 сделать 220 Вольт. Схемы таких соединений должны быть известны любому опытному электромонтёру:
-
к фазному и нулевому проводам. Нейтральный проводник обычно имеет меньшее сечение, или для их поиска в четырёхжильном кабеле можно использовать мультиметр. Напряжение между фазными проводами составит 380В, а между фазой и нулём 220В.
- Использовать трансформатор 380/220. Мощность этого устройства должна быть равна или больше мощности подключаемого электроприбора. Достоинство этой схемы в меньшей опасности поражения электрическим током. Вместо обычного трансформатора можно взять автотрансформатор. Этот прибор имеет меньшие габариты, но не защищает от поражения электрическим током.
Куда подключать заземление
Кроме нейтрали и фазы в современной электропроводке используется ещё один проводник — защитное заземление. К нему присоединяются корпуса электроприборов и светильников.
При нарушении изоляции между этими деталями и элементами, находящимися под напряжением, возникает короткое замыкание или появляется ток утечки. В результате этого явления происходит отключение автоматического выключателя или дифференциальной защиты, соответственно.
В современной системе электроснабжения жилых домов используются три схемы заземления:
- TN-C. Старая система заземления, при которой заземление линий электропередач осуществляется только в подстанции, на нейтрали вторичной обмотки трансформатора, после чего к потребителю подводится совмещённый проводник PEN, выполняющий одновременно функцию заземления и нейтрали. В этом случае вместо защитного заземления имеет место защитное зануление и подключать к нему корпуса электроприборов запрещено ПУЭ 1.7.132. Для защиты людей от поражения электрическим током в такой системе необходимо использовать УЗО или дифавтомат.
- TN-C-S. Это более современная система, при которой во вводном щитке совмещённый провод PEN разделяется на нейтраль N и заземление РЕ. Место разделения при этом подключается к контуру заземления здания. Согласно ПУЭ п.1.7.135 после разделения соединение этих проводников запрещено. Заземляющий провод в квартирной электропроводке в данной системе необходимо присоединять именно к проводнику РЕ.
- TN-S. Самая современная схема, при которой электроснабжение осуществляется при помощи пяти проводов — три фазных L1, L2 и L3 , нейтраль N и заземление РЕ. В этом случае заземление присоединяется только к заземляющему проводнику.
В крайнем случае, допускается подключать защитное заземление к отдельному контуру, изготовленному согласно нормам ПУЭ п.п.1.7.100-118. В этом случае получится система заземления ТТ.
Важно! Использовать в качестве заземлителя водопроводные, канализационные или отопительные трубы запрещено. |
Вывод
В обычной электропроводке есть только два варианта, где взять 220 Вольт. Это подключить линию к фазному и нейтральному проводникам, кроме заземления, или использовать понижающий трансформатор. Последний метод применим не только в сети 380В, но и при любом другом напряжении.
Переделка электрического двигателя с 380 на 220 Вольт
Если у вас есть трехфазный электродвигатель, вы знаете, что это недешевое удовольствие. Поэтому при необходимости использовать однофазный мотор, мысль о покупке нового оборудования посетит вас только тогда, когда вы не знаете, как сделать электродвигатель в домашних условиях. Мы расскажем, как переделать электрический двигатель с 380 на 220 Вольт своими руками.
Что можно переделывать
Для переделки подойдут маломощные электродвигатели 380 Вольт: до 3 кВт. Теоритически переподключаются и мощные моторы. Но это дополнительно повлечет за собой установку отдельного автомата в электрощите и проведение специальной проводки. И эти работы теряют смысл, если вдруг обнаруживается, что такую нагрузку не потянет вводной кабель.
Даже если ваша сеть держит высокие нагрузки, и вам удалось переделать двигатель от 3 кВт с 380 на 220 Вольт, вы огорчитесь при первом его пуске в ход. Запуск будет тяжелым. Вы решите, что труд был напрасным. Поэтому если переделывать, то именно маломощные модели.
Этапы переделки
Чтобы переделать электродвигатель с 380 Вольт на 220 сначала откиньте крышку мотора, чтобы посмотреть, сколько снаружи концов у статорных намоток. Их может быть 6 или 3. Если 6, то есть возможность поменять схему соединения: если была «звезда», можно перейти на «треугольник», и наоборот.
Если конца всего 3, значит, внутри короба намотки уже соединяются либо «звездой», либо «треугольником» (всего 6 концов, которые попарно объединяются клеммами, их и будет 3, так как на каждую клемму – 2 конца). В таком случае придется оставить прежнюю схему.
Внимание! Если вы решили поменять схему соединения статорных обмоток с тремя концами снаружи, то придется своими руками вскрыть корпус мотора. Это трудоемко, но возможно.
Соединение обмоток
Неважно, каков источник питания, трехфазный или однофазный, соединять статорные намотки можно любым из способов (можете прочитать подробнее про способы подключения электродвигателей):
- Звезда;
- Треугольник.
Звездой обычно соединяют намотки, если двигатель будет питаться от сети 380 В. Благодаря этому пуск становится плавным, хотя теряется треть мощности. Треугольник же рекомендуется при запитывании от 220 Вольт. Пусковые токи при этом не так высоки по сравнению с теми, что возникают от трехфазного питания. Зато мощность равна той, что дает «звездное» соединение, если мотор подключен к 380 В.
Схемы посмотрите ниже. Разница в том, что в первом случае соединяются все начала так, что получается трехконечная звезда. А во втором – конец одной обмотки соединяется с началом следующей так, что образуется фигура с тремя вершинами (треугольник).
Расчет конденсаторов
Когда концы намоток соединяют звездой или треугольником, образуется 3 места, где они стыкуются. На этих местах ставят клеммы. При питании от 380 Вольт на каждую из них подают фазу. Но наша задача, имея те же 3 контакта, подать лишь 1 фазу 220 Вольт и нуль. Это можно реализовать своими руками, компенсировав отсутствие трехфазного питания конденсаторами. Пусковой будет активным только на время запуска, а рабочий – постоянно.
Чтобы электрический двигатель хорошо запускался и работал, нужно правильно подобрать емкость конденсаторов. У рабочего накопителя она зависит от схемы соединения. Если это звезда, то работает формула:
Если треугольник, то формула преобразует свой вид:
Ср – искомая емкость рабочего накопительного элемента. U – напряжение в сети (220 Вольт). I – сила тока, которую находят по формуле:
Р – мощность, U – уже известное нам напряжение, ƞ – КПД, косинус «фи» — коэффициент мощности. Все эти значения можно посмотреть в техническом паспорте от вашего трехфазного мотора.
Расчет емкости пускового конденсатора (Сп) прост: умножьте Ср на 1,5 или 2. Если Ср=50 мкФ, то Сп будет от 75 до 100 мкФ. Поочередно ставьте то одну емкость, то другую, запуская каждый раз мотор. По звуку хода слушайте: если нет гула, то все в порядке.
Внимание! Конденсаторы обязательно должны быть бумажными. Для переделки двигателя своими руками хорошо идут МБГП или МБГО. Если не нашли накопителя нужной емкости, то соедините несколько штук параллельно.
Сборка по схеме
Схема выше показывает, как правильно соединить своими руками намотки статора с конденсаторами и проводами сети 220 В. К одной из вершин треугольника или звезды нужно подключить накопительные элементы параллельно друг другу (предусмотрите ключ для ручного отключения пускового накопителя после разгона). Затем их выводят либо на фазу, либо на ноль: неважно. От этого будет зависеть только направление вращения вала.
Как поменять направление вращения
Если поменять направление нужно только 1 раз, то это можно сделать еще на стадии переделки. Для этого достаточно поменять местами любые две обмотки статора. Той же цели достигает перекидывание ветки конденсаторов с нуля на фазу, или наоборот. Но если вам нужно часто реверсировать трехфазный переделанный мотор, необходим переключатель. Собрав электродвигатель по схеме ниже, вы освободите себя от смены намоток каждый раз, когда нужно задать обратное направление вращения вала.
В переделке трехфазного электрического двигателя под однофазную сеть своими руками нет ничего трудного. Наибольшую сложность составит только расчет емкости рабочего конденсатора и экспериментальный подбор емкости из подсчитанного диапазона для пускового накопителя. Но и это становится легко, если вы не потеряли технический паспорт, а под рукой есть калькулятор.