От «копейки» до Лады XRAY: как менялся облик отечественных автомобилей с годами
19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые Жигули. Это была модель ВАЗ-2101, получившая в народе прозвище «копейка». После неё были ещё пять моделей из серии «классика», одна Ока, десяток Лад. Все эти машины вовсе не близнецы. Каждый ВАЗ имеет существенные различия, которые стоит наглядно увидеть.
Классические Жигули
Семейство классических Жигулей — семь моделей заднеприводных автомобилей малого класса. В линейке два типа кузовов — четырёхдверный седан и пятидверный универсал. Все модели отличает лаконичный дизайн — сейчас внешность Жигулей может показаться простоватой, но для своего времени классические ВАЗы были довольно стильными советскими авто.
ВАЗ-2101 (1970–1988) — заграничная публика знала модель как LADA-120. Представляет собой четырёхдверный седан. У своего итальянского собрата «копейка» забрала все внешние черты:
- кубическая форма корпуса (пока ещё с округлыми углами, тогда как следующие модели станут более «рубленными»);
- простой «фасад» с прямоугольной радиаторной решёткой и круглой парой фар;
- высокая линия крыши;
- скруглённые арки колёс;
- лаконичный «тыл» с вертикально ориентированными фонарями и небольшой крышкой багажника.
ВАЗ-2102 (1971–1986) — пятидверный универсал получился просторным. Помимо изменившегося типа кузова, «двойку» отличает от «копейки» номерной знак, расположившийся на пятой двери и вертикальные задние фонари.
ВАЗ-2103 (1972–1984) — третья модель Жигулей (Lada 1500 в экспортном варианте) была спущена с конвейера в том же году, что и «двойка». От ВАЗ-2102 «трёшку» отличить можно без труда, так как у них разный тип кузова. А вот от предыдущего седана («копейки») ВАЗ-2103 поможет выделить крупная радиаторная решётка с «сидящими» прямо на ней сдвоенными фарами.
ВАЗ-2104 (1984–2012) — универсал, известный на Западе как Kalinka. Главное отличие от предшественников — не круглые, а прямоугольные передние фары. Линии корпуса более рубленные (закругления на углах стали менее выраженными, чем, например, у «копейки»).
Если ВАЗ-2104 — первый отечественный универсал с прямоугольными передними фарами, то ВАЗ-2105 — первый седан с подобной формой оптики. Кузов «пятёрки» выделяется большей угловатостью. Сбоку разместились крылья с резанными обводами. Крыша не имеет ни намёка на скругления, капот и багажное отделение длиннее, чем у «копейки» или «тройки».
ВАЗ-2106 (1976–2006) — в народе прозван «жигулями-шестёркой», для иностранного покупателя использовалось название Lada 1600 — заднеприводный четырёхдверный седан. Особенность ВАЗ-2106 — круглая пара передних фар, «посаженная» не на радиаторную решётку, а в чёрные пластиковые прямоугольники.
ВАЗ-2107 (1982–2012) сделали в соответствии с автомобильными трендами восьмидесятых годов. Тогда были модны угловатые, даже немного грубые формы, обилие хромированных деталей, выпирающие детали (вроде радиаторной решётки, которая стала выступать от уровня капота). Как и у ВАЗ-2106 фары посажены в пластиковые прямоугольники (разница в том, что у «шестёрки» передняя оптика круглая, а у «семёрки» она прямоугольная).
Ока (1987—2008)
ВАЗ-111 (Лада Ока) — российский автомобиль сверхмалого класса. С конвейера было спущено порядка 700 тыс. моделей. По типу кузова это трёхдверный хэтчбек. В стремлении уменьшить размеры машины разработчики пожертвовали гармоничностью облика, из-за чего в народе Оку прозвали «чебурашкой». Характерные особенности внешнего вида:
- миниатюрный кузов;
- угловатые линии;
- прямоугольная оптика;
- бампер из неокрашенного пластика;
- укороченные свесы;
- короткие колёсные арки;
- слишком тонкие стойки крыши;
- солидная площадь остекления.
Семейство LADA Samara
В 1984 году Волжский автомобильный завод решил провести полный рестайл своих ВАЗов и выпустил Lada Samara (он же ВАЗ-2108). В 1987 году публике была представлена ещё одна модель этого семейства — ВАЗ-2109. Различия у «Самары» и классических Жигулей были колоссальными, что разделило советских граждан: одни были возмущены изменившимся обликом ВАЗов, другие хвалили производителей за новшевства, отделившие отечественные авто от прародителя Fiat 124.
ВАЗ-2108 (1984–2003) — в народе трёхдверный хетчбэк ВАЗ-2108 прозвали «зубило» и «крокодилом» за вытянутую суженную переднюю часть. Машина просторная, так как по задумке должна была использоваться в качестве семейного авто. Кузов у Самары жёстче и, соответственно, безопаснее «классики». Задние места сделаны с учётом посадки детей, багажник вместительный.
ВАЗ-2109 (1987–2004) отличается от ВАЗ-2108 тем, что это пятидверный, а не трёхдверный хетчбэк. Других существенных отличий во внешнем облике нет.
Семейство «десяток»
В 1983 году началось проектирование седана на базе хетчбэка ВАЗ-2108. Проект получил условное название «семейство десяток». Первым был выпущен ВАЗ-2110, затем в продажу поступили универсал ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.
ВАЗ-2110 (1995–2010)
ВАЗ-2010 (LADA 110) — четырёхдверный переднеприводный седан. Отличалась модным для середины 1990-х «биодизайном» с плавными очертаниями и максимальной площадью застекления.
ВАЗ-2111 (1997–2010)
В передней части эта модель полностью повторяет ВАЗ-2110.
ВАЗ-2112 (1998–2008)
Он такой же вместительный как универсал, но внешний вид модели облегчается за счёт резкого перехода от крыши к задней двери. При этом отсутствуют углы, все линии очень плавные.
LADA Kalina
Kalina — переднеприводные автомобили «малого класса II группы» (сегмент «B» по европейским меркам). Семейство включает в себя седан, пятидверный хэтчбек и универсал. Эти три ВАЗа стали первыми «проектами» АвтоВАЗ, разработанными с помощью компьютерных технологий.
ВАЗ-1117 (2004–2018)
Имеет зауженный перед и мощную заднюю часть с крупной крышкой багажника. Но переходы между разными частями авто плавные, поэтому машина в целом смотрится гармонично.
ВАЗ-1118 (2004–2013)
ВАЗ-1118 (LADA Kalina седан) кажется меньше седана, но это обман зрения, так как габариты у них одинаковы. Переднюю часть можно назвать агрессивной из-за хищно сужающихся фар и узкой радиаторной решётки. Зато бампер очень аккуратный, что и придаёт автомобилю легковесности.
ВАЗ-1119 (2006–2013)
ВАЗ-1119 или LADA Kalina хэтчбек — кузов этой модели оформлен в том же стиле, что и у ВАЗ-1117. Бампер округлой формы, багажная крышка небольшая и имеет максимальную площадь остекления. Задние фонари скомпонованы вертикально и более вытянуты по форме, чем у универсала и седана.
LADA Granta
Лада Гранта — отечественный переднеприводный авто, разработанный на базе LADA Kalina. Перед разработчиками была поставлена цель сделать машину, максимально приближенную по техническим параметрам и внешнему виду к Калине, но снизить её себестоимость. Стремление к удешевлению, несомненно, отразилось и на облике машины.
LADA Granta седан — отличается от Калины тем, как выглядит машина анфас. В передней части выделяется стильный «рисунок» из фар, радиаторных решёток, номерного знака и знака с логотипом. Эти элементы посажены на чёрную подложку в форме буквы Х. Сбоку и сзади Granta повторяет LADA Kalina седан.
В 2014 начался выпуск Lada Granta Liftback. Как и у седана, у лифтбека в передней части есть X-образный рисунок. Кроме этого модель отличается выпуклой крышей, плавно переходящей в миниатюрную заднюю часть.
LADA Granta спорт (2018 и по сей день) — переднеприводный седан «субкомпактной» категории. Не отличается особой вместительность, как и лифтбек. Акцент при его разработке был сделан на современный динамичный дизайн, рассчитанный на молодёжную аудиторию. Спортивный вид ему придаёт объёмный бампер, антикрыло на крышке багажника и массивные 16-дюймовые колёса с большим количеством мелких спиц.
Лада Largus
В 2011 году АвтоВАЗ представил публике первую модель из семейства Ларгус. Это была машина С-класса, прототипом для которой стал румынский Dacia Logan MCV 2006 года. В линейке представлены пассажирский универсал и фургон.
Лада Largus R90 (2012 и по сей день) — это пассажирский универсал в 5- и 7-местном исполнении. Дизайн у неё простой, лишённый каких-либо украшательств.
Ларгус F90 (2012 и по сей день) — это тот же R90. Только вместо пассажирской части сделан грузовой отсек, который снаружи имеет глухие задние и боковые панели. Распашные задние двери фиксируются в трёх положениях. Боковые двери обеспечивают широкий угол открытия, так что через них тоже можно производить разгрузку.
Лада Vesta (2015 и по сей день)
LADA Vesta — авто малого класса, выпускается с 2015 г. Заменил Ладу Приору и занял звание самого продаваемого в 2018 г. Внешне 5-дверный авто мало отличается от современных иностранных моделей — имеет обтекаемый корпус, оригинальные бамперы, спойлеры и прочее.
Лада XRAY (2015 и по сей день)
LADA XRAY — компактный хетчбэк, сделанный в стиле SUV (спортивно-утилитарный автомобиль, используемый ежедневно и позволяющий вмещать в себя много груза). Передний бампер у машины приподнят, имеет Х-образный чёрный рисунок как у Лады Гранта. На боковинах появился рельеф (выштамповка), придающий облику машины динамичности.
Первый автомобиль АвтоВАЗА был спущен с конвейера в 1970 году. С тех пор конструкторы завода не сидят без дела и постоянно придумывают новые вариации, ориентируясь на меняющиеся потребности общества. Родоначальница ВАЗов, «копейка» не имеет совершенно ничего общего с современными Ладами Ларгус, XRAY, Гранта.
История автомобиля «Жигули»
Строить новый современный автозавод в Тольятти поручили дружественным Советскому Союзу итальянцам. Договор, подписанный Министерством автомобильной промышленности СССР с концерном «Фиат» в августе 1966 года, подразумевал не только возведение предприятия полного цикла, но и оснащение его оборудованием, а также обучение персонала. Новое производство нарекли «ВАЗ» — Волжский автомобильный завод.
Эмблему для моделей ВАЗа должны были придумать советские дизайнеры. Идея поместить на значке ладью, как и сам эскиз будущего логотипа, принадлежит сотруднику столичного руководства завода Александру Декаленкову. Изготавливать эмблемы для машин поручили итальянцам. С этим, кстати, был связан казус. Первые три десятка логотипов были выпущены Фиатом с ошибкой — вместо буквы «Я» в слове «Тольятти», итальянцы написали «R». Курьез обошелся без скандалов — бракованные логотипы в срочном порядке заменили.
С первых дней работы волжский автогигант не испытывал проблем. Спрос на автомобили был такой, что продажи ограничивались лишь объемами производства. Примерно через год работы завод выпустил 100 000 «копеек», а через еще два с половиной года — с конвейера сошел миллионный «ВАЗ».
Прообразом ВАЗ-2101 стал ФИАТ-124. Внешне ВАЗ-2101 отличался от ФИАТа лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим.
ФИАТ-124 и в середине 1960-х техническим откровением не был. Классическая компоновка, зависимая подвеска задних колес, четырехступенчатая коробка передач — ничем не лучше большинства конкурентов. Двигатель с нижним расположением распредвала также был в русле привычных для массового автомобиля тех лет тенденций. Но мотор ВАЗ-2101, хоть и сохранил рабочий объем фиатовского двигателя, получил иное межцентровое расстояние и верхний распредвал в головке блока — на этом новшестве как раз настояла советская делегация, посетившая итальянские заводы и отметившая, что ФИАТ активно разрабатывает моторы с верхними валами.
ВАЗ 2101
Это новшество потом сильно аукнется на репутации вазовских машин, когда распредвалы станут массово выходить из строя — проблему решат далеко не через один год. А пока конструкцию нежного 124-го активно перерабатывают под суровый советский быт. Условия эксплуатации машины предполагались жесткими, поэтому диаметр накладок диска сцепления увеличили со 182 до 220 мм, переработали коробку передач, изменили заднюю подвеску, «вынув» амортизаторы из пружин — для облегчения их последующей замены.
Отказались от дисковых тормозов сзади, поскольку на дорогах советской глубинки они сильно загрязнялись и быстро изнашивались. Кстати, позже и ФИАТ на потомках 124-го вернулся к задним барабанным тормозам. Усилили шаровые опоры, пружины, во многих местах — кузов. В переднем бампере появилось отверстие под заводную ручку (от него вновь отказались начиная с ВАЗ-2105), а под обоими бамперами — буксирные проушины.
ВАЗ-2105
В 1970-е ВАЗ-2101 и его последователи были вполне конкурентоспособными даже на западноевропейском рынке. Ведь, в принципе, покупатели получали хорошо известный ФИАТ по заметно более низкой цене — демпинг был основой успеха советских машин с самых первых лет экспорта за рубеж. В социалистических странах «Жигули» вообще были дефицитом — скажем, в ГДР для получения заветной машины надо было стоять в очереди более десяти лет.
ВАЗ-2103
Очень многое из новинок автомобильной техники в СССР впервые массово появилось именно на «Жигулях». До ВАЗ-2101 дисковые тормоза устанавливали только на легковые ЗИЛы. В 1972-м на ВАЗ-2103 поставили вакуумный усилитель тормозов, тахометр, электрические часы. В 1975-м на «шестерке» появились подголовники передних сидений. В 1980-м на ВАЗ-2105 — первых «Жигулях» с полностью новыми (кроме крыши) панелями кузова — двигатель с ременным приводом ГРМ, блок-фары, совмещенные с габаритными фонарями и указателями поворотов. Двумя годами позже появился ВАЗ-2107 с анатомическими сиденьями, снабженными встроенными подголовниками.
ВАЗ-2107
Помимо базового мотора объемом 1,2 л позднее выпускали версии 1,3; 1,5 и 1,6 л, отличающиеся диаметром и ходом поршня. В 1980-е годы на «Жигулях» появилась пятиступенчатая коробка передач. ВАЗ первым в СССР, пусть и мелкосерийно, стал выпускать модификации с моновпрыском (ВАЗ-21073) и дизелем (ВАЗ-21045).
Но к концу второго десятилетия производства «Лады» на фоне одноклассников выглядели уже пришельцами из давней эпохи. Салон тесный, мощность мотора мала, тормоза слабые. Карбюраторные двигатели не соответствовали ужесточающимся экологическим нормам. Все это усугублялось снижением качества комплектующих и сборки.
ВАЗ-21073
Последняя «Лада-2107» (имя «Жигули» тихо вышло из обихода), производство которой в Тольятти было прекращено летом 2011, сохранила основные черты далеких предков. Главное отличие: впрысковый мотор мощностью 73 л. с. при 5300 об/мин (карбюраторная версия развивала 77 л. с. при 5600 об/мин), соответствующий нормам Евро-3. Во всем остальном это была уже не та модель, на владельцев которой менее удачливые граждане в начале 1980-х смотрели завистливо вздыхая. Во время постперестроечных модернизаций и оптимизаций ее постепенно упрощали по мелочам и не только. В последние годы различия между пятой и седьмой моделями сводились в основном лишь к внешнему оформлению.
«Копейку» начали поставлять за границу в 1973 году. Тогда же появился «экспортный» бренд «Lada». Как выяснилось, название «Жигули», которое носили все автомобили ВАЗ, у французов созвучно со словом «Жиголо». Поэтому пришлось переименовывать экспортные «Жигули» в «Лады». Впоследствии маркировать Ладами стали и автомобили для внутреннего рынка, впоследствии и вовсе запретив название «Жигули».
С приходом девяностых и распадом СССР завод столкнулся с невиданным до этого понятием — «конкуренция». На фоне криминальных войн за контроль над ВАЗом, унесших сотни человеческих жизней, в страну хлынул поток подержанных иномарок. Десятилетия существования без конкуренции тормозило развитие атвогиганта, и автомобили ВАЗа безнадежно отстали от зарубежных. Интерес к «Жигулям» у россиян был потерян, а заводу пришлось сокращать объемы выпуска автомобилей. Государство попыталось решить проблему, повысив таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок, но это не помогло.
После долгих лет поиска выхода из кризисного положения он был найден в сотрудничестве с Renault-Nissan. В 2008-м году альянс стал владельцем 25% акций АвтоВАЗа. В этом же году АвтоВАЗ заполучил нового главного дизайнера — Стива Маттина. Прежде он занимал аналогичные должности в Мерседесе и Вольво.
История «Жигулей» – самого народного автомобиля, который ценили в США и в Европе
В честь юбилея «Жигулей» вспоминаем историю российской «классики»
Автомобильная история СССР , в гражданском ее направлении, с легковыми автомобилями, мотоциклами, мотороллерами и другим транспортом личного использования, вряд ли удивит своим грандиозным размахом привыкших к изыскам и огромному выбору автомобилистов Запада. Но тем не менее автомобили в частных руках в СССР были, их было немало, и каждому человеку, как минимум взрослевшему в конце 80-х – первой половине 90-х, эти автомобили близки и приятны сердцу. Что уж говорить про тех людей, которые сами владели всеми этими видами «Москвичей», «Побед», «Волг» и, конечно же, «Жигулей».
Хоть со второй половины 50-х годов все автолюбители Советского Союза и мечтали о «Волге», как машине статусной, очень дорогой, удобной, мощной, красивой… но настоящим открытием и всенародным любимцем все же стали те самые «Жигули» – детище АвтоВАЗа. Именно этот бывший Фиат 124, улучшенный для непростой эксплуатации на дорогах нашей страны, стал по-настоящему грандиозным событием, успех которого удивил не только автолюбителей из СССР, но даже заставил зауважать наш автопром европейцев и американцев!
Седан быстро стал экспортным хитом СССР, превзойдя своего итальянского прародителя в целом ряде инженерных решений, надежности, ремонтопригодности и, главное, цене (ВАЗ-2101 действительно стоил копейки по общемировым стандартам). А еще решением начать производство среднеразмерного седана было положено начало строительству завода-гиганта АвтоВАЗ (основан 20 июля 1966 года) – советского аналога Детройта.
Несколько дней назад той самой «Единичке» стукнуло 50 лет! 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, которым было суждено стать первенцами в многомиллионной армии стальных коней Советов. Автомобиль начал постепенно становиться для советского человека не роскошью, а средством передвижения, в понимании о таковом в те года.
Советский Детройт
До Великой Отечественной войны автомобильная революция в СССР (гражданский сектор частных автомобилей) была медленной и сложной – задачи перед страной стояли совершенно другие, не до частных машины было. Хотя попытки создать нечто массовое для граждан начались еще с 30-х годов.
Все изменилось с приходом новых экономических и социальных реалий после так называемой «оттепели», инициированной Никитой Хрущевым. Именно в это время страна смогла сделать второй подход в этом направлении, и его масштабы оказались крайне впечатляющими.
В качестве исполнителей, наставников, помощников и партнеров КПСС выбрала итальянцев. И связано это было не только с выпуском Фиат удачной модели Fiat 124 (в 1967 году модель получила признание и стала «Автомобилем года» ), но также расчет был политический.
В течение нескольких десятилетий, приходящихся на середину двадцатого века, коммунистическая партия пользовалась высокой социальной поддержкой и объединила несколько миллионов работающих итальянцев, в том числе из компании Фиат.
Помимо братской идеологии, руководство Туринского концерна также увидело немалые деньги в Советском Союзе. Акт о сотрудничестве, подписанный АвтоВАЗом в 1967 году, обошелся в пересчете на сегодняшние деньги в четыре миллиарда долларов США. Это стало крупнейшей промышленной инвестицией в истории СССР. Но даже такие вложения были ничто по сравнению с целью.
Грандиозный план строительства
План состоял больше чем в банальном строительстве завода (пусть и завода-гиганта). Как и в случае с довоенным ГАЗом, речь была о создании целого кластера идеального социалистическо-образцового общества, сосредоточенного в городе вокруг крупных автопромышленных предприятий. В качестве базы был выбран город Ставрополь, что стоит на Волге, который в 1964 году стал носить имя итальянского лидера коммунистической партии Пальмиро Тольятти. За четыре года был построен огромный комплекс, открывший вакансии для более чем ста тысяч новых рабочих в Самарской области.
Здесь автомобиль создавался от А до Я. В Тольятти собирались не только целые автомобили, но и производились стекла, резина, здесь же делали сиденья и ремонтную периферию для автомашин. И вот настало 19 апреля 1970 года…
Улучшения, которые сделали «Жигули» лучшими
На первый взгляд «Жигули» (название было дано в честь горных массивов вдоль Волги) выглядели как копия Fiat 124. Действительно, советская машина была тесно связана с той, очень популярной моделью, что производили в Италии с 1967 года, но, как мы и говорили выше, в стратегически важных местах машина была всецело улучшена.
Под улучшением нужно понимать именно улучшение механико-технической части, но в плане комфорта и в угоду удешевлению производства автомобиль параллельно с этим изрядно упростили. Впрочем, и с этими упрощениями для советского человека автомобиль стал верхом блаженства и комфорта.
Всего было произведено более восьмисот инженерных доработок, направленных на то, чтобы привести итальянский, крайне ненадежный по кузову и ряду других агрегатов автомобиль в соответствие с суровыми реалиями советских дорог.
В результате продуманных манипуляций получилась удивительно прочная и долговечная конструкция. Двигатель объемом 1.2 мощностью 64 л. с. в аварийных ситуациях (если откажет электростартер) мог запускаться при помощи кривошипа – «кривого стартера», который являлся обязательным инструментом в багажнике наряду с набором ключей и сервисным переносным фонариком.
Дисковые тормоза задней оси были заменены на более дешевые барабанные. Тем более последние не боялись пыли и грязи. Кузов был усилен в местах наибольших нагрузок, и на него не жалели толстого сталепроката. То же самое касалось подвески и других износостойких компонентов.
В сочетании с доступной ценой, благодаря которой эта модель получила прозвище «Копейка», «Жигули» наконец сумел сделать то, чего не мог сделать ни один автомобиль до него: поставить граждан Советского Союза «на колеса». Уже в 1973 году производилось до 660 тысяч автомобилей ежегодно.
Итого благодаря всем улучшениям и доработкам машина действительно получилась отличной! Это признавали даже за рубежом. Возвращаясь из рабочих поездок по советским заводам, посетители из Европы и США признавали, что в Тольятти был построен один из самых современных на то время автомобильных заводов в мире. Квалифицированный персонал, качественные станки, хорошее сырье – ВАЗ-2101 был не машиной, а мечтой!
Поэтому когда в 1974 году Fiat прекратил выпуск модели 124 и разрешил отправку «Жигулей» на экспортные рынки за рубеж, АвтоВАЗ открыл вторую, еще более интересную главу в своей истории. В середине 1970-х годов модель, уже известная как Lada 2101, оказалась удивительно популярной даже в таких странах, как Испания и Великобритания. Издание «The Guardian» описало ощущения после тестирования отечественных «Жигулей» следующими словами: «У Lada есть свои недостатки, но по сравнению со всеми автомобилями, которые производились в Советском Союзе, это настоящий прорыв».
В Тольятти могли отпраздновать победу. «Жигули» были имиджем и экономическим успехом. В общей сложности было выпущено 4,8 миллиона штук первой модели. Был момент, когда этот советский седан стал вторым по популярности автомобилем на планете. В конечном счете, однако, это был успех, которому было не суждено повториться.
Возврат к реальности
Дальнейшая модернизация пришла слишком поздно, и улучшений было слишком мало, чтобы поддерживать популярность даже на фоне основных преимуществ: простоты и низкой цены.
Началась нескончаемая череда пустяковых модернизаций, как бы их назвали сегодня – рестайлингов. Замена фар , молдингов, торпедо, обивки и так далее. Модификации 21011, 21013 и далее ВАЗ-2103, 2106… Правда, производились и реальные улучшения: двигатели, КПП, появление новых типов кузовов: универсал. Но все это под непрестанно устаревающей личиной и с уходящим в прошлое лоском. Увы, такова была реальность той экономической парадигмы.
По сути, «Копейка», а вернее одна из ее модификаций с 1.2-литровым мотором, ВАЗ-21013, покинула конвейер лишь в 1988 году, а потомки дожили на конвейере ВАЗ аж до 2014 года!
И все же модель ВАЗ-2101, ярко блеснув на небосводе, оставила после себя только теплые и светлые чувства в сердцах миллионов сограждан и жителей СНГ. Поздравляем АвтоВАЗ с большой победой прошлого и желаем ему не меньших побед в будущем!