Как правильно выставить зажигание на таврии
Перейти к содержимому

Как правильно выставить зажигание на таврии

  • автор:

Как выставить зажигание?

Всем привет! К сути дела: наебнули зажигание. Сняли крышку трамлёра, почистили контакты, бегунок ходит туда-сюда, но вал не прокручивает. Обратно собрали начала глохнуть. Дома снял крышку, поставил новый бегунок и перестала заводится.

В инете нашёл одну более-менее нормальную инструкцию, но всё равно есть вопросы.

"Установка зажигания за четыре действия!

Слишком часто возникающая проблема возникла и у меня сегодня после трепанации головы — зажигание оказалось безнадёжно сбитым. Решилась в течении 5 минут. Проще уже не придумаешь

Из приборов: глаза и руки

1. Выставить шкивы
ХЗ как их выставлять то
2. Открутить трамблёр, вытянуть провод из первой свечи и поставить через зазор до 1 см на массу.
Открутить крышку или сам трамблёр целиком?
3. Включить зажигание, вращать ось трамблёра. Положение при появлении искры запомнить.
Вращать ось на которую бегунок надевается?
4. Провернуть грибок, чтобы трамблёр в запомненном положении залез на место. Проверить правильность установки можно вращая установленный на место трамблёр от упора до упора. В момент появления искры зафиксировать.
Тут ваще ничё не понял, что за грибок?
Метод подходит для ВСЕХ машин: Таврий, 08/09. классики, Оки.
И всё. Потом правда прийдётся повернуть чуть по часовой стрелке. чтобы сделать пораньше, но заведётся и так."

Настройка и ремонт системы зажигания Таврия, Славута

В общем случае базовые сведения о системе зажигания Таврия и Славута можно, без особого труда, взять из руководства по эксплуатации на данные автомобили. Однако, если говорить о практической отладке, локализации неисправностей и хотя бы начальном ремонте столь важной составляющей двигательной установки, то становиться понятно, что информации, изложенной в официальной литературе, явно недостаточно.

Регулировка

Опытные водители уделяют настройке системы зажигания особое внимание, что впрочем, вполне понятно, ведь в случае неправильной «выставки», такие мелочи как, постоянный перегрев двигателя и повышенный расход топлива, могут оказаться наименьшим злом.

В случае, если зажигание у Таврии или Славуты слишком раннее, это может проявиться в появлении детонации, затрудненном запуске при прогретом двигателе, увеличенном расходе топлива и, просто, в более «жесткой» работе мотора. В свою очередь, для позднего зажигания характерно общее падение мощности силовой установки и, опять-таки, увеличение расхода бензина, неуверенный запуск, а также уменьшение ресурса свечей.

Между тем, регулировка системы зажигания Таврии и Славуты пусть и не самая простая и быстрая операция, но, по крайней мере, вполне осуществимая и выполнить такую работу в состоянии автолюбитель с любой подготовкой.

При любом варианте регулировка опережения зажигания выполняется путем смещения трамблера относительно установочной улитки. В классическом виде данная процедура выполняется при помощи статоскопа, а то и вообще, специального компьютера. Справедливости ради стоит отметить, что подобный подход актуален только для машин с небольшим пробегом, то есть когда у трамблера не имеется значительного износа комплектующих элементов. В большинстве же случаев можно пойти гораздо более простым путем, без использования специального оборудования.

Прежде всего, (особенно, если вы неуверенны в своих силах) следует максимально защитить себя от возможных ошибок, для чего перед началом любых изменений положения, на трамблер и улитку наносятся хорошо заметные установочные риски. Такая предохранительная мера позволит выставить все в исходное положение в ситуации, когда вы сделаете, что-то не так.

Далее, на запущенном двигателе слегка проверните трамблер в разные стороны и обратите внимание на динамику изменения оборотов. Попробуйте уловить момент, когда обороты станут максимальными – как правило, это не конкретная точка, а на участке примерно в половину деления. Именно в пределах этого промежутка и находится идеальное зажигание, хотя иногда приходиться делать его более поздним (в целях компенсации повышенной детонации).

Закрепите трамблер в новом положении и проверьте работу двигателя на различных режимах при движении машины. Опять-таки, особое внимание следует обратить на детонацию (главного врага ЗАЗовских моторов), для чего на 4-ой передаче разгонитесь примерно до 60 км\ч, после чего быстро сбросьте скорость до 40 км\ч и вновь резко нажмите на газ – детонация должна проистекать менее двух секунд (стандартно – полсекунды). Также необходимо оценить состояние мощности. Если для получения необходимых значений диапазона регулировок недостаточно (трамблер уперся в шпильку), то выходом из положения может послужить перестановка привода трамблера. Выполнять подобную операцию не слишком удобно, поэтому желательно иметь под рукой пинцет, с помощью которого переставлять привод гораздо удобнее. Разрез под трамблер на приводе несколько смещен, что не позволяет его установить неправильно, то есть наооборот.

Регулировать допускается и сам трамблер (путем изменения натяжения грузиков и выставкой вакуумного регулятора). Однако для выполнения данных процедур необходим специальный стенд, который даже в наше время является достаточно большой редкостью.

Не слишком радуют производители и перечнем запчастей и на прилавках магазинов можно найти лишь крышку трамблера, датчик Холла и бегунок. Что касается трамблеров в сборе то для Таврий и Славут они производятся в Москве, Старом Осколе и в Венгрии. Последние отличаются более высоким качеством, но и найти их гораздо сложнее.

Проблемные элементы системы зажигания Таврия, Славута

Как это ни странно звучит, но самым эффективным методом поиска «пропавшей» искры является одновременно и самым простым, а именно последовательная замена наиболее ненадежных комплектующих:

Экономия топлива

Давно хотел написать данную статью, ибо постоянно сталкиваюсь с тем, что народ элементарно не умеет выставлять зажигание, или не понимает, к чему приводит неправильность его установки.

Итак, для начала небольшая теория.

Я не буду здесь очень много расписывать о теории сгорания топлива, кому это интересно, могут скачать книжку Д.Д. Брозе «Сгорание в поршневых двигателях» и ознакомиться, так сказать, в оригинале.

В двух словах. Нормальная смесь (не бедная, а именно нормальная) имеет некую константу времени сгорания топлива. При поджиге сжатого топлива искрой фронт пламени движется со скоростью порядка 20-30 м/с. Максимальное давление на поршень должно быть в пределах 12-15 град по коленвалу после ВМТ. Отсюда и вводится понятие «опережение зажигания». Так как время нарастания фронта пламени у нас по-сути константа, а линейная скорость поршня тем выше, чем выше обороты, то чем выше обороты, тем раньше нужно поджигать смесь ДО ВМТ, чтобы выполнялось условие «максимальное давление на поршень 12-15 град по коленвалу после ВМТ».

Если поджигать смесь раньше, то поршень, идущий вверх будет тормозиться давлением сгораемой топливной смеси – будет потеря мощности. Наоборот, если позже поджигать смесь, то поршень уже уйдет вниз, а расширяющаяся смесь будет давить ему вдогонку. Тоже теряется часть мощности.

Сильно раннее зажигание имеет свой косвенный признак – при попытке завести движок стартер крутит как будто с натяжкой, если зажигание очень раннее, то иногда ощущается нечто, называемое автолюбителями как «клин движка» – в какой-то определенный момент усилие стартера компенсируется расширяющейся навстречу смеси, и происходит как будто заклинивание поршней, или стартера. Такой УОЗ очень сильно садит аккумулятор, ведь ток КЗ стартера порядка 250 А, а то и больше.

Сильно позднее зажигание тоже имеет свой косвенный признак – машина очень сильно теряет в мощности при разгоне. На каком-то этапе она просто перестает «тянуть», хотя движок ревет, то есть обороты набирает, и машина пусть и нехотя, но увеличивает скорость. Это значит, что поршень уже ушел далеко вперед после ВМТ, и расширяющаяся смесь уже просто не может совершать полезной работы. Кроме этого, позднее зажигание ведет к увеличению температуры отработавших газов, что чревато прогаром клапанов и выхлопной системы (Гирявиц А.К., Теория управления автомобильным бензиновым двигателем).

Здесь следует отметить, что очень часто такое поведение машины указывает не на неправильность установки ВМТ (ибо водитель усердно и упорно крутить трамблер в «+»), а на неработоспособность центробежного регулятора зажигания. Когда регулятор перестает увеличивать УОЗ, а останавливается на каком-то значении, скажем, 25 град по коленвалу (к примеру, вследствии растянутости пружин центробежного регулятора), то до этого момента машина скорость набирает, а потом УОЗ перестает расти, и тяга резко падает.

Все это – и сильно раннее, и сильно позднее зажигание – приводит к потере мощности и перерасходу топлива.

Многие считают, что для того, чтобы выставить правильно зажигание, обязательно нужно иметь стробоскоп. Я скажу что условие это желательное, но не обязательное. В принципе довольно точно зажигание можно выставить с помощью простейшего приспособления.

Для этих целей я собрал себе простейший девайс по схеме ниже. Девайс работает только с зажиганием от ДХ, для кулачкового зажигания он бесполезен.

Датчик Холла на выходе представляет собой транзистор с открытым коллектором. Поэтому схема имеет один светодиод и один резистор для ограничения тока светодиода. Для удобства я собрал схему в небольшой коробочке с разъемом для Датчика Холла. Очень удобно – надел разъем на ДХ, подключил крокодилами к аккумулятору и крути трамблер.

Порядок выставления зажигания.

1. Выставляем движок по меткам на распредвале и коленвале. Я делаю проще. Чтобы не искать метки на распредвале, я выкручиваю первую свечу, и выставляю поршень в ВМТ, ориентируясь на метку на коленвале. Так как на 2 оборота КВ приходится 1 оборот РВ, то поршень может быть в двух положениях – НМТ и ВМТ при совпадении метки на КВ, именно для этого и выкручивается первая свеча, чтобы контролировать его положение в ВМТ.

Для выставления меток я поддомкрачиваю ведущее колесо, ставлю на 4 передачу, и вращая за колесо, выставляю метки. Так проще, чем катать машину на скорости туда-сюда.

2. После того, как выставлены метки ВМТ, нужно определиться, какой УОЗ до ВМТ нам нужен. Скажем, в Таврии на крышке шкива есть 2 риски – МЗ – момент зажигания (5 град по коленвалу до ВМТ) и ВМТ.

Метка 5 град УОЗ для Таврии

У классики 3 метки – 10 град до ВМТ, 5 град до ВМТ и ВМТ

У автомобилей 08, 09 и 099 семейства вообще все сложно – там выставляется УОЗ чуть ли не для бензина после каждой заправки

Вобщем, советую вкратце ознакомиться с рекомендациями завода-изготовителя двигателя для УОЗ под каждый конкретный вид топлива.

Выставив нужный нам УОЗ (5 град до ВМТ на Таврии, 10 на Москвиче или +- 1 град на ВАЗ 2108) можно приступать к непосредственно выставлению зажигания.

3. Подключаем наш светодиодик согласно схеме по фиг. выше к разъему Датчика Холла. Отпускаем 2 (3, 5, 7…) гайки крепления трамблера, вращаем трамблер НАВСТРЕЧУ движению бегунка до того момента, когда светодиод загорится. Проверяем как можно точнее эту позицию трамблера и затягиваем гайки. Все, начальная настройка УОЗ завершена. Мы получили ПАСПОРТНОЕ значение УОЗ для этого движка.

4. Делаем засечку гвоздиком, или маркировку маркером нашего истинного положения трамблера, и в дальнейшем уже пляшем с корректировкой УОЗ для каждого конкретного движка по в движении по кратковременной детонации при резком нажатии на педаль газа. Впрочем, это уже совсем другая история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *