Внимание! Поддельный фреон
Во всех трех баллонах, судя по надписям, находится фреон R134. Именно он и является хладагентом практически во всех автомобилях, произведенных с 1996 г. От того, насколько качественный и чистый фреон заправлен в систему кондиционирования, зависит и её производительность, и её срок службы. Все баллоны заполнены в Китае, имели сертификаты соответствия и куплены в магазинах. Во всяком случае, так заявляют наши друзья, которые принесли их на проверку. Только цена у них разная. Нельзя сказать что существенно отличается, всего на 5-10%.
Зная ситуацию на рынке хладагентов, мы приобретали газоанализатор ULTIMA даже раньше, чем наборы рожковых ключей. Не имея полной уверенности в содержимом автокондиционера, невозможно нормально его диагностировать.Я специально не буду обозначать данные какого теста, к какому баллону относятся. Наличие информации производителя или, правильнее сказать, фасовщика ни в коем случае не говорит о качестве содержимого. Я видел идеальную упаковку от фирмы DUPONT с полной «бурдой» внутри. Лет пять назад попадался страшный, с облезающей краской экземпляр, внутри которого находился идеальный тетрафторэтан. Не буду описывать словами результаты тестов, фотографии говорят сами за себя.
Может ли стать хладагент R134-A причиной выхода из строя установки для заправки автомобильных кондиционеров АС?
Возможно ли такое? Ведь газ R134-A является штатным, им заправляют системы на автомобильном конвейере. Для начала давайте разберемся, что же такое газ R134-A?
Фреон R134A – бесцветный, не ядовитый газ, представитель современных хладонов, что используются в климатическом и холодильном оборудовании. Его стали применять в связи с введением ограничений на работу различных систем с хладонами, содержащими хлор. Фреон R134A используется как в чистом виде, так и в составе смесей. Он относится к группе фторуглеводородов и носит химическое название тетрафторэтан. Этот фреон используют в различных сферах, например, в пневматическом оружии, для заправки в баллоны для пылеочистительных устройств, для охлаждения воды в промышленных масштабах. В жидком состоянии вещество часто используется для охлаждения персональных компьютеров.
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ХЛАДОНА R134A:
• Надежность использования в любых условиях. При его эксплуатации не требуются исключительные условия безопасности.
• Стабильность рабочих характеристик.
• Термодинамические показатели, лучшие из существующих.
• Нулевой потенциал разрушения озонового слоя.
По результатам испытаний в широком температурном диапазоне было установлено, что хладагент R134A имеет большую степень производительности, чем прогнозировалось. Вещество обладает лучшими показателями теплопередачи, в сравнении с R12 и R22.
НЕДОСТАТКИ ФРЕОНА R134A:
• при температуре выше 250 градусов фреон разлагается с выделением вредных паров, например фосгена;
• коэффициент парникового эффекта GWP в 1400 раз выше, чем у СО2 (равен 1);
• фреон имеет высокую гигроскопичность, например, при ненадлежащем обслуживании проницаемость шлангов увеличивается, повышается риск проникновения влаги в систему;
• при попадании воздуха и дальнейшем сжатии возможно образование горючей смеси.
ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ ФРЕОНА R134А:
• Хладагент нельзя смешивать с традиционными синтетическими и минеральными маслами. Фреон R134A в них не растворяется. Масло не транспортируется по контуру охлаждения, оседая в теплообменниках и препятствуя теплопередаче. Специально для нового хладагента были разработаны полиалкиленгликолевые масла, которые имеют высокую гигроскопичность и низкую диэлектрическую проводимость.
• Хладагент проще заправлять после утечки по сравнению с популярными аналогами.
• Молекула R134A имеет меньшие размеры в сравнении с R12, поэтому к герметичности системы и особенно к местам сочленений предъявляются повышенные требования.
Для использования R134A необходимы:
• гигроскопичные масла;
• соответствующие компрессоры;
Все системы перед заправкой хладоном R134A и заменой масла тщательно обезвоживаются. В контур автокондиционера необходимо установить фильтры осушения, которые должны соответствовать по размеру фильтруемых частиц размеру молекул R134A.
Физические характеристики газа R134A:
Благодаря этим показателям фреон R134A применяют в автомобилестроении, промышленности, при создании бытовой холодильной техники.
В состав фреона R134A входят:
• хладон 134 — 62,9%;
• хладон 218 – 32,6%;
• H-бутан – 4,5%.
Но также возможно использование чистого 100% хладона R134A.
Оценить качество заправляемого или откаченного из автомобиля хладагента можно только газоанализатором. И это совершенно не лишняя операция. Так, например, проверка была проведена на абсолютно новом автомобиле, обслуживанием которой занимается известный центр в Минске. Результаты получились неутешительными: 46% разрушительного фреона R22 и более, чем 10% крайне опасного хладагента R12. Похожий случай обнаружился и в Витебске, в личной машине одного из руководителей СТО было обнаружено содержание более 50% фреона R22!
КАК ОПАСНЫЙ ФРЕОН R22 И R12 ПОПАДАЕТ В АВТОМОБИЛИ?
1. Фреон перекачивается из машины клиента во внутренний баллон установки по заправке АС.
2. Хладагент смешивается с газом, уже имеющимся в установке.
3. Полученная смесь закачивается обратно в кондиционер авто.
КАК РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ ПОПАДАЮТ В БАЛЛОНЫ?
Ответ простой – человеческая жадность.
Стоимость одного баллона 13,5 кг с фреоном R22 в три раза ниже, чем R134А. Нетрудно подсчитать, что при разбавлении R134a некачественным, опасным фреоном R22, можно получить около 500$ чистого «навара». Чаще всего опасные смеси появляются на рынке при покупке баллонов из Китая и Индии.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА НЕКАЧЕСТВЕННОГО ФРЕОНА?
• Засорение автомобильных систем.
• Повышение расхода топлива.
• Поломка или полный выход компрессора из строя.
КАКИЕ ПОТЕРИ НЕСЕТ СТО?
• Возврат автомобиля с претензией.
• Возмещение затрат на приобретение компрессора, взамен вышедшего из строя на автомобиле клиента.
• Выход из строя и простой станции по заправке кондиционеров, отсутствие прибыли от поста обслуживания АС.
• Уменьшение количества лояльных клиентов.
Каждый из этих пунктов наносит прямые убытки деятельности СТО и его владельцу.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ФРЕОНА R134A?
• Обращаться к надежному, проверенному поставщику.
• Покупать газ в брендированных баллонах и упаковках, 90% подделок обнаружено в сегменте небрендированного товара.
• Наличие сертификата РОСТЕСТА. Сертификат выдается только при проверке партии в лабораториях на территории РФ.
• Проведением дополнительного контроля своими силами с применением соответствующих моделей газоанализаторов.
Обозначение хладагентов, химический состав
Торговое название хладагентов состоит из фирменного названия и цифрового обозначения. В качестве отечественного торгового названия принято слово "хладон". Из многочисленных зарубежных название "фреон" фирмы E. I. du Pont de Nemours and Co. (США) в течение многих лет использовалось в литературе как общетехнический термин для хладагентов.
По международному стандарту ISO № 817-74 техническое обозначение состоит из буквенного обозначения R (от слова refrigerant — хладагент) и цифрового обозначения — определяющего номера. Система определяющих номеров построена по нижеследующим правилам:
- Первая цифра справа — это число фтора в соединении (либо дефис или две цифры, если число атомов фтора более девяти).
- Вторая цифра справа — это число атомов водорода в соединении плюс единица.
- Третья цифра справа — это число атомов углерода в соединении минус единица. Для соединений метанового ряда нуль опускается.
Число атомов хлора в соединении находят вычитанием суммарного числа атомов фтора и водорода из общего числа атомов, которые могут соединится с атомами углерода.
Для циклических производных в начале определяющего номера ставится буква C.
В случае, когда на месте хлора находится бром, применимы те же правила, а в конце определяющего номера ставится буква B и цифра, показывающая число атомов брома в молекуле.
При наличии изомеров наиболее симметричный из них обозначен определяющим номером, а у последующих, все более несимметричных, к номеру добавляются буквы a, b и т.д. Наиболее симметричным считается изомер с наименьшим абсолютным значением разности молекулярных масс левой и правой частей молекулы.
При наличии в молекуле двойной связи в качестве четвертой цифры справа используется 1.
Примеры:
Для R12, обозначение которого следовало бы записать как R012, имеем следующее число атомов:
nC = 1, nH = 0, nF = 2, следовательно,
nCl = 4nC — nF — nH = 4 — 2 = 2,
откуда его химическая формула CF2Cl2 (дифтордихлорметан);
Для R22 (R022) имеем:
nC = 1, nH = 1, nF = 2, следовательно,
nCl = 4nC — nF — nH = 4 — 2 — 1 = 1,
откуда его формула CНF2Cl, т.е. дифторхлорметан;
Начиная с пропанового ряда приведенная выше буквенная индексация теряет свою однозначность. В связи с этим применяется вторая система индексов:
Для хладонов пропанового ряда к определяющему номеру прибавляется буква, обозначающая группу в центре молекулы, и вторая буква, обозначающая изомер. В качестве первой буквы приняты следующие обозначения для центральных групп: a для — CCl2 — , b для — CFCl -, c для — CF2 -, d для -ССlH-, e для — CFH -, f для — CH2 — . В качестве второй буквы приняты: a — для наиболее симметричного изомера, b, c и т.д. — для все менее симметричных.
Для хладонов бутанового и последующих рядов каждую группу внутри цепочки обозначают двумя буквами в соответствии с п. 1 второй системы индексации. Для концевых групп приняты следующие обозначения: l для — CF2Cl, m для -CF3, p для -CF2H, q для -CFH2, s для — CH3 и т.д. Обычно указывают количество групп, достаточное для обозначенного представления структуры.
Смеси хладонов обозначают определяющими номерами соответствующих хладагентов (в порядке возрастания температур кипения), разделенными дробной чертой, с указанием в скобках массовых долей в процентах, а также условно принятыми номерами рядов 500, 400. Применяются и другие способы их индексации.
Использующиеся в качестве хладагентов неорганические соединения, обозначаются следующим образом: 1-я цифра 7, последующие указывают молекулярный вес соединения.
Данный ресурс — попытка обобщить и наиболее полно показать один из видов холодильных машин — охладителей жидкости (чиллеров) и рассмотреть различные варианты их применения.