Как разбортировать колесо автомобиля
Прокол шины – явление очень распространенное и сталкивался с ним практически каждый автовладелец. Эта неисправность не доставляет проблем, если рядом имеется шиномонтажное СТО, где быстро и недорого выполнят ремонт. Вот только не всегда есть возможность обратиться за услугами на такую сервисную точку, а автомобиль нужен и запаски нет или она уже используется. В таком случае ремонт придется делать самому.
Восстановление целостности шины напрямую зависит от ее типа. Бескамерные изделия могут и далее эксплуатироваться, но при условии, что элемент ее проколовший, остается в шине. Конечно, в месте пробоя будет утечка воздуха и придется периодически колесо подкачивать, но ехать можно. Дополнительно бескамерку можно отремонтировать при помощи «аптечек» для восстановления. Они позволяют провести ремонт даже без снятия колеса с авто.
А вот камерные колеса отремонтировать без разбортировки невозможно. Для заделки прокола в камере ее предварительно нужно извлечь и в этом заключается основная проблема. Отметим, что и у бескамерок самый качественный ремонт можно выполнить только с внутренней стороны шины, а для этого ее необходимо снять с диска.
Нюансы проведения работ
Разбортировка не доставляла бы проблем, если бы не одна особенность. В процессе эксплуатации авто, шина в месте контакта с ободом постепенно «приваривается» к металлу. И этот нюанс доставляет больше всего проблем при разбортировке.
Видео: домашний шиномонтаж своими руками
На шиномонтажных СТО для разрыва «сварки» используются специальные прессы, поэтому все работы выглядят очень просто. В полевых же или гаражных условиях цепко «держащаяся» за металл резина может доставить множество хлопот. Но решить проблему все же можно.
Итак, основная задача при разбортировке колеса – это отделить ее кромку от диска, причем по всей окружности и с двух сторон. Остальной процесс разборки не сложен и выполняется очень легко и быстро, но необходимо соблюдать технику безопасности.
Способы отрыва «прикипевшей» шины
Для разрыва «сварки» подручными средствами используются несколько способов. Самый распространенный из них – ударный. Он не требует какого-то специального оборудования и потребуется всего лишь хороший молоток (а лучше – небольшая кувалда) и отрезок металлического уголка (длиной 10см и со сторонами 4-5 см).
А далее поступаем так:
- снимаем колесо с авто;
- чтобы не возникло внутреннего давления воздуха, полностью выкручиваем золотник;
- устанавливаем уголок (кромка одной его стороны загоняется между ободом и шиной);
- стоя с противоположной от уголка стороны шины наносим по нему удары молотком (из-за демпфирования резины уголок может вылетать, поэтому вблизи никого не должно быть);
- после 2-3 ударов перемещаем уголок на новое место и снова наносим удары и так проходим по всей окружности;
- проводим процедуру до тех пор, пока кромка шины не отстанет от обода;
- отбиваем шину по всей окружности;
- переворачиваем колесо и полностью повторяем процедуру.
Этот метод отбивки очень прост, но у него есть ряд недостатков. Использование уголка с незакругленными краями обязательно приведет к повреждению шины, хоть и незначительному. А в результате неаккуратного нанесения ударов можно погнуть край обода, поэтому при первой же возможности необходимо обратиться на СТО для прокатки диска.
Существуют также и безударные способы отрыва шины от обода, но некоторые из них требуют наличия других материалов или подручных средств.
Первый вариант – использование обычной доски, но его можно применить только при наличии авто, которое может двигаться. Суть работ очень проста – кладем доску (нужна прочная), так чтобы одна сторона ее лежала впритык к ободу. А далее просим водителя авто наехать на эту доску. Под весом авто кромка оторвется. А далее уже ногой отрываем ее по окружности. Затем переворачиваем колесо и все повторяем.
Домкрат в помощь
Указанный метод прост, но нужно другое авто, которого может и не быть. В таком случае можно воспользоваться домкратом (боковой винтовой не подойдет). Дополнительно потребуется буксировочная стропа и большой гаечный ключ или монтировка.
Технология работ такая:
- Снимаем колесо с авто и выкручиваем золотник.
- Под колесо кладем ключ или монтировку.
- На шину устанавливаем домкрат (впритык к ободу).
- Один конец стропы закрепляем на монтировке, далее протягиваем ее так, чтобы она легла на опорную пятку домкрата и снова тянем ее к монтировке, где и закрепляем (при этом все сделать нужно так, чтобы стропа была по максимуму натянута).
- Задействуем домкрат, при этом необходимо для должной фиксации колеса стать на диск. При такой укладке стропа будет выступать для домкрата опорой, а своим корпусом он будет давить на шину, пока она не оторвется.
- Далее уже ногой срываем кромку по окружности.
Проделываем эту операцию с двух сторон. Вариаций отрыва при помощи домкрата несколько – вместо стропы используется опорная поверхность, которой может выступать сам автомобиль или что-то другое.
Видео:Разбортировка и забортировка колеса подручными инструментами. Без шиномонтажа
Правильная разбортировка
После отбивки можно приступать непосредственно к самой разбортировке. Для проведения работ потребуется наличие двух монтажных лопаток или обычных монтировок. Использовать плоскую отвертку не рекомендуется, чтобы в процессе дополнительно не проколоть или продавить камеру. Но если под рукой только одна лопатка или монтировка, то отвертка тоже сгодится, но только в качестве вспомогательного инструмента.
Этапы выполнения шиномонтажа авто
Несложные работы, связанные с колесами автомобиля, многие автовладельцы могут произвести и сами. Например, заменить зимнюю резину на летнюю или наоборот, заклеить прокол, поменять старые диски на новые. Но есть процедуры, требующие профессиональных умений и специализированного оборудования, имеющегося только в сервисных центрах.
Например, сюда можно отнести:
- ремонт легкосплавных дисков,
- вулканизацию камер,
- балансировку колес,
- исправление нарушения их геометрии,
- накачку шин азотом.
Все это профессионально выполнят только в хорошей шиномонтажке.
Если наблюдается неравномерное распределение тяжести на колеса и, как следствие, быстрый износ шин, тоже потребуется профессиональный шиномонтаж и опытные мастера. Процесс обслуживания авто в сервис-центре состоит из нескольких этапов.
Демонтаж колес
Машину паркуют на платформе. Возможность движения блокируется посредством ручного тормоза и автомобильного тормозного башмака. Затем авто поддомкрачивается.
С вывешенных колес гайковертом скручиваются гайки, затем со ступицы снимается непосредственно колесо или весь комплект – в зависимости от проводимой операции.
Диски и шины тщательно промываются от загрязнений – мусор, застрявший в протекторе, способен отрицательно сказаться в процессе балансировки.
Колесо укрепляется на станке, из него выкручивается золотник, после чего шина полностью спускается и снимается с диска.
При демонтажных работах применяется только специальные инструменты и оборудование для шиномонтажа. Чтобы избежать деформации диска и повреждения шины, ни в коем случае нельзя использовать кувалду и подобные инструменты.
Дефектация и бортировка покрышек
Снятую резину исследуют с помощью шиномонтажного оборудования – спредеров, расширителей, бортовыворачивателей. В процессе осмотра выявляются места проколов (если таковые имеются). При необходимости производится локальный или восстановительный ремонт.
Если шина камерная, и камера пробита, ее вулканизируют. На повреждения диметром меньше 3 см накладывают заплатки и невулканизированной резины, от 3 см и больше – из вулканизированной.
Способ ремонта бескамерных шин тоже выбирается в зависимости от диаметра прокола. Если он не достигает 2 мм в диаметре, повреждение шприцуют пастой. Более крупные проколы закрываются резиновыми грибками или пробками.
Следующий этап – монтаж колеса. Перед этим удаляются старые балансировочные грузики. Обод проверяется на наличие вмятин, заусениц и очагов ржавчины.
Проверяется и тормозной диск.
Если там имеются какие-нибудь шпильки, то их обязательно нужно очистить специальной щеткой по металлу.
Чтобы шина правильно села в диск, при монтаже используют специальный смазывающий раствор. Внутреннюю сторону шины и камеру посыпают тальком. Камеру после вложения в шину слегка накачивают – это поможет избежать возможных повреждений при монтаже.
Проверяют, нет ли скручивания камеры или её защемления. Накачивать шину, которая уже смонтирована, допустимо только в ограждении (монтажной камере) или с применением специальных устройств.
При накачивании мастер следит за давлением на манометре. Следует отметить, что в зимнее время перед монтажом шину предварительно прогревают при плюсовой температуре.
В процессе монтажа шин, имеющих направленный рисунок протектора, учитывается направленность рисунка и местоположение колес на транспортном средстве.
Балансировка колес
После монтажа проводится балансировка колес. Она необходима, чтобы масса составляющих деталей колеса равномерно распределилась относительно оси вращения. Сама процедура несложная, выполняется на компьютерных стендах.
Однако при всей простоте балансировка необходима, чтобы минимизировать биение и вибрацию колес, предотвратить поломку подшипника ступицы.
Балансировку можно проводить двумя способами. В первом случае применяется балансировочный станок со специальным конусом. Мастер раскручивает колесо на станке и иногда перемещает грузики из свинца. Таким образом он добивается случайного расположения в момент остановки. Так проводится грубая балансировка.
Второй способ более точный. В специальный электронный станок вносятся параметры колеса. На нем проводятся автоматические вычисления, которые при разных положениях колеса измеряют равновесие.
После проведения балансировки на экране выводятся точки, в которые следует установить балансировочные грузики, а также их вес. Грузики бывают клеящиеся и набивные. Клеящиеся балансиры выглядят более эстетично, а набивные имеют преимущество зимой из-за перепада температур.
Последним этапом осуществляется установка колёс на автомобиль.
Услуги по шиномонтажу более всего востребованы весной и осенью, ведь в соответствии с сезоном нужно выполнить монтаж зимней/летней покрышек.
Как разбортировать колесо?
Проколотая зимняя или летняя резина — распространенная проблема среди владельцев автомобилей. Хорошо, если поблизости окажется СТО. Но не всегда есть возможность обратиться за помощью в мастерскую. Поэтому с ремонтом придется справляться самостоятельно. Время и силы, затраченные на устранение прокола, зависят от качества и типа используемых шин. С бескамерными покрышками все просто. Их можно даже не снимать с автомобиля. Дефект устраняют обычным ремкомплектом.
А вот с камерными автопокрышками дела обстоят сложнее. Устранить прокол без предварительной разбортировки невозможно. Поврежденную камеру необходимо снять.
В статье расскажем об инструментах, особенностях и способах разборки автомобильных шин, основных рекомендациях.
Какие инструменты потребуются?
Чтобы разобрать колесо, не достаточно тяжелого молотка или монтировки. Если применять только эти инструменты, возрастает риск внутреннего/наружного повреждения резины. Дефект проявится не сразу, а во время эксплуатации, что повлияет на управляемость автомобилем и безопасность на дороге.
Поэтому для отделения покрышки от диска потребуется растворитель: WD-40, скипидар, спиртосодержащие вещества. Этими средствами обрабатывают места
снятия (промежутки) на покрышке. Когда прикипевшая резина отлипнет, места снятия насухо вытирают.
Из инструментов понадобятся: молотки, надежный прочный домкрат, гаечные ключи, монтажные лопатки, стальной уголок с затупленными краями.
Запрещено применять острые или зазубренные металлические предметы.
В чем сложность разбортирования?
- Отсутствие профессионального инструмента: домкрата, монтажных лопаток.
- Ошибка в соответствии типоразмеров каждого элемента колеса. К примеру, размер камеры не соответствует размеру шины.
- Невозможность соблюдать идеальную чистоту на рабочем месте. Внутрь покрышки может попасть мелкий мусор, камни, что привлечет за собой новые проблемы.
- Отсутствие опыта. В первый раз на разбортирование уйдет не меньше часа.
Особая сложность возникает при работе со старыми автопокрышками, когда резина прикипает к ободу. В этом случае применяют растворители, что отнимает дополнительное время.
Особенности разбортирования
Перед разбортировкой определяют тип автомобильной шины:
Бескамерные
Внутри шины нет камеры. Такая покрышка максимально плотно прилегает к посадочному диску, за счет чего и происходит поддержание высокого давления.
Снять бескамерную автошину достаточно тяжело.
Камерные
Внутри покрышки находится воздушная камера с соском. Во время разбортирования следят, чтобы сосок не был поврежден. Отделение камерных покрышек начинают именно с него. Если сосок поврежден, камеру меняют.
Еще одна особенность камерной резины — неплотное прилегание к диску, что упрощает разбортировку.
Во время разборки вытаскивают кромку покрышки по всей окружности с лицевой и задней стороны.
Бортировка может понадобиться при повреждении камеры или при некачественном ремонте. Для временного устранения поломки применяют ремкомплект (только для бескамерной автошины).
Способы разбортирования
Для разборки колеса прибегают к следующим методам.
Ударный способ в домашних условиях
Инструменты: домкрат, монтажные лопатки, уголок с затупленными краями, молоток/кувалда.
Суть метода: покрышку отбивают по всей окружности, чтобы отделить от металлической поверхности.
- Снимают резину с диском. Применяют домкрат.
- Полностью спускают воздух, откручивают золотник.
- По окружности начинают отбивать покрышку с лицевой и задней части.
- Вводят монтажные лопатки с противоположной золотнику стороны.
- Вытаскивают резиновую кромку со всех сторон и тянут к себе.
- Вытаскивают шину.
Запрещено: наносить сильные неаккуратные удары, вынимать кромку отверткой или другим острым предметом.
Разбортировка домкратом
Инструменты: монтировка или большой рожковый ключ, домкрат, буксировочная стропа.
- Снимают колесо и укладывают на него монтировку.
- Ставят автомобильный домкрат на резину так, чтобы он максимально приблизился к колесному диску. Монтировка находится с противоположной от домкрата стороны.
- Буксировочную стропу крепят к монтировке, которую протягивают через диск к домкрату. Этот этап проделывают дважды.
- Задействуют домкрат. В этот момент резина отделяется.
- Выводят ключом край шины по окружности с двух сторон.
Способ требует особой осторожности, резиновые и металлические элементы не должны деформироваться.
Разборка с помощью автомобилей
Инструменты: две машины, широкая прочная деревянная доска.
Эта методика считается безопасной. Подходит для гаражного ремонта.
- Доску укладывают так, чтобы она расположилась как можно ближе к металлической части колеса.
- Автомобилем аккуратной наезжают на свисающий край доски.
- Отрывают отслоившуюся кромку.
Здесь важно отделить резиновый слой с обеих сторон покрышки.
Применение специального инструмента
Способ подходит для сервис-центров, профессиональных СТО и мастерских, где установлено разбортировочное оборудование. Специальные станки бывают автоматическими или полуавтоматическими. С их помощью бортируют легковые, грузовые, мотоциклетные шины.
Покрышку с металлической частью укладывают на бортировочный стол, фиксируют диск пневмозажимами и подводят к нему специальную штангу. После чего устанавливают зазор, по которому будут отделять резину от металлического обода. Затем подключают станок, который отделит одни элементы от других.
Разборка камерного колеса
В работе с камерой учитывают последовательность процедуры. Всегда начинают отделение резины с соска. Если покрышка старая, прикипевшая к металлу, стык обрабатывают VD-40, силиконом, спиртом.
- С помощью домкрата снимают колесо.
- Спускают воздух через ниппель.
- Прожимают места контакта металлического обода с автопокрышкой.
- Приступают к разборке со всех сторон. Специальный уголок вставляют в зазор между стальным ободком и резиной. Надавливают на уголок лопатками для монтажа.
- Когда разбортируемая сторона окажется снаружи, камеру вытаскивают.
На заметку! Разбор начинают со стороны, противоположной золотнику. Вдоль стального обода перемещаются аккуратно, отделяя каждый сантиметр кромки.
Разборка бескамерного колеса
- Для мелкого ремонта не потребуется специальное оборудование или инструмент. Достаточно иметь под рукой ремкомплект.
- Ударный способ запрещен. Эта технология приведет к деформации, повреждению каркаса.
- Запрещено устанавливать демонтажное оборудование или инструмент на шину или крепить такое оборудование рядом с клапаном бескамерной покрышки.
Шиномонтажные работы проводятся со строгим соблюдением правил техбезопасности. При этом бортировка бескамерной шины в гаражных условиях практически невозможна. Потребуется специальный инструмент, мощный компрессор для последующей накачки и опыт работы. Поэтому лучше обратиться в профессиональный шиномонтаж.
Самостоятельная бортировка
После ремонта покрышку надевают на диск. Этот процесс называют бортировкой.
Для камерной резины используют стандартный метод. Для него понадобится мыльный раствор, тяжелая кувалда, два больших гаечных ключа или монтировки.
На пол необходимо постелить чистый кусок ткани и положить на него задней стороной диск, который предварительно смачивают в мыльном растворе. Силиконовые и другие виды смазок применять нельзя. После на металлический элемент кладут резину (камера уже вдета). В стальной обод начинают вдавливать часть покрышки. Затем прибегают к монтировке, которую вставляют между резиновым и стальным элементом, и так по кругу. То же самое проделывают с другой стороной. Этот метод называется рычажным.
Что советуют профессионалы?
- Разбортировка начинается с мытья колеса. Его хорошо промывают от грязи, песка, пыли, застрявшего мелкого гравия.
- В старых колесах предварительно заливают в промежуток (бортик) VD-40. Это вещество размягчит прилипший материал, разъест ржавчину.
- Перед процедурой посадочный бортик покрышки и короткое плечо домкрата смазывают мыльным раствором (вода + обычное мыло или жидкость для мытья посуды).
- Начальная точка разборки шины — сторона, противоположная золотнику.
- Если автошины разбортируются безударным способом, понадобится доска длиной 100–150 см. Она должна быть очень прочной и широкой.
- При ударной методике используют специальный уголок. Его края и все выступающие поверхности должны быть затуплены.
- Чтобы избежать срыва домкрата, его прочно фиксируют.
- Самодельные станки крепят к деревянному полу саморезами, а к бетонному — анкерами, которые заливаются цементом.
- При сборке колеса учитывают размеры всех его элементов. Камера, резина и диски должны подходить друг другу.
- Перед началом нового сезона необходимо проверять состояние колпачков и золотников. При износе или повреждении эти элементы меняют. Желательно иметь в багажнике комплект запасок.
- Если приходится менять сезонную покрышку, она должна быть такой же, как остальные шины: для лета или зимы с одинаковым протекторным рисунком и направлением. Если будет стоять другая покрышка, ухудшится управляемость машины, увеличится тормозной путь, снизится уровень устойчивости.
- При замене камерной шины следят за чистотой ее внутренней поверхности. Грязь не должна попадать внутрь авторезины.
- Нередко в резине застревает гвоздь. Не стоит торопиться его извлечь. При несильном проколе подкачивают колесо, не вынимают острый предмет и так доезжают до мастерской. Если гвоздь убирают сразу, покрышка быстро спустится, доехать до шиномонтажа не удастся.
- Не стоит забывать о полноразмерной запаске и домкрате в багажнике, которые помогут решить проблему с проколом на трассе, когда нет возможности добраться до СТО.
Эти простые советы помогут провести быструю разбортировку даже в условиях гаража. Но не стоит забывать о правилах безопасности: работайте в перчатках, применяйте только исправные инструменты, не прибегайте к сомнительным методам, которые приведут к повреждению шины или автомобиля. 27.04.2020 2020-04-27