Какое полусинтетическое масло лучше заливать в двигатель
Перейти к содержимому

Какое полусинтетическое масло лучше заливать в двигатель

  • автор:

Какое масло лучше синтетика или полусинтетика?

Хорошее моторное масло легко смазывает «внутренности» двигателя даже в мороз, проникает в самые укромные уголки, защищает его от коррозии, обеспечивает качественное скольжение и тихую работу. Многие говорят, что лучше синтетического масла не найдешь – именно оно обладает всеми этими свойствами, да и к тому же служит дольше, но а как же полусинтетика?
О том, какое масло лучше – синтетика или полусинтетика, мы сегодня и поговорим в нашей статье.

Синтетическое масло

Определить, что перед вами 100% синтетический состав, очень просто. Достаточно найти на этикетке маркировку Fully Synthetic, которая подтверждает, что состав с меньшим количеством примесей полностью очищен и готов для работы в современных мощных автомобилях. Им синтетический состав подходит больше всего, так как современные моторы разогреваются сильнее старых моделей, а значит, требуют особого ухода за двигателем. Но и для менее требовательных автомобилей синтетика тоже подойдет идеально.
Пять достоинств хорошего синтетического масла:

• Сохраняет текучесть в сильные морозы (-30…-40 оС) и без проблем работает при высоких рабочих температурах.
• Отлично очищает двигатель от вредных веществ, загрязнителей, окислений, противостоит коррозии.
• Быстрее промывает полости и покрывает их защитной пленкой, которая продлевает срок эксплуатации механизмов.
• Содержит меньше примесей и, как следствие, меньше загрязняет природу.
• Медленнее испаряется.

Однако, при всех преимуществах у синтетики есть и парочка недостатков. Многие водители по своему опыту рекомендуют заливать преимущественно в машину с новым, еще не изношенным и не загрязненном двигателем, так как из-за большого количества грязи в старых моторах, синтетическое масло может угорать значительно сильнее, чем полусинтетическое (о нем ниже).
И самая главная проблема синтетики – это ее цена. Канистру едва ли можно купить дешевле 500 руб. за один литр.

Полусинтетическое масло

Оно называется так, потому что выступает гибридом синтетического состава и минерального. Из-за этого в отличие от последнего она обладает улучшенными защитными свойствами и не густеет на морозе и при повышенной температуре двигателя. По сравнению с синтетическим составом полусинтетика обойдется дешевле где-то на треть, однако минеральная основа наделяет ее худшей текучестью. Зимой при температуре в -10оС оно начинает загустевать и не так хорошо смазывает двигатель, хуже защищая от износа. Оно значительно чаще угорает на новых моторах, быстрее расходуется и едва ли справится с температурой нагрева, когда двигатель работает на пределе.

Но из-за меньшей текучести этот состав часто используют в старых моторах, где у него меньше шансов угорать по сравнению с менее вязким синтетическим составом.

Определить, что в канистре налита полусинтетическая смесь также не составит особого труда – по маркировке Semi Synthetic или Synthetic Technology, которая обозначает 50% состав синтетики. Надпись Synthetically Fortified или Synthetic Based обозначает полусинтетическую жидкость с составом синтетических компонентов до 30%.

Мы рекомендуем полусинтетические составы либо владельцам старых автомобилей, либо тем, кто стеснен в средствах. Канистру в один литр с полусинтетическим маслом можно купить в среднем за 300-500 руб.

Что же лучше для российских дорог – синтетика или полусинтетика?

В России водителям предпочтительнее заливать синтетические масла, не стоит ограничиваться только лишь вопросами экономии, а подумать о безопасности своего двигателя. Особенно это касается жителей северных регионов, где температура зимой опускается ниже -30…40 оС – тут думать о полусинтетическом масле явно уже лишнее.

Синтетический состав превосходит полусинтетику практически по всем показателям: защитные свойства против износа, коррозии и кислот, синтетика легче течет и не вязнет на морозе, она быстрее обмывает двигатель и помогает избавляться от загрязнителей. В конце концов, для защиты новых моторов синтетика подойдет как нельзя лучше, чтобы продлить их эксплуатационные характеристики.

Однако в плане цены выигрывает явно полусинтетика. Разница в цене может составлять и 50%, а чаще всего это ключевой фактор для владельцев бюджетных автомобилей с пробегом. Специально для них хорошая новость – из-за меньшей текучести полусинтетическая жидкость реже расходуется на угар в старых моторах.
Совет: внимательно следите за степенью износа своего двигателя и меняйте масла по мере необходимости. Пока ваш двигатель сравнительно новый и способен без лишнего расхода выполнять свою работу, можете использовать качественный синтетический состав. Но как только он начнет изнашивается по естественным причинам, можете поменять масло на полусинтетическое.

Что делать в первую очередь?

Прежде чем ответить для себя однозначно, – полусинтетика или синтетика, – загляните в инструкцию по эксплуатации автомобиля, где должны быть указаны все рекомендации по маслу, и впредь руководствуйтесь только ими. Производитель автомобиля точно не заинтересован в рекламе посторонних составов в противовес своему автомобилю. Обращать внимание на «рекомендации» на этикетках масел не всегда хорошая идея – это может быть просто реклама.

Более подробно о том, как правильно выбирать моторное масло для автомобиля, мы говорили в одной из прошлых статей.

Несколько слов о минеральном масле

Не думайте, что мы забыли о минеральном составе, однако нам сложно рекомендовать этот устаревший состав для эксплуатации на современных автомобилях. По сравнению даже с полусинтетикой он проигрывает по всем пунктам. Из-за устаревших технологий очистки минеральное масло значительно хуже смазывает детали и защищает их от износа и других вредных воздействий. На морозе быстро начинает густеть, а современным моторам с высокими температурами нагрева минералка вообще противопоказана. Ресурс у нее и вовсе небольшой: максимум 5 000 км пробега и масло придется менять.

Но по цене она самая дешевая. Бутыль в один литр можно найти за 200 рублей, но стоит ли игра свеч? Вопрос риторический.

Почему все же стоит предпочесть полусинтетику?

Несмотря на явные преимущества синтетического масла, масса отечественных автовладельцев предпочитает полусинтетический состав. Отчасти из-за того, что полусинтетика гораздо стабильнее работает с изношенными двигателями. Так что есть подвод задуматься о том, чтобы сменить тип масла, если заметите ускоренный расход смазки каждые 1 000 км. Однако если при большом пробеге расход остался прежним, смысла переходить с синтетики на полусинтетику не очень много.

Опасно ли смешивать синтетику с полусинтетикой?

Такой вопрос обычно возникает в двух случаях.

1. При смене одного состава на другой. Как бы вы не старались очистить мотор от старого масла, оно все равно останется на стенках цилиндров, и при заливке нового состава они обязательно смешаются, но не в такой степени, чтобы об этом можно было бы серьезно волноваться, – речь где-то о 5%, что допускается производителем.
Совет: чтобы точно не возникло проблем лейте масла одной марки и сможете избежать смешения составов с принципиально разными характеристиками.

2. При критическом расходе масла. Когда недостаток восполнить надо, но другого варианта как подлить к синтетике полусинтетику, нет. В любом случае это лучше, чем ездить всухую. Смешивать жидкости ненадолго вполне допустимо, но вам нужно будет в самое ближайшее время полностью сменить масло и залить «чистый» состав. Иначе спровоцируете дополнительную нагрузку на двигатель и серьезно возрастет риск поломки.
Внимание – миф! Не стоит слушать тех, кто утверждает, что регулярно «миксует» разные типы масел и не испытывает проблем. Это ведет только к скорой порче двигателя. Такие «экспериментаторы» только окажут вам медвежью услугу.

Отвечая на вопрос, какое масло лучше, синтетика или полусинтетика, мы ответим – однозначно синтетика, но с оговоркой. Да, она оснащена передовыми защитными и промывочными характеристиками, эффективнее на морозе и продлевает работу мотора. Но она не столь универсальная, как хотелось бы, и начинает сдавать при естественном износе элементов мотора. Тут может подойти полусинтетическая жидкость, которая компенсирует износ меньшей текучестью. Да и стоит синтетика значительно дороже, так что решение остается за вами. Мы же рекомендуем отнестись к безопасности своего двигателя со всей серьезностью и по возможности заливать только синтетическое масло, которые вы можете приобрести в каталоге интернет-магазина BlackTyres. В ассортименте есть множество универсальных составов, которые подойдут как машины с бензиновыми, так и с дизельными моторами. Чтобы точно разобраться, какие синтетические составы сейчас наиболее актуальны, смотрите наш рейтинг.

Ставьте ��, если понравилась статья и подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. И поделитесь в комментариях своим опытом эксплуатации моторных масел, которым вы доверяете больше всего.
Удачи на дорогах!

10 лучших моторных масел-полусинтетик 10w40

Максим Неверов

Полусинтетическое моторное масло – это смесь из классической минералки, которая уже практически не используется, и довольно дорогой синтетики. Говоря простым языком, лучшее сочетание цены и качества, вобравшее в себя все положительные аспекты двух разных смазок. Стоит она дешевле синтетики, а по качеству мало ей уступает, что и является причиной большого спроса среди автолюбителей.

К тому же именно полусинтетику рекомендуют заливать в автомобили с пробегом. У нее оптимальная вязкость и она прекрасно компенсирует зазоры между деталями, которые неизбежно образуются со временем. Также полусинтетика не может разрушить сальники и протечки с ней практически исключены. Что касается технической стороны, то масло с маркировкой 10w40 должно соответствовать следующим нормам:

Минимальная температура для запуска двигателя

Минимальная температура для прокачки системы

Температура полного замерзания

Вязкость при 100⁰С

Если сравнивать эти показатели с синтетикой, то они будут ниже. Но в любом случае, такая смазка является всесезонной и подходит для большинства регионов России, если там температура зимой не опускается ниже 35 градусов. Также полусинтетику не рекомендуется использовать тем, кто эксплуатирует автомобиль под максимальной нагрузкой. Его с осторожностью используют в малотоннажных грузовиках и автобусах. Основное назначение – классическое легковое авто с пробегом.

Топ-10. Kixx G SL

  • Средняя цена (1 л): 630 руб.
  • Страна: Южная Корея
  • Классификация (API, ACEA): SJ/SL/CF
  • Вязкость: 150
  • Замерзание (С⁰): -45
  • Вспышка (С⁰): 246
  • Зольность (%): 1,12

Эта полусинтетика от сравнительно молодого корейского бренда совершенно незаслуженно обделена вниманием автолюбителей и экспертов. Отзывов о нем в сети мало, и на специализированных форумах сложно найти описания. Хотя по лабораторным тестам и техническим параметрам, это вполне заслуживающий внимания продукт. Тут оптимальные температурные показатели и сбалансированный набор присадок. Низкая испаряемость и хорошая вязкость. К тому же поставляется масло в металлической канистре, что исключает возможность нарваться на подделку. Субъективная оценка продукта гораздо выше той, что ему ставят пользователи на популярных маркетплейсах.

  • Металлическая тара
  • Сбалансированные параметры
  • Мало отзывов и обзоров
  • Редкий гость в магазинах

Топ-9. Роснефть Maximum

  • Средняя цена (1 л): 500 руб.
  • Страна: Россия
  • Классификация (API, ACEA): SG/CD, нет
  • Вязкость: 145
  • Замерзание (С⁰): -28
  • Вспышка (С⁰): 220
  • Зольность (%): 0,8

Роснефть Maximum – это самое стабильное масло 10w40. Оно сохраняет свои качества на протяжении всего срока эксплуатации и не загрязняет двигатель. Несмотря на то, что в качестве основного компонента здесь используется нефть, а не газ, структура продукта очень чистая. Сульфатная зольность всего 0,8%, и это лучшее значение среди полусинтетики. Также отмечается низкое содержание фосфора и других вредных компонентов. Заявляет производитель и об уникальных присадках, используемых в составе, но, согласно лабораторным тестам, их нельзя назвать максимально качественными. Защита двигателя присутствует, как и уменьшение износа, но все на среднем уровне и без каких-то уникальных значений.

  • Стабильная работа
  • Жесткий контроль качества
  • Небольшое содержание фосфора и серы
  • Нет уникальных характеристик
  • Низкий уровень вязкости

Топ-8. SINTEC Super

Самое дешевое полусинтетическое масло, стоящее примерно на 15% меньше своего ближайшего конкурента.

  • Средняя цена (1 л): 360 руб.
  • Страна: Россия
  • Классификация (API, ACEA): SG/CD, нет
  • Вязкость: 153
  • Замерзание (С⁰): -38
  • Вспышка (С⁰): 221
  • Зольность (%): 1,14

Перед нами лучшее полусинтетическое масло в плане цены. Найти продукт дешевле у вас вряд ли получится, и на этом его преимущества не заканчиваются. Смазка отлично себя показывает при повышенных нагрузках. Его можно заливать как в легковой автомобиль, так и в малотоннажный грузовик или автобус. Согласно лабораторным исследованиям, при резких перепадах температуры и изменении уровня нагрузки масло сохраняет вязкость и продолжает работать в обычном для себя режиме. Но следует учитывать повышенный расход. Здесь он составляет более 12% по системе расчета NOACK. Это много, а значит, менять или доливать масло придется чуть чаще, что слегка увеличивает его изначальный ценник.

  • Доступная цена
  • Оптимальная вязкость
  • Устойчивость к нагрузкам
  • Мало защиты от копирования
  • Большой расход

Топ-7. ROLF Energy

Масло поставляется исключительно в металлических канистрах с большим количеством защитных маркеров, что сводит к минимуму количество подделок.

  • Средняя цена (1 л): 620 руб.
  • Страна: Германия
  • Классификация (API, ACEA): SL/CF, A3/B3, A3/B4
  • Вязкость: 158
  • Замерзание (С⁰): -35
  • Вспышка (С⁰): 230
  • Зольность (%): 1,31

Не секрет, что современный рынок переполнен подделками. А чаще всего копируют лучшее моторное масло, и производители постоянно выдумывают методы защиты. Самый эффективный способ – металлическая тара. Ее просто дорого копировать. Именно в таких канистрах поставляется немецкий продукт Рольф. Но это не просто тара. На ней множество маркеров, таких как голограммы и штрихкоды, которые также осложняют жизнь производителям контрафакта. Нарваться на подделку практически нереально. Если по характеристикам, то это уверенный середнячок. Каких-то выдающихся параметров у него нет. Хорошая полусинтетика 10w40 за свои деньги.

  • Не встречается подделок
  • Сбалансированные характеристики
  • Доступная цена
  • Не подходит некоторым авто

Топ-6. Газпромнефть Super

Показатель сульфатной зольности масла всего 0,9%, что почти в два раза ниже, чем у большинства полусинтетических продуктов.

  • Средняя цена (1 л): 940 руб.
  • Страна: Россия
  • Классификация (API, ACEA): SG/CD, нет
  • Вязкость: 148
  • Замерзание (С⁰): -37
  • Вспышка (С⁰): 229
  • Зольность (%): 0,9

Данная полусинтетика так же, как и продукция бренда Шелл, выпускается на основе газового сырья. На практике это дает ряд преимуществ. Например, такое масло не требует усиленной очистки, при этом его показатели загрязненности будут гораздо ниже. Это хорошо видно на примере сульфатной зольности, которая тут намного ниже, чем у других, созданных на базе нефти продуктов. Низкое содержание серы и фосфора существенно уменьшает образующийся нагар, а значит, двигатель не придется чистить после замены. Отметим и низкую температуру замерзания, специально рассчитанную для того, чтобы масло можно было эксплуатировать в северных регионах России.

  • Очень низкая сульфатная зольность
  • Чистая основа
  • Минимум вредных компонентов
  • Замена требуется чаще
  • Высокая цена для российского продукта
  • Низкий индекс вязкости

Топ-5. SHELL Motor Oil

Бюджетная линейка моторных масел от топового производителя в более простой таре, но с сохранением брендовых характеристик.

  • Средняя цена (1 л): 550 руб.
  • Страна: Нидерланды
  • Классификация (API, ACEA): SL/CF, нет
  • Вязкость: 155
  • Замерзание (С⁰): -33
  • Вспышка (С⁰): 210
  • Зольность (%): 1,17

В компании Шелл понимают, что их продукты стоят очень дорого, и многим автолюбителям они недоступны. Чтобы снизить ценник, но при этом не пожертвовать качеством, производитель принял решение выпустить упрощенную линейку. Изменения коснулись тары, в которую разливается масло. Она стала простой и потеряла некоторые элементы защиты от копирования. По характеристикам же осталось прежним. Все на высшем уровне, и с максимальными допусками. Популярность у продукта высокая, но в отзывах часто можно встретить упоминание большого количества подделок на рынке. Впрочем, это неудивительно. Топовый бренд, который выпустил тару с минимальной защищенностью. Ее просто не могли не начать копировать.

  • Топовые характеристики
  • Адекватная цена для бренда
  • Очень много подделок
  • Низкая защита от копирования

Топ-4. ЛУКОЙЛ Люкс

Смазка подходит всем типам авто, в том числе с турбированными двигателями и катализаторами, но без сажевых фильтров.

  • Средняя цена (1 л): 380 руб.
  • Страна: Россия
  • Классификация (API, ACEA): SL/CF, нет
  • Вязкость: 157
  • Замерзание (С⁰): -38
  • Вспышка (С⁰): 222
  • Зольность (%): 1,03

Перед нами универсальная полусинтетика, так как ее можно заливать в любой двигатель, и неважно какое топливо он использует, бензиновое, дизельное или газовое. Продукт с уникальным набором присадок, которые умеют компенсировать зазоры в автомобилях с пробегом и не разрушающие сальники. Масло имеет широкий рабочий диапазон температур. Разрабатывалось оно специально для российского климата, поэтому полное замерзание наступает только при -38 градусах. А при -35 происходит уверенная прокачка масла в системе. Отметим также низкий уровень сульфатной зольности, то есть после использования продукта в моторе практически не остается нагара.

  • Низкая зольность
  • Универсальное применение
  • Низкая температура замерзания
  • Привлекательная цена
  • Нет рекомендаций от иностранных автоконцернов

Топ-3. MOBIL Ultra

Масло с уникальным набором присадок, создающее плотную, не стекающую пленку на поверхности деталей и защищающее их от износа.

  • Средняя цена (1 л): 850 руб.
  • Страна: США
  • Классификация (API, ACEA): SL/SJ, A3/B3
  • Вязкость: 157
  • Замерзание (С⁰): -33
  • Вспышка (С⁰): 223
  • Зольность (%): 1,3

Если у вас автомобиль с большим пробегом и его двигатель нуждается в повышенной защите, обязательно обратите внимание на это полусинтетическое моторное масло. В его составе уникальный набор присадок. Смазка создает на деталях пленку, которая не стекает в поддон даже если автомобиль долгое время находится без движения. Плотная структура надежно защищает детали и не дает им окисляться. Благодаря этим параметрам, необходимость замены масла существенно увеличивается, что становится еще одним плюсом к экономии. Также оно сокращает расход топлива и практически не испаряется при высокой температуре. В общем, лучшее моторное масло 10w40, способное продлить жизнь вашей «ласточки».

  • Качественная защита
  • Плотная пленка
  • Рекомендуется российскими автопроизводителями
  • Низкий расход
  • Не подходит новым авто

Топ-2. Mannol Classic

Масло, которое можно эксплуатировать в регионах с суровым северным климатом. Температура замерзания ниже 40 градусов.

  • Средняя цена (1 л): 1 200 руб.
  • Страна: Германия
  • Классификация (API, ACEA): SN/CF, A3/B4
  • Вязкость: 170
  • Замерзание (С⁰): -43
  • Вспышка (С⁰): 224
  • Зольность (%): 1,25

Полусинтетика не рекомендуется к использованию в северных регионах. Чаще всего у таких масел быстрое замерзание, а уже при -20 градусах они начинают терять вязкость. Но только не Mannol. Здесь производитель сумел выйти на показатели, идентичные синтетикам. Замерзает это масло только при -43, а при -35 вы легко заведете двигатель. Также эта полусинтетика может использоваться в малотоннажных грузовиках и автобусах. Она рассчитана под большие нагрузки и устойчива к резким перепадам температуры. Тип топлива также не имеет значения. Оно может быть дизельное и даже газовое. А из недостатков выделяется довольно большой расход и сравнительно высокий ценник. Зато подделок не так много.

Экспертиза полусинтетических масел

Начав разговор о качестве моторных полусинтетических масел ведущих мировых брендов (ЗР, 2010, № 3), мы отметили, что ответы на большинство вопросов могут дать только длительные испытания. Для новой экспертизы полусинтетики класса 10W‑40 выбрали шестерку представителей масляной элиты: Shell Helix Plus, Esso Ultra, ZIC A+, Castrol Magnatec, Mobil Super 2000, Ravenol.

Фальсификат, происхождение неизвестно

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4, API SL/CF

Допуски: VW 505 00, MB 229.1

Ориентировочная цена: 880 руб. (канистра 4 л)

Мы полагаем, что это поддельный Shell. Дальнейшие комментарии не имеют смысла. Напомним только, что доброкачественный продукт этого бренда в предыдущей экспертизе был на вершине пьедестала.

Плюсы: Наконец-то появился реальный фоновый образец для сравнения.

Минусы: Надо полагать, нечто подобное купили не мы одни.

Согласно нашей методике образцы масел закупили в крупных магазинах, и было это весной. Прошло полгода: испытания проведены, табель о рангах составлена. Но начнем издалека.

Castrol Magnatec, EU

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SL/CF

Допуски: VW 501 01/505 00, MB 229.1, FIAT 9.55535.D2

Ориентировочная цена: 1200 руб. (канистра 4 л)

Самое дорогое из всех испытанных. Обладает неплохими защитными свойствами, но за счет несколько более низкой энергосберегающей функции. Моющая способность масла хорошая, о чем говорит низкий уровень отложений. Однако в процессе длительных испытаний оно ближе всех подошло к исчерпанию ресурса, в частности по снижению щелочного числа. На предыдущих испытаниях было шестым.

Плюсы: Хорошие защитные и моющие свойства.

Минусы: Немалая цена, высокий темп уменьшения щелочного числа.

Что и зачем нормируют автопроизводители

Защита от износа. Ресурсный параметр, определяемый свойствами противоизносных и антизадирных присадок в масле, а также его вязкостнотемпературной характеристикой.

Склонность к низкотемпературным отложениям. Ресурсный параметр, определяемый составом и концентрацией моющих присадок, а также составом и степенью чистоты базового масла. Влияет на образование отложений, затрудняющих подвод масла к узлам трения.

Склонность к высокотемпературным отложениям. Ресурсный параметр, определяемый составом базового масла и моющих присадок. Влияет на образование в зоне работы поршневых колец лаковых пленок, затрудняющих их подвижность.

Антиокислительная стойкость. Ресурсный параметр, определяемый концентрацией и составом щелочных присадок, которые нейтрализуют образующиеся кислоты, а также составом базового масла. Определяет способность противостоять окислению масла при контакте с кислородом воздуха и картерных газов при рабочих температурах в двигателе.

Экономия топлива. Параметр, характеризующий способность масла минимизировать потери на трение в двигателе и тем самым снизить эксплуатационный расход топлива по сравнению с эталонным маслом.

Совместимость с каталитическими нейтрализаторами. Параметр, определяющий совместимость масел с системами подавления токсичности. Вводит ограничения по содержанию в масле серы, фосфора и сульфатов, накладывает жесткие ограничения по летучести масла и его зольности.

Склонность к образованию сажи. Параметр особо важен для дизельных масел, ориентированных на использование в современных моторах с сажевыми фильтрами. При сгорании такие масла не должны образовывать дополнительной сажи, затрудняющей работу фильтра и уменьшающей его ресурс. Каждый из параметров определяют по специальным методикам и оценивают по десятибалльной шкале.

график

MB, VW и BMW Longlife…

Любое классное масло обычно хвастается одобрением ведущих автопроизводителей. Допусков на этикетках — море: сначала класс вязкости по SAE, потом группа качества по API и европейской ACEA, а потом — MB, VW, Ferrari, BMW… А что дополнительно требуют автопроизводители?

Основные требования к качеству масел хорошо известны. Это энергосбережение, защита от износа, склонность к низкотемпературным и высокотемпературным отложениям, антиокислительная стойкость, совместимость с нейтрализаторами и склонность к образованию сажи. Чем новее допуски автопроизводителей, тем выше их требования к маслам. Но важно то, что по допускам они оставляют далеко позади требования сертификации API и ACEA! Почему? Потому, что автокомпании учитывают реальные условия работы масла в конкретном двигателе. К примеру, если мотор «алюминиевый», то относительно холодный и масло в нем более склонно к образованию отложений. Отсюда и требования, выдвигаемые производителем такого мотора. Другой пример — двигатель класса Евро IV, оснащенный сажевым фильтром и нейтрализатором. Его создатели обязательно выдвинут жесткие требования к образованию сажи и совместимости с системами подавления токсичности.

Ravenol TSI, Германия

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4, API SM/CF

Допуски: VW 500 00/505 00, MB 229.1,

BMW — Spezialol, соответствует VW 502 00, 501 01

Ориентировочная цена: 1000 руб. (канистра 5 л)

Среди лидеров по моющей способности — мотор остается чистым, и это важно. Ресурс большой, судя по низкому темпу окисления масла. Но по экономии топлива уступает многим. И что-то велик его угар за цикл испытаний — значит, в старых моторах надо почаще контролировать уровень масла. В прошлый раз было пятым.

Плюсы: Доступная цена, высокий класс качества, нашедший подтверждение в испытаниях, хорошая моющая способность и большой ресурс.

Минусы: Сравнительно невысокие энергосберегающие функции.

Esso Ultra, EU, Бельгия

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF

Допуски: MB 229.1, VW 505 00

Ориентировочная цена: 760 руб. (канистра 4 л)

Одно из самых дешевых масел нашей выборки, но с очень приличными показателями. В целом подтвердило свое высокое место по результатам предыдущей экспертизы, вновь выиграв бронзу. Самые высокие антиокислительные качества и стабильность моторных показателей предполагают большой ресурс работы.

Плюсы: Низкий темп окисления, невысокий расход на угар, длительная стабильность показателей.

Минусы: Сравнительно более высокий уровень высоко- и низкотемпературных отложений.

Рейтинг 1

Рейтинг 2

Рейтинг 3

Рейтинг 4

Фальшивая нота

Ресурсные испытания мы уже проводили (ЗР, 2009, № 11; 2010, № 1), поэтому методика отработана. Полную схожесть условий обеспечивают идентичные двигатели, обкатанные по одной программе на одном и том же топливе. Каждое масло работает 120 моточасов по одинаковым циклам. Большую часть испытаний моторы работали на режимах с высокими оборотами, что равноценно примерно 10 тысячам пройденных километров. Уже на этой цифре выявить тенденции старения масла вполне реально. После каждого заезда — разборка, взвешивание, фотографирование, куча анализов и т. п.

Итоги ресурсных испытаний моторных масел

Ресурс масла зависит не только от его производителя, но и от состояния автомобиля, а также от стиля езды.

Крепкие старички

Стареющее масло не моет, а пачкает мотор. Накапливаются отложения: лаковые высокотемпературные, которые особенно заметны на боковых поверхностях поршней, и низкотемпературные — эдакий гудроноподобный шлам, который мы видим в масляном поддоне и на клапанном механизме.

Для оценки высокотемпературных отложений используют специальный метод, реализуемый на одноцилиндровой установке. У нас полноразмерный бензиновый мотор, но прием возьмем тот же. Эксперты оценивали отложения на поршнях двигателя, а результаты усредняли. Победили масла группы SM: Ravenol и ZIC A+, имеющие к тому же самые серьезные допуски «Мерседес-Бенца» и БМВ, по которым отложения должны быть совсем малыми.

Mobil Super 2000 X1, EU

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF

Допуски: MB 229.1, VW 505 00

Ориентировочная цена: 1100 руб. (канистра 4 л)

Масло подтвердило свой достойный статус (в прошлом тесте было на 4‑м месте). Недешевое, однако с довольно слабыми допусками и не самой высокой группой качества. В тесте показало неплохие ресурсные показатели и низкий уровень отложений. А по защитным функциям вообще в группе лидеров.

Плюсы: Высокие антиокислительные и защитные свойства, невысокий уровень отложений.

Минусы: Дороговато…

Низкотемпературные отложения оценивали по изменению массы тех деталей, где их образование идет наиболее активно, — это маслоотделитель в клапанной крышке и грибок маслозаборника масляного насоса. Лучше других смотрелись снова ZIC A+ и Castrol Magnatec. А вот левый продукт выдал отложений чуть не в два раза больше. Это наглядная иллюстрация для тех, кто не соблюдает сроки замены масла.

Характеристика антиокислительных свойств — рост кислотного числа масла. Лидер — Esso Ultra. Ravenol, ZIC A+ и Mobil Super 2000 дали практически одинаковый результат, а вот у Castrol Magnatec с этим параметром дела обстоят похуже. Но не сильно.

ZIC A+ Gasoline VHVI, Корея

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4/C3, API SM/CF

Допуски: MB 229.51, VW 502 00,

BMW Longlife‑04, ОАО «АВТОВАЗ»

Ориентировочная цена: 760 руб. (канистра 4 л)

Масло однозначно подтвердило лидирующие позиции по итогам предыдущего теста. Оно выполнило требования самых жестких современных допусков, что нашло отражение и в результатах. Лидер по энергосбережению и износу, моющей способности — все очень достойно. И при этом самое дешевое.

Плюсы: Высокие моющие, энергосберегающие и защитные свойства, хорошие ресурсные показатели.

Минусы: Как дозировать масло, если банка совсем непрозрачная?

Еще два параметра, нормированных в допусках, — защита от износа и экономия топлива. Износ определяли точным взвешиванием вкладышей подшипников и поршневых колец. Лидер — ZIC A+. Между прочим, оно единственное имеет допуск MB 229.51, самый жесткий по этому параметру.

Критерий экономии — реальный мгновенный расход топлива двигателя на заданных режимах работы. На свежем масле мы ничего нового не увидели — как и в первой серии экспертизы, свои таланты подтвердили Esso Ultra и ZIC A+.

Расход масла отслеживали по его количеству, слитому после испытаний. С учетом объема отобранных проб, конечно же. Если учесть, что погрешность такого метода превышает 10%, то можно сказать, что ZIC A+, Esso Ultra, Mobil Super 2000 и Castrol Magnatec показали близкие результаты. У всех продуктов слишком большой расход? Но так и было задумано — чтобы маслу жизнь медом не казалась, мы выбрали самые тяжелые режимы работы.

Делим подиум

Пять масел из шести ресурсные условия выполнили. Лучше других смотрелись ZIC A+, Mobil Super 2000 и Esso Ultra. Заметим, что ZIC A+ имеет допуск BMW Longlife‑04, где в самом названии заложен достойный ресурс работы. Совсем близко к границе снижения вязкости подошел Castrol Magnatec — но не перешел. Так что с ним все в порядке. Итоговые баллы расставляли с учетом всех номинаций, упомянутых выше, причем с одинаковыми весовыми коэффициентами.

график

Часто возникает вопрос: что лучше — стабильный середнячок или отличник, у которого по мере наработки резко садятся характеристики? Лучше, конечно же, яркий лидер со стабильной вязкостью и низким темпом старения. Плохо, когда темп снижения параметров таков, что масло даже при отличных начальных параметрах ведет себя непредсказуемо (об этом рассказал пример фальсификата, случайно попавшего в тест). Но при этом расходный материал не должен жить вечно. Более того, стабильность некоторых его параметров, например щелочного числа, — просто признак его плохой работы.

график

По результатам исследований — совет. Хочешь выбрать хорошее масло — поглядывай, кроме классов API и ACEA, и на допуски ведущих автопроизводителей. Лучше, если это будут допуски, разработанные после 2005 года: MB 229.51, VW 502.00 или 505.00, BMW Longlife‑04 и т. д. Ведь то, что хорошо «Мерседесу» или «Фольксвагену», не повредит и «Жигулям»…

Михаил Колодочкин (ЗР) и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *