Современная климатическая установка на старый автомобиль
Многие задаются вполне логичным вопросом: Зачем в климате средней полосы России кондиционер если те 2 недели реальной жары в год, которые нам дарит природа, можно и попариться? Всё верно, если рассуждать о домашнем кондиционере. Однако, как бы странно это не звучало, в автомобиле нам кондиционер нужен против… шума!
Кондиционер позволяет ездить с закрытыми окнами круглый год и тем самым защищает наш комфорт от шума, создаваемого самим автомобилем, от шума других автомобилей на дороге и от потока набегающего воздуха и его шума.
Чем же плоха «печка» старого автомобиля низкого класса? Во-первых, регулировкой температуры. Регулировка потока жидкости краном слишком сильно и нелинейно зависима от режима работы двигателя. В промежуточных положениях крана регулировка либо не влияет вообще, либо можно «поймать» положение, при котором на холостых из печки будет поступать ледяной воздух, но при небольшой раскрутке двигателя жар дует «по полной». Для борьбы с этой проблемой, придумали регулировку температуры воздуха методом смешивания потоков горячего и холодного с помощью управляемой водителем заслонки. Это позволяет добиться достаточного постоянства температуры поступающего из отопителя воздуха. К сожалению, необходимость организации заслонки и обводного канала холодного воздуха сильно усложняет конструкцию отопителя, увеличивает его габариты и затрудняет компоновку. Но, под пухлыми торпедами современных автомобилей, такие печки размещаются. На современных автомобилях (в США с середины 80-ых, в Европе и Японии с этого же времени, но только на топовых моделях) регулировка осуществляется автоматически сервоприводом по показаниям датчиков температуры, расположенных в салоне, что позволяет сделать постоянной и температуру в салоне (а не температуру воздуха, выходящего из печки).
Но и это ещё не всё! Большинству из нас знакома ситуация, когда ноги мёрзнут, телу жарко и клонит в сон. Это от того, что человеческое тело устроено таким образом, что нам наиболее комфортно если температура в ногах выше чем на уровне тела градусов на 8. Более того, тёплый воздух в лице вызывает сонливость (страшная штука на дальняках). К сожалению, законы физики устроены наоборот: горячий воздух поднимается вверх под потолок, а там охлаждаясь о стёкла спускается вниз в ноги. Для борьбы с этим явлением в современных климатических установках, поток горячего воздуха (часть которого поступает в ноги а часть на лобовое и боковые стёкла) «рассекается» более холодным, который подаётся на уровне тела из дефлекторов на лицевой поверхности приборной панели. При чём, обратите внимание что на большинстве автомобилей с современными климатическими установками, боковых дефлекторов два: верхний дует горячим воздухом на боковое стекло (иногда этот дефлектор расположен прямо в дверной карте), а нижний более холодным на тело/лицо водителя и пассажира. Смешивание воздуха на лицевые дефлекторы осуществляется отдельной (от основного, горячего потока), также электронно-управляемой заслонкой.
К сожалению, в технических характеристиках автомобилей не указываются такие важные сведения как принципы работы климатической установки. В рекламных брошюрках скупо написано: «климат-контроль, столько-то зон», а в чём заключается «контроль» – просто в регулировке температуры или же там действительно распределяются потоки воздуха разной температуры по разной высоте и обеспечивают реальный комфорт? Это гораздо важнее чем «многозонность» климат-контроля, которая является типично маркетинговым трюком для развода «хомячков» на покупку автомобиля.
Воздухозабор
Забор воздуха из внешней среды необходим для работы системы отопления т.к. использование влажного воздуха из салона автомобиля (дыхание водителя и пассажиров, пары сохнущих ковриков итд) моментально приводит к запотеванию и обмерзанию стекол. Однако, вместе с воздухом во впуск попадает и вода (дождевая или просто из луж или во время мойки). Необходимо обеспечить её отсекание, сбор и слив под машину чтобы она, не дай бог, не попала на радиатор отопителя, в результате чего образуется пар и запотевают все стёкла.
Салонный фильтр
Останавливает пыль, поступающую вместе с воздухом из внешней среды. Угольный фильтр также уменьшает запахи. Однако, следует учитывать, что реально воздух не очищается существующими на сегодняшний момент в автопроме системами фильтрации. Никакие фильтры, стоящие на современных автомобилях не обеспечивают даже намёка на соответствие воздуха в салоне автомобиля гигиеническим нормативам, действие которых не распространяется на автомобили. Бизнесу это не интересно т.к. не ведёт к увеличению продаж и поэтому этим никто не занимается. Особенно разрушительный вред вашему здоровью наносится в пробках, где нет набегающего воздуха, раздувающего загрязнения и отопитель нашего автомобиля практически напрямую всасывает выхлопные газы впереди стоящего. Особенно это касается легковых автомобилей, у которых забор воздуха находится ниже чем у грузовиков и внедорожников. Количество загрязнений в воздухе увеличивается в геометрической прогрессии с приближением к земле. Тем не менее, угольный салонный фильтр – вещь полезная т.к. как минимум уровень комфорта с ним увеличивается. Недостатков можно отметить два: Во-первых необходимость дополнительного компоновочного пространства, во-вторых фильтр создаёт сопротивление потоку воздуха и следовательно, требуется более мощный вентилятор.
Существуют два типа вентиляторов, которые применяются в климатических установках автомобилей: Осевой (обычный пропеллер) и центробежный («Беличье колесо»). В наше время на большинстве автомобилей применяется центробежный. Его основным недостатком является малая эффективность и при равной (с осевым) производительности, центробежный вентилятор имеет гораздо бОльшие габариты и гораздо бОльшую мощность электромотора (и, следовательно потребляемую электрическую мощность). Однако, работает он гораздо тише осевого вентилятора и посему, в климатической установке комфортного автомобиля, применение какого-либо вентилятора кроме центробежного, не имеет смысла. При изготовлении самодельной печки, следует учитывать, что вентилятор не должен дуть своим потоком напрямую на соты радиатора. Это может привести к тому, что подавляющее количество воздуха будет проходить через лишь небольшую часть рабочей поверхности радиатора и следовательно, гораздо меньше нагреваться. Необходимо подавать воздух на радиатора под углом или «из за угла» 🙂 так, чтобы он через него проходил только за счёт разницы давления воздуха, создаваемой вентилятором. Только в этом случае воздух через соты радиатора будет проходить равномерно. Очень важно обеспечить герметичность радиатора в корпусе, иначе сопротивление щелей может оказаться меньше чем сопротивление сот радиатора и существенная доля воздуха будет проходить мимо радиатора не нагреваясь.
Вытяжная вентиляция
С целью удаления влажного воздуха из салона автомобиля, необходимо обеспечить вытяжную вентиляцию в задней части салона. Такой вентиляцией оснащены все современные автомобили и многие старые. Однако, если её всё же нет (ВАЗ-2101, Москвич-408/412 и др.), то о ней необходимо подумать. Нагнетая воздух, вентилятор климатической установки создаёт в салоне давление выше атмосферного. Излишки воздуха при этом стравливаются через вытяжную вентиляцию. Также, удаление воздуха из салона происходит за счёт аэродинамики при движении автомобиля. Вентиляционные решетки располагаются снаружи автомобиля в зонах разряжения т.е. давление воздуха снаружи, при движении, оказывается ниже давления воздуха в салоне автомобиля и происходит его отсос из салона (при этом приток происходит через климатическую установку даже если её вентилятор выключен). В некоторых ситуациях, возникают условия, при которых давление воздуха в салоне оказывается ниже чем снаружи (боковой ветер, стояние в пробке итд). Для того, чтобы предотвратить засос выхлопных газов в салон (зачастую собственных), необходимо обеспечить работу обратного клапана. Как правило, это осуществляется применением шторки из тонкого резиноподобного материала, который прижимается к краям воздушного канала вентиляции за счёт собственного веса, либо применением слегка подпружиненных жалюзи. Зона разряжения на наружной поверхности автомобиля находится по отсутствию на ней грязи зимой. Как правило, это задняя стойка крыши, однако существуют варианты в боковых частях задних фонарей или даже под объёмным задним бампером.
Подводя итоги, как должна работать климатическая установка, можно сказать следующее:
Общее:
— Необходимо применять центробежный вентилятор
— Обеспечить улавливание и слив воды
— Обеспечить вытяжную вентиляцию с выходом воздуха наружу в зоне разряжения при движении и с клапаном, предотвращающим движение воздуха в обратном направлении.
В части отопления:
— Забор воздуха должен осуществляться из внешней среды и желательно через фильтр.
— Регулировка температуры в обоих контурах должна осуществляться методом смешивания горячего и холодного воздуха (желательно электронно-управляемой заслонкой по показаниям датчиков).
— Должно быть 2 контура: горячий и холодный (воздух из «холодного» контура тоже тёплый, но его температура ниже чем у воздуха из «горячего» контура). Датчик управления температурой «горячего» контура ставится в салоне (иногда их несколько, в разных точках), а датчик «холодного» контура – прямо в выходном дефлекторе т.к. холодный воздух непосредственным потоком направляется на тело водителя и пассажира.
— Воздух из «горячего» контура подаётся в ноги и на лобовое и боковые стёкла.
— Воздух из «холодного» контура подаётся на тело и лицо водителя и пассажира через дефлекторы на лицевой части приборной панели (торпеды).
— Материалы, применяющиеся в конструкции отопителя не должны создавать запахов при нагревании.
В части кондиционирования воздуха:
— Забор воздуха осуществляется из салона автомобиля (кондиционер сушит воздух и следовательно его работа не приводит к запотеванию стекол, за то на внутреннем воздухе он работает эффективнее плюс в меньшей степени попадают выхлопные газы и шинная пыль из внешней среды)
— воздух выпускается через обдув лобового стекла. В большинстве автомобилей, ещё и через лицевые дефлекторы, но существует мнение, что это опасно для здоровья.
Так что же делать самодельщику?
Вариант первый (самый дешевый и легко осуществимый в случае «схождения пасьянса») – найти донора с климатической установкой, которую возможно было бы вкомпоновать в наш автомобиль. Стоит рассмотреть как традиционное размещение установки под торпедой, так и вместо «бардачка» и даже под капотом или частично под торпедой и под капотом т.к. современные климатические установки по габаритам гораздо больше чем доступное компоновочное пространство под торпедой старых автомобилей. Тут самое сложное – подогнать забор наружного воздуха.
Второй вариант – на основе компонентов от донора изготовить собственную климатическую установку. Тут следует учитывать моменты:
— Испаритель кондиционера устанавливается до радиатора отопителя по ходу движения воздуха т.к. в некоторых режимах (отпотевание лобового стекла) они работают вместе.
— Испаритель должен быть ниже радиатора т.к. с него капает конденсат, плюс необходимо предусмотреть слив конденсата на улицу.
— Все заслонки лучше использовать заводские с их корпусными частями т.к. обеспечение их герметичности (в крайних положениях) в кустарных условиях крайне затруднительно.
— Вентилятор нужно использовать тоже вместе со своим корпусом «улиткой».
Простенький вариант установки кондиционера
Если предположим, нас устраивает родная печка и неохота особо заморачиваться, а лишь хочется дополнить автомобиль кондиционером, то есть «доступный вариант». Учитывая, что забор воздуха для кондиционирования осуществляется из салона автомобиля и отсутствует «привязка» к впуску воздуха из внешней среды, из климатической установки донора можно выудить лишь вентилятор и испаритель и установить их в любое удобное место под торпедой. Выход холодного воздуха врезать в канал подачи воздуха на лобовое стекло. Необходимо врезать в этот канал одну заслонку, которая бы в своих крайних положениях перекрывала бы этот канал по направлению к радиатору отопителя и по направлению к кондиционеру.
Мини кондиционер в машину 12 вольт — правда или развод?
Существует ли автомобильный кондиционер, работающий от прикуривателя легкового автомобиля или это уловки производителей? Попробуем разобраться в статье.
С наступлением лета приходит жара, которая становится по-настоящему невыносимой на дороге. Сидеть в многочасовой пробке, когда от асфальта буквально парит – это страшный сон любого автолюбителя. А если еще и встроенный «кондей» барахлит, то тут впору обливаться холодной водой и льдом, чтобы хоть как то облегчить свое состояние.
Хоть для машин уже придумано огромное количество гаджетов, работающих от прикуривателя, кондиционеры для авто остаются темой загадочной и непонятной многим. На рынке и в интернете можно найти кучу разных гаджетов, названных серьезным словом – кондиционер. Однако чтобы понять, есть у них что-то общее с любимым офисным оазисом, разберемся с принципом работы этих приборов.
Принцип работы автомобильного кондиционера
Кондиционер, установленный в автомобиль на заводе производителя, работает по тому же принципу что и офисные агрегаты. То есть он поглощает тепло через испаритель, охлаждая салон машины. При этом «отработанный» воздух выводится в окружающую среду (на улицу).
Сам по себе кондиционер – это герметичная система, заполненная фреоном и компрессорным маслом. Масло снижает трение, частично отводит выделяющиеся в процессе работы частицы и циркулирует в системе кондиционирования.
Исходя из этого становится очевидно, что автомобильным кондиционером может быть только агрегат, который сможет утилизировать воздуха на улицу. И конечно такой прибор не может стоить 3 000 – 5 000 рублей.
Китайский же кондиционер от прикуривателя в машину внешне и по своим функциям больше напоминает обычный вентилятор. Такой прибор не охлаждает воздух, а лишь пропускает его по кругу, создавая легкий ветерок. Производители идут на ухищрения и гордо называют такие изделия кондиционер автомобильный 12 вольт, но на самом деле в природе такие агрегаты пока что выпускаются только для грузовых автомобилей. Эти габаритные приборы, работающие от напряжения в 24 В, врезаются в крышу кабины и стоят они порядка 85 000 рублей.
Тем не менее, как говорится «боль на выдумки хитра» и если вам очень нужен максимально приближенный к кондиционеру аналог, то изготовить такой прибор можно самостоятельно.
Как сделать мини кондиционер для машины своими руками
Сделать нечто похожее на кондиционер в автомобиль от прикуривателя можно самостоятельно. Для этого вам понадобится:
- новый или старый пластиковый холодильный контейнер (он же сумка-холодильник);
- соответствующий по размеру радиатор печки;
- несколько вентиляторов (можно купить такие же, как для компьютерных видеокарт);
- провода;
- насос (можно взять аквариумный или от бочка омывателя стекол);
- старое автомобильное зарядное устройство для сотового телефона.
Насос необходимо укрепить на дне сумки-холодильника, а провода от него вывести наружу. На внутренней стороне делаем квадратный вырез диаметром с подготовленный радиатор, а с внешней стороны вырезаем два круглых отверстия под вентиляторы.
После этого необходимо:
- Привинтить вентиляторы и объединить их в проводку.
- Установить на внутреннюю сторону крышки радиатор, опустив его патрубок вниз. Чтобы он не отвалился можно дополнительно укрепить его силиконом.
Полезно! Если в гараже завалялись рояльные петли с их помощью можно соединить крышку и корпус контейнера.
- Соединить выход насоса и вход радиатора на крышке. Чтобы вода не мешала во время езды, к выходу радиатора можно также прикрепить какой-нибудь шланг.
- Провести провода к старому зарядному устройству.
- Готово.
Выгляди эта установка не самым презентабельным образом, но со своими функциями справляется. Перед тем как подключить самодельный агрегат к прикуривателю в контейнер необходимо засыпать льда и залить его водой. Как только «кондей» включится, насос начнет тянуть холодную воду из контейнера в радиатор, а вентиляторы будут раздувать полученный холодный воздух по салону автомобиля.
Преимущества такого прибора – это его экологичность и низкая стоимость. Если говорить об эффективности, то этим похвастаться самодельный кондиционер тоже может. Через час, когда лед растает, достаточно только засыпать новую порцию и агрегат снова будет насыщать прохладой раскаленный автомобиль.
В заключении
Как видите, недобросовестные китайские производители лишь вводят автолюбителей в замешательство, выдавая обычные вентиляторы, не способные остужать воздуха, за полноценные кондиционеры, работающие от сети в 12 В. Если вы приглядитесь к кнопкам управления на таких гаджетах, то увидите, что там даже и близко речи не идет об охлаждении. Обычно там есть только кнопки «fan», «off» и «on». А вот кондиционеры для грузовых автомобилей – это не выдумка, а реальные, дорогостоящие и сложные в установке агрегаты.
Сплит-систему в микроавтобус
Сплит-систему в микроавтобус ⇐ Тюнинг и обустройство
Сообщение ramses » 20 июл 2017, 20:23
Сообщение Max58 » 23 июл 2017, 11:14
Сообщение дёс » 23 июл 2017, 11:28
Сообщение ramses » 23 июл 2017, 17:48
Сообщение Max58 » 23 июл 2017, 21:06
эта идея не нова, не нормальный инвертор всегда садит гену, дико нагружая мотор и гену, нормальный же инвертор, сам стоит денег таких, что даже при холявном сплите, проще доукомплектовать авто ваековской термо системой, при этом умолчим дикие нагрузки на гену при пуске сплита, но некоторые ездят. хотя если делать такой колхоз, то проще сразу оконник врезать или сделать из него сплит, с этим справится даже малограмотный холодильщик, зато дешевше гораздо.
Отправлено спустя 2 минуты 34 секунды:
Сообщение ramses » 23 июл 2017, 21:30
Сообщение brembist » 23 июл 2017, 21:43
Сообщение ramses » 23 июл 2017, 21:49
Сообщение Max58 » 23 июл 2017, 22:14
а я, а я, я последняя буква. Наличие именных, ежегодно обновлявшихся в течении 7 лет сертификатов на лг и самсунг в сервисе по холодильным установкам и кондиционерам например успокоит?
тема врезки сплитов и оконников всплывает не только на этом ресурсе постоянно, итог — запустить можно, но неоправданно ни с одной стороны.
цель какова, продать систему, или в личке нашептать советов?
Отправлено спустя 2 минуты 48 секунд:
Сообщение ramses » 23 июл 2017, 22:25
Кому как. Если порыться в инете, то можно найти много фото, где на автобусах стоят сплиты. Значит всё работает! Я сам подключал- тоже всё работает! А если всё работает- значит быть добру!
Отправлено спустя 26 секунд:
Сообщение Max58 » 23 июл 2017, 22:48
это риторический вопрос был
про нагрузку ответ будет?
Отправлено спустя 1 минуту 24 секунды:
Сообщение brembist » 24 июл 2017, 08:48
Сообщение дёс » 24 июл 2017, 09:01
Сообщение brembist » 24 июл 2017, 09:10
Сообщение Max58 » 24 июл 2017, 11:12
угу.
корнями тема установок оконников в большие автобусы уходит далеко в сторону нигерийских стран , но они включали их в сеть внешнюю, использую на длительных остановках и стоянках, наш люд часто начал задумываться об установках домашних сплитов увидав их авто версии на термо-будках.
поставить однозначно можно, можно даже заставить работать, и молиться, молиться, молиться.
молиться, что гена не издохнет, ибо если кондей на 220V потребляет в режиме работы ( условно на пальцах) 3A, то пересчитав в 12v получаем под 50A, и кпд инвертора не 100%.
молиться, что реле которое воткнули, чтоб отключать нагрузку от гены, во время стоянки, выдержит такие токи (мы же людей везем а не батарейки, которые нужно еще и ухитряться заряжать успевать) .
молиться, что под пиво в гаражах положенные провода выдержат такие токи, и не будет пожара.
молиться, чтоб зарядки гены в дороге хватило на все это, и с включенными фарами не высадить акб, и не завестись у заправки.
молиться, чтоб не набили морду пассажиры, за то что кондей приспособленный работать с дурьей мощностью в замкнутом пространстве, не продует пассажиров за 15 мин поездки..
молиться, что фреонные трубки агрегатов без дэмпферных узлов не потрескаются на ходу, обильно поливая все и всех компрессорным маслом..
молиться, что компрессор на пружинных подвесах не издохнет на наших дорогах.
молиться, что китайский инвертор не сгорит вместе с машиной, на частых пусковых токах установки, мы же не поставим инвертор за 30тыс р.
молиться, чтоб лампочки не гасли и мозги не глючили во время частых пусков установки, мы же не поставим установку с инверторным компрессором, ведь она в купе с инвертором и греблей стоить будет как авто версия.