Как подключить трехфазный двигатель к однофазной сети
Бывают ситуации, когда нужно подключить электроприбор не так, как записано в его паспорте. К примеру, часто требуется подключение трехфазного двигателя к однофазной сети, что, хотя и снижает его мощность, иногда бывает вполне оправданным. Существуют основные схемы включения таких электродвигателей, которые широко и успешно применяются на практике. Также есть и некоторые нюансы, помогающие решать неожиданные трудности, связанные с отсутствием тех или иных материалов.
Работа такого двигателя в однофазной сети
Для правильного понимания поставленной задачи нужно четко представлять, по какому принципу работают трехфазные электродвигатели. Имея три обмотки, смещенные на 120°, они находятся в идеальных условиях: магнитное поле равномерно вращается по окружности, создавая движущую силу без каких-либо рывков и пульсаций. После подачи в схему напряжения, появляется пусковой момент, и ротор начинает раскручиваться до рабочих оборотов.
Работа трехфазного двигателя
Трехфазный ток можно представить как три однофазные схемы, также смещенные друг относительно друга на 120°. Понятно, почему двигатель будет работать без рывков: при повороте ротора на каждую треть, он «подхватывается» следующей фазой, которая «провожает» его еще на треть оборота. И как результат получается полный оборот.
Но вот возникла необходимость включения такого аппарата на одной фазе. Если просто взять, и на любые две обмотки подать такое напряжение, то ничего не произойдет. В одной из катушек статора будет пульсирующее магнитное поле, никак не влияющее ни на что больше. Пускового момента нет, крутящего тоже – двигатель будет только нагреваться. Но теперь, зная принцип работы таких машин, несложно понять, что нужно. Необходимо задействовать все три обмотки, при этом должно быть смещение по фазам.
Подключение такого типа двигателя к однофазной сети производится по самой распространенной схеме – с пусковым конденсатором. Такой метод позволяет задействовать все три обмотки, а также создать необходимый сдвиг по фазам.
Обмотки электродвигателя можно включить по двум основным схемам: звезда и треугольник. В зависимости от этого различается и подключение конденсатора.
Можно было бы обойтись и одним конденсатором, но чаще всего электродвигатели имеют какую-то нагрузку, а значит, чтобы их запустить, нужна будет дополнительная емкость. Поэтому в цепь нужно кратковременно включить дополнительный емкостной элемент – пусковой конденсатор.
Расчет конденсаторов
Понятно, что к цепи запуска нельзя подключать первый попавшийся конденсатор. Если емкость будет больше чем нужно, электродвигатель будет греться, если меньше – не будет устойчиво работать. Существуют специальные расчеты для нахождения нужных значений.
Пример расчетов для конденсатора
I – фазный ток статора. Его лучше всего измерить клещами, либо, если нет такой возможности, можно взять значения, указанные на шильде – бирке на станине двигателя.
Емкость пускового конденсатора берется из расчета 2–3 Сраб.
Однако все равно, лучшим вариантом будет дополнительный подбор нужных емкостей экспериментальным путем. В этом поможет таблица:
По напряжению конденсаторы должны быть в 1,5 раза выше напряжения сети. Это обусловлено тем, что 220В – это действующее напряжение, но ведь на конденсатор будет воздействовать полное, амплитудное напряжение. А оно в 2 выше действующего. Это приблизительно 1,4. Несложный математический подсчет помогает увидеть: 220*1,4=308 В. Ну а если учесть, что в розетке редко бывает ровно 220, чаще всего напряжение плавает в одну и другую сторону, то нужно брать большее значение.
Модели конденсаторов
Лучше всего использовать металлобумажные конденсаторы. Если нет подходящих по емкости, их набирают из нескольких элементов. Но что, если нет и металлобумажных? Допустимо ли использование электролитических?
Для рабочих конденсаторов – однозначно нет. Электролитические емкости полярные, то есть, они для постоянного тока, и при подключении важно соблюдать полярность. В сети переменного тока, или при неправильном соединении, они попросту взрываются, забрызгивая бумагой и электролитом все окружающее пространство.
Но есть и свои хитрости. Что делать, если есть только электролиты, а запустить электродвигатель нужно прямо здесь и сейчас? Самая простая схема для превращения полярного элемента в неполярный:
Соединять необходимо отрицательными выводами. При этом стоит помнить, что при таком соединении их суммарная емкость будет в два раза ниже (если значения одинаковые, то можно просто разделить на два).
Но в нашей цепи присутствуют большие токи, поэтому предпочтительнее использовать другое соединение:
Применяется встречно – параллельное соединение, следовательно, нужно правильно посчитать результирующую емкость. Диоды также выбираются по току и напряжению.
Если двигатель будет работать на мощном станке, тогда подойдут металлобумажные элементы. Для пусковой емкости используют электролиты, но здесь важно не передержать кнопку пуска.
Данные двигателя
На что стоит обратить внимание при включении в однофазную сеть 3ех фазных электродвигателей:
- полезная мощность снижается до 70–80%,
- при рабочих значениях 380/220,Ỵ/Δ, подключать на одну фазу нужно треугольником. При соединении звездой не будет максимальной мощности,
- если на шильде указано только одно значение – 380В, звезда, тогда придется двигатель разбирать, чтобы сделать переключение на треугольник, что не совсем удобно. При возможности стоит поискать другой двигатель.
Реверс в однофазной сети
Чтобы сделать реверс такого двигателя, подключенного к однофазной сети, нужно пусковой конденсатор переключить на другую обмотку. Делать это необходимо при снятом напряжении питания, и включать его только после полной остановки ротора. Это самая простая схема реверсирования.
Существуют и другие варианты решения этой проблемы, но они более сложные и дорогостоящие.
Как видно из вышесказанного, трехфазные асинхронники – это довольно универсальные электрические машины. Они хорошо зарекомендовали себя в работе, их можно включать не так, как записано в паспорте, а также в зависимости от варианта исполнения, могут работать в самых разных условиях.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети: 3 схемы конденсаторного запуска с подробным объяснением
Владелец гаража или частного дома часто нуждается в работе станка либо наждака с асинхронным электродвигателем для обработки металлов, древесины. А в наличии имеется только напряжение 220 вольт.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети в этом случае можно выполнить несколькими способами. Здесь я буду рассматривать три доступные и распространенные схемы конденсаторного запуска.
Все они не раз опробованы на личном опыте.
Сразу предупреждаю опытных электриков, открывших эту статью: материал подготовлен для начинающих мастеров. Поэтому он объемный. Если нет желания все читать, то вот вам краткие советы:
- используйте схему треугольник, предварительно проверив исправность двигателя;
- выбирайте рабочие конденсаторы из расчета 70 микрофарад на 1 киловатт мощности, а пусковые увеличьте в 2-3 раза;
- в процессе наладки откорректируйте емкости по величине нагрузки и нагреву обмоток;
- не забывайте соблюдать меры безопасности с электрическим током и инструментом.
Все остальное рекомендую новичкам внимательно прочитать и осмыслить в той последовательности, как я излагаю.
На своем опыте не раз убеждался, что первоначальная проверка технического состояния оборудования позволяет исключить многие ошибки, экономит общее время работы, значительно предотвращает травмы и аварии.
Трехфазный асинхронный двигатель: на что обратить внимание до его подключения
За небольшим исключением асинхронник нам достается в неизвестном состоянии. Очень редко на него есть свидетельство о проверке и заверенная гарантия от электролаборатории.
Даже в этом случае я рекомендую убедиться в его исправности лично.
Механическое состояние статора и ротора: что может мешать работе двигателя
Неподвижный статор состоит из трех частей: среднего корпуса и двух боковых крышек, стянутых шпильками. Обращайте внимание на зазор между ними, усилие стягивания гайками.
Корпус должен быть плотно сжат. Внутри него на подшипниках вращается ротор. Попробуйте покрутить его от руки. Оцените приложенное усилие: как работают подшипники, нет ли биений.
Без должного опыта мелкие дефекты таким способом не выявить, но случай грубого заклинивания сразу проявится. Послушайте шумы: нет ли при вращении задевания ротором элементов статора.
После включения двигателя на холостой ход и непродолжительной работы еще раз послушайте звуки вращающихся частей.
В идеале лучше разобрать статор, оценить визуально его состояние, промыть загрязненные подшипники ротора и полностью заменить их смазку.
Электрические характеристики статорных обмоток: как проверять схему сборки
Все основные параметры электродвигателя производитель указывает на специальной табличке, прикрепленной к корпусу статора.
Этим заводским характеристикам можно верить только в том случае, если вы уверены, что после завода никто из электриков не изменил схему подключения обмоток и не сделал непроизвольных ошибок. А случаи такие мне попадались.
Да и сама табличка со временем может стереться или потеряться. Поэтому предлагаю разобраться с технологией раскрутки ротора.
Для понимания электротехнических процессов, протекающих внутри статора двигателя, удобно представить его в виде обыкновенного тороидального трансформатора, когда на кольцевом сердечнике магнитопроводе симметрично расположены три равнозначные обмотки.
Схема статора собрана внутри закрытого корпуса, из которого выведены только шесть концов обмоток.
Они маркируются и подключаются на закрытом крышкой клеммнике для сборки по схеме звезды или треугольника типовой перестановкой перемычек.
На правой части картинки показана сборка треугольника. Схему расположения перемычек для звезды публикую ниже.
Электрические методики проверки схемы сборки обмоток
Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Существует целый ряд двигателей с отклонением от этих правил.
Например, производитель может выпускать электродвигатели не универсального использования, а для работы в конкретных условиях с подключением обмоток по схеме звезды.
В этом случае он может собрать три конца обмоток внутри корпуса статора, а наружу вывести только четыре провода для подключения к потенциалам фаз и нуля.
Монтаж этих концов обычно выполняется в районе задней крышки. Для переключения обмоток на треугольник потребуется вскрывать корпус и делать дополнительные выводы.
Это не сложная работа. Но она требует бережного обращения с лаковым покрытием медного провода. При изгибах проволоки возможно его повреждение, что повлечет нарушение изоляции и создаст межвитковое замыкание.
Что делать, если маркировка выводов отсутствует
На старом асинхронном двигателе провода могут быть сняты с клемм, а заводская маркировка утеряна. Попадались и такие экземпляры, когда из корпуса просто торчали наружу шесть концов. Их необходимо вызвонить и промаркировать.
Работу выполняем в два этапа:
- Проверяем принадлежность концов обмоткам.
- Определяем и маркируем каждый вывод.
На первом этапе работаем мультиметром или тестером в режиме омметра. Ставим первый щуп произвольно на один вывод, а вторым — ищем из пяти оставшихся проводов тот, где прибор покажет закороченную цепь. Помечаем оба конца, как принадлежащие к одной обмотке.
С оставшимися четырьмя выводами поступаем аналогично. В итоге мы получаем три пары проводов от каждой обмотки.
Как найти конец и начало обмотки: 2 способа
Можно вести поиск с помощью вольтметра:
- и батарейки;
- или источника пониженного переменного напряжения.
Первый метод основан на том, что импульс тока, поданный на одну из трех обмоток, трансформируется в двух остальных.
Для этого на произвольно выбранный конец К1 подключают минус батарейки, а плюсовым контактом кратковременно касаются второго вывода. По цепи проходит импульсный бросок тока и наводит ЭДС в двух других обмотках.
С помощью вольтметра постоянного тока по отклонению стрелки проверяется полярность наведенного напряжения в каждой обмотке. Началом помечается тот вывод, который соответствует положительному потенциалу (стрелка прибора движется вправо при замыкании и влево при размыкании цепи батарейкой).
После маркировки концов рекомендую сделать контрольную проверку правильности их нанесения подачей импульса на другую обмотку.
Второй способ основан на использовании источника переменного напряжения безопасной величины 12-36 вольт.
Концы двух любых обмоток замыкают в параллель и на них подключают вольтметр. На оставшуюся третью обмотку подают переменное напряжение и смотрят на показание прибора.
Если наведенная ЭДС соответствует поданному напряжению, то эти две обмотки включены в одной полярности. Одинаково помечают их начала и концы. При нулевом показании вольтметра концы одной из обмоток необходимо вывернуть и сделать повторный замер.
Затем одну из промаркированных обмоток, например №3, соединяют с первой и подключают к ним вольтметр. На освободившуюся №2 снова подают переменное напряжение. По величине ЭДС на вольтметре судят о полярности выводов.
После окончания маркировки делают контрольный замер для проверки выполненной работы.
Когда нет под рукой понижающего трансформатора или безопасного блока питания, то опытный электрик с правом самостоятельной работы под напряжением, может воспользоваться обыкновенной лампой накаливания ватт на 60.
Ее используют в качестве делителя напряжения, подключая последовательно к одной обмотке электродвигателя. На собранную цепочку подают 220 вольт, а на двух других измеряют напряжение вольтметром.
Как оценить состояние изоляции обмоток
Отдельная часть блогеров умалчивает о необходимости этой проверки. Они считают, что без нее можно обойтись в большинстве случаев.
Однако до включения двигателя под напряжение я рекомендую:
- взять мегаомметр с выходным напряжением на 1000 вольт;
- проверить им изоляцию между каждой отдельной обмоткой и корпусом, а также между всеми обмотками;
- если она выше 0,5 Мом, то считать стартер исправным. В противном случае придется его ремонтировать. Довольно часто помогает просушка сухим и теплым воздухом.
При сборке двигателя каждая катушка статора мотается медным проводом одной длины и сечения. Поэтому все они имеют строго одинаковое резистивное сопротивление.
Если в обмотке возникло межвитковое замыкание, то его, как правило, можно определить замером мультиметра в режиме омметра. Для этого внимательно анализируйте и сравнивайте активные сопротивления каждой цепочки.
Как проверяют магнитное поле статора на заводе
При подаче напряжения на исправный электродвигатель создается вращающееся магнитное поле. Его визуально оценивают с помощью металлического шарика, который повторяет вращение.
Я не призываю вас повторять такой опыт. Пример этот призван помочь понять, что работа асинхронного двигателя основана на взаимодействии магнитных полей статора и ротора.
Только правильное подключение обмоток обеспечивает вращение шарика или ротора.
Мощность электродвигателя и диаметр провода обмотки
Это две взаимосвязанных величины потому, что поперечное сечение проводника выбирается по способности противостоять нагреву от протекающего по нему току.
Если на двигателе отсутствует табличка, то о его мощности можно судить по двум признакам:
- Диаметру провода обмотки.
- Габаритам сердечника магнитопровода.
После вскрытия крышки статора проанализируйте их визуально.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме звезды
Начну с предупреждения: даже опытные электрики во время работы допускают ошибки, которые называются «человеческий фактор». Что уж говорить про домашних мастеров…
Поэтому рекомендую в обязательном порядке подачу напряжения на собранную схему выполнять только через отдельный автоматический выключатель SF, правильно подобранный по нагрузке. Он спасет жизнь и здоровье.
Схема подключения звезды показана на картинке.
Концы обмоток собраны в одну точку горизонтальными перемычками внутри клеммной коробки. На нее никакие внешние провода не подключены.
Фаза (через автоматический выключатель) и ноль бытовой проводки подаются на две разные клеммы начал обмоток. К свободной клемме (на рисунке Н2) подключена параллельная цепочка из двух конденсаторов: Cp — рабочий, Сп — пусковой.
Рабочий конденсатор соединен второй обкладкой жестко с фазным проводом, а пусковой — через дополнительный выключатель SA.
При запуске электродвигателя ротор необходимо раскрутить из состояния покоя. Он преодолевает усилия трения подшипников, противодействия среды. На этот период требуется повысить величину магнитного потока статора.
Делается это за счет увеличения тока через дополнительную цепочку пускового конденсатора. После выхода ротора на рабочий режим его нужно отключить. Иначе пусковой ток перегреет обмотку двигателя.
Выполнять отключение цепочки пуска простым переключателем не всегда удобно. Для автоматизации этого процесса используют схемы с реле или пускателями, работающими по времени.
Среди мастеров самодельщиков пользуется популярностью кнопка пуска от советских стиральных машин активаторного типа. У нее встроено два контакта, один из которых после включения отключается автоматически с задержкой: то, что надо в нашем случае.
Если приглядитесь внимательно на принцип подачи однофазного напряжения, то увидите, что 220 вольт приложены к двум последовательно подключенным обмоткам. Их общее электрическое сопротивление складывается, ослабляя величину протекающего тока.
Схема треугольник: преимущества и недостатки
Подключение электродвигателя по этому способу предполагает использование той же внешней цепочки, что и у звезды. Фаза, ноль и средняя точка нижних обкладок конденсаторов монтируются последовательно на три перемычки клеммной коробки.
За счет переключения выводов обмоток по схеме треугольника подводимое напряжение 220 создает больший ток в каждой обмотке, чем у звезды. Здесь меньшие потери энергии, выше КПД.
Для формирования фазосдвигающей цепочки здесь требуется использовать меньшую емкость рабочих и пусковых конденсаторов.
При включении двигатель он может начать вращение не в ту сторону, которая требуется. Нужно сделать ему реверс.
Для этого достаточно в обеих схемах (звезды или треугольника) поменять местами приходящие от сети провода на клеммной колодке. Ток потечет по обмотке в противоположную сторону. Ротор изменит направление вращения.
Как подобрать конденсаторы: 3 важных критерия
Трехфазный двигатель создает вращающееся магнитное поле статора за счет равномерного прохождения синусоид токов по каждой обмотке, разнесенных в пространстве на 120 градусов.
В однофазной сети такой возможности нет. Если подключить одно напряжение на все 3 обмотки сразу, то вращения не будет — магнитные поля уравновесятся. Поэтому на одну часть схемы подают напряжение, как есть, а на другую сдвигают ток по углу вращения конденсаторами.
Сложение двух магнитных полей создает импульс моментов, раскручивающих ротор.
От характеристик конденсаторов (величины емкости и допустимого напряжения) зависит работоспособность создаваемой схемы.
Для маломощных двигателей с легким запуском на холостом ходу в отдельных случаях допустимо обойтись только рабочими конденсаторами. Всем остальным движкам потребуется пусковой блок.
Обращаю внимание на три важных параметра:
- емкость;
- допустимое рабочее напряжение;
- тип конструкции.
Как подобрать конденсаторы по емкости и напряжению
Существуют эмпиреческие формулы, позволяющие выполнять простой расчет по величине номинального тока и напряжения.
Однако люди в формулах часто путаются. Поэтому при контроле расчета рекомендую учесть, что для мощности в 1 киловатт требуется подбирать емкость на 70 микрофарад для рабочей цепочки. Зависимость линейная. Смело ей пользуйтесь.
Конденсаторы рассчитываются под максимальное значение тока, допустимого по условиям нагрева провода. При этом расходуется много электроэнергии.
Если же электродвигатель преодолевает нагрузки меньшей величины, то емкость конденсаторов желательно снизить. Делают это опытным путем при наладке, замеряя и сравнивая токи в каждой фазе амперметром.
Чаще всего для пуска асинхронного электродвигателя используют металлобумажные конденсаторы.
Они хорошо работают, но обладают низкими номиналами. При сборке в конденсаторную батарею получается довольно габаритная конструкция, что не всегда удобно даже для стационарного станка.
Сейчас
промышленностью выпускаются малогабаритны электролитические конденсаторы, приспособленные для работы с электродвигателями на переменном токе.
Их внутреннее устройство изоляционных материалов приспособлено для работы под разным напряжением. Для рабочей цепочки оно составляет не менее 450 вольт.
У пусковой схемы с условиями кратковременного включения под нагрузку оно уменьшено до 330 за счет снижения толщины диэлектрического слоя. Эти конденсаторы меньше по габаритам.
Это важное условие следует хорошо понимать и применять на практике. Иначе конденсаторы на 330 вольт взорвутся при длительной работе.
Скорее всего для конкретного двигателя одним конденсатором не отделаться. Потребуется собирать батарею, используя последовательное и параллельное соединение их.
При параллельном подключении общая емкость суммируется, а напряжение не меняется.
Последовательное соединение конденсаторов уменьшает общую емкость и делит приложенное напряжение на части между ними.
Какие типы конденсаторов можно использовать
Номинальное напряжение сети 220 вольт — это действующая величина. Ее амплитудное значение составляет 310 вольт. Поэтому минимальный предел для кратковременной работы при запуске выбран 330 V.
Запас напряжения до 450 V для рабочих конденсаторов учитывает броски и импульсы, которые создаются в сети. Занижать его нельзя, а использование емкостей с большим резервом значительно увеличивает габариты батареи, что нерационально.
Для фазосдвигающей цепочки допустимо использовать полярные электролитические конденсаторы, которые созданы для протекания тока только в одну сторону. Схема их включения должна содержать токоограничивающий резистор в несколько Ом.
Без его использования они быстро выходят из строя.
Схема сдвига фаз токов конденсаторами и дросселем: что мне не понравилось
Это третья обещанная в заголовке конструкция, которую я реализовал два десятка лет назад, проверил в работе, а потом забросил. Она позволяет использовать до 90% трехфазной мощности двигателя, но обладает недостатками. О них позже.
Собирал я преобразователь трехфазного напряжения на мощность 1 киловатт.
В его состав входят:
- дроссель с индуктивным сопротивлением на 140 Ом;
- конденсаторная батарея на 80 и 40 микрофарад;
- регулируемый реостат на 140 Ом с мощностью 1000 ватт.
Одна фаза работает обычным способом. Вторая с конденсатором сдвигает ток вперед на 90 градусов по ходу вращения электромагнитного поля, а третья с дросселем формирует его отставание на такой же угол.
В создании фазосдвигающего магнитного момента участвуют токи всех трех фаз статора.
Корпус дросселя пришлось собирать механической конструкцией из дерева на пружинах с резьбовой настройкой воздушного зазора для наладки его характеристик.
Конструкция реостата — это вообще «жесть». Сейчас его можно собрать из мощных сопротивлений, купленных в Китае.
Мне даже приходила мысль использовать водяной реостат.
Но я от нее отказался: уж слишком опасная конструкция. Просто намотал на асбестовой трубе толстую стальную проволоку для проведения эксперимента, положил ее на кирпичи.
Когда запустил двигатель циркулярной пилы, то он работал нормально, выдерживал приложенные нагрузки, нормально распиливал довольно толстые колодки.
Все бы хорошо, но счетчик намотал двойную норму: этот преобразователь берет такую же мощность на себя, как и двигатель. Дроссель и проволока неплохо нагрелись.
Из-за высокого потребления электроэнергии, низкой безопасности, сложной конструкции я не рекомендую такой преобразователь.
Меры безопасности при подключении трехфазного двигателя: напоминание
Сначала я повторюсь с рекомендацией использовать все подключения только через отдельный автоматический выключатель. Это очень важно.
Работы по наладке схемы под напряжением должны выполнять обученные люди. Знание ТБ — обязательное условие.
Использование разделительного трансформатора значительно сокращает риск попасть под действие тока. Поэтому используйте его при любых наладочных работах под напряжением.
Специальный инструмент электрика с диэлектрическими рукоятками не только облегчает работу, но и сохраняет здоровье. Не пренебрегайте им!
В заключение рекомендую посмотреть полезное видео владельца Сергея Герасимчука по подключению трехфазного двигателя к однофазной сети.
Если остались вопросы или заметили неточности, то воспользуйтесь разделом комментариев.
Рейтинг статьи
Рекомендуем прочитать:
Комментарии 26
Alex
В схеме подключения полярных конденсаторов неправильно указана полярность
Alex
«Мелочь», конечно, но такая ошибка — это как саперу назвать не тот цвет провода. Исправьте это.
Алексей
Благодарю, Alex, за подсказку. Действительно ошибка вкралась в схему. Это еще раз подтверждает, что надо быть внимательным во всем. Буду исправлять схему.
Ramzes
Здравствуйте! Хотел бы уточнить.
Исправили на данный момент или нет?
Дело в том что это уже третий вариант подобной схемы, хотелось бы истину =)
Спасибо.
Алексей
Здравствуйте, Ramzes.
благодарю за вопрос. Если вы спрашиваете про коммент от Alex о схеме подключения полярных конденсаторов, то исправил. Там по ошибке плюс не на той стороне нарисован был. Сейчас все нормально. А каких два других варианта вы видели. Дело в том, что иногда ее рисуют так, как я показал правее и зачеркнул накрест красными линиями или без токоограничивающего резистора.
Ramzes
Спасибо за оперативность, Алексей!
В тех других схемах отличия в полярности конденсаторов и диодов, плюс как вы справедливо заметили отсутствие резистора.
electrik.info/main/school/1008-elektroliticheskie-kondensatory.html
skrutka.ru/sk/tekst.php?id=40
Зачастую советуют соединять электрлиты именно минусом, вот и смутили все эти различия.
Вообще в вашей статье нашёл ещё одну интересную вещь. При определении мощности для треугольника по формуле везде где читал ставят коэффициент 4800. И соответственно значение получал запредельно огромное. У меня 2.2квт довольно уверенно работает на 100 мкф. При увеличении появляется гул и тп. По вашим формулам коэффициент именно 2800 что примерно 102 мкф!
Потому и решил пообщаться именно с вами. Склоняясь что ваши форумы актуальны.
Спасибо!
Алексей
Дело в том, что не стоит всегда просто копировать схему, а надо просто представить как она должна работать. Через полярный конденсатор должен течь только постоянный ток и в том направлении, как он создан. Поэтому на нем и обозначают клеммы (+) и (-). Вот когда я первый раз перечерчивал эту схемку, то чисто механически перепутал обозначения и не заметил. Хорошо, что меня подправили.
Теперь о формулах: они все дают чисто ориентировочный результат. На работу двигателя всегда влияет нагрузка, которая прикладывается к валу. Формулы подбираются по максимальной, а на практике это не всегда соблюдается. Очень давно подбирал пусковые и рабочие конденсаторы к циркулярке. Для этого в каждую обмотку врезал амперметр, пытался добиться сбалансированных токов во всех обмотках. Вот тогда и увидел, как они сильно меняются при изменении усилия на валу: в одной резко возрастает, а другой — падает. Приходится всегда после предварительного расчета настраивать какой-то средний режим и останавливаться на нем. В релейной защите это называют наладкой. Все проверяется практикой.
Рустам
Здравствуйте! У меня двигатель на компрессоре, 2,2 kw, вышел из строя конденсатор пусковой, заменил, начало просто кз при включение в сеть. Двигатель 3х фазный на 220вольт. В чем причина может быть? Кроме замены кондетсатора, не чего не было тронуто.
Алексей
Здравствуйте, Рустам.
В работающих электрических схемах все сбалансировано. Если ломается что-то одно, то существует большая вероятность повреждения других деталей.
Причины выхода из строя пускового конденсатора могут быть разные, но скорее всего он перегревался.
Я предлагаю проверить исправность всей схемы, замерить номиналы рабочего и пускового конденсаторов. Особое внимание обратите на состояние обмоток двигателя. Проверьте изоляцию между ними мегаомметром, отсутствие межвиткового замыкания.
Неисправность может возникнуть при неправильном подборе конденсаторов. Все формулы расчета емкости созданы для упрощения их подбора по номинальной нагрузке. При работе усилие на валу двигателя часто не соответствует этой величине. Токи в разных обмотках отличаются. Ведь это не трехфазный равномерный режим, а приближенный к нему.
Поэтому в статье я рекомендую после первого запуска под нагрузкой делать дополнительную наладку пускового и рабочего конденсаторов: измерять токи в каждой обмотке и не допускать их превышения за счет более точного подбора емкости.
Андрей
добрый день
подключил двигатель 380В к сети 220В, вроде все работает, но он сильно нагревается! в чем может быть проблема?
двигатель импортный, из него выходит 4 провода красный, черный, белый и зеленый. видимо зеленый это земля, а остальные это три обмотки собранные по схеме звезда. так мне подсказали)
собирал по схеме звезда. пусковой 250мкФ 300В, рабочий из 100+50мкФ (по факту на всех написано пусковые, в чипидип сказали так можно)
что не так? из-за чего греется. может этот двигатель вообще не предназначен для перевода на 220? или что-то неправильно собрал?
Андрей
ДОбрый день
помогите пожалуйста разобраться
приобрел двигатель 380В, три фазы, импортный, 1500Ватт. из него 4 провода: красный, белый, черный и зеленый, по всей видимости зеленый — земля, остальные обмотки соединенные по схеме звезда. при подключении использовал схему звезда. пусковой 250 мкФ 300В рабочий из 100+50мкФ (по факту все конденсаторы одинаковые, на них написано пусковые, я не разбираюсь, мне продавец в чипидип сказал, что эти конденсаторы так можно использовать)
запустив двигатель оставил его поработать на 1-2 минуты, выключил, он начал греться, после выключения тепло как бы прошло наружу и он стал очень горячим.
в чем проблема?
Алексей
Андрей, извини за задержку с ответом.
Тебе попался профессиональный продавец и он качественно выполнил свою задачу — продал товар. Только вот напряжение конденсаторов 300 вольт — это на грани фола. Они могут взорваться. Причина в том, что, грубо говоря, это постоянная величина, выше которой они не предназначены работать. А они подвергаются в цепи переменного тока действующему напряжению 220 вольт, которое уменьшено от амплитудного значения примерно в 1,41 раза. Более подробно об этом читай в статье формулу электрического напряжения. Другими словами, на конденсатор постоянно будут действовать пики напряжения 220х1,41=310 вольт. Это в лучшем случае. А при достижении в сети верхней нормы 253 вольта еще больше возрастает.
Для работы двигателя надо подбирать конденсаторы, рассчитанные на эксплуатацию в сети минимум 400 вольт.
Второе мое замечание: не зная устройства двигателя и схемы подключения обмоток сразу подавать на него напряжение — довольно рискованное занятие. Надо было его разобрать, провести внутренний осмотр и проследить выводы обмоток.
Будем надеяться, что обмотки не перегреты и остались целыми. Но в любом случае осмотри их.
Третий пункт. В статье писал, что любой трехфазный двигатель в однофазную сеть подключается для выполнения определенной работы (под конкретной нагрузкой). Нет универсальной формулы подбора конденсаторов. Все, что указано в учебниках — на основе опыта по максимальной приложенной мощности. Но после их установки нужна наладка — уточнение токов в каждой обмотке и корректировка номиналов конденсаторов. Иначе схема будет при работе греться.
Когда емкость конденсаторов мала, то они не позволяют двигателю набрать нормальные обороты, если она большая, то по обмоткам протекают повышенные токи, которые перегревают изоляцию. Во время наладки по действующей нагрузке выбирают оптимальный вариант.
Павл
Появилось ещё больше вопросов.
В схеме подключения полярных конденсаторов. Какие диоды нужно поставить как их подобрать?
Какое сопротивление и как его подобрать?
Опишите как эта схема работает и почему там 4 конденсатора нарисованно? Двух мало? Или одного
С одним рабочим конденсатором нельзя? Или с двумя рабочим и пусковым?
Я спрашиваю только про полярные конденсаторные подключения…
Если я правильно понял то левый диод работает с правыми, а правый с левыми конденсаторами в схеме в зависимости от импульса то в одну то в другую сторону, так?
То для чего стоит резистор если сам кондёр является резистором в этой схемме или я ошибаюсь?
Да и для чего этот резистор вообще нужен, без него работать будет?
Как я понял это для разряда конденсатора когда он выключен, чтобы не шарахнкло током, когда полезешь чинить. Но в процессе работы он же тогда нафиг не нужен и будет только создавать лишнею потерю энергии или не так?
Я в этом не шарю по этому и спрашиваю))
Мне надо подключить в 220 вольт 3 двигателя 380вольтнве 4квт,1,5квт и 0,3квт на токарном станке они стоят 1м95. Вот и и думаю как проще это и дешевле это сделать.
Алексей
Павел, здравствуйте.
Все дело в том, что обычный конденсатор способен проводить переменный ток в любую сторону. Конструкция полярного конденсатора не обладает этим свойством. Он создан для работы в цепях постоянного тока и безопасно работает только при определенном направлении электрической энергии: от плюса к минусу. Для этого на нем всегда делается маркировка «+» и «—».
Если ее не соблюдать, то он немного поработает и взорвется. Поэтому его подключают через диод, который запирает одну полуволну синусоиды, а вторую пропускает.
Поскольку полуволн две, то на каждую из них работает своя схема. На картинке просто показан принцип подключения нескольких емкостей.
Резистор называется токоограничивающим потому, что ограничивает ток или по-другому защищает конструкцию конденсаторов от перегрева и повреждения.
Диоды подбирайте так, чтобы они могли свободно выдерживать величину тока, протекающего через них.
Эта схема позволяет безопасно эксплуатировать полярные конденсаторы в цепях переменного тока. Если вы их используете для рабочей цепочки и пусковой, то вам придется ее повторять.
Еще совет: при конденсаторном запуске трехфазный движок может потерять в мощности до 50%. Для каждого двигателя конденсаторы потребуется подбирать после запуска по рабочей нагрузке, ибо иначе возможно излишнее нагревание обмоток.
Имеется еще альтернативный запуск без конденсаторов. Он описан тоже у меня на блоге.Он описан тоже у меня на блоге. Оцените этот вариант подключения.
Подумайте над приобретением частотного преобразователя. Сейчас его можно приобрести относительно не дорого. Он избавит от многих ошибок, которые вы можете допустить, не обладая должным опытом работы.
Павл
Спасибо буду думать
Алексей
Вариант с частотником более дорогой, но надежный. При выборе по мощности для движка 4 кВт его можно использовать и для работы остальных поочередно. КПД самое высокое будет.
Андрей
Я вот не великий электрик, но все же вообще сомневаюсь в работоспособности этой схемы. Почему? Потому что всегда представлял себе конденсатор в виде двух пластин, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, к которым припаяны выводы. Чем больше площадь этих пластин и чем меньше расстояние между ними, тем больше емкость конденсатора. Но так как эти пластины не касаются друг друга, то любой конденсатор, вне зависимости от его емкости и конструктивных особенностей, не способен проводить электрический ток. Ток в цепи конденсатора возможен лишь в том случае, когда происходит его заряд от источника напряжения или разряд при подключении его к какому-нибудь потребителю. Время существования этого тока определяется емкостью самого конденсатора и дополнительными элементами цепи, ограничивающими ток.
Так вот к чему это я все: если мы рассмотрим приведенную схему и попытаемся хотя бы фломастером нарисовать направление тока, то будет очевидным, что в тот момент времени, когда у нас «+» приложенного напряжения окажется слева, а «-» справа, то ток потечет через открытый диод VD1, через резистор и конденсаторы С2 и С4. И течь он будет до тех пор, пока эти два конденсатора не зарядятся. Небольшой ток так же пойдет и через конденсаторы С1 и С3, стремящийся их зарядить (с обратной полярностью) до небольшого напряжения, которое возникнет на открытом диоде VD1. Если С2 и С4 не успеют зарядиться до смены полярности приложенного напряжения на противоположную, то этот процесс продолжится в следующий раз. Точно такая же картина будет и с цепью VD2, R и С1 С3, только при обратной полярности приложенного напряжения. В конечном итоге все 4 конденсатора зарядятся до амплитудного значения приложенного напряжения и ток через всю схему в обоих направлениях будет близким к нулю. Ну и, соответственно, вся эта схема на работу двигателя никакого влияния оказывать не будет, пока каким-то образом не будут разряжены конденсаторы. А так как в схеме отсутствуют цепи разряда конденсаторов, то последние будут длительное время представлять опасность даже после отключения от сети.
Если не прав, поправьте.
Алексей
Здравствуйте, Андрей.
В первой части вашего вопроса все правильно. Только учтите, что вы рассматривает случай, когда в цепи протекает чисто постоянный ток. Он действительно не проходит через конденсатор из-за разрыва цепи между пластинами.
Однако мы рассматриваем в статье способы подключения трехфазного двигателя к однофазному питанию, где форма у тока имеет вид синусоиды. Она меняется по величине и направлению. В такой цепи конденсатор уже пропускает ток, обладая емкостным сопротивлением. Советую посмотреть по этому вопросу другую статью этого же сайта. Надеюсь, что она поможет вам разобраться в этом вопросе.
Андрей
Что такое переменный ток и то, что он будет иметь место если, например, подключить обычную электрическую лампочку в розетку через конденсатор, я себе прекрасно представляю. И даже скажу более, что его величина будет тем больше, чем больше будет емкость конденсатора.
Вопрос был несколько в другом. В приведенной схеме, как по мне, оба конденсатора за несколько полупериодов зарядятся до амплитудного значения и будут в таком состоянии находится до тех пор, пока не разрядятся за счет естественных токов утечки. При этом вся эта схема ни какого дальнейшего влияния на работу электродвигателя (в отличии от использования обычного неполярного конденсатора, который постоянно перезаряжается с одной полярности на другую) уже оказывать не сможет ибо общий ток в цепи будет равен нулю. Потому она сможет лишь «толкнуть» двигатель в правильном направлении при полностью разряженных конденсаторах и на этом ее функция будет завершена. Чтобы эта схема смогла полноценно функционировать, ее необходимо дополнить цепями разряда конденсаторов, которые бы вступали в работу при смене полярности приложенного напряжения.
Надеюсь, свою мысль изложил правильно.
Алексей
Андрей, мы подключаем трехфазный двигатель, который состоит из трех статорных обмоток к однофазной схеме питания.
Если рассматривать стандартную схему работы, то к каждой его обмотке подводится свое синусоидальное напряжение, сдвинутое на 120 градусов относительно других. Они формируют аналогично сдвинутые токи в этих обмотках, которые создают три магнитных потока, совместно вращающих ротор.
Весь это процесс хорошо наблюдается снятием векторной диаграммы токов и напряжений при работающем двигателе. Просто подключаем ВАФ к проводам и делаем замеры.
При однофазной схеме питания мы имеем всего одно напряжение. От него требуется создать 3 разных тока в обмотках, сдвинутые по углу на 120 градусов. Эту задачу отлично выполняет современный инвертор, но там сложная электронная схема и стоит она довольно дорого.
Бюджетным вариантом сдвига синусоиды тока относительно напряжения является использование емкости и индуктивности. При подключении конденсатора ток опережает напряжение, а дросселя — отстает. В обоих случаях угол между век торами будет не 120 градусов, а всего лишь 90.
Недостающие 30 градусов создают потери энергии. Но с этим приходится мириться.
Конденсаторная схема запуска трехфазного двигателя в однофазной сети основана как на изменении направления тока в обмотках перекоммутацией в стандартной схеме начал и концов обмоток, так и сдвигом токов за счет их пропускания через емкость от подключенного конденсатора. Этих схем разработано очень много. В статье я просто привел наиболее популярные и приемлемые.
На вопрос, как происходит заряд конденсатора от каждого положительного и отрицательного полупериода гармоники и формируется разряд (да и особенностей работы полярных и неполярных конденсаторов в таком цикле) мне сложно ответить. Извини, я простой практик. Но у меня есть друзья, которые не только преподают электротехнику в институте, но и занимаются репетиторством. Могу перенаправить им твой вопрос и попросить ответить тебе. Спрашивать?
Андрей
Алексей, я ни коим образом не хочу уличить Вас в неквалифицированном подходе при освещении данного материала, а уж, тем более, в неграмотности или в не владении предметом. В Вашей квалификации я совершенно не сомневаюсь, так как Ваш глубокий уровень знаний очевиден.
Я вел речь лишь о конкретной схеме замещения обычного неполярного конденсатора, состоящей из пяти деталей: двух диодов, двух электролитических конденсаторов и резистора, приведенной Вами в данной статье. И не более того.
По поводу спрашивать или нет, считаю, что конечно же надо спросить. Дело в том, что если вдруг окажется, что мои рассуждения верны, то данную схему рекомендовать для повторения в том виде, в каком она представлена, нельзя. Тем более, в рамках этого весьма серьезного сайта.
Жаль, что у меня в данный момент нет под рукой ни двигателя, ни всех необходимых деталей, чтобы можно было убедиться на практике и сделать определенные выводы. Ну и, разумеется, утвердительное заявление по результатам эксперимента. Потому предлагаю пообщаться с теми, кто, возможно, уже имеет опыт применения данной схемы в качестве фазосдвигающего конденсатора. Думаю, это будет не только интересно, но и полезно!
Как подключить трехфазный двигатель 380 в однофазную сеть 220
Всякий асинхронный трехфазный двигатель рассчитан на два номинальных напряжения
трехфазной сети 380 /220 — 220/127 и т. д. Наиболее часто встречаются двигатели 380/220В.
Переключение двигателя с одного напряжения на другое производится подключением обмоток «на звезду» — для 380 В или на «треугольник» — на 220 В. Если у двигателя имеется колодка
подключения, имеющая 6 выводов с установленными перемычками, следует обратить внимание в каком порядке установлены перемычки. Если у двигателя отсутствует колодка и имеются 6 выводов
-обычно они собраны в пучки по 3 вывода. В одном пучке собраны начала обмоток, в другом концы
(начала обмоток на схеме обозначены точкой).
В данном случае «начало» и «конец» — понятия условные, важно лишь чтобы направления намоток
совпадали, т. е. на примере «звезды» нулевой точкой могут быть как начала, так и концы обмоток, а
в «треугольнике» — обмотки должны быть соединены последовательно, т. е. конец одной с началом
следующей. Для правильного подключения на «треугольник» нужно определить выводы каждой
обмотки, разложить их попарно и подключить по след. схеме:
Если развернуть эту схему, то будет видно, что катушки подключены «треугольником».
Если у двигателя имеется только 3 вывода, следует разобрать двигатель: снять крышку со
стороны колодки и в обмотках найти соединение трёх обмоточных проводов (все остальные
провода соединены по 2). Соединение трёх проводов является нулевой точкой звезды. Эти 3
провода следует разорвать, припаять к ним выводные провода и объединить их в один пучок. Таким
образом мы имеем уже 6 проводов, которые нужно соединить по схеме треугольника.
Трехфазный двигатель вполне успешно может работать и в однофазной сети, но ждать от
него чудес при работе с конденсаторами не приходится. Мощность в самом лучшем случае будет не
более 70% от номинала, пусковой момент сильно зависит от пусковой емкости, сложность подбора
рабочей емкости при изменяющейся нагрузке. Трехфазный двигатель в однофазной сети это
компромис, но во многих случаях это является единственным выходом.
Существуют формулы для рассчета емкости рабочего конденсатора, но я считаю их не корректными по следующим причинам:
- Рассчет производится на номинальную мощность, а двигатель редко работает в таком
режиме и при недогрузке двигатель будет греться из-за лишней емкости рабочего конденсатора и
как следствие увеличенного тока в обмотке. - Номинальная емкость конденсатора указаная на его корпусе отличается от фактической +
/- 20%, что тоже указано не конденсаторе. А если измерять емкость отдельного конденсатора, она
может быть в два раза большей или на половину меньшей. Поэтому я предлагаю подбирать емкость
к конкретному двигателю и под конкретную нагрузку, измеряя ток в каждой точке треугольника,
стараясь максимально выравнять подбором емкости. Поскольку однофазная сеть имеет
напряжение 220 В, то двигатель следует подключать по схеме «треугольник». Для запуска
ненагруженного двигателя можно обойтись только рабочим конденсатором.
Направление вращения двигателя зависит от подключения конденсатора (точка а) к точке б или в.
Практически ориентировочную ёмкость конденсатора можно определить по сл. формуле:
Cмкф = P Вт /10, где C – ёмкость конденсатора в микрофарадах, P – номинальная мощность
двигателя в ваттах. Для начала достаточно, а точная подгонка должна производиться после
нагрузки двигателя конкретной работой. Рабочее напряжение конденсатора должно быть выше
напряжения сети, но практика показывает, что успешно работают старые советские бумажные
конденсаторы рассчитаные на 160В. А их найти значительно легче, даже в мусоре.
У меня мотор на сверлилке работает с такими конденсаторами, расположеными для защиты от хлопка в заземленной коробке от пускателя не помню сколько лет и пока все цело. Но к такому подходу я не призываю, просто информация для размышления. Кроме того, если включить 160-ти вольтовые конденсаторы последовательно, вдвое потеряем в емкости зато рабочее напряжение
увеличится вдвое 320В и из пар таких конденсаторов можно собрать батарею нужной емкости.
Включение двигателей с оборотами выше 1500 об/мин, либо нагруженных в момент пуска, затруднено. В таких случаях следует применить пусковой конденсатор, ёмкость которого зависит от нагрузки двигателя, подбирается экспериментально и ориентировочно может быть от равной
рабочему конденсатору до в 1,5 – 2 раза большей. В дальнейшем, для понятности, все что относится к работе будет зеленого цвета, все что относится к пуску будет красного, что к
торможению синего.
Включать пусковой конденсатор в простейшем случае можно при помощи нефиксированной кнопки.
Для автоматизации пуска двигателя можно применить реле тока. Для двигателей мощностью до 500 Вт подойдёт реле тока от стиральной машины или холодильника с небольшой переделкой. Т. к. конденсатор остаётся заряженным и в момент повторного запуска двигателя, между контактами возникает довольно сильная дуга и серебряные контакты свариваются, не отключая пусковой конденсатор после пуска двигателя. Чтобы этого не происходило, следует контактную пластинку пускового реле изготовить из графитовой или угольной щётки (но не из медно- графитовой, т. к. она тоже залипает). Также необходимо отключить тепловую защиту этого реле, если мощность двигателя превышает номинальную мощность реле.
Если мощность двигателя выше 500 Вт, до 1,1кВт можно перемотать обмотку пускового реле более толстым проводом и с меньшим количеством витков с таким расчётом, чтобы реле отключалось сразу же при выходе двигателя на номинальные обороты.
Для более мощного двигателя можно изготовить самодельное реле тока, увеличив размеры оригинального.
Большинство трехфазных двигателей мощностью до трех кВт хорошо работают и в однофазной сети за исключением двигателей с двойной беличьей клеткой, из наших это серия МА,
с ними лучше не связываться, в однофазной сети они не работают.
Трехфазный двигатель практические схемы включения на 220
Обобщающая схема включения
С1- пусковой, С2- рабочий, К1- нефиксирующаяся кнопка, диод и резистор- система
торможения.
Работает схема следующим образом: при переводе переключателя в положение 3 и нажатии на кнопку К1 происходит пуск двигателя, после отпускания кнопки остается только рабочий
конденсатор и двигатель работает на полезную нагрузку. При переводе переключателя в положение 1, на обмотку двигателя подается постоянный ток и двигатель тормозится, после остановки
необходимо перевести переключатель в положениие 2, иначе двигатель сгорит, поэтому переключатель должен быть специальным и фиксироваться только в положении 3 и 2, а положение
1 должно быть включено только при удержании.
При мощности двигателя до 300Вт и необходимости быстрого торможения, гасяший резистор можно не применять, при большей
мощности сопротивление резистора подбирается по желаемому времени торможения, но не должно быть меньше сопротивления обмотки двигателя.
Эта схема похожа на первую, но торможение здесь происходит за счет энергии запасенной в электролитическом конденсаторе С1 и время торможения будет зависить от его емкости. Как и в
любой схеме пусковую кнопку можно заменить на реле тока. При включении переключателя в сеть двигатель запускается и происходит заряд конденсатора С1 через VD1 и R1. Сопротивление R1
подбирается в зависимости от мощности диода, емкости конденсатора и времени работы двигателя
до начала торможения.
Если время работы двигателя между пуском и торможением превышает 1 минуту, можно использовать диод КД226Г и резистор 7кОм не менее 4Вт. рабочее напряжение
конденсатора не менее 350В Для быстрого торможения хорошо подходит конденсатор от фотовспышки, фотовспышек много, а нужды в них больше нет. При выключении переключатель
переходит в положение замыкающее конденсатор на обмотку двигателя и происходит торможение постоянным током. Используется обычный переключатель на два положения.
Схема реверсивного включения и торможения
Эта схема развитие предыдущей, здесь автоматически происходит запуск при помощи токового реле и торможение электролитическим конденсатором, а также реверсивное включение.
Отличие этой схемы: сдвоеный трехпозиционный переключатель и пусковое реле. Выкидывая из этой схемы лишние элементы, каждый из которых имеет свой цвет, можно собрать схему нужную
для конкретных целей. При желании можно перейти на кнопочное включение, для этого понадобятся один или два автоматических пускателя с катушкой на 220В Используется сдвоеный
переключатель на три положения.
Еще одна не совсем обычная схема автоматического включения.
Как и в других схемах здесь есть система торможения, но ее при ненадобности легко выкинуть. В этой схеме включения две обмотки соединены паралельно, а третья через систему
пуска и вспомогательный конденсатор, емкость которого примерно в два раза меньше необходимого при включении треугольником. Для изменения направления вращения нужно поменять местами
начало и конец вспомогательной обмотки, обозначеной красной и зеленой точками. Запуск происходит за счет зарядки конденсатора С3 и продолжительность запуска зависит от емкости
конденсатора, а емкость должна быть достаточно велика, чтобы двигатель успел выйти на номинальные обороты.
Емкость можно брать с запасом, так как после заряда конденсатор не
оказывает заметного действия на работу двигателя. Резистор R2 нужен для разрядки конденсатора и тем самым подготовки его для следующего пуска, подойдет 30 кОм 2Вт. Диоды Д245 — 248
подойдут любому двигателю. Для двигателей меньшей мощности соответственно уменьшится и мощность диодов, и емкость конденсатора. Хоть и затруднительно сделать реверсивное включение по данной схеме, но при желании и это можно. Потребуется сложный переключатель или пусковые
автоматы.
Использование электролитических конденсаторов в качестве пусковых и рабочих.
Стоимость неполярных конденсаторов достаточно высока, да и не везде их можно найти.
Поэтому, если их нет, можно применить электролитические конденсаторы, включенные по схеме не
намного сложнее. Емкость их достаточно велика при небольшом объеме, они не дефицитны и не дороги. Но нужно учесть вновь возникшие факторы. Рабочее напряжение должно быть не менее
350 Вольт, включаться они могут только парами, как указано на схеме черным цветом, а в таком случае емкость уменьшается вдвое. И если двигателю для работы нужно 100 мкФ, то конденсаторы
С1 и С2 должны быть по 200мкФ.
У электролитических конденсаторов большой допуск по емкости, поэтому лучше собрать батарею конденсаторов (обозначена зеленым цветом), легче будет подбирать фактическую емкость
нужную двигателю и кроме того у электролитов очень тонкие выводы, а ток при большой емкости может достигать значительных величин и выводы могут греться, а при внутреннем обрыве вызвать
взрыв конденсатора. Поэтому вся батарея конденсаторов должна находиться в закрытой коробке, особенно во время экспериментов. Диоды должны быть с запасом по напряжению и по току,
необходимому для работы. До 2кВт вполне подойдут Д 245 — 248. При пробое диода сгорает (взрывается) конденсатор. Взрыв конечно сказано громко, пластмассовая коробка вполне защитит от
разлета деталей конденсатора и от блестящего серпантина тоже. Ну вот, страшилки рассказаны, теперь немного конструкции.
Как видно из схемы, минусы всех конденсаторов соединены вместе и, стало быть, конденсаторы старой конструкции с минусом на корпусе можно просто плотно перемотать
изолентой и поместить в пластмассовую коробку соответствующих размеров. Диоды нужно расположить на изоляционной пластинке и при большой мощности поставить их на небольшие
радиаторы, а если мощность не велика и диоды не греются, то их можно поместить в ту же коробку.
Включенные по такой схеме электролитические конденсаторы, вполне успешно работают как пусковыми так и рабочими.
Включение пускового конденсатора при помощи реле тока.
Из теории известно, что пусковой ток в несколько раз превышает номинальный ток рабочего двигателя, поэтому включение пускового конденсатора при включении трехфазного двигателя в
однофазную сеть, можно осуществить автоматически, — при помощи реле тока.
Для двигателей до 0,5 кВт подойдёт пусковое реле от холодильника, стиральной машины типа РП-1, с небольшой переделкой. Подвижные контакты надо заменить на графитовую или угольную пластинку, выточенную из щётки коллекторного двигателя, по размерам оригинала. Т. к. при повторном включении, ток заряженного конденсатора даёт большую искру на контактах, и
стандартные контакты свариваются между собой. При применении графита, такого явления не наблюдалось. (Кроме того, следует отключить термореле).
Для двигателей до 1 кВт можно перемотать РП-1 проводом Ф1,2мм до заполнения катушки 40-45 витков.
Для более мощных двигателей следует изготовить реле тока по аналогии с РП-1, большего размера.
Моточный провод реле должен соответствовать номинальному току двигателя, из расчёта 5А / 1мм?.
Колличество витков следует подобрать экспериментально, для чёткого включения реле при запуске и отключения после запуска. Лучше намотать больше витков и отматывать до достижения
четкого отключения после пуска.
1- медные стержни из проволоки Ф2-2,5мм запрессованы в чуть меньшие отверстия
или на клею провода к ним просто припаяны 2-диск из графитовой щетки Ф на 1,5мм меньше Ф корпуса, толщина 1,5-2мм 3- корпус 4- обмотка 5- якорек
Корпус реле можно изготовить из текстолита, гетинакса, эбонита и т. п. Стержень — алюминиевая проволока, магнитный якорь — циллиндр из малоуглеродистой стали выточен в форме стакана.
Чтобы понятнее была конструкция самодельного реле, можно разобрать реле РП-1 и изготовить аналог, пропорционально увеличив детали. Примерный размер корпуса Ф30мм h 60мм.
Якорек и контактный диск должны свободно перемещаться по стержню. Пружина не должна быть слишком сильной.
Включение и реверсирование трехфазного асинхронного двигателя (380/220) в однофазную сеть одним переключателем
Множество представленных в Интернете схем реверсирования необоснованно усложнены и имеют неоправданно большое количество переключателей.
Предлагается простая схема включения и реверсирования одним переключателем.
Подойдёт практически любой переключатель имеющий 3 фиксированных положения, соответствующий мощности двигателя.
При необходимости – данная схема облегчает автоматизацию включения – выключения и реверсирования двигателя.
При необходимости пускового конденсатора (включение нагруженного или высокооборотистого двигателя), его можно подключать при помощи пусковой кнопки или реле тока.
Изменение оборотов трехфазного асинхронного двигателя (380/220) включённого в однофазную сеть
Чтобы не применять дорогой и сложный коллекторный двигатель в механизмах требующих изменения оборотов двигателя, можно обойтись асинхронным трёхфазным двигателем, введя в
фазовый провод реостат или простейший регулятор мощности.
Переделка двигателя заключается в изменении якоря двигателя.
По образцу якоря, установленного в двигателе изготавливается «массивный якорь» из магнитомягкой малоуглеродистой стали или из серого чугуна (СЧ). (Чугунный работает лучше.)
Из старого якоря можно выпрессовать вал и насадить на него массивный якорь.