Как проверить датчик тормозной жидкости если горит контрольная лампа на панели приборов
Гидравлическая система тормозов автомобиля подразумевает постоянную заполненность всех магистралей и цилиндров тормозной жидкостью. Завоздушивание, то есть попадание любого газа в жидкую среду, приведёт к сжимаемости передающего усилие гидравлического агента, провалу педали и отказу тормозов. Одной из причин этого опасного явления может стать незамеченное снижение уровня в бачке главного цилиндра.
Отсюда необходимость постоянного надёжного контроля, для чего в конструкцию бачка введён датчик уровня с индикацией на приборную панель.
Почему на щитке приборов загорается индикация неисправности тормозной системы
Тормоза всегда должны находиться в полностью исправном состоянии. Нет большой разницы, где именно сосредоточена проблема. Любой отказ может привести к катастрофическим последствиям, поэтому частный случай – снижение уровня жидкости обязан вызвать срабатывание общей сигнализации.
На разных автомобилях организация индикации может отталкиваться от различных визуальных показаний. Например, общая красная лампочка с восклицательным знаком, аварийным треугольником или массовым загоранием множества красных индикаторов. Смысл один – надо немедленно и безопасно прекратить движение и заняться поиском источника.
Один из видов индикации – сигнализатор аварийного снижения уровня тормозной жидкости. Его датчик конструктивно обеспечен несколькими мерами повышения надёжности:
- герметизация контактной группы, работа её в условиях вакуума, исключающих коррозию, обгорание и нештатный износ, наработка таких контактов измеряется миллионами срабатываний;
- работа контактов не на замыкание, а наоборот, на размыкание, что заставляет включаться индикатор при любом обрыве во всей цепи от бачка до контроллера;
- контроль коротких замыканий цепей на массу или плюс питания;
- исключение ложных срабатываний или их отсутствия путём включения в цепь резистора с заданным номиналом, фиксируется не просто обрыв и замыкание, а даже любой изменение сопротивления датчика от штатного значения;
- иногда используются иные способы организации датчика, магнитные, оптоэлектронные или ультразвуковые, но такие системы не получили распространения именно из-за увеличения сложности, а, следовательно, и снижения надёжности.
Типовое и самое часто используемое решение – это датчик с постоянным магнитом, поплавком и герконом (герметизированным вакуумным контактом в стеклянной колбе), срабатывающим на размыкание.
Хотя на старых автомобилях ещё встречаются и обычные пары механических контактов, замыкающиеся при опускании поплавка ниже уровня. Отдельно можно упомянуть про надёжность самого поплавка, он не должен пропитываться достаточно агрессивной тормозной жидкостью и после этого тонуть в ней, вызывая ложное срабатывание.
Поиск неисправности
Достаточно простая организация контроля позволяет легко найти неисправность обычной прозвонкой, то есть замерами сопротивлений цепей датчика, его проводки, разъёмов и устройства индикации.
Некоторые сложности могут появиться, если датчик в соответствии с общими тенденциями работает в составе бортовой шины данных. Решение спорное, но вынужденное.
Дело в панели приборов
Панель приборов собирает множество сигналов от датчиков, срабатывание любого из них может вызвать засветку индикатора. Необязательно это уровень жидкости. В первую очередь проверяется наличие нужного количества её в бачке главного цилиндра, затем исправность датчика, проводки, и только потом все прочие цепи контроля.
Простейший вид отказа в панели – перегорание контрольной лампы. Для отслеживания этого отказа лампа должна загореться при включении зажигания, затем погаснуть. Если этого не происходит, надо разобрать панель и проверить лампу.
Заклинил поплавок в бачке тормозной жидкости
Поплавок обычно механически перемещается вдоль цилиндрической поверхности датчика, в которой расположен геркон. Износ, загрязнённость, старение материалов ведут к прилипанию или подклиниванию поплавка с магнитом, в зависимости от положения это вызовет ложное срабатывание или отсутствие реакции на снижение уровня.
Проверка состоит в снятии пробки с датчиком и попытки вызвать его ручное срабатывание.
Неисправен датчик
Возможны любые разрушения изоляции, замыкание контактов или обрыв цепи. Наиболее надёжное место – сам геркон, но и он может повредиться. Проверка также производится прозвонкой цепей в паре с магнитом.
Обрыв/замыкание электрической цепи
Слабые места в проводке – разъёмы, места заделки проводов в них, а также проводка, если она размещена в местах риска внешнего механического или теплового воздействия.
Может оплавиться или протереться изоляция, окислиться проводники. Поиск аналогичен, используется омметр мультиметра.
Устройство датчика
Датчик расположен в трубчатом корпусе под пробкой бачка с жидкостью над главным тормозным цилиндром. Извлекается после отворачивания пробки по резьбе.
В состав датчика входят:
- корпус с электрическим разъёмом;
- геркон;
- поплавок с магнитом;
- направляющая трубка поплавка, внутри которой на точно заданном расстоянии расположен геркон;
- иногда ставится дополнительный резистор, номиналом порядка 2,5 кОм.
Перемещение поплавка вызывает попадание геркона в магнитное поле постоянного магнита, после чего цепь геркона размыкается, иногда замыкается. Сопротивление со стороны электрического разъёма меняется, что фиксируется электроникой и вызывает включение контрольной лампы.
Как проверить датчик тормозной жидкости мультиметром и магнитом
Для проверки датчика достаточно снять его с бачка и отсоединить разъём проводки. При помощи мультиметра, включённого в режим измерения сопротивления, фиксируется срабатывание при перемещениях магнита вдоль корпуса, в котором расположена колба геркона.
Прибор должен показывать примерный ноль и бесконечность в крайних положениях хода магнита. При наличии резистора, в замкнутом состоянии прибор покажет не ноль, а сопротивление, величину которого можно узнать из ремонтной документации конкретного автомобиля.
Окончательно датчик проверяется после установки пробки на место. Как полное, так и пустое состояние бачка должны чётко вызывать срабатывание датчика по показаниям прибора.
Датчик тормозной жидкости
Всем привет! Маленькая неисправность попловка датчика тормозной жидкости
3 недели стояла в -5 -20. Пришел проведать. Стал выскакивать чек тормозной жидкости прям как по уставу: Горит, пищит.
Все по инструкции, как видно в руководстве по эксплуатации 2011 г.
1. Проверил жидкость в бачке. Она чуть больше половины. Долил не помогло. На дороге, то появляется то пропадает.
2. Решил снять и разобраться, вот что получилось:
— Откручиваем фиксируемую крышку, аккуратно вытаскиваем, ждем пару секунд чтоб стекла жидкость. Потряс, подергал. Такое ощущение что закоксовалось, очень тугое движение. Резинки заползли одна на другую, не понятно каким образом. Сам нижний поплавок бестолково прилип к стержню. Пару дней так и ездил, он вообще перестал давать признаки жизни, и моргать перестал. Разбираем дальше.
Датчик уровня тормозной жидкости
/>
Исправность тормозной системы во многом зависит от достаточного количества рабочей жидкости. Именно поэтому за ее уровнем нужно регулярно следить и вовремя принимать меры, если он опустился ниже нормы.
Когда в системе недостаточно жидкости, сигнал на контроллер подает специальный датчик. Рассмотрим, где он расположен, как устроен, можно ли самостоятельно проверить и заменить прибор.
Конструкция, расположение и принцип работы
Датчик уровня тормозной жидкости расположен непосредственно в бачке. Конструкция его предельно проста, что обеспечивает максимальную надежность устройства.
Прибор представляет из себя собой поплавковый датчик. Когда уровень тормозной жидкости в бачке опускается ниже допустимого уровня, вместе с ним опускается и поплавок. Контакты замыкаются, и на приборной панели загорается контрольная лампа. Чтобы контакты разомкнулись, уровень тормозной жидкости необходимо довести до нормального уровня.
Схема и принцип работы датчика тормозной жидкости представлены на рисунке ниже.
В качестве контактной группы (системы контроля) используются:
- Традиционные электрические контакты из латуни, бронзы или меди
- Герконы
- Оптоэлектронные средства контроля
- Ультразвуковые объемные датчики
Герконы представляют собой контактные группы, заключенные в герметичный корпус. Так достигается повышенная надежность срабатывания контактов в условиях повышенной агрессивности паров тормозной жидкости.
Герконы служат на порядок дольше, чем традиционные системы контроля. Они срабатывают рядом с постоянным магнитом, который крепится на поплавок. При уменьшении уровня тормозной жидкости магнит входит (или, наоборот, уходит) в зону геркона. Его контакты размыкаются, и индикатор загорается.
Оптоэлектронные датчики, использующие систему «светодиод-фотодиод» в качестве средства контроля уровня тормозной жидкости, сейчас применяются крайне редко. Такие устройства показали недостаточную надежность в транспорте.
Ультразвуковые объемные датчики контроля уровня жидкости применяются в авиастроении, так как летающие транспортные средства могут резко менять положение относительно горизонта. Есть практика применения таких устройств в гоночных автомобилях (при больших боковых ускорениях жидкость смещается в сторону, обратную от направления поворота).
Признаки неисправности датчиков уровня тормозной жидкости
При неисправности датчика индикация срабатывает при нормальном уровне тормозной жидкости, и наоборот, не срабатывает при его критическом падении. Часто появляется сообщение об ошибке датчика.
В случае появления перечисленных признаков следует немедленно приступить к диагностике и устранению проблемы.
Диагностика и замена датчика
Несмотря на простоту конструкции датчик может выйти из строя и начать передавать некорректные данные. Проверить это несложно в гаражных условиях, прибегнув к услугам помощника.
Включите зажигание. Вручную утопите шток поплавка, надавив на него пальцем. Посмотрите, загорелась ли на приборной панели лампа уровня тормозной жидкости.
Если этого не произошло, значит, проблема в контактах соединительной колонки или в самом датчике. Чтобы проверить контакты, замкните выводы колонки. Если лампа снова не загорелась, то неисправен датчик.
Ремонтировать это устройство чаще всего не имеет смысла, лучше заменить его новым. Сделать это несложно.
Выключить зажигание и отсоедините провода от датчика. Открутите крышку бачка ГТЦ. Извлеките из него поплавок и снимите датчик. Установите новый прибор и соберите все в обратной последовательности.