Установка гидро натяжителя цепи на классику
Идея поставить гидронатяжитель у меня возникла очень давно. Качество деталей ГРМ на таком низком уровне, что подтягивать цепь приходилось буквально каждую тысячу километров и хотя я делал все по инструкции не каждая попытка натянуть цепь заканчивалась успешно. Установив гидронатяжитель теперь раз и навсегда избавился от этой операции.
Был куплен гидронатяжитель фирмы ГЕРМЕС в офисе на красной пресне. При покупке в офисе проблем не будет, все очень грамотно показала и рассказала женщина — консультант. Покупая гидронатяжитель в магазине есть определенные риск нарваться на бракованное изделие. Стоит обратить внимание на комплектность изделия (она указана в инструкции), наличие отверстия (маленького 0,5 мм) на корпусе плунжера около прилива под крепление, плунжер натяжителя должен ходить легко без заеданий, нелишним будет замерить диаметр корпуса (некоторые из гидронатяжителей по диаметру не влезают в отверстие ГБЦ под натяжитель). Инструкция по установке есть в комплекте изделия, однако некоторые советы думаю будут полезны.
Схема работы гидронатяжителя: см.фото
Разборка
Итак, что потребуется снять:
1) Снимаем аккумуляторную батарею;
2) Снимаем открутив две гайки крепления на 10 штатный натяжитель цепи;
3) Снимаем датчик контрольной лампы давления масла и указателя предварительно отключив от них провода. Откручивать датчик указателя из переходного болта не требуется. Масло из двигателя не польется.
Чтобы прикрутить гайки придётся обработать головку ключа
Прикручиваем на место гидронатяжитель цепи не забыв установить новую прокладку из комплекта. И тут нас ожидает первый подводный камень. Сразу видно что натяжитель проектировали "наши" специалисты — прикрутить две гайки используя штатную головку на 10 из набора инструментов не получается, так как мало расстояние между гайкой и корпусом натяжителя (он шире чем у штатного). Выручит напильник. По кругу обрабатываем головку пока она не сядет на гайки. Проделав эти работы переходим к установке датчиков. Прежде всего разбираем переходник из комплекта гидронатяжителя. Осматриваем и удаляем изнутри металлическую стружку (если она там есть)! Промываем переходник растворителем, чтобы исключить попадание посторонних частиц. Собираем переходник, не забыв установить медную прокладку из комплекта под гайку для трубки. Далее, зажимаем в тиски переходник и прикручиваем к нему переходной болт и датчик контрольной лампы не забыв про уплотнения. Всю эту конструкцию вкручиваем в блок опять же не забывая про медные прокладки. Начинать изгибать трубку удобнее от гидронатяжителя, придав ей сразу форму как показано на рисунке. Теперь остается только изогнуть по месту маслоподводящую трубку и привернуть ее к гидронатяжителю с одной стороны и к переходнику с другой. Начинать изгибать трубку удобнее от гидронатяжителя, придав ей сразу форму как показано на рисунке. Далее все зависит от длины трубки и фантазии.
Далее действуем по инструкции. Прокручиваем стартером 3-5 сек, сняв центральный провод на распределителе зажигания или колодку комутатора для безконтактного. Заводим (цепь не должна грохотать уже), прогреваем, смотрим нет ли утечек масла. Радуемся тому, что не надо больше подтягивать цепь. На все про все у меня ушло 3 часа. Из инструмента понадобился ключ на 22, на 19 на 10, головка на 10.
Как ослабить натяжение цепи с гидронатяжителем при ремонте (ответ из фирмы ГЕРМЕС)
Необходимость ослабить натяжение цепи возникает при снятии звездочки распределительного вала, замене башмака натяжителя, успокоителя и просто при разборке двигателя. Замена звездочки ГРМ, а также всего остального, связанного с ослаблением цепи ГРМ возможна только при условии демонтажа гидронатяжителя с последующей его разборкой (снять стопорное кольцо, шарик, вынуть толкатель, пружину) и удалением масла из корпуса с последующей промывкой, либо многократного медленного продавливания толкателя в тисках для завоздушивания подплунжерной зоны (до необходимого продавливания). Других вариантов при исправном гидронатяжителе нет.
СТИЛЬ-АВТО Запчасти для иномарок и отечественных автомобилей в Первоуральске
Если у вас «семёрка» с карбюратором, то после замены цепи ГРМ требуется выполнить регулировку зажигания, ведь звёздочка привода прерывателя-распределителя зажигания (в просторечии трамблёра) тоже снималась со своего посадочного места. Инжекторные модели такой регулировки не требуют.
На советские и ранние российские автомобили классического семейства традиционно ставили двухрядные цепи ГРМ. Это давало повышенную надёжность за счёт того, чтоб обрыв одного звена не провоцировал мгновенное столкновение поршня с клапаном в открытом положении. Недостатком был повышенный вес. В целях экономии и облегчения конструкции цепь стали делать однорядной. Ресурс двойной цепи доходит до 100 — 120 тысяч километров, в то время как однорядной — в два раза меньше. Некоторые автовладельцы возвращают в свои силовые агрегаты двухрядную цепь. Правда, для этого придётся заменить также все шестерни, входящие в зацепление с цепью. Сегодня комплект таких деталей найти достаточно сложно, поэтому готовьтесь к поисковой работе, если хотите повысить надёжность механизма ГРМ.
Двухрядная цепь ГРМ имеет гораздо больший ресурс, однако подобрать комплект деталей для её установки гораздо сложнее
Цепь ГРМ — передаточный механизм, за состоянием которого владелец машины должен следить особенно тщательно. Опытные водители недаром советуют слушать свой автомобиль. Посторонний шум с позвякивающими нотами — верный признак того, что пора вскрыть по меньшей мере крышку головки блока цилиндров, прокрутить коленвал и обследовать цепь хотя бы внешне. При тревожных признаках цепь нужно будет достать и заменить. Уверенность, аккуратность и данная инструкция помогут вам сэкономить немалую сумму денег, ведь замена цепи или ремня на «классике» стоит по стране около 2000 рублей.
Ваз 2105 – замена цепи привода распределительного вала
Замену цепи привода распределительного вала на автомобиле ваз 2105 и других моделей из серии «классика» выполняем в том случае, если не удается восстановить нужную степень натяжения обычным методом с помощью натяжителя. Вердикт однозначен — цепь вытянулась выше допустимых пределов и ее необходимо менять. Демонтажные работы на всех типах двигателей классики идентичны, поэтому рассмотрим процесс замены на примере самого ходового движка семейства ваз 2103. На инжекторном двигателе последовательность работ так же идентична с одной лишь разницей, что вам придется отсоединить колодку с проводами от датчика положения коленчатого вала.
Для выполнения ремонтных работ готовим стандартный набор инструментов, а именно гаечные ключи разного калибра от десяти и до семнадцати, отвертки, пассатижи и т.д. Для ремонта нет необходимости загонять автомобиль на яму. При наличие всего необходимого приступаем к процессу, последовательность действий которого выглядит следующим образом:
- Снимаем клапанную крышку и проворачивая коленчатый вал по ходу его вращения, совмещаем метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе крышки подшипников распредвала.
- Далее, с помощью плоской отвертки и молотка, отгибаем лепестки стопорной шайбы болта крепления звездочки распредвала.
- Теперь нам необходимо ослабить болт. Для этого стопорим автомобиль стояночным тормозом и включением любой передачи. Просто ослабляем болт, полностью его не выкручивая.
- Снимаем успокоитель цепи ваз 2105 и башмак натяжителя. Для снятия всего этого хозяйства нам необходимо снять переднюю крышку цепи распределительного вала, отвернув по периметру все болты ее крепления. Между крышкой и блоком устанавливается уплотнительная прокладка, которую не зависимо от состояния, при последующей сборке, необходимо заменить на новую.
- Ослабляем и полностью выкручиваем ограничительный палец цепи.
- Далее нам необходимо разогнуть лепестки стопорной шайбы звездочки вспомогательных устройств. Используем плоскую отвертку с длинным стержнем и молоток.
Отворачиваем болт крепления звездочки вспомогательных устройств
Чтобы звездочка не проворачивалась, осторожно фиксируем ее плоской отверткой, вставив стержень между зубьев и уперев отвертку в блок цилиндров. После того, как болт будет откручен, с помощью небольшой монтажной лопатки, стягиваем звездочку с вала
- Полностью выкручиваем болт крепления звездочки распределительного вала и аккуратно приподняв цепь, снимаем звездочку с вала.
- Опускаем цепь вниз и снимаем ее со звездочки коленчатого вала, а саму звездочку распредвала устанавливаем на место, совместив метки так как они были.
После снятия звездочки распредвала, вспомогательных устройств, коленвала (если требовалось), категорически запрещается проворачивать коленчатый вал, вал вспомогательных устройств и распредвал, так как это приведет к сбою системы зажигания и при сборке автомобиль не заведется.
После снятия старой цепи можно приступать к установке новой. Новая цепь одевается на звездочку вспомогательных устройств, после чего сама звездочка устанавливается на свое место и фиксируется болтом крепления (не забудьте установить новую стопорную шайбу).
Подготовьте длинный металлический крючок, которым сверху подцепите цепь и вытяните ее к звездочке распредвала. Оденьте цепь на звездочку. Звездочку закрепите и загните лепестки стопорной шайбы.
Все. На этом сам процесс замены старой цепи привода распределительного вала ваз 2105 можно считать завершенным. На заключительном этапе установите натяжитель, башмак натяжителя и успокоитель цепи и ограничительный палец в порядке обратном снятию. Проверьте качество затяжки всех болтов крепления элементов системы. Выключите скорость и стояночный тормоз и проверните на несколько оборотов коленчатый вал и проверьте совпадение меток на звездочке и крышке подшипников распредвала. Если метки не совпадают, то необходимо перекидывать цепь на звено либо вперед или назад. В случае если установка прошла успешно и метки совпали, затяните колпачковую гайку натяжителя. Проверьте и если необходимо отрегулируйте зажигание. На этом ремонтные работы завершены.
Замена натяжителя цепи ВАЗ 2107 фото и видео
Для чего требуется замена натяжителя?
Как явствует из названия, функцией устройства служит натяжение цепи механизма газораспределения. Так как при длительной эксплуатации оно ослабевает, её звенья вытягиваются. В таком случае появляется неустойчивая работа двигателя, Постепенно смещаются фазы газораспределения, возникает повышенный разогрев и износ деталей цилиндро-поршневой группы.
Об этом говорит появление высокого звона с металлическим оттенком с передней стороны двигателя, в торцовой части, или стук из-под крышки клапанов. Это хорошо слышно, если двигатель набирает обороты.
При этом в первую очередь производят натяжение цепи, так как для этого не нужны никакие запасные части. Однако если оно оказалось неэффективным или кратковременным, то, скорее всего, натяжитель перестал фиксировать цепь и требуется его замена. Также возможно, требуется замена башмака натяжителя.
Рассмотрим более простой вариант замены натяжителя цепи, при котором не требуется замена башмака. Для замены башмака требуются серьёзные подготовительные работы, такие, как снятие защиты картера, ремня генератора, кожуха вентилятора, шкива коленвала и т. д.
Какие инструменты потребуются для замены натяжителя?
- рожковый ключ на 10 мм;
- рожковый ключ на 13 мм;
- небольшие слесарные тиски;
- специальный ключ для коленвала, или ключ на 36 или 38 мм, смотря какая гайка, или «газовый», разводной ключ.
Какова стоимость нового натяжителя ВАЗ 2107?
Для того чтобы поменять автоматический натяжитель, в среднем нужно 600-700 руб. ТЗА (Тольяттинский завод автоагрегатов) производит лучшие, «родные» натяжители для «классики». На упаковке (синего цвета) есть номер упаковщика, а также наклейка проверки подлинности с защитным слоем. Под слоем есть код, при введении которого поступает СМС с подтверждением. Внутри обязательно присутствует вкладыш – формуляр с наименованием продукции, с датой изготовлениями, синими оригинальными печатями ОТК.
Какова последовательность действий при замене?
Вначале снимаем крышку головки блока цилиндров. Это потребуется для того, чтобы в самом конце правильно определить натяжение цепи.
- Снимаем с карбюратора корпус воздушного фильтра. Затем отсоединяем тягу «газа» от валика.
- Затем нужно снять рычаг с тягами.
- И, наконец, отсоединяем от кронштейна топливный шланг, идущий от бензонасоса на карбюратор.
- Трубчатым ключом на 10 снимаем крышку головки блока цилиндров. Это нужно сделать, чтобы можно было проверить натяжение цепи рукой.
- Натяжитель цепи ГРМ ВАЗ 2107 находится справа в передней стороне двигателя. Вначале с помощью ключа на 10 отворачиваем гайки крепления натяжителя.
- Вынимаем его из двигателяМежду корпусом двигателя и натяжителем должна быть прокладка. Старайтесь не повредить и не потерять её, так как новая прокладка продаётся почти всегда только в комплекте с натяжителем. Иногда она может начать «травить», и чтобы для её замены не приобретать комплект, сохраните старую прокладку.
- Закрепляем новый автоматический натяжитель вертикально в слесарных тисках. Затем ключом на 13 мм ослабляем колпачковую гайку.После этого плунжер стал подвижным, и свободно перемещается в корпусе натяжителя.
- Теперь «заряжаем» плунжер натяжителя. Для этого ставим его вертикально (место, на которое ставим, показано синим треугольником). Затем с усилием надавливанием вертикально вниз (места нажима показаны красным). Плунжер «утапливается» в корпусе.
- Теперь нужно, продолжая надавливать на корпус и удерживая плунжер «во взведённом состоянии», затянуть обратно гайку рожковым ключом на 13 мм.
- Теперь «взведённый натяжитель» вместе с прокладкой устанавливаем в корпус двигателя. Рожковым ключом 36-38 (у ВАЗ 2107 может быть или гайка, или храповик, поэтому разные размеры) поворачиваем коленвал по часовой стрелке в среднем на полтора–два оборота. Когда возникнет наибольшее сопротивление движению, то тогда цепь будет максимально натянута. Главное – следить, чтобы коленвал не повернулся обратно, вследствие хода из-за компрессии, и натяжение цепи не ослабло. Если нет ключа на 38, то можно включить зажигание и провернуть стартером коленчатый вал.
- Закручиваем гайку обратно, удерживая коленчатый вал от «амортизации» обратно. Затем проверяем результат натяжения, снова нажимая рукой на цепь.Никакого прогиба быть не должно. Теперь устанавливаем на место крышку головки блока.
- Только после того, как цепь натянута, нужно ослабить колпачковую гайку натяжителя. Плунжер освободится и «выстрелит», вызывая плотное прилегание башмака к цепи. В это время раздастся щелчок. Только после щелчка нужно плотно затянуть колпачковую гайку натяжителя.
Для чего требуется замена натяжителя
Как явствует из названия, функцией устройства служит натяжение цепи механизма газораспределения. Так как при длительной эксплуатации оно ослабевает, её звенья вытягиваются. В таком случае появляется неустойчивая работа двигателя, Постепенно смещаются фазы газораспределения, возникает повышенный разогрев и износ деталей цилиндро-поршневой группы.
Об этом говорит появление высокого звона с металлическим оттенком с передней стороны двигателя, в торцовой части, или стук из-под крышки клапанов. Это хорошо слышно, если двигатель набирает обороты.
При этом в первую очередь производят натяжение цепи, так как для этого не нужны никакие запасные части. Однако если оно оказалось неэффективным или кратковременным, то, скорее всего, натяжитель перестал фиксировать цепь и требуется его замена. Также возможно, требуется замена башмака натяжителя.
Рассмотрим более простой вариант замены натяжителя цепи, при котором не требуется замена башмака. Для замены башмака требуются серьёзные подготовительные работы, такие, как снятие защиты картера, ремня генератора, кожуха вентилятора, шкива коленвала и т. д.
По каким причинам может выйти из строя успокоитель цепи на ВАЗ-2107
Опытными автолюбителями было замечено, что цепной успокоитель нужно менять в нескольких ситуациях:
- Когда в области расположении цепной конструкции слышен стук.
- Когда цепь колеблется.
- Когда цепные звенья перескакивают через зубья на звездочке.
В первой ситуации звонкий стучащий звук слышится со стороны крышки промежуточного вала. Он будет свидетельством того, что произошел обрыв успокоителя.
Еще одной причиной поломки данной детали может быть результат случайного откручивания гайки в месте ее крепления. Откручивание гаек происходит из-за повышенной вибрации работающего двигателя. Это связано с местом расположения рассматриваемой детали:
- напротив башмака натяжителя цепи ГРМ;
- закреплен двумя болтами различной длины.
Замена оборванного успокоителя является вынужденной мерой, так как может произойти поломка всего двигателя. Даже изношенный он доставляет массу хлопот, одна из которых звонкий стук во время езды.
Как натянуть цепь на ВАЗ-2107 инжектор, карбюратор видеоинструкция
Во время эксплуатации автомобиля каждый силовой агрегат подвергается достаточно большой нагрузке. В результате происходит деформация, трение, а возможно, и поломка той либо другой детали. Наступает время, когда становится необходима замена. Привод ГРМ в автомобиле ВАЗ-2107 осуществляется при помощи металлической цепи, которая проходит через две специальные звездочки, а также за счет успокоителя и натяжителя. Иногда появляется необходимость провести регулировку газораспределительного механизма. Это нужно, когда при резком наборе оборотов в моторе появляются сторонние звуки.
В таком случае смещается время открытия, а также закрытия клапанов, что весьма негативным образом сказывается на работе самого двигателя. В случае появления данных признаков неисправности, следует провести исследование привода ГРМ, а также, возможно, его регулировку. Может оказаться и так, что понадобиться заменить цепь ГРМ, поскольку достаточно натянуть его не представляется возможным.
Подготовка двигателя
Прежде чем приступить к замене цепи, автомобиль следует установить на горизонтальной поверхности и поставить на ручной тормоз. Далее порядок подготовки двигателя в замере цепи выглядит следующим образом:
- рычаг, отвечающий за переключение передач, устанавливается в нейтральное положение;
- снимается крышка головки двигателя. Сделать это можно, взяв в руки ключ и головку на 10;
- старая прокладка на крышке головки двигателя, заменяется на новую.
Благодаря таким, достаточно нехитрым действиям, пред взором человека предстанут все детали ГРМ, включая цепь.
Помните, что на регулировку этого привода вам не придется тратить много времени. Тем не менее следует быть предельно аккуратным и внимательным. Для произведения регулировки вам потребуется рожковый ключ на 38 и торцовый на 13.
Самостоятельное натяжение цепи ГРМ на ВАЗ-2107
Натяжитель в моторе данного автомобиля представляет собой цанговое устройство с башмаком и несколько подпружиненным штоком. Отрегулировать его можно, следуя такой схеме:
- При помощи торцового ключа отворачиваем колпачковую гайку, фиксирующую своим присутствием механизм. За счет этого под воздействием пружины башмак начнет перемещаться, тем самым натягивая цепь.
- Если шток заедает, его необходимо высвободить. Для этого по гайке, причем через медную выколотку, следует произвести несколько легких ударов молотком.
- При помощи рожкового ключа поворачиваем коленчатый вал максимум на два оборота, при этом исключительно по ходу вращения самого двигателя. Прекратить вращать ключ следует в тот момент, когда вы в руках почувствуете наибольшее натяжение. Именно в этом положении и следует зафиксировать рожковый ключ.
- Затянув гайку натяжителя, процесс регулировки можно считать завершенным.
- Устанавливаем на место крышку головки вместе с новой прокладкой.
После прочтения данной статьи у вас больше не должен возникать вопрос «Как натянуть цепь на ВАЗ-2107?» Более того, теперь вы можете делать это абсолютно самостоятельно, сэкономив собственные денежные средства, которые могли бы быть потрачены на оплату работы мастера на станции технического обслуживания.
Помните, что натягивать цепь на вашем ВАЗ-2107 необходимо регулярно. Только тогда у вас никогда не будут появляться сторонние звуки из-под капота в случае резкого набора оборотов. Кроме всего прочего, не стоит забывать и о том, что этот автомобиль требует постоянного ухода за собой. Только при своевременной замене расходных материалов, а также необходимых ему жидкостей, вы сможете продлить срок службы вашего любимого железного коня.
Пошаговая инструкция по замене натяжителя
Натяжитель не так часто становится причиной проблем с газораспределительным механизмом. Однако, как и любая деталь, иногда он требует замены. Для этого вида ремонта вам потребуется немного времени, новый автоматический натяжитель и прокладка под него. Работы проводятся при помощи комплекта ключей. Приведем инструкцию для двигателей с карбюраторами:
- Снимите с карбюратора корпус воздушного фильтра. Отключите тягу «газа» от валика.
- Полностью демонтируйте рычаг тяг.
- Отведите в сторону топливный шланг, соединяющий бензонасос и карбюратор.
- Удалите крышку с головки блока цилиндров. После этого вы сможете проверить натяжение цепи ГРМ.
- Справа на передней стороне двигателя находится натяжитель. Сперва вам необходимо открутить две гайки, которые его держать, а затем вынуть. Если вы не купили ремкомплект для этого узла, то вынимайте натяжитель аккуратно, чтобы не повредить имеющуюся. Сейчас в большинстве случаев новые детали продают в комплекте с прокладками, но они могут начать подтравливать.
- Далее у вас есть два варианта – поставить новую деталь и провести обратную сбору или попытаться отремонтировать натяжитель. Для этого вам потребуется зафиксировать его в слесарных тисках и открутить колпачковую гайку.
- Вы можете заметить, как плунжер стал подвижным, и начал свободно перемещаться по корпусу натяжителя.
- Если износа на корпусе автоматического натяжителя не видно, то можно попытаться поставить на место плунжер и заново собрать деталь. Для этого поставьте плунжер к длинному концу натяжителя (с другой стороны от колпачковой гайки) и с силой нажмите на крепления корпуса. Аккуратно соберите деталь.
- Установите отремонтированный узел в силовую установку. При помощи рожкового ключа на 36 или 38 проверните коленчатый вал на 1,5-2 оборота. Вам необходимо сделать так, чтобы цепь была максимально натянута. Самое сложное в этой работе – следить, чтобы вал не повернулся обратно. Если это произойдет, то цепь провиснет. Если у вас нет такого большого ключа, то можно сделать поворот вала при помощи стартера. Для этого достаточно просто завести двигатель.
- Закрепите натяжитель на месте, удерживая коленчатый вал от обратного поворота. Во время работы контролируйте натяжение цепи. На ней не должно быть прогибов. Далее установите на место крышку, прикрывающую головку блока цилиндра.
- Теперь вам нужно включить автоматический механизм натяжения – для этого открутите колпачковую гайку. Вы должны услышать щелчок, после него закрутите гайку обратно.
Если вы хотите заменить автоматически натяжитель полностью, то лучше всего приобретать его производства «ТЗА». Их можно отличить по упаковке ярко-синего цвета, с защитным слоем для проверки подлинности детали.
Устройство привода ГРМ на ВАЗ 2107
ГРМ на инжекторном движке состоит из:
- впускной трубы и выпускного коллектора, выполняющих функции подвода ГТС к цилиндрам и отвода отработанных газов;
- коленвала — он нужен для приведения в действие привода ГРМ;
- распредвала — это основной элемент ГРМ, при вращении регулирующий срабатывание клапанов с определенными фазами;
- клапана, коромысла, штанги и толкатели — они вступают во взаимодействие с распредвалом в определенном режиме, нужном для хорошей работы мотора;
- цепной привод ГРМ — через цепь натянутую на шестерни и звездочки коленвала, вспомогательных агрегатов и распредвала он приводит в движение весь механизм ГРМ, также масляный насос и датчик распределителя зажигания.
Схема механизма привода распределительного вала и вспомогательных органов ВАЗ 2101 до 2107
Привод ГРМ (еще его именуют привод распредвала) на ВАЗ 2107 конструктивно не очень сложен, но имеются ряд аспектов которые нужно учесть, когда делается подмена либо натяжка цепи ВАЗ 2107. Этот элемент ГРМ мотора содержит в себе:
- Звездочку коленчатого вала, она является ведущей, крутится со скоростью вдвое большей по отношению к звездочке распредвала, потому она имеет наименьший поперечник;
- Звездочку привода насоса маслосистемы и датчика РЗ;
- Звездочку распредвала;
- Успокоитель выполненный из пластика;
- Гидравлический натяжитель, к которому, в качестве рабочей воды, подается моторное масло по специальной трубке через масляный датчик;
- Ботинок натяжителя цепи;
- Втулочно-роликовая цепь, для движков 2101-21011 она имеет 114 звеньев, для — 2103-2106 — 116.
Найти сколько звеньев в цепи достаточно просто. Необходимо растянуть цепь на всю длину и если с обоих концов звенья одинаковые, то их 116, если разные — то звеньев 114.
На звездочке коленвала имеется метка, при установке или регулировке цепи она должна «смотреть» на специальную отметку в виде прилива на блоке цилиндров. Спецметка на звездочке распредвала должна располагаться против отметки наплывом на корпусе подшипников. В итоге, метки коленвала и распредвала должны быть направлены друг на друга.
Натяжитель цепи ВАЗ 2107: назначение, виды, признаки износа, замена
На ВАЗ 2107 механизм ГРМ приводится в движение посредством цепной передачи, что обеспечивает беспроблемную работу мотора. Чтобы цепь постоянно была в натянутом состоянии, используется натяжитель. Этот механизм бывает нескольких видов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. По мере эксплуатации автомобиля деталь может выйти из строя, поэтому нужно знать, как её правильно заменить.
Натяжитель цепи ГРМ ВАЗ 2107
Автомобиль ВАЗ 2107 оснащался моторами с ременным и цепным приводом ГРМ. Цепь хоть и надёжнее ремня, но, тем не менее устройство приводного узла несовершенно и требует периодической натяжки, для чего используется специальный механизм — натяжитель.
Назначение устройства
Натяжитель цепи в силовом агрегате выполняет важную функцию, осуществляя контроль натяжения цепи в приводе ГРМ. Из этого следует, что от надёжности этого изделия напрямую зависит совпадение фаз газораспределения и стабильная работа мотора. При ослаблении цепи происходит поломка успокоителя. Кроме этого, она может перескочить через зубья, в результате чего клапана ударяются о поршни, что приведёт к поломке двигателя.
Виды натяжителей
Механизм натяжения цепи ГРМ бывает нескольких разновидностей: автоматический, гидравлический и механический.
Механический
В натяжителе механического типа необходимую величину натяжения обеспечивает плунжерная пружина. Под её воздействием шток выходит из корпуса и толкает башмак. Усилие передаётся до тех пор, пока цепь не станет оказывать сопротивление, т. е. будет достаточно натянута. В этом случае провисание исключается. Фиксация натяжителя осуществляется путём заворачивания колпачковой гайки, расположенной снаружи. Когда необходимо провести регулировку натяжения, гайка фиксатора плунжера откручивается, в результате чего пружина поджимает шток, исключая провисание цепи.
Для подобных натяжителей характерен один существенный недостаток: устройство засоряется мелкими частицами, что приводит к заклиниванию плунжера. Для устранения этой неисправности во время регулировки постукивают по натяжителю. Однако не стоит прилагать особых усилий, чтобы не повредить корпус изделия.
Автоматический
Такой тип натяжителя конструктивно имеет храповик. Изделие состоит из корпуса, подпружиненной собачки и зубчатой планки. Зубцы выполнены с уклоном в одном направлении с шагом в 1 мм. Принцип работы автоматического изделия состоит в следующем:
- Пружина устройства воздействует на зубчатую планку с определённым усилием, в зависимости от того, насколько провисает цепь.
- Посредством планки усилие передаётся на башмак натяжителя.
- Обратный ход предотвращается благодаря собачке храповика, обеспечивающей фиксацию.
- Стопор, попадая между зубцами, препятствует обратному ходу планки.
При таком принципе работы оказывается постоянное воздействие пружины на планку, отвечающую за натяжение цепи, а благодаря храповому механизму цепная передача постоянно находится в натянутом состоянии.
Гидравлический
Сегодня в качестве альтернативного варианта в системах ГРМ используются гидравлические натяжители цепи. Для функционирования детали задействуется смазка от двигателя под давлением. Это позволяет соблюдать необходимое натяжение, при котором не требуется вручную натягивать цепной механизм.
В таком механизме есть отверстие для подвода масла. Внутри изделия располагается переходное устройство с шариком, который находится под высоким давлением и регулируется посредством редукционного клапана. Благодаря резьбовому плунжерному устройству, гидравлический натяжитель способен контролировать состояние цепи даже при заглушённом моторе.
Неисправности натяжителя
К основным неполадкам устройства натяжения цепи относятся:
- поломка цангового механизма, в результате чего не производится фиксация штока и цепь нормально не натягивается;
- износ пружинного элемента;
- поломка пружины демпфера;
- большой износ штока возле крепления цангового зажима;
- повреждение резьбы на шпильках крепления.
В большинстве случаев при возникновении проблем с натяжителем, деталь заменяют новой.
Снятие натяжителя
Необходимость в снятии и замене механизма возникает в том случае, когда он не справляется со своей функцией. О недостаточном натяжении цепи говорит доносящийся с передней части мотора характерный металлический звук либо стук из-под крышки клапанов. Возможна ситуация, что в замене также нуждается башмак натяжителя. Для начала рассмотрим более простой вариант ремонта, при котором замена башмака не требуется.
Для работы понадобятся такие инструменты:
- рожковый ключ на 10 и 13;
- натяжитель с прокладкой.
Демонтаж прост и проводится следующим образом:
-
Отворачиваем 2 гайки крепления натяжителя ключом на 10: деталь расположена с правой стороны мотора возле помпы.
Неполадки натяжителя, как правило, заключаются в цанговом зажиме. Для проверки достаточно открутить колпачок при помощи ключа на 13. Если было обнаружено, что внутри гайки сломаны лепестки механизма, то можно заменить саму гайку или полностью весь натяжитель.
Замена башмака
Основной причиной замены башмака является его повреждение либо невозможность натяжения цепи. Для замены детали потребуется:
- набор отвёрток;
- набор гаечных ключей;
- ключ для вращения коленчатого вала или головка на 36.
Демонтаж проводим следующим образом:
- Снимаем защиту картера двигателя.
- Ослабляем верхний болт генератора и снимаем ремень.
Новая деталь монтируется в обратной последовательности.
Видео: замена башмака натяжителя цепи на примере ВАЗ 2101
Установка натяжителя
Для установки нового устройства натяжения необходимо поставить деталь на торец и вдавить шток в корпус. В таком положение следует произвести затяжку колпачковой гайки, после этого можно ставить механизм на машину, не забывая о прокладке. По завершении процедуры гайку натяжителя отпускают и производят натяжку цепной передачи с последующим затягиванием гайки.
Доработка механического натяжителя
Несмотря на разнообразие устройств натяжения, каждое из них имеет свои недостатки: гидронатяжители требуют установки маслоподающей трубки, подклинивают и стоят недешево, автонатяжители характеризуются низкой надёжностью и также стоят дорого. Проблема механических изделий сводится к тому, что попадающее на стержень и цангу масло не даёт возможности сухарю удерживать стержень в нужном положении, в результате чего регулировка сбивается и цепь ослабевает. Плюс ко всему сам плунжер может подклинивать. Как известно, чем конструкция проще, тем надёжнее. Поэтому существует способ доработать натяжитель механического типа.
Суть изменений состоит в замене цанги на упорный болт, который закрепляется в колпачковую гайку. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
-
Откручиваем колпачковую гайку и вынимаем сухарь, который фиксируется специальным стопором.
Если во время регулировки цепь гремит — барашек нужно закручивать. Если добавить газ и слышится гул — цепь натянута слишком сильно, значит, болт следует слегка отпустить.
Как натянуть цепь
Прежде чем приступить к регулировке натяжения цепи на ВАЗ 2107 стоит отметить, что на инжекторных и карбюраторных моторах механизмы ГРМ абсолютно одинаковы. Натяжка цепной передачи состоит из следующих шагов:
- На автомобиле с заглушённым мотором открывают капот и ослабляют гайку натяжителя ключом на 13.
- Проворачивают коленвал ключом на 2 оборота.
- Затягивают натяжитель.
- Производят запуск мотора и прислушиваются к его работе.
- Если характерный металлический звук отсутствует, значит, процедура прошла успешно. В противном случае все действия повторяют.
Поскольку цепь в процессе эксплуатации подвергается большим нагрузкам, её регулировка должна осуществляться каждые 15 тыс. км.
Видео: как натянуть цепь на ВАЗ 2101–2107
Своевременное выявление неполадок натяжителя и замена механизма позволит избежать серьёзных поломок двигателя. Ознакомившись с последовательностью действий, ремонтные работы сможет провести каждый автовладелец, для чего потребуется минимальный набор инструментов.