Где воздухозаборник у автомобиля
Перейти к содержимому

Где воздухозаборник у автомобиля

  • автор:

Воздухозаборники — вред или польза для авто?

На современных автомобилях все чаще начинают появляться воздухозаборники. Производители уже заполонили ими большую часть кузова. Они придают модный, спортивный вид и выполняют некоторые функции. Автовладельцы порой и сами не против потратить лишние деньги, чтобы получить красивые воздуховоды и усилить охлаждение моторного отсека. Но хороший обдув порой может причинить вред отдельным узлам транспортного средства.

3b1043da2c9f79b0268b23477990a594_w650.jpg

Если у тормозов отсутствуют тормозные щитки, то внутренняя поверхность дисков получает серьезные повреждения

В боковых частях бамперов современных автомобилей есть воздуховоды, которые предназначены для охлаждения тормозной системы. Это хорошее решение для тех стран, где дороги находятся в чистом состоянии. У нас в России ситуация немного иная, поэтому вместе с воздухом на тормозные механизмы летит пыль, грязь и камни. Если у тормозов отсутствуют тормозные щитки, то внутренняя поверхность дисков получает серьезные повреждения. На поверхности образуются борозды от камней, а на краях — коррозия. В результате автомобилист вынужден проводить замену дисков и колодок, так как на руле начинают появляться вибрации во время торможения.

Единственный выход — не управлять автомобилем на высокой скорости. При спокойной манере движения тормозной механизм может прожить намного дольше. Лучше всего на каждом ТО проводить осмотр и очистку этих элементов. О вреде быстрого движения говорила и компания Skoda. Однажды специалисты компании сообщили, что крупная решетка радиатора на скорости 120 км/ч выступает фактором, из-за которого увеличивается расход топлива на 0.2 литра. Чтобы не платить лишние средства, следует ездить в рамках установленного скоростного режима.

419d993aec5a5a44a0654211996a6b2a_w650.jpg

Чаще всего интеркулер системы охлаждения устанавливается рядом с передним колесом — в очень грязном участке

Владельцам автомобилей с наддувными двигателями тоже надо проявлять внимание. Чаще всего интеркулер системы охлаждения устанавливается рядом с передним колесом — в очень грязном участке. Из этого места и идет его обдув. Подобные решения применяют производители из Франции. Со временем в интеркулер начинает попадать грязь, а эффективность охлаждения снижается. В жаркий день такая проблема может привести к перегреву мотора и дорогому ремонту.

Предупреждения есть и для любителей тюнинга. В попытках превратить свой легковой автомобиль в спорткар, многие устанавливают вместо штатного капота спортивный. Он отличается крупными воздухозаборниками. Установка сторонних элементов кузова может привести к нарушению теплообмена двигателя. В холодное время года он начнет хуже прогреваться. Из-за медленного выхода на рабочую температуру появится масляное голодание отдельных узлов в системе. Без необходимого количества смазки в системе может возникнуть новая проблема — задиры.

76457b9caa5448269d59ad00fb05e698_w650.jpg

Установка сторонних элементов кузова может привести к нарушению теплообмена двигателя

Если такой автомобиль большее количество времени проводит во дворе, то в воздухозаборники может попадать вода и грязь. Все это приводит к коррозии или замыканию проводки. Поэтому не стоит разоряться на дорогие капоты. Лучше эксплуатировать автомобиль в таком состоянии, в каком он есть.

Итог. Воздухозаборники не всегда показывают эффективность в автомобилях. В некоторых случаях они же представляют опасность для работы системы охлаждения и мотора.

Воздухозаборник: свежий воздух для работы двигателя

Выносной воздухозаборник (шноркель) внедорожника

Для работы двигателя внутреннего питания необходим воздух, который отбирается из атмосферы с помощью специального устройства — воздухозаборника. О том, что такое воздухозаборник и для чего он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о правильном выборе и замене этой детали — читайте в статье.

Что такое воздухозаборник?

Воздухозаборник (заборник воздуха) — деталь системы питания транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания; трубы различной формы, сечения и конструкции для забора воздуха и его направленной подачи на воздушный фильтр и далее в карбюратор или дроссельный узел.

На воздухозаборник возложено несколько функций:

  • Отбор атмосферного (холодного) воздуха для подачи на двигатель;
  • Отбор теплого воздуха для питания двигателя в момент холодного запуска и при прогреве (преимущественно в холодное время года);
  • Направленная подача воздуха к фильтру независимо от его расположения (это позволяет удобно располагать фильтр и другие детали системы питания);
  • Некоторые типы воздухозаборников — защита системы питания двигателя от попадания в нее воды и грязи;
  • В некоторых автомобилях и при тюнинге — выполнение функций декоративного элемента.

Воздухозаборники являются важными деталями системы питания двигателя, так как от их конструкции, места установки и общего технического состояния зависят объем и стабильность подачи воздуха к двигателю. Поэтому при поломке данной детали ее необходимо отремонтировать или заменить. Чтобы сделать верный выбор воздухозаборника для автомобиля, необходимо разобраться в их типах, конструкции и особенностях.

Воздухозаборник КАМАЗ-ЕВРО ТЕХНОТРОН

Воздухозаборник КАМАЗ-ЕВРО ТЕХНОТРОН

Воздухозаборник КАМАЗ-ЕВРО ТЕХНОТРОН

Воздухозаборник МАЗ в сборе ОЗАА

Воздухозаборник МАЗ в сборе ОЗАА

Воздухозаборник МАЗ ОАО МАЗ

Воздухозаборник ВАЗ-2112 Н/О холодного воздуха

Воздухозаборник МАЗ (грибок) ОЗАА

Воздухозаборник ВАЗ-2121 капота

Воздухозаборник ВАЗ-2172 холодного воздуха АвтоВАЗ

Типы, конструкция и применяемость воздухозаборников

Конструктивно все заборники воздуха одинаковы — это труба круглого, прямоугольного или более сложного сечения, которая одной стороной устанавливается на корпусе воздушного фильтра, а другой выходит в наиболее удобное место внутри кузова или снаружи автомобиля. Под действием разряжения, возникающего во впускном тракте системы питания двигателя, воздух всасывается через наружную часть заборника, поступает к фильтру и далее в систему.

Типичное расположение воздухозаборника грузового автомобиля

Типичное расположение воздухозаборника грузового автомобиля

Воздухозаборники можно разделить на две группы по месту установки на транспортном средстве:

  • Наружные;
  • Внутренние.

Наружные заборники устанавливаются за пределами кузова автомобиля — над капотом, над крышей, за задней поверхностью кабины и т.д. Для установки выбирается такое место, где наблюдается нормальное или повышенное давление воздуха во время движения транспортного средства, избегая зон турбулентности (завихрений) с пониженным давлением.

Внутренние заборники располагаются в подкапотном пространстве в непосредственной близости от двигателя. Для подачи воздуха в моторный отсек служат отверстия в капоте, крыльях или в иных деталях кузова. Данные воздухозаборники делятся на два типа по назначению:

  • Для забора холодного воздуха;
  • Для забора теплого воздуха.

Заборники первого типа располагаются на некотором удалении от двигателя, обеспечивая подачу к фильтру воздуха с температурой окружающей среды. Заборники второго типа располагаются у наиболее нагретых частей двигателя (обычно монтируется непосредственно на выпускной коллектор), обеспечивая подач к фильтру теплого воздуха. Система из двух заборников воздуха облегчает зимнюю эксплуатацию двигателя, ускоряя его прогрев. Как правило, такая система содержит терморегулятор с заслонкой, изменяя положение которой можно смешивать теплый и холодный воздух для достижения оптимальной температуры поступающей в цилиндры топливно-воздушной смеси.

Схема воздушного тракта системы питания двигателя легковых автомобилей (с расположением в подкапотном пространстве)
Схема воздушного тракта системы питания двигателя легковых автомобилей
Схема воздушного тракта системы питания двигателя грузовых автомобилей (с расположением за кабиной)
Схема воздушного тракта системы питания двигателя грузовых автомобилей

Воздухозаборники наружные и холодного воздуха делятся на две группы по способу подачи воздуха:

  • Пассивные;
  • Активные.

Пассивные заборники воздуха — это простые устройства в виде пластиковых или металлических труб различной конфигурации, которые обеспечивают лишь подвод воздуха к фильтру. Такую конструкцию имеет большинство воздухозаборников легковых автомобилей и очень многих грузовиков. На наружной стороне данных устройств могут располагаться различные вспомогательные устройства — «грибки» для защиты от пыли и грязи, резонаторы для формирования потока воздуха определенной структуры, сетки, жалюзи и т.д.

Активные заборники воздуха — это более сложные устройства, которые не просто доставляют воздух к фильтру, но и решают одну или несколько вспомогательных задач. Наибольшее распространение имеют два вида активных воздухозаборников:

  • Моноциклоны — заборники с завихрителями (неподвижными лопастями, расположенными поперек оси потока воздуха), которые придают потоку воздуха вращение для дополнительной очистки от пыли (за счет центробежных сил) и лучшей наполняемости системы питания. Примером моноциклона служит типичный воздухозаборник тракторов МТЗ в виде грибка, также несколькими циклонами оснащаются современные заборники грузовых автомобилей, предназначенных для эксплуатации в условиях повышенной запыленности;
  • Вращающиеся заборники — устройства, на наружной стороне которых установлен вращающийся сетчатый барабан с крыльчаткой и завихрителем. Барабан приходит во вращение под действием набегающего потока воздуха, благодаря этому происходит отсеивание крупного мусора и формирование завихренного потока воздуха в системе питания. Также вращение обеспечивает самоочистку наружной поверхности барабана от застревающих частиц загрязнений, поэтому данные устройства используются на автомобилях и различной технике (тракторы, комбайны), эксплуатируемой в условиях повышенной запыленности.

Конструкция воздухозаборника-моноциклона (с завихрителем)
Конструкция воздухозаборника-моноциклона (с завихрителем)
Конструкция вращающегося воздухозаборника
Конструкция вращающегося воздухозаборника

Оба этих воздухозаборника, а также и все заборники с сетками на входе, считаются фильтрами грубой очистки воздуха, которые устраняют проникновение в систему питания крупных частиц (камней, травы и т.д.) и значительно продлевают ресурс воздушного фильтра.

В отдельную группу выделяются воздухозаборники специального назначения — шноркели (шнорхели). Эти устройства используются на внедорожниках и другой технике, которой в процессе эксплуатации приходится преодолевать глубокие водные преграды и двигаться по бездорожью (военная техника, раллийные автомобили). Шноркель представляет собой герметичную трубу, вынесенную на уровень крыши автомобиля — расположение в самой высокой точке автомобиля обеспечивает защиту от воды и грязи. Обычно шноркели оборудуются поворотным заборником, который можно развернуть по ходу или против хода движения автомобиля, он имеет сетку и может оснащаться вспомогательными деталями (для отвода воды, для завихрения воздуха и т.д.).

Воздухозаборник на капот - декоративный и функциональный элемент автомобиля

Воздухозаборник на капот

Наконец, существует большая группа капотных воздухозаборников легковых автомобилей, которые выполняют две функции — формирование направленного потока воздуха и украшение. Эти устройства имеют разнообразный дизайн и привносят во внешний вид автомобиля новые ноты, и, в то же время, обеспечивают интенсивную подачу воздуха в подкапотное пространство или непосредственно к внутреннему заборнику воздуха. Но сегодня распространение получили и чисто декоративные воздухозаборники, которые помогают придать автомобилю более агрессивный, спортивный вид, но практически не оказывают никакого влияния на работу воздушного тракта его системы питания.

Вопросы выбора и замены воздухозаборников

В процессе эксплуатации транспортного средства воздухозаборник не подвергается большим нагрузкам, однако он может быть поврежден вследствие удара (чему особенно подвержены наружные заборники грузовых автомобилей, тракторов и другой техники) или вибраций, либо потерять свои характеристики от старения (особенно этому подвержены пластиковые детали). При неисправности деталь следует заменить, иначе может нарушиться режим работы двигателя, повыситься интенсивность засорения фильтров и т.д.

На замену следует выбирать только те воздухозаборники, которые подходят для данного автомобиля или трактора — это легко сделать по типу и каталожному номеру детали. Замена возможна только в тех случаях, когда на разной технике используются одинаковые детали — как, например, заборники всех автомобилей КАМАЗ, «грибки» на воздухозаборники, моноциклоны и вращающиеся заборники многих тракторов и грузовиков, и т.д.

Замена заборника обычно сводится к демонтажу старой детали и установке новой, для этого требуется выкрутить несколько винтов, демонтировать пару хомутов и снять один или два уплотнителя. При монтаже следует соблюдать правильность установки уплотнителей и обеспечивать максимально герметичный монтаж, чтобы избежать подсоса воздуха через щели. Все работы следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и ТО автомобиля.

Выбор декоративного воздухозаборника сводится к подбору детали, подходящей по месту установки и внешнему виду. Монтаж заборника может выполняться различными способами, в том числе и без выполнения сверления капота и иных кузовных деталей — в каждом конкретном случае следует придерживаться приложенной инструкции.

При верном подборе и замене воздухозаборника двигатель будет получать необходимое количество воздуха и нормально работать в любых условиях.

Лобзик электрический: режущий универсал 24 Февраля Лобзик электрический: режущий универсал

Для пиления древесины, ДСП, металлов, пластиков, керамики и других материалов применяется универсальный режущий инструмент — электрический лобзик. О лобзиках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и правильной эксплуатации этого инструмента рассказано в данной статье.

Набор ключей шестигранных 10 Февраля Набор ключей шестигранных

Для работы с винтами и другими метизами, имеющими шестиугольный шлиц, используются специальные шестигранные ключи, которые часто предлагаются в наборах. О наборах шестигранных ключей, их типах, составе и характеристиках, а также о правильном подборе и применении этого инструмента — читайте в статье.

Паяльник 27 Января Паяльник

Изготовление и ремонт электронного оборудования, многие монтажно-слесарные и другие работы требуют применения специального инструмента — паяльника. Все, что вы хотели узнать о паяльниках, их существующих типах, устройстве и работе, а также о верном выборе и применении паяльников, рассказано в статье.

Напильник: слесарный универсал 20 Января Напильник: слесарный универсал

В слесарном деле, при выполнении ремонтных работ и в других случаях обработка изделий часто выполняется многолезвийными режущими инструментами — напильниками. О том, что такое напильник, какие типы этого инструмента существуют, как они устроены и как их правильно использовать — рассказано в статье.

Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу 12 Ноября 2021 Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж — по плечу

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия 5 Октября 2021 Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника 29 Июля 2021 Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

Зачем на капоте воздухозаборники и нужны ли они на машинах в городе?

Эффектные накладки на капот для создания на нем дополнительных воздухозаборников можно купить практически на любую машину. Автомобилистам нравится, как меняется облик их транспортного средства. Обычный гражданский автомобиль становится похожим на раллийный спорткар. Многие водители даже рассказывают, что после установки «ноздрей» на капоте резко улучшилась вентиляция моторного отсека и, следовательно, за счет притока дополнительного воздуха выросла мощность двигателя. Действительно ли новые ноздри на капоте могут повысить эффективность силового агрегата?

Инерционный наддув

Впервые крупные ноздри на капоте серийных спорткаров появились на серийном Pontiac Firebird Trans Am 60-х годов. Этот автомобиль имел так называемый инерционный наддув, который через дополнительные воздуховоды нагнетал поток непосредственно во впускной коллектор. На высокой скорости давление потока воздуха увеличивается, отчего через ноздри в камеры сгорания попадает больше кислорода, благодаря чему температура сгорания смеси растет и мощность мотора повышается.

Подобные инерционные наддувы ставились раньше на автомобили Формулы 1, а сейчас идут на спортивные мотоциклы. Они дают прибавку мощности в 5-10%, но только на скоростях свыше 150 км/ч.

Охлаждение турбины

На современных раллийных машинах с турбированными моторами закачивание воздуха идет с помощью механического нагнетателя или турбины, работающей от энергии выхлопных газов. Для нее достаточно потока воздуха, проходящего через решетку радиатора.

Но если присмотреться ко многим спортивным машинам, то на них дополнительные воздуховоды все же присутствуют. У разных спорткаров они не похожи друг на друга. У Subaru ноздри направлены вперед и жадно хватают набегающий воздух, как на старом Pontiac Firebird. У Chevrolet Corvet они, наоборот, размещены покато и похожи на жалюзи, стелящиеся по поверхности.

Дело в том, что эти приспособления выполняют разные функции и являются частями разных технических устройств.

Ноздри Subaru служат для закачивания воздуха в интеркуллер, который охлаждает поток перед его поступлением в камеры сгорания. Тем самым плотность воздуха повышается, как и содержание в нем кислорода.

Отвод тепла из-под капота

На Chevrolet Corvet и Camaro или многих раллийных машинах вместо ноздрей ставятся жалюзи, расположенные по ходу движения. Они не забирают воздух извне, а, наоборот, помогают ему выйти наружу из моторного отсека.

Дело в том, что при движении на высоких скоростях в верхней части двигателя образуется область перегрева, которая может вызвать недостаточный термообмен в штатной системе охлаждения. Поэтому инженеры и разместили в наиболее проблемных зонах такие небольшие жабры, с помощью которых стравливается лишнее тепло в атмосферу и обеспечивается обдув головки цилиндров.

Ноздри на «Жигулях»

Что же будет, если поставить такие же ноздри, как на Subaru, на обычные гражданские автомобили? В первую очередь нарушится циркуляция воздуха под капотом. Через дополнительные отверстия воздух начнет закачиваться под капот и будет создавать там повышенное давление, которое на высоких скоростях будет препятствовать обдуву радиатора. Если водитель любит раскручивать мотор до пиковых значений и ездит быстро, то могут наблюдаться проблемы с охлаждением силового агрегата.

Поэтому запускать под капот ветер не рекомендуется. Циркуляция воздуха в нем посчитана инженерами досконально и не требует вмешательства владельца машины. Поэтому бессмысленно делать отверстия в капоте своей машины в надежде улучшить ее характеристики. Чаще этими действиями можно только навредить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *