Снижение расхода топлива на машине – реальные способы
Стоимость бензина постоянно растёт. И нет этому предела. Что же делать, если от автомобиля никак нельзя отказаться? Нужно искать варианты, как уменьшить расход топлива. Мы тоже задались этим вопросом и провели своё исследование. О его результатах вы узнаете ниже.
Скажем сразу, что все новомодные приспособления, производители которых обещают сумасшедшую экономию, мы не рассматривали. Как показывает практика, они оказываются абсолютно бесполезными, а некоторые устройства ещё и вредят машине. Можно вполне обойтись без таких приспособлений и при этом добиться впечатляющей экономии.
Причины большого расхода топлива
Далеко не всегда совпадает расход топлива, указанный в эксплуатационной книжке, с реальными показателями. Такая ситуация может возникать по разным причинам. Любую из них можно устранить, что позволит сократить «аппетиты» автомобиля и снизить расходы на его заправку. Мы отобрали наиболее частые и весомые причины, которые заставляют автомобиль расходовать больше газа/бензина:
- неправильный стиль вождения,
- использование кондиционера и езда с открытыми окнами,
- торможение педалью, а не двигателем,
- несвоевременное обслуживание машины,
- неудовлетворительное состояние лакокрасочного покрытия кузова,
- работающие устройства, которые требуют от автомобиля большего расхода,
- низкое давление внутри покрышки,
- неудовлетворительное качество масла и топлива,
- проблемы в ходовой системе,
- неправильный выбор маршрута для поездок.
Какой стиль вождения обеспечит наименьший расход топлива?
От выбранного стиля вождения сильно зависит расход топлива. Если внести некоторые корректировки в свои привычки, то можно неплохо сэкономить. Мы отобрали несколько пунктов, которые больше всего влияют на аппетиты авто:
- На трассе автомобиль испытывает высокое сопротивление, что увеличивает использование бензина/газа. Можно ехать за грузовиком или автобусом. В этом случае впереди идущий транспорт будет выступать щитом и снизит усилие, которое должен прилагать ваш автомобиль для преодоления сопротивления. Более того, такой транспорт движется в среднем со скоростью 80 км/ч. Догадываетесь, на какой скорости можно минимально расходовать топливо? Всё верно, именно такой скоростной режим является наиболее экономичным.
- Во время движения по городу передачу повышать необходимо только после 2,5 тыс. оборотов на тахометре. Такой стиль езды обеспечит наименьший расход топлива.
- Сохранение правильной дистанции оградит от использования педали тормоза, что также влечёт к большому потреблению бензина/газа.
- Резкие ускорения при старте, например, на светофоре, вытянут из вашего кошелька лишний рубль. Трогаться нужно медленно и спокойно.
Кондиционер и окна
Блага автомобильной промышленности дарят комфорт и делают езду приятной. Но за такие удобства придётся поплатиться рублём. Хотите знать, как снизить расход топлива? Придётся отказываться от прохлады в салоне. Кондиционер, который работает на полную мощь, «съедает» примерно 15% топлива.
Открытые окна нарушают аэродинамические показатели кузова. За счёт открытых окон образовываются завихрения, которые повышают сопротивление машины. Увеличение топливного расхода повышается, пусть и не намного.
Применение тормоза двигателем
На расход топливной массы влияет способ торможения, который используется водителем. Правильно замедлять ход авто не тормозом, а силовым агрегатом. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- выжимаем сцепление,
- ждём опущения показателя тахометра до 1,2 тыс. оборотов,
- тормоз не жмём, а снижаем передачу.
При таком стиле торможения топливо перестанет подаваться автоматически, а машина будет катиться дальше по инерции и сможет преодолеть несколько сотен метров, не использовав ни капли топлива. Во время гололёда при таком торможении можно избежать заносов.
Обслуживание автомобиля
Автомобиль нельзя запускать, он нуждается в периодическом обслуживании. Таким образом, не только можно продлить срок его службы, но и сократить расход топлива. На аппетиты машины влияют многие рабочие элементы и узлы, в первую очередь стоит отметить воздушный фильтр и свечи:
- Воздушный фильтр правильно менять через каждые 10 тыс. км. В противном случае из-за загрязнений на фильтре в двигатель будет поступать недостаточное количество воздуха. Это вызывает нарушения в работе датчика массового расхода, что, в свою очередь, нарушает процессы образования топливной смеси.
- Замену свечей необходимо выполнять через каждые 15 тыс. км. В этом случае экономия топлива может достигать 10%. При загрязнённых свечах, покрытых нагаром, или изношенных, топливо будет воспламеняться не с первого раза. В таких ситуациях обязательно имеет место пустой расход топлива.
Состояние лакокрасочного покрытия
Каждый день поверхность автомобиля подвергается большому числу вредных воздействий, которые самым негативным образом влияют на состояние лакокрасочного покрытия. Оно нуждается в восстановительных работах. Если не уделять внимание покрытию кузова и не заниматься своевременным устранением дефектов, то оно быстро испортится.
При этом не только будет испорчен внешний вид автомобиля, но также серьёзно нарушатся аэродинамические свойства. Автомобилю потребуется расходовать большее количество топлива для преодоления силы трения и сопротивления, которые возникают при движении. Не запускайте свой автомобиль, пусть он всегда блестит и сверкает, как новая монета. С таким подходом удастся понизить расход топлива (бензина или газа) и не допустить развития коррозии, что является главным врагом автомобильного кузова.
Работающие устройства
Современные автомобили буквально напичканы различными устройствами, которые направлены на повышение комфорта водителя и его пассажиров. Для работы каждого из них необходима энергия, часть из которой берётся с топлива. Не стоит отказываться от всех благ автопрома. Нужно использовать системы и устройства правильно и грамотно:
- на постоянно включённую аудиосистему уходит около 8%, потому не стоит оставлять её во включённом состоянии постоянно,
- обогрев заднего стекла необходимо активировать лишь в случаях крайней необходимости,
- электростеклоподъёмники пусть влияют минимальным образом на расход бензина, но всё же свою лепту вкладывают,
- внутрисалонная подсветка — удобная вещь, но её использование можно ограничить без ущерба для своего комфорта.
На каждый киловатт, который используется устройствами, уходит примерно литр топлива каждый час.
Давление в шинах
Если постоянно уделять этому вопросу внимание, то можно сократить затраты на расход горючего примерно на 7%. Особенное внимание этому вопросу стоит уделять в зимнее время. Перепады температуры способствуют быстрому спуску резины. В таком положении покрышка под весом автомобиля становится шире, соответственно, пятно контакта также увеличивается. В этом случае возрастает сопротивление, что способствует увеличению расхода топлива.
В руководстве для каждого автомобиля прописываются оптимальные показатели давления в шинах. Для лета и зимы эти показатели отличаются. Обратите внимание, не на покрышке указывается оптимальное давление, а именно в руководстве. Давление, которое указано на покрышке, — это максимальный уровень, допустимый в летнее время. Если накачать колесо до такого уровня, то зимой машиной будет невозможно управлять.
Раз уж мы заговорили о колёсах, то стоит упомянуть об экономичных шинах. Они созданы из особого материала, он не прогибается под весом машины и хорошо удерживает давление внутри покрышки. С такими колёсами не только будет снижен расход топливной массы, но и вероятность потери управления машиной в зимнее время также будет находиться на порядок ниже.
Декоративные элементы
Практически все декоративные элементы, которые крепятся на кузов автомобиля, приводят к увеличению топливного расхода:
- багажник меняет аэродинамические характеристики машины, что увеличивает сопротивление, соответственно транспортному средству необходимо больше топлива,
- спойлеры,
- воздухозаборники зимой, например, вообще не нужны, потому нет необходимости катать их на кузове,
- «мухобойки» актуальны лишь в тёплое время года, потому на зиму их нужно снимать.
Воздухозаборники на капоте автомобиля
Как видите, подготовка машины к зиме/лету заключается не только в смене резины.
Качество масла
Не только качество горюче-смазочных моторных жидкостей влияет на расход автомобиля. Также имеет значение количество масла, его характеристики, вещество, которое лежит в его основе. Каждый производитель указывает в эксплуатационной книжке масло, которое необходимо использовать при дальнейшей эксплуатации автомобиля. Этих рекомендаций нужно строго придерживаться, в противном случае можно столкнуться с рядом проблем. И тогда высокий расход бензина покажется несущественным.
Синтетика и полусинтетика делают автомобиль более экономным. В среднем расход снижается на 3%, экономия может доходить до 5%. Но только в том случае, если используется масло, которое рекомендовано производителем.
Состояние ходовой системы
Своевременная проверка и настройка развала позволят экономить до 15% топлива. Смещённые колёса увеличивают сопротивление авто и приводят к увеличенному расходу. На проверку развала нужно отправляться, когда колёса перестают слушаться команд рулевого управления и начинают жить своей жизнью. Вообще проверка развала должна проводиться дважды в год при смене резины. Ведь увеличение расхода топлива будет возникать даже при малейшем расхождении в углах расположения колёс.
Качество топлива
Существуют «чудо-таблетки», которые способны повысить качество топлива. Некоторые АЗС раздают их в качестве приятного бонуса. Это очень удобно и выгодно. Заправляем топливо низкого качества по более доступной стоимости, используем присадку и получаем бензин с высоким октановым числом. Ложкой дёгтя в этой бочке мёда служит большой расход топлива, который в среднем увеличивается на 10%.
В первые несколько недель будет отмечаться сниженный расход. Но затем ситуация кардинально меняется. Стоит машине пройти несколько сотен километров на таком «чудо-топливе», как силовой агрегат потеряет мощность, появятся чихающие звуки. Такие изменения в работе автомобиля связаны с присутствием нафталина в составе присадок. В итоге водитель получит ворох проблем с машиной и увеличенную потребность в топливе.
Маршрут
Жителям больших городов хорошо знакома проблема перегруженности дорог. Каждый знает, сколько можно простоять в автомобильной пробке. Передвижение в заторах увеличивает расход топлива минимум на 20%. Эта цифра может доходить до 30%. Пробки на дорогах — самый значимый параметр, на котором автовладелец теряет свои деньги.
Экономия расхода топлива может достигаться за счёт установки приложения, которое позволяет отслеживать ситуацию на дорогах и корректировать свой маршрут. Также можно взять в привычку выезжать раньше на работу. Для передвижения по центральной части города можно и вовсе выбрать общественный транспорт, а автомобиль в это время может стоять на парковке.
Как уменьшить расход топлива на автомате
Автомобиль с автоматической коробкой обладает уникальными особенностями, его нельзя сравнивать с машинами, оборудованными механикой. Для владельцев таких транспортных средств мы отобрали несколько положений, соблюдение которых позволит добиться сокращения расходов на заправках:
- исключайте перегазовку,
- не допускайте резких ускорений,
- исключительно спокойная езда.
При соблюдении этих нехитрых правил можно не только сэкономить некоторую сумму на заправке автомобиля, но также получится снизить износ силового агрегата и продлить срок службы сцепления.
Не стоит зацикливаться на экономии расхода топлива и постоянно думать об этом. Такие мысли могут стать отвлекающим фактором и привести к ДТП. Необходимо изменить то, что в ваших силах: следить за автомобилем, проводить его диагностику, устранять проблемы по мере их возникновения, не пользоваться без надобности приборами, не перегружать кузов лишним декором, правильно трогаться и тормозить.
Экономия топлива. Стиль вождения для экономной езды
Все мы гонимся за тем, чтобы наш автомобиль был динамичным, быстро разгонялся, чтобы не чувствовать себя ущемленным на дороге, когда тебя начинают обгонять. В тоже время хотим, чтобы автомобиль был экономичным и езда на нем сильно не била по карману. Но, за что-то приходится всегда платить. Хочешь хорошей динамики — не смотри на расход топлива, либо если хочешь экономной езды — не смотри на динамику. Каждый сам выбирает, что ему надо, форсировать двигатель, либо ездить с заводской комплектацией, но есть общие правила экономной езды, которые работают при любом двигателе и на любой машине. Все дело в стиле вождения.
Стиль экономичного вождения можно использовать в случаях, когда велика вероятность остановки
с пустым баком или на пути встречаются АЗС, посещение которых чревато выходом из строя топливной аппаратуры, либо вообще для повседневной езды для того, чтобы не разоряться на топливо.
По данным Немецкого совета безопасности движения, экономный стиль вождения позволяет экономить до 25% топлива.
В интернете нашел результаты теста ВАЗ 2115, предлагаю с ними ознакомиться и сделать для себя выводы.
Влияние выбора передач
В ходе теста проверялось, как влияет правильность выбора передач (оборотов двигателя) на экономичность, когда автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч на разных передачах. Наименьший расход топлива для данного скоростного режима был зафиксирован на четвертой передаче. На пятой передаче расход оказался выше. Из этого следует вывод: чрезмерное занижение оборотов, т.е. использование завышенных передач на малых скоростях, нецелесообразно, так как расход топлива повышается.
Обусловлено это перегрузками, когда для обеспечения устойчивой работы мотора необходимо подавать в цилиндры обогащенную смесь.
Скорость и расход
Результаты исследования влияния скорости движения (на пятой передаче) на расход топлива и режим работы двигателя свидетельствуют: чем выше скорость и чем больше обороты мотора, тем выше расход топлива.
Насколько влияют открытые окна и люк (если он есть) на расход топлива, было проверено в трех скоростных режимах. При скоростях 60, 90, 120 км/ч фиксировался моментальный расход топлива сначала при открытых окнах и люке и с закрытыми окнами и люком. Полученные результаты свидетельствуют о том, что на больших скоростях лучше ездить с закрытыми окнами. Летом это возможно в ночное время суток и ранним утром. Если поездка приходится на жару, на трассе предпочтение следует отдать включенному вентилятору печки при закрытом кране на радиатор печки. А вот в городе, где средняя скорость низкая, открытые окна и люк не оказывают существенного влияния на экономичность.
Моментальный расход топлива (л/100 км) при скорости
Открытые окна и люк — 60км\ч — 4,8
— 90км\ч — 6,5
— 120км\ч — 10.3
Закрытые окна и люк . —60км\ч — 4,8
—90км\ч — 5,8
—120км\ч — 6,8
Исходя из проведенного анализа данных, можно сформулировать основные правила экономичной езды:
1. Обороты двигателя на любой передаче должны быть в пределах 2000 – 2500 об/мин .
2. Избегайте интенсивных разгонов и резких нажатий на педаль газа. В этих случаях в цилиндры подаются большие порции топлива.
3. Соблюдайте большую дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это позволит реже пользоваться тормозной системой, таким образом, снижается потребность в последующих разгонах, когда потребление топлива увеличивается.
4. Включайте повышенные передачи после раскрутки мотора – 2500 – 3000 об/мин, но не позже.
5. Ездите на более высокой передаче, но не чрезмерно заниженных оборотах. При отсутствии разгонов двигатель «съедает» меньше топлива.
6. Используйте режим быстрого прогрева мотора – в движении на небольших оборотах. При этом уменьшается время работы мотора в режиме подачи в цилиндры обогащенной топливо-воздушной смеси.
7. По возможности совершайте меньше поездок в жару. Дело в том, что при этом требуется отдавать энергию мотора на преодоление повышенного сопротивления воздуха при открытых окнах и люке. Кроме того, в объеме раскаленного воздуха содержится меньше кислорода, чем в прохладном, соответственно для получения требуемой мощности мотора в его цилиндрах нужно сжигать больше топлива.
8. При движении на больших скоростях (70 км/ч и выше) окна и люк должны быть закрыты. Для подачи воздуха снаружи включайте систему вентиляции салона.
9. Давление в шинах увеличьте на 0,3 бар от нормы. Это позволит снизить сопротивление качению, хотя на детали подвески и кузов будут передаваться большие ударные нагрузки пассажиры это вряд ли заметят.
10. Устанавливайте летние шины с пониженным сопротивлением качению, снижающие расход топлива до 5%.
11. Из двух рекомендуемых автопроизводителем марок топлива (указываются в руководстве по эксплуатации машины) используйте более дешевый низкооктановый бензин. Данная рекомендация «работает» при большой разнице в стоимости топлива и в поездках в страны Западной Европы, где октановое число и качество топлива на заправках соответствуют его маркировке. А вот с нашим топливом возможны «проколы», например, могут возникнуть проблемы с топливной аппаратурой, или октановое число окажется настолько низким, что давить на газ придется больше, соответственно значительно увеличится расход топлива и сэкономить не удастся.
12. Избавьтесь от багажника на крыше – источника повышенного аэродинамического сопротивления, способствующего увеличению потребления топлива. В случае крайней необходимости устанавливайте обтекаемые аэродинамические боксы.
13. Не возите лишний груз в багажнике (например, цепи противоскольжения), так как это тоже способствует расходу топлива.
14. Грамотно прокладывайте маршруты, чтобы большую часть времени можно было двигаться с постоянной скоростью.
15. Больше используйте накат на нейтральной передаче, когда двигатель работает на холостых оборотах и потребляет минимальное количество топлива. В целях безопасности пользоваться данной рекомендацией целесообразно только в сухую летнюю погоду и при отсутствии проблем с устойчивостью оборотов двигателя, который обеспечивает работу вакуумного усилителя тормозной системы.
Стоит отметить, что все эти рекомендации актуальны только в том случае, если речь идет о технически исправном автомобиле, на который установлены чистые фильтры, залито свежее моторное масло, с исправной системой зажигания и питания, у которого в норме компрессия в цилиндрах и углы установки колес (развал-схождение) и т.д.
Для постоянного поддержания экономичного режима работы двигателя установите эконометр (на карбюраторные машины), а с бортовым компьютером во время езды должен быть постоянно включен режим информирования о мгновенном расходе топлива.
Какой стиль вождения обеспечит наименьший расход топлива?
Расход топлива – значимая статья затрат. Экономия даже в 5% может стать ощутимой. Мы расскажем, при каком стиле вождения обеспечивается наименьший расход топлива в нашей статье.
Расход топлива – значимая статья затрат для транспортных компаний и корпоративных автопарков. Экономия даже в 5% может стать ощутимой, если речь идет о регулярных перевозках людей и грузов. По данным экспертов, один из способов сократить расход топлива на 20-25% – экономичный стиль вождения. В этой статье мы поговорим о том, какие принципы стиля вождения обеспечивают наименьший расход топлива, как добиться соблюдения экономичного стиля вождения в вашей компании и организовать контроль водителей на линии.
При каком стиле вождения расход топлива будет наименьшим?
Давайте разберемся, какие факторы влияют на расход ГСМ, и какой стиль вождения обеспечивает наименьший расход топлива:
- Во-первых, расход топлива зависит от скорости движения автомобиля. Если мы едем слишком медленно или слишком быстро – топлива уходит больше. Скорость, при которой расходуется минимум топлива, – 60 км/ч для города и 90 км/ч для трассы;
- Во-вторых, чем выше обороты двигателя – тем больше расход ГСМ. Топливо расходуется наиболее рационально при оборотах двигателя на любой передаче в пределах 2000-2500 об/мин;
- Кроме того, расход топлива зависит от аэродинамичных характеристик кузова. Например, если при скорости 90 км/ч в салоне открыт люк или окна – топлива расходуется на 4-5% больше, а при более высокой скорости перерасход может быть и того выше – 25-30%. Отсюда правило: на высокой скорости люк и окна должны быть закрыты;
- Работа систем кондиционирования, климат контроля и т.п. на полной мощности «съедает» примерно 15% топлива. Вывод: использовать охлаждение салона нужно только при реальной необходимости;
- Еще один значимый фактор – резкие ускорения и торможения. Во время резких маневров в цилиндры поступают большие порции топлива, которые расходуются нерационально и не полностью. Если избегать форсированных стартов и перегазовок, реже пользоваться тормозами для снижения скорости и реже разгоняться – расход топлива становится существенно ниже;
- Повышают расход топлива и другие факторы, например, низкое давление в шинах, высокооктановый бензин, прогрев силовой установки на холостых оборотах, езда при экстремальной температуре (сильный мороз или жара) и т.п. По-возможности, за всем этим тоже нужно следить.
Соблюдение вышеперечисленных правил обеспечивает экономичный стиль вождения с наименьшим расходом топлива. Но вы, наверное, уже заметили, что далеко не все эти правила применимы в работе транспортных компаний. Например, при внутригородских перевозках нельзя избежать большого количества торможений и ускорений, работы двигателя на холостом ходу и езды на низкой скорости в условиях пробок. Останавливать работу компании при плюс/минус тридцати тоже никто не будет: заказчики ждут свой товар и если его не привезете вы – это сделают ваши конкуренты.
В то же время, есть универсальные принципы экономичного стиля вождения авто, которыми вполне могут пользоваться и ваши сотрудники. Вот эти принципы:
- плавная и аккуратная езда без резких маневров, интенсивных разгонов и торможений;
- соблюдение скоростного режима;
- выключение двигателя во время длительных стоянок (если нет объективных причин этого не делать);
- закрытые окна и люки при езде на высоких скоростях;
- составление оптимальных маршрутов, которые обеспечивают максимально возможную длительность движения с постоянной скоростью.
Соблюдение этих несложных правил позволит вам экономить до 25% расходов на ГСМ.
Какие инструменты помогут контролировать стиль вождения и обеспечат наименьший расход топлива?
Безусловно, мало вывести правила, нужно сделать так, чтобы сотрудники применяли их, а для этого необходимы эффективные инструменты контроля.
Для контроля стиля вождения авто мы разработали систему спутникового мониторинга ITOB ECO-DRIVE на базе программного продукта «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS».
Решение позволяет отслеживать:
- скорость движения, обороты двигателя, температуру, пробег;
- резкие ускорения и торможения;
- местоположение, маршруты движения, остановки и стоянки транспорта;
- простои с включенным зажиганием;
- текущий и общий расход топлива, места заправок и сливов;
- формирует рейтинг водителей по путевым листам.
Система фиксирует все параметры в онлайн-режиме, о любом нарушении диспетчер узнает мгновенно. Наличие такого контроля повышает дисциплинированность водителей, обеспечивая аккуратную и экономичную езду. В результате расходы на топливо снижаются, и это заметно уже с первых дней применения ITOB ECO-DRIVE.
Еще один плюс экономичного стиля вождения – оптимизация расходов на содержание автопарка. Бережное отношение к технике продлевает срок ее эксплуатации, автомобили реже нуждаются в ремонте, сокращаются расходы на запчасти. Применение системы спутникового мониторинга позволяет участвовать в программах льготного страхования и экономить до 30% на КАСКО.