Как производится установка биксенона H4 своими руками: схемы и последовательность подключения
Ни для кого не секрет, что в головную оптику с единственной двухнитевой галогеновой лампой, совмещающей в себе ближний и дальний свет, обычный моноксеноновый источник света не может быть установлен. Для таких категорий фар предназначены биксеноновые лампы с соответствующим трехконтактным цоколем H4.
Для чего нужны линзы в автомобильной оптике
Для автовладельцев не является секретом факт, что штатное освещение довольно часто не справляется с поставленной задачей, фары святят тускло, а световой пучок рассеивается и больше ослепляет встречные машины, чем светит на дорогу. Особенно непросто освещать путь при вхождении в повороты, в линзах же свет собран в пучок, он более направлен.
Линзованная фара представляет собой отдельный круглый фонарь в виде колбы, она имеет собственный корпус, отражатель и непосредственно саму линзу. Такая конструкция встраивается в штатную фару, нередко оптика оснащается автоматическим корректором. Но линзы с завода редко используются вместе с галогеновыми лампами, стандартные лампочки выделяют много тепла, из-за этого линзовые колбы сильно нагреваются и деформируются.
Выбор биксеноновых линз и их цена
При выборе линз следует учитывать, что они могут быть двух видов:
- Универсальные – ставят только в галогеновые цоколи, не требуется вмешиваться в конструкцию фары. Выпускаются с монтажным размером Н.
- Штатные – устанавливают сразу на заводе при производстве авто. Заменить биксенон можно только, купив аналогичный по размеру.
Универсальные линзы g5 3 дюйма
Подходят для любого авто, очень компакты, поэтому их легко установить. Обеспечивают широкий ближний свет, который начинается уже с двух метров от капота. Стоимость от 3,5 тыс. руб.
Morimoto h1 mini с ангельскими глазками
Диаметр линз – 2,5 дюйма, мощность – 35 Вт. Благодаря механическим элементам, используется всего одна лампочка, которая дает и дальний и ближний свет. Ангельские глазки – светодиодный ободок вокруг фары. Кроме декоративной функции выполняют функцию дневных огней. Цена за комплект – от 3,6 тыс. руб.
Silverstar g3 с цоколем h4
Специальное строение позволяет быстро переключать ближний и дальний свет. Срок службы линз достигает до 3 тыс./ч. Конструкция предусматривает наличие металлической шторки и фокусирующей линзы. Цена – 3,4 тыс. руб.
Что такое биксеноновые линзы
Биксеноновая линза (билинза) – это комплект элементов оптики, устанавливаемый в фару автомобиля. Обычно он состоит из:
- ксеноновой лампы;
- отражателя;
- металлической шторки;
- фокусирующей линзы;
- монтажных элементов.
Иногда в него может входить и блок розжига для лампы.
В комплект входят линзы, отражатели, ксеноновые лампы, шторки и монтажные элементы
Принцип действия линзы отличается тем, что свет, излучаемый лампой, не просто отражается рефлектором, а формируется в пучок путём фокусирования. Переключение режимов «ближний/дальний» здесь осуществляется при помощи подвижной металлической шторки. При включённом ближнем свете она находится в приподнятом положении, перекрывая часть основного потока. При переключении в «дальний» режим она приподнимается, открывая лампу полностью.
Разница между галогенными фарами и ксеноновыми
Принципиальное отличие процесса монтажа ламп Bixenon от Xenon
Для ламп биксенон схема подключения немного усложнена из-за наличия дополнительного режима дальнего света. Поскольку последний активируется не путем зажигания второй нити накаливания, а за счет перемещения металлического экрана, алгоритм управления лампами немного корректируется дополнительной проводкой (На заметку: об особенностях подключения ламп Xenon можно прочитать здесь).
В более приближенном формате особенность схемы заключается в следующем:
- «+» и «–» поступают на блок розжига при включении ближнего света;
- при активировании дальнего освещения «+» поступает на устройство, изменяющее фокус свечения.
Подключение может быть выполнено по одному из двух сценариев, выбор которого предопределяет тип комплекта:
- с реле на каждую лампу или вовсе без электронного ключа;
- с одним общим реле на две лампы.
Что представляют собой биксеноновые фары
Ксеноновое освещение – фонари или фары, в которых установлены специальные газоразрядные лампы, в них отсутствует спираль накаливания. За счет конструктивных особенностей осветительных элементов создается направленный пучок света, для улучшения эффективности светового потока ксенон используется вместе с линзами. Основные преимущества ксеноновых фар перед галогеновыми:
- направленный поток света;
- экономичное потребление электроэнергии;
- более яркое освещение.
Направленный световой поток меньше ослепляет встречных водителей, потому что направлен на дорогу и не рассеивается. Ксеноновые лампы в основном применяются для ближнего света, яркий лучевой поток не всегда целесообразно использовать для дальнего освещения. Биксенон используется в качестве комбинированного света (лампы переключаются как на дальнее, так и на ближнее освещение), переключение светового потока происходит за счет перемещающегося электрода внутри колбы. Также изменение «дальний/ ближний» можно осуществить с помощью установки перемещающейся шторки или экрана, часто штатная биксеноновая оптика оснащается автоматической системой управления фарами.
Преимущества биксенона
Биксеноновые линзы обладают неоспоримыми преимуществами перед обычными фарами:
- обеспечивают высокий уровень видимости, при этом не ослепляют встречные машины и людей;
- длительный срок эксплуатации – более 3 тыс./ч.;
- позволяет получить одновременно ближний и дальний свет – большая часть ламп комплектуется «шторками»;
- универсальные линзы устанавливаются достаточно просто, для этого не требуется полностью менять конструкцию штатных фар;
- позволяют обезопасить движение на дороге, поскольку улучшают видимость на дороге.
Ответственность за переделку фар
Бытует ложное мнение, что «ксенон» в России запрещены. На самом деле это не так. Согласно Административному Кодексу РФ запрещено управление автомобилями, световые приборы которых не соответствуют основным требованиям Положений о допуске транспортных средств к эксплуатации. Иными словами, переделка фар, предназначенных для применения в них ламп накаливания или галогенных, с установкой ксеноновых источников света, влечёт за собой административное наказание. Кстати, никаких штрафов за это нет. Часть 3 ст. 12.5 КоАП за подобное правонарушение предусматривает наказание в виде лишения права управлением транспортными средствами на срок от шести до двенадцати месяцев с конфискацией световых приборов. Так что стоит трижды подумать, прежде чем заниматься тюнингом системы освещения своего автомобиля.
Как видите, установка линз — процесс достаточно сложный и трудоёмкий. Но эффект от линзованных фар вас по-настоящему удивит. А что касается законности, то тут уж решать вам, ездить ли со старыми фарами, тюнинговать их, рискуя быть лишённым прав, или купить заводские осветительные приборы с соответствующей оптикой.
—>Автозапчасти и СТО —>
Популярность ксеноновых газоразрядных лампочек для автомобилей обусловлена их лучшей эффективностью по сравнению с другими источниками освещения. Подключить ксенон возможно как в автосервисе, так и самостоятельно.
Как выбрать хороший комплект ксенона?
Подбор подходящего ксенонового источника освещения для машины должен опираться на два фактора: известность и надёжность фирмы-производителя и необходимую яркость ламп.
Из чего должен состоять комплект ксенона?
Комплектация газоразрядных лампочек для головного света или противотуманных фар включает в себя:
- источники освещения, рассчитанные на определенную мощность и обладающие конкретной маркировкой;
- устройство розжига;
- комплект проводов и элементов для подключения и фиксации ламп.
Блок розжига представляет собой модуль, предназначенный для подачи определенной величины напряжения, требующегося для активации, на световые источники. Более дорогие блоки обладают усложненной конструкцией, что позволяет им контролировать большее количество процессов. Если устройство высококачественное, оно сможет обеспечить длительную и бесперебойную работу световых элементов. Это обусловлено тем, что при розжиге ламп соблюдаются основные технические параметры в необходимом диапазоне.
Как подключить ксенон
Ксеноновые лампы для автомобильных фар работают по иному принципу, нежели обычные галогеновые. В них отсутствует нить накала. Свечение возникает не вследствие её нагрева, а за счёт горения электрической дуги. Для её возникновения необходимо изменить характеристики напряжения бортовой сети автомобиля, поэтому схема подключения ксенона предполагает внесение некоторых изменений в штатную проводку автомобиля.
Инертный газ, которым под высоким давление (около 25 АТМ) наполнена колба лампы, предотвращает выгорание её электродов. Благодаря чему срок службы осветительного прибора увеличивается до 3000 часов (против 600 часов у «галогенки»). Электрическая дуга также обеспечивает более высокую интенсивность светового потока, чем свечение нагретой спирали. В силу этих двух преимуществ некоторые автолюбители заинтересованы в замене ксеноновыми лампами обычных галогеновых.
Как выбрать ксеноновые лампы
Лампы выбираются по нескольким составляющим критериям.
HID-лампы выпускаются в соответствии со стандартами. Для замены «галогенок» H7, H11 или любых других необходимо приобретать изделия с такой же маркировкой.
В галогеновых лампах с цоколями H4, HB5, H13 для дальнего и ближнего света используются разные нити накаливания. Аналогичные им газоразрядные называются биксеноновыми. В них смена режимов работы происходит за счёт изменения положений колбы или отражающей шторки посредством электромагнитов.
По температуре свечения и потребляемой мощности
На ксеноновых лампах указывается так называемая цветовая или спектрофотометрическая температура (в градусах по Кельвину). По её значению можно заранее определить, насколько комфортной будет езда в тёмное время суток. При естественном дневном освещении значение цветовой температуры составляет от 6000К.
О том, как будет выглядеть свет фар с лампами различной цветовой температуры, можно составить впечатление по следующему изображению.
При выборе ксенона для противотуманных фар лучше отдавать предпочтение лампам с температурой 4000 – 4300К. Чем ближе спектр излучения к жёлтому, тем меньше эффект световой стены перед автомобилем, возникающий в тумане. Для фар ближнего и дальнего света ближе к естественному освещению ксеноновые лампы с температурой 4300 – 6000К.
Различаются лампы и по потребляемой мощности – она может быть 35 и 50 Вт. Как правило, водители отдают предпочтение лампам 35 Вт – они меньше «нагружают» бортовую сеть авто и не так сильно нагревают фары.
Наиболее популярные производители
Для розжига электрической дуги требуется подать на электроды напряжение около 25 000 Вольт. Для поддержания горения достаточно 50-80 Вольт. Чтобы обеспечить соблюдение этих условий работы, необходим блок розжига ксенона. При первоначальной установке ксенона требуется приобретать весь комплект – лампы, блок розжига и провода. Комплект должен сопровождаться инструкцией со схемой подключения. В дальнейшем отдельные комплектующие можно покупать порознь – по мере выхода их из строя.
Такие известные производители светотехнической продукции, как Hella, Osram и Philips не выпускают комплектов для самостоятельной установки ксенона. В продаже можно найти только лампы их производства или китайские подделки.
Среди прочих у российских автолюбителей пользуются спросом комплекты следующих марок:
- MTF-Light Slim Line.
- Optima.
- Sho me.
Каждый из этих производителей выпускает ксенон, что называется, в ассортименте – с различными лампами и модификациями блоков розжига.
Порядок установки
Далее – немного о том, как подключить ксенон своими руками.
Подготовка
Объём подготовительных работ зависит от компоновки автомобиля. Иногда к лампам противотуманных фар удаётся подобраться лишь при снятом переднем бампере. Но важнее всего – удачно разместить блоки розжига. При этом желательно максимально сократить длину проводов от них к фарам. Следует учитывать то, что излишне «спрятав» блоки, вы тем самым ограничите доступ к ним. Это вызовет затруднения при поиске и устранении неисправностей.
Для подведения проводов к лампам, скорее всего, придётся просверлить отверстия в колпаках фар, закрывающих лючки. В наборе для подключения предусмотрены специальные резиновые уплотнители и сверло следует выбирать в соответствии с их размерами. В тех случаях, когда колпаки в фарах сделаны из резины, достаточно сделать в них отверстия.
Выбор способа крепления блоков розжига не имеет принципиального значения. Их можно зафиксировать на деталях кузова при помощи скоб, входящих в комплект или просто приклеив на двухсторонний скотч.
Варианты схем подключения
Самый простой способ подключения HID-лампы выглядит так.
Принцип работы прост: при включении переключателя света напряжение подаётся на блок розжига, в нём генерируется высокое напряжение, которое и подаётся на электроды газоразрядной лампы. Положительные и отрицательные провода перепутать при подключении не получится – их разъёмы несовместимы друг с другом.
Ввиду того, что напряжение бортовой сети может быть изрядно «просажено» в момент розжига дуги, предпочтительнее осуществлять подключение ксенона через реле.
Как видите, тоже ничего сложного. На обмотку обычного реле света (контакты 85 и 86) подаётся напряжение, которое в штатной схеме подводилось к контактам «галогенки». В результате замыкаются контакты 87 и 30 реле, которые используются в качестве выключателя, «врезанного» в плюсовой провод, идущий непосредственно от аккумулятора. Таким образом исключаются потери напряжения, подаваемого на блок розжига, и облегчается «запуск» ксеноновой лампы – цепь становится практически автономной. Такой способ идеально подходит не только для того, чтобы подключить ксенон в противотуманки, но и для переделки основных фар.
С биксеноном ситуация несколько сложнее. Самый простой вариант улучшить срабатывание переключения ламп при смене режимов «дальний/ближний» — установить между «плюсовыми» выводами диод, исключающий «залипание» управляющего электромагнита.
Полная схема подключения биксенона Н4.
Несмотря на то, что HID-лампы имеют существенные преимущества по сравнению с галогеновыми, следует учитывать возможные неблагоприятные последствия самостоятельной их установки:
- Конструкция некоторых фар исключает возможность правильной настройки светового пучка с «неродными» лампами. Поэтому «колхозный» ксенон зачастую ослепляет других водителей.
- Внесение изменений в конструкцию фар головного света запрещается Правилами.
При самостоятельной доработке противотуманных фар таких проблем у вас не возникнет. Правильная их настройка значительно улучшит видимость во время тумана.
Как установить на автомобиль биксеноновые фары
Лет двадцать назад ксеноновые фары были большой редкостью на наших дорогах – машины с ярким белым или голубым светом воспринимались как символ роскоши, принадлежности к элитному классу. Сегодня ситуация резко изменилась, но, к сожалению, биксеноновые фары всё ещё не стали общемировым светотехническим стандартом. Тем не менее подобное оборудование можно приобрести в любом более-менее крупном автомагазине по вполне демократичной стоимости и установить его на свой автомобиль. Но насколько легальна установка биксеноновых фар в нашей стране, и можно ли выполнить операцию их монтажа самостоятельно – вопрос, остающийся малоизученным. Мы попробуем восполнить этот вопиющий пробел.
Что такое биксенон
Мы уже привыкли, что принцип действия осветительных приборов может быть разным – лампы накаливания в настоящее время уверенно вытесняются другими, более экономными источниками света.
Газоразрядные лампы, а именно к этому классу принадлежит ксеноновая и биксеноновая оптика, известны давно – до сих пор они использовались преимущественно для уличного освещения, но сейчас происходит их активное внедрение и в автомобилестроительную отрасль. Название ламп указывает на то, какой конкретно инертный газ используется при их изготовлении. Сама лампа представляет собой стеклянную колбу, в которую под большим давлением закачан ксенон. Розжиг осуществляется двумя электродами, которые подсоединены к блоку розжига, представляющему собой высоковольтный блок питания.
А теперь рассмотрим, как работает биксенон. В сущности, генерируемый ксеноновой лампой свет представляет собой горение дуги в среде, заполненной инертным газом. Можно сказать, что этот процесс чем-то напоминает дугу, даваемую сварочным аппаратом. В отличие от ламп накаливания, электроды здесь никоим образом не страдают, ведь инертный газ потому так и называется, что никак не реагирует с окружающими его материалами (в отличие от кислорода, водорода, азота и других газов, присутствующих в атмосферном воздухе).
Такая дуга горит непродолжительное время и потому нуждается в постоянной подпитке током, причём формируемое блоком питания напряжение должно иметь номинал порядка 60-80 В.
А поскольку бортовая сеть работает на напряжении 12 В, именно БП ответственен за многократное усиление характеристик тока, причём для этого требуется определённое время. Так что работу ксеноновой фары можно представить себе не как постоянное горение, а как непрерывную череду разрядов, происходящий с такой частотой, что мы этого не замечаем.
По сравнению с галогенными лампами ксеноновые намного безопаснее и экономичнее – их средний срок службы составляет около 2-3 тысяч часов – это примерно 3-4 года при ежедневной 2-3-часовой работе.
Для установки таких ламп в автомобиль требуется специальная линза – без неё свет окажется настолько интенсивным, что будет ослеплять водителей встречных ТС.
Биксеноновые фары отличаются от ксеноновых тем, что в их конструкции предусмотрена специальная шторка, посредством которой меняется направление луча. Это значит, что биксенон может использоваться для генерации как ближнего, так и дальнего света, в то время как ксеноновая оптика умеет светить только в одном направлении.
Преимущества использования биксеноновых фар
Сегодня достаточно большое количество моделей в топовых комплектациях оснащаются ксеноновой/биксеноновой оптикой. И это уже отнюдь не вопрос престижа: такая светотехника обладает достаточно большим числом важных преимуществ перед другими автомобильными лампами:
- экономичность – мы уже отмечали, что наработка на отказ у них как минимум вдвое выше, чем у обычных ламп;
- яркость – ещё одно достоинство ксеноновых источников света: они формируют луч мощностью 3000-32000 люменов против 15000 люменов у «галогенок», что существенно повышает комфортность для водителей;
- по долговечности показатели ксеноновых ламп также примерно вдвое выше, чем у галогенных;
- невысокое энергопотребление достигается за счёт дискретности работы блока питания, и здесь экономия тоже примерно двукратная;
- отличная видимость в туман – в этом отношении биксеноновая оптика даже лучше коротковолновой светодиодной, поскольку биксенон свети так, что не генерирует перед автомобилем белесую пелену;
- благодаря использованию специальных линз ослепления водителей, едущих по встречной полосе, не происходит. И это при гораздо лучшей освещённости дорожного полотна.
Главным недостатком ксенона/биксенона является высокая стоимость таких комплектов, что и заставляет автопроизводителей отказываться от их установки на бюджетные авто.
Среди других минусов можно отметить следующие:
- сложность монтажа – чтобы установить такую оптику на своё авто, нужно хорошо разбираться в электротехнике – схемы подключения биксеноновых фар достаточно сложные;
- далеко не на все авто возможна установка такой светотехники – на фаре должна присутствовать маркировка с буквой «К», в противном случае придётся менять полностью комплект блок-фар;
- наконец, установка биксенона на автомобили, конструкция которых не предусматривает их использования, запрещена в соответствии с ПДД.
Законодательные ограничения
Большая часть недостатков биксеноновой оптики в принципе позволяет их использование, за исключением последнего пункта. Дело в том, что, согласно части 03 пункта 12.05 КоАП РФ, эксплуатация автомобилей, на которых установлена светооптика, не соответствующая установленным нормативам по режиму работы, цвету луча и другим характеристикам, не допускается.
Наказание за данное нарушение предусматривает изъятие такого светотехнического оборудования (что само по себе неприятно из-за его высокой стоимости) и лишение ВУ сроком на 0.5-1 год.
Отметим, что срок, на который водителя лишаю прав, определяется только судом.
При этом протокол правонарушения, составляемый работниками стационарного/передвижного поста ГИБДД, должен содержать следующие сведения:
- данные о ТС и водителе (ФИО);
- дата/время фиксации правонарушения;
- какой пункт КоАП нарушен;
- подписи водителя и сотрудника ГИБДД.
Протокол должен быть дополнен актом сверки светотехники, а также копией сертификата, удостоверяющего соответствие нормам оборудования, используемого для проверки.
Согласно закону, изъятие установленных незаконно светотехнических устройств производится в момент выявления нарушения, при этот составляется соответствующий акт, где перечисляется, что конкретно было изъято с фиксацией фото- или видеоаппаратурой или в присутствии двух понятых.
Протокол впоследствии будет передан в суд для определения степени вины автовладельца.
Отметим, что денежный штраф за подобные нарушения не взимается (за исключением случаев, когда ксеноновая оптика устанавливается на грузовые ТС, принадлежащие юрлицу).
Обычно водителей мототехники за самостоятельную установку ксенона лишают ВУ на более длительный срок, поскольку эта разновидность автотранспортных средств считается более опасной, чем легковые/грузовые авто. Так что вопрос, разрешён ли биксенон, остаётся открытым – всё зависит от того, насколько правильно осуществлялась его установка. Разумеется, если такая светотехника – штатная для конкретной модели автомобиля, ни о каких наказаниях не может быть и речи.
Способы легализации ксенона
Опишем схему, позволяющую без нарушения закона установить ксеноновую оптику на свой автомобиль.
Первое, что нужно сделать – получить разрешение на подобные действия со стороны специализированной организации (обычно это НАМИ – орган, занимающийся сертификаций автомобильного оборудования).
Для этого составляется заявление, в котором приводятся следующие данные:
- ФИО автовладельца или главы компании;
- марка/модель ТС;
- копия паспорта автомобиля;
- описание оборудования, которое будет устанавливаться на машину.
На основании этого заявления проводится предварительная экспертиза на предмет возможности монтажа оборудования на автомобиль заявителя, стоимость которой – порядка 4000 рублей.
Если результаты проведения экспертизы будет положительным, автовладельцу выдаётся на руки соответствующее заключение. Отметим, что проверка соответствия светотехнического оборудования нормативным требованиям выполняется уже после проведения монтажных работ.
С заключением экспертизы необходимо обратиться в ГИБДД. В заявлении на переоборудование автомобиля указывается следующая информация:
- какие изменения предполагается внести в конструкцию ТС (марка/модель биксенонового комплекта, включающего лампы, высоковольтные блоки розжига, омыватели, светокорректоры);
- данные об автомобиле, подвергающемся модификации;
- сведения об автовладельце.
После рассмотрения сотрудниками ГИБДД заявления на документе ставится отметка, указывающая на возможность/невозможность монтажа биксеноновой оптики.
Вместе с заявлением в Госавтоинспекцию подаётся соответствующий пакет документов, включающий:
- паспорт автовладельца и ТС;
- регистрационное свидетельство;
- предварительное заключение экспертизы.
Если ГИБДД разрешило устанавливать ксенон на ваш автомобиль, остаётся его приобрести и установить, при этом во время покупки светотехнического оборудования важно наличие сертификатов на приобретаемую продукцию – в противном случае результаты проведения экспертизы соответствия окажутся отрицательными.
Сам монтаж можно производить либо в автосервисе (обычно длительность процедуры составляет 1-3 суток), либо самостоятельно. В последнем случае следует соблюдать установленный порядок, требующий монтажа дополнительного оборудования.
Процесс установки ксеноновых фар своими руками мы опишем позже, но в любом случае после проведения подобных работ требуется заполнить декларацию, в которой отразить объемы выполненных работ и другую информацию:
- если работы выполнялись не своими силами – следует указать наименование и реквизиты автосервиса;
- номер сертификата и лицензии уполномоченной организации, выдавшей заключение о возможности переоборудования автотранспортного средства;
- данные об автомобиле, подвергшемся переоборудованию;
- описание внесённых в конструкцию ТС изменений с указанием марки/модели установленного оборудования;
- указание на соответствии ТС после внесения изменений экспертному заключению.
Завершающие стадии легализации ксеноновоё светотехники – прохождение ТО, на основании которого автовладелец получает заключение, подтверждающее соответствие модифицированного автотранспортного средства установленным требованиям, после чего потребуется получение регистрационного свидетельства с внесёнными изменениями.
Проведение техосмотр потребует предоставления всего вышеперечисленного перечня документов, включая квитанцию об уплате соответствующей госпошлины. Проверка автомобиля при проведении ТО будет заключаться в следующем:
- установлении факта технической исправности ТС;
- проверке соответствия номерных и идентификационных знаков;
- проверке соответствия смонтированного светотехнического оборудования представленной документации;
- проверке правильности выполнения монтажных и настроечных работ.
Если замечаний к техсостоянию автомобиля не будет, автовладелец получит на руки диагностическую карту, являющуюся основным документом, подтверждающим исправность автомобиля в целом и нового оборудования в частности.
Наконец, имея диагностическую карту, можно обратиться в ГИБДД для получения свидетельства, подтверждающего, что модификация головного света соответствует нормативным требованиям. Данный документ и является гарантией того, что вас не будут привлекать к админответственности за установку биксеноновых фар, а значит, сертификат всегда должен находиться в машине.
Но если внести соответствующие изменения в регистрационное свидетельство автотранспортного средства, сертификат можно и не предъявлять. Для этого следует обратиться в отделение Госавтоинспекции с соответствующим заявлением и полным набором документов. Сама процедура осуществляется достаточно быстро (не дольше 45-60 минут).
В изменённом регсвидетельстве в графе «особые отметки» указывается, что ТС было переоборудовано под использование ксеноновых/биксеноновых фар определённой конструкции.
В процессе легализации ксенона автовладелец может столкнуться с рядом затруднений:
- далеко не все торговые заведения могут предоставить сертификаты на комплекты интересующего вас светотехнического оборудования, поскольку не сотрудничают с производителями или официальными дилерами напрямую. Особенно внимательным следует быть при приобретении такого оборудования в режиме онлайн. Без наличия сертификатов, которое выдаётся на все компоненты комплектов (блоков розжига, самих ламп и т.д.), легализовать ксенон не удастся;
- ещё одна сложность связана с заполнением декларации при самостоятельной установке – любая ошибка или неточность в описании может привести к отказу в предоставлении разрешения на переоборудование головной оптики;
- многие автовладельцы не уделяют достаточно внимания процедуре правильной настройки работы световой сигнализации после монтажа ксенона, что может сказаться во время прохождения техосмотра.
Как видим, процедура легализации биксеноновой оптики может потребовать от автомобилиста немалых усилий и времени, но мы не озвучивали стоимость такой операции. Примерный перечень платных услуг с указанием стоимости:
- цена выдачи предварительного экспертного заключения зависит как от ценовой политики компании, так и от региона (на периферии – дешевле) и составляет 3-5 тысяч рублей;
- стоимость самой светотехники вместе с дополнительным оборудованием также может варьироваться в довольно обширном диапазоне, от 10 до 50 тысяч рублей;
- при монтаже в автосервисе придётся уплатить порядка 5000 рублей;
- услуга регулировки стоит примерно 1000 рублей;
- получение сертификата соответствия на каждую компоненту – 500 рублей;
- стоимость нотариального заверения копий выданных сертификатов соответствия на светотехническое оборудование – от 2.5 тысяч рублей;
- услуга техосмотра – 700 и более рублей;
- внесение изменений в регсвидетельство и ПТС – 500 рублей.
Таким образом, установка биксеноновых фар обойдётся вам в 21-60 тысяч рублей. Сэкономить около 6000 рублей можно на самой процедуре монтажа/регулировки биксенона.
На что обращать внимание при покупке биксенона
Поскольку ксеноновые лампы производятся только на предприятиях, оснащённых высокотехнологичным и дорогостоящим специализированным оборудованием с применением сложных технологических циклов, даже полукустарное их производство, не говоря о кустарном, практически невозможно, и это сильно отражается на конечной стоимости оборудования.
Представленные на отечественном рынке ксеноновые/биксеноновые светотехнические автомобильные приборы можно условно разделить на две большие категории:
- продукцию известных брендов европейских, японских и североамериканских производителей (Hella, Phillips, Osram, Matshushita, AL, Koito), которая по определению не может стоить дёшево;
- изделию менее известных азиатских компаний (преимущественно китайских и малазийских), представляющих бюджетный класс устройств с соответствующим уровнем качества.
Штатно на автомобили в заводских условиях устанавливают преимущественно качественную ксеноновую оптику, характеризующуюся следующими свойствами:
- длительным сроком эксплуатации и соответствующими гарантийными обязательствами;
- наличием защиты от КЗ и обрывов электроцепи;
- коротким временем выхода на штатный режим работы (порядка 3-4 секунд).
Качество недорогих изделий намного хуже:
- ресурс работы в редких случаях превышает два года (средний показатель – 10-14 месяцев);
- отсутствие защиты электроцепи от скачков напряжения и коротких замыканий;
- возможно неполное соответствие блоков поджига фирменным лампочкам на уровне теххарактеристик, что дополнительно снижает ресурс изделий;
- время выхода на рабочий режим существенно выше – порядка 20 секунд (в некоторых случаях на разогрев может потребоваться до 150 секунд).
Разумеется, экономия в таких случаях выглядит весьма сомнительной.
Впрочем, очень многие автовладельцы руководствуются не столько доводами экономической целесообразности, сколько текущими финансовыми возможностями, отдавая предпочтение вариантам, входящим в более доступную ценовую категорию.
В любом случае следует принимать во внимание, насколько глобальными будут предстоящие изменения. Если предстоит простая замена штатных лампочек или блоков розжига, это даже при выборе дорогостоящего оборудования окажется вполне посильной задачей для большинства автовладельцев. А вот если потребуется установка ксенона «с нуля» — это качественно иной уровень расходов.
На что нужно обращать особое внимание?
Присмотритесь к обозначению цоколя биксеноновой лампы – обычно на нашем рынке представлены изделия с маркировкой h1/h4, которые подходят к большинству современных моделей авто. Но лучше не рисковать и обязательно изучить руководство пользователя, чтобы не ошибиться при выборе. Отметим, что иногда даже на одной машине левые/правые фары могут оснащаться разными цоколями. В качестве примера можно привести Audi A3, у которых оптика ближнего света оснащается цоколями типа h7, дальнего света – h1, противотуманок – h3.
Пример схемы подключения биксенона
Когда мы говорили о приобретении комплекта ксенонового головного света, то вскользь упоминали и о необходимости покупки дополнительного оборудования. Имелись в виду компоненты, необходимые для подключения ксеноновой оптики к бортовой цепи автомобиля – это, строго говоря, этап, выполняемый отдельно от собственно монтажа фар и имеющий ряд особенностей.
Перед тем, как приступить к описанию схемы подключения биксенона, имеет смысл рассмотреть график зависимости силы тока от напряжения при работе стандартной ксеноновой лампы.
Включение ксенона – процесс многоэтапный, включающий:
- стадию поджига;
- режим поглощения;
- разогрев;
- подготовительный этап;
- выход на стационарный режим.
В момент розжига на цоколь подаются штатные 12 А, а общее потребление блока розжига составляет порядка 150-160 Вт. После розжига оно падает до 60 Вт, а после выхода на рабочий режим – 45 Вт.
Использование некачественной проводки может отрицательно сказаться на работе блока, поскольку она не имеет запаса, необходимого для работы в быстро сменяющихся режимах (разница в скачках напряжения может достигать 25 КВ, потребляемого тока – до 15 А). К тому же дешёвые китайские провода подвержены быстрому окислению разъёмов, что приводит к неработоспособности БР уже спустя несколько месяцев после установки.
Итак, приводим пример правильной схемы (но не единственной) подключения ксеноновых фар:
Как видим, блоки розжига запитываются через предохранитель отдельными проводами, причём в схему подключения входит также силовое реле. На вход питание подаётся порционно. Подобная схема считается практически идеальной. Не полностью идеальной, поскольку при микроскопическом несовпадении характеристик ёмкости конденсаторов и обмоток реле будет наблюдаться и едва заметная задержка между включением левой и правой фары.
Для реализации такой схемы потребуется приобретение следующих компонентов:
- двух предохранителей (вместе с держателями) номиналом 20А;
- силовых реле номиналом 30А;
- двух конденсаторов номиналом 1500 мкФ (16-вольтовых);
- двух разъёмов с соответствующим цоколем;
- четырёх диодов типа 1N4007, посредством которых осуществляется развязка ламп для работы в режиме ближнего/дальнего света);
- проводов сечением минимум 1.5 мм 2 (питание БР) и 0.5 мм 2 для подключения остальных потребителей;
- клемм для реле;
- клемм для подключения проводки к АКБ (4 шт.).
Распространённой вариацией этой схемы является её упрощённый вариант, при котором используется одно силовое реле, запитывающее оба блока розжига. Однако при этом возрастает риск подгорания контактов реле, что приводит к залипанию и неработоспособности устройства в целом.
Монтаж биксеноновых ламп
Перед тем, как приступать к подключению биксенона своими руками, необходимо убедиться в соответствии приобретённого комплекта штатным установочным габаритным размерам. Проверка соответствия габаритов ксеноновых/биксеноновых ламп производится одинаково независимо от типа используемого цоколя.
Рассмотрим для примера лампу с цоколем типа h4. Она имеет длину в 56.0 мм при диаметре 15.0 мм. Если в фаре вашего автомобиля расстояние от посадочного места до рассеивателя меньше длины лампы, её установка становится практически невозможной, и вам придётся идти в магазин, чтобы произвести замену оборудования, и далеко не всегда продавцы охотно идут на такой шаг.
Что потребуется для выполнения монтажных работ:
- стандартный набор инструментов (отвёртки, плоскогубцы);
- изолента;
- чистящее средство на основе спирта.
Соблюдение мер безопасности при самостоятельном монтаже ксеноновых фар – обязательное условие:
- следует прекратить установку, если во время работ были повреждены либо блок розжига, либо сама лампа;
- категорически запрещается производство работ влажными руками или инструментом, поскольку при этом возрастает риск повреждения самого оборудования и поражения током производителя работ;
- перед началом работ внимательно осмотрите электропроводку на предмет наличия повреждений, после завершения проверьте надёжность контактной группы;
- на всех этапах при работе с биксеноновыми лампами следует обращаться с ними максимально аккуратно и бережно, не допуская нанесения царапин или загрязнения поверхности колбы;
- категорически запрещается проверка работоспособности компонентов оборудования без подключённых фар;
- поскольку работа биксеноновых фар связана с высокими рабочими температурами, не допускается при выполнении монтажных работ располагать вблизи оптики легковоспламеняющиеся жидкости (например, топливо);
- если во время монтажа вы брались за колбу руками, эти места обязательно нужно протереть спиртовым раствором.
А теперь рассмотрим алгоритм, описывающий, как подключить биксенон своими руками:
- согласно приведённой выше схеме, подключите к аккумулятору только одну сторону;
- проверьте работоспособность оптики. Если переключения с ближнего на дальний свет не происходит, следует переставить диод, поменяв полярность его выводов;
- в случае, когда эта манипуляция также не дала результатов, следует заменить диод – скорее всего, он неисправен. Хотя не исключено, что при сборке схемы вы допустили другую ошибку подключения компонентов светотехники;
- если всё заработало, аналогичным образом соберите правую фару – здесь возможные проблемы будут такими же.
Отметим, что в большинстве случаев возможны два симптомы, свидетельствующие о наличии проблем при монтаже высоковольтного светотехнического оборудования: либо оно вообще не работает, либо отсутствует переключение между дальним/ближним светом фар (или оно перепутано).
Диагностика системы включает следующие пункты:
- запустите двигатель и включите головной свет;
- проверьте правильность и работоспособность переключения режима освещения, при этом нужно обратить внимание и на факт наличия большой временной задержки между включением обеих фар;
- необходимо также протестировать цветовую температуру светового луча, генерируемого биксеноновыми лампами. Погрешность между фактическими и заявленными производителем показателями должна лежать в пределах 500 К;
- если подключение биксеноновых линз было успешным, а работоспособность фар – удовлетворительна, необходимо выполнить правильную регулировку направления луча. Как это сделать, можно найти в интернете.
Напоследок приведём несколько советов, которые позволят вам продлить срок эксплуатации биксенона:
- категорически запрещено прикасаться к элементам светотехники, находящимся под напряжением. 25 КВ – это смертельно опасный показатель;
- биксенон нужно включать только после запуска силового агрегата – в противном случае вы очень быстро посадите аккумуляторную батарею, но при этом может выйти из строя и вся головная оптика;
- включайте фары только по мере необходимости. Учитывая стоимость биксенонового оборудования, его ресурс очень важен;
- загрязнённая линза – это фактор, увеличивающий рассеивание луча света, что может стать причиной ослепления встречных ТС. Так что старайтесь содержать оптику в чистом состоянии;
- не забывайте о периодической проверке правильности фокусировки светового луча, при необходимости проводите соответствующую корректировку.
Как видим, подключить ксеноновые/биксеноновые фары к своему автомобилю своими руками несложно – достаточно иметь минимальные знания в электротехнике. Гораздо сложнее легализовать такую оптику. Разумеется, стоимостной фактор при этом также играет немаловажную роль. Так что именно два последних фактору и являются основной преградой на пути массового распространения в автомобилестроении ксенонового оборудования.