Калькулятор расчета давления в шинах
Калькулятор работает в тестовом режиме! Нашли ошибку в показателях или хотите оставить предложения, просьба отправлять через форму обратной связи на старнице Обратная связь или группа ВК ! Принимаются ошибки с доказательной базой (фото, скриншоты, ссылки)! Вся представленная на сайте информация носит информационный характер! Спасибо за понимание!
Cодержание
- 1 Какое давление должно быть в шинах?
- 2 В чем измеряется давление в шинах?
- 3 Приборы для измерения уровня давления
- 4 Где завод изготовитель указывает нормы давления?
- 5 Особенности накачки колес авто в разное время года: зима и лето
- 6 Последствия некорректного выбора давления в шинах
- 7 Таблицы рекомендованного давления в шинах разных видов автомобилей
Какое давление должно быть в шинах?
Правильное давление в шинах для автовладельцев вопрос не праздный. От него зависит скорость износа резины, качество управления транспортным средством, безопасность езды, расход горючего. Чтобы контролировать уровень накачки колес необходимо знать, в чем измеряется давление в шинах автомобиля, и какие приборы для этого применяются.
В чем измеряется давление в шинах?
На территории России за единицу измерения давления воздуха в авторезине принята Атмосфера (1 атм. = 1 кгc/см²) В таблицах производителей Атмосферу из-за близкого значения часто приравнивают к другой единице – Бару (1 bar = 0.98 atm).
Американские автоконцерны указывают значения в PSI (1 psi = 1 фунт/кв. дюйм или pound/square inch).
При маркировке автомобильных шин для обозначения максимально допустимого давления (MAX PRESSURE) изготовители используют Килопаскаль (1 kPa = 6.895 psi).
Перевод единиц измерения выполняется по формулам:
- 1 psi = 0.068 atm
- 1 atm = 14.696 psi
- 1 atm = 101.348 kPa
- 1 bar = 0.98 atm
Важно! Нормальное давление в колесах зависит не от марки шин, а от марки вашего автомобиля и рекомендаций его производителя.
Техническая атмосфера (ат или at) = кгс/см 2 | (BAR), бар | (PSI) Фунт-сила на квадратный дюйм | (ATM), физическая атмосфера | кПа (kPa), килоПаскаль | |
Техническая атмосфера (ат или at) = кгс/см2 | — | 0,980665 | 14,223 | 0,96784 | 98,066 |
(BAR), бар | 1,0197 | — | 14,504 | 0,98692 | 100 |
(PSI) Фунт-сила на квадратный дюйм | 0,070307 | 0,068948 | — | 0,068046 | 6,894745 |
(ATM), физическая атмосфера | 1,033 | 1,01325 | 14,696 | — | 101,348 |
Приборы для измерения уровня давления
Стрелочный
Механический, пружинного типа. Относительно недорогой, выдает показания с точностью до 0,1 единицы
Реечный
Цилиндрическая пружина. Надежен, доступен, прост в использовании
Цифровой
С цифровым экраном. Более современная альтернатива механическим приборам
Колпачок-индикатор
Миниатюрное устройство для каждого колеса. Приобретается сразу комплектом из четырех штук. Накручивается вместо обычных колпачков, работает очень наглядно, цвет индикатора зависит от давления в шине
Внешние датчики-колпачки
Электронный индикатор давления и температуры в шинах. Современный прибор онлайн контроля высокой точности
Важно! Замеры давления производят перед поездкой в «холодных» шинах, после нескольких – минимум 5, оптимально 8 – часов покоя.
Где завод изготовитель указывает нормы давления?
Для удобства автолюбителей изготовители размещают информацию о правильном давлении в передних и задних колесах так, чтобы всегда было легко свериться с ней. Справочные таблички в машинах разных марок могут быть расположены на центральной стойке кузова со стороны водителя, на внутренней стороне крышки бензобака, на торце водительской двери.
Особенности накачки колес авто в разное время года: зима и лето
Из-за того, что давление воздуха в любом замкнутом пространстве меняется на 0,1 атм. при колебании температуры на каждые 8-10 градусов, зимняя и летняя накачка шин имеют различия.
На летней жаре из-за значительного – до 40-50 градусов – нагрева дорожного покрытия, увеличения сцепления с его поверхностью и трения температура с давлением в колесах могут серьезно возрастать. Чтобы избежать вероятности взрыва шин и других аварийных ситуаций, при накачке колес летом следует учесть:
- повышение давления в колесах машины с увеличением температуры окружающего воздуха и дорожного полотна может достигать 10-15%. На значение, соответствующее этому процентному показателю, шины лучше «недокачать»;
- при контрольных замерах нужно принимать во внимание увеличение срока выравнивания температуры внутри и снаружи колес, будет лучше, если машина простоит ночь;
- о том, какое максимальное давление в передних и задних колесах летом и зимой должно быть для вашего авто, можно справиться в сопроводительной документации от производителя. Разница составит в среднем 0,1-0,2 бар.
В зимний период похолодание и остывание дорожного покрытия приводит к существенному падению давления внутри колес машины, что снижает ее устойчивость на дороге. Каковы особенности накачивания шин зимой:
- контроль давления и подкачку колес в зимнее время лучше производить после того, как автомобиль простоял на открытом воздухе хотя бы 2 часа;
- если машина перед выездом находилась в теплом гараже, подсчитайте перепад температур в боксе и на улице, а затем на каждые 8-10 градусов разницы к нормальному значению давления в колесах добавьте 0,1 атм;
- если погода устоялась, и термометр не показывает значительных колебаний, при накачивании колес ориентируйтесь на «зимние» показатели давления, рекомендуемые производителем автомобиля.
Важно! Даже если вы не профессиональный водитель, используйте манометр минимум раз в месяц, а так же перед каждой дальней дорогой. При смене сезона с частыми колебаниями температуры лучше сократить этот интервал хотя бы до 2 недель.
Последствия некорректного выбора давления в шинах
Нельзя недооценивать отклонение давления в шинах от оптимальных значений, оно в большинстве случаев приводит к негативным последствиям. Рассмотрим отдельно оба варианта изменения нормы.
Пониженное давление
При снижении показаний манометра контакт колеса с дорогой обеспечивается только за счет крайних точек его поверхности. Визуально это практически не определить, но такая ситуация приводит к целому ряду неприятностей:
- возрастает нагрузка на боковые дорожки протектора, происходит неравномерный быстрый износ;
- ухудшается сцепление с дорожным покрытием, затягивается разгон, увеличивается тормозной путь, повышается вероятность заноса;
- на больших скоростях происходит «волнообразование» в боковых частях покрышек, которое мешает стабилизировать машину в критической ситуации, а так же приводит к разрушающей вибрации каркаса шины;
- увеличивается расход топлива.
Повышенное давление
При показаниях манометра, превышающих оптимальное значение, колесо соприкасается с дорожным полотном только центральной своей частью. В результате происходит следующее:
- уменьшается сцепление с поверхностью дороги, увеличивается жесткость колеса, происходит ускоренный износ центральных дорожек покрышки;
- при столкновении с неровностями покрытия появляется риск разрыва шины;
- увеличивается нагрузка на ходовую часть и кузов;
- повышается уровень шума, снижается комфортность езды.
Разное давление
Однако, хуже всего ситуация, когда показатели давления на всех колесах разнятся. В таком случае машина кренится в сторону наименее накаченного колеса. Расход горючего может возрастать до 10%.
При этом бывает ряд случаев, когда намеренное отклонение давления в шинах от нормы на 10-12% может разрешить сложную ситуацию. Например, снижение может выручить на ухабах, песке, вязкой грязи или мокрой траве – колесо искусственно становится мягким и ведет себя подобно гусеницам, повышая проходимость. Небольшая перекачка показана при движении по магистралям на больших скоростях. Добавление атмосфер для задних колес облегчает перевозку грузов.
Таблицы рекомендованного давления в шинах разных видов автомобилей
Какое давление должно быть в шинах автомобиля? При современном уровне конкуренции между автопроизводителями каждый из них на первое место ставит безопасность, надежность, комфорт своего изделия. Поэтому заводские нормативы являются выверенными, прошедшими испытания, оптимальными значениями, которых стоит придерживаться.
Если вам не удалось найти рекомендаций изготовителя вашего авто по правильному давлению, вы можете позвонить любому официальному дилеру компании или воспользоваться следующей таблицей усредненных значений для всех марок легковых и грузовых машин:
Давление в шинах — как определить правильно?
Оптимальный уровень давления в шинах – залог комфортной и безопасной езды. Поэтому данный вопрос актуален для любого водителя. От этого значения зависит многое: равномерность износа резины, расход топлива, маневренность и плавность хода.
Поэтому в этой статье мы разберем основные вопросы, касающиеся данной темы: как проверить давление и где посмотреть информацию по допустимому значению для конкретной марки авто.
рис. Проверка давления
Если сложно самостоятельно разбираться с проверкой или нужно срочно провести техническое обслуживание – вызывайте мобильный шиномонтаж ikoleso24. Микроавтобус оборудован всем необходимым для сезонной замены, ремонта проколов и порезов. Квалифицированные механики быстро выполнят сервис и проконсультируют по всем вопросам дальнейшей эксплуатации колес.
Последствия неверного давления
Часто водители недооценивают важность объема, продолжая ездить на спущенных или перекачанных шинах.
Однако у такого поведения могут быть свои последствия:
- неравномерный и преждевременный износ резины;
- перерасход бензина или дизеля;
- дискомфорт;
- снижение амортизации;
- плохая управляемость;
- увеличение тормозного пути.
Тормозной путь при недостаточной “накачке” значительно больше. Уже на скорости 70 км / ч он на 5 метров длиннее по сравнению с машиной с достаточными параметрами. Сцепление уменьшается при прохождении поворотов, а недостаточно накачанные колеса быстрее деформируются и повреждаются.
рис. Как меняется структура в зависимости от уровня атмосферы внутри колеса
Чтобы не сталкиваться с этими проблемами, нужно научиться устанавливать допустимый объем и контролировать его.
Для каждого авто – будут свои требования. Эта информация находится на специальной наклейке. В зависимости от марки, табличка будет находиться на топливном баке, возле двери водителя и т.д. Это есть в инструкции.
рис. Таблица обозначений
К примеру, у марки Volkswagen — оптимальные цифры в пределах от 1,7 до 3.
Для Porshe — рекомендованные цифры в 2,5 атм. Для некоторых моделей указано, что задние колеса должны иметь внутреннее давление на 0,5 больше.
Для Volvo — колеблется от 1,9 до 2,4.
Определяем следующим способом:
- В СТО (у каждого среднего оснащенного сервиса должен быть каталог, предоставленный производителем, в котором будет точно указаны параметры для данного конкретного транспортного средства).
- У консультанта (они используют тот же каталог).
- У дилера марки.
- В табличке, которую можно найти на стойке машины, на передней двери (возле замка) или на крышке топливного бака.
Далее – важно оценить стиль вождения и условия ежедневной эксплуатации. Для транспортных средств только с владельцем – это будут одни цифры, для груженых ТС или с пассажирами – другие.
Расчет рекомендуемого объема – есть возможность отследить с помощью онлайн калькулятора. Такие тесты есть в свободном доступе в Сети.
Что произойдет, если шина чрезмерно или недостаточно накачана?
Перекачанная покрышка имеет меньший поверхностный контакт с дорогой, что отрицательно влияет на безопасность вождения. Также – на долговечность и эксплуатационные характеристики. Кроме того, резина трется неравномерно, и вождение становится опасным.
рис. Датчики давления
С другой стороны, недостаточная накачка повышает сопротивление качению и, следовательно, расход топлива. Кроме того, это затрудняет управление, увеличивает риск прокола или проскальзывания, а также увеличивает тормозной путь.
При эксплуатации на полуспущенных – возникает чрезмерная перегрузка и перегрев внутренних слоев боковин. Если эта ситуация повторяется изредка или кратковременно – последствия будут незначительны.
При длительных поездках в таком состоянии происходит необратимое разрушение каркаса и ремней.
Худший вариант – они могут лопнуть во время движения.
Быстро проверить колеса, а также провести другое обслуживание поможет выездной шиномонтаж. Служба работает круглосуточно и выезжает в течение 15-20 минут на указанный оператору адрес.
Приборы для измерения
Даже опытным пользователям не стоит полагаться только лишь на визуальный осмотр. Проверка «на глазок» – будет стоить лишних денег из-за перерасхода бензина и преждевременного старения материала.
рис. Манометр — прибор для измерения давления
Поэтому для обеспечения оптимального объема – используем только специальные приборы.
Существует основные три вида приборов:
- Стрелочный. Наиболее популярный среди водителей «старой школы». Этот механизм пружинного типа. Точность – хорошая. Погрешность – минимальная.
- Реечный. Отличается ценовой доступностью, удобством обращения и надежностью. Погрешность – небольшая.
- Цифровой. Это современная альтернатива первым двум видам манометров. Имеет экран, на который выводится информация. Погрешность – отсутствует.
Также сегодня на рынке представлены и другие устройства для контроля. Одни из таких гаджетов – электронные датчики, которые в режиме онлайн помогают отслеживать степень “накаченности”.
Говоря о допустимых параметрах, определимся с единицей измерения. Для всего постсоветского пространства используют единую систему измерения – Атмосферу (атм. = кгc/см²).
Также в таблицах производителей есть другая единица – Бар (bar = 0.98 atm).
Еще один вариант – комплект из четырех колпачков для каждого колеса с цветовым индикатором. Накручивается на воздушный клапан и позволяет владельцу быстро по оттенку цилиндра определить параметры.
Важно! Замеры всегда производятся на «холодных» колесах. То есть цифры, снятые прибором после несколько десятков километров пробега – не будут верны. Поэтому проверяем объем атмосфер перед каждой поездкой, особенно если предстоит длительное путешествие.
Зима и лето – есть ли разница?
Уровень «накачки» меняется в зависимости от сезона, вернее от температуры окружающей среды.
Колебание температуры на 7-9 градусов по Цельсию уже требует корректировки. Поэтому проверка зимних и летних колес имеет свои различия.
рис. Внешние датчики колпачки
При нагреве среды окружающей среды до 40 градусов, нагревается и дорога, что увеличивает сцепление с поверхностью и, соответственно, трение.
Зимой другая ситуация. Если машина стояла в теплом гараже, а потом водитель выехал на холод — произойдет резкое сжатие. Поэтому, лучше чуть увеличить на 0,2 АТМ.
Поэтому, во избежание серьезных проблем и риска взрыва колеса, нужно учитывать следующие моменты:
- Лучше слегка не докачать, так как повышение температуры до 40-50 градусов, спровоцирует повышение атмосферы внутри покрышки на 10-15%.
- Лучше дать машине постоять ночь, прежде чем отправляться в дальнюю поездку. Это позволит выровнять показатели.
Как часто проверять давление в колесах?
Статистические данные просто говорят о том, что подавляющее большинство автомобилей на наших дорогах имеют неадекватные параметры. Хотя езда по городу при таком раскладе не представляет большой угрозы, езда по бездорожью уже представляет большой риск, особенно жарким летом.
рис. Проверять давление необходимо не реже 1 раза в месяц
Чтобы избежать неприятностей на дороге, руководствуйтесь следующими нормативами:
- Контролируйте уровень атмосферы не реже одного раза в месяц и перед каждым длительным путешествием.
- Только грамотная накачка обеспечивает оптимальные условия работы.
- Слишком низкий или высокий показатель сокращает срок службы изделий и увеличивает расход бензина.
Если вам сложно самостоятельно заниматься контролем состояния колес, накачкой и обслуживанием – отличным решением станет вызов круглосуточного сервиса мобильного шиномонтажа.
Маркировка шин и расшифровка их обозначений: таблицы для легковых автомобилей и кроссоверов
Нанесение обозначающих надписей обязательно для покрышек легковых автомобилей любых марок. Маркировка наносится на внешней стороне шины, что позволяет быстро ознакомиться со всей необходимой информацией касательно характеристик комплекта.
Маркировка шин в метрической системе
Пример разбора маркировки: 205/55 R16 94H XL
205 – ширина профиля шины в миллиметрах.
55 – высота профиля шины в процентах от её ширины. В нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.
Профиль шины — относительная величина и это важно учитывать при подборе резины. Если вы вместо 205/55 R16 захотите использовать шины размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота. Это допустимо только если оба этих размера указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Низким профилем считается профиль менее 45.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовиках, где важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R – указывает на радиальную конструкцию шины, по расположению нитей корда каркаса. Это не радиус. Раньше были шины с диагональной конструкцией D, но сейчас ее практически не изготавливаются.
16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, он же внутренний размер шины или наружный у диска.
94 – индекс нагрузки, индекс допустимой грузоподъемности шины в нашем случае 670 кг. Таблица индексов нагрузки.
Это уровень предельной нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей обычно делается с запасом и не является решающим при выборе шин. Индекс нагрузки очень важен для микроавтобусов и небольших грузовиков. Для расчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес. На самом колесе можно найти надпись Max Load которая подскажет допустимую нагрузку на одну шину. Значения указываются в килограммах (kg) и фунтах (lbs), 1 фунт = 0,4536 кг.
H – индекс скорости шины, в нашем случае 210 км/ч. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке. Этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении с указанной скоростью в течении нескольких часов.
XL — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.
Отличия маркировки от страны производителя шин
Есть несколько видов маркировки изделия – европейская и американская. Отличия заключаются в использовании метрической или дюймовой системы исчисления размерности, а также дополнительного обозначения области использования.
Американские надписи
Есть два типа надписей, которые используются на американских шинах. Первый сильно напоминает европейскую спецификацию, однако перед цифрами стоят еще и буквы, которые указывают, для каких классов машин предназначена резина.
К примеру, буквы «Р» расшифровывается как «Passanger» — такая резина полагается стандартным легковым авто. Если же присутствуют буквы LT, обозначающие «Light Track», то такие колеса можно использовать в небольших грузовиках и фургонах коммерческого транспорта.
Вторая спецификация более уникальна. Здесь размер покрышки указывается в дюймах, а привычная европейскому производителю высота профиля не указывается вовсе. К примеру, американская маркировка обозначена как 28*11*R16. Здесь первая цифра будет отвечать за внешний диаметр покрышки, вторая – за ширину покрышки в дюймах, а третья – диаметр диска.
Европейские надписи
Европейские надписи напоминают первый способ маркировки американских колес. Если мы возьмем пример надписи на боковине покрышки 200*35*R20, то цифры будут говорить нам о следующем:
- 200 – ширина резины в миллиметрах (20 см);
- 35 – соотношение высоты протектора к ширине. Чем больше данный показатель, тем более глубокий будет рисунок на покрышках;
- R20 – внутренний диаметр.
Расшифровка постоянных надписей
Как правило, на покрышке присутствует несколько стандартных обозначений, общих для всех компаний.
Марка, модель, логотип
На каждой автошине производитель указывает название компании, марке резины, а также некоторые другие надписи.
Размеры шины
Во всех случаях на покрышке присутствуют цифры с указанным типоразмером шины. Они могут отличаться на европейских и американских товарах. О том, как расшифровывать эти надписи вы уже читали выше. Самое интересное, что если привыкнуть к дюймовой системе измерения, то американский метод более понятен. Ведь при одинаковой высоте профиля разная резина может иметь разные фактические показатели из-за ширины резины.
Индекс скорости
Каждая шина имеет обязательную буквенную маркировку, сигнализирующую о том, какую максимальную скорость можно развить на данных покрышках. Чем ближе буква к концу алфавита, тем выше данный показатель. Если на боковине указана буква S или T, то на такой покрышке можно развить скорость 180 или 190 км/ч. Символы U, H или V сигнализируют о максимуме 200, 210 и 240 км/ч соответственно. Есть сверхскоростные модели Potenza, которые могут выдержать нагрузку на скоростях 270-300 км/ч. Такие покрышки имеют значение W или Y.
Индекс нагрузки
На шинах всех марок рядом с показателем скорости присутствует число, говорящее об индексе максимальной нагрузки. Чем выше данный показатель, тем больший вес переносит колесо.
Индекс | Нагрузка, кг |
60-70 | 250-335 |
71-80 | 345-450 |
81-90 | 462-600 |
91-100 | 615-800 |
101-110 | 825-1060 |
111-120 | 1090-1400 |
121-130 | 1450-1850 |
Если на колесе встречается маркировка EL (Extra Load), то индекс нагрузки становится выше на три единицы. Это сигнализирует об усиленной боковине и корде колеса. Такие шины используются легкими грузовиками или как запаска для тяжелых автомобилей.
Стоит добавить, что данный показатель рассчитывается при максимально допустимом давлении. В противном случае при существенной загрузке резина может деформироваться и слететь с обода диска. Поэтому при серьезной нагрузке следует тщательно следить за давлением в шинах. О том, какое давление должно быть в шинах, можно узнать по индексу Max Pressure, нанесенному вблизи внутреннего корда.
Дополнительная маркировка
Помимо прочего, на шинах присутствует некоторое количество дополнительных маркировок. Ниже представлена расшифровка надписей, наиболее часто встречающихся у шинных производителей.
- о дате производства свидетельствует четырехзначное число на ободе профиля. Первые две цифры – порядковый номер недели в году. Вторые – сам год. То есть число 4012 сигнализирует о том, что продукция была произведена на 40-й неделе 2012-го года;
- иногда встречается надпись outside на шине. Это значит, что изделие обладает ассиметричным протектором и монтаж производится надписью наружу. Если данное обозначение отсутствует, то сторона не имеет значения;
- маркировка DOT или ECC сигнализируют о соответствии параметрам западного ГОСТ в его американском или европейском проявлении;
- надпись Reinforced значит тот же усиленный состав, что и Extra Load. Такая усиленная резина может иметь до 6-ти слоев, а если в конце добавлена еще и буква «С», то их количество может вырасти до 8-ми;
- наличие пиктограммы в виде зонтика или букв Rain/Water/Aquatred свидетельствует об улучшенном водоотводе протектора и лучших характеристиках при движении по мокрой поверхности;
- специальные метки TWI говорит о наличии индикатора износа шины. Отметки располагаются в различных местах покрышки и сигнализируют о ее износе. Последняя засечка сделана на уровне 1,6 мм – минимальная высота протектора. Благодаря этому можно определить точное время замены комплекта колес;
- Tubeless – обозначение бескамерных шин;
- RunFlat- некоторые производители имеют специальное обозначение для шин с жесткой боковиной. Такая конструкция позволяет водителю не иметь под рукой запасного колеса. В случае прокола шины могут проехать 80-ть километров со скоростью до 80-ти км/ч без нанесения повреждений диску и самой резине;
M+S (Mud+Snow) — всесезонные шины с более развитым протектором, обеспечивающим зацеп при плохих погодных условиях.
Маркировка на шинах по сезону и покрытию.
- M+S — эту маркировку используют, в основном, европейские производители. M означает Mud (грязь), а буква S — Snow, снег.
- AS (All Seasons, Any Season) — покрышка пригодна для использования в любое время года.
- AGT (All Grip Traction) — всесезонная покрышка.
- R+W (Road + Winter) — в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
- Frost — так обозначают зимнюю резину.
- AW (Any Weather) — одходит для использования в любую погоду.
- A/T (All Terrain) — резина подходит для использования на любой местности.
- M/T (Mud Terrain) — покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
- 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) — специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.
Дополнительная информация
При маркировке шин производители иногда указывают дополнительную информацию о качествах и характеристиках изделий:
- TUBELESS — бескамерная покрышка.
- TUBE TYPE (или ТТ, на немецких покрышках пишут Mit Schlauch) — покрышка, требующая установки камеры.
- PR — норма слойности. Для покрышек легковых автомобилей его значение, как правило, 4PR или 6PR. Надпись Reinforced в данном случае означает “усиленная” (имеет 6 слоев). Если шина имеет норму слойности 6PR или 8PR, то ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах (commercial, имеет 8 слоев).
- Страна-производитель — кроме названия компании-изготовителя иногда указывают страну изготовления.
- Обозначение наружной и внутренних сторон — если шина является ассиметричной, то с наружной стороны будет написано слово OUTSIDE (иногда Side Facing Out), а на внутренней — INSIDE (иногда Side Facing Inwards).
- Left или Right — в первом случае шина может устанавливаться только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую.
- Направление вращения — для этого используют слово Rotation и стрелку, указывающую направление вращения колеса при движении вперед.
- XL (Extra Load) — усиленная покрышка.
- Steel — металлический корд. Если этой надписи нет, значит используется корд из текстиля. Обозначение All Steel соответствует тому, что металлический корд используется и в каркасе и в брекере.
- DOT X0 (Department of Transportation, Министерство транспорта США, X0 — код производителя покрышки) — американский стандарт качества.
- Plies: tread — состав слоя протектора.
- Sidewall — состав слоя боковины.
- DA или Secunda (в виде штампа) — такие печати ставят на покрышки, получившие в процессе производства незначительные дефекты, которые не препятствуют нормальной эксплуатации.
- Green X, Reduces CO2 — так обозначается резина, обладающая низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня СО2 (так называемые “зеленые шины”).
- ND (Non Directional) — шина с ненаправленным рисунком протектора.
- NHS (Non Highway Service) — покрышка для малых скоростей.
- SAG (Super All Grip) — шины повышенной проходимости.
- SUV (Sport Utility Vehicles) — резина для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных автомобилей.
- REGROOVABLE — возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
- RETREAD — покрышка была в употреблении и восстановлена.
- Studless — не подлежит ошиповке.
- Studdable — подлежит ошиповке.
- Studded — ошипованная покрышка.
- ГОСТ или ТУ — на отечественных покрышках пишут номер ГОСТа или технических условий, в соответствии с которыми было изготовлено изделие.
- ZR — высокоскоростные шины.
- Буква E в круге — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
- ECE — альтернативный знак соответствия ЕЕС – е11
Цветные метки в маркировке
Производители нередко применяют цветную маркировку в виде кружков и треугольников.
Что означает цвет маркировки на шинах:
Желтая
Маркер располагается сбоку. Показывает самое легкое место в покрышке. Желтый маркер обязательно совмещают с самым тяжелым местом на диске — с ниппелем (золотником).
Следуя такому принципу, легче проводить балансировку колеса во время шиномонтажа. Здесь применяются грузики меньшей массы.
Если шина имеет большой пробег, то баланс желтого маркера смещается. Легкое место может «переехать» в другую область покрышки. Изменение сможет определить только специалист.
Красная
Метка указывает на неоднородное или тяжелое место. Производители ставят красный круглый маркер в тех участках шины, где был использован разный по составу компаунд или слой.
Маркер ставят сразу же после выхода автомобиля с конвейера. Инженеры совмещают эту метку с белым маркером колесного диска, которая указывает на самое близкое место к центральной части колеса.
Использование такого маркера неслучайно. Особое расположение позволяет снизить воздействие неоднородности резины на характер движения, а также сбалансировать силовые особенности колеса.
Во время шиномонтажа красная метка не важна. Главное — совместить желтый маркер с золотником.
Белая
Обозначается в виде точки и указывает на самую гибкую зону в покрышке.
Белый штамп с цифрой
Встречается на новых изделиях, только что вышедших с завода и прошедших проверку. Штамп ставит инспектор, ответственный за контроль качества.
Цветные полосы
Встречаются на многих новых изделиях. Разноцветные полоски помогают работникам склада опознавать продукцию. Производители специально делают полоски разного цвета и в конкретной последовательности, чтобы можно было определить типоразмер и не ворочить тяжелый товар.
Для покупателя такая маркировка означает, что изделие новое. С течением времени полоски сотрутся. Но, заметим, шины могут быть и без них вовсе.
Типы конструкций и обозначения
Одним из типов маркировки резины является обозначение типа конструкции. В зависимости от способа изготовления и конструкции различаются радиальную авторезину R и диагональную D. Обозначение ставится перед диаметром, разница заключается в расположении нитей корда шины. В первом случае они идут параллельно друг другу, во втором – под углом 45-60 градусов по отношению друг к другу. Также выпускается третья разновидность – диагонально опоясывающая, но в большинстве случаев сегодня выпускаются радиальные покрышки.
Второй тип маркировки для определения конструкции колеса является следующий:
- усиленная Extra load (XL), которая также иногда обозначается REINFORCED;
- самонесущая Run Flat (RFT), максимально защищенная от проколов или порезов, может проехать до 80 км при повреждении без потери скорости или заноса.
Отдельно выделяются вездеходные покрышки, маркируемые All-Terrain. Нельзя путать этот знак с надписью Reinforced (RF), который используется для легковых шин с усилением, это разные типы продукции, предназначенные для различных условий. Наличие обозначений 6PR и 8PR показывает, что это легкогрузовая резина, знак С (commercial) наносится на шины для коммерческого использования.
Специализация шин и условия эксплуатации.
На каждой шине в обязательном порядке указывается ее специализация, то есть предназначение и условия эксплуатации, основных вариантов несколько:
- снег и грязь – M&S , M+S или надпись Mud and Snow;
- грязевая покрышка – M/Т или надпись Mud Terrain;
- зимняя – пиктограмма снежинки или надпись Winter;
- дождевая покрышка – надписи Rain (дождь), Aquatred, Aqua, Aquacontact, а в ряде случаев и Water (вода) или пиктограмма зонтика – как правило, летняя шина с повышенной сопротивляемостью аквапланированию;
- всесезонная – обозначается All Season, A.G.T. или AS, может быть предназначена для определенного региона, например, All Season North America (всесезонка для Северной Америки), встречается также Road+Winter или R+W;
- универсальная – AW, или надпись Any Weather, может использоваться в любую погоду.
Индекс сцепления
Не менее важный параметр показывает возможности сцепления протектора с дорожным покрытием. Индекс учитывает силы, противостоящие вероятному скольжению колеса на дорожном покрытии. Он равен силе трения. Подобное возникает в пятне контакта покрышки с дорогой.
Коэффициент сцепления маркируется при помощи специального слова Traction, а сам показатель содержит одну из трех букв:
- А — наилучшие характеристики сцепления с дорогой.
- B — усредненные значения.
- C — шина имеет худшие характеристики в своем классе.
Индекс сцепления на шине
Существует отдельный показатель АА, который присущ резине, используемой на автогонках. Двойная буква А означает, что шины имеют лучший показатель сцепления с дорогой. Такие покрышки проходят очень строгий отбор и цикл тестов, прежде чем поступить в продажу.
Символы для правильного монтажа резины
Кроме расшифровки надписей на автошинах, вторыми по важности являются специальные символы, позволяющие правильно монтировать покрышку.
Rotation
Данный символ может присутствовать в виде надписи или стрелки. Он показывает направление вращения покрышки. Если поставить стрелку в другую сторону, то резина будет испытывать повышенный износ и быстро выйдет из строя.
Outside
Важный показатель для бескамерных шин. В переводе с английского слово означает «внешняя». Так подразумевают сторону резины, которая должна быть снаружи. В противном случае держать давление такая покрышка не будет.
Inside
Если есть внешняя, то существует и внутренняя сторона. В паре с предыдущим обозначением используют и это.
Внешняя и внутренняя сторона шины
Важно следить, чтобы направленность резины и правила установки соблюдались на шиномонтаже.
Дата выпуска
Любое резинотехническое изделие имеет срок годности. По истечении этого срока резина становится жесткой, трескается и теряет свойства. С шинами происходит так же: чем старше покрышка, тем больше шансов, что её разорвет прямо на ходу. Чтобы посчитать, пригодна ли резина к дальнейшему использованию, необходимо знать дату ее изготовления, которую набивают двумя способами:
- В виде трех чисел — устаревший вариант.
- В виде четырех чисел — современный вариант.
В первом варианте присутствует овал, внутри которого находятся числа. Первые две цифры — неделя изготовления, последняя — соответствует конечной цифре года. Например, 469 означает, что покрышку произвели в ноябре 2019 или 2009 года.
Проблемы с расшифровкой года привели к новому варианту обозначения даты производства. Теперь она печатается в виде четырех чисел в том же овале. Первые две цифры — неделя, вторые две соответствуют году.
Знать дату изготовления шинного изделия необходимо, чтобы определить его пригодность. Срок годности покрышек — 5 лет. На практике этот срок может быть больше.
Максимальное давление
Давление указывается в килопаскалях или фунтах на один квадратный дюйм. К примеру, 300 kpa (45 psi) cold. Надпись в конце подразумевает, что замеры производятся исключительно на холодной резине.
Максимальное давление в шине
Повышенное давление в шинах вызывает чрезмерный нагрев покрышки, что приводит к её разрыву и снижает сцепление с дорожным покрытием. Опасно повышенное давление при передвижении в гололед.
Маркировка Temperature
Индекс отображает температуру, которую способна выдержать шина и сохранить свои свойства. Речь всегда идет о высокой температуре.
- А — лучшие;
- B — средние;
- C — худшие.
Маркировка Temperature
Дополнительная маркировка шин автомобиля-грузовика
Обязательным при маркировке грузовых шин является название производителя, а также страны, где она сделана. Указывается модель изделия. Дата изготовления: 4 цифры, идущие подряд. Две первые – порядковый номер недели, следующие две – год. Перед единицей измерения PSI (фунт на квадратный дюйм) указано давление, при котором испытано нагруженное колесо на максимальной скорости.
Если имеется направленный протектор, стрелкой указывается направление движения. При зимней маркировке шин расшифровка может быть в нескольких вариантах. Это R+W, Allseasons (дорожная + зимняя, всесезонная), M&S, M+S, MxS (грязь и снег), W (зима), пиктограмма снежинки. Знак TWI или Δ на плечах шины – индикатор износа.
Существует ещё ряд обозначений, которыми производитель указывает на те или иные функции. Такая маркировка шин расшифровке поддаётся легко, с помощью английского языка.
УДАЛИИИИИИИИИИТЬ
Для примера мы расшифруем маркировку шины, на которую производителем был нанесён следующий код: 195/70 R14 88 T M+S — что означают эти цифры на колесе? Давайте разбираться, и так:
Смотрим на верхнюю часть шины на иллюстрации и расшифровываем маркировку 195/70 R14 88 T M+S, нанесенную на боковину автопокрышки:
- 195 — это ширина профиля шины в миллиметрах.
- 70 — это число обозначает «высоту шины» в виде отношения высоты профиля к ширине шины — 70%. Чаще всего этот параметр именуется профилем (например, полнопрофильная или низкопрофильная резина), при одинаковой ширине покрышки, чем больше этот показатель, тем шина выше. Выбирая комплект резины важно учесть допустимые типоразмеры, заявленные производителем автомобиля. А также помнить, что в случае, когда высота профиля шин ниже оптимального, дорожный просвет машины станет меньше, а вот использование шин большего профиля ограничено размерами колесных арок, особенно зимой, когда арки часто забиты снегом и льдом. Практически любой онлайн-магазин автошин и дисков имеет специальный шинный калькулятор, позволяющий подобрать подходящий размер покрышки под ту или иную модель машины.
- R — этот символ означает, что автошина изготовлена с радиальным кордом, почти все шины на текущее время выполняются именно с таким кордом. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины.
- 14 — это число обозначает диаметр диска (обода) в дюймах. Не радиус (кстати, тоже распространенная ошибка), а именно «посадочный» (внутренний) диаметр покрышки на диск, составляющий в данном случае 14 дюймов.
- 88 — это число обозначает индекс максимально допустимой нагрузки на одно колесо (в данном примере это 560 кг на одно колесо, таким образом для легкового автомобиля массой до двух тонн шины с таким индексом вполне подходят). Особенно важно правильно выбрать соответствующий индекс нагрузки при покупке резины для микроавтобусов и небольших грузовиков.
- T — этот символ обозначает индекс скорости шины и в данном примере скорость для шин ограничена максимальной величиной 190 км/ч.
- M+S — это маркировка шин (M&S = Mud + Snow / грязь + снег), которая означает, что шины зимние, еще их называют «всесезонными», так как шипы на такую резину не ставят, и вы в принципе можете эксплуатировать такие колёса круглый год, штрафа за такую резину в летнее время не предусмотрено. Часто бывает, что внедорожники продаются снабженные резиной M+S, в зависимости от манеры езды и веса автомобиля такие шины могут прослужить более 50 000 километров пробега.
Теперь рассмотрим справочные данные, которые помогут расшифровать маркировку на резине для вашего транспортного средства.
Индекс скорости шин
Данная кодировка предназначена для присвоения покрышке скоростной категории по результатам специальных испытаний, подразумевает максимальную скорость на стенде, выдерживаемую шиной в течении нескольких часов. Обратите внимание, что при повседневной эксплуатации транспортного средства рекомендуется ездить со скоростью на 10-15 % меньше максимально допустимой, согласно данного индекса.
Обратите внимание, что автомобильные шины, имеющие маркировку индекса скорости «ZR», сконструированы для эксплуатации на скоростях превышающих 240 км/ч. Индекс скорости может располагаться в разных местах маркировки: 185/65SR15, или 185/65SR15 92S, или 185/65R15 92S.