Что заливают в аккумулятор автомобиля?
Аккумулятор – перезаряжаемая электрическая батарея автомобиля. Во время использования он стареет, в нем испаряется рабочая жидкость. О том, что нужно заливать в аккумуляторную батарею авто и как это делать правильно, пойдет речь в статье.
Какая жидкость в АКБ?
В АКБ автомобилей залито специальное вещество, называемое электролитом. Существует 2 типа электролита: кислотный и щелочной. Из двух разновидностей наиболее распространенным раствором является кислотный электролит. В его составе есть серная кислота и дистиллированная вода, пропорции которых составляют 35% и 65% соответственно. Это водный раствор серной кислоты, в производстве которого осуществляется распад кислотных молекул на ионы. Благодаря этому электролит наделяется электропроводящим свойством.
Аккумуляторная серная кислота – бесцветная маслянистая жидкость с оптимальной плотностью 1,830 г/см3. Может иметь примеси хлора, железа, марганца, мышьяка. Использование дистиллированной воды объясняется тем, что она не разрушает АКБ в отличие от водопроводной и речной.
Активные вещества накапливают и удерживают внутреннюю энергию источника питания. Жидкость обеспечивает запуск авто, на сегодняшний день она выпускается в разных вариациях, отличающихся между собой составными компонентами. Своевременный контроль ее количества и качества позволяет продлить срок службы аккумулятора, измеряемого числом циклов заряд-разряд. Кислотный электролит обладает высоким уровнем КПД и низкой потерей заряда, если батарея бездействует. Он выдает высокий стартовый ток и отличается бюджетной ценой.
Однако рабочая жидкость чувствительна к температурным перепадам. Она неэкологична и нуждается в постоянном контроле плотности состава. Такая жидкость применяется в большинстве АКБ для современных авто. Она используется в обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторах. В первом случае выполняется замер плотности и долив нужной жидкости из-за большего испарения. Во втором – замена электролита по истечении гарантийного срока. У данных аккумуляторов цикл замкнут, он не нуждаются в проверке раствора.
Что можно долить?
Отечественные аккумуляторные батареи служат не более 2-х лет, импортные теряют работоспособность через 5-6 лет. В АКБ автомобиля заливают электролит и дистиллированную воду. Заменить электролит самостоятельно нужно тогда, когда он стал негодным. Ухудшать параметры могут физико-механические процессы, из-за которых меняются плотность и сила тока. Электролит нужно добавить в АКБ перед зарядкой только тогда, когда снижена емкость. Это проверяется ареометром и актуально, когда замеры показывают понижение плотности в каждой емкости. В аккумуляторе может произойти сульфатация, из-за которой уменьшается концентрация соляной кислоты, снижается емкость батареи, и она выходит из строя.
Если жидкость, извлеченная из банок батареи, прозрачная и светлая, она подлежит вторичному использованию. При этом нужно добавить корректирующее вещество плотностью 1,4 г/см3. Учитывая, что концентрация раствора низкая, ее нужно довести до необходимых значений. Согласно общепринятой технологии выполняется замена слабой порции более концентрированным электролитом. Тип доливаемой жидкости зависит от причины, по которой в емкостях АКБ падает уровень рабочей среды. Ошибка в диагностике чревата потерей работоспособности.
О неисправности говорят разные факторы: испарение, идущее из заливочных отверстий, перегретый аккумулятор в ходе работы авто, наличие электролита на корпусе аккумуляторной батареи.
Как правильно доливать?
При первых признаках неисправностей выполняется проверка АКБ, доливается электролит, выполняется подзарядка батареи. Пренебрежение правилами обслуживания чревато потребностью в замене аккумулятора, что увеличит расходы владельца машины. Прежде чем выбрать то или иное решение, нужно проверить уровень раствора в банках обслуживаемого аккумулятора. В одних модификациях для этого предусмотрены специальные прозрачные окна в пластиковом корпусе устройства. Уровень кислоты должен соответствовать норме. Если он выше заданного значения, излишки объема убирают резиновой спринцовкой либо шприцем.
В традиционных АКБ приходится выкручивать пробки. В среднем к данной проверке прибегают не реже 1 раза за год. Оптимальное время – осень до похолодания, чтобы мотор и блок питания не подвергались высоким нагрузкам.
Уровень рабочей среды проверяется по следующей схеме:
- выкручивают аккумуляторную крышку;
- на дно погружают специальную мерную трубку d=5 мм;
- пальцами прижимают отверстие снаружи;
- вынимают трубку из банки аккумулятора;
- выполняют сравнение уровня раствора с мерной шкалой.
Уровень жидкости доливается примерно на 10 см больше расположения свинцовых пластин и не менее 2 см до уровня крышек банок. Обычно у банок есть специальные метки, по которым можно ориентироваться. Нельзя допускать того, чтобы электроды находились над электролитом. Если они будут сухими, то не смогут хорошо накапливать заряд и будут быстро осыпаться. В будущем это станет причиной их выхода из строя.
Когда уровень ниже нормы, в раствор доливают дистиллированную воду. Дистиллят продается на автозаправках либо в специализированных магазинах. В нем нет солей, вступающих в реакцию с кислотой, приводящих к образованию осадка, затрудняющего работу аккумулятора. Если возникают сомнения относительно того, какую жидкость добавлять в АКБ, нужно учесть: если произошло испарение дистиллированной воды, нужно добавить именно ее, чтобы добиться нужной плотности рабочей среды. Однако нельзя добавлять воду в АКБ, когда отмечается активная сульфатация либо иные химические процессы.
Перед заливкой АКБ устанавливают на ровную горизонтальную поверхность. Затем с верхней части убирают мусор и откручивают пробки. Обязательно обращают внимание на оттенок раствора, после доливки дистиллированной воды прибор заряжают малым током. Плотность проверяют не ранее чем через 2-3 часа после доливки. Если не выдержать время, показания не будут достоверными.
Несоответствие плотности может стать причиной выпадения свинцового осадка, привести к проблемам с запуском электродвигателя. Проверка плотности выполняется на заряженной батарее.
Что доливают в автомобильный аккумулятор: воду или электролит
Работоспособность импортной аккумуляторной батареи снижается через 5-6 лет. Срок службы российских АКБ – не более двух лет. На ухудшение параметров влияют различные физико-химические процессы в электролите, в результате которых изменяется его плотность, соответственно, и выдаваемая сила тока.
С проблемой можно справиться, если контролировать уровень жидкости в банках батареи. Вот тут-то у автомобилистов и возникают вопросы, один из которых – что доливать в аккумулятор, воду или электролит. Мы расскажем, в каких случаях требуется доливка дистиллированной воды, а в каких – электролитического раствора, дадим информацию по предельно допустимым параметрам АКБ.
Как меняются свойства электролита в аккумуляторе автомобиля
Чтобы иметь представление о том, что долить в автомобильный аккумулятор, нужно разобраться в процессах, которые происходят внутри батареи во время цикла зарядки/разрядки. Если вы не будете иметь представления об этих процессах, можете допустить ошибку, которая приведет к изменению плотности жидкости и выходу батареи из строя.
Электролит автомобильных аккумуляторов состоит из 35 % серной кислоты и 65 % дистиллированной воды. Это соотношение позволяет достичь значений 1,27-1,29 г/см 3 – оптимальных для выдачи нужного напряжения.
Когда вы заряжаете аккумулятор, температура раствора повышается. Происходит процесс электролиза, при котором выделяется гремучий газ, а часть воды испаряется. При этом изменяется концентрация соляной кислоты, повышается плотность электролита, что ведет к снижению емкости аккумулятора.
У современных АКБ корпус герметичный, поэтому испаряющаяся вода собирается в виде конденсата на верхней части банки, затем стекает обратно в отсек. При этом характеристики раствора не меняется, и батарея может служить годами. Если же герметичность была нарушена во время езды, то снижение уровня дистиллята неизбежно.
Еще одна особенность электролитического раствора – сульфатация. Это процесс, при котором соли кислоты оседают на свинцовых пластинах банки. Подобная ситуация возникает, если автомобиль стоял несколько месяцев в гараже или при зарядке вы подали ток большей силы, чем регламентировано производителем. Сульфатация приводит к уменьшению концентрации соляной кислоты, снижению емкости АКБ и выходу ее из строя.
Что заливать в аккумулятор автомобиля – воду или электролит
Если вы внимательно читали предыдущий раздел, то понимаете, что ответ на вопрос зависит от того, какими причинами было вызвано падение уровня в банках. Ошибка в диагностике проблемы может привести к выходу АКБ из строя. Почему?
Чаще всего в аккумулятор заливается дистиллированная вода.
Представьте ситуацию. Вы заметили, что батарея не выдает нужного напряжения, открутили пробку и заметили снижение уровня жидкости в банках. Недолго думая, решили залить электролит, а причина проблемы крылась в испарении дистиллированной воды. Что произойдет в этом случае?
До вашего действия соотношение соляной кислоты к дистилляту изменилось. Ее стало больше. Вы же доливаете раствор с нормальным содержанием соляной кислоты и ее количество в каждой банке увеличивается в 1,5 раза. Изменяется физико-химические свойства жидкости, происходит усиленная сульфатация пластин, которые постепенно разрушаются. Аккумулятор можно выкинуть. В этом случае правильное решение проблемы – доливка дистиллированной воды.
Обратная ситуация – снижение количества соляной кислоты, и вы доливаете электролит. В этом случае в банках дистиллированной воды будет больше, чем положено и аккумулятор может вообще не заряжаться.
Чем долить аккумулятор – принимаем решение
Если вы купили б/у АКБ с пустыми банками или обнаружили, что вся жидкость куда-то делась – заливайте электролит. Правда, в последнем случае, лучше поменять батарею. Как показывает практика, в такой ситуации в аккумуляторе происходят необратимые явления, приводящие к выходу из строя, и подобная мера носит временный характер.
Если же вы заметили снижение уровня жидкости в банках – действуйте по инструкции.
- Поставьте АКБ на горизонтальную ровную поверхность.
- Уберите мусор с верхней части.
- Аккуратно открутите все пробки.
- С помощью спринцовки или шприца возьмете оставшийся раствор с каждой банки и обратите внимание на его цвет (в норме – прозрачный).
- Долейте дистиллированную воду, поставьте на зарядку малым током.
- Спустя 2-3 часа проверьте плотность ареометром.
- Если вы получили значение 1,27-1,29 г/см 3 – значит проблема была в потере дистиллированной воды.
Иногда автомобилисты получают низкое значение и начинают паниковать. Обычно это случается, если сделать замер сразу после заливки воды, при горячем аккумуляторе или недостаточной зарядке батареи.
После доливки воды нужно проверить плотность электролита в банке.
Серная кислота должна перемешаться с водой, а происходит это спустя 2-3 часа после зарядки, при температуре в пределах 15-27 0 С. В других условиях показатели не будут достоверными.
Действия при снижении плотности электролита
Мы рассказали, что электролит можно заливать в банки в случае, если вы твердо уверены в том, что он куда-то вытек. Однако есть еще одна ситуация, при которой поможет подобный подход – снижение плотности жидкости при эксплуатации АКБ. В этом случае заливка электролита может продлить жизнь батареи.
Замерьте показатели ареометром. Если их значение ниже 1,25 г/см 3 , то решить проблему можно с помощью доливки. Для этого придерживайтесь нашей инструкции.
Если плотность ниже 1,25 г/см 3 :
- возьмите электролит с плотностью 1,27 г/см 3 ;
- с помощью спринцовки «заберите» как можно больше жидкости из первой банки;
- вылейте ее в мерный стакан, запишите объем;
- добавьте в отсек новый раствор в объеме в 2 раза меньшим, чем вы взяли на втором этапе;
- хорошо встряхните АКБ;
- замерьте уровень плотности.
Если вы не достигли результата 1,25 г/см 3 – повторите операцию еще раз. Затем доведите уровень жидкости в отсеке до нормального значения дистиллированной водой и поставьте АКБ на зарядку. Спустя 2-3 часа перепроверьте результаты.
Если показатели ареометра ниже 1,8 г/см 3 – вам потребуется аккумуляторная кислота плотностью 1,40 г/см 3 . Последовательность действий, как и в предыдущем случае, но тщательнее проверяйте показания ареометра. Лучше это делать спустя 2 часа после доливки, чтобы жидкости равномерно перемешались.
Если у вас нет опыта подобных работ – отнесите АКБ в мастерскую или купите новый. Залить электролит можно, но вы можете нечаянно изменить его структуру, и аккумулятор выйдет из строя. Это приведет к нарушению в работе всей электрической цепи автомобиля и его устройств.
Обобщим материал
Теперь вы знаете, что долить в аккумулятор, воду или электролит. Если же запутались – напомним еще раз. При снижении уровня жидкости в отсеках заливайте дистиллированную воду. Если же уверены, что электролитический раствор вытек полностью – добавляйте его.
Что касается корректуры плотности – это сложный процесс. Даже небольшое изменение свойств электролита может привести к разрушению АКБ и другим негативным последствиям. Наиболее простой и не особо затратный выход из ситуации – замена АКБ. Особенно, если речь идет о недорогих батареях.
Читайте также:
Регулярная замена тормозных колодок — это прежде всего личная безопасность водителя и пассажиров. Для такой процедуры владелец транспортного средства обязан найти время и деньги, чтобы исключить возможность неприятных сюрпризов на .
При эксплуатации аккумуляторов уровень электролита в банках неизбежно снижается. С необслуживаемыми АКБ проще – уровень жидкости в отсеках практически не меняется на протяжении 5-6 лет. Что касается обслуживаемых аккумуляторов – владельцам постоянно приходится контролировать уровень электролита и своевременно принимать меры. В статье расскажем, как долить дистиллированную воду в аккумулятор, .
Владельцам авто, чьи АКБ отслужили свой расчетный эксплуатационный срок (3-5 лет), стоит быть морально готовым к внезапной разрядке. Если же исправная аккумуляторная батарея стала разряжаться после стоянки — значит, появился скрытый потребитель. Рассмотрим, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и способы устранения неисправностей. Причины возникновения утечки Утечкой тока .
Дистиллированная вода или электролит — что лучше доливать в аккумулятор?
Аккумулятор, как и другие части в автомобиле, требует периодического обслуживания.
Если при плановом осмотре обнаружилось, что уровень жидкости в емкостях понижен, и требуется их пополнение, необходимо разобраться, что нужно аккумулятору: электролит или дистиллированная вода.
Можно ли доливать электролит вместо дистиллята и наоборот?
Электролит и дистиллированная вода не являются взаимозаменяемыми субстанциями.
Если потребовалось залить дистиллят, пополнять АКБ нужно только им. Заменять его нельзя. Это неизбежно сократит срок службы батареи.
Если потребовалось залить электролита, пополнять АКБ нужно исключительно электролитом.
Электролит в АКБ – это смесь дистиллята и серной кислоты (в соотношении 65-35 %). Основное назначение раствора – подвести ток в момент включения двигателя и поддерживать работу автомобиля с отключенным двигателем (музыка, свет, и др.).
Смесь способна накапливать энергию и передавать электрический ток все время эксплуатации. Изготавливают ее в заводских условиях, но возможно самостоятельное приготовление.
Итоговая плотность продукта, которая даст возможность полноценно работать батарее по своему назначению 1,27 г/см3. То есть электролит и дистиллят – это два совершенно разных вида. Объединяет их только то, что вода — неотъемлемая часть электролита.
Если плотность не будет в норме, то это приведет к проблемам в эксплуатации АКБ следующего типа:
Замерзание электролитической смеси при понижении температуры наружного воздуха.
- Снижение функции накопления электрической энергии и ее передачи в необходимом объеме.
- Быстрая разрядка АКБ вследствие неполноценного выполнения работы по назначению.
- Снизится качество работы АКБ в выполнении функций по передаче электрической энергии.
- Срок службы сократится.
Как определить, что необходимо?
Для точного определения, какую жидкость залить в батарею, необходимо провести диагностику. Заключаться обследование будет в выявлении причин, по которым уровень жидкости может быть снижен.
Причин может быть несколько.
Выплескивание электролита или его утечка
В этом случае нужно доливать исключительно электролит. При замене его на дистиллят плотность готовой смеси ощутимо снизится.
АКБ будет быстро разряжаться и не сможет полноценно выполнять свои функции по накоплению и передаче электрической энергии. Срок его службы значительно сократится.
Перебор воды в аккумуляторной батарее при эксплуатации в зимний период приведет к замерзанию воды и образованию наледи в верхних слоях. Это негативно скажется на работе батареи и выведет ее из эксплуатации.
Выкипание дистиллята
В этом случае нужен исключительно дистиллят. При постоянной эксплуатации автомобиля в условиях высокой температуры вода, находящаяся в составе электролита, неизбежно выкипает. В аккумуляторе снижается уровень. Доливая электролит, автоматически повышается плотность итоговой смеси.
В такой ситуации пластины сепаратора будет подвержены сульфатизации (появлению кристаллизационного осадка на металлической поверхности пластин) и их срок эксплуатации сократится ввиду быстрого износа.
Определение причины уменьшения уровня электролита заключается в измерениях его плотности. Выполнять измерение рекомендуется при температуре 15С. Замеры производить нужно во всех банках аккумулятора по отдельности. Измеряют ареометром.
Его можно относительно недорого приобрести в магазине, или взять в пользование в автосервисе:
- Если при замерах ареометром выявляют, что показатели плотности выше, чем 1,27-1,28 г/см 3 , можно сделать вывод о том, что часть воды в процессе эксплуатации испарилась. Именно снижение водной составляющей по отношению к серной кислоте может способствовать увеличению плотности. Чтобы довести параметры электролита до нормативных, нужно залить дистиллят.
- Если при замерах выявляют, что показатели плотности находятся в рабочем диапазоне, значит, испарения воды не происходило. Ее количество находится в норме, необходимой для выполнения всех функций АКБ. Следует пополнить банки электролитом.
Как определить необходимое количество для АКБ?
Понять, какое количество нужно для пополнения смеси электролитом (при условии, что нужен именно он) или дистиллированной водой (в аналогичном случае) можно следующими способами.
Визуально
На корпус батареи производитель наносит специальные «риски» min – max. Именно по отметкам на АКБ можно ориентироваться сколько требуется (и чего именно) добавить в смесь. Производя заливку, надо следить, чтобы требуемое количество была добавлена выше минимальной отметки, но ниже максимальной.
Если отметок на корпусе нет, то нужно доливать так, чтобы металлические пластины были покрыты на 1-1,5 см.
Инструментально
Существуют специальные мерные трубочки, с помощью которых можно замерять уровень электролитической смеси.
При отсутствии прибора можно использовать любую стеклянную или пластиковую палочку. Подойдет палочка длиной 20-25 см, толщиной 5-7 мм.
Открыв все банки, в каждой по отдельности нужно замерить уровень. Для этого опустить трубочку до упора и поднять ее. На ней четко будет видно, сколько смеси в банке АКБ.
Доливать нужно до того момента, как уровень будет определяться в высоту 1,5-2,0 см. Если дистиллированная вода долита до нужного уровня, плотность электролитической смеси восстановится в первоначальные параметры 1,27 г/см.куб. Это необходимо для обеспечения полноценной работы АКБ.
В видео подробная информация о том, как измерить уровень электролита в аккумуляторе:
Заключение
Если уровень ощутимо понижен и не достигает отметки min, здесь нужно решать, чем пополнить оставшуюся смесь. В 95% случаев АКБ пополняют именно дистиллятом, хотя допускаются варианты. Правильное решение сможет продлить жизнь батареи, доведя ее параметры до заводских. Ошибка приведет к выводу ее из пользования.