Вариатор Мультитроникс: что внутри у бесступенчатой коробки Audi?
К основным типам трансмиссии относят МКПП, классический «автомат», роботизированную трансмиссию (включая робот с двумя сцеплениями – DSG, который подробно был рассмотрен здесь) и вариатор. О последнем сегодня и поговорим.
Вариатор или, правильнее, CVT от англ. Continuously Variable Transmission – бесступенчатая коробка передач, призван был улучшить комфорт вождения. Но популярным вариантом вариаторы так и не стали – владельцы жалуются на особенность их работы и низкую надежность.
Вариатор обязан своим появлением великому Леонардо да Винчи, который предложил этот механизм еще в 1490 году. Но всерьез взялись за новый тип трансмиссии только в начале ХХ века. К 50-м годам предприимчивый голландец Хуб Ван Доорн создал первую такую трансмиссию, назвав ее Variomatic, установил на седан DAF 600, да и продал компании Volvo. А сам продолжил заниматься экспериментами с вариатором, основав компанию, которая с 1995 года входит в семейство концерна Bosch.
Оценив идею, с 80-х гг. многие автопроизводители стали оснащать свои машины бесступенчатыми трансмиссиями.
Что такое вариатор
Главное отличие вариатора от других трансмиссий – отсутствие фиксированных передач. В коробках CVT передаточное число изменяется плавно и незаметно для водителя, в результате – необычайная плавность хода при ровных оборотах двигателя.
Достигается это за счет особенностей конструкции вариатора.
Для передачи крутящего момента с двигателя на колеса в нем вместо классических зубчатых колес используется стальной ремень или цепь. Ремень движется между двух пар конических колес, образуя шкив.
Колеса расположены на входных и выходных валах, каждая пара сближается или расходится друг от друга, тем самым меняя радиус шкива.
Так удается плавно изменить передаточное отношение крутящего момента с двигателя на колеса. В результате – отсутствие, собственно, «передач» и необычайная плавность хода автомобиля.
В таблице представлены не все коробки мультитроник, их более 300 на данный момент, а только наиболее часто встречаемые на российской территории.
Блоки управления — если указаны вторые буквы в скобках ,была смена номера. Если указаны два номера, второй с обозначением (7) — значит существует два блока для данной коробки для 6- и 7-дискового сцепления.
Версия гидравлики — полное обозначение блока клапанов — 01J325031**. **- две буквы в таблице. Были смены номера. BC=S,AE,AM,AF,AT. BP=AQ. CD=BF,BJ. «Хорошие» коробки только с гидравликой CD.
Дата выпуска. Если не указано по месяцам, то стоит модельный год , обычно с 06 месяца предыдущего года по 06 месяц текущего.
Обозначение
Плюсы
Движение машины с трансмиссией CVT – это плавный набор скорости и отсутствие рывков и толчков. С вариатором вы не услышите «рычания» мотора, разгон будет достаточно быстрым и плавным.
При этом мотор работает в диапазоне пониженных оборотов. Это не только хорошо отражается на ресурсе двигателя и его деталей, но и позволяет экономить топливо и уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Минусы
Вариаторы не выдерживают высокой мощности современных автомобилей, потому что их цепь и, тем более, ремень, не могут передать высокий крутящий момент. Поэтому бесступенчатые КП устанавливают на автомобили с крутящим моментом до 350-400 Нм. Как правило, это машины малого и среднего класса.
Другой недостаток работы вариатора связан с психологией водителя. Многим не нравится, что вариатор всегда поддерживает один диапазон оборотов. Так, при разгоне вариатор ведет себя непривычно – вместо «раскручивания» двигателя он сразу выходит на максимальные обороты и работает на них с монотонным гулом. В результате водитель не ощущает, собственно, разгон. И ему кажется, что коробка «тормозит». Для решения этой проблемы многие компании стали применять вариаторы с режимом ручного переключения виртуальных «передач».
Так, автомобили Audi стали оснащать новым типом вариатора – коробкой Multitronic.
В обычном режиме классический вариатор, при выборе режима «спорт» она имитирует работу классической АКПП, то есть, поддерживает выбранную водителем (с помощью подрулевых лопаток) виртуальную «передачу». Такой режим переключения осуществляется с помощью электронных блоков управления и напоминает принцип работы классического «автомата» или робота DSG с двумя сцеплениями.
Но, пожалуй, самый весомый недостаток вариатора — дороговизна его обслуживания и недолговечность трансмиссии.
Сама конструкция вариатора, при всех его плюсах по КПД и плавности хода, не рассчитана на большие пробеги и высокие нагрузки. CVT не любит пробки, бездорожье и высокие скорости и редко когда доживает до 200 тыс. км.
Мало кто знает, что вариатор надо регулярно обслуживать. Причем простой заменой масла (а оно для вариатора намного дороже, чем для других КПП) дело не обойдется.
Еще необходимо менять фильтры и промывать радиатор в нем, желательно – с его разборкой и промывкой каждые 50-60 тыс. км. Не сделаете этого спустя 100 тысяч – риск поломки вариатора весьма велик. А иногда и гораздо раньше.
Выходят из строя в вариаторах, как правило, две вещи. Ремень, который обеспечивает связку ведущего и ведомого валов, и его достаточно сложная электроника. Причем электроника может давать сбои значительно раньше.
Если ремень рвется и разлетается в клочья (средний срок его жизни – порядка 100 -150 тыс. км) и выводит из строя всю коробку, простой заменой ремня уже не обойтись. Скорее всего, придется ремонтироваться у официалов, а послегарантийный ремонт там обойдется очень недешево.
Вариатор Мультитроник (Multitronic)
Вариатор Мультитроник (Multitronic) является разновидностью бесступенчатой коробкой передач. Применение данной коробки обеспечивает максимальную динамичность автомобиля, высокую топливную экономичность двигателя и комфорт в управлении транспортным средством. Благодаря высоким потребительским качествам вариаторная коробка передач устанавливается на автомобили премиум-класса Audi (модели А4, А5 и А6).
Вариатор Мультитроник состоит из многодискового мокрого сцепления, планетарного механизма, промежуточной передачи, вариаторной передачи, главной передачи и дифференциала. Вариатор имеет собственную электронную систему управления. Все конструктивные элементы помещены в картер коробки передач.
Функцию разъединения двигателя от коробки передач в системе Multitronic выполняют два мокрых (работающих в масле) многодисковых сцепления. Сцепления представляют собой многодисковые фрикционные муфты – фрикционы: фрикцион переднего хода и фрикцион заднего хода. Конструкция фрикционных муфт аналогична муфтам, применяемым для переключения передач в АКПП.
В коробке передач предусмотрено принудительное охлаждение фрикционов отдельным потоком рабочей жидкости. Фрикционные муфты имеют существенные преимущества по сравнению с гидротрансформатором, выполняющим аналогичную функцию. Они обладают меньшей массой, компактны и проще в управлении.
Планетарный механизм используется только для движения задним ходом. При движении автомобиля вперед происходит блокировка редуктора фрикционом переднего хода. При движении назад – фрикцион заднего хода блокирует коронную шестерню редуктора на корпус коробки передач, вследствие чего планетарный редуктор движется в противоположную сторону. Скорость движения задним ходом ограничивается системой управления.
Вариаторная передача обеспечивает плавное изменение передаточного числа. Она состоит из ведущего и ведомого шкивов, соединенных цепью. Каждый из шкивов представляют собой два диска с конической поверхностью. Ведущий диск соединяется с коленчатым валом двигателя через промежуточную передачу. С ведомого диска крутящий момент направляется на главную передачу. Один из дисков на каждом шкиве подвижен. Это позволяет в процессе работы изменять диаметр шкива.
В вариаторе Мультитроник впервые применена металлическая цепь. Данное техническое решение позволило значительно расширить диапазон передаточных чисел за счет уменьшения поверхности соприкосновения цепи со шкивом (в сравнении с клиновидным ремнем). Снижение шума при работе металлической цепи достигнуто путем использования звеньев различного размера.
Привод каждого из шкивов состоит из двух гидроцилиндров – прижимного и регулировочного. Прижимной гидроцилиндр непосредственно прижимает цепь к дискам шкива. Регулировочный гидроцилиндр обеспечивает изменение диаметра шкива, т.е. регулирует передаточное отношение. Сила, с которой диски прижимаются к цепи, контролируется датчиком крутящего момента. Датчик установлен на ведущем диске.
Так как вариатор Multitronic устанавливается на переднеприводные автомобили, в конструкцию коробки передач включены главная передача и дифференциал.
Система управления коробкой передач включает входные датчики, электронный блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства.
Входные датчики системы управления оценивают положения рычага селектора, число оборотов на входе коробки передач, число оборотов на выходе коробки передач, температуру и давление рабочей жидкости.
Электронный блок управления служит для выбора оптимального передаточного отношения в соответствии с условиями движения и желаниями водителя. На основании сигналов датчиков электронный блок управления вычисляет величину давления рабочей жидкости и реализует это давление путем воздействия на электромагнитные клапаны. Блок управления установлен непосредственно на коробке передач.
Гидравлический блок управления осуществляет непосредственное управление фрикционами переднего и заднего хода, прижимными и регулировочными цилиндрами, регулирует давление рабочей жидкости в системе, а также производит охлаждение фрикционов. В гидравлическом блоке имеются следующие исполнительные механизмы: золотник ручного управления, гидравлические клапаны и электромагнитные клапаны управления давлением.
Циркуляцию рабочей жидкости в гидравлической системе обеспечивает масляный насос шестеренного типа, который имеет привод от первичного вала коробки. Для охлаждения фрикционов применяется эжекционный насос, действие которого основано на подаче рабочей жидкости за счет разряжения. Охлаждение рабочей жидкости производится в теплообменнике, включенном в систему охлаждения двигателя.
Вариатор Мультитроник имеет механическую связь с рычагом селектора. Режимы управления коробкой передач аналогичны режимам АКПП. В данной коробке реализован режим «Кик-Даун» (Kick-Down), предполагающий быстрое ускорение автомобиля. Используется функция выбора фиксированных передач Типтроник.
Итого
Вариатор представляет собой бесступенчатую трансмиссию, которая обеспечивает плавность хода и гарантирует бережную эксплуатацию двигателя. Для автомобилей Audi используется особой вид вариатора – трансмиссия Multitronic, с функцией выбора и переключения «виртуальных» передач.
К основным недостаткам вариатора относят особенности его работы, сложность и дороговизну обслуживания. Вариатор не рассчитан на высокие нагрузки и огромные пробеги.
Multitronics VC731. Расширенная прошивка, первые впечатления.
Ценник у устройства 6700 рублей, откуда такая внушительная цифра для подобной техники? На данный момент НЕ СУЩЕСТВУЕТ бортового компьютера с функционалом, который превзойдет этот VC731! Устройство сложное, прежде всего это связано с тем, что существует 3 варианта подключения его к автомобилю — Универсальный (с помощью переходника), По оригинальным протоколам диагностики (разъем диагностики + подключение в проводку), По универсальным протоколам OBD-II (Подключение к разъему диагностики).
К слову, этот б/к можно подключить как к ЗАЗ, так и к AUDI, вдумайтесь, это даже читается абсурдно, но это факт!
Комплект поставки тоже существенно влияет на ценник устройства — VC731, соединительный шлейф с разъёмом OBD-2 с датчиком внешней температуры (можно купить ОТДЕЛЬНО этот шлейф — цена примерно 1000 рублей), ПЕРЕХОДНИК для подключения в универсальном режиме — позволяет подключится напрямую от форсунки и датчика скорости, резистор 5.1 кОм (честно сказать, не понял для чего он в комплекте), набор для установки б/к на любой автомобиль — крепеж на лобовое стекло или торпеду (Скажу как есть, практически ЛЕГО), подробные инструкции прилагаются…
Про крепеж: механизм продуман, но лично мое мнение, он сложноват — исключает какую либо возможность отключения шлейфа от б/к, при этом есть возможность поворачивать б/к по разным направлениям (подробные фото выложу на тестах осциллографа).
Функционал девайса — автоматическое распознавание ЭБУ, 200 функций (На расширенной прошивке), цветной дисплей, практически любой момент работы можно настроить под себя любимого, работа с газовым оборудованием, горячие клавиши и так далее…
Расширенная версия прошивки: устройства Multitronics продаются на Стандартной прошивке e32 или e32B, которые не включают в себя ряд функций, такие как Осциллограф, Таксометр, Стоп-кадр, дополнительные параметры, сервисные записи ЭБУ — вероятно это связано с тем, чтоб бы не нагружать и без этого столь сложный девайс по функционалу.
Осциллограф, как я писал, меня интересует именно эта функция, так как подобного устройства нет на рынке, ну конечно же мне потребовалось перепрошить б/к VC731 на расширенную прошивку, в моем случае это версия e32BRV — версия для ЭБУ М74.
Перепрошил на e32BRV от 23 декабря 2019 года, а оказалось что на днях появилась более свежая версия прошивки от 24 декабря 2019 года с поддержкой PWM.
Для замены прошивки на б/к потребуется шнур miniUSB-USB, программа для обновления ПО и переноса настроек — Boot32.exe, драйвер для шнура, и выбранный файл прошивки (все необходимое можно легко найти и скачать на официальном сайте производителя!). Весь процесс займет порядка 10 минут, сложного ничего нет, по факту даже драйвер не потребовался — при подключении б/к к компьютеру Windows7 автоматически нашла/скачала/установила необходимый драйвер, я попробовал установить скаченный с официального сайта, система начала ругаться — Мол, успокойся, все будет пучком!
Рекомендую, в независимости от того, потребуется ли вам дополнительный функционал первоначально или нет, заменить Основную прошивку на Расширенную, дабы избежать в дальнейшем лишних телодвижений! То есть, купили устройство — накинули на диагностический разъем — убедились что девайс исправен, и затем прошили его, перед монтажом на законное место в автомобиле.
Уточнение! Переход устройства на Расширенную прошивку НЕ СНИМАЕТ его с гарантии производителя (специально уточнил этот момент на официальном сайте!).
В ближайшие дни заеду на диагностику на СТО, и там, на профессиональном оборудовании сравним адекватность работы встроенного осциллографа с рабочим инструментом диагноста, уверен, будет очень интересно! Уточню, устройство ведет ЗАПИСЬ проверки датчика осциллографом, то есть файл записи можно позже скачать и посмотреть на полноценной картинке персонального ПК, так же это позволяет в одиночку проверить нужный датчик.
Не буду лукавить и говорить, что я от всего в восторге, кое какие моменты в девайсе меня первоначально раздражали — во-первых, б/к чрезмерно сложен, требуется буквально настройка всех дисплеев под себя, калибровки, тарировки, но тут все просто — хочешь большой функционал, ожидай что придется в нем разбираться, при этом, с помощью программы Params32.exe с официального сайта можно настроить б/к на вашем персональном компьютере, на любителя подобных настроек.
Отмечу его внешний вид — очень классная белая подсветка кнопок, в темное время суток выглядит просто шикарно, да и в целом девайс добавляет определенную нотку "премиума" в салон, без шуток! Ну и не забываем, в умелых руках это мощный диагностический инструмент.
Кнопки жать не забываем, плиз!)
Multitronics — автомобильная электроника
Мы занимаемся разработкой и производством автомобильной электроники для автовладельцев и автосервисов под торговой маркой «Multitronics» с 1987 года. Спектр выпускаемой продукции охватывает не только сектор отечественных автомобилей, но и иномарки. Он включает в себя: бортовые компьютеры с возможностью диагностики, парктроники, стробоскопы, тахометры, демонстрационные стенды. Модельный ряд производимых изделий постоянно обновляется.
Все новации и технические решения, которые мы применяем, защищены огромным количеством патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
+7 495 743-28-93 +7 909 922-60-21 Заказать звонок —>
© 2001-2022 «MULTITRONICS» — бортовые компьютеры
г. Москва, Северянинский
проезд, домовл. 11, стр. 1