Api sn или api sp какая разница
Перейти к содержимому

Api sn или api sp какая разница

  • автор:

Классификации масел: что вы могли не знать про API и ILSAC

Знание международных классификаций необходимо, именно по ним (вкупе с допуском автопроизводителя, если он есть) выбирается идеальное моторное масло для ДВС.

Сегодня говорим о стандартах API и ILSAC, которые разделяют масла по эксплуатационным свойствам.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ API

В 1911 году американский суд принудительно разделил монополиста «Standard Oil». После этого исторического события в США начали развиваться независимые нефтегазовые компании, среди них Mobil Gas, Exxon и Chevron.

Во время Первой мировой войны они начали снабжать воинские части нефтепродуктами. У разрозненных компаний не было единого подхода к производству и опыта совместной работы, а это вызывало трудности в том числе для покупателей. Потребовались унифицированные стандарты качества готовой продукции, которые были бы зафиксированы в едином реестре.

Регулятором зарождающегося рынка выступил Американский институт нефти (American Petroleum Institute, или API), основанный в 1919 году. Он не просто установил стандарты качества, единые для всех компаний, но и выступил буфером между производителями и поставщиками нефти с одной стороны и государством – с другой.

Сегодня API — одна из крупнейших национальных ассоциаций. Её требованиям подчиняются добывающие, перерабатывающие и нефтесервисные компании, морские перевозчики, оптовые и розничные продавцы.
Как читать маркировку API

Стандартная маркировка выглядит так: API SM или API CF.

Первая буква после аббревиатуры API указывает на тип двигателя:

● S (от англ. «spark ignition» — «воспламенение от искры») — бензиновый;
● C (от анг. «compression ignition» — «воспламенение от сжатия») — дизельный;
● T (от англ. «two-stroke» — «двухтактный») — используется для двухтактных двигателей.

Вторая буква указывает на характеристики масла: каждый новый класс получает следующую по алфавиту букву.

Дробная запись (например, API SN/CF) показывает, что масло универсальное и может применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. В этом случае на первом месте стоит тот класс, который соответствует предпочтительному применению. То есть, основное предназначение масла API SN/CF — для бензиновых двигателей, которые требуют применения масел уровня API SN, но производитель допускает использование продукта и в дизельных ДВС, требующих применения масел уровня API CF.

Если рассматривать действующие категории API SJ — SP и API CH-4 — CK-4, то более поздние классы имеют обратную совместимость с более ранними. То есть масло уровня API SN можно применять в двигателях, где требуется использование продуктов класса API SN, SM, SL и т.д.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В СТАНДАРТАХ API В 2020 ГОДУ

В мае 2020 года появилась новая категория API SP. Продукты, лицензированные по новому классу, лучше защищают двигатель от следующих проблем:

● преждевременное воспламенение топливно-воздушной смеси (LSPI)*. С этим явлением столкнулись современные форсированные двигатели малого объема, оснащенные турбонаддувом: самовоспламенение топливно-воздушной смеси в середине такта сжатия влечет за собой разрушение межпоршневых перегородок, поршней, загибание шатунов и разрушение блока двигателя;
● износ цепи ГРМ;
● высокотемпературные нагрузки на поршни и турбонагнетатели.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ILSAC

ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел.

Он был создан совместными усилиями Американской Ассоциации Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциации Производителей Автомобилей (JAMA), чтобы ужесточить требования к производителям масел для бензиновых двигателей.

То есть, в отличие от API, не существует стандартов ILSAC для дизельных двигателей.

В соответствии с требованиями ILSAC масло должно:
● сохранять свои свойства в работе при повышенном давлении;
● обеспечивать экономию топлива;
● иметь пониженный угар;
● содержать меньше фосфора в составе, чтобы продлевать срок службы катализаторов;
● иметь пониженную вязкость;
● иметь меньшую склонность к пенообразованию.

КАК ЧИТАТЬ МАРКИРОВКУ ILSAC

Сегодня классификация ILSAC включает в себя 7 классов: GF-1, GF-2 и GF-3 (устаревшие), GF-4, GF-5, а также новейшие GF-6A и GF-6B. Чем выше цифра, тем современнее класс. Все масла с лицензией ILSAC являются всесезонными и относятся к категории энергосберегающих.

Классы ILSAC тоже имеют обратную совместимость. Если автопроизводитель требует применения масел уровней GF-1 – GF-4, рекомендуется использовать моторное масло класса GF-5. Если же автопроизводитель предписывает использование продукта класса GF-5, рекомендуется применять моторное масло уровня GF-6A.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В СТАНДАРТАХ ILSAC В 2020 ГОДУ

Стандарты, введённые в мае 2020 года, коснулись и классификации ILSAC.

Подробнее об особенностях новых категорий:

ILSAC GF-6A – соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30;
ILSAC GF-6B – имеет те же требования и преимущества, что и ILSAC GF-6A, но распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для использования масла ILSAC GF-6B потребитель должен иметь соответствующие рекомендации в сервисной книжке своего автомобиля: в противном случае это может привести к негативным последствиям.

Основные отличия новых стандартов ILSAC GF-6A/B от ILSAC GF-5:
1. Защита двигателя от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливно-воздушной смеси (Low Speed Pre-Ignition, или LSPI).
2. Защита цепи ГРМ от износа и растяжения.
3. Защита от образования высокотемпературных отложений на поршне и в турбокомпрессоре.
4. Снижение образования лаковых отложений и шлама.

Новейшие стандарты 2020 года созданы с прицелом на 5-10 лет вперёд, поэтому судорожно искать на полках масло категорий API SP или ILSAC GF-6A/GF-6B не стоит. Предыдущие классы будут использоваться наравне с новыми — это не полная замена, а обновление для самых современных двигателей. Техника была и остаётся разная, а потому и масла каждому двигателю подойдут строго определенные. Как обычно, чтобы узнать, какое масло требуется именно для вашего ДВС, посмотрите требования автопроизводителя в сервисной книжке.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ЛИНЕЙКЕ GENESIS
Прежде всего отметим, что все масла из линейки GENESIS лицензированы по стандартам API и/или ILSAC в зависимости от географии применения. Однако разговор о новейших стандартах 2020 года был бы неполным без упоминания соответствующего продукта — это полностью синтетическое всесезонное масло LUKOIL GENESIS ARMORTECH DX1 5W-30, одобренное по самым современным классам API SP и ILSAC GF-6A. Кроме того, масло имеет официальный допуск GM dexos1™ Gen2.

LUKOIL GENESIS ARMORTECH DX1 5W-30 обладает следующими преимуществами:
1. Защищает от преждевременного воспламенения топливно-воздушной смеси (LSPI) в двигателях TGDI.
2. Имеет превосходные низкотемпературные свойства, что способствует легкому пуску двигателя при низких температурах.
3. Совместимо с каталитическими системами доочистки выхлопных газов (TWC).

Чтобы быстро подобрать подходящее моторное масло, воспользуйтесь удобным онлайн-подборщиком.

__________________________
*Подробнее об эффекте LSPI читайте в следующей статье.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ

education 2

Все существующие в настоящее время моторные и трансмиссионные масла для облегчения их подбора под конкретный двигатель или коробку передач классифицированы по вязкости. Производитель указывает в техдокументации необходимый класс вязкости, и, соответственно, поставщик подбирает масло этого класса.

km1

КЛАССИФИКАЦИЯ SAE J300

km2

Общепринято использовать американскую классификацию SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров США).

Моторные масла делятся на 15 классов от 0W до 60. Буква W в маркировке означает, что масло может использоваться при низких температурах (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях.

Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя. Для каждого класса по SAE дается максимальная вязкость при номинальной температуре (см. таблицу). Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, т. е. они предназначены для круглогодичного использования в широком диапазоне температур.

Масла ХW-Y0 — всесезонные.
С апреля 2013 года, под влиянием компании Honda, введен еще один класс вязкости —SAE 16. Масла такого класса — редкость на рынке и позволяют добиться дополнительной экономии топлива. В 2016 году введены еще два перспективных класса вязкости, SAE 12 и SAE 8, все это приближает вязкость моторного масла к обычной воде. Естественно, что в двигателях обычной конструкции такие масла неприменимы, а используются только в новейших двигателях, специально адаптированных под сниженную вязкость.

km3

В процессе эксплуатации вязкость обычно падает, это нормальное явление, но если после солидного пробега вязкость начинает расти, то это повод насторожиться. Это может происходить в случае полной выработки пакета присадок и начала окисления самой базовой основы. Масло надо немедленно заменить. Исключение составляют старые дизельные двигатели, в которых масло начинает густеть снова из-за значительного попадания сажи в масло.

КЛАССИФИКАЦИЯ API

km4

АМЕРИКАНСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ API (American Petroleum Institute) является самой распространенной, но отнюдь не самой точной и удобной.
Классификация моторных масел API разработана API совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automobile Engineers) и подразделяет моторные масла на две категории:

S (SERVICE) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.

C (COMMERCIAL) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Масла Liqui Moly показывают непревзойденный ресурс: на тестах, организованных журналом «Потребитель АвтоДела», так и не смогли окислить Synthoil Energy до начала увеличения вязкости!

МОТОРНЫЕ МАСЛА ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Классы SA — SG отменены из-за отсутствия антифрикционных присадок. Класс SH введен в 1993 году. Класс устанавливает те же показатели, что и SG, но методика проведения испытаний более требовательная.
SJ Этот класс появился в 1996 году. Он соответствует более жестким требованиям к вредным выбросам в атмосферу.
SL Класс масел, введенный в 2001 году. Он отвечает трем основным требованиям: повышению топливной экономичности, повышенным требования к защите компонентов, снижающих вредные выбросы, и увеличению межсервисного периода работы масла. Ужесточены, по сравнению с уровнем SJ, требования к проведению испытаний.
SM Класс масел, введенный 30 ноября 2004 года. Превышает требования класса SL в части термоокислительной стабильности, моющих свойств (защита от нагарообразования) и ресурса. Некоторые масла классифицируются как энергосберегающие.
SN Класс масел, введенный с 1 октября 2010 года. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API состоит в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также в комплексном энергосбережении. Масла, классифицируемые по API SN, приблизительно соответствуют АСЕА С, с поправкой на высокотемпературную вязкость.
Требования API SN и ILSAC GF5 достаточно близки, и маловязкие масла, скорее всего, будут классифицироваться совместно по этим двум классификациям. API SN PLUS был введен 1 мая 2019 года в связи с задержками в разработке ILSAC GF-6.
SP Введен в мае 2020 года. Появление спецификации API SP сопровождается ужесточением требований к свойствам масел по сравнению с API SN. Поэтому для подтверждения соответствия этому стандарту моторное масло должно пройти целый ряд испытаний: низкотемпературная фильтруемость, улучшенная высокотемпературная защита от отложений для поршней и турбокомпрессоров, а также более строгий контроль лако- и шламообразования, запас антикоррозионный свойств для совместимости в биотопливом Е85. Сегодня список испытаний расширился введением совершенно новых видов тестов. Наряду с уже известными ранее тестами на LSPI (Sequence IX) и защиту от образования отложений (Sequence IIIH), добавились еще два – тест на износ цепи двигателей с непосредственным впрыском (Sequence X) и системы ГРМ (Sequence IVB). API SP ориентирована на сохранение ресурса двигателей и продления срока их службы, а также топливную экономию.

МОТОРНЫЕ МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

СС — СЕ классы отменены.
CF Класс масел для дизельных двигателей с предкамерой, используемых на легковых автомобилях. CF-4. Улучшенный класс масел, заменяющий класс CE.
CF-2 Этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом CF4, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей. CG-4 Класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей большой мощности.
CH-4 Класс масел для дизельных двигателей тяжелого транспорта, удовлетворяющий стандарту по вредным выбросам, установленному в 1998 году. Класс предполагает, что двигатель работает на топливе с малым содержанием серы.
СI-4 Класс масел, эксплуатируемых в тяжелых условиях в высоко оборотистых четырехтактных дизельных двигателях, удовлетворяющих нормам 2004 года по токсичности выбросов. По эксплуатационным характеристикам превосходит масла API CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4 PLUS Класс масел для дизельных двигателей с более жесткими требованиями по уровню сажи. При получении данной классификации моторное масло тестируется в 17 моторных тестах.
CJ-4 Класс масел для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ppm (0,05% от массы). Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов.

Американская классификация API не является актуальной для европейских производителей, и на практике ее не используют. На канистрах с европейскими маслами могут указываться классы по API, но отсутствует знак действующей омологации. Действующая омологация нужна поставщикам масел лишь в строго определенных случаях: при поставке масел на заводские конвейеры в США, да и то только в том случае, когда этого жестко требует производитель.

km5

Новые API — классы для дизельных двигателей с декабря 2016 г.

km6

КЛАССИФИКАЦИЯ ACEA

km7

Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA предъявляет к маслам более высокие требования по сравнению с классификацией API. ACEA в большей мере соответствует автомобильному парку и условиям эксплуатации, характерным для Европейской зоны, а также и российским реалиям. Классификация АСЕА дополнительно подразделяет масла на полновязкие HTHS>3,5 мПа\с и маловязкие HTHS 3,5.
А3/В4 с непосредственным впрыском топлива, системой Common Rail или насос-форсунками легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков HTHS>3,5 для наиболее нагруженных (в т.ч. с наддувом) двигателей, для тяжелых условий эксплуатации или увеличенных интервалов замены по рекомендации производителя.
А5/В5 масла для бензиновых и дизельных двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла 2,9 3,5 мПа/с. Аналог одобрения VW 505.01.
WSS M2C 913C — масла для бензиновых и дизельных автомобилей c 2010 года с увеличенными интервалами замены, замещает требования WSS M2C 913A\В. Сниженная высокотемпературная вязкость, HTHS 3,5 мПа/с.
VW 504 00 — масла для бензиновых двигателей с 1998 года, подбор по или без WIN, с 2005 модельного года (интервал замены до 30 000 км или раз в два года). Заменяет требования 502 00, 503 00, 503 01. Очень высокая высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с.
VW 505 00 — масла для дизельных двигателей с или без турбины и без сажевого фильтра (стандартные интервалы замены до 15 000 км или раз в год). Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с.
VW 505 01 — масла для дизельных двигателей с насос-форсунками и без сажевого фильтра. Стандартные интервалы замены 15 000 км или раз в год. Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с. Аналог Ford WSS M2C917A.
VW 506 00 — масла для дизельных двигателей с 1998 года без насосфорсунок и сажевого фильтра, подбор по WIN (интервал замены до 50 000 км или раз в два года). Низкая высокотемпературная вязкость, HTHS 3,5 мПа/с.
VW 508 00\509 00 — С 2016 года действуют новые нормы VW 508 00\509 00 в вязкости 0W-20 Low HTHS (≥ 2.6 mPa*s). Подбор этих масел осуществляется по WIN — номеру. В 2017 году будут выпущены 20 типов двигателей с такой заводской заливкой. На 2017 год данные масла предназначены для использования только в Евросоюзе.

VOLVO

VCC RBS0-2AE c 2013 года, вязкость 0W-20, ACEA A1 / B1 Low HTHS (≥ 2.6 mPa*s).

ИНТЕРВАЛЫ ЗАМЕНЫ МАСЛА

Интервал смены моторного масла всегда оговаривается производителем автомобиля в мануале (manual), либо в сервисном бюллетене (Service bulletin). Как правило, производитель указывает интервал смены моторного масла в километрах (либо в милях, значительно реже в мото-часах). Так же существуют ограничения во временном периоде — 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. Машина может стоять в гараже всю зиму и не выезжать на дороги, а масло в двигателе, все равно потеряет свои первоначальные свойства — именно поэтому, производители ввели и временное ограничение. Нельзя делать вывод «я накатываю по пробегу очень мало, поэтому буду менять масло раз в 2 года».
Решать самим, с какой частотой менять масло, не основываясь на рекомендациях производителя — не правильно! Только производитель автомобиля, который спроектировал и создал ваш автомобиль, лучше знает с каким интервалом смены нужно менять масло! Мануал автомобиля — это своего рода библия, принимая решения нужно всегда оглядываться на этот документ. Помните, ваш автомобиль спроектировали и создали тысячи инженеров и специалистов, они уже за нас все просчитали и испытали — не нужно считать себя умнее отделения VW или Toyota и изобретать велосипед. Нужно максимально придерживаться рекомендаций производителя! Но и рекомендации производителя нужно уметь трактовать правильно! В последнее время производители стали увеличивать межсервисные интервалы смены моторного масла. В угоду экономии, экологии, ограничивающих законодательных актов некоторых стран, интервалы замены масла заметно выросли. 30.000 км, 50.000км и т.д. Существуют специальные «долгоживущие» масла для увеличенных межсервисных интервалов замены масла «LongLife». Но такие масла можно лить с удлиненными интервалами смены только в двигатели, которые для этого подходят! Нельзя делать вывод «Если я в ВАЗ Калину залью масло Longlife, значит можно не менять масло 30.000 км.» Двигатель Калины убьет такое масло гораздо быстрее!
Увеличенные интервалы замены масла актуальны, для стран с «мягким» климатом, с хорошим качеством топлива, с чистыми дорогами, качественными маслами, своевременным обслуживанием. В тяжелых условиях эксплуатации автомобиля — такие затянутые интервалы смены, могут привести к преждевременному старению моторного масла и износу двигателя! Например, когда вы в -30°C пытаетесь запустить двигатель, заливаете бензином картер и в итоге не заводитесь, масло разжижается, под воздействием бензина теряет свои свойства, и этого производитель не учитывает. Вы можете откатать на таком испорченном масле 30.000 км и потом гадать, откуда износ.
Пример: В списке одобренных масел Longlife-04 BMW пишет: Использование масел Longlife-04 в бензиновых двигателях допускается только в странах Европы (EC плюс Швейцария, Норвегия и Лихтенштейн). За пределами этого региона их использование запрещено из-за зачастую сомнительного качества топлива.

Бортовой компьютер как ориентир сроков замены масла
В современных автомобилях бортовой компьютер на основе полученных данных сам сигнализирует, когда менять масло. Межсервисный интервал (пробег до следующего технического обслуживания) рассчитывается по пройденному расстоянию за определенный период времени, израсходованному при этом топливу и изменению температуры за тот же период. Собираются данные с различных датчиков в автомобиле, датчик оборотов коленчатого вала, датчик температуры масла, пройденное расстояние с одометра, расход топлива и т. п. На основе этих данных блок управления рассчитывает оставшийся пробег до технического обслуживания и сигнализирует о необходимом межсервисном интервале на табло. В современных моделях VAG контроль состояния масла может осуществляться по электропроводности масла. В маслах по допускам VW 508 00\509 00 само масло содержит «индикатор износа».
В зависимости от полученных данных бортовой компьютер может выдать различные варианты.
Но нужно понимать, что бортовой компьютер это всего лишь машина, которая не учитывает множество факторов и создал ее производитель, который всех факторов тоже не может учитывать! Поэтому Вы не сделаете хуже, если будете менять масло чаще — Вы сделаете только лучше!
В случае эксплуатации техники в тяжелых условиях следует сокращать интервалы замены масла.

Тяжелые условия эксплуатации
Что такое тяжелые условия эксплуатации? К ним относятся:

1. Плохое качество топлива
Топливо никогда не сгорает полностью. При сгорании топлива в двигателе образуются продукты сгорания — зола, сажа, смолы, сера и тд. На внутренних стенках двигателя образуются отложения — нагар, шлам, лак. Чем хуже качество топлива, тем больше отложений и нежелательных продуктов сгорания. Моторное масло быстрее вырабатывает свой ресурс! Российская нефть уже изначально считается менее качественной ввиду высокого содержания серы, а также тяжёлых и циклических углеводородов. К этому нужно добавить особенности «русского бизнеса» и отсутствия жесткого контроля над производством и продажей топлива. Качество топлива постоянно скачет от заправки к заправке. Производство бензина из 80-го в 92-й путем добавления присадок. Конденсат воды, песок, грязь в резервуарах для хранения и перевозки и т.д. Все это влияет на ресурс моторного масла! Поэтому, хоть как то сберечься от этих негативных факторов, можно только путем заправки на проверенных АЗС и частыми интервалами смены масла! Именно частая смена масла помогает вынести нежелательные продукты из двигателя, нейтрализовать серу от сгоревшего топлива, замедлить окислительные процессы. Никакое «супер-живучее» масло «LongLife» или ПАО-синтетика с длинными интервалами смены не сможет чудесным способом удалить все это из двигателя.
2. Поездки на близкие расстояния
При коротких поездках на недалекие расстояния, двигатель не успевает прогреваться. Моторное масло не успевает нагреться до рабочей температуры. Присадки, нейтрализующие продукты сгорания топлива работают медленнее по причине замедления химических процессов в не прогретом двигателе. Образуются низкотемпературные отложения, забивающие фильтрующие элементы и ухудшающие циркуляцию масла по системе смазки. Эксплуатация двигателя в режиме «запустил — проехал 5км — заглушил» приводит к превращению конденсата образовавшегося на внутренних стенках в воду. Вода в масле приводит к гидролизу масла, преждевременному «старению».
3. Пыльные дороги, или дороги, которые подвергаются обработке средствами от гололеда
Воздушный фильтр улавливает не все частицы пыли — небольшое количество все равно попадает в двигатель. Так же не редки случаи, когда в двигатель попадает не фильтрованный воздух, через фильтр плохого качества, нештатный подсос воздуха (треснул воздушный шланг, задубела прокладка). При эксплуатации двигателя в пыльных условиях частицы пыли, накапливающиеся в процессе эксплуатации двигателя, вызывают абразивный износ деталей и снижают противоизносные свойства масла. Говоря простым языком, пыль и песок попадают в цилиндропоршневую группу и ничего хорошего это не приносит, а способствует преждевременному «старению».
4. Пробки, длительные поездки на низких скоростях, длительный «простой» на холостом ходу
Постоянные разгоны и торможения в пробках, больше всего нагружают двигатель, масло срабатывается быстрее. На холостом ходу (ХХ) давление масла в системе, в разы ниже, чем на полном ходу — масло поступает к узлам двигателя, не так хорошо, как это происходит на полном ходу по трассе. Тоже происходит при длительных поездках на низкой скорости. Например, по грунтовой дороге «где особо не разгонишься». Нагрузка на двигатель большая, а моторное масло поступает не обильно. Двигатель на холостых оборотах (ХХ) плохо омывается маслом, вследствие чего опять же могут залегать кольца, скапливаться отложения на стенках двигателя. Владелец автомобиля в это время спокойно смотрит на одометр, где заветные 15.000 км еще не наступили и убеждает себя что «все нормально!».
5. Эксплуатация в условиях экстремально высоких или экстремально низких температур окружающего воздуха
При эксплуатации автомобиля в летнюю жару двигатель подвергается высоким температурам, масло нагревается, в связи с чем масляная пленка становиться тоньше, коэффициент трения растет, возможен разрыв масляной пленки на поверхности пар трения. Если прибавить к этому буксировку прицепа, да еще высокие скорости по трассе — получается очень жесткий режим. Вспомните себя, в поездке на Юг, в период отпусков — загрузимся всей семьей, подцепим прицеп и «шпарим» на высоких скоростях по трассе — быстрей бы доехать до моря/ или обратно домой. Это как раз тот случай! Высокая температура воздуха так же ускоряет окислительные процессы в двигателе и влияет на выработку ресурса моторного масла. Эксплуатация двигателя при низких температурах так же влияет на срок службы моторного масла! Попытки запустить двигатель в мороз, часто приводят к тому, что двигатель не запущен, а топливо в это время поступало. Оседая в картере топливо, попадает в моторное масло и разжижает его. Впоследствии топливо, всё же испаряется и сгорает, но масло уже испорчено и чудесным способом, до свежего состояния, восстановиться не может. Зимой мы часто прогреваем двигатель, прежде чем начать движение, но длительные простои на холостом ходу (ХХ) опять же не полезны моторному маслу. Двигатель работает — а машина километраж не «наматывает», между тем мы меняем масло по километражу.
6. Буксировка прицепа, перевозка тяжелых грузов в багажнике, эксплуатация автомобиля в горной местности
Это не секрет, в тяжело-нагруженной технике масло вырабатывает свой ресурс намного быстрее. Если вы будете своей машиной корчевать пни на даче — вы износите мотор в десятки раз быстрее, чем при обычной эксплуатации. Чем больше нагружен двигатель, тем быстрее в нем изнашивается и масло. Эксплуатация автомобиля в горной местности, где часты подъемы-спуски, так же серьезно сказывается на сокращении ресурса моторного масла. Принято считать, что в России тяжелые условия эксплуатации! Однако, не редкость, когда японцы в Японии, европейцы в Европе, американцы в США — считают свои «тепличные» условия эксплуатации — тяжелыми и сокращают интервалы смены вдвое! Тогда какие же условия эксплуатации у нас в России?

1) Смотрим мануал производителя
Именно мануал, а не переводы сторонних российских изданий взятые не понятно откуда! В мануале находим табличку с интервалами смены, и строки «при тяжелых условиях эксплуатации рекомендуем сократить интервал смены вдвое». Иногда в мануале ничего нет про пробег. Ищем официальные технические документы, обычно они на английском языке. Обязательно руководствуемся официальными рекомендациями производителя Вашего автомобиля!
2) Определяем свои условия эксплуатации. В большинстве случаев, если вы живете в России, у Вас именно тяжелые условия эксплуатации!
Но бывают исключения! Например: Вы живете в тихом, провинциальном городке, где полное отсутствие пробок. Умеренный климат, температура летом не более +30°С, зимой морозов не бывает. Автомобиль эксплуатируется ежедневно и проезжает не менее 20-30 км после запуска. Автомобиль не стоит на холостом ходу ХХ по 20-30 минут (Вы не пользуетесь функцией автозапуска своей сигнализации — да это тоже вредно!). Топливо заправляете на одной заправке, знаете точно, что оно хорошей очистки, с малым содержанием серы. Топливо поставляется напрямую с нефтеперерабатывающего завода, все документы в порядке (и вообще это заправка Вашего родственника). Местность равнинная, не пыльная, дороги асфальтированные. В этих случаях можете не укорачивать интервал смены и считать что у Вас нормальные условия эксплуатации! Во всех других случаях, считать свои условия эксплуатации — тяжелыми!
3) Какое масло вы заливаете?
Если вы льете минеральное масло, оно живет меньше — на это нужно делать скидки. Если вы льете настоящую синтетику ПАО/Эстеры — они живут дольше минеральных масел и гидрокрекинговых. В моторном масле, помимо базового масла, присутствует пакет присадок, которые срабатываются, не зависимо, в синтетике они растворены, или в минералке. Если у вас тяжелые условия эксплуатации, нужно обращать внимание на характеристики моторного масла. На маслах с низким щелочным числом (например, TBN = 5-6), а так же на плохом высокосернистом топливе — ездить с длинными интервалами смены — не желательно!
4) Какой у Вас двигатель?
Если двигатель Вашего автомобиля оснащен турбиной — масло быстрее вырабатывает свой ресурс, нежели в простом атмосферном двигателе. Встречаются производители, которые рекомендуют в тяжелых условиях, для турбо-двигателей период смены — 2.500км! Именно частые интервалы смены моторного масла, менее 10 000, обезопасят Вас от накопления отложений в двигателе, от негативного воздействия топлива плохого качества, от жестких режимов эксплуатации автомобиля, и т. д. Укороченные интервалы смены моторного масла, один из самых действенных способов содержать двигатель в отличном состоянии!

Информация данного раздела частично заимствована с сайта www.oil-club.ru

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА МАСЛА

1. Технический паспорт
Содержит описание масла, его основные свойства, рекомендации по применению и основные технические характеристики. Предоставляется производителем (Liqui Moly GmbH).
2. Паспорт безопасности (MSDS)
Содержит требования по безопасности хранения, перевозки и использования продукта, правила пожарной безопасности и утилизации. В MSDS указываются опасные компоненты продукта, если таковые имеются. Документ считается обязательным для стран ЕвроСоюза. Выдается на каждую фасовку продукта специально уполномоченной организацией в утвержденной форме и на языке импортера. Предоставляется потребителям по требованию.
3. Декларация соответствия
Декларирует соответствие масел Техническому регламенту. Заменяет вышедший из употребления в 2010 году сертификат РСТ. Выдается уполномоченной организацией по сертификации, в нашем случае это НАМИ. Является необходимым документом для российской таможни, декларация находится в свободном доступе на сайте РоссАккредитации.
4. Экспертное заключение
ЗаменяетГигиеническоеЗаключение, также отмененное в 2010 году. Свидетельствует о медицинской и экологической безопасности продукта. Не является обязательным документом для розничной торговли, однако его наличием могут интересоваться контролирующие органы. Выдается Центром СанЭпидНадзора и Экологии Человека или уполномоченными организациями в регионах.
Масляные линейки Liqui Moly GmbH в 2018 году
Каждый автопроизводитель выбирает свой путь к сердцу и кошельку потребителя. Автомобили становятся всё разнообразнее по конструкции, но вместе с тем имеются и общие моменты в конструкциях. Маслопроизводители идут тем же путем, выпуская не только широко востребованные универсальные линейки масел, но и продукты разной степени специализации под конкретные марки или даже модели автомобилей. Для того, чтобы разобраться в таком многообразии, необходима систематизация линеек продукции, что компания Liqui Moly GmbH и провела в конце 2013 года. Систематизация ассортимента коснулась не только специализации масел по маркам и моделям, произошло деление масел ещё и по базовым основам, что является довольно важным для российского потребителя, воспитанного отечественным рынком в классических традициях.

ОБНОВЛЕННЫЕ ЛИНЕЙКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

km111

Без регистрации вы можете ознакомиться с материалом,но для прохождения тестирования вам необходимо авторизоваться

Новые спецификации API SP и ILSAC GF-6

Классификация моторных масел по американской системе API разделяет смазки по уровню качества и типу эксплуатируемой техники. Спецификация API является основной, а международные стандарты ILSAC считаются подклассом API, которые направлены на ужесточение требований основной классификации.

Моторное масло RIXX SAE 5W-30 API SP ILSAC GF-6

До 2019 года стандарты API насчитывали 12 классов качества для бензиновых двигателей и 14 классов для дизельных. По ILSAC было стандартизировано 5 категорий – GF-1, GF-2, GF-3, GF-4 и GF-5. С начала 2020 года вступили в действие новые стандарты API SP и ILSAC GF-6. В данной статье мы расскажем, в чем преимущество масел с новыми спецификациями, для каких двигателей они рассчитаны, в какие моторы их не нужно заливать и в чем разница между API SP и маслом API SN.

Зачем нужно соблюдать соответствие спецификации масла

Для того, чтобы точнее определить, что такое спецификации API, подробно разберем как они формируются. По американской классификации есть три категории качества и назначения моторного масла:

  • S (service) – хронологический порядок категорий качества смазки для бензиновых ДВС;
  • C (commercial) – хронологический порядок категорий и назначений смазки для дизельных моторов;
  • EC (energy conserving) – категории энергосберегающих масел. Это высококачественные, легкотекучие и маловязкие смазки, которые могут уменьшать расход топлива на бензиновых двигателях.

Первый символ после API основной и означает для какого типа мотора данная смазка (S — бензин, C — дизель). Второй символ показывает возможность применения масла исходя из года выпуска мотора, а также на наличие или отсутствие турбины. Для каждого нового класса производители меняют второй символ, присваивая следующую по алфавиту букву.

Если масло является универсальным и подходит для бензиновых и дизельных агрегатов, то в его спецификации ставится сразу 2 обозначения, например стандарт API SJ/CF.

Для примера рассмотрим маркировку нового масла RIXX:

Маркировка на канистре масла RIXX

  • TP N — указатель внутренней серии синтетических масел компании;
  • SAE 5W-30 — обозначение индекса вязкости;
  • API SP-RC — соответствие смазки новейшему стандарту API SP, а приставка RC означает “продлевающее ресурс” (resource conserving);
  • ILSAC GF-6A — соответствие новым нормам специально для класса вязкости всесезонного масла 5W-30, а также включает в себя характеристики API SP и лучше экономит топливо;
  • PAO — синтетическое масло 4-й группы — “ПолиАльфаОлефиновое”.

Так как нормы расхода топлива и выброса парниковых газов постоянно ужесточаются, автопроизводители совершенствуют свои двигатели и теперь могут снимать с 1 литра рабочего объема 130 л.с. и более. Это приводит к тому, что принятые стандартизации становятся неактуальными. Это и является ответом, почему API SN устарел. Он был основным свежим стандартом для бензиновых моторов начиная с 2011 года выпуска на вплоть до мая 2020 года, а с того момента перестал соответствовать нормам. API SP это новая спецификация, которая в условиях работы двигателя при высоких температурах и повышенной нагрузке способствует большей экономии топлива и направлена на увеличение ресурса двигателя.

Также важно разобраться, что означает классификация ILSAC. Это дополнительная стандартизация, которая вносит более жесткие требования к следующим параметрам:

  • присутствие эффекта экономии топлива;
  • устойчивость к сдвигу (смазка способна сохранять свои характеристики при повышении давления);
  • лучшие показатели фильтрации при низких температурах;
  • уменьшение концентрации фосфора в масле (увеличение срока службы катализатора);
  • снижение расхода масла (уменьшение летучести);
  • меньшее количество образования пены;
  • более низкая вязкость смазывающих составов (применимо к моторам с высокой мощностью).

Соблюдать стандарты нужно, потому что если в ДВС залить масло с не подходящими допусками и спецификацией, это может привести к одному из двух негативных результатов:

  • если толщина образуемой на деталях масляной пленки будет больше предусмотренных заводских зазоров – поршневая группа будет все время перегреваться;
  • если толщина пленки будет меньше стандартов – смазка начнет выгорать выше нормы.

Чем отличаются масла в зависимости от API и ILSAC

С мая 2020 года в на смену старых стандартов API SN и спецификации ILSAC GF-5 пришли новые нормы API SP и ILSAC GF-6A/GF-6B. Данные требования в первую очередь направлены на то, чтобы сделать масла более устойчивыми к внешнему воздействию.

Классификация масел по API включает в себя много классов в зависимости от года выпуска силовой установки. Но так как большинство из них уже являются устаревшими, рассмотрим список самых актуальных.

  • API SM — стандарт, утвержденный 30 ноября 2004 года. Включает в себя смазки для современных моторов бензинового образца, многоклапанных, в том числе турбированных. При сравнении с более ранним классом SL, масла категории SM лучше защищают от окисления и преждевременного износа компонентов двигателя. По показателям энергосбережения продукция может сертифицироваться по стандартам ILSAC. Масла могут заливаться в моторы, которым рекомендуется использование класса SJ и более ранних спецификаций.
  • API SN – нормы, введенные 1 октября 2010 года. Главное отличие SN от ранних классов заключается в требовании ограничить содержание фосфора, чтобы смазка была совместима с системами нейтрализации отработавших газов. Также данная спецификация API для бензиновых двигателей способствует более комплексному энергосбережению. Не учитывая высокотемпературную вязкость, такие масла полностью соответствуют европейским стандартам ACEA C2, C3 и C4. Смазку API SN можно заливать в мотор вместо SM.
  • API SP – требования, утвержденные в мае 2020 года. Обеспечивают защиту деталей двигателя от “калильного зажигания” – эффекта преждевременного воспламенения, которое происходит на низких оборотах (LSPI). Уменьшает износ цепи ГРМ и защищает турбонагнетатели и поршни от высокотемпературных отложений. Направлено на контроль образования нагара и прочих отложений. Соответствует стандартам ILSAC GF-6A и может использоваться вместо спецификации SN.

Теперь давайте рассмотрим что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году. Для этого, среди всех классов уточним характеристики наиболее актуальных стандартов – GF-4, GF-5 и GF-6.

  • GF-4 – требования, введенные в 2004 году. Пришли на смену устаревшим GF-3 и призваны ужесточить нормы API SM. Обязательные требования – улучшение моющих характеристик, снижение расхода топлива и уменьшение концентрации фосфора на 0,08%. При увеличенном сроке эксплуатации такие масла должны сохранять свои основные характеристики.
  • GF-5 – стандартизация от 2010 года. Она была введена вместе с нормами API SN и представляет собой жесткие требования к защите элементов от шламообразования. Также оно ужесточает требования по защите турбин и поршней от высокотемпературных отложений. Основное отличие от масел более ранних спецификаций – его можно применять на моторах, которые работают на биотопливе. Стандарт позволяет максимально увеличивать периодичность замены масла.
  • GF-6 – спецификация 2020 года. Правила были введены одновременно с API SP, так как основной их задачей является защита компонентов современного бензинового двигателя от пагубного воздействия раннего зажигания на низких оборотах. Такие масла рекомендованы для моторов с системой непосредственного впрыска GDI, защищают цепь ГРМ от преждевременного износа и полностью подходят на модификации с системой “старт-стоп”.

Смазывающие составы класса ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендовано масло всех низших категорий – GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. А вот масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.

Стоит уточнить, что данные списки относятся лишь к маслам бензиновых двигателей. На смазки для дизельных моторов распространяются свои отдельные классификации.

Преимущество масел со спецификацией API SP и ILSAC GF-6 перед предыдущими

Результаты тестов API SP

Перед тем, как выбирать какое-то определенное масло, нужно понять, чем новый стандарт SP лучше. Он наряду с ILSAC GF-6 ввел более жесткие требования к производству смазок. теперь новая продукция способствует сохранению ресурса моторов, продлевает срок их службы и значительно снижает уровень расхода топлива. Для наглядности лучше всего будет сравнить новый API SP допуск со старым SN, а также отдельно рассмотреть преимущество ILSAC GF-6 над GF-5.

Чем моторное масло API SP лучше?

В таблице ниже представлено сравнение основных характеристик масел с допусками SP и SN, которые были определены в результате лабораторных тестов. Ориентируясь на приведенные данные, вам будет проще оценить преимущество масел с допуском SP.

Показатели масла API SP API SN
Стойкость к окислению 8 баллов 7 баллов
Нагар и отложение на поршнях 4,2 балла 3,7 баллов
Шламообразование 2 балла 1 балл
Сажевые отложения 7,6 баллов 8 баллов
Защита двигателя от износа более 5 баллов 3 балла
Экономия топлива 3,1% 1,9%
Совместимость с системами очистки выхлопных газов Совместимы, но более безопасны при попадании продуктов сгорания в катализатор Совместимы

Стоит ли покупать масло для двигателя со спецификацией ILSAC GF-6

Результаты тестов ILSAC GF-5 и GF-6

При ориентировании на спецификации ILSAC стоит уточнить, что с мая 2020 года есть две новые категории — GF-6A и GF-6B. Стандартизация ILSAC GF-6A предназначена для моторных масел всех известных классов вязкости: 0w-20, 0w-30, 5w-20 и 5w-30. А вот ILSAC GF-6B характеризуется теми же свойствами, но рассчитана исключительно на масла Petro-Canada Supreme Synthetic с вязкостью 0W-16. На картинке справа показаны результаты следующих тестов:

  1. отложения на поршнях;
  2. устойчивость к окислению;
  3. защита кулачков от износа;
  4. защита от высокотемпературных отложений;
  5. экономия бензина;
  6. предотвращение коррозии;
  7. калильное зажигание;
  8. защита цепи ГРМ от износа.

В таблице ниже показано сравнение спецификации ILSAC GF-5 с новой GF-6. Данные взяты из результатов лабораторных исследований и проведения восьми тестов.

Свойства моторного масла ILSAC GF-5 ILSAC GF-6B и ILSAC GF-6A
Предотвращение неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (“калильное зажигание”, LSPI) 1 балл 8 баллов
Нагар и отложения на поршнях 5 баллов 8 баллов
Защита от износа цепи ГРМ 1 балл 8 баллов
Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре 6 баллов 8 баллов
Снижение шламообразования 1 балл 2 балла
Экономия топлива 1,9% 3,1%
Совместимость с системами доочистки выхлопных газов Совместимы Совместимы, но лучше предохраняет катализатор от попадания продуктов сгорания масла

В результате теста видно, насколько масло API SP ILSAC GF-6 превосходит смазку более раннего стандарта GF-5 и что его действительно следует покупать для новых двигателей. Самое большое отличие было замечено в способности новых смазочных материалов предотвращать неконтролируемое преждевременное зажигание. Поэтому ILSAC GF-6 подойдет в малолитражный автомобиль, оснащенный турбонаддувом.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что означает ILSAC GF-6?

ILSAC GF-6 — это новая стандартизация моторных масел, которая полностью соответствует современному классу API SP. Она состоит из двух категорий:

  • GF-6A — для всех стандартных классов вязкости;
  • GF-6B — для класса вязкости 0W-16.

Чем новый стандарт SP лучше?

Стандарт API SP по сравнению с предыдущим SN показывает лучшие характеристики по устойчивости к следующим параметрам:

  • износу деталей поршневой группы;
  • сгущению сажи;
  • высокому расходу топлива;
  • окислению;
  • образованию нагара на поршнях;
  • шламообразованию (суспензия смолистых элементов, которая скапливается на деталях).

Чем отличается моторное масло SN от SP?

Отличий между маслами с этими спецификациями довольно много. API SP превосходит SN сразу по нескольким показателям:

  • защищает от преждевременного воспламенения (калильного зажигания);
  • лучше защищает цепь ГРМ от износа;
  • эффективнее защищает турбокомпрессор и поршни от образования высокотемпературных отложений;
  • улучшает топливную экономичность;
  • делает масла более совместимыми с современными системами очистки выхлопных газов;
  • более совместимо с топливом, в котором повышена концентрация этанола (E85).

На сколько масло ILSAC GF-6 лучше экономит топливо?

Согласно с результатами проведенных тестов экономия топлива при использовании масел ILSAC GF-6 составила 3,1%. Результат ILSAC GF-5 немного меньше — всего 1,9%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *