На чем зарабатывает агрегатор
Есть покупатели и продавцы. В нашем случае: автовладельцы с потребностью отремонтировать машину и автосервисы, оказывающие услуги по ремонту. Казалось бы, что может быть проще, чем познакомить их между собой? Этим и занимаются агрегаторы. Их много. Хороших и разных. И все они отличаются своими бизнес-процессами и экономической моделью.
Рассмотрим модели монетизации от простого к сложному: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов → комиссия с заказа
Что продать, когда продавать нечего?
Монетизация: за счет рекламы
Самая многочисленная группа агрегаторов – это проекты без специализации и с минимальным функционалом. Им, собственно, без разницы что агрегировать: любые товары и услуги; в любых регионах; неважно по каким ценам; неважно какого качества.
Это могут быть сайты в формате доски объявлений, вызывающие ностальгию по девяностым годам. А могут быть внешне вполне современные и даже стильные сайты. Но фактически это – справочная. Она могут продать адрес и телефон организации. Но кто эту информацию купит? Она есть бесплатно в поисковиках, Яндекс.Картах и т.д. Поэтому данная категория агрегаторов может продать лишь трафик, проходящий через сайт. Что они и делают, монетизируясь за счет рекламы. А попутно – работают над снижением затрат на подключение новых организаций и на продвижение в поисковиках.
Продавцы фишек. Неспециализированные агрегаторы с добавленной стоимостью.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги
Есть агрегаторы, увеличивающие свою стоимость за счет некоторых фишек. Например, Желтые страницы структурируют и продают имеющуюся у них информацию – базы компаний. А также – продают платные рекламные услуги. Проект Zoon наряду с бесплатными опциями предлагает возможность добавить 3D-тур и оказывает другие платные услуги.
В этой же группе — маркетплейсы, которые монетизируются за счет предоставления платных услуг: Pulscen, Blizko,Satom и другие. Покупка платных пакетов позволяет увеличить количество товаров, представленных на электронной площадке, и получить иные бонусы от маркетплейса.
Далеко не всегда стоимость привлечения клиента с помощью этих услуг оказывается ниже, чем у других рекламных каналов. Поэтому агрегаторы с этой моделью монетизации не могут себе позволить узкую специализацию в авторемонте или иной отрасли – им нужен более широкий охват.
Если нельзя, но очень хочется. Специализированные агрегаторы с платными услугами.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги
«Не могут себе позволить» — не означает, что никто не пытается попробовать. Например, агрегатор Remavto100 подключает автосервисы бесплатно, но предлагает платные услуги: баннер на главной странице за 155 руб в день и др.
Ажиотажа у желающих пропиарить себя подобным образом не наблюдается. Все же, чтобы агрегатор с экономической моделью платных услуг был финансово успешен, ему нужен более масштабный рынок. Во всяком случае, мы не рассматривали возможность работы на рынке автоуслуг с такой схемой монетизации.
Яндекс.Маркет и продавцы трафика. «А осадочек остался.»
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов
В этой нише стандарт задает Яндекс.Маркет. Однозначно нужный сервис, полезный как покупателям, так и продавцам. Даже после недавнего кардинального изменения ценовой политики.
Однако, остальной рынок значительно сложней. С одной стороны — огромное количество рекламных компаний и партнерских программ, предлагающих целевой трафик. Дешевизна нецелевого трафика с другой стороны. И слухи, что даже вполне респектабельные издания заказывали ботов, кликающих на рекламные баннеры в их журнале.
Как говорится, свечку никто не держал , но похоже, что этот сегмент рынка не скоро избавится от лохотронной репутации. В сложившихся условиях менеджеры, продвигающие данную услугу, предлагают: «Вы можете отказаться от 20% всех звонков, если они вам не нравятся» и тем самым дискредитируют модель еще больше. Если сразу предлагают скидку в 20%, то можно только догадываться какой в этих звонках реальный процент шлака.
Продавцы лидов. Зарождение цунами.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов
- Посетитель сам указывает свои проблемы и контактные данные;
- Автосервисы сами проводят оценку стоимости ремонта , работу с клиентом, ремонт.
- Корпоративные продажи (подключение новых автосервисов)
- Реклама и продвижение розничного сайта (привлечение новых клиентов)
В этом формате работает много компаний. Назову из свежих Uremont, а из агрегаторов с более долгой историей – Лавку услуг, которая начала работу в 2012 году. Тогда еще не было слова «уберизация». Впрочем, за эти годы ничего принципиально не поменялось: Лавка услуг продает лид за 50 руб, а Уремонт – за 100 руб, но сейчас скинул цену до 10 руб.
- Можно вообще ничего не понимать в авторемонте. Абсолютно ничего. Вроде бы: какая разница, что «уберизировать» — авторемонт, автомойку, ремонт унитазных бачков, покраску забора и т.д.
- А поскольку не требуется специальных знаний и специальных алгоритмов, то порог входа в этот бизнес невелик.
- Затраты на поддержание операционной деятельности невелики.
Мы сейчас наблюдаем лишь зарождение этой волны агрегаторов: некоторые уже вышли на рынок, многие что-то разрабатывают, очень многие – интересуются. Скоро их станет слишком много: будет цунами уберизации. И далеко не все смогут справиться с внутренними противоречиями, присущими данной схеме.
Лирическое отступление. Пилить годами идеальный продукт или поэтапно его совершенствовать?
Мы досконально знали предметную область, с которой собирались начать работу: Автостекло. Я мог на калькуляторе рассчитать точную стоимость любого заказа в любом автосервисе и точно знал: кто из них может выполнить заказ прямо сейчас, кто только завтра с утра, а в какой автосервис можно записывать клиента только на завтра после обеда. Все эти алгоритмы мы оцифровали в нашем агрегаторе и начали продажи единственной услуги (замена автостекла) в единственном городе (Санкт-Петербург) и в единственном режиме (по записи).
Я сам дежурил на телефоне. Это мне звонили потенциальные клиенты. Это мне они высказывали свои потребности. Это меня благодарили за исчерпывающую информацию. Это меня крыли последним матом за накладки, которые случались в автосервисах. Это я обзванивал довольных клиентов после выполнения заказа. И тех, кто отказался от заказа, тоже обзванивал я: прорывался сквозь негатив, нежелание говорить, мат, обиды, наставления, поучения.Я прошел через тысячи телефонных звонков с утра и до ночи. Приходилось буквально выгрызать крупицы информации в этих телефонных звонках: «Что и почему пошло не так?» Спасибо всем довольным и недовольным клиентам за информацию.
Очень многие решения, которые мы, как специалисты, считали идеальными, клиенты отвергли. Многое им надо было совсем не тут и не так.
И в соответствии с запросами клиентов, у нашей единственной услуги появились вариации: замена стекла по записи, срочно, с выездом к клиенту. И каждый раз на нашем сайте клиент получал окончательную цену. И эта цена – у каждого автосервиса своя. Я знаю многие сайты, где смогли все автосервисы причесать под одну гребенку – работать по одной цене, рассчитанной агрегатором. Мы же создали гибкую систему, устраивающую всех участников рынка.
Честно говоря, мне не попадались агрегаторы автосервисов, называющие клиентам точную цену «под ключ» в каждом автосервисе. Т.е. цену, включающую стоимость работы, стоимость запчастей и всех расходных материалов. Да еще и записывающие клиента в конкретный автосервис на конкретный день и конкретное время. Если кто сможет мне подсказать аналог нашего агрегатора – буду признателен за подсказку.
Следующим этапом мы подключили разнообразные сопутствующие услуги. Их окончательная стоимость тоже указывается на сайте, но уже — одна для всех автосервисов.
- Лид от автовладельца в конкретный автосервис: «Я попал в ДТП; оцените, пожалуйста, ремонт – если меня цена устроит, то мой заказ ваш.»
- Лид от автовладельца во все автосервисы своего района: «Вот фотографии повреждений моего автомобиля; оцените, пожалуйста, ремонт – я выберу из ваших предложений лучшее и приеду ремонтироваться к тому из вас, кто предложил лучшие условия.»
- Расчет окончательной стоимости работы в каждом автосервисе без учета стоимости запчастей. И заказ от автовладельца:«Меня устроила стоимость работы, а запчасти я уже подобрал сам; но впрочем, могу согласиться и на ваши предложения по запчастям.»
- Никакие самые крутые эксперты не смогут самостоятельно создать продукт, учитывающий разнообразные потребности покупателя. Поэтому , чем раньше вы начнете реальные продажи и реальную претензионную работу, тем лучше для вашего продукта.
- Потребность клиента в окончательной цене, названной прямо здесь и сейчас – очевидна. И есть только один эффективный механизм, снижающий цены: конкуренция. Поэтому наибольшая перспектива видится у агрегаторов, которые прямо на сайте рассчитывают цены в каждом автосервисе.
Эти два вывода требуют от создателей агрегатора наибольшего знания предметной области и наибольших трудозатрат. Порог входа в такой бизнес существенно выше. Но именно этот путь мы считаем наиболее интересным.
Вершина пирамиды: Продавцы заказов.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов → комиссия с заказа
Например, агрегатор Carfix в обмен на телефон показывает клиенту стоимость работы без учета запчастей. Полная стоимость заказа определяется по схеме, указанной выше: выбор из предложений, которые сделают сами автосрвисы.
А наши коллеги из проекта Автостеклофф указывают (правда, только по телефону) точную стоимость заказа «под ключ», одинаковую для всех автосервисов.
Бизнес процессы агрегатора, работающего по модели «Комиссия с заказа» должны включать контроль исполнения заказа и взыскания комиссии. Поэтому и Carfix, и Автостеклофф были вынуждены пойти по пути взимания с клиента предоплаты, что не может не повлиять на конверсию. И конечно, не обойтись без весьма трудозатратных процессов контроля.
Основные принципы бизнес-модели агрегатора ёкл.рф
- Без всяких условий, без регистрации, без указания контактных данных пользователь портала ёкл.рф видит полную стоимость заказа «под ключ» в каждом конкретном автосервисе.
- Потребитель может записаться в любой автосервис, руководствуясь не только местоположением, отзывами о мастерской, но и ценой в режиме онлайн.
- Записаться можно на конкретное время в конкретный день в любой автосервис; или записаться в автосервис, который может исполнить заказ прямо сейчас, выехать к клиенту, учесть другие требования клиента.
- Окончательная цена заказа с учетом всевозможных условий, важных для клиента, всегда включает комиссию агрегатора. Каждый автосервис заранее знает эту комиссию и может сравнить ее со стоимостью привлечения клиентов через другие каналы.
- В условиях прозрачного ценообразования каждый автосервис может самостоятельно определить свой уровень цен в агрегаторе в соответствии с собственным уровнем затрат и фактическим уровнем конкуренции.
- Автосервис выплачивает агрегатору комиссию за исполненный заказ. Размер комиссии зависит от вида работы и показателей эффективности автосервиса. Условия оплаты тоже зависят от показателей автосервиса: предоплата, по факту или отсрочка платежа.
В системе взаимоконтроля агрегатора и автосервисов должны преобладать автоматизированные решения. Но на начальных этапах взаимодействия трудозатраты неизбежно высоки. Именно поэтому наш проект в одном городе развивался за счет собственных инвестиций, а для подготовки к расширению бизнеса в регионах уже целесообразно привлечение инвестиций.
Мы пробуем строить взаимоотношения с автосервисами на основе принципа «Win Win». Если сотрудничество выгодно и агрегатору, и автосервисам, то оно будет развиваться. А иначе – модель нежизнеспособна в длительной перспективе.
Для этой схемы монетизации в качестве отраслевого стандарта может выступать режим «Заказ на Маркете» в системе Яндекс.Маркет. Уже объявлены планы сделать этот способ основным. Так вот, Яндекс не диктует магазинам свои цены, а создает модель, в которой работает конкуренция среди магазинов.
Конкуренция – это благо для развития отрасли. Поэтому я желаю процветания всем агрегаторам, упомянутым в данном обзоре. Особенно – агрегаторам автосервисов вне зависимости от избранной ими экономической модели: успехов вам, коллеги!
Агрегаторы автосервисов — мифы и реальность
Агрегаторы автомастерских – явление из 90-х годов. Сначала они работали по аналогии с диспетчерской такси, собирая в единый пункт приёма заявки от всех клиентов, привлекаемых нехитрыми способами: от листовок на заборах да объявлений в газетах.
С начала 2000-х, агрегаторы успешно осваивают онлайн-сегмент и сегодня обслуживают более 30% всех авторемонтных работ в Москве. Если не больше. Раз уж с такими участниками рынка рано или поздно сталкивается каждый третий автомобилист, предлагаем детально разобраться – что это такое и как они работают?
Агрегаторы автосервисов – это сайты, маскирующиеся под крупных сетевых игроков, обладающих сотнями сервисных центров в любом районе города, а фактически являющиеся всего лишь рекламными посредниками. Суть их деятельности сводится к «продаже клиентов» сотрудничающим с ними СТО, за качество работы которых юридически они не отвечают.
Плюсы агрегаторов СТО
Сами объекты нашего обзора среди преимуществ своего предложения позиционируют:
- возможность быстрого поиска техцентра поблизости от дома клиента, места его работы или точке координат, в которой он находится;
- отсутствие навязывания услуги: агрегатору неважно, к кому конкретно обратится клиент, ему важно, чтобы он приехал в его сеть в любом районе города;
- профессиональный колл-центр – где можно получить консультацию в любое время, несомненно составляет ядро любого агрегатора. По суть их бизнес и строится на базе таких диспетчерских, к тому же позволяющих заниматься навязчивым рекламным обзвоном клиентов (в то время как в реальной мастерской все заняты делом).
Возможность сравнения цен – бочка меда с половником дёгтя
«Вишенка на торте» – сравнительный анализ цен по автотехцентрам сети. Этим преимуществом особенно любят бравировать агрегаторы, пока их клиенты не «налетают» на всей скорости своего желания сэкономить на первый подводный камень. Секрет в том, что для привлечения внимания, на сайте агрегатора цена-приманка популярных авторемонтных услуг устанавливается ниже конкурентов, а вот остальные цены, выше среднерыночных, хитро умалчиваются.
По результатам диагностики, одной заявленной услугой ремонт не обойдётся. И тут снегом посреди июля на голову водителя начинают сыпаться неприятные новости: оказывается, что все работы (кроме той самой дешевой услуги) обойдутся на 10-30% дороже, чем везде. И это при скромных аппетитах выбранной мастерской.
Хорошо, если «жертва» перед поездкой прошлась по прайсам на смежные виды ремонта и знает, что озвученные цены завышены. Есть шанс вовремя одуматься и «сбежать». Но увы, чаще клиенты узнают, что переплатили, постфактум.
Второй ценовой подвох – агрегатор запрещает своим автосервисам устанавливать цену ниже заданного уровня, если он считает, что услуга продастся и по завышенной цене. Более того, на их сайтах применяется рейтинговая система, где максимальное число «звёзд» получат СТО, купившие франшизу, а остальные – по остаточному принципу. Но этот критерий, к сожалению, не имеет отношения к качеству ремонта автомобилей. Франчайзинговая система позволяет агрегатору получать сверхприбыль на перепродаже запчастей – купившая франшизу автомастерская приобретает не самое выгодной или качественное, а только у агрегатора по установленной цене.
Минусы агрегаторов автосервисов
Манипуляции с ценами на востребованные услуги по авторемонту и закупке автозапчастей не заканчиваются «маленькой маркетинговой хитростью». Переплату клиента формируют не только аппетиты сомнительных ремонтников, но и расценки автоагрегатора. Здесь надо разъяснить два момента.
Почему их автомастерские сомнительны?
А Вы бы доверили дело всей жизни людям, которые 20 лет назад продавали «Гербалайф», 10 лет назад торговали косметикой мёртвого моря, а в прошлом году ещё искали клиентов на банковские кредитные карты?
Агрегатор автосервисов – это команда ушлых рекламных агентов, которые понимают в ремонте авто не лучше своих клиентов. Солидный сервис, который годами зарабатывал репутацию и формировал команду автомастеров, вложил сотни тысяч долларов в хорошее оборудование, ни за что не отдаст плоды своих трудов в руки пронырливому партнёру, появившемуся в жизни СТО с нежданным телефонным звонком и набившем оскомину: «С кем я могу поговорить по поводу привлечения клиентов?»
Потому основной контингент агрегаторов – это мастерские с «офисами» в гаражных кооперативах и частные автомеханики. Бывают, конечно, исключения – автослесари или автоэлектрики с золотыми руками, которые вынуждены вести дела под таким «патронатом», не имея денег на рекламу. Но Вы готовы поставить «здоровье» своей машины на кон, в надежде что Вам попадётся именно такой мастер?
Какова комиссия агрегатора с автомастерской?
Второй момент касается стоимости услуг агрегатора. На сайтах многие представители этой категории «тружеников» заверяют водителя: платит им комиссию не он, а каждый автотехцентр за привлечение клиентов. Возможно, это и так. Но есть важный нюанс за скобками: автосервис, неспособный самостоятельно наладить поток клиентов (хотя-бы обеспечить качество авторемонта, чтобы наработать базу постоянных клиентов), вряд ли согласится платить за заказы из своего кармана.
СТО куда проще взять эту наценку с Вас. А размер комиссии варьирует в том же диапазоне, что и человеческая жадность (то есть верхнего предела не имеет). Так и получается: где-то агрегатору водитель переплачивает всего 10% (совестливый попался), а где-то – все 100%.
И последний урок «занимательной арифметики» на сегодня. Комиссия агрегатору выплачивается по факту звонка потенциального клиента, а вот запишется на ремонт примерно 1 из 3. Именно этот «счастливчик» и заплатит один за всех собратьев по несчастью.
Полцарства за железного коня – за хороший ремонт можно и переплатить?
Да, в жизни бывают ситуации, когда машина на ходу нужна срочно, а ближайший проверенный автосервис находится в двух часах езды по пробкам. В таких случаях за ремонт в 5 минутах от офиса можно и переплатить. Особенно если он будет таким качественным, как «сладко поёт» агрегатор.
Но здесь кроется ещё один сюрприз: обещатель понятия не имеет, какого качества выполнит ремонт мастерская, в которую Вы обратитесь. Судите сами, вся работа агрегатора схематично сводится к:
- «холодному» обзвону или обходу мелких мастерских (почему мелких, уже понятно);
- формированию интерактивной карты для быстрого направления заказа;
- агрессивной рекламе авторемонтных услуг под видом крупной сети автосервисов, включающей масштабные кампании в соцсетях, раскрутку сайта, контекстную рекламу, билборды, расклейку объявлений, обзвон телефонных баз;
- распределению заказов по своим исполнителям с получением комиссии.
Тщательный мониторинг партнёров большинство агрегаторов проводят примерно так же часто, как прима-балерина ездит на трамвае. То есть почти никогда. А потому не имеют ни малейшего представления о том, какое оборудование установлено в СТО, насколько честно там работают.
Из списка агрегируемых автомастерских «вылетают» только самые откровенные мошенники и любители пакостей (а-ля оставить крысу под капотом недовольного клиента или закачать вонючую субстанцию под обивку). И то после громких разбирательств с привлечением СМИ.
А как у агрегаторских автосервисов дела с качеством?
Если про «выгодную» цену и мастерскую «у каждого придорожного куста» агрегаторы любят трубить с фанфарами, то качество ремонта машин обычно скромно замалчивается. Почему? Есть три вещи, которые важно понять каждому автовладельцу, ищущему настоящий качественный автосервис:
- Агрегатору неважно, у кого Вы купите услугу, главное чтобы Вы её купили через него. Тогда он получит комиссию, и потеряет к Вам всякий интерес. Потому что поток людей в Москве не иссякнет, а постоянные клиенты посредникам не так уж и нужны. В крайнем случае ему достаточно провести ребрендинг – сменить имя и адрес сайта.
- В погоне за валовой прибылью автоагрегатор всегда поощряет те автосервисы, кто работает быстро. Качественно или нет, неважно – главное поток. Так и появляются объявления вроде: «Полная перекраска автомобиля за 30 минут. Нанотехнологии! Жми!»
- Агрегаторы не зря славятся низким качеством ремонтных услуг. Выживают в них самые наглые и не чистые на руку сервисы, готовые обещать самую низкую цену и «разводить на бабки» клиента при обслуживании.
С цепочкой обработки заявок у агрегатора тоже всё сложно. Они сначала принимаются у клиента, затем передаются исполнителям. Простая логика: в цепочке появляется дополнительное звено – диспетчер, а значит удлиняется период обслуживания заказа. И это меньшее из зол. В худшем случае (при пиковых нагрузках) заявка может вообще потеряться. Вместо обещанных 30 минут, водитель подождёт ответа пару дней, и вынужден будет начинать всё заново.
Эмпирическим путём подтверждено: качество ремонта машины в автомастерских, найденных через агрегатора, – это лотерея. Можно «выиграть» собственный исправный автомобиль и даже без подмены оригинальных деталей (ну это уже джек-пот), но можно и «проиграть» по времени или результату. И тогда мелкий ремонт превратится в длительную судебную тяжбу.
«Да я тут мимо проходил» – юридическая ответственность агрегаторов
«С кем судиться то собираетесь?» – вопрос, тоже нетривиальный. Оставив за скобками лоск накрученных преимуществ и рекламные обещания всеобщего благоденствия, несложно понять, что ответственность автоагрегатора за результат ремонта автомобиля не выше, чем клиренс рестайлингового Volkswagen Polo в IV поколении.
В процессе авторемонта участвуют трое:
- агрегатор, который заключает договор с СТО о предоставлении рекламно-посреднических услуг;
- автосервис, который не всегда то и кассовый чек выдаёт, а уж если подписывает договор на ремонт автомобиля с гарантиями качества – таких можно заносить в «красную книгу» и они обходятся без «неоценимой помощи» агрегаторов;
- клиент, который подписался не глядя, и теперь безрезультатно ищет ответственного за результат.
За отсутствием чёткой связки «обещания – результат», суды к сожалению, помочь обманутым автовладельцам вряд ли смогут. Иными словами: цветисто обещает «золотые горы» и получает щедрую комиссию агрегатор, а все претензии – к автомастерской.
Что за фасадом агрессивной рекламы агрегаторов?
Правду говорят: «Пустой сосуд, громче звенит»… Понимая свои шаткие позиции, эти «стахановцы» авторемонта не стесняются приукрасить истину и не сдерживают полёт фантазии в строительстве «Потёмкинских деревень». Так появляются снимки «реальных» сверкающих чистотой интерьеров техцентров и холёных автомастеров у них на сайте. Если Вы попытаетесь найти эти улыбчивые лица с обложки в мастерской по указанному адресу в Бирюлёво, то… упс… ну в общем Вы сами понимаете. Для рекламных фото агрегатор чаще использует стоковые снимки (а их «модели», ничего не подозревая, трудятся где-то в американском штате Огайо).
Самые честные представители класса собираются с силами и проводят настоящую фотосессию. Только выбирают самую чистую из всех «подконтрольных» мастерских. Иногда это единственный хороший сервисный центр, волею судеб угодивший в такое партнёрство. На долю ему подобных в списках агрегатора может приходится не больше 1% исполнителей, но именно они становятся визитной карточкой сети.
Беспроигрышный вариант с поиском отзывов в сети Интернет, при попытке уличить агрегатора в низком качестве обслуживания тоже не всегда работает. Большинство отзывов – это плод фантазии собственных сотрудников, их родственников и знакомых, наёмных авторов. Отличить такие рецензии от настоящих, особенно если они написаны толковым копирайтером, почти невозможно. Разве что он сам узнает свою работу, когда соберётся чинить машину.
Всё тайное становится явным – как узнать автоагрегатора?
Нечестно было бы вооружить автовладельца информацией о работе сайтов-агрегаторов, не дав ему «дорожную карту» их обхода. К счастью, узнать их самих легко. На что смотреть?
- Название юридического лица в официальных документах техцентра (свидетельство о госрегистрации, лицензии, договора). Сравните его с реквизитами, указанными на выбранном Вами сайте. Более продвинутые пользователи могут ещё проверить в открытых источниках сферу деятельности организации по её ИНН.
- Профессиональные рекламщики не всегда умеют импровизировать. Попробуйте спросить их напрямую, не агрегаторы ли они, и ответ вполне может оказаться правдивым.
- Даже самые крупные сетевые СТО Москвы не могут себе позволить содержать более 10 техцентров в одном городе. Зато агрегаторы, ограниченные только собственной совестью и количеством отказов от потенциальных «партнёров», могут анонсировать и 10, и 100, и 1000 автомастерских в своей сети. Чем шире эта сеть, тем выше шансы, что Вы столкнулись с агрегатором.
Берегите свои нервы и деньги – принимайте решение, не оглядываясь на звонкую, как пустой барабан, рекламу. А лучше сразу приезжайте на ремонт и техническое обслуживание в реальный честный автосервис. Например, DA VINCI с 1999 года занимается ремонтом автомобилей, а не кулинарными экспериментами с «лапшой на уши» и не сотрудничает с агрегаторами СТО!
CarFix и Autoreshenie: как работают агрегаторы поиска СТО
Чтобы разобраться в «кухне» агрегаторов, мы попросили представителей двух российских сервисов по онлайн-подбору СТО, CarFix и Autoreshenie, рассказать как о себе, так и о конкуренте. При внешней схожести оба сервиса используют разную бизнес-модель, принцип монетизации, да и инвестиции отличаются в разы: у Autoreshenie – это 6 млн рублей, а у CarFix – 6 млн долларов.
Понятно, что о себе сервисы будут говорить только хорошее, а о конкуренте – наоборот. Так в CarFix называют себя «больше, чем агрегатором», декларируя тщательную проверку СТО, контроль хода ремонтных работ, а также существенную экономию на ремонте и запчастях. Но в реальности все может оказаться не столь радужно. И критика со стороны конкурента должна помочь конечному пользователю разобраться в достоинствах и недостатках этих сервисов.
НА ЧЕМ ОНИ ЗАРАБАТЫВАЮТ
Autoreshenie:
У нас СТО бесплатно получает карточку сервиса на сайте с фотографиями и прайс-листом. Автовладелец связывается с сервисом напрямую, при этом партнер оплачивает только целевые звонки клиентов (200 рублей за звонок).
У CarFix сайт работает по принципу унифицированных прайс-листов. СТО обязуют предоставлять одинаковые цены на схожие типы услуг. Монетизация проекта осуществляется за счет взимания с партнера процента от стоимости ремонта. Пользователи пока не имеют возможности выбрать конкретное СТО. Запись в автосервис осуществляется только при наличии банковской карты. 20% от суммы ремонта замораживают на карте клиента. Если клиент отказался от услуги, ему возвращают деньги.
CarFix:
У Autoreshenie роль сервиса фактически сводится к информационной услуге. Да, клиент видит прайсы разных мастерских, на основе представленных цен он делает выбор. Далее клиент самостоятельно общается с автосервисом – агрегатор больше не участвует в процессе. Фактически это лишает клиента какой-либо гарантии получения фиксированной цены, да и за качество услуги отвечает только автосервис. Если возникнут какие-либо проблемы, автовладельцу придется решать их напрямую с сервисом. А если клиент не очень хорошо разбирается в ремонте машин, ему могут навязать лишних опций, за которые придется выложить круглую сумму.
В CarFix, клиент заранее узнает финальную стоимость работ. Наши партнеры работают по единому прайс-листу, который отличается в зависимости от категории (эконом, бизнес и официальный дилер). Клиент оставляет заявку на сайте, по которой менеджеры подбирают СТО, исходя из индивидуальных предпочтений, такие как месторасположение сервиса или цена услуги.
Мы зарабатываем за счёт 10% комиссии с каждого заказа. Сервисы соглашаются на это, понимая, что для привлечения клиентов своими силами, потратили бы на рекламу в разы больше. Помимо потока клиентов, у СТО есть возможность заказывать запчасти по более выгодным ценам, так как мы работаем напрямую с оптовиками, объединяя все сервисы в одного большого заказчика.
КАК КЛИНЕТЫ ИЩУТ АВТОСЕРВИС
Autoreshenie:
На нашем сайте осуществляется подбор СТО по множеству параметров. На листингах с услугами и видами работ для каждого автосервиса выведены цены. Клиент видит каждый автосервис в выбранном районе, может посмотреть фото и прочитать отзывы про каждый сервис, и выбрать для себя наиболее удобный вариант.
На сайте CarFix простая и понятная система фильтров отсутствует.
CarFix :
На самом деле на сайте Autoreshenie есть фильтры всего по нескольким параметрам: марка, услуга и расположение пользователя (округ или район).
У нас для получения выгодного предложения необходимо заполнить несколько обязательных полей. По марке, модели и модификации, а также выбранной услуге рассчитывается точная стоимость ремонта. От выбора удобной для пользователя локации, общая стоимость выбранных услуг не меняется, так как цены фиксированные.
КАК КОНТРОЛИРУЕТСЯ КАЧЕСТВО РАБОТ
Autoreshenie:
После каждого посещения автосервиса клиенту поступает звонок из нашего отдела контроля качества с просьбой оставить отзыв, который записывается, аудиозапись публикуется на сайте. У автосервиса есть возможность ответить на конкретный комментарий. Если клиент оставил негативный отзыв, то сервис падает в рейтинге. При повторном негативном отзыве мы прекращаем работу с этим автосервисом.
На сайте CarFix возможность оставить отзыв об СТО не предусмотрена.
CarFix:
Трансляция звонков на сайте Autoreshenie — хороший ход, но у пользователя могут возникнуть вопросы, не записано ли всё специально: голоса клиентов очень похожи, а качество звука всегда очень хорошее.
У нас после каждого ремонта отдел контроля качества также звонит клиенту. Если автовладелец всем доволен, сервис поднимается в рейтинге. Если у клиента остались вопросы или его не устроило качество обслуживания, этот случай разбирают с кураторами сервиса. Проблемные СТО мы отключаем от нашей системы. Один сервис можно легко заменить на другой — с количеством желающих работать проблем нет.
На Международном автосалоне в Женеве компания Skoda Auto представила новый корпоративный логотип.
Основное изменение коснулось центральной детали логотипа — крылатой стрелы, которая в новом дизайне будет больше по размеру (т.е. более заметна). Цвет стрелы сменился с «естественно» зеленого на новый, более сочный зеленый. Остальная часть логотипа – фон и окантовка – выполнены в виде плашки из хромированной стали.