Когда и как нужно мыть радиатор системы охлаждения двигателя
На современном автомобиле может устанавливаться сразу несколько радиаторов, например, от гидроусилителя руля, АКПП, конденсатора кондиционера и интеркулера. Радиатор системы охлаждения двигателя всегда по направлению потока воздуха устанавливается последним, вследствие чего набегающий воздушный поток охлаждает его значительно хуже. Отчасти поэтому при значительном загрязнении радиаторов именно система охлаждения двигателя перестает справляться со своей задачей, в то время, как остальные, даже сильно забитые пылью теплообменники, худо-бедно работают.
Другая проблема заключается в том, что радиаторы зачастую забиваются не только снаружи. Их внутренние поверхности могут накапливать ржавчину, окалину, окиси. Поэтому при пробеге автомобиля более 80 тыс. км рекомендуется наружную чистку теплообменника системы охлаждения совмещать с полной заменой охлаждающей жидкости.
Самый простой способ очистки радиатора
Рассматриваемый далее простейший способ подходит только для самых недорогих автомобилей без кондиционера, ведь радиатор у них всего один. Добраться до него очень легко, так как зачастую не требуется даже демонтировать устройство.
Теплообменник просто промывается проточной водой из шланга или бытовой мойкой высокого давления. В последнем случае требуется лишь следить, чтобы напор не был слишком мощным, для чего помывочный пистолет не следует подносить слишком близко к решетке радиатора. В противном случае теплоотводящие пластины теплообменника могут легко погнуться, и радиатор, перестав пропускать через себя достаточное количество воздуха, перестанет эффективно работать.
Непосредственно перед промывкой желательно расстелить за теплообменником обычную полиэтиленовую пленку, чтобы не залить грязью и водой приводной ремень, свечи и генератор. Также не следует направлять поток воды непосредственно на электродвигатель вентилятора, хотя случайные брызги для него угрозы не представляют.
Если в автомобиле несколько радиаторов
В этом случае простая промывка без демонтажа устройства вряд ли будет эффективной. После промывки первого по ходу теплообменника струя неизбежно потеряет напор, и на следующий по ходу радиатор его не хватит. Можно попробовать использовать другую схему ー конденсатор кондиционера промыть с наружной стороны, а радиатор СО ー уже с внутренней. Однако зачастую избавиться от слоя пыли и тополиного пуха между двумя теплообменниками этим способом не удается.
Если решетку радиатора автомобиля можно демонтировать без снятия бампера, то промывка облегчается. Сначала нужно описанным способом промыть снаружи оба теплообменника, а затем, отсоединив верхние крепления радиатора охлаждения двигателя, наклонить его и очистить пространство уже между теплообменниками.
Способ с демонтажем радиатора и последующей его ручной промывкой сложнее, но эффективнее. Для этого сначала снимается электровентилятор вместе с кожухом, затем разъединяются радиатор СО двигателя и конденсатор кондиционера. Последний обычно стараются просто отвести в сторону, не допуская разгерметизации. В противном случае дополнительно потребуется заправка хладагентом.
С системы охлаждения двигателя для достижения лучшего результата промывки остается слить охлаждающую жидкость и промыть несколько раз все контуры чистой водой. Так с внутренних поверхностей удаляется практически вся накопившаяся грязь, если, конечно, ранее вы использовали качественную охлаждающую жидкость. В противном случае дополнительно можно воспользоваться средствами для удаления накипи.
Не кипятись! Нужно ли мыть радиатор автомобиля
Работоспособность автомобиля зависит от совсем незначительных вещей. Из-за протекающих резиновых патрубков часть антифриза может вытечь из системы охлаждения, и незамеченный перегрев обернётся колоссальным ремонтом. Но даже при полностью исправной технике двигатель автомобиля поджидают совсем уж странные коллизии. Радиатор забивается грязью и перестаёт выполнять свои функции.
Грязь и соль
Прежде чем браться за дорогостоящую мойку, лучше досконально убедиться в её необходимости. Если под капотом часто гудит вентилятор охлаждения, а этому нет причин, то самое время взглянуть на радиатор с фонариком. Загрязнения видны невооружённым глазом. Между сот забились высушенные насекомые, иголки, травинки и зимняя соль. В худшем случае там просто корка из серой твёрдой субстанции, непроницаемая для воздушных потоков.
«Существует два наиболее оптимальных периода в году для процедуры мойки радиатора. Это апрель и июль», — рассказывает технический эксперт CarFix Олег Чирков. Летом соты охлаждения забиваются пухом от тополей и липкими почками. Под действием температуры они уплотняются и проникают вглубь ячеек, где спекаются в плотную массу вместе с пылью. Потоки воздуха не могут пробиться сквозь такую подушку, и процесс охлаждения мотора нарушается. Но самое печальное, когда на застаревший тополиный пух накладывается зимняя грязь вперемешку с солью.
Обычно проходит несколько лет, прежде чем новенький радиатор испытывает дефицит теплоотдачи. В некоторых южных городах с множеством пыли процесс загрязнения затягивается на 7 и более лет. В Москве с обилием зимней соли и химических реагентов — немного меньше. В группу риска попадают автомобили, катающиеся подолгу на междугородних трассах. Скорость большая, энергия соударения с частичками пыли велика, грязь глубоко впивается в соты.
Крупные проблемы ожидают те машины, которые часами держатся за пылящими фурами. Мало того, что из-под колёс летят камни в стёкла, так поднимающиеся клубы пыли забивают не только радиатор, но и все фильтры. Зимой от фур летит эмульсия из воды, песка и растворённых химических реагентов. Эта субстанция налегает на радиатор и буквально цементирует пространство между ячейками. Под действием температуры жижа коксуется в твёрдую корку. И здесь не стоит обманываться: сама она не отвалится никогда, требуется тщательная очистка.
Вода опасна
Проблема в том, что мойка радиатора — это сложный технологический процесс. Мало кто знает, что в машине есть не один, а несколько радиаторов. Кроме крупного переднего стоит вспомогательный, также есть масляный радиатор и охладитель автоматической коробки передач. Они развёрнуты к набегающим потокам воздуха и монтируются в глубине моторного отсека. Именно скрытые радиаторы зачастую и пребывают в самом загрязнённом состоянии и являются причиной перегрева двигателя и трансмиссии. Подобраться к ним невозможно без разборки некоторых съёмных частей передка. Обычно это бампер, решётка и иные крепёжные устройства.
Далее предстоит самое сложное: так помыть радиаторы, чтобы машина вконец не встала на прикол. Некоторые горе-мойщики просто берут «керхер» и запускают струю под давлением в 150 бар в моторный отсек. Нередко такие вещи вытворяются на обычных мойках случайно нанятыми служащими. Для современного автомобиля эта варварская процедура смерти подобна. Выходит из строя электроника, начинаются перебои в работе сенсоров и датчиков. Бортовая система выдаёт ошибки. И это самые безобидные из напастей. Гораздо хуже, если струя ударит в чёрную коробочку у радиатора, скрывающую в себе блок управления двигателем. Тогда пиши пропало, ремонт обойдётся в несколько десятков тысяч рублей.
В общем, мойка радиатора у современной «семилетки» — это сложный технический процесс, имеющий заранее прописанный алгоритм действий. Выполнять мойку должны мастера сертифицированных автосервисов, знакомые с технологией и имеющие допуск.
Между тем радиаторы часто моются владельцами самостоятельно в гаражах. Касается это в основном очень старых машин без сложной электроники и с незамысловатыми системами охлаждения мотора. Предварительно сливают антифриз, отсоединяют резиновые рубки и вытаскивают радиатор из автомобиля. Затем его кладут на кирпичики, берётся «керхер», и струей воды вычищается грязь. Но здесь надо быть аккуратным, так как высокое давление воды может повредить соты. Вода в ограниченных пространствах многократно увеличивает первоначальное давление, на чём и построена вся гидравлика. Соты деформируются и под действием отламывающейся грязи могут прохудиться. В общем, давление лучше скрутить до минимума, а радиатор предварительно обработать химическими препаратами для лучшего отслаивания грязи. Повторять процедуру необходимо в зависимости от степени загрязнения.
Как самостоятельно промыть радиатор — экспертиза ЗР
Радиатор двигателя загрязняется не только снаружи, в его бачках часто скапливаются частицы ржавчины и окалины, а также продукты окисления алюминиевых деталей. И если вы задумались о промывке радиатора снаружи, имеет смысл совместить ее с заменой охлаждающей жидкости. Сроки замены жидкости у всех автомобилей разные, но, поверьте опыту, при пробеге 80–90 тысяч километров обновить ее не помешает.
Рассмотрим способы очистки радиаторов. Действовать будем, как завещали отцы диалектики, от простого к сложному.
Проще простого
Проще всего с недорогими автомобилями без кондиционера — у них один радиатор. Промыть его можно самостоятельно, причем даже не снимая с машины. Например, из шланга на даче. Или заехав на мойку. Напор воды не должен быть мощным, чтобы не погнулись тонкие теплоотводящие пластины. Если это произойдет, радиатор практически перестанет пропускать через себя воздух и, соответственно, не сможет эффективно охлаждать жидкость.
Перед водными процедурами желательно установить за радиатором экран из полиэтиленовой пленки: он преградит путь воде и грязи, летящим на приводной ремень, генератор и свечи. При этом важно не залить и электродвигатель вентилятора. Ему не страшны брызги, но не следует направлять прямо на него струю под давлением.
В компании
Если радиатор охлаждения двигателя установлен в пакете с другими радиаторами, его промывка без демонтажа вряд ли даст желаемый результат. Дело в том, что струя после мойки первого теплообменника неизбежно теряет силу — и эффективной очистки второго радиатора не получится. В этом случае можно попробовать промыть радиаторы с разных сторон: конденсатор кондиционера — с наружной, а радиатор системы охлаждения — с внутренней. Но по опыту знаю, что между двумя теплообменниками порой остается что-то вроде войлочного одеяла из тополиного пуха и прочих «материалов». Иногда удается отделаться малой кровью, демонтировав решетку радиатора (на тех автомобилях, где она снимается отдельно от бампера). Это даст возможность промыть теплообменники без демонтажа. А потом, наклонив радиатор охлаждения двигателя и отсоединив его верхние крепления, очистить пространство между радиаторами.
Самый сложный, но и наиболее эффективный способ очистить радиатор двигателя — полностью его демонтировать. Для этого придется отсоединить и снять электровентилятор в сборе с кожухом, а также разъединить теплообменники двигателя и кондиционера. С конденсатором кондиционера сложнее: после демонтажа придется вновь заправлять систему хладагентом. Поэтому конденсатор стараются просто отводить в сторону и промывать, обходясь без разгерметизации системы кондиционирования. При этом снятый радиатор двигателя рекомендую почистить не только снаружи, но и внутри. Для стопроцентного успеха нужно слить охлаждающую жидкость из системы и промыть чистой водой все контуры охлаждения. Это повысит эффективность работы отопителя, поскольку и в его теплообменнике скапливается грязь.
Для разных машин методика извлечения радиатора системы охлаждения разная. В большинстве случаев необходимо снять передний бампер и решетку радиатора, а также демонтировать снизу защиту двигателя или пластиковые брызговики. У некоторых автомобилей под бампером располагается балка-усилитель, которая приварена к передним концам лонжеронов, что осложняет доступ к радиаторам. У других ее можно демонтировать, отвернув всего несколько болтов, что облегчает доступ к теплообменникам.
Если не решаетесь промывать радиатор своими силами, можно доверить эту работу профессионалам. При этом официалы будут действовать по полной программе — со снятием радиатора, но и сумму запросят немалую. Например, владельцу среднеразмерного кроссовера в Москве придется заплатить около 12 тысяч рублей.
Неофициальные сервисы, специализирующиеся на автомобилях одной марки, обычно оценивают свои услуги несколько ниже. Еще доступнее предложения гаражных мастеров, но и качество зачастую соответствующее. Помыть на автомойке снятый радиатор обойдется в 100–300 рублей.