Сериал ABS/ESP. _Часть 1 (Замена блока ABS/ESP 96812710)
Здравствуйте Друзья♂️
Привет Всем! ✌
И особенно Эпикавод, у которого именно такой блок GM 96812710
Этот пост конкретно для тебя! Радуйся, теперь ты
будешь проинформирован, а значит вооружëн! для меня, к сожалению, никто такого поста не подготовил, если рыть интернет с 2006 года начиная. И очень было жаль. Лишь две Шевроле Эпика и одна Каптива 2013 года(если операться на интернет) прошли через замену именного этого блока, но им троим повезло больше, потомучто никто не влез со своим левым мультисканером, а всë доверили официалам. И были правы! У меня же всë было иначе…
Сейчас все Эпикаводы и Каптивщики читающие этот пост, отложите телефоны и компьютеры и идите открывать капот. Сравните номера на блоке ABS. Если вы видете на нëм цифры 9 6 8 1 2 7 1 0, то вызывайте священника со святой водой или бабушку-заклинательницу
114000р. да да, чувак, СтоЧетырнацатьТысяч Рублей (!) стоит новый оригинальный Блок ABS/ESP 96812710
Б/У стоит 22тысячи, 26тысяч, 46800,
И это всë при том, что любой другой блок abs Шевроле Эпика стоит 3500-7000рублей за б/у деталь. Новый же конечно гораздо дороже. Но зачем?
К стати про ESP:
Этот редкий блок ABS примечателен тем, что с обратной стороны блока EBCM(электронный модулятор управления тормозными усилиями) стоит блок ESP мексиканской фирмы ATE. Вот эту "троечку" в одной связке "ABS+EBCM+ESP" практически невозможно найти на просторах всевозможных торговых площадках. А там, где они находятся, то это либо фэйк, либо кидалово, либо космические цифры цен не дающие никаких гарантий того, что этот блок есть в наличии или приедет к вам вобще, ну или хотя бы через 32дня(а значит не приедет).
Ну если ты это читаешь, значит ты уже в курсе.
Ща бегом проведу элементарный экскурс в мир ABS/ESP:
Блок управления непрерывно считывает показания датчиков скорости. Он отслеживает любые уменьшения скорости, которые не являются нормальными. Например, перед блокировкой колеса, скорость его вращения резко падает. При игнорировании этого, колесо останавливается намного быстрее, чем автомобиль. В идеальных условиях для остановки при скорости движения 100 км/ч, автомобилю требуется примерно 5 секунд, но колесо блокируется менее, чем за 1 секунду. Блок управления ABS знает, что такое резкое прерывание движения невозможно, поэтому он снижает давление на тормоза до тех пор, пока не начнется ускорение, затем опять повышает давление до повторного торможения. Это происходит настолько быстро, что колесо не успевает резко изменить скорость. В результате колеса тормозят с той же скоростью, что и автомобиль, при этом колеса тормозят в положении, пограничным с блокировкой. При этом система достигает максимального тормозного усилия. При срабатывании ABS вы почувствуете пульсацию педали тормоза; это происходит из-за быстрого открытия и закрытия клапанов. В некоторых ABS происходит до 15 циклов открытия/закрытия клапанов в секунду. У нас 4ëх-канальная ABS. Данный тип является наилучшим. Датчики скорости установлены на каждом колесе, а также для каждого колеса установлен отдельный клапан. При таком типе ABS, блок управления контролирует каждое колесо в отдельности для обеспечения наивысшего усилия торможения.
Когда замечено скольжение ведущего колеса, блок EBCM переходит в режим контроля тягового усилия.
Сначала EBCM посылает на модуль управления двигателем (ЕСМ) сигнал с последовательными данными об уменьшении крутящего момента на ведущих колесах. ECM уменьшает крутящий момент на ведущих колесах и подтверждает это информацией о подаваемом крутящем моменте. Если уменьшение крутящего момента двигателя не предотвращает скольжение ведущего колеса, EBCM активирует на нем тормоз. Во время торможения с контролем тягового усилия для предотвращения скольжения регулируется гидравлическое давление в цепи каждого ведущего колеса. EBCM включает и выключает двигатель насоса и соответствующий электромагнитный клапан, применяя давление на скользящее колесо. Контроль тягового усилия может быть включен или выключен нажатием переключателя.
Контроль устойчивости автомобиля:
Система устойчивости автомобиля обеспечивает стабильность при выполнении резких маневров. Угловая скорость рыскания — это степень поворота относительно вертикальной оси автомобиля. Контроль устойчивости автомобиля активируется, когда EBCM определяет, что требуемая угловая скорость рыскания не совпадает с фактическим значением, установленным датчиком.Угловая скорость рыскания рассчитывается блоком EBCM на основе следующих данных:
• Положение рулевого колеса
• Скорость автомобиля
• Поперечное ускорение
Разница между требуемым и фактическим значением угловой скорости считается ошибкой, возникшей в результате избыточной или недостаточной поворачиваемости. Когда обнаружена ошибка угловой скорости рыскания, EBCM принимает меры, чтобы исправить угловое движение автомобиля, применив тормозное давление к одному или нескольким колесам. Величина применяемого усилия тормозного давления меняется в зависимости от требуемой коррекции. Также может быть уменьшен крутящий момент двигателя, если для повышения стабильности необходимо уменьшить скорость автомобиля.
Система устойчивости автомобиля обычно активируется на резких поворотах. При торможении с активной системой устойчивости автомобиля педаль тормоза может пульсировать
Динамическое распределение нагрузки на задний тормоз:
Динамическое распределение нагрузки на задний тормоз — это система, заменяющая механический регулятор тормозного усилия. При определенных условиях EBCM уменьшает тормозное давление на задние колеса, включая или отключая соответствующие электромагнитные клапаны.
Функция гидравлического усиления тормозов предназначена для содействия водителю в ситуации экстренного торможения.
Блок EBCM получает сигнал от датчика тормозного давления. Если блоком EBCM определена ситуация экстренного торможения, тормозное давление будет резко увеличено до максимума.
Кароче мы щас поняли что речь обо всем сразу: и о торможении, и о курсовой остойчивости, и об антибуксе. Вобщем очень важный и умный блок.
И наконец-то ESP:
Основной функцией системы курсовой устойчивости является сохранение автомобилем вектора движения при сложном и резком маневре. Главная задача — избежать заноса при резком повороте руля или неправильно выбранной скорости.
По своей сути, Electronic Stability Programme (ESP) является следующей генерацией тандема трэкшн-контроляTCS и ABS: при торможении водитель сохраняет контроль над автомобилем, а при разгоне не теряет времени на пробуксовку. Эффект достигается за счет совместной работы датчиков: ABS, которые передают в «головное устройство» скорость вращения всех колес, положения руля и перегрузок, обсчитывающих вращение авто вокруг вертикальной оси. Электронный блок управления ESP
сравнивает исходную траекторию с углом поворота руля. При возникновении расхождения, система подтормаживает одно или несколько колес тормозными механизмами, а также «приглушает» педаль газа, уменьшая скорость автомобиля. Также система стабилизации может быть агрегатирована с автоматической трансмиссией, понижая или повышая передачу в случае возникновения заноса. Electronic Stability Program работает постоянно, анализируя поведение машины каждую секунду. Система значительно снижает риск возникновения ДТП, но автопроизводители оставили водителю шанс полного или частичного отключения ESP. Зачем? Дело в том, что электроника может вмешаться в тот момент, когда водитель не ждет от нее «помощи»: при езде по глубокому снегу или сухому песку, по бездорожью или ледяному склону, необходим весь потенциал силовой установки автомобиля.Если в момент, пусть и медленного, но движения вперед ESP «прикусит» буксующее колесо или начнет гасить занос, закрывая дроссель, то автомобиль может окончательно застрять. Именно по этой причине перед выездом на сложный грунт, предвидя «купание в целебной», необходимо «ослабить» или, если возможно, полностью отключить систему стабилизации. Сделать это можно, как правило, специальной клавишей с характерной пиктограммой заноса, которая в Эпике находится справа от пепельницы. А еще отключенная ESP позволяет срезать углы на скользком покрытии и даже проезжать их боком. Правда, на дорогах общего пользования пируэты лучше не совершать. Система стабилизации способна решить множество сложных задачек, даже порой спасти жизнь, но даже ее наличие не снимает с водителя ответственности: многие тяжелые ДТП «с последствиями» случаются по вине нарушившего скоростной режим, плохо знающего дорогу и недооценившего погодный аспект и свои таланты шофера.
К стати первой машиной на которую поставили ESP был тот самый Кабан W140 CL600 в уже таком далеком 1995ом году. Вот.
Ну теперь, разобравшись с системами, я расскажу Вам как это было у меня…
Еду я значит, никого не трогаю…
Блин да я на самом деле вот 19ноября по сегодня понятия не имею чо случилось то вобще♂️
1). Может быть я въехал в глубокую лужу и "проплыл" те 10метров по воде, намочив какоцто из датчиков колес.
2). Может быть подъезжая на летних колëсах к подземной парковке я заскользил по ни кем не убранному льду и, отпустив газ, очень резко дëрнул руля влево, чтобы не вдолбаться красивой машиной в бетонный блок.
3). Может быть мой мойщик, протирая под капотом, нафигарил чего-то на мозги ESP блока или на его колодку.
Фактом остаëтся то, что минуя все три вышеописанные ступени, выезжая на сухой, ровный асфальт после мойки, я аккуратно и спокойно набирал скорость 0-70км/ч и как вдруг б**** мне в глаз засветила аварийная лампочка ESP и ABS
Дело было значит 19го ноября.
Остановившись, я решил посмотреть ошибку с помощью своего ELM и программы Torque.
Ошибка P0500 — Замыкание Датчика Скорости. С чего вдруг?
Спокойно удаляю телефоном. Герлянда abs+esp гаснет и еду дальше. Кнопка отключения esp отлично реагирует, отключая систему, зелëная пьяная машинка загарается. Всë работает.
Ну значит показалось✌ подумал я… И через полчаса перестал так думать, потомучто аварийная esp загарелась опять а после, вовсе, задрочила мне мозги Машина нужна была на ходу, потомучто дел было куча. Позвонил другу Саньку, бывшему электрику официального шевроле-центра, спросил совета и на всякий случай спросил номер телефона их бывшего диагноста Дмитрия. Вот почему я тогда не позвонил Диме, я хер ево знает, но это была моя тотальная ошибка. Потомучто я позвонил другому своему товарищу-электро-диагносту и записался к нему на вечер того же дня. И вечером того же дня мы с Женей предприняли первые шаги к решению проблемы. А возможно(?!) это были первые шаги к тому, чтобы убить блок Abs/Esp♂️
Был подключен мультибрэндовый сканер, который показал следующее:
Никаких ошибок по P0500 не было. И как мне он объяснил, ошибка P — это ошибка, считывающаяся с мозгов двигателя, а не с блоков абс/есп, то есть это общая реакция главных мозгов на какуюто проблему в ABS. Иными словами, не знающий человек(вроде меня) видит гирлянду на панели, лезет своим ниибаца умным телефоном с какойто там програмулькой в мозги и видит ошибку по датчику колесаестесственно он такой весь сразу умный же и поехал покупать ступицы. А, не, он может ещë в группе в ВК хрень какую-нибудь спросить Ну так вот. Чë там. Ага.
Кароче на всякий случай мы конечно проверили штеккеры всех датчиков
На примере правого переднего колеса, все остальные датчики были сухие, целые, с целой проводкой и отлично прозванивались.
Далее, следуя логике с лаунчера, проводится калибровка руля
Далее нужно произвести калибровку датчика скорости угла заноса.
Очень интересное к стати название и думаю не все знают о таком.
Ребяты-Эпикаводы с ESP или с TCS, можете открыть подлокотник, вытащить стакан. Вы увидите такой вот датчик:
96812716 это его номер Друг Мой вдруг оно тебе тоже понадобится.
Производим значит калибровку, а она не производится. Точнее, блок отвечает что калибровка не изучена. То есть вобще не прочитана. Попытки повторить манипуляцию ни к чему не привели. ABS потухла. ESP горит. Вот не знаю что произошло и в какой момент, но после сканирование показывало запросы на проведение одних и тех же алгоритмов калибровки руля и датчика заноса и снова и снова. Блок ESP ушëл в аварию. Мой друг сказал что дальше он бессилен. Время было гдето 19:43.
Я позвонил тому самому Дмитрию. Дядя Дима — бывший диагност Шевроле Центр Астрахань(он же "Автоград"). Дядя Дима грит: Приезжай
И я приехал
Прям домой к нему
В тот день Дмитрий уделил мне внимание до 00:43 ночи. Это были множественные попытки калибровок и stpирования мозгов блока abs. Программы такие я не знаю, это ТИСы, Тесн2 и официальны GM лаунчер вобще увидел в тот вечер впервые в жизни. Много интересной теории я послушал я узнал в тот вечер от дяди Димы. Атас грамотный мужикНо нифига у нас ничего не получилось. Я даже Коле нашему звонил, но Колюсик с подобным не сталкивался. Я уж понял, с этим вобще почти никто не столкнулся, но Саше блин свезло так свезло Гдето в 22часа с чем-то, отпустив меня домой, мы разошлись, и вот я уже захожу в свой подъезд и тут звонок:Сань приезжай, я чо придумал. Саня пулей туда. Но снова провал. И так, дрочи до часу ночи
Человек оказался очень предан делу идеи и услужлив к попавшему в непонятную ситуëвину. Было выдвинуто предположение о том, что блок "испугался" того первого Мульти-Сканера(это тебе в науку Эпикавод)
Друг, если ты до сюда дочитал, молодец! Держи краба
дальше ещë больше ëптъ
Мы встретились ещë один раз через неделю, когда он освободился. Гоняли машину, калибруя все датчики всей этой системы, выполняли различные нужные алгоритмы, но вся его логика указывало на то, что нае…лся(придумай сам ) тот самый датчик ускорения угла заноса, что стоит под подлокотником. Потомучто он прям завис на положении 16°\сек и никак не поддавался калибровке, думая будто машина находится в постоянном заносе.
На том и порешили. Заказываю.
Никогда в жизни я сам ничего не заказываю, но порывшись по всем площадкам понял что новый достигает цену в 88000рублей.Да да братан, была такая цифра ВосемдесятВосем Тысяч (!), но в среднем в районе пятака за новый. Но в тоже время есть такой же б/у датчик за 942 рубля. Большое спасибо Кате sukhanova1 за помощь в покупке
Ещë неделя ожидания и датчик в руках. Но Дима занят. Еду в Шевроле Центр, предварительно сняв все адаптеры со ступиц, вернув машину к близ-стоковму значению ширины колëсной базы (вылет дисков ЕТ42)
, Димин приемник Денис устанавливает новый датчик заноса, сканит, но без намëка на успех. Проводится полная диагностика, с исследованием всех контактных групп, CAN шины, и всех блоков системы. Все провода в полном порядке! Но в рекомендации пишет: "Замена блока EBCM"
Вот этот под-код 4В в описаниях ошибок не предполагает замену узла, а означает требование к проведению калибровки, чтоб ты знал Эпикавод. Но тем не менее, в моëм случае калибровки не поддавались даже изучению. И это при том, что опроверглись предположения о том, что во всëм вина расширения колëсной базы за счëт адаптеров колëс. Я то их на тот момент снял ведь, и всëравно обучение не прошло успешно.
Но мастер сказал, что, возможно(?) блок ESP сбился именно при новой колëсной базе и уйдя в аварию, не хочет вернуться. Чо он не хочет вернуться я не понял♂️Этого не понял никто. Но типа надо новый блок и стоковую подвеску, новый блок обучит свои датчики и тогда можно возвращать адаптеры. Такая вот теория.
Я взял бумажку с рекомендацией и поехал на этих колëсах опять к Диме и мы попробовали перепрошить блок ESP.
Примечательно, то, что во время доступа к информации в блоке ABS, там высветился совершенно не мой vin- код. nikolajregion36 мне сегодня сказал что такое возможно, если машина собрана в Корее. Но моя то машина собрана в Калининграде, как и почти все Ваши. И да, там действительно светился корейский vin. Но не Мой
Перепрошивая блок мы вбили мой родной корейский vin-код.
Стоит сказать, что перепрошивка не дала никакого успеха и оставалось только следовать рекомендации — покупать блок EBCM.
Приехав домой, я принялся за поиски. Вбив свой vin на сайте EuroAuto, я буквально ахренел
Единственное что выдавали мне площадки — это новый блок ABS/ESP 96812710 за 114000рублей. А-ху-…
И всего два блока в состоянии б/у по цене 22тысячи и 46тысяч.
Саше стало грустно…
Друг, спасибо что ещë читаешь♂️
Прошел месяц с момента как машина перестала быть адекватной.
"КАК РАБОТАЛА ESP ПОНИМАЕШЬ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОНА ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯ"
Никогда не буксовавшая ///AdanuiEpica, теперь не даëт тронуться, колëса проскальзывают на сухом асфальте, про мокрый я вобще молчу — передняя ось постоянно хочет убежать вправо, повороты уже не те, постоянная борьба с рулëм и с тормозами. Жи-Гу-Ли♂️
Врямя идëт. Поиски ни к чему адекватному не приводят. Ведь наверняка верить в замену блока и успех не приходится. И если в случае облома с датчиком заноса за 942рубля всë не так трагично по затратам, обломаться также с блоком пусть даже б/у но за 22тысячи мне совсем не хотелось.
И вдруг… bulldozer73 присылает объявление…
Именно мой редкий блок, с номерами "одинвадим" с моим, продают в Краснодаре за смешные для него 4130рублей
Дэньчик, выручатель ты мой радимый, ди абниму
Ни минуты не думая, звоню на номер, оказывается это Новороссийск. В конторе подтверждают наличие и исправность. Пересматриваю подробные фотки — моë! Ура!
Отправляю деньги. На третий лишь день получаю трек номер СДЭК — посылка едет из Минска
Ответ на вопрос: "у нас все детали на заказ, своего ничего нет" Всë понятно. Очередные перекупы. Ну да Бог с ними. Помогли ведь.
Жду.
Жду три недели. Жду…
Тут и новый год прошел и Рождество …
Позовчера блок приехал в Астрахань!
Я конечно афигел, увидев его обернутым в стрейч♂️ ни коробки, ни пузырчатки, ни наклейки Fragle…
Ну как же так там такая чувствительная электроника внутри и такое отношение, я же просил упаковать, ну йоптваю, Белорусь, ну ты чо а♂️
Записываюсь в Автоград(Шевроле) на сегодня на 11:00.
Приехал. Колëса специально оставил своими. Адаптеры не снимал. Очень хотелось проверить их теории о недопустимости расширения колëсной базы.
Отдал машину.
Где находится датчик АБС и где его искать?
Где находится датчик АБС? Найти его можно в колесах автомобиля, а точнее он находится на ступице. Что нужно знать про систему, где стоит датчик АБС и как найти модуль, поговорим подробнее.
Антиблокировочная система стала одной из первых, которую стали устанавливать на машины. Нужна она для того, чтобы сохранять устойчивость, а главное управляемость авто. По результатам различных тестов, тормозной путь на машине с системой АБС в 8 случаях из 10 всегда ниже, чем без нее.
Где находится?
Итак, где же находятся датчик ABS? Расположение датчиков АБС всегда одинаково-они расположены в колесах, ведь по сути только там и смогут выполнять свою функцию. В связи с этим попадание грязи, ударные нагрузки от неровностей дорожного покрытия, непрофессиональный подход при замене подшипников может приводить к их выходу из строя, что в свою очередь выливается в неправильную работу всей системы в целом. А вот место, где находится модуль АБС, определяет исключительно от завод-изготовитель, и четко определенной точки для него нет.
Принцип работы
В антиблокировочной системе выделяется 3 части: датчики скорости, ЭБУ (электронный блок управления) авс, гидроблок. Общий принцип работы системы такой:
- колесо начинает блокироваться. Датчик определяет это и транслирует сигнал на ЭБУ.
- Этот электронный блок обрабатывает собранную информацию с датчиков. А затем передаёт управляющий импульс на клапаны гидравлического блока.
- Гидроблок стоит сразу после главного тормозного цилиндра. А за управление давлением жидкости в системе отвечают клапаны. Если при торможении колесо начало блокироваться, клапаны существенно понижают или вообще на время прекращают подачу жидкости к цилиндру. Именно в этот момент колесо растормаживается.
А теперь разберем по порядку каждый элемент системы. И начнем с того, где находится блок управления АБС и принцип его работы. Его задача сводится к тому, что он анализирует информацию, которую получает с датчиков, и подаёт сигнал для блокировки колес. Кроме того, блок следит за давлением тормозной жидкости в системе. А при необходимости отдает команды гидроблоку, чтобы последний перекрыл соответствующий тормозной контур. Вообще, где стоит блок АБС для управления системой, решает производитель в индивидуальном порядке, однако большинство предпочитают его устанавливать в доступном месте под капотом в визуальной доступности. Его легко узнать по тонким длинным трубкам, которые исходят из «тела» блока. Основной функционал блока АБС включает в себя приём, обработка и анализ сигналов от колёсных датчиков, чтобы определить какой в данный момент коэффициент сцепления колёс.
Все данные транслируются дальше в виде сигналов на клапаны гидравлического блока, который создавался для управления системой. Сам гидроблок состоит из следующих компонентов:
Гидроаккумуляторы служат для регулирования (а при необходимости и сброса давления) в контуре системы торможения. В момент открытия выпускных клапанов они наполняются тормозной жидкостью.
Затем в работу включается кулачковый насос с электрическим двигателем, который возвращает обратно тормозуху в главный цилиндр. Именно в этот момент водитель и ощущает «волнообразные» вибрации (биение) в педали тормоза.
Демпфирующие камеры сглаживают амплитудные колебания жидкости в системе. А так как в современных моделях автомобиля два контура, в гидравлический блок ставят по два аккумулятора давления и столько же демпфирующих камер.
Еще есть электромагнитные клапаны (впускные и выпускные), которые отвечают за торможение. Каждый из них контролирует свой контур. При этом у каждого рабочего тормозного цилиндра есть по одному впускному и столько же выпускных клапанов.
Следующими элементами системы АБС, о которых стоит поговорить, будут датчики, стоящие в колёсах автомобиля. Благодаря им отслеживается скорость вращения колеса, а потом эти данные сравниваются с аналогичным показателем движения авто. Собрав полную информацию и проведя анализ, блок устанавливает параметр проскальзывания каждого из колес на необходимом уровне.
Классификация
Датчики АБС бывают:
- Пассивные. Такие датчики определяются наличием зубчатого сектора (так называемая «гребёнка») на приводе колеса. Принцип работы прост-при вращении привода от «гребёнки» с места, где находится датчик abs транслируется аналоговый сигнал в блок. Однако при малой скорости вращения датчик может не выдавать чёткий сигнал, что создаёт перебои в системе.
- У датчика с активным слежением такого недостатка нет-он собирает сигналы с магнитного кольца ступичного подшипника. При этом качество получаемого цифрового сигнала на зависит от угловой скорости вращения.
В настоящее время широко распространена классификация систем АБС по числу каналов и, соответственно, по тому где установлен датчик АБС. Вот они:
- Одноканальная система — в ней используется один датчик АБСс одним каналом, при этом следящее действие оказывается только на заднюю ось автомобиля. Она характерна для небольших грузовиков с приводом на задние колеса, поэтому для срабатывания АВS требуется блокировка сразу обоих колёс, что снижает её эффективность. Такая система имеет одну тормозную магистраль и её легко определить по тому, где находится разъем датчика АБС заднего моста-у дифференциала.
- Трёхканальная система по большей части придумана для небольших грузовиках, при этом на передней оси устанавливаются на каждое колесо датчик и клапан индивидуально, что позволяет контролировать процесс торможения каждого из колёс отдельно. АВS задней оси в данном случае работает как и одноканальная система, т.е. один датчик и один клапан. Такая система позволяет блокировку одного из задних колёс, что не особо эффективно.
- В настоящее время практически на всех легковых автомобилях устанавливается 4-х канальная система АБС . При этой системе стоят датчики abs уже на каждом колесе, а блок управляет каждым колесом отдельно. Благодаря такой системе достигается максимальный эффект при торможении.
В некоторых случаях, в частности при движению по плохой дороге, даже на небольшой скорости АБС постоянно срабатывает, что очень нервирует часть автовладельцев. В такой ситуации есть возможность отключить систему, при этом не забывая, что индикация о неисправности будет напоминать постоянно о себе на приборной панели. Для того, чтобы решить этот вопрос, надо узнать где находится реле АБС (на современных автомобилях чаще всего предохранитель). Как правило это либо в салоне, либо под капотом в монтажном блоке. Предпочтение следует отдавать в салоне, так как это как правило не сопровождается отключением смежных систем. В заключении хотелось бы отметить, что отключение авs должно носить временный характер и не повышать вероятность возникновения аварийной ситуации на дороге.
В комментариях укажите, насколько полезной и приятной для чтения оказалась эта статья.
О блоке АБС
Антиблокировочная система, или ABS, это система активной безопасности, полностью интегрированная в тормозную систему и предназначенная для предупреждения блокировки колес во время торможения автомобиля или иного транспортного средства. Благодаря работе АБС сохраняется курсовая устойчивость и управляемость ТС даже при резком нажатии на педаль тормоза, что повышает безопасность вождения транспортного средства.
АБС является электромеханической системой — за управление отвечает электронный блок АБС, получающий информацию от датчиков и передающий команды в тормозные цилиндры. Блок АБС обеспечивает эффективную работу тормозной системы при максимальном уровне тормозной силы и отсутствии блокировки колес.
Устройство и основные компоненты
Система ABS состоит из следующих элементов:
- датчиков, устанавливаемые на ступицы колес транспортного средства;
- гидравлического блока;
- ЭБУ, получающего информацию от датчиков и передающего команды гидравлическому блоку.
Гидравлический блок АБС состоит из насоса, клапанов регулировки давления и гидравлических аккумуляторов.
Принцип работы системы
Работа ABS состоит из трех последовательных этапов.
- Повышение давления в тормозном цилиндре, вызываемое нажатием тормоза и открытым впускным клапаном. Если датчики АБС фиксируют излишне быстрое снижение частоты вращения колеса, то ЭБУ дает команду на закрытие впускного клапана.
- Удержание давления. ЭБУ поддерживает постоянный уровень давления несмотря на действия водителя, благодаря чему достигается максимальная тормозная сила. При излишнем снижении скорости вращения колеса и угрозе его блокировки наступает следующая фаза работы АБС.
- Сброс давления благодаря открытию выпускного клапана и откачке тормозной жидкости. После того, как частотность вращения колеса приходит в норму, выпускной клапан закрывается. Цикл повторяется с начала.
Последовательная частотность всех фаз работы ABS может достигать 10 раз в секунду в зависимости от типа транспортного средства и поколения ABS.
Поколения АБС
ABS можно назвать детищем германского автопрома. Впервые работоспособная система антиблокировки колес была представлена Daimler-Benz в 1970 году и получила название «ABS 1». Первое поколение имело существенные недостатки и не пошло в массовое производство. Для исправления ситуации к работе над антиблокировочной системой были привлечены специалисты концерна Bosch. В 1978 году инженеры Bosch представили второе поколение ABS, которое стало устанавливаться в качестве опции на автомобили класса «люкс», а затем и на массовые модели
С каждым поколением АБС становилась совершеннее, уменьшалась ее масса и габариты. С 80-х годов в АБС была интегрирована система распределения тормозных усилий (EBD). С начала XXI века антиблокировочная система стала обязательным элементом новых автомобилей, продаваемых на территории Евросоюза.
В 2010 году инженеры Bosch выпустили 9-е поколение ABS (аналог показан на схеме).
Вес гидравлического блока последней модели системы составляет 1,1 кг, что в 6 раз меньше, чем у прародителя, появившегося в 1978 году.
Плюсы и минусы системы ABS
Внедренная в тормозную систему АБС дает автомобилю несомненные преимущества:
- в большинстве случаев уменьшается тормозной путь;
- сохраняется управление даже при экстренном торможении, благодаря чему можно избежать ДТП;
- сохраняется курсовая устойчивость при торможении в поворотах;
- требуется меньше навыков вождения от водителя.
В отдельных случаях наличие АБС на автомобиле может обернуться и минусами.
Недостатки антиблокировочной системы могут проявляться при торможении на дорожном покрытии с недостаточным сцеплением.
- При торможении на скользком, рыхлом или сыпучем покрытии, например, снегу, песку или льду, увеличивается тормозной путь. При торможении на снегу или льду АБС снижает эффективность шипованной резины, также система не дает создавать «эффект плуга», позволяющий затормозить при движении по песчаному покрытию.
- Также отмечаются проблемы при торможении на полотне с разнородным покрытием, например, асфальте с отдельными участками, покрытыми снегом или льдом. ABS не в состоянии подобрать наиболее эффективное тормозное усилие, поэтому может увеличиваться тормозной путь автомобиля.
- Минусы проявляются при движении на неровном асфальте, покрытом щелями, кочками и выбоинами. АБС пытается разблокировать подпрыгнувшее на неровностях покрытия и зависшее в воздухе колесо, что приводит к общему снижению эффективности торможения. В итоге тормозной путь автомобиля увеличивается.
- ABS полностью отключается при низкой скорости движения автомобиля (менее 5 км/ч). Поэтому при торможении «в пол» на такой скорости может приводить к нештатным ситуациям, например, на крутом спуске.
В большинстве случаев недостатки АБС можно компенсировать, увеличивая дистанцию и сокращая скорость движения на небезопасном покрытии.
Подведем итоги
Система ABS — один из основных помощников водителя , позволяющая сохранить устойчивость и управляемость транспортного средства при торможении. Сейчас до 90% всех новых автомобилей серийно оснащается антиблокировочной системой. Однако ее нельзя назвать панацеей — АБС лишь помогает избежать нештатных ситуаций при торможении, а не полностью их предупреждает.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.