Компьютерная диагностика авто: для чего это нужно?

Практически все современные автомобили насыщенны разнообразными электронными системами. Это и предопределило появление, а равно востребованность такого вида диагностики как компьютерная, способной эффективно и быстро определить все основные неполадки авто. В данной статье мы обсудим, что такое компьютерная диагностика автомобиля и для чего она нужна?
Что такое компьютерная диагностика?
Компьютерная диагностика автомобиля – это процесс, при котором происходит чтение кодов возможных неисправностей на основных узлах, стирание этих кодов и последующая их коррекция. Для этого могут применяться как дилерские сканеры, так и прочие системы. К ним относятся OEM, мультифункциональные стенды, портативные ридеры. Современное диагностирующее оборудование и программное обеспечение позволяют считывать и засекать малейшие изменения в работе систем управления двигателем, трансмиссией, панели приборов и прочих.

Все текущие данные демонстрируются на одноканальном мультиметре, причем в режиме реального времени. Одновременно можно прослеживать до 4-х графиков техпараметров, выбрав наиболее удобный вид их отображения. Современные системы диагностики, которые может предоставить только лишь сертифицированный автосервис, позволяют также перекодирование параметров. Делается это с целью повышения мощностных характеристик авто — чип-тюнинга.
К примеру, часто производится перенастройка блока управления, чтобы оптимизировать его под данную комплектацию авто. Она включает в себя корректировку оборотов холостого хода или регулировки топливной системы. А, загрузив дополнительные плагины, можно перепрограммировать электронику авто под интерфейс более новых моделей данной линейки, причем тех, которые только вот-вот сойдут с конвейера. Система автоматически идентифицирует различия, не требуя выставления вручную изначальных и конечных параметров.
Как правило, компьютерная диагностика авто проводится, либо когда на панели приборов сама система диагностирует о неисправностях (загораются пиктограммы ошибок), либо когда сам автолюбитель отмечает некорректность в работе тех или иных узлов/систем, требуется удостовериться (например перед покупкой авто с пробегом) в каком действительно техническом состоянии находится транспорт. Или же, можно проводить компьютерную диагностику, как советуют специалисты, минимум один раз в год (зависит от технического состояния вашего авто).
По сути, компьютерная диагностика — это очень эффективный и современный способ самой тщательной проверки электронных систем авто с целью выявления и предупреждения неисправностей. Благодаря ей удается получить правдивую информацию о текущем состоянии блоков управления, деталей и узлов автомобиля.
Как проводится компьютерная диагностика авто?
К бортовым системам, через диагностические специальные разъемы, подключают довольно сложный, с серьезным программным обеспечением сканер, который и считывает все транслируемые автомобилем коды.
Полученные коды расшифровываются специалистами, опять же с помощью специальных программ, и на основе полученной информации выносится заключение о наличие тех или иных сбоев или неполадок. Саму же компьютерную диагностику можно подразделить на целый ряд операций, среди которых:
Диагностика подвески. Требуется при обнаружении автолюбителем неравномерного износа резины, стука/гула во время резких поворотов или при движении на постоянной скорости, на неровной дороге. Так же, если отмечен снос задней или передней оси при резких поворотах, преждевременно срабатывает АВС или отмечено увеличение свободного хода рулевого колеса.
Компьютерная диагностика двигателя. Проводится, если автолюбитель стал замечать, что двигатель долго разогревается, возрос расход топлива, двигатель работает неустойчиво или плохо заводится, потерял мощность, отмечен белый или черный дым при выхлопе, присутствуют посторонние шумы, холостые обороты понижены/повышены. Во время диагностики проверяется: система впрыска; электроснабжение; измеряется компрессия.
Компьютерная диагностика АКПП. Следует проводить, если не включается одна из передач, есть заметные рывки, шумы или пробуксовка при переключении передач, увеличен расход топлива, отмечена утечка масла. При диагностике считываются коды ошибок блока управления АКПП, проводится оценка показаний датчиков температуры рабочей жидкости и положения дроссельной заслонки, а так же положение селектора АКП.
Если сравнивать компьютерную диагностику автомобиля с более традиционной, то первая скорее может рассматриваться как вершина диагностической технологии, поскольку довольно быстро и качественно позволяет обнаружить практически все неисправности и не требует особых затрат времени и сил.
Зачем нужна диагностика двигателя
Вы здесь: Home
Мастерская
Автосервис
Диагностика двигателя: «что», «как» и «почему»
Автохимия в салоне
alt=»Cockpit Spray» width=»45″ height=»110″ />Любой автолюбитель всегда заботится о чистоте и порядке в салоне. Ведь, любому водителю и пассажиру приятно ездить в чистом ухоженном автомобиле. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные новинки для ухода за салоном. Такое средство, как Cockpit Spray это пре.
Мерседес-Бенц Виано
alt=»Мерседес-Бенц Виано» width=»146″ height=»110″ />Немецкий автогигант в 2011 году презентовал обновленную версию микроавтобуса Виано. Это авто по многим параметрам отличалось от предыдущих версий. Изменения коснулись двигателя, коробки передач, подвески и дизайна. Новый вариант автомобиля стал узнаваем благодаря измененным радиаторной решетке и бамперам, новым задним фонарям и обновленной передней оптике.
Как проходит этап экзамена «вождение по городу»?
alt=»этап экзамена "вождение по городу"» width=»146″ height=»110″ />Большинство учеников автошколы волнуют вопросы, связанные с процессом сдачи экзамена в ГИБДД на получение заветной корочки водителя. Особое волнение у кандидатов в водители вызывает практическая часть экзаменационных испытаний.
Диагностика двигателя: «что», «как» и «почему»
Диагностика мотора (как и любого другого узла, агрегата или системы) проводится с целью определения его состояния, соответствия параметров необходимым значениям, для обнаружения неисправностей и причин, вызвавших их возникновение.
![]()
Для этого используются различные методы и приспособления (оборудование). Давайте рассмотрим, как и когда проводится диагностика работы двигателя, как это можно сделать самостоятельно, что она дает, какие есть нюансы у данной процедуры.
Зачем нужна диагностика двигателя и когда ее проводить
Эта процедура необходима:
- При покупке б/у автомобиля.
- В рамках проведения регламентных и внеплановых ТО.
- Перед поездкой на дальние расстояния.
- После ремонта двигателя и сопутствующих систем.
- При появлении признаков неисправности ДВС.
Диагностика двигателя и ходовой части автомобиля: методы ее проведения
При диагностировании ДВС используются различные методы и инструменты. Какие-то из операций можно выполнить самостоятельно, а какие-то – только в специализированных автосервисах.
Визуальный осмотр
Некоторые проблемы с мотором можно обнаружить при помощи его осмотра без использования специальных средств. Вот несколько примеров:
- При наличии подтеков масла можно судить о проблемах с прокладкой, ослаблении крепления клапанной крышки и даже более серьезных неисправностях.
- При проявлении признаков неисправностей бензинового мотора (если он троит, имеют место сильные вибрации и пр.) некоторые проблемы можно обнаружить, выкрутив свечу (или несколько), по соответствующему нагару.
- Визуально можно обнаружить проблемы с датчиками (их повреждение, обрыв проводки и пр).
Визуальный осмотр (его еще можно охарактеризовать как безразборная диагностика) – первый метод, к которому прибегают при появлении каких-либо проблем. Совместно с ним ДВС диагностируют и на слух (ведь стуки, скрежет и другие посторонние звуки могут говорить о серьезных проблемах: от необходимости регулировки зазоров клапанов, до проведения капиталки мотора).
Использование систем самодиагностики
Любой современный автомобиль оснащается системами самодиагностики. С их помощью можно получить информацию об ошибках, записанных из ЭБУ, по которым делается вывод о наличии или отсутствии проблем с двигателем. Они могу выводиться на экран бортового компьютера, либо зашифровываться количеством и частотой миганий лампы Check Engine («Джеки чан», как называют ее многие автомобилисты).
В разных автомобилях это делается по-разному. Где-то нужно замкнуть какие-то контакты в разъеме OBDII и сделать пробную поездку. Где-то достаточно выполнить определённые манипуляции с проворачиванием ключа в замке зажигания и нажатием педалей и пр. Найти информацию, как проводится такая диагностика двигателя автомобиля своими руками для конкретной модели несложно. Сделать это можно, к примеру, на тематических форумах.
Компьютерная диагностика двигателя
Для этого используются специализированные сканеры. Принцип их работы заключается в том, чтобы опрашивать ЭБУ автомобиля о наличии каких-либо ошибок, говорящих о проблемах с двигателем. Кстати, с помощью автосканеров можно определить, реальный ли пробег у автомобиля. Однако, если это была профессиональная скрутка пробега, выполненная специалистами, знающими все нюансы, присущие конкретной модели (например, в Volvo и других авто эта информация записывается в нескольких ЭБУ, и «дилетанты» при отмотке пробега забывают и даже не знают о некоторых из них), обнаружить такой факт невозможно.
В продаже имеются и недорогие автосканеры, с помощью которых сделать диагностику двигателя самостоятельно сможет любой. Но ПОМНИТЕ, чем дешевле прибор, тем уже его функционал и возможности по поиску неисправностей ДВС.
Более продвинутые сканеры с функцией мотор-тестеров не ограничиваются лишь считыванием данных из ЭБУ. Они могут имитировать работу отдельных систем двигателя в определенных режимах для проведения более детальной диагностики.
К данной категории также можно отнести и автомобильные осциллографы (в частности, осциллограф Постоловского). Анализ сигналов, полученных с их помощью с разных датчиков, позволяет находить различные проблемы в работе ДВС.
Инструментальная диагностика мотора
Ее (некоторые виды), как и предыдущие, можно проводить и самостоятельно. Для этого используются следующие средства и оборудование для диагностики двигателя:
- Стробоскоп. С его помощью осуществляется проверка и настройка углов опережения зажигания.
- Компрессометр, использующийся для замера уровня компрессии в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания.
- Эндоскоп. С помощью этого прибора обеспечивается возможность изучения состояния труднодоступных мест, что позволяет проводить безразборную диагностику ДВС и множества сопутствующих систем.
- Специальные щупы или микрометры для изменения зазора клапанов.
Технологический процесс диагностики двигателя: как сделать все правильно
Для достижения лучшего результата и гарантированного обнаружения проблемы с мотором нужно комбинировать методы диагностики. Как правило, все начинается с визуального осмотра. Если он не выявит каких-то видимых проблем, проводится компьютерная или инструментальная диагностика. В ряде случаев (как правило, после капитального ремонта, или перед установкой на авто контрактного мотора) проводится тестирование ДВС на специальном стенде.
В общем видно, что диагностировать двигатель и выявить многие из проблем можно и в домашних условиях. Нужно просто иметь советующий инструмент, или сканер. Многие из таких средств диагностики имеют относительно невысокую стоимость и доступны большинству автомобилистов.
Компьютерная диагностика автомобиля

Активное внедрение электронных схем в устройство автомобиля постепенно переросло в создание единой системы электронного управления двигателем (ЭСУД) под контролем ЭБУ. Параллельно с этим электронными модулями управления оснастили не только ДВС, но также и другие узлы и агрегаты современного автомобиля. Например, управляющая электроника контролирует тормоза, подушки безопасности, трансмиссию, отдельные элементы ходовой части и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое ЭСУД. Из этой статьи вы узнаете о том, как работают электронные системы управления различными узлами и агрегатами на современных ТС.
Для управления и контроля в устройстве различных систем присутствуют многочисленные датчики, которые активно взаимодействуют с модулями. Благодаря наличию таких модулей реализована возможность оперативно выявлять различные неисправности и сбои, то есть выполняется компьютерная диагностика двигателя автомобиля и других узлов. Далее мы поговорим о том, что дает компьютерная диагностика двигателя, как можно проверить работу мотора и остальных агрегатов, а также где и как лучше проводить данную процедуру.
Компьютерная диагностика автомобиля: что это такое

Начнем с того, что одной из самых сложных задач во время диагностики любого мотора справедливо считается точное определение поломки. На автомобилях без ЭСУД специалистам приходится ориентироваться на определенные признаки и симптомы той или иной неисправности, а также производить целый ряд трудоемких диагностических процедур, которые нередко сопровождаются частичной разборкой двигателя, снятием навесного оборудования и т.д.
Теперь давайте ответим на вопрос, что показывает компьютерная диагностика двигателя. Итак, компьютерная диагностика автомобиля является современным способом проверки тех элементов и узлов, которые взаимодействуют с ЭСУД. Более того, возникающие неисправности в одном узле или механизме могут оказывать влияние на работу другого, что также зачастую фиксируется во время проверки или позволяет более точно локализовать возникшую неисправность.
Такую проверку производят поэтапно, после чего выводится сводный отчет об ошибках. Указанные ошибки далее расшифровываются, после чего принимается решение о замене или ремонте тех или иных узлов, деталей и других конструктивных элементов. Другими словами, внедрение электронных систем в устройство транспортного средства позволяет динамично контролировать работу и записывать в память ЭБУ ошибки в случае их возникновения. Указанные ошибки сохраняются в памяти электронных модулей в виде кодов. Если ЭБУ фиксирует ошибку, на приборной панели может загореться «чек», что указывает на неисправность.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему загорается ошибка двигателя и как убрать «чек» самому. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах, которые позволяют стереть ошибки двигателя своими руками.
Получается, диагностика автомобиля сканером или при помощи компьютера позволяет выявить сбои в работе ДВС до появления более серьезной неисправности, а также достаточно точно определить уже имеющиеся проблемы. Такая возможность проверки значительно облегчает процесс поиска неисправностей, а также экономит время. Компьютерная диагностика машины позволяет получить важную информацию, которая отображает общее состояние деталей, механизмов, узлов и агрегатов ДВС, а также самих датчиков и блоков управления электронных систем. Если иначе, можно комплексно оценить техническое состояние двигателя и других агрегатов автомобиля.
Компьютерная диагностика двигателя: своими руками, выездная услуга или проверка на СТО

Вполне очевидно, что компьютерная диагностика потребует наличия специального оборудования. На автомобилях с ЭСУД имеется так называемый диагностический разъем, в который осуществляется подключение сканера, компьютера или ноутбука. Обращаем внимание, для некоторых авто могут также понадобиться специальные переходники. Еще нужно иметь установленное программное обеспечение, которое позволяет взаимодействовать с электронными системами автомобиля, а также определенные навыки и знания для работы с программами и оборудованием.
Для того чтобы понять, где сделать компьютерную диагностику двигателя и как выполнить эту задачу правильно, можно воспользоваться одним из доступных способов:
- обратиться в специализированные центры, которые имеют все необходимое оборудование для проведения проверок;
- заказать услугу, которая называется выездная компьютерная диагностика двигателя;
- проверить ваш автомобиль самостоятельно;
В первом случае понадобится только доставить автомобиль на территорию сервисного центра и оплатить услугу. К плюсам можно отнести то, что на многих крупных станциях работают мастера с большим опытом, а также обычно имеется возможность устранить поломку и произвести необходимый ремонт прямо на месте. К минусам относится стоимость компьютерной диагностики двигателя, которая может составлять в полном объеме около 15 -20 у.е. и более.
Если выездную диагностику автомобиля предлагают крупные сервисные станции как дополнительную услугу, тогда проблем возникнуть не должно. Специалисты сами приедут в то место, где находится автомобиль, подключат сканер или ноутбук с нужными программами, благодаря чему машину углубленно проверят, расшифруют и/или сбросят ошибки двигателя и т.д. К базовой стоимости диагностики закономерно прибавляется наценка за выезд. Что касается мелких предпринимателей, в этом случае указанная диагностика может быть как полноценной, так и проводиться с учетом минимального набора оборудования и знаний. Именно такого развития событий стоит опасаться. Другими словами, за выезд и услугу нужно заплатить, при этом диагностика может быть поверхностной и ничем не отличаться от той, которую автовладелец способен провести своими руками с учетом минимальных финансовых затрат.
Речь идет о подключении смартфона или планшета на базе Android/IOS или Windows через адаптер в диагностический разъем. Разница будет заключаться только в цене услуги, которая за один выезд может приравниваться к рыночной стоимости указанного адаптера. По этой причине выгоднее приобрести диагностический сканер-адаптер OBD2, установить нужное ПО на смартфон/планшет и самостоятельно проверять автомобиль. К минусам данного способа стоит отнести тот факт, что больше количество программ для взаимодействия с адаптерами имеют достаточно ограниченный функционал. Преимуществом является то, что проверять автомобиль можно где угодно и когда угодно, а также удобно выявлять неисправность, которая присутствует не постоянно, а возникает с некоторой периодичностью.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что современный автомобиль имеет множество подсистем, которые взаимосвязаны между собой и образуют единую электронную систему. Указанная система не только управляет, но и контролирует правильность работы узлов, механизмов и агрегатов с учетом большого числа параметров.
Указанную диагностику оптимально проходить на каждом ТО, а также в случае появления каких-либо отклонений в работе двигателя или других систем (например, рулевое управление, тормозная система), загорания аварийных лампочек на приборной панели и т.д. Также компьютерную диагностику необходимо обязательно проводить в том случае, если планируется покупка б/у автомобиля, намечается дорогостоящий ремонт на основе каких-либо косвенных признаков, окончательно не подтвержденных сканированием ошибок.

Появилась ошибка двигателя, загорелся чек: как стереть ошибку из памяти ЭБУ. Доступные способы сброса ошибки, считывание и расшифровка ошибок двигателя.

Способы проверки двигателя при выборе автомобиля б/у: диагностика по внешнему виду, звуку работы, состоянию свечей зажигания, цвету выхлопных газов и т.д.

Распространенные неисправности дизельного двигателя и диагностика агрегатов данного типа. Проверка топливной системы дизельного мотора, полезные советы.

Диагностический разъем OBD 2: для чего нужен и какие неисправности можно просканировать. Что такое система OBD, общее назначение и дальнейшее развитие.

Принцип работы ЭБУ, устройство платы и разъемы. Обработка данных ECU, CAN-шина. Причины неисправностей блока управления двигателем, ремонт или замена блока.

Что такое моноинжектор: главные отличия и особенности одноточечной системы впрыска топлива. Как проверить и самостоятельно настроить моновпрыск .