Shell
История «Шелл» началась в 1833, когда английский коммерсант Маркус Самюэль открыл в Лондоне небольшой магазин по продаже различных безделушек, украшенных морскими ракушками («shell» по-английски значит раковина), и других экзотических восточных изделий. «Шелл» — именно так назывался магазин отца Сэмюэля в Лондоне. Предприятие оказалось прибыльным, и Самюэль организовал доставку даров моря с Дальнего Востока средствами своего небольшого каботажного флота. Суда, следовавшие из метрополии в колонии, везли на своем борту различные грузы, в том числе и нефтепродукты. Самюэль, будучи талантливым коммерсантом, увидел великое будущее у нефтяного бизнеса в период его практического рождения. После его смерти, в 1870 г. дело перешло к сыновьям, которые основали в 1878 уже собственную фирму.
Круг деятельности братьев Самюэль быстро расширялся, особенно после того, как Маркус Самюэль-младший в 1890 посетил Батуми, откуда экспортировалась бакинская нефть. Он решил взяться за транспортировку нефти по всему миру с помощью танкеров.
Первое в мире нефтеналивное судно было построено в России на верфях Баку и называлось «Зороастр», в память о зороастрийцах – огнепоклонниках, предков современных армян. Самюэл был потрясен, когда увидел русский танкер.
Оказавшись весьма разворотливым предпринимателем, уже в 1892 он сумел построить на одном из английских судостроительных заводов свой первый танкер под названием «Мюрекс» водоизмещением 5 тыс. тонн. В память об этом событии, головной танкер нефтеналивного флота Shell теперь называют «Мюрекс». Ключевым моментом является то, что конструкция изобретенного Маркусом Сэмюэлем танкера исключала угрозу самовозгорания нефтепродуктов. Кроме того, «Мюрекс» прошел регистрацию агенства «Ллойд» и отвечал жестким требованиям морских перевозок через Суэцкий канал, (чего раньше не могла добиться ни одна нефтяная компания), через который и планировалось перевозить нефть и другие нефтепродукты. Свой первый рейс «Мюрекс» совершил в августе 1892 с грузом 4 тыс. тонн русского керосина по маршруту Батуми-Сингапур-Бангкок.
Именно поэтому первым «фирменным» продуктом, поставленным компанией Shell дальневосточным потребителям в начале 1893 года, стал российский керосин.
Транспортировка нефти породила и новые проблемы — в портах Дальнего Востока предприимчивым Самюэлем были построены большие емкости для хранения нефти. А также заводы по производству упаковки, которую местные жители использовали в самых различных целях, в том числе и для изготовления кровель крыш.
К концу 90-х годов прошлого века нефтяной бизнес Самюэля настолько разросся, что он основал в 1897 отдельную компанию под названием «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани Лтд.». Но до создания нефтяной корпорации мирового уровня было еще далеко. У Маркуса Сэмюэля был по-прежнему могущественный враг в лице американской монополии «Стандард Ойл». Необходимость противостоять экспансии американцев стала основой для сближения «Шелл» и «Ройял Датч», которую Сэмюэль когда-то рассматривал не иначе как опасного конкурента. «Ройял Датч Петролеум» была создана в 1890 году под покровительством короля Нидерландов, которая осуществляла разработку богатого месторождения на острове Суматра и ожесточенно конкурировала с «Шелл» за рынки сбыта. Однако истории было угодно распорядиться судьбой этих двух компаний по-своему.
В 1902 году после долгих переговоров «Шелл» и «Ройял Датч» создали концерн «Эйшиэтик Петролеум», целью которого ставилось расширение торговли нефтью и нефтепродуктами, в том числе российского производства, в дальневосточном регионе. В 1907 году произошло окончательное объединение капиталов и интересов «Ройял Датч Петролеум» и «Шелл Транспорт & Трейдинг К.», послужившее фундаментом корпорации, известной сегодня во всем мире как «Ройял Датч/Шелл». В 1900 директором-распорядителем этой компании, а затем и председателем совета директоров стал Генри Детеринг (1866-1939), которого впоследствии называли «нефтяным Наполеоном». Детеринг был сторонником сотрудничества с «Шелл». По его инициативе в 1907 произошло слияние капиталов «Ройал Датч» и «Шелл», была основана новая компания с двумя головными офисами в Лондоне и Гааге.
В объединенном концерне 60% акций принадлежало «Ройал Датч», а 40% — «Шелл. Такое соотношение сохраняется до сих пор.
Вскоре начался период роста. Сфера деятельности концерна постоянно расширялась, разрабатывались новые месторождения сырой нефти, разбросанные практически по всему земному шару. Мощные нефтеперерабатывающие заводы контролировались центром в целях более оперативного спроса на нефтепродукты. Были приобретены права на добычу нефти в Румынии (1906), России (1910), Египте (1913), Венесуэле (1913) и некоторых других странах и регионах.
В 1912 концерн вышел на внутренний рынок США, начав разработку нефтяных месторождений и строительство нефтепроводов. В связи с развитием морского и автомобильного транспорта «Шелл» сделал ставку на производство мазута и бензина и не ошибся, что принесло ему колоссальные прибыли.
В 1919 году английские летчики Джон Алкок и Артур Уиттен-Браун на самолете, заправленном топливом «Шелл», совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.
Первая мировая война несколько замедлила стремительное восхождении компании на нефтяной Олимп, но после ее окончания — опять активный рост. Создаются компании в США, на Ближнем Востоке, в Малайзии, в Восточной и Южной Африке. В начале 30-х годов «Шелл» делает первые шаги в освоении производства химических продуктов, основанных на нефти. К концу 30-х годов «Шелл» добывала около 600 тыс. баррелей сырой нефти в день, что составляло более 10% мировой добычи.
Годы Второй мировой войны были нелегкими для «Шелл». Нидерланды были оккупированы Германией. Румыния и Дальний Восток также остались для компании за чертой досягаемости.
«Шелл» активно сотрудничала с правительствами стран-союзников, обеспечивая бесперебойные поставки авиа- и автобензина, а также мазута на все фронты военных действий.
Химическая компания «Шелл Кемикал Корпорейшн» наладила производство бутадиена для изготовления искусственного каучука. Во время войны все танкеры компании перешли под командование правительства, в результате в 1945 «Шелл» недосчиталась 87 своих судов.
По окончании войны концерн принялся за восстановление разрушенных предприятий и довольно быстро справился с этой задачей. Началось наращивание перерабатывающих мощностей. Производство нефтепродуктов возросло почти во всех регионах, особенно в Венесуэле.
В начале 50-х годов мировая экономика ощущала потребность в новых источниках сырой нефти. Концерн развернул поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде, на шельфе Британского Борнео. Были открыты месторождения в Нидерландах (Схунебек), в Канаде, Колумбии, Ираке. Возросшие объемы добычи нефти, естественно, повлекли за собой строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, крупнейшие из которых были возведены в нидерландском порту Пернис, французском городе Руане, Кардоне (Венесуэла), Джилонге (Австралия), Бомбее.
В 50-е годы на долю «Шелл» приходилась уже одна седьмая всего мирового производства нефтепродуктов, выпуск которых постоянно возрастал. Для транспортировки нефти потребовались более мощные и вместительные танкеры (до 200 тыс. тонн). Вскоре такие танкеры стали основной единицей флота «Шелл».
В 1959 совместным предприятием «Шелл» и «Эксон» в голландском местечке Гроннинген было открыто одно из богатейших месторождений природного газа. Добыча газа стала еще одним направлением многопрофильного концерна «Шелл». К началу 70-х годов в Гроннингене добывалась половина газа, потребляемого в Западной Европе.
В середине 60-х годов компанией «Шелл» было разведано сразу несколько уникальных газовых месторождений в Северном море, что потребовало разработки новой технологии морских перевозок сжиженного газа. В 70-е годы «Шелл» и ее партнерам удалось осуществить поставки пяти миллионов тонн сжиженного газа из Брунея в Японию. «Шелл» стала пионером крупномасштабных проектов сжижения газа и дальних морских перевозок. В 80-е годы экспорт сжиженного природного газа, добываемого концерном, значительно вырос — в 1989 был осуществлен крупнейший проект разработки северо-западного шельфа Австралии и поставок сжиженного природного газа в Японию.
Помимо газа, в 1971 в Северном море в чрезвычайно сложных природных условиях было разведано гигантское месторождение нефти Брент. Позднее разведка и разработка месторождений в Северном море стали крупнейшей отраслью деятельности компании «Шелл». Суровые погодные условия диктовали необходимость применения высокотехнологичного оборудования для добычи нефти. Вслед за Брентом «Шелл» открыла месторождения Корморант (1972), Данлин (1973), Терн (1975) и Айдер (1976). Разработка Брента считается одним из самых технологически сложных и дорогостоящих проектов за всю историю человечества.
В середине 70-х годов спрос на нефть упал. События в Иране 1978-79 и связанные с ними ограничения на поставки нефти — все это вызвало к жизни необходимость поиска альтернативных источников энергии. Потребление газа в Европе в концу 70-х годов выросло более чем в два раза. 50% этого количества обеспечивали «Шелл» и ее партнеры.
Расширяя спектр своей деятельности, концерн укреплял свои позиции в угольной и металлургической промышленности. В 1981 в Вендаме (Нидерланды) вступил в строй большой завод по производству магния.
В 80-е годы усилия компании «Шелл» сосредоточились на дифференциации продуктов и услуг, на повышении эффективности производства посредством автоматизации сетей распределения и сбыта.
В этот же период времени «Шелл» перешла на производство неэтилированного бензина- более экологически чистого топлива.
К концу десятилетия компания перерабатывала на своих заводах около трех миллионов баррелей сырой нефти. Четверть от совокупного дохода концерна составляли доходы от химического производства. И все-таки 80-е годы стали беспрецедентными по разработке морских месторождений в Северном море. В его норвежском секторе было открыто второе по величине в Европе газовое месторождение Тролль. В Мексиканском заливе были разведаны два крупнейших месторождения нефти и газа — Булвинкл и Аугер. В 1989 суточная добыча нефти с платформы Булвинкл, установленной на глубине 412 м, достигла 8 тыс. баррелей. В 1994 была сооружена еще одна гигантская платформа Аугер на предварительно натянутых опорах, высота которой составила 872 м. Это самое высокое стационарное сооружение в мире на морском дне.
Для сохранения конкурентного преимущества «Шелл» готов идти на кардинальные изменения в своей структуре. В число таких изменений входит слияние в июле 2005 года материнских компаний «Ройял Датч» и «Шелл Транспорт» в единую компанию — «Ройял Датч Шелл плс».
Логотип «Шелл»
Вот уже более ста лет слово «ракушка», или «Шелл», эмблема в виде ракушки гребешка и отличительные цвета — красный и желтый — используются для идентификации бренда и продвижения репутации компании. Эти символы обозначают качество продуктов и услуг, представляют профессионализм и ценности во всем мире.
У истоков
Наименование компании было «Шелл» (англ. раковина), и каждый танкер Самуэла, перевозящий керосин на восток, носил имя разных раковин. Гребешок, возможно был взят из фамильного герба бизнес-партнера, г-на Грэма, который импортировал керосин Самуэла в Индию и стал директором The Shell Transport and Trading Company. После переезда в Сантьяго де Компостела в Испании, семья Грэма взяла в качестве герба ракушку святого Иакова. С течением времени форма ракушки постепенно изменилась в соответствии с тенденциями графического дизайна. Дизайнер Рэймонд Лоуи создал и представил существующую эмблему в 1971 году.
Почему красный и желтый?
В 1915 году калифорнийская компания «Шелл» впервые построила станции обслуживания, и им необходимо было выделиться на фоне конкурентов. Они использовали яркие цвета, которые не были бы обидны для жителей Калифорнии: из-за тесных испанских связей штата были выбраны красный и желтый.
Сегодняшние цвета появились годы спустя, в 1995 году были введены яркие, запоминающиеся для потребителя красный и желтый цвета «Шелл» для новых розничных продуктов компании. Гребешок остается одним из самых известных символов бренда в 21 веке.
Нефтяные танкеры, ракушки и Шумахер: чем известна Shell
История Shell началась в 1833 году, когда британский торговец антиквариатом Маркус Сэмюель решил расширить ассортимент магазина в Лондоне и начал продавать шкатулки, украшенные морскими раковинами. В то время перламутровые раскрашенные раковины были на пике популярности в индустрии дизайна интерьера. Спрос был очень высоким, и Маркус организовал регулярную доставку раковин из Восточной и Юго-Восточной Азии. В итоге это стало основой для его нового бизнеса по экспорту и импорту продукции между Европой и Азией.
В 1878 году сыновья Сэмюеля основали торговую компанию Marcus Samuel & Co с офисами в Великобритании и Японии. На экспорт на пароходах через море везли британские машины, оборудование и текстиль, а в обратную сторону — рис, шелк, фарфор и медную посуду. В то время внимание и инвестиции крупнейших нефтяных компаний привлекли российские месторождения нефти на Кавказе и Каспии. В Marcus Samuel тоже заинтересовались экспортом нефти, и вскоре основной деятельностью для их компании стали перевозки каспийской нефти морем вокруг Африки в Азию.
Как изобрели нефтяной танкер
Раньше нефть через море перевозили в бочках, что создавало массу проблем для транспортных компаний. Бочки занимали много места в трюмах кораблей и могли протекать во время рейса. Marcus Samuel произвели революцию в перевозке этого вида сырья, заказав пароходы для транспортировки нефти наливом. Такие корабли стали называть танкерами, от английского слова tank — «цистерна». Транспортировка нефти без бочек помогла резко увеличить объемы перевозок и сделала сырье дешевле для покупателей.
Первый танкер Murex отправился из России с грузом в 4 тыс. тонн керосина для Сингапура и Бангкока. Танкеры Сэмюэля были первыми кораблями, отвечавшими требованиям безопасности Суэцкого канала в Египте. Murex стал первым нефтяным танкером, который пропустили через канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Танкерам больше не нужно было огибать Африку, что позволило бизнесменам доставлять свою продукцию из Европы в Азию намного дешевле и быстрее конкурентов.
Продажи керосина стремительно росли и заняли большую часть в обороте бизнеса. Основным конкурентом братьев в то время была Standard Oil, известная своими голубыми бочками с керосином. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, братья Сэмюель красили свои бочки в ярко-красный цвет. Керосин, который экспортировали в Азию, назвали Shell, в честь первого бизнеса Сэмюеля по продаже ракушек. Название марки оказалось удачным, поэтому в 1897 году новая торгово-транспортная компания получила название Shell Transport and Trading Company.
Когда компания объединилась с Royal Dutch Petroleum Company более 100 лет назад, название Shell стало частью имени нового предприятия Royal Dutch Shell Group, но скоро этот бизнес для краткости стали называть просто Shell.
Shell вышла на рынок США и начала разведку нефти в Калифорнии и на побережье Техаса. В 1947 году в Мексиканском заливе компания пробурила первую рентабельную морскую скважину. Через восемь лет таких скважин у нее было более 300.
Shell и автомобили
Стремительное увеличение числа автомобилей в мире привело к взрывообразному повышению спроса на нефть и бензин. Компания стала активно строить глобальную сеть автозаправочных станций. Топливо и моторное масло Shell стали использовать в автомобильные гонках и авиаперелетах, а также в исследовательских экспедициях.
Shell была одной из первых компаний, которая создала путеводители для автомобилистов в начале развития автомобильного транспорта. Самый первый путеводитель был напечатан в 1931 году. Он включал карты 19 городов Нидерландов, а также основные маршруты для путешествий по стране. С 1980-х годов один из путеводителей стал настолько популярным в Нидерландах, что его стали называть «Библией дорог».
Shell стояла у истоков автоспорта. Сегодня компания сотрудничает с гоночными командами на трассах по всему миру — от «Формулы-1» до MotoGP и Nascar. Гоночное топливо Shell V-Power и масло Shell Helix Ultra разрабатывались совместно с командой Ferrari Formula 1. К слову, партнерство между Shell и Ferrari длится с 1929 года, а со знаменитым логотипом ракушки на борту своей машины ездил семикратный чемпион «Формулы-1» Михаэль Шумахер.
Сейчас Shell занимается разведкой и добычей нефти и природного газа в более чем 80 странах мира, а также транспортировкой и продажей. Компания производит сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные материалы и биотопливо.
Shell построила самый большой плавучий объект в мире — завод Prelude FLN. Это плавучая нефтегазовая платформа для добычи и производства сжиженного природного газа в море. Такой завод может сравнительно легко перебазироваться на новое месторождение газа в любом месте мира. Сейчас Prelude FLNG добывает природный газ у побережья Австралии на месторождениях, которые находятся относительно далеко от берега (200 км).
Ракушки по-прежнему вместе с Shell. Нефтяной гигант использует их названия в своих новых продуктах. Например, горная улитка (лат. helix lucorum) вдохновила компанию назвать линейку автомобильных масел Helix Ultra.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Shell
Более полутора веков тому назад, в 1833 году, английский купец Маркус Сэмюэл-старший открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами. Ракушка стала впоследствии символом известного во всем мире концерна Shell. Сегодня его эмблема зарегистрирована как товарный знак в более чем 160 странах мира.
Концерн Ройял Датч/Шелл был образован в 1907 году путём слияния голландской компании «Ройял Датч Петролеум Компани» и английской «Шелл Транспорт энд Трэйдинг Компани Лимитед» с долями 60:40 соответственно. Первая фирма была создана в 1890 году и занималась разработкой нефтяных месторождений в Вест-Индии и на Суматре. Вторая, созданная в 1897 году Маркусом Сэмюэлем, торговала нефтью и керосином, значительная часть которого поступала из Батума и отправлялась через Суэцкий канал на Дальний Восток. В результате объединения возник крупнейший в мире концерн, имеющий две штаб-квартиры — в Лондоне и Гааге.
Вслед за слиянием последовал период роста — присоединялись новые источники сырья, строились крупные перерабатывающие заводы. В 1907-1914 годах были приобретены права на добычу нефти в ряде стран, в том числе и в России. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, заставила Shell приостановить поисково-разведочные работы и разработку месторождений в ряде стран, отложить ввод в эксплуатацию новых НПЗ. Однако накопленный концерном производственный потенциал позволил в послевоенные годы довольно быстро восстановить упущенное. Более того, в 1929 году он сделал первые шаги в новом для себя секторе — нефтехимии.
Во время Второй мировой войны концерн активно сотрудничал со странами антигитлеровской коалиции, в том числе с Советским Союзом, обеспечивая бесперебойные поставки нефтепродуктов и авиационного керосина.
После окончания Второй мировой войны Shell восстанавливает разрушенные производственные мощности, добивается роста объемов добычи и реализации продукции. В 50–60 годы в условиях пробуждающегося интереса к использованию газа группа компаний под руководством концерна начинает эксплуатацию одного из крупнейших в мире месторождений природного газа Гронинген в Нидерландах. В 60–70 годы в эксплуатацию вводятся ряд месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря. В 70-е годы Shell стал одним из пионеров крупномасштабных проектов по сжижению природного газа и его транспортировке танкерами на большие расстояния. Выросли и масштабы химического производства, доходы от которого к концу 80-х годов составляли до четверти всех совокупных доходов компании.
В 90-е годы к основным видам деятельности Shell, традиционно связанным с углеводородами, добавился новый — использование возобновляемых источников энергии. Именно это направление может стать главным к середине XXI столетия.
Shell сегодня
Shell — крупнейшая в мире англо-нидерландская компания по добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута, смазочных материалов, твердых углеводородов, битумов и др.) Бурное развитие технологий, начавшееся во второй половине 20 века, позволило ведущим мировым энергетическим компаниям увеличить производство энергоресурсов при одновременном снижении затрат и уменьшении негативного воздействия на окружающую среду. Компания, всегда находившаяся в авангарде научно-технического прогресса, в последние годы успешно внедрила ряд инновационных разработок, упрочивших технологическое лидерство концерна в мировой энергетической отрасли.
Возникший на заре XX века концерн Shell завоевал ведущие позиции на мировом энергетическом рынке, став прообразом современных вертикально-интегрированных компаний. Подобная организация позволила обеспечить непрерывность технологических процессов и применить единые стандарты качества на всех этапах производства.