В Набережных Челнах начинают сборку китайских автобусов под брендом Lotos
АО «Раритэк холдинг» планирует производство автобусов Lotos-105
АО «Раритэк холдинг» планирует в декабре на своей площадке в Набережных Челнах начать мелкосерийное сборочное производство автобусов Lotos-105, разработанных для России совместно с китайской компанией Beiqi Foton Motor (производит грузовики и автобусы Foton). В январе 2019 года «Раритэк» рассчитывает перейти к их серийному выпуску по заказам потребителей.
«План объема производства на 2019 год зафиксирован на уровне 300 единиц автобусов «Лотос-105». С 2020 года запланировано увеличение сборки в два раза — до 600 единиц ежегодно»,- сообщила в четверг представитель Казанского кремля Лилия Галимова. Она отметила, что бренд Lotos принадлежит «Раритэку». Уточним, что правообладателем товарного знака Lotos с мая 2018 года является входящее в холдинг ООО «Ремонтно-механический завод (РМЗ) «Раритэк»».
Госпожа Галимова пояснила, что китайская и татарстанская компании договорились о «совместной разработке городских и пригородных автобусов, адаптированных под рынок России» и о создании их производства в Набережных Челнах в январе текущего года. В частности, она добавила, что на 2019 год запланирована разработка «принципиально новой модели автобусов для рынка России класса «Школьник»». Вчера производственные цеха Beiqi Foton Motor в Китае посетил президент Татарстана Рустам Минниханов, в составе делегации был директор РМЗ «Раритэк» Юрий Шпорт. По словам Лилии Галимовой, стороны должны были обсудить «вопросы реализации стратегии сотрудничества на период с 2018 по 2022 годы», в том числе начало производства Lotos-105.
«Раритэк холдинг» впервые представил автобус Lotos-105 в октябре на Международном автобусном салоне BusWorld Russia 2018 в Москве. Автобус является низкопольным, рассчитан на 72-76 пассажиров. Его длина составляет 10,5 м. Оснащен газовым двигателем Yuchai стандарта «Евро-5» на компримированном природном газе (метане) и автоматической коробкой передач. Стоимость оценивается в 8,1 млн руб.
Предполагается, что на площадке в Набережных Челнах будет осуществляться сварка и окраска кузова и ходовой части, поставляемых от китайского партнера, а также — комплектация отечественными элементами интерьера, в том числе стеклами и сиденьями. «Нашей важной целью является 100%-я локализация производства», — говорится на сайте производителя.
Директор РМЗ «Раритэк» господин Шпорт ранее заявлял, что сейчас на рынке «нет аналогов» данного автобуса: он способен проехать до 500 км без дозаправки, гарантийный ресурс двигателя составляет 1 млн км.
Между тем в номенклатуре РМЗ «Риритэк» есть один низкопольный автобус линейки Lotos — чуть меньший, среднего класса, Lotos-206. Его длина составляете 8,8 м. Он спроектирован на платформе автобуса МАЗ-206 и изготавливается по лицензии ОАО «МАЗ».
ГК «Раритэк» специализируется на проектировании и производстве газомоторной техники, конвертации транспорта с традиционного моторного топлива на природный газ. Компания разработала более 100 моделей автомобилей «КамАЗ», автобусов «НефАЗ» и Bravis с газовыми двигателями. Производственная мощность завода по выпуску газобаллонной автотехники доcтигает 1 тыс. единиц в год.
Тест-драйв автобуса Lotos 105. Поддайте газу!
Автобус Lotos 105 — плод сотрудничества ГК «РариТЭК», одного из крупнейших в России разработчиков и производителей газовых версий коммерческой техники, и компании Foton Motors. Премьера новинки состоялась на выставке Busworld Russia осенью прошлого года. Тогда «Лотос» вызвал бурную реакцию у гостей выставки: первый российский автобус, собранный из китайских комплектующих, самый передовой, технологичный и экологичный. Последнее подчеркивается соответствующим выбором имени бренда.
Кнопочное управление АКП Allison слева от руля.
Смесь привычных пиктограмм и иероглифов потребует привыкания.
К эргономике рабочего места водителя претензий нет, все на своих местах.
Выпуском газомоторных версий автобусов «РариТЭК» начал заниматься недавно. В конце 2017 года принадлежащее объединению предприятие «РМЗ РариТЭК» наладило в Набережных Челнах сборку модели МАЗ-206 с газовым мотором Yuchai. Но досборка (комплектация салона) и ремоторизация минских машин — одно дело, а реальное производство автобусов — совсем другое. Поэтому «РариТЭК» привлек зарубежного партнера. Причем китайский Foton выступил и в качестве разработчика, и в качестве поставщика комплектующих.
Вход и выход пассажиров контролируются через видеокамеры.
Строго говоря, Lotos 105 выпускается как в городской, так и в пригородной модификациях, с газовым или с дизельным двигателем. Причем газовое исполнение тоже имеет два варианта: в одном двигатель работает на компримированном природном газе (CNG), а в другом — на сжиженном (LNG).
Водитель отделен от пассажиров стеклянной перегородкой.
Мы имеем дело с городским Lotos 105 CNG. 10,5‑метровый автобус полунизкопольной конструкции эксплуатируется на маршруте, обслуживаемом Химкинским филиалом АО «Мострансавто». Ежедневный пробег на линии составляет 160–170 км.
Выбраться с заднего ряда салона в час пик весьма проблематично.
Снаружи машина выглядит эффектно, свою лепту здесь вносит и яркая раскраска с рекламным слоганом «Цветок городских джунглей», и алюминиевые диски колес, более привычные нам на дорогих версиях магистральных грузовиков, но никак не на муниципальных автобусах. Диски выглядят замечательно, но они дороже обычных стальных, и что-то мне подсказывает, перевозчики откажутся от этой опции.
USB-порты для зарядки гаджетов пассажиров.
Самое пристальное внимание — силовой установке и топливной системе. На крыше под пластиковым обтекателем расположены восемь баллонов по 123 л: суммарный объем 984 л компримированного (сжатого) природного газа. Заявленный расход топлива — 30 куб. м/100 км, а запас хода — 600 км. Вполне достаточно на дневную смену.
В заднем свесе расположен шестицилиндровый двигатель Yuchai YC6G260N-50 с турбонаддувом и интеркулером, работающий по циклу Отто. По заявлениям конструкторов, этот мотор рассчитан на работу только на природном газе. Примечательно, что степень сжатия не такая высокая, как можно было бы ожидать, всего 11,1:1. Рабочий объем двигателя 7800 куб. см и выдает он 260 л. с. при 2200 об/мин и 1000 Нм при 1200–1800 мин -1 . Здесь стоит отметить, что газовый двигатель (на это обращают внимание водители и механики) гораздо менее шумный и вибронагруженный, чем дизель.
Для того, чтобы забраться на задний ряд пассажирам придется преодолеть пять высоких ступеней.
Моторный отсек скомпонован грамотно, с учетом максимального облегчения ежедневного осмотра и планового ТО. В паре с двигателем может работать либо механическая 6‑ступенчатая коробка Qijiang, либо, как в нашем случае, — полноценная автоматическая КП с гидротрансформатором Allison T280R. В городских условиях преимущества АКП неоспоримы. Коробка передает крутящий момент на обычный ведущий мост с гипоидной главной передачей. Понятно, что такое решение связано с нежеланием конструкторов связываться с дорогим и сложным портальным мостом. Однако из-за этого внутренняя планировка получилась не самой оптимальной.
Рундук над аркой колеса служит сейфом для аптечки.
Большие двухстворчатые двери в передней и средней части салона открывают вход в салон на уровне бордюра. В средних дверях есть рампа для въезда инвалидного кресла, имеются и откидные сиденья на накопительной площадке, и четыре стационарных кресла для людей с ограниченными возможностями… А вот 21 место для обычных пассажиров расположены в задней части салона, и, чтобы подняться на самый задний, пятый ряд приходится преодолевать пять высоких ступеней и сгибаться, как в старых маршрутках. Такое решение было бы оправдано в пригородных перевозках, а вот в городе, в условиях коротких поездок и частых остановок, пользоваться пассажирскими местами будет неудобно.
Накопительная площадка оборудована откидывающимися сиденьями.
Низкий пол передней части салона обуславливает неоптимальное использование внутреннего пространства: колесные арки крадут место в салоне. Их можно использовать только как площадки для багажа или, как в нашем случае, для закрепления рундука с огнетушителем и аптечкой.
Разумеется, есть и положительные моменты. Lotos 105 — новый городской автобус и в нем есть такие передовые решения, как USB-коннекторы. Сами пассажирские сиденья — пластиковые, с тканевыми вставками — выполненные по антивандальной технологии. Одно из главных достоинств — дешевизна и простота монтажа, при повреждении сиденья его можно легко заменить. Поручни сделаны из нержавеющей стали и в местах хвата снабжены резиновыми манжетами. Забавно, но именно на кронштейнах поручней в салоне можно разглядеть фирменные логотипы Foton.
С обзорностью проблем нет, правое наружное зеркало вынесено на кронштейне.
Отдельного упоминания заслуживает работа кондиционера. Наш тест пришелся на самое жаркое время в Москве, за бортом было +32 градуса, в салоне поддерживалась комфортная температура +22–23 градуса.
Рабочее место водителя отделено от салона прозрачной перегородкой, и водитель может контролировать происходящее в салоне не только по обычным зеркалам, но и на мониторе, на который выводится изображение с четырех видеокамер. Эргономика рабочего места без сюрпризов, само кресло с тканевой отделкой, на пневмоподвеске, со всеми необходимыми регулировками. Руль регулируется по вылету. Рукоятка стояночного тормоза на панели слева от водителя, там же традиционное для Allison кнопочное управление режимами АКП. С обзорностью проблем нет, большие наружные зеркала на привычных местах, а при движении задним ходом на монитор выводится изображение с видеокамеры. Маневрирование на тесной парковке при наличии малейших навыков не доставляет трудностей. Пневматические тормоза работают привычно и прогнозируемо. Показалось, что автобус жестковато проходит «лежачих полицейских», но, возможно, это особенности субъективного восприятия.
Блок заправочной аппаратуры позволяет контролировать процесс заправки газом.
Выезд в город показал, что мощности двигателя хватает во всех режимах, более того, никакой разницы с дизельными машинами этого класса отыскать не удалось. И в этом огромное преимущество — не надо переучивать водителей.
Резюмируя, можно сказать, что автобус получился, я бы не стал прогнозировать его успех на городских маршрутах именно из-за не самой оптимальной компоновки салона. Но вот на пригородных маршрутах он может показать все свои лучшие стороны: экономичность, экологичность и несравненно более низкую стоимость (как первоначальную, так и эксплуатации) в сравнении с электробусами.
При перегорании предохранителя на приборной панели загорается контрольная лампа.
Ранее сообщалось, что по предварительным заказам «РариТЭК» рассчитывает до конца 2019 года изготовить три сотни газовых Lotos 105. А впоследствии, исходя из создаваемых производственных мощностей, их годовой выпуск может вырасти до шести сотен. Компания-производитель готова предложить потребителю контракт «жизненного цикла», взяв на себя обязательства технического сопровождения транспорта в течение пяти лет.
Газовый двигатель YC6G260N-50 работает тише и менее вибронагружен, чем дизель.
Производство автобусов "ЛОТОС" в Набережных Челнах — Авторевю
Совсем недавно мы рассказывали о строительстве в Белоруссии завода китайских двигателей Weichai для тяжелых грузовиков и автобусов. Но это — планы на будущее, а на техническом форуме в Коломне, помимо автобусов группы ГАЗ, был представлен газовый вариант автобуса МАЗ-206, который после переделки компанией РариТЭК получил даже собственное имя — Лотос.
В заднем свесе автобуса установлен метановый двигатель Yuchai
Переделка осуществляется на заводе компании в Набережных Челнах по мазовской лицензии. А заключается она в установке китайского газового двигателя. Правда, на сей раз это не Weichai, а Yuchai. Работает мотор на метане, развивает 184 л.с. и отвечает экологическим нормам Евро-5. В паре с ним — автоматическая трансмиссия Allison.
В центральной двери — удобный трап для инвалидов
В остальном Лотос — это все тот же МАЗ-206. Полунизкопольный салон вмещает 72 пассажира, 27 из которых могут сидеть. Из проема центральной двери раскладывается удобный трап для инвалида-колясочника, для размещения которого в салоне предусмотрено отдельное место.
Место водителя такое же, как и у оригинального МАЗ-206
Место водителя отделено от салона и оборудовано собственным воздушным отопителем. Салон же по требованию заказчика может быть оснащен кондиционером, а также всем необходимым для работы на маршрутах — видеокамерами, валидаторами и т.д.
Но какова судьба этого проекта? Предполагается, что в ближайшее время автобусы Лотос поступят на маршруты Подмосковья для тестовой эксплуатации. По ее итогам будут сделаны выводы о дальнейших закупках этих машин.