Сколько ходит распредвал
Перейти к содержимому

Сколько ходит распредвал

  • автор:

Как выбрать распредвал (часть 1)

ВВЕДЕНИЕ
Целесообразность написания данной статьи, вызвана дефицитом информации по данной тематике, а также не совсем конкретными представлениями большинства людей о характеристиках, условиях применения и возможностях распределительных валов.
Начать изучение данного вопроса, конечно, необходимо с общих представлений о работе газораспределительного механизма (ГРМ) в 4-х тактном двигателе внутреннего сгорания (ДВС):
— ВПУСК
— СЖАТИЕ
— РАБОЧИЙ ХОД
— ВЫПУСК

Это всем известные понятия, но так как мы собираемся изучить этот вопрос более детально, нам потребуется описать дополнительные события, происходящие в этом цикле. Эти события находятся на границах основных и оказывают огромное значение на работу всей системы ГРМ.
— ВПУСК – на этом этапе поршень двигается от верхней мертвой точке (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ), создавая разрежение, и тем самым происходит всасывание топливно-воздушной смеси (ТВС) из впускного тракта
— ДОЗАРЯДКА («УТРАМБОВКА») – после прохождения поршнем НМТ процесс поступления ТВС в цилиндр не останавливается. Это обуславливается тем, что заряд имеет определенную массу и скорость, а значит, является инерционным. Процесс этот имеет временной промежуток, который зависит от плотности и скорости заряда, и заканчивается в тот момент, когда давление в цилиндре становится бОльшим, по сравнению с давлением во впуске.
Этот этап, как раз, и позволяет нам увеличить мощностные характеристики двигателя, за счет более эффективного наполнения цилиндров ТВС.
Наполнение может составить до 130% от физического объема цилиндра, в отличии от 80-95% при стандартном исполнении. Другими словам, у нас появиться возможность окислить и сжечь большее количество топлива и получить большее давление в цилиндре при рабочем ходе. За этот этап отвечает такой параметр, как закрытие впускного клапана (ВК). Также этот этап позволяет нам регулировать давление в камере сгорания (КС) при следующем этапе – сжатие.
— СЖАТИЕ – этот процесс частично уже начался на предыдущем этапе — «утрамбовка» и входит в окончательную фазу при полном закрытии ВК, заканчивается же он при достижении поршнем ВМТ. На этом этапе важным параметром является давление, создаваемое в цилиндре. Наша задача добиться максимально возможного давления, но при этом избежать чрезмерного противодавления и детонации. Воспламенение ТВС, которое также происходит во время этого цикла, естественно оказывает влияние на конечное давление, которое складывается из следующих параметров:
1. Степень сжатия
2. Обороты двигателя
3. Масса ТВС
4. Момент закрытия ВК
5. Угол опережения зажигания (УОЗ)
— ЗАЖИГАНИЕ – происходит в момент недохода поршня до ВМТ. Считается оптимальным при отсутствии противодавления и детонации в конце такта «сжатие» и достижения максимального давления и полного сгорания ТВС при 15* после ВМТ.
— РАБОЧИЙ ХОД – собственно название говорит само за себя
— ВЫПУСК – при недоходе поршня до НМТ после рабочего хода начинается открываться выпускной клапан (ВыК). Давление газов после рабочего хода все еще высоко, поэтому газы вырываются в выхлопную систему, при том, что поршень все еще движется к НМТ и увеличивается объем. Более раннее открытия ВыК позволит нам лучше очистить камеру от выхлопных газов, но при чрезмерно раннем открытии велика вероятность потери мощности и повышения температуры в выхлопной системе.
— ПРОДУВКА – характеризуется одновременно открытыми ВК и ВыК в районе ВМТ. Позволяет улучшить очистку, в конце такта выпуска, от продуктов горения, а также за счет инерционного эффекта дополнительно дозарядить свежим зарядом цилиндр. Этот эффект практически отсутствует на стандартных двигателях, используется распредвал без перекрытия, а также из-за «задушенной» выхлопной системы возможность получения данного явления не представляется возможной.
Для достижения максимального эффекта необходима качественная, рассчитанная на определенную работу выхлопная система, представляющая собой резонансный колебательный контур.

ЦЕЛЬ ПОСТРОЙКИ МОТОРА
Прежде чем приступить к любой работе – мы ставим себе цель, или представляем себе конечный результат, или хотя бы примерные ожидания от проделанной работы, не исключением является и постройка мотора.
У каждого свои ожидания и цели – главное двигаться в нужном направлении. Да мы никогда не можем исключать того, что наши ожидания окажутся не оправданными, также они могут предоставить нам невероятный приятный сюрприз, но все равно эффект останется в пределах допущения. И наоборот, мы можем вложить много сил, материальных ценностей, потратить огромное количество времени, но результат будет противоположным нашим ожиданиям. Чтобы максимально предостеречь Вас от ошибок я и решил написать эту статью.
Итак, что же мы все-таки хотим получить от нашего мотора? Я предлагаю сразу разделить этот вопрос на две категории:
1. Мотор для участия в соревнованиях
2. Мотор для повседневной езды
Исходя из этого, мы и будем рассматривать возможности для улучшения характеристик.
В спортивном моторе, зачастую, нам требуется соблюдения определенных регламентов, ограничений по доработкам и прочее. В других случаях — получение максимально возможных мощностных характеристик, как правило, в достаточном узком диапазоне работы двигателя.
В моторе для повседневной эксплуатации нам важны такие показатели, как эффективная мощность, эластичность работы мотора в различных режимах, при различных климатических условиях, расход топлива, возможность эксплуатации двигателя на товарных марках топлива, долговечность и надежность мотора. Естественно, мы должны четко себе представлять, что если мы хотим существенно повысить мощность мотора, то ни о какой экономии топлива речи идти не может.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Начнем с того, что попробуем вспомнить, что же нам вообще известно в настоящий момент о выборе распредвала?
В России, большинство, если не сказать все, фирмы производители распределительных валов указывают такие показатели, как фаза и подъем кулачка. Но что дает нам эта информация?
Например, перед нами есть несколько вариантов валов с указанной одинаковой фазой и подъемом, зачастую такие валы есть даже у одного производителя и в описании может быть указано, что-то типа «…повышает мощность в среднем диапазоне, …увеличивает крутящий момент на 7000-8000об/мин, стабильный ХХ на 1100об/мин» и т.д. Или же мы можем прочитать на форуме: «Этот вал едет, этот не едет» или например, «…поставил этот вал – эффекта нет, провалы, ХХ нет, жрет бензин!» А может быть, чем больше, тем лучше? Думаю – это не наш случай. Так все-таки, по каким параметрам нам подобрать нужный, под наши задачи вал? Если фаза и подъем нам практически ни о чем не говорят? Не будем изобретать велосипед – за границей уже давно существует такая система, ее мы и рассмотрим.

Основным параметром, который отвечает за свойства распредвала, режим его работы и максимальной эффективность является — Развал кулачков (LSA). Для удобства будем применять общепринятые сокращения. Почему этот параметр не указывает ни один отечественный производитель распредвалов – я честно признаться не знаю. Этот показатель помогает нам как раз выбрать нужный распредвал. Чтобы картина была более понятной нам нужно еще несколько физических характеристик нашего распредвала, а именно угол максимального подъема впускного (ICA) и выпускного (ECA) кулачка, и угол перекрытия (OVERLAP).
На основе практических наработок и теоретического расчета, эти данные систематизировали и описали свойствами.

В данной таблице указаны основные свойства, присущие различным значением LSA

Рассмотрим основные свойства из приведенной таблицы:
1. Открытие ВК – более раннее открытие увеличивает момент перекрытия, улучшается продувка цилиндра, увеличивается давление в конце такта сжатия
2. Закрытие ВК – более раннее закрытие приводит к увеличению давления в конце такта сжатия (риск возникновения детонации), более позднее – позволяет поднять степень сжатия, увеличивается продолжительность «дозарядки» и следовательно увеличения наполнения
3. Открытие ВыК – более раннее открытие позволяет лучше очистить цилиндр от выхлопных газов, за счет большего давления продуктов горения, а также увеличения продолжительности, но также есть риск потери мощности
4. Закрытие ВыК – позднее закрытие увеличивает момент перекрытия, улучшается продувка, но есть вероятность попадания части свежего заряда в выпускную систему и увеличение расхода, более раннее закрытие позволяет избежать чрезмерной продувки и улучшения наполнения на низких оборотах
5. Перекрытие – широкое перекрытие улучшает продувку цилиндров, узкое улучшает наполнение на низких оборотах
6. Давление в цилиндре – при большем давлении есть риск возникновения детонации, что приводит к применению более высокооктанового топлива, уменьшению степени сжатия
7. Качество ХХ
8. Разрежение на ХХ
9. Диапазон крутящего момента — на системах с большим LSA крутящий момент имеет более ровную, растянутую по оборотам кривую, с меньшим значением LSA более пиковую характеристику.
10. Крутящий момент на оборотах – с большим LSA крутящий момент остается эффективным при больших оборотах двигателя, с меньшим значение – находится на средних оборотах и снижается при высоких
11. Возможная степень сжатия – с большим значением LSA есть возможность и даже необходимость в увеличении степени сжатия, с меньшим значением возможна детонация и нет необходимости в увеличении
12. Давление в конце такта сжатия

Перекрытие «OVERLAP» — также обуславливает характер поведения мотора. На системах с меньшим значением LSA – перекрытие шире.

Теперь нам становится уже более понятней из каких условий и требований складывается выбор того или иного распредвала. Получается так, что фаза распредвала, на самом деле, является всего лишь производной, а не первопричиной выбора.

Распредвал двигателя автомобиля: особенности, причины и верные признаки износа

Из статьи вы узнаете, что такое распредвал двигателя автомобиля, какими особенностями обладает этот компонент силового агрегата, а также, какие существуют причины и верные признаки, помогающие точно определить дефекты или износ распределительного вала. Кроме того, расскажем о том, какие способы восстановления распредвала рекомендуют использовать профессиональные автомеханики и, как можно защитить данный компонент мотора от ускоренного износа.

Рекомендуем ознакомиться со статьей: “ Основные причины , снижающие ресурс приводной цепи ГРМ ”.

Современные транспортные средства состоят из большого количества разнообразных компонентов, входящих в состав тех или иных узлов, синхронная работа которых отвечает за правильную работу отдельных систем и всего транспортного средства в целом. Одним из самых важных механизмов является система газораспределения, в состав которой входит распределительный вал(ы), в зависимости от типа клапанного привода (DOHC – два распредвала или SOHC – один распредвал). Именно распредвалу мы посвятили сегодняшнюю статью, чтобы помочь вам узнать, какие симптомы указывают на изношенный распределительный вал и, в каких двигателях он особенно уязвим.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Распределительный вал силового агрегата автомобиля – это важный элемент системы газораспределения (в какой-то мере осуществляет управление силовым агрегатом), отвечающий, среди прочего, за подачу топливной смеси в двигатель. Говоря простыми словами, распредвал в типовом четырехтактном моторе открывает и закрывает клапаны в головке блока цилиндров, тем самым контролируя необходимый газообмен в силовом агрегате. Стандартный распределительный вал имеет специальные кулачки (зачастую их количество соответствует числу клапанов в двс), в функции которых входит преобразование вращательного движения распредвала в движение хода клапанов. В том случае, если кулачок распределительного вала опускает клапан вниз (при помощи коромысла или толкателя), то осуществляется открытие входа или выпуска в ГБЦ силового агрегата.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Справочно заметим, что в движение распредвал приводится с помощью коленчатого вала. В свою очередь, распределительный вал вращается с половинной скоростью коленвала. В современных двигателях объединение двух валов (коленчатого и распределительного) осуществляется с помощью приводного зубчатого ремня или цепи ГРМ . Как правило, на отказ в стабильной работе распредвала непосредственно указывают достаточно характерные симптомы (признаки). Однако стоит сказать, что изношенный вал можно диагностировать и восстановить лишь профессиональной автомастерской, начинающему же водителю осуществить данную процедуру своими руками к сожалению, не получится.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Под капотом наших автомобилей мы можем найти множество узлов и деталей, которые отвечают за оптимальную работу приводного двигателя. Некоторые из них относительно просты, в плане конструкции, например, рассматриваемый распредвал. Это может ввести нас в заблуждение с точки зрения эффективности и выполняемых этими деталями функций.
Распредвал является частью системы хронометража двигателя, и в его основные задачи (наряду с другими частями системы) входит:
— обеспечение подачи топливно-воздушной смеси в камеры цилиндров двс;

— посредничество в смазке узлов силового агрегата;

— приводит в работу систему зажигания, топливный насос, маслонасос и/или ТНВД (топливный насос высокого давления, при его наличии).
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Как мы отметили ранее, типовой распредвал снабжен так называемым кулачком, который открывает и закрывают клапаны во время вращения вала, гарантируя подачу топливной смеси и отвод выхлопных газов. Это давление на клапаны и вращательное движение вала вызывают трение, которое при недостаточной смазке и низком сопротивлении нагрузке материала приводит к быстрому износу. Проблема с недостаточной смазкой может возникать из-за нескольких факторов, таких как слишком узкие линии для слива масла (тогда масляный насос теряет свою первоначальную производительность) или заполнение привода смазочными материалами, не соответствующими рекомендациям и требованиям производителя.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Вышеупомянутые случаи особенно актуальны для распределительного вала в двигателях 1 .9 TDI PD , то есть силовых агрегатах с насос-форсунками от Volkswagen, которые активируются дополнительным кулачком, расположенном на распредвале. К другим двигателям, которые могут «похвастаться» аварийным распредвалом, относятся моторы альянса PSA, он же “ ПежоСитроен ” — 1 .6 HDI и Mazda2.2 SkyactivD, устанавливаемые на некоторые модели Мазда до 2014 года включительно.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Кулачки распределительного вала подвержены износу по следующим причинам:

— из-за несоответствия моторного масла регламентным условиям эксплуатации (например, жидкая смазка, используемая в высоконагруженных агрегатах);

— из-за износа регулятора зазора гидравлического клапана;

— из-за сильно изношенного рычага или просто большого пробега;

— из-за ошибок, допущенных при сборке вала, хотя такие ситуации относительно редки.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ

Какие верные признаки и симптомы указывают на износ распредвала?
Изношенный распределительный вал дает довольно специфические симптомы, которые не должны быть проблемой для опытного механика. В основном это нестабильная работа силовой установки на холостых оборотах, ощутимая потеря мощности мотора и повышенная дымность при движении на высоких оборотах (этот симптом характерен для дизелей).
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Для профессиональной и более точной диагностики состояния распределительного вала лучше всего посетить специализированную автомастерскую. Однако стоит знать, что на некоторых моделях автомобилей мы можем попробовать самостоятельно определить состояние распредвалов. Осуществить проверку можно через открученную крышку маслозаливной горловины, отверстие которой можно использовать, как глазок. Таким образом, мы сможем увидеть фрагмент одной или нескольких камер распределительного вала. Если на распредвале обнаружатся механические повреждения, то желательно не затягивать с поездкой на станцию техобслуживания, где профессионально восстановят или заменят изношенный компонент двигателя.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Что такое регенерация распределительного вала?
Регенерация распредвала – это современный способ восстановления компонента, то есть придание ему практически первозданного вида и формы. Изношенный распределительный вал можно восстановить, особенно если он изготовлен из чугуна. Для этого используется метод под названием “Padding”, то есть нанесение слоя расплавленного металла на расплавленную поверхность изношенного распредвала. Для придания валу необходимой прочности после нанесения нового слоя, компонент силового агрегата подвергают термической и химической обработке. После такого способа регенерации, восстановленный распредвал способен работать до 200 тысяч километров пробега, причем стоимость такой процедуры в разы меньше, чем цена нового вала.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Способы защиты распредвала или , как предотвратить его износ?
Прежде всего, не забывайте регулярно менять моторное масло и использовать высококачественные смазочные материалы. Также важно использовать только качественные оригинальные масляные фильтры, поскольку скользящие поверхности подвержены загрязнению и повреждению, например, металлическими частицами (продуктами износа). С холодным двигателем тоже стоит быть аккуратным — распредвалы находятся довольно далеко от масляного поддона, поэтому после поворота ключа в замке зажигания они проворачиваются “на сухую” и начинают смазываться одним из последних компонентов в моторе.
распредвал, двигатель, распредвал двигателя, распредвал в двигателе, распределительный вал, что такое распредвал, распредвал ваз, датчик распредвала, кулачки распредвала, износ распредвала, верные признаки износа, ресурс двигателя, капремонт двигателя, клапаны, сальник распредвала, распредвал износ
Таким образом, при подтверждении признаков износа и выявлении дефектов, распределительному валу (валам) неминуемо потребуется восстановление или придется покупать новый компонент двигателя. Для справки заметим, что еще совсем недавно восстановительный ремонт распредвала считался популярным способом придания второй жизни данной детали. Ведь кроме существенной экономии денег на ремонте распределительного вала, восстановительная процедура могла добавить несколько лошадиных сил силовому агрегату, пусть и не много, на все же мощность увеличивалась. Все дело в том, что раньше считалось достаточно модным проведение расточки распредвалов путем их шлифовки на специальном станке, однако сегодня же эта процедура канула в лето, так как материал изготовления деталей стал намного хуже, в связи с чем можно легко повредить или напрочь испортить приводной компонент мотора.

Видео : «Как правильно определить износ распредвала и гидрокомпенсаторов в двигателе? «
В заключении отметим, что при верхнем расположении распредвалов (имеют почти все современные автомобили) с системой клапанного привода SOHC (1 распредвал) или DOHC (2 распредвала), автомеханик при помощи визуального осмотра, почти мгновенно сможет определить техническое состояние и степень износа этого ключевого компонента двигателя. Дело в том, что при верхнем расположении распределительных валов, чтобы до них добраться необходимо лишь демонтировать крышку клапанов, после чего они будут перед нами, как на ладони. Как правило, различные дефекты, имеющиеся у распредвала, в большинстве случаев видны невооруженным взглядом. Кроме того, опытные автомеханики рекомендует перед демонтажем клапанной крышки проверять функционирование силового агрегата с целью выявления характерных посторонних шумов в процессе работы распределительного вала.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ. ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.

Распредвал диагностика, замена и установка полный обзор

Распредвал: определение износа, снятие и установка + Видео

Рабочие такты автомобильного двигателя синхронизирует распределительный вал — отдельный узел газораспределительного механизма. Он редко повреждается, но если не следить за его техническим состоянием, это может произойти в самый неожиданный момент. Замена распредвала проводится только после тщательной его дефектовки.

Показания к замене распредвала

Следить за состоянием распредвала надо регулярно и тщательно. Его неисправность способна также вызывать масштабные поломки в самом двигателе Японского автомобиля. Обычно распредвал начинает «хандрить» глухим стуком во время запуска двигателя. На холодных моторах шум может слышаться в зоне клапанной крышки.

Опытные водители понимают внутренний голос своей машины, быстро определяют урчание двигателя и «левые», нехарактерные шумы. Они в состоянии сразу различить негромкий и ровный звук распредвала, меняющий частоту в зависимости от оборотов ДВС. Если деталь неисправна, то это сопровождается глухими постукиваниями, напоминающими удары молотка.

  • ухудшение плавности хода машины;
  • падение мощности ДВС;
  • нестабильная работа на холостых оборотах;
  • сильная вибрация мотора;
  • сложный запуск в морозы.

Особое внимание уделяется сальникам распредвала — они не должны иметь разрывов, трещин или потёртостей. Осматривать надо также целостность привода. Однако по косвенным признакам определить износ распределительного вала сложно. Куда проще это сделать на снятой детали, осматривая её визуально со всех сторон. Нигде не должно быть выбоин, задиров, наплывов алюминия с подшипников. Признак несомненного износа — борозды и неровности на поверхностях коромысел и кулачков.

Проверка износа распредвала

Проверка износа распредвала

В демонтированном состоянии распредвал также можно послушать. Для этого нужно одной рукой держать его параллельно земле, а другой — постукивать сверху. Не должно быть никаких стуков. Обязательно условие: распредвал не должен «ходить» по постели! Иначе, цепляясь за ограничитель, он будет неизбежно создавать шум, который можно ошибочно принять за неисправность.

Качественные распредвалы редко повреждаются раньше срока. А вот китайские или перепакованные в этой стране изделия имеют твёрдость раза в 1,5 ниже, чем у оригинальных. Хороший вал делается из кованной стали.

Замена на новый или восстановление старого распредвала

Повреждения всегда анализируются. По царапинам и задирам на опорных шейках, трещинам и деформациям, эксперты определяют степень износа. Обязательно исследуется область посадки узла в постели. Измеряются размеры шеек и опор корпуса — используется микрометр. Если повреждения сильные, а отклонения в диаметрах большие — проводить ремонт нецелесообразно. Восстановить в таком случае деталь будет сложно, это обойдётся гораздо дороже.

Когда дефекты незначительны — например, выработка вала слабо выражена, царапины на поверхности под сальники небольшие, проводится ремонт. В данном случае отлично поможет шлифовка поверхностей и установка новых сальников с небольшим осевым сечением.

Одна из самых частых неполадок распредвалов — это изнашивание кулачков. Дефект этот проявляет себя обычно характерным стуком внутри мотора при запуске на «холодную». Если игнорировать первоначальные симптомы, проблема усугубится. Возрастёт шум, появится металлический лязг уже не только на стадии пуска, но и в процессе движения.

Кулачок распредвала

Причинами раннего износа кулачков являются:

  • засорение маслофильтра;
  • заправка некачественным автолом;
  • частый перегрев силовой установки — металл кулачков от этого начинает «вести»;
  • низкий уровень смазки;
  • ошибочно выставленный зазор клапанов;
  • неправильно установленные фазы ГРС.

Вторая частая неисправность — дефекты шеек опоры. К ним относят задиры, царапины, различные потёртости. Опорные элементы также прогибаются, трескаются, изменяют начальную форму. Нарушения мелкого типа вызываются естественным износом или некачественным составом моторного масла. Они легко устраняются шлифовкой и одновременной очисткой внутренних деталей автомобильного мотора — цилиндров, поршней, колец. Одновременно маслонасос и система охлаждения ДВС подвергаются тщательной диагностике, некорректная их работа исправляется.

Искривление опорных шеек определяется не визуально, а на специальном оборудовании. Существует допустимая степень искривления, которая определяется величиной 0,05 мм (для легковых авто).

Значительные дефекты шлифовке не поддаются, поэтому распредвал заменяется новым. Однако крайне важно суметь выявить причину, которая привела к износу. В противном случае, проблема повторится. Как правило, кулачки и опоры часто ломаются, изнашиваются раньше срока в экстремальных условиях. Когда автомобиль эксплуатируется чаще нормы, попадает в ДТП и различные столкновения.

Видео: диагностика износа распредвала

В ролике подробно описан износ кулачков распредвала. Как всё начинается, какие признаки возникают. Мастер показывает на примере распределительного вала Фольксваген, как определять износ элементов по фаске, в зависимости от степени тяжести — слабый, средний и полный.

Инструменты для замены распредвала

Наличие данных инструментов упростит процедуру:

  • набор ключей и головок, включая трещотку;
  • комплект отвёрток — обязательна шлицевая отвёртка для работы с сальником или пинцет;
  • микрометр;
  • вороток для зажима и вращения;
  • динамометр — гаечный ключ для затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом;
  • монтировка;
  • съёмник и оправка для запрессовки;
  • молоток.

Обязательно подготавливается перед заменой ремкомплект, включающий помимо самого изделия: вкладыши, сальник, болты крепления. Если система с гидрокомпенсаторами, то нужно заменить и эти детали.

Инструкция: снятие и установка распредвала

Перед демонтажем распредвал проверяется на осевое смещение. Надо не очень сильно стукнуть по постели и прислушаться. Если деталь стучит, неисправность подтверждается. Снимается деталь в следующей последовательности:

  • ослабить хомут, отделить трубку сапуна от воздушного фильтра;
  • вытащить шланг воздушного фильтра;
  • скинуть трос подсоса;
  • изъять привод газовой заслонки;
  • вытащить клапанную крышку, открутив восемь гаек — они соединяют деталь с блоком цилиндров;
  • установить распределительный вал в конец сжатия цилиндра номер 4;
  • ослабить гайку натяжителя цепи распредвала, уперев монтировочную лопатку в башмак и крепко зафиксировав шток — если ослабить не получается, натяжной механизм полностью снять;

ослабление цепи распредвала

ослабление цепи распредвала

  • отогнуть контршайбу и вывернуть болт крепления шестерни, освободить звёздочку распределительного вала — перед этим рычаг коробку передач поставить на четвёртую передачу, чтобы избежать проворачивания распредвала;
  • снять цепь, подвесить её на проволоку;
  • открутить фиксаторы постели к головке блока цилиндров, действуя в шахматном порядке;

откручивание болтов постели распредвала

откручивание болтов постели распредвала

  • снять распредвал.

Постель может сниматься вместе с распредвалом, как на Вазах или отдельно. Если она вытаскивается одновременно, то далее вытаскивается упорный фланец. Держится он на гайке под номером «10». После снятия фланца, вал извлекается из постели — надо немного приподнять кулачок, тем самым, освободив его от давления пружины.

Старый распредвал обязательно подвергается дефектовке. Как и говорилось выше, если уровень повреждений значительный, ремонтировать не имеет смысла. В ходе снятия распределительного вала проверяются одновременно другие части ГРМ — коромысла, пружины, маслосъёмные колпачки.

Установка нового или отремонтированного распредвала проводится строго по инструкции. Одно из главных правил — закручивать болты в определённом порядке и с нужным усилием. Например, для Жигулей момент затяжки составляет 18,3 Н/м.

Далее по монтажу:

  • поставить пружину кулачка;
  • смазать постель чистым маслом;
  • установить новый распредвал так, чтобы кулачки не опирались на шайбу толкателя клапана верхней частью носика;
  • завернуть болты упорного фланца, используя ключ на «10»;
  • закрутить фиксаторы, действуя по той же схеме — через один;
  • поставить на место разрезную шестерню, цепь, шайбы — цепь рекомендуется соединять с шестернёй ниткой, чтобы не было перескока по зубьям;
  • затянуть крепёжный болт звёздочки, используя ключ на «17»;
  • установить стопорную шайбу;
  • задействовать механизм натяжения, уперев монтировку в башмак и крепко зажав шток распредвала.

Также замену вала любой уважающий себя автомеханик проведёт одновременно с установкой новых рокеров. Их ещё называют коромыслами. Делается это потому, что выработка деталей приводит к преждевременному износу самого распредвала.

Как заменить сальник распредвала?

Замена сальника распредвала входит в обязательный перечень работ. Сальник или манжета представляет собой уплотнительное кольцо из эластичного материала, не позволяющее маслу вытекать из распределительного вала. Основная причина изнашивания этой прокладки — банальное устаревание. На распредвал устанавливаются 2 сальника — передний и задний.

Неисправность элемента проявляется любым способом — изменение формы, разбухание, разрыв, появление трещин. Часто сальник просто выпадает из своего посадочного места. Неисправность уплотнителя диагностируется визуально — появление следов масла на крышке ГРМ, перескок ремня и т. д.

Заменить передний сальник куда легче, чем задний. Достаточно скинуть клапанную крышку, ремень ГРМ тоже снять, и зафиксировать шкив от проворота монтировкой. Также демонтируется шкив с хвостовика распредвала и шпонка, расположенная за ним. Затем сальник выковыривается отвёрткой или пинцетом.

Замена сальника распредвала

Замена сальника распредвала

Как заменить цепь распредвалов?

Если газораспределительный механизм автомобиля оснащён цепным приводом, то может потребоваться замена цепи распредвалов. Несмотря на конструктивную прочность, данный элемент обрывается по причине эксплуатационного износа, низкого качества металла, заедания распредвала и других сопутствующих причин. Спровоцировать обрыв может также резкое торможение автомобиля или интенсивное наращивание оборотов.

Процедура замены цепи также не вызовет особой сложности. Надо снять металлическую клапанную крышку, провернуть коленвал до совпадения меток и зафиксировать валы. Старая цепь снимается без демонтажа шестерни коленвала. Особое внимание уделяется натяжению ведущей ветви. Она должна проводится с учётом совпадения меток на шестернях распредвалов и подшипниках.

Примерная стоимость замены в автосервисе

Как видим, замена распредвала проводится своими руками, в условиях домашнего гаража. Никакого специального оборудования иметь не нужно. С другой стороны, это вмешательство в конструкцию двигателя, что при неудачной попытке может вывести из строя силовой агрегат. Один из признаков неправильной работы — после замены распредвала двигатель начинает троить. Поэтому, чтобы не доводить до капитального ремонта и крупным затратам, многие автовладельцы доверяют процедуру автосервисам.

Цена замены распредвала начинается примерно от 4000 рублей. Если нужно только заменить сальник, в СТО возьмут такую же сумму. Замена датчика вала обходится в 500 рублей. Замена цепи ГРМ легкового автомобиля, оснащённого 4-цилиндровым мотором, оценивается обычно в 6-7 тыс. рублей. На внедорожниках и кроссоверах данная процедура стоит больше — 10-11 тыс. рублей.

Распредвал устанавливают чаще в верхней части головки блока цилиндров, но встречаются системы также с нижним расположением. Последний вариант встречается преимущественно на старых машинах или автомобилях со слабыми моторами. Верхнее расположение элемента, напротив — визитная карточка мощных ДВС с высокими рабочими оборотами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *