Опасно ли заряжать АКБ в жилом помещении?!
Каждый владелец автомобиля сталкивается с периодической необходимостью частичной или полной зарядки автомобильного аккумулятора. Обычно, для удобства, это проделывается в гараже. Но как быть, если гараж далеко, а машина с севшим аккумулятором возле дома? Или возьмем, к примеру, зимнее время года, когда аккумулятор желательно не оставлять в холодном гараже, особенно если зимой приходится выезжать из гаража очень редко, а аккумулятор требуется периодически подзаряжать? Вот и приходится переносить его в свою квартиру и там включать на зарядку.
Опасность подзарядки автомобильного аккумулятора в жилом помещении
Но так ли безопасно заряжать автомобильный аккумулятор дома?
Оказывается, очень опасно. Когда Вы подключаете аккумулятор к зарядному устройству, в аккумуляторе начинается химическая реакция с выделением в окружающую среду определенных газообразных химических компонентов. Так в Вашу квартиру попадают такие вещества как водород, стибин, мышьяк, сернистый газ, хлор и многие другие.
Как сказывается их присутствие в квартире на самочувствии находящихся в ней людей, можно даже не говорить. Концентрация в воздухе этих веществ вызывает у людей головную боль, тошноту, головокружения, упадок сил, происходит медленное отравление организма. Помимо активного воздействия на находящихся в квартире людей, эти вещества осаждаются на стенах, мебели, предметах обихода и продолжают свое отравляющее воздействие на протяжении еще длительного времени. А теперь представьте, что Вы заряжаете аккумулятор в квартире каждый месяц. Концентрация канцерогенов постепенно увеличивается и уже по-настоящему серьезно может повлиять на здоровье окружающих.
Помимо вреда здоровью, существует и опасность возгорания выделяющегося при реакции водорода. Сам водород не опасен, но при реакции с кислородом, находящимся в квартире, он может воспламениться в любую минуту при возникновении рядом с аккумулятором открытого огня.
Также необходимо помнить и о серной кислоте, присутствующей в аккумуляторе. При ее попадании на предметы окружающей обстановки или выплескивании ее на пол, что весьма вероятно при большом зарядном токе, произойдет в лучшем случае повреждение пола или интерьера, а в худшем — возможно самовозгорание кислоты.
Как видите, доводов более, чем достаточно. Если Вы вынуждены подзаряжать автомобильный аккумулятор — найдите для этого какое-нибудь подходящее место, например, подвал, но не делайте этого в квартире.
Какой газ выделяется при зарядке аккумулятора
29.01.09 | Рубрика: Обслуживание аккумулятора. Просмотры: 110 108
Наверное, не существует такого автолюбителя, которому б не приходилось заряжать автомобильный аккумулятор в своей квартире. Забыл выключить магнитолу и все- аккумулятор сел,- нужно заряжать. Да, можно подзарядить в гараже — если это летом, а если зимой — ну никак не хочется бегать в гараж и следить за процессом зарядки. Вот и тянем в квартиру.
И вот, после зарядки у вас, и у ваших родных что-то разболелась голова. На погоду – посетуете вы. А нет, — скажу я вам – виновником есть не погода, а ваш аккумулятор, а именно те процессы, которые в нем происходят во время зарядки. Именно об этом и пойдет дальше речь.
При подзарядке аккумулятора в воздух помещения выделяется сернистый газ, мышьяковистый водород (арсин), сурмилистый водород (стибин), хлористый водород и другие. Высокая концентрация этих токсических газов в воздухе очень вредна для человека. А именно такая концентрация, превышающая все допустимые нормы, и создается в квартире, если автолюбитель в ней заряжает аккумулятор. В результате у всех членов семьи резко ухудшается самочувствие, нередко появляются кашель, головная боль.
Но токсические вещества оказывают неблагоприятное воздействие не только в те часы, когда происходит зарядка аккумулятора. Они оседают на стенах, мягкой мебели, одежде, -словом, на всем, что есть в квартире, и в течение длительного времени выделяются в воздух помещения. Специалисты называют этот процесс вторичным загрязнением.
К тому же, во время зарядки аккумулятора выделяется к тому же большое количество водорода, который, соединяясь с содержащимся в воздухе кислородом, становятся взрывоопасным. Взрыв может произойти от малейшей искры, зажженной спички, огонька сигареты.
Не меньшую угрозу представляет собой и серная кислота, которую заливают в аккумулятор при его подзарядке. Нередки случаи, когда пролитая на пол кислота самовоспламеняется.
Зарядка аккумулятора в домашних условиях влечет за собой и перегрузку электросети, что может привести к загоранию изоляции электрических проводов.
Вот почему заряжать аккумуляторы можно только в специально приспособленных для этого помещениях.
Можно ли заряжать АКБ в квартире
Ситуации, когда аккумулятор необходимо срочно подзарядить, нередки, а подходящего помещения для этого (типа гаража) нет. Единственный выход – снять АКБ и занести его домой, чтобы зарядить непосредственно в квартире. Одни относятся к такой процедуре резко отрицательно, другие частенько ею пользуются. Так кто же прав и можно ли безопасно и без последствий заряжать аккумулятор дома?
Факторы за и против
Строго говоря, в официальных источниках ответ на прозвучавший вопрос вполне однозначен, и он отрицательный. Так почему нельзя заряжать аккумулятор непосредственно в квартире? Давайте разбираться.
Опасных факторов немного, но если они сработают, последствия могут быть очень плачевными.
Вероятность возгорания водорода
Вы спросите, откуда взяться водороду, если в аккумулятор залит электролит, представляющий собой смесь дистиллированной воды и кислоты в соотношении 2:1? Да, так и есть, но автомобильный аккумулятор, как мы знаем, может находиться в двух состояниях: отдавать ток и принимать его (пограничный случай, когда АКБ не делает ни того, ни другого, рассматривать не будем, поскольку в этом случае никаких электрохимических процессов в нём не происходит).
Когда батарея находится под нагрузкой, электролит (вернее, серная кислота) вступает в реакцию с пластинами, в результате чего на электродах образуется сульфат свинца, а концентрация серной кислоты уменьшается. При зарядке всё происходит с точностью до наоборот: сульфатированный свинец распадается на губчатый свинец, а остаток SO4, вступая в реакцию с водой, образует серную кислоту, повышая её концентрацию и плотность электролита.
Но когда зарядка длится слишком долго, сульфатного остатка уже не хватает, в результате электролит закипает, а вода разлагается на водород и кислород. Пузырьки именно этих газов и появляются при кипении электролитической жидкости. И кислород, и водород являются легко воспламеняемыми газами – достаточно искорки, чтобы этот коктейль, имеющий собственное название (гремучий газ) взорвался.
Конечно, такой сценарий возможен и в гараже, особенно если в нём напрочь отсутствует вентиляция, но сравнивать последствия взрыва или возгорания в хозпостройке и жилой квартире, на наш взгляд, неправомерно.
Выделение вредных для здоровья людей газов во время зарядки АКБ
Но даже если вы внимательно следите за ходом подзарядки и не допускаете перезаряда, существует другой опасный фактор. Кроме водорода и кислорода, которые выделяются в больших количествах только при закипании электролита, в процессе зарядки выделяются сернистые газы – это побочный продукт электрохимических реакций в аккумуляторе.
При увеличении концентрации этих веществ в воздухе могут появляться такие неприятные симптомы, как головокружение, тошнота, головная боль, общая слабость. Обычно такие проявления характерны для непроветриваемых помещений. Действовать в таком случае нужно быстро и решительно – немедленно прекратить зарядку и проветрить комнату.
Отметим такое неприятное свойство сернистого газа, как способность к оседанию и накоплению – на потолке, стенах, мебели. Это означает, что ваш организм будет получать небольшие дозы практически постоянно длительное время, и вам будет чрезвычайно сложно диагностировать причины недомоганий.
Если вы считаете, что выделяют опасные газы только обслуживаемые батареи, то сильно заблуждаетесь – в необслуживаемых аккумуляторах для машины имеется механизм вывода избыточных газов, дабы предотвратить их накопление в верхней части батареи. За это отвечает клапан избыточного давления, так что испарения характерны для всех разновидностей АКБ с жидким электролитом.
Вероятность расплескивания кислоты
А этот фактор характерен только для обслуживаемых батарей. Во время зарядки рекомендуется откручивать пробки банок, чтобы газы не скапливались внутри. Если обеспечить хорошую вентиляцию, то загрязнения воздуха можно избежать. Но не стоит забывать, что кипящий электролит – это не обычная вода, в его составе около 35% серной кислоты. Такой раствор считается достаточно концентрированным, чтобы при попадании на голую кожу вызывать термические ожоги. И это третья причина, почему заряжать автомобильный аккумулятор в комнате не рекомендуется.
Отметим также, что для расплескивания электролита вовсе не обязательно, чтобы он кипел. Вы можете попытаться перенести его в другое место, оступитесь, и в лучшем случае испортите ковёр или напольное покрытие.
Разумеется, всех этих рисков можно избежать, если обращаться с аккумулятором очень аккуратно. И если так случилось, что другого выхода нет, кроме как нести батарею домой, соблюдайте следующие элементарные рекомендации:
- заряжать АКБ нужно только в нежилых помещениях типа балкона, лоджии или тамбура (последний вариант без наличия вентиляции неприемлем). Туалет и ванная комната для этих целей тоже лучше не использовать; , при появлении первых пузырьков зарядку следует прекращать. Это правило соблюсти сложнее всего – придётся достаточно часто наведываться в комнату, где производится зарядка;
- помещение нужно проветривать – если это застеклённый балкон, обязательно откройте окно или форточку;
- возле аккумулятора не должны находиться нагревательные элементы бытовых электроприборов источники искр или открытого пламени (если вы курите на балконе, придётся довольствоваться этажной площадкой).
Надеемся, вы сделали для себя однозначные выводы, можно ли заряжать АКБ дома, насколько это опасно и вредно.
Какие типы автомобильных батарей допустимо заряжать дома
Если вы по прочтении предыдущей главы решили отказаться от подзарядки аккумулятора в домашних условиях, то опять же поспешили. Мы упоминали, что такие факторы, как вероятность возгорания или расплескивания электролита характерны только для тех видов АКБ, у которых электролит жидкий. Оказывается, что новые разновидности в этом аспекте являются более совершенными и безопасными.
Речь идёт о гелевых и AGM аккумуляторах, где основные опасные свойства устранены на техническом уровне. Такие батареи можно заряжать и дома, и вот почему:
-
электролит хотя и жидкий, но находится в специальном герметичном контейнере абсорбирующего типа, так что вероятность расплескивания здесь сведена к нулю, а накопление газов минимально;



Отметим лишь, что зарядку этих батарей следует производить специальным ЗУ, при этом неукоснительно придерживаясь инструкций.
Напоследок разъясним ситуацию, которая часто возникает в холодное время года. Вы попробовали завести машину, но убедились, что аккумулятор нуждается в подзарядке, принесли его домой и немедленно подключили к зарядному устройству. В данном случае ваши действия совершенно бесполезны – если батарея находилась на морозе, то пока электролит не прогреется до комнатной температуры, его способность принимать заряд будет минимальной, то есть вы будете зря расходовать электроэнергию, не добившись экономии времени.
Итак, мы разобрались, что для аккумуляторов с жидким электролитом зарядка в домашних условиях – операция крайне нежелательная. Можно ли как-то решить проблему по-другому? Безусловно, при желании выход всегда можно найти. Например, просто прикурить АКБ, найдя сочувствующего автовладельца – на заведённом моторе зарядка пойдёт от аккумулятора, на первое время этого будет достаточно. Если машина отказывается заводиться на стоянке, можно договориться с охранниками, чтобы поставить АКБ на зарядку в их сторожке хотя бы на полчаса, лишь бы произвести пуск двигателя.
Но если аккумулятор проблемный и ставит вас в неприятные ситуации часто, задумайтесь о приобретении нового…