Гбо 5 поколения как работает
Перейти к содержимому

Гбо 5 поколения как работает

  • автор:

Все про ГБО 5. Авто на ГАЗЕ мощнее чем на бензине ГБО 5-го поколения! #газобаллонное оборудование

Разработчики и производители сошлись на том, что редуктор-испаритель в системе ГБО деталь в общем-то не на столько важная и нужная и было бы не плохо от нее избавиться. Заманчивой эта идея казалась еще и потому, что редуктор нужно было где-то размещать, а также вносить изменения в штатную систему охлаждения автомобиля, чтобы брать оттуда обогрев. А исключив редуктор из перечня необходимого оборудования эта проблема исчезала сама собой. К тому же преобразование пропаново-бутановой смеси из жидкого состояния в газообразное, и последующая дозировка газовой составляющей вносила свои коррективы в работу переоборудованного автомобиля:

добавлялось требование ежегодного технического обслуживания газовых элементов (замена фильтров, чистка редуктора);
появлялась необходимость периодического обслуживания и ремонта/замены составляющих редуктора (резиновых мембран и прочих РТИ);
проявлялось падение мощности автомобиля при работе на газу;
установка ГБО влияла на долговечность работы двигателя автомобиля в целом, а снижение нагрузки на клапана требовало установки дополнительного модуля.
Отличия нового поколения
Итак, со временем, на смену ГБО 4 пришло более прогрессивное и дорогое ГБО 5 поколения. Кардинальным отличием ГБО 5 поколения от предыдущих систем можно назвать следующее:

Возможность штатного запуска двигателя автомобиля сразу же на газу, без предварительного прогрева на бензине;
Отсутствие редуктора-испарителя;
Бутано-пропановая смесь постоянно находится в жидкой фракции;
Появилась обратная магистраль, по которой излишки топлива, не впрыснутые форсункой в двигатель, подаются обратно в газовый баллон;
Датчик управления газовым насосом вмонтирован в водительскую дверь, и срабатывает при ее открытии, запуская насос, который начинает нагнетать газовую смесь (опционально);
И самое главное появление газового насоса, который в этом поколении создает давление жидкой фракции бутано-пропановой смеси.
Принцип работы ГБО 5 поколения
Теперь рассмотрим как же работает новая система газобалонного оборудования:

При открытии водительской двери подается сигнал о начале работы электронному блоку управления (газовым мозгам), ЭБУ, в свою очередь, запускает тест газового насоса. При успехе газовый насос берет жидкую фракцию бутано-пропановой смеси из баллона и пропуская ее через фильтр нагнетает необходимое давление газа в магистрали, подготавливая тем самым систему к штатному запуску. Далее водитель поворотом ключа «на старт» подает блоку управления сигнал о начале работы.
Получая и анализируя данные от датчиков автомобиля (обороты коленвала, температура двигателя и т.д.) по заложенной программе газовый блок управления отключает подачу бензина к бензиновым форсункам, а сам тем временем открывает на определенный период времени свои газовые форсунки. Далее, через газовою форсунку, необходимая расчетная порция бутано-пропановой смеси в жидком виде под давлением, созданным газовым насосом, впрыскивается в двигатель.
Потом происходит закрытие газовой форсунки и часть пропаново-бутановой смеси, через обратную магистраль, подается назад в баллон. Этим достигается оптимальная температура работы форсунки и исключается ее перегрев. На этом цикл работы закончен. В целом теперь система ГБО 5 опять стала приближением к распределенной системе впрыска бензина. Как по составляющим так и по принципу работы.

Плюсы пятого поколения
Плюсы этой системы очевидны:
Штатный запуск сразу на пропано-бутановой смеси. Автомобиль может работать вообще без бензина.
Отсутствие редуктора-испарителя, который требовал проведения периодического ТО и понижал отказоустойчивость системы. ГБО 5 поколения состоит из надежных узлов, в которых практически отсутствует возможность поломки (при условии заправки качественного топлива).
Происходит более полное сгорание газовой смеси, что повышает мощность автомобиля, уменьшает расход газа (практически сравнивая его с расходом бензина), снижает выброс вредных газов в окружающую среду.
Используются более скоростные форсунки, что положительно сказывается на сроке службы двигателя.
Для циркуляции газа используется армированный пластик, который выдерживает давление в десятки раз больше рабочего и не теряет своих свойств со временем эксплуатации, что является более безопасным вариантом транспортировки газовой смеси.

Минусы пятого поколения
не маловажный минус ГБО 5 поколения — это его цена, которая в 3-5 раз превышает стоимость установки ГБО 4. Это значит, что окупаемость такой системы возрастает на несколько лет эксплуатации автомобиля. Исходя из того, что средняя окупаемость установки ГБО 4 поколения составляет около года (при пробеге от 10 до 15 тыс.км в год), то окупаемость пятого поколения может составить около 5 лет. Следует также учитывать тот факт, что чем больше цилиндров имеет Ваш автомобиль, тем больше газовых форсунок потребуется на него установить, а следовательно стоимость установки будет возрастать пропорционально количеству цилиндров на автомобиле.
Отсутствие широкого распространения газобалонного оборудования 5-го поколения влечет за собой трудности в приобретении, монтаже и последующем ТО такого оборудования.

ГБО 5 поколения, устройство, принцип работы, преимущества и недостатки

Газобаллонное оборудование пятого поколения, это еще одна ступень к более рациональному использованию топлива в автомобилях.

В этой статье мы поговорим про устройство ГБО 5 поколения, особенности его работы и чем оно отличается от своих старших собратьев.

Постоянное совершенствование силовых установок автомобилей только положительно сказывается на их производительности. Показатели по мощности увеличиваются, а потребление топлива при этом снижается.

Достигается это зачастую путем улучшения системы подачи топлива.

Но порой даже этого недостаточно, чтобы автомобиль являлся очень экономичным, тем более в условиях постоянного увеличения стоимости бензина.

Альтернативой этому топливу всегда выступал газ, но особенностью этого топлива является больший расход по литрам, чем бензина.

Но и производители газобаллонного оборудования не прохлаждаются, а постоянно ищут пути минимизировать разницу в расходе газа и бензина силовой установкой.

Одним из путей сокращения такой разницы стало обеспечение подачи газа в жидком состоянии вплоть до впускного коллектора.

Работа в этом направлении привела к появлению принципиально новой конструкции газобаллонного оборудования, которое стало обозначаться, как ГБО 5 поколения.

ГБО 5 поколения

Официальное обозначение данного поколения оборудования — Liquid Propane Injection, или же LPI.

Основным отличием этого оборудования от предыдущих поколений – распределенная подача газа во впускной коллектор в жидком состоянии, что обеспечивает высокую точность дозирования, и как следствие более экономичное потребление газа.

Впрыск жидкого газа

Чтобы этого добиться, конструкторам пришлось практически по новой создавать оборудование, поскольку элементы ГБО предыдущих поколений технологически обеспечить подачу газа в жидком состоянии уже не могли.

Дополнительно ряд нововведений в конструкцию оборудования привело к тому, что ГБО 5 поколения в обслуживании уже не нуждается.

Конструкция и принцип работы

Конструкция ГБО 5 поколения довольно интересная. Чтобы осуществлялась подача газа в жидком состоянии, в конструкцию пришлось включить насос высокого давления для подачи сжиженного газа.

Чтобы снизить общее количество элементов оборудования, насос высокого давления разместили прямо в газовом баллоне.

ГБО, газовый баллон

А чтобы он не вышел из строя из-за механических примесей, имеющихся в газе, на универсальном заправочном устройстве при заправке используется переходник с установленным в него керамическим фильтром.

Как и раньше, из баллона газ, но уже под высоким давлением, посредством магистралей подается в подкапотное пространство.

Материал изготовления этих магистралей тоже заменили, если раньше применялись трубопроводы из меди, то сейчас от бака идут две одиночные магистрали, сделанные из синтетического волокна.

Одна из магистралей обеспечивает подачу газа в подкапотное пространство, вторая обеспечивает возврат неиспользованного газа обратно в бак, так называемая «обратка».

Схема ГБО 5 поколения

Поскольку газ подается в жидком состоянии, то и редуктор-испаритель в таком оборудовании уже не нужен. А вот регулировать давление и распределять газ все же нужно, и эти функции в ГБО 5 поколения возложены на блок клапанов с регулятором давления.

Заключительным элементом механической составляющей газобаллонного оборудования 5 поколения являются форсунки, установленные во впускной коллектор, которые и производят дозировку и подачу газа, все еще в жидком состоянии, в камеры сгорания.

Форсунки

Причем расположение форсунок имеет строго определенное положение, чтобы обеспечивалось точное направление подаваемой струи газа в коллектор.

За правильное функционирование всех элементов оборудования отвечает электронная составляющая, состоящая из электронного блока управления.

Он подключается к блоку управления штатной системой питания и преобразует сигналы, идущие от него под правильную работу оборудования.

В итоге, получается, что основная задача по требуемому функционированию ГБО лежит на штатной системе питания авто.

Он довольно прост. Насос высокого давления подает газ в жидком состоянии в блок клапанов. Там происходит регулировка давления и распределение его по каналам, идущим к форсункам.

Электронный блок газобаллонного оборудования получает сигнал от штатного блока и передает его на форсунки. Этот сигнал и регулирует время открытия форсунки для подачи газа в коллектор. А поскольку газ жидкий, дозировка его производится более точно.

Достоинства и недостатки ГБО 5 поколения

Но есть у этого оборудования и один существенный недостаток.

Чтобы ГБО пятого поколения правильно функционировало, нужно чтобы газ оставался в жидком состоянии и подавался только под давлением.

А все потому, что пропан-бутан имеет очень низкую температуру испарения, поэтому небольшой простой авто, когда насос высокого давления не работает, приводит к тому, что в магистралях газ переходит газообразное состояние, и образуются газовые пробки.

Чтобы их выгнать из магистралей насосу нужно полностью прокачать систему, чтобы эти пробки попали опять в баллон и газ снова перешел в жидкое состояние.

А для этого нужно время, поэтому переход от использования бензина на газ производится не моментально.

Но в этой ситуации есть и положительная сторона. Конструкторы обеспечили включение насоса в работу сразу после открытия двери авто.

К моменту запуска силовой установки газобаллонное оборудование уже полностью заполнено жидким газом.

Это дает возможность произвести запуск авто с использованием газа, а не бензина, что нельзя было делать на оборудовании более ранних поколений.

А все потому, что газ подается в жидком состоянии и не нужно прогревать двигатель, чтобы в редуктор начал переводить газ в газообразное состояние для дальнейшей подачи в цилиндры.

Имеющийся недостаток проявляется только, если движение началось все же на бензине, и только после был переход на использование газа.

Ну и еще одним недостатком является стоимость этого оборудования – оно очень дорогое и использование его на малолитражных авто может быть экономически не целесообразным.

Зато, ели это оборудование установлено на авто, потребление газа будет практически на уровне потребления бензина, при этом будет отсутствовать потеря мощности силовой установки, а также не потребуется проведение обслуживания этого оборудования.

Единственное, что может потребоваться, так это своевременная замена переходника с фильтром.

Установка ГБО

Для тех, кто впервые начал изучать тему ГБО и еще не разбирается в его поколениях, напомним, что номер поколения ГБО говорит не о его качестве, крутости, надежности — это всего лишь указания типа системы, которая будет подходить вашему автомобилю. Например для карбюраторных авто подходит только 2ое поколение ГБО, для инжекторных — обычно ставят 4ое поколение. Ну а тут внезапно появляется некое 5ое поколение, которое ставят на всё те же обычные инжекторные автомобили, но оно вроде как современнее четвертого, тем не менее в России с ним почему-то мало кто хочет иметь дело.. и сейчас вы узнаете почему.

Схема ГБО 5 поколения.

Что входит в ГБО 5 поколения

Комплектация пятого поколения во многом похожа на четвертое, тут всё так же управляется электроникой:

  • баллон – цилиндровый или тороидальный;
  • устройство для заправки;
  • топливный насос, подающий газ через патрубки к форсункам;
  • газовые инжекторы;
  • центр управления (бортовой компьютер) – передает информацию с топливного блока на инжекторы;
  • кнопка-переключатель режима пропан-бензин.

Преимущества ГБО 5 поколения

  • Газобаллонное оборудование пятого уровня не нуждается в дополнительном охлаждении. В отсутствие редуктора топливо подается в систему впрыска из топливного насоса, находящегося в баллоне. Из-за этого также нет нужды в обогреве редуктора. В ГБО 4 обогревать его нужно в обязательном порядке, там он нагревался под температурой горячего антифриза. В этом якобы заключается превосходство ГБО-5, которое по заявлению производителей(!) требует обслуживания гораздо реже сравнительно с 4 ГБО.
  • Самым большим достоинством ГБО-5 является равная мощность двигателя на газу и бензине в силу того, что пропанобутановая смесь не соединяется с воздухом, а подается в чистом виде. Мы имеем тот же жидкий бензин с октановым числом больше 100. Не у всех получается понять в чем смысл вот этого момента: казалось бы, если в 4ом поколении газ уже смешивается с воздухом, то это же даже лучше, его равномернее задует в цилиндры — поди плохо? Но тут есть один момент: плотность смеси, которая идет через газовые форсунки 4го поколения куда меньше, чем чистого жидкого газа, подаваемого через форсунку 5го поколения, которое гарантировано на всех возможных режимах будет снабжать двигатель достаточным количеством топлива. Разницу с 4ым поколением вы почувствуете далеко не на каждом авто(модели двигателя), прирост мощности на 5ом поколении относительно 4го как правило это +5-8%, что по-хорошему является погрешностью замены новых свечей, чистки форсунок, замены фильтра.
  • Запуск прямо на газу. Сложно назвать это таким уже преимуществом, т.к. ездить вообще без бензина в баке вы всё равно не будете.

На этом видео дилер Vialle неплохо рассказывает о всех преимуществах своего оборудования:

Казалось бы, все здорово? Но нет.

Недостатки ГБО 5 поколения.

    На деле, то что производители считают достоинством(отсутствие редуктора) в России получилось недостатком — наличие топливного насоса. Он выходит из строя из-за попадания примесей, а стоит он почти треть всей системы ГБО, причем вся система на круг выйдет раза в 3 дороже, чем ГБО 4 поколения. В отличие от редуктора, которые обычно торчит под капотом и снять его для переборки и замены ремкомплектов — дело нескольких минут, то насос запрятан в бак, достать его и сунуть обратно это отдельная работа, которая уже стоит денег. Более того, обычно они не подаются ремонту и меняются целиком (топливный модуль). Стоимость под 300 Euro. Как вы уже заметили по схеме, в отличие от 4го поколения (где все содержимое баллона идет в двигатель прямотоком) — тут уже есть некая обратка (прямо как в бензобаке), поэтому любой мусор, если он попадает вам в баллон будет гонять по кругу через эту обратку бесконечно, добивая насос. Кстати, многие установщики по этой же причине на 5ое поколение даже боятся ставить наши отечественные баллоны: мало ли что там поржавеет и отслоится через годы эксплуатации изнутри — всё это опять же придется пережевывать насосу, пока оно гуляет по замкнутому контуру через обратку.

ГБО 5 не может работать на метане – это еще одно слабое место этого типа оборудования, которое разработано исключительно под пропан-бутан. Хотя это сложно назвать недостатком, метан сам по себе не очень популярен в виду слабого распространения газовых заправок, ну и еще ряда неудобств.

Цены на установку ГБО 5 поколения.

Переходим к самому неприятному моменту. простой пример: установка на обычную Газель (или любой схожий авто 4 цилиндров средней мощности):

  • ГБО 4 поколения 30000р (с регистрацией +5-10т.р.)
  • ГБО 5 поколения 110000р (а тут уже не важно. уже дофига)

Почувствовали разницу? и как следствие мы имеем проблемы с окупаемостью:

Окупаемость ГБО 5 поколения.

  • ГБО 4 поколения окупится за 20 тысяч км.
  • ГБО 5 поколения окупится за 40 тысяч км.

Ничего не понял. А в чем тогда реальная выгода?

Вероятно ту возник разумный вопрос, возможно в разных формах, но сводится он к одному и тому же: а начерта же тогда это всё надо?

  • Если у вас Газель для работы, то вкладывать в нее 110-120 тысяч только для перехода на пропан — идея очень сомнительная. Скорее всего ваша бывалая Газель сама стоит каких-то соизмеримых денег. Ради мифических 5л.с выгоды по сравнению с 4ым поколением? Да ладно, уж лучше тогда за 250 тысяч сунуть туда двигатель от «крузака», поставить обычное ГБО 4го поколения — на выходе будет реально машина зверь (так делают, и даже регистрируют двигатели). До кучи еще можно будет на крышу поставить спалку, т.к. выходить и такого авто вообще не захочется, даже за ночь. Ну или за те же деньги поставить метан, если есть доступные заправки на маршрутах.
  • Если же у вас уже какой-нить мощный джип с объемом двигателя выше среднего, то опять же — при установке ГБО 4го поколения самой бюджетной версии, с подходящим редуктором и форсунками — вы просто не почувствуете потерю мощности, ее можно будет замерить только на специальных стендах. Реально если кто-то за вас будет переключать кнопку газ\бензин то вы сами не поймете на каком топливе едите.

Кто вообще тогда придумал это 5ое поколение и зачем оно кому-то понадобилось? И у нас для вас есть ответ! Следите за руками.

Чтобы понять в чем дело, надо вспомнить в каких странах это самое ГБО 5го поколения разрабатывается и производится. И какие там цены на бензин, газ и ну и до кучи сравним всё это с нашими российскими ценами(цены на начало 2021года):

  • Италия (родина BRС, Lovato) Бензин: 1.53Euro (137 рублей) Газ: 0.62Euro (55 рублей)
  • Нидерланды (родина Vialle) Бензин: 1.78Euro (160 рублей) Газ: 0.88Euro (79 рублей)
  • Россия(тут родились мы) Бензин: 0.54Euro (49 рублей) Газ: 0.30Eoro (27 рублей)

Уже начинаете понимать в чем фишка? Берем теперь эти цены и суем в любой калькулятор окупаемости ГБО, учитывая что сам комплект для установки 100% идет из тех же стран, так что и попадает в РФ, что в Европе будет стоить одинаково. Работа по установке что 4 поколения, что 5 поколения в Европе будет стоить побольше нашего, но опять же между поколениями разницы не будет. Так что для простоты будем использовать нашу русскую формулу со стоимостью оборудования 5го поколения. Расход берем 15 литров на 100км, средний, но это не принципиально. И того имеем по окупаемости: Италия 10тыс.км, Нидерланды 10тыс.км, Россия 36тыс. км.
Поняли в чем фишка? Оно просто не для России. А прежде чем тащить что-нить с запада, пусть модное, крутое и новое надо все же прикинуть, так ли оно здесь уместно.
В Европе, где разница между газом и бензином больше(потому что сами цены на то и другое топливо еще куда больше) — там и сроки окупаемости куда меньше, ну а итоговая экономия так вообще не сравнить. И вот они могут позволить себе придумывать 5ое поколение и наслаждаться 100% мощности авто. И даже если насос сдохнет после гарантийных 100тыс. км (а у них и газ-то почище нашего будет), то всё равно выгода очевидна. Ну а если не сдохнет, так совсем хорошо — будешь ездить как на бензине, пока не продашь авто.

И раз уж пошел разговор, то окупаемость 4го поколения там у них вообще меньше 5000км пробега выходит.

Зачем тогда в России кто-то ставит 5ое поколение?

Если вопрос про установщиков, то надо признать, что почти все они если и ставят, то в рамках экспериментов. замеряют сколько реально на практике живут насосы. Ну и по большому счету — есть спрос, есть и предложение. Установщика ведь не должно волновать что будет с этим вашим оборудованием после 100тысяч гарантийного пробега? Сдохнет и ладно, мы предупреждали, то что вся эта затея и у вас вышла в 0, или принесла такую экономию, что и смысла лезть особо не было — ну это ваши проблемы. Вот кстати мнение нашего главного мастера об этом самом 5ом поколении(на начало 2021 года оно не изменилось):

Ну а зачем сами автовладельцы в это влезают сказать трудно. осознание того, что ты на газу гоняешь на всех своих лошадках? При том, что почувствовать это практически нельзя? Ну допустим. А скорее всего это просто те, кто не задумывался про окупаемость и не читал вот эту статью, например. Тема нетривиальная, сходу можно и не въехать, а так «цифра» поколения больше, значит оно вроде как новее и лучше. так обычно люди и думают.

И что делать?

Для обычных инжекторных двигателей с распределенным впрыском мы бы настоятельно рекомендовали ставить 4ое поколение ГБО. Потерю мощности вы на современных авто реально не почувствуете, окупаемость в нормальных пределах, итоговый пробег — сотни тысяч км. И даже если с редуктором что-то случится, то его переборка с ремкомплектом это совершенно незначительные деньги и время(мастер сделает при вас же на верстаке). Лезть во всю эту тему с газовыми насосами есть смысл только для двигателей с непосредственным впрыском TSI, FSI, TFSI, но там все еще сложнее и уже идут системы ГБО 6 поколения. Ну а если у вас обычный инжекторный мотор, то не создавайте вы себе проблем на пустом месте, ставьте ГБО 4 не пожалеете. Если вы из Москвы, то можете набрать нам, мастер установщик подскажет какое оборудование вам подойдет идеально и сколько оно будет стоить. Ставьте газ и наслаждайтесь. Удачи на дорогах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *