Бтр и бмп в чем разница
Перейти к содержимому

Бтр и бмп в чем разница

  • автор:

Чем БМП отличается от БТР и какое будущее их ожидает?

Для начала небольшая справка. БМП и БТР могут перевозить десант. БМП — боевая машина пехоты, от нее требовалась огневая поддержка и прикрытие солдат, потому на вооружении этих боевых машин чаще всего стояли пушки калибром от 20-мм и выше. Боевая машина пехоты обычно была гусеничной, лучше бронирована и несла на себе системы защиты от оружия массового поражения, системы управления огнем и так далее. В результате БМП мог быть в несколько раз дороже чем обычный бронетранспортер.

Советский БМП-2. Источник: warwall.ru

Советский БМП-2. Источник: warwall.ru

БТР — бронированный транспортер предназначен для перевозки мотострелковых и десантных подразделений. От бронетранспортера требовалась высокая скорость, потому их чаще создавали на колесной базе. Обычно БТР вооружались пулеметами, хотя были и гусеничные варианты с легкими пушками. В целом получался достаточной дешевый и быстрый транспорт-амфибия, защищающий солдат от пуль и осколков. БТР мог поддержать пехоту огнем, при условии что у противника нет противотанковых средств.

Советский БТР-80. Источник изображения: upload.wikimedia.org

Советский БТР-80. Источник изображения: upload.wikimedia.org

Вооруженные конфликты конца 20 и начала 21 века показали что в современной войне броня БТР и БМП уже не выполняет своих функций и не может защищать экипаж машины и десант. Повсеместное распространение гранатометов, использование противотанковых мин и закладка фугасов привело к большим потерям среди мотострелковых частей. Примером может служить Афганская война 1979-1989 годов, когда советские БМП-1 и БМП-2 сгорали от выстрела противотанковых средств. Иногда хватало 2-3 тяжелых бронебойных пуль, удачно попавших в топливный бак, чтобы вывести из строя БМП или БТР. В итоге среди солдат название БМП стало расшифровываться как «братская могила пехоты». Часто десант перемещался не внутри, а ехал снаружи. Правда стоит сказать, что одной из причин размещения пехотинцев на броне была жара. Стальной корпус сильно нагревался. Стоит отметить, что иногда десантный отсек заполняли припасами и потому места для солдат не оставалось.

Афганистан. Мармольское ущелье, 1984 год. Источник изображения: pv-afghan.ucoz.ru

Афганистан. Мармольское ущелье, 1984 год. Источник изображения: pv-afghan.ucoz.ru

«БМД-4 — это версия БМП-3, никакой защиты, опять все наверху, а стоит она дороже танка. Мы на эту машину как не смотрели, так и не смотрим»
— Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации Генерал армии Н.Е. Макаров.

Опыт участия в военных конфликтах и потери среди мобильной пехоты вынудили вооруженные силы всего мира начать наращивание брони боевых машин. Устаревшие БТР и БМП решили модернизировать, увеличивая защиту и устанавливать навесные экраны. Параллельно велась разработка новых транспортеров с усиленным бронированием и вооружением.

Британский FV430 "Бульдог" с дополнительной защитой. Источник изображения: topwar.ru

Британский FV430 «Бульдог» с дополнительной защитой. Источник изображения: topwar.ru

Израиль уже давно создает тяжелые хорошо бронированные транспортеры на базе устаревших и трофейных танков. Огромный опыт в ведении военных действий, научили их ценить жизнь своих солдат. Однако и это не предел, не так давно Армия обороны Израиля приняла на вооружение БТР «Намер» весом в 60 тонн, чья защита превосходит танковую. Обучение, экипировка и конечно жизнь современного солдата стоит очень дорого. Почему 10 человек в бронетранспортере должны быть хуже защищены чем 4 человека в экипаже танка?

БМП "Намер" с комплексом активной защиты. Источник изображения: upload.wikimedia.org

БМП «Намер» с комплексом активной защиты. Источник изображения: upload.wikimedia.org

Не стоит забывать что городских боях, когда противотанковая ракета может прилететь буквально из любого окна, легкая бронетехника уничтожается моментально. Мировая тенденция в развитии бронетехники ведет к увеличению брони, внедрению активных и пассивных систем защиты, установке боевых модулей с мощным пулеметно-пушечным вооружением. Уже сейчас сложно провести четкую границу между БМП и БТР.

Вариант модернизации BTR-80 APC на выставке. Дополнительная броня и противокумулятивные экраны. Источник: uvz.defence.ru

Вариант модернизации BTR-80 APC на выставке. Дополнительная броня и противокумулятивные экраны. Источник: uvz.defence.ru

Возможно будущее за универсальными, хорошо защищенными и вооруженными боевыми колесными и гусеничными платформами которые смогут не только сберечь пехоту, но и действовать на передовой совместно с танками. На такие платформы можно будет установить автоматическую пушку, противотанковые ракеты, а также системы динамической и активной защиты. Прекрасными примерами являются российская колесная платформа «Бумеранг», гусеничный «Курганец-25» и тяжелая гусеничная «Армата».

"Курганец-25", фотография 2026 года. Источник изображения: upload.wikimedia.org

«Курганец-25», фотография 2026 года. Источник изображения: upload.wikimedia.org

К сожалению главным минусом таких платформ является их высокая стоимость, потому их не спешат принимать на вооружение и ограничиваются «проверенными» боевыми машинами.

Тяжелая БМП Т-15 на платформе "Армата". Выставка Expo Army-2018. Источник изображения: upload.wikimedia.org

Тяжелая БМП Т-15 на платформе «Армата». Выставка Expo Army-2018. Источник изображения: upload.wikimedia.org

Благодарю за внимание. Если Вам понравилась заметка, то оставьте свой комментарий и напишите — о какой бронетехнике Вам хочется узнать. Спасибо.

Легкая бронетехника. Бронеавтомобили и бронетранспортеры

Идея машины с подвижностью колесницы, защищенностью крепости и мощью артиллерии возникла еще в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи и позднее другие изобретатели вынашивали подобные проекты. Но безуспешно – для такой машины требовались: легкая и прочная броня, компактная и мощная тягловая сила и высокоэффективное оружие небольших размеров. Нужные компоненты появились в конце XIX в.

Современный макет «бронемашины» по чертежам Леонардо да Винчи

Применяя бронепоезда, англичане осознали потребность в маневренном оружии, не привязанном к железной дороге. Для такой машины как раз подходил компактный и легкий двигатель внутреннего сгорания, созданный немцами Г. Даймлером и К. Бенцем. Первые автомобили с такими двигателями они сконструировали в 1895–1896 гг.

В дни Англо-бурской войны Ф. Симмс предложил армии первый вооруженный автомобиль. Он установил пулемет Максима на французский одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон». Водителя-стрелка защищал щит листовой стали, производство которой стало возможно с появлением прокатных станов. Хотя машина была четырехколесной, она напоминала два соединенных мотоцикла, и водитель сидел на ней верхом. Поэтому иногда изобретение Симмса называют военным мотоциклом.

Вооруженный автомобиль Ф. Симмса. 1899 г.

Вести прицельный огонь и одновременно управлять машиной одноместная компоновка не позволяла. В 1902 г. Симмс спроектировал бронированный автобус с пулеметом и экипажем из 5 человек. Но до применения изобретений Симмса на практике дело так и не дошло, а с окончанием Англо-бурской войны интерес военных к новинке угас.

Бронированный автобус Ф. Симмса

В 1900-е гг. в разных странах появляются проекты бронеавтомобилей. Первым был построен австрийский «Австро-Даймлер» 1904 г. с противопульной броней и пулеметом во вращающейся башне на крыше. Одновременно в России подъесаул М. Накашидзе на базе французского грузовика «Шаррон» построил похожий броневик. Русская армия, в боях с японцами оценившая вооруженные авто, заказала 10 машин «Накашидзе-Шаррон». Из-за занятости российских заводов заказ разместили во Франции. При перевозке готовых машин через Германию 2 броневика пропали. Возможно, именно на их основе немецкая фирма «Эрхардт» в 1906 г. создала свой броневик с 50-мм зенитной пушкой.

Но ни австрийская, ни немецкая, ни ряд других бронемашин тех лет не пошли в серию. Россия тоже ограничилась опытной партией. Военные не спешили тратить деньги на сомнительную новинку, и к 1914 г. в войсках имелись лишь единичные образцы броневиков. Только успех применения этих машин в начале Первой мировой войны дал старт массовому строительству бронеавтомобилей.

Броневик «Австро-Даймлер». 1904 г.

Броневик «Эрхардт». 1906 г.

Броневик «Накашидзе-Шаррон». 1904 г.

Бронеавтомобили Первой мировой войны

Автоматическое оружие, гранаты, минометы, огнеметы и газы, созданные для преодоления обороны, не решили проблемы «позиционного тупика». Обороняющиеся также их применяли, при этом в отличие от атакующих оставаясь в укрытиях. Только сделав «укрытие» подвижным, способным наступать, можно было сломить преимущество обороны. Необходимость обеспечить войска такими «подвижными ДОТами» подтолкнула развитие бронетехники.

Бельгийский броневик «Минерва». 1914 г.

С начала войны повсеместно бронировали и вооружали гражданские машины. Первые наспех собранные образцы, как, например, бельгийская «Минерва», получили легкие и простые в производстве бронекорпуса без крыши и дверей. Посадка и высадка экипажа производилась через борт. Пулеметы устанавливали на поворотных креплениях (турелях), иногда со щитками.

Открытые бронекорпуса не защищали от шрапнели и осколков сверху. Вскоре всюду основной стала схема Накашидзе со сплошным бронированием и поворотной пулеметной башней. Самой массовой такой машиной стал английский «Роллс-Ройс», созданный на базе одноименного роскошного автомобиля с мощным по тем временам двигателем.

Броневик «Роллс-Ройс». 1915 г.

Русская армия вела бои на фронте, протянувшемся от Балтики до Каспия. Броневиков требовалось больше, чем выпускали российские заводы. Пришлось закупать любые машины, которые продавали союзники. Так в Россию попали маломощные и слабо бронированные французские «Рено». Эту машину переделал штабс-капитан В. Мгебров, создав на ее основе один из лучших броневиков той войны «Мгебров-Рено». Чтобы усилить защиту, не увеличивая массы, он впервые поставил бронелисты не вертикально, а под наклоном. Пробить такой лист было сложнее, а часто, попадая в броню под острым углом, пули, осколки и снаряды рикошетировали (отскакивали). Мгебров также первым установил над пулеметной башней командирскую – для наблюдения за полем боя.

Броня защищала машины от пуль на дальности от 200 м. С этой дистанции пулеметы броневиков не могли достать врага в окопах, пробить блиндажи и ДЗОТы. Поражать такие цели с безопасного расстояния могло пушечное вооружение. Первой пушечными броневиками вооружилась Россия. В них переоборудовали немецкие грузовики «Маннесман-Мулаг» и американские «Паккард».

Бронеавтомобиль «Маннесман-Мулаг»

Чтобы не перегружать машину, полностью бронировали лишь кабину. Тяжелые и мощные полевые орудия не годились для установки на легкие машины того времени. А вот малокалиберные пушки, служившие на флоте для борьбы с быстроходными катерами, были легче и имели меньшую отдачу. Пушку «Гочкис» калибра 47 мм или автоматическую пушку «Максим-Норденфельд» калибра 37 мм устанавливали на платформе в кузове, бронированном только с бортов.

Машины с пушками показали себя хорошо, но расчет в кузове был уязвим. В 1915 г. Путиловский завод начал выпуск полностью бронированных пушечно-пулеметных машин на базе американского грузовика «Гарфард». Броневик получил три башни – две пулеметные спереди и кормовую, с 76-мм крепостной противоштурмовой пушкой обр. 1910 г. Ее фугасными снарядами разрушали ДЗОТы и блиндажи, а шрапнелью поражали пехотинцев в окопах. Тяжелая машина двигалась медленно, ей трудно было уйти из-под огня вражеской артиллерии. Но благодаря надежной броне и орудию потребность в отходе возникала нечасто.

Броневик «Гарфард» – самоходная крепость. 1915 г.

Бронеавтомобили и бронетранспортеры Второй мировой войны

Задачей легких бронеавтомобилей была разведка, средние и тяжелые использовались также для огневой поддержки пехоты. А вот бронетранспортеры, позволяющие перевозить солдат под защитой брони, стали новым классом военной техники – их широкое применение началось только во время Второй мировой войны.

Бронетранспортер М3. США. 1941–1945 гг.

Вторая мировая война обещала стать маневренной, и генералы решили снабдить свои армии пушечными бронеавтомобилями. При вооружении не хуже, чем у легких танков, броня таких машин была тоньше. Можно сказать, что их защищенность «разменяли» на скорость. Пушечные бронеавтомобили можно было быстро перебросить на другой участок фронта – правда, только по сравнительно хорошим дорогам, но и это было немало.

В предвоенный период в СССР были созданы средние БА-10 и тяжелые БА-11. Германия имела на вооружении пушечные версии бронированной платформы Sd.Kfz.231. В США поняли важность машин этого класса позже – М8 «Грейхаунд» появился на фронте только в 1942 г. Правда, и подошли к делу американцы серьезно: «Серая гончая», как переводится название этого броневика, весила почти в два раза больше тяжелого БА-11 и несла пушку калибра 51 мм.

Sd.Kfz.222

Сделавшая ставку на «блицкриг» (молниеносную маневренную войну) нацистская Германия особое внимание уделяла мобильности войск. Мотопехота должна была входить в прорыв линии обороны противника вслед за танками. Противник стрелял во фланг прорывающихся, и мотопехотинцев нужно было защищать – хотя бы от пуль и осколков снарядов, мин, гранат. Так появился бронетранспортер (БТР). Машины этого класса, как правило, были полугусеничными – компромисс между проходимостью и трудоемкостью производства.

По этой схеме был построен Sd.Kfz. 251 – самая массовая бронированная машина Третьего рейха. Основной моделью БТРа был Sd.Kfz.251/1. Он перевозил 10 мотопехотинцев и нес 1–2 пулемета 7,92 мм. Экипаж, состоящий из командира машины и механика-водителя, и «пассажиров» от пуль и осколков прикрывала броня толщиной до 14,5 мм. Верх кузова был открытым, потому что крыша мешала бы пехотинцам быстро покинуть БТР при обстреле артиллерией или крупнокалиберными пулеметами, от которых тонкая броня не защищала. Военные, хотя и ругали бронетранспортеры за слабую проходимость, требовали поставлять в армию как можно больше этих машин.

БА-10

Близкими по характеристикам к немецким были американские БТР семейства М2/М3/М5/М9. Эти машины оказались востребованы для безопасной перевозки войск не только армией США, но и союзниками, и по ленд-лизу (программе союзнических поставок) попадали и в СССР. Было выпущено 41 000 таких бронемашин – абсолютный рекорд для бронетехники Второй мировой войны.

Бронетранспортеры широко использовались как платформы для различных видов вооружений и специального оборудования. Например, Sd.Kfz.251 выпускался немцами в 23 модификациях с различными типами орудий, а также в штабной, связной, саперной и даже санитарной версиях.

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.

БТР-152. СССР.1947–1952 гг.

Параллельно с БТР-152 на основе полноприводного грузовика ГАЗ-53 разрабатывался сравнительно легкий БТР-40. Военным не понравилось, что он вмещает всего 8 солдат – меньше, чем мотопехотное отделение (11 человек). Однако такие машины подходили для разведки, дозорной службы, охраны колонн грузовиков. В 1954 г. на базе БТР-40 началась разработка уже специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-1), а в 1962 г. появилась БРДМ-2, которая была похожа на БТР-60, только у нее было две оси вместо четырех.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.

Чем отличается БТР от БМП?

БТР, БМП и БМД — каковы конструктивные особенности, характеристики этих боевых машин?

Суть у всех этих машин одна и та же. Защитить пехоту от легкого стрелкового оружия и осколков противника. Особенности есть. БТР предназначен возить пехоту до 8 человек и плохо приспособлен к ее защите и высадке на местности во время атаки. На нем из вооружения как правило пара пулеметов 14.5мм КПВТ и 7.62 КВТ. Колеса обычные пневматические. Машина плавает.

БМП — боевая машина пехоты уже более совершенная. Она лучше бронирована. На ней стоит или 100 мм орудие или 30 мм пушка. Она может бороться с танками и долговременными огневыми укреплениями. Тоже возит пехоту до 7 человек и тоже плавает, но на гусеничном ходу. Сейчас очень популярна БМП-3. Закупается многим странами мира в больших количествах.

Скоро завод выпустит БМП-4. Фото будет ниже.

БМД — боевая машина десанта. Легкая бронированная подвижная гусеничная плавающая десантная машина. У нее высокие показатели по мощности и потому она может быстро передвигаться на местности. Внутри 3 места отдельно и еще 4 места. Со всех мест пехота и расчет машины могут вести огонь. Пушка тоже 30 мм и кроме нее есть пулемет, ПКТ, плюс место для пулемета Калашникова и гранатомет с больших запасом гранат. Для своих маленьких размеров БМД вооружена очень неплохо.

К сожалению подробно описывать ТТД машин невозможно. Получится очень много. Ниже БМП-4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *