История AirBag: авто без опасности
Портал Колеса.Ру продолжает знакомить читателей с технической начинкой современных автомобилей. Сегодня мы поговорим о подушках безопасности – как и зачем они появились, и почему лучше с ними, чем без них.
Человек – это все (надпись на немецких правах)
Разгон, удар, и…тишина. Новенький автомобиль, встретившись с бетонным кубом, в один миг превратился в груду железа. За процессом «гибели» машины наблюдают несколько десятков специалистов, все происходящее детально фиксирует цифровая аппаратура. То, что в реальной жизни зачастую приводит к трагедии, здесь — научная работа. Сам «крэш-тест» длится секунды, а вот с данными, полученными в его результате, предстоит работать долго. Из салона разбитого автомобиля специалисты извлекают манекены — датчики, установленные в их «телах», позволят ответить на главный вопрос — останутся ли живы реальные водитель и пассажиры, случись подобное на самом деле.
То, что автомобиль должен быть не только быстрым и комфортным, но и безопасным, конструкторы поняли давно. Первой на пути решения этой проблемы стала фирма Volvo, серийно оснастившая свои машины ремнями безопасности в 1957 году. Но скорости росли, автомобилей становилось все больше, и пропорционально увеличивалось количество аварий. В 1969 году с подачи президента Джонсона было решено оснащать каждый выпускаемый в США автомобиль средствами пассивной безопасности. Это и послужило толчком к созданию устройства, которое существенно расширило понятие о том, каким должно быть современное и безопасное средство передвижения.
Строго говоря, идея уберечь водителя от удара и перегрузок во время аварии с помощью надуваемой фронтальной подушки пришла из авиации. Подобное устройство было запатентовано еще в 40-х годах, а вот применение нашло именно в автомобиле, правда, гораздо позже.
Воплощение красивой идеи спасения жизни водителя требовало новых технологий. В пятидесятых годах были сконструированы первые газовые генераторы, которые позволяли надуть подушку за приемлемое время — порядка 50 миллисекунд. В 1973 году подушка безопасности (называлась она Air Cushion Restraint System, что можно перевести как «скрытая воздушная подушка») появляется на автомобиле Chevrolet Impala, но лишь в качестве эксперимента. До массового внедрения системы было еще очень далеко.
Первой европейской компанией, начавшей серийно ставить «эйрбэги» на свои автомобили, стала Mercedes-Benz. Более двухсот «крэш-тестов» понадобилось заводу, чтобы зимой 1980 года Mercedes S-class с подушкой безопасности увидел свет. С тех пор только в Америке, согласно исследованиям, эти устройства спасли более 14200 человеческих жизней.
А что внутри?
Современная подушка безопасности сделана из тонкой и прочной нейлоновой ткани и управляется при помощи бортового компьютера За режимом движения самого автомобиля следят датчики ускорения, расположенные в передней части кузова. Как только они фиксируют слишком быстрое замедление автомобиля, вызванное внешней силой (попросту, столкновение), они посылают тревожный сигнал на компьютер. Тот, в свою очередь, отдает команду на раскрытие подушки.
Важно отметить, что датчики контролируют ситуацию автономно, дублируя показания друг друга. Надежно сработать во время аварии так же необходимо, как и застраховаться от ложного «пуска»!
Наполнить обычным воздухом за тысячные доли секунды десятки литров объема «эйрбэга» было бы нереально. В системе наполнения содержится соль натриевой кислоты, которая при взрыве пиропатрона превращается в большой объем азота. Он-то и позволяет подушке безопасности раскрыться почти мгновенно. Чтобы смягчить встречу с человеком, во избежание травм последнего, часть газа выходит из специальных отверстий в подушке – так эффективней гасится кинетическая энергия тела.
Последняя тенденция в этих системах безопасности — это подушки, способные ограничивать объем своего развертывания. Вся идея заключается в том, что разных людей требуется защищать по-разному. Система датчиков, встроенных в сиденье, еще в начале движения определит ваши параметры – рост, вес, — и уже исходя из них будет решать, стоит ли раскрывать подушку в полную силу. А сенсорные датчики от GM, которыми компания оснастила автомобили Buick Lucerne и Cadillac DTS 2006 модельного года, способны распознать позу седока в момент аварии, тем самым оптимизируя параметры срабатывания подушек безопасности.
Ну а если нерадивые родители решат посадить на переднее сидение маленького ребенка, да еще без детского кресла, тогда система вообще не сработает – в таких случаях подушка безопасности способна нанести больше вреда, чем пользы!
В современном автомобиле число «эйрбэгов» может перевалить за десяток. Фронтальные подушки расположены в ступице рулевого колеса, и в передней панели перед пассажиром. Догадаться об их наличии можно лишь по соответствующим надписям на этих элементах – меток для разрыва пластика нет и в помине. Эстетика!
От боковых ударов, которые считаются одними из самых опасных, водителя и пассажиров призваны защищать подушки, встроенные в боковины спинок, или центральную стойку. «Занавески», перекрывающие собой оконный проем двери, помогут сберечь при ДТП голову.
Ноги, и, в особенности, колени передних седоков во время аварии страдают особенно сильно – ведь им предстоит недружественная встреча с передней панелью, смещающейся в салон, да и рулевая колонка тоже может нанести серьезные травмы. Подушки безопасности, по форме напоминающие валики, устанавливаются в нижней части панели приборов, и при раскрытии снижают риск получения тяжелых травм.
Датчики, отвечающие за работу системы, также постепенно «умнеют». Автомобиль после удара отбросило в сторону? Ничего, значит боковые подушки не «испустят дух» в течение еще нескольких секунд, чтобы защитить экипаж при многократном опрокидывании машины — за это отвечает датчик переворота. А специалисты автомобильного отделения Siemens VDO предложили оригинальное решение сенсорных датчиков безопасности, которые ориентируются еще и на звуки (!) ДТП, и на основе их анализа отдают сигналы исполнительному средству.
Подушка — не игрушка
Подушка безопасности – отнюдь не панацея, хранящая от всех бед водителя и пассажиров.
Сработать должным образом и попытаться защитить человека, попавшего в аварию, она может только совместно с другими средствами пассивной защиты. Такими, например, как ремень безопасности. Мнение, что подушка может эффективно работать «и так», ошибочно! Если лобовую аварию на 50 км/час можно сравнить с прыжком плашмя в пустой бассейн с высоты 5-ого этажа, то подушка лишь «наполнит» этот бассейн небольшим количеством воды. У непристегнутого члена экипажа шансов выжить в серьезной аварии особо не прибавится, даже если его машина оборудована «эйрбэгом» — ничем не зафиксированный в кресле, он может попросту не выдержать выстрел подушки, наполняющейся газом на скорости 300 м/c! Так что при всем многообразии средств безопасности, главным хранителем своей жизни и здоровья остается сам человек и его разум.
Манекены, побывавшие в «аварии» на «крэш-тесте», тщательно проверят, и если все в порядке, им дадут возможность «испытать себя» на прочность еще раз. У человека такой возможности может и не быть.
Премиум-клиенты банка «Открытие» получат доступ к AirBack на новых условиях
Банк «Открытие» в течение марта предоставит всем премиальным клиентам доступ к сервису AirBack на новых условиях. Это комплексное решение для путешествий позволяет получить максимум выгоды даже от редких поездок и может служить временной альтернативой популярной привилегии членства в системе Lounge Key, которая оказалась недоступна держателям российских банковских карт.
В рамках данного сервиса банк возмещает 100% затрат на бизнес-залы и трансферы, оплаченные через приложение «Консьерж24», билеты и услуги РЖД, услуги авиакомпаний (выбор платного места, оплата багажа или питания и др.). А для клиентов, имеющих на счетах в «Открытии» от 6 млн рублей – еще и траты в ресторанах и кафе, в том числе на территории аэропортов и вокзалов.
При этом банк продолжит работу над возможными вариантами более удобного доступа в лаунж-зоны.
Как я премиальные карты использовал. Итоги 2021
В ходе конкуренции за «богатого» клиента российские банки готовы предлагать очень привлекательные условия. Так как активы на брокерских счетах тоже считаются, я пользуюсь сразу двумя премиальными программами.
За 2021 год вот что мне удалось сделать:
▪️ Сходить в бизнес-залы 21 раз. В среднем один проход по Lounge Key стоил бы мне 2400₽, но все эти деньги были компенсированы, +50400₽;
▪️ Оформить страховку для путешествия для 4 членов семьи. Если бы мы покупали полис за свои — мы бы выбрали более экономный вариант, чем тот, который банки дают премиальным клиентам. Полис обошёлся бы нам в 6400₽;
▪️ Использовать все 8 компенсаций по Airback, +19680₽;
▪️ Получить повышенный кешбэк, эффект от него в 2021 я могу оценить в +16000₽.
Итого, я получил в 2021 году товаров и услуг на сумму 92480₽ , не заплатив за это из своих ни рубля. Рассказываю, как это было.
Бизнес-залы
Оба банка предоставляют мне бесплатные проходы в бизнес-залы по Lounge Key. У Тинькофф поначалу это было 2 прохода в месяц, но потом они изменили условия, и сейчас это 4 прохода в месяц. У Открытия программа компенсации проходов в бизнес-зал гораздо скромнее — это 12 проходов в год. Есть и небольшой плюс: нет лимитов на месяц, можно хоть за один день использовать все 12 проходов.
В 2021 году я использовал 21 проход в бизнес-залы: 11 от Открытия и 10 от Тинькофф. Преимущественно это были проходы в гордом одиночестве, но не всегда.
Возможно, банкам эти проходы обходятся не так дорого. Но если бы я платил из своего кармана, это обошлось бы мне в 50400₽ за 21 проход.
Преимущественно это был мой «домашний» аэропорт Пулково, и стандартный рацион там примерно такой. Есть несколько видов супа, салата, горячего, гарнира, есть кофе-аппарат, булки, снеки, детское питание. Из алкоголя пиво «Балтика», красное и белое вино (русское) сегмента 500-600₽ за бутылку. Всё в неограниченном количестве.
Конечно, это еда уровня «качественная столовая». О ресторанном качестве говорить не приходится. Тем не менее, это неплохо сохраняет деньги, т.к. во время деловых поездок необязательно обедать где-то в городе, а можно просто приехать на полчаса раньше в аэропорт и поесть здесь.
Так, я в восторге от бизнес-зала в Краснодаре — городе, куда летать в 2021 приходилось часто. Хорошие места для сиденья, выглядит очень свежо. Правда, рацион там довольно ограниченный.
В Краснодаре есть такие вот натуральные лимонады, люблю их.
Единственное, на чём жадничают в Краснодаре — так это на алкоголе. В баре можно попросить одно пиво, и вроде как второе они не выдают. Я не пробовал просить второе, возможно, память на лица у них не такая хорошая.
Бизнес-зал в Домодедово мы посещали с семьей во время перелета в Турцию. Качество блюд такое же столовское, но из окон открывается прекрасный вид на стоянку самолетов и взлетную полосу. Ещё в сентябре произошла не самая красивая ситуация с S7 — во время пересадки в Домодедово система автоматически меня перенесла на следующий рейс, так как, видите ли, самолет на котором я прилетел — опаздывал. Я успел добежать до гейта под конец посадки, и это странная ситуация, когда мимо тебя проходят последние пассажиры, а тебя не пускают, потому что система переставила на утренний рейс. В S7 предложили мне гостиницу, но получалось так, что с учетом ожидания и трансфера мне оставалось на сон 3 часа, так что я не согласился. Я пошёл в этот бизнес-зал за свои и поспал там 6 часов.
У меня нет фото этой комнаты, но наверху там есть темная комната с такими вот креслами-кроватями. Вообще, по правилам Lounge Key лимит посещения ограничен 3 часами. Но дежурные не ходили и не беспокоили, так что я поспал, проснулся, умылся, позавтракал, и в конечном счёте провел там часов 7.
Приятно удивила Уфа. Довольно скромный набор блюд, преимущественно в контейнерах для разогрева в микроволновке, но здесь есть Уч-почмаки! И неплохое итальянское красное из региона Апулия.
В Уфе также есть вкуснейшие морсы и лимонады.
Меня всегда удивляли эти тысячи людей в кафешках в аэропорту. Ведь там всё очень дорого и не сказать что вкусно! Если вы такие богатые — где ваша премиальная карточка?! 3 миллиона в совокупности на всех счетах надо иметь, чтобы получить много бесплатных проходов. Если вы небогатые — то какого хрена вы не поели в городе — там всё в 1,5-2 раза дешевле! Короче, мне не понять этих богачей, сидящих в баре в аэропорту и потягивающих пивко под посредственную закуску. Хотя, сейчас и так не протолкнуться в бизнес-залах, пускай не ходят.
Ещё один забавный момент. Возможно, вы в курсе, что на жд вокзалах теперь тоже есть бизнес-залы с доступом по Lounge Key / Priority Pass. Я хотел посетить такой на Ленинградском вокзале в Москве этой осенью. Но… Зал работает с 11:00! На часах было 10:00, и ждать я не хотел. РЖД такое РЖД.
Страховка
Страховые полисы мне выписали сразу оба банка, и на всю семью. Это страхование в путешествиях, и молодые родителя меня поймут — страховка на детей выходит довольно накладно. Если бы мы покупали полис самостоятельно, расчёт был бы примерно таким:
Страховка на 2 недели — именно на столько мы летали в путешествие. Указана конкретная страна, а также выбран «спокойный отдых». Именно так бы мы страховались самостоятельно. В таком случае, нами сэкономлено 6398₽. Правда, я и в деловых поездках оказываюсь застрахован — но этим можно пренебречь.
По премиальной программе мне положен полис со следующими условиями: покрытие — весь мир кроме Афганистана, Сомали и ещё пары десятков подобных стран. Сумма $100’000, на целый год (и выписывается заново при истечении срока), 2 взрослых и 2 детей, активный отдых.
Сайт Тинькофф говорит, что такой полис стоит безумных денег — 60232₽. Но это не идёт в зачет, т.к. в здравом уме и твёрдой памяти мы бы не купили себе такой, а выписывали бы под каждую поездку отдельно.
Я не буду учитывать тот факт, что выписано нам было два полиса — ещё один от Росгосстраха (Открытие). Было бы глупостью покупать два полиса, если делаешь страхование за свои деньги. Да и я не уверен, что от этого есть весомый эффект — ведь ты не можешь обратиться одновременно к двум страховым.
Airback
У Открытия есть такая программа для «премиальных клиентов побогаче». Она доступна при совокупном балансе всех счетов, равном 6 млн ₽.
Представляет из себя эта программа компенсацию расходов в аэропорту. На год мне дали 8 Airback’ов с лимитом 2500₽ каждый. Итого максимальная сумма компенсации равна 20’000₽.
Пришлось потрудиться, чтобы использовать все. Это довольно сложно — выбрать что-то в дюти фри, когда ты в общем-то самодостаточен, и ничего «премиального» тебе не нужно.
Забавный момент — 3 из 8 Airback’ов можно использовать на кафе и рестораны вне зависимости от их местонахождения — необязательно это должны быть кафе в аэропорту.
Так что я получил 19680₽ (1 балл = 1 рубль) от Открытия.
Что ещё?
Открытие премиальным клиентам предлагает повышенный кешбэк. До 1 августа это было 4% на всё, но потом программу порезали, и сейчас это 3% на всё, но при условии оплаты с Google/Apple Pay. И вроде бы повышенный процент на накопительном счёте, но там крохи.
Тинькофф тоже даёт какие-то дополнительные кешбэки от партнёров, но честно признаться — я не слежу. И по-моему тоже повышенный процент на накопительный счёт, что тоже добавляет сумму, которой можно пренебречь.
Эффект от повышенных кешбэков (+2% к стандартным условиям по Открытию до августа и +1% начиная с августа, а также редкое использование предложений от Тинькофф) я могу оценить в +16000₽ за 2021 год.
Я ещё и баллы в Открытии не конвертирую сразу же в рубли, так как там есть возможность купить с 20% скидкой авиа, жд билеты или забронировать отель. Этот бесплатный опцион я тоже иногда использую. Правда, эффективность этой программы варьируется в пределах 10-15% от стоимости билета/отеля, т.к. там есть небольшая накрутка сервиса — не всегда, не на всё, но часто.
Итого
- Бизнес-залы: 50400₽;
- Страхование: 6400₽;
- Airback: 19680₽;
- Повышенный кешбэк: 16000₽.
Получается, что я получил в 2021 году товаров и услуг на сумму 92480₽ , не заплатив за это из своих ни рубля.
Я уверен, что подобные программы есть у всех крупных банков, и возможно, у некоторых из них даже более привлекательные условия. Если вы пользуетесь такой картой от какого-то банка — пишите в комментариях, что у вас по условиям, насколько часто вы пользуетесь привилегиями и довольны ли вы программой для премиальных клиентов.