Типы моторных масел, расшифровка цифр SAE и API
Масло, которое называют "Cинтетика" (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия "синтетики" — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.
"Минералка" (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и "синтетика" — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.
"Полусинтетика" (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к "синтетике". При этом "полусинтетика" несколько дешевле "синтетики".
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло "густое" или "жидкое". Большинство масел сегодня — "универсальные", т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Расшифровка цифр SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем "жиже" масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Расшифровка цифр API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь "по возрастающей", и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки "предыдущего" масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
SAE 5W-40 — Классификация по вязкостно-температурным свойствам
API SJ/CD — Классификация по эксплуатационным свойствам
ACEA A3-96; B3-96 — Европейская классификация по эксплуатационным свойствам
CCMC G-5/PD2 — Европейская классификация по эксплуатационным свойствам
Volkswagen 500.00 и 505.00 (11/92) — Дополнительные спецификации производителей Porsche, BMW, Mercedes-Benz 229.1
__________________________________________________________________________________
В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием "А/В" с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться "круче" API SM/CI-4.
Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Расшифровка маркировки моторного масла
Обозначение моторных масел, указанное на упаковке — это ценный кладезь информации, который позволяет узнать всё о продукте, чтобы выбрать именно то, что нужно для вашего автомобиля. Практические все производители указывают на этикетке такие параметры, как состав, индивидуальные допуски и уровень вязкости, чего достаточно для правильного выбора масла. К счастью, обычному автомобилисту совсем необязательно вникать во все премудрости. Главное — различать масла по первым двум параметрам. Остальные не столь важны и больше говорят об уровне качества и ориентированности на тот или иной рынок (Европа, США, Азия).
Расшифровка моторного масла по составу
- Mineral — минеральные масла. Самая простая и дешёвая категория моторных масел. Их получают путём стандартной обработки нефти. Сам процесс не отличается сложностью, поэтому и цена минералки относительно невысока. Впрочем, такие масла плохо справляются с высокими температурами, сильнее густеют на морозе, быстрее окисляются, а при вскипании могут оставлять шлаки в моторе. Так что в современных легковых автомобилях чистые минеральные масла почти не используются.
- Fully Synthetic — синтетические моторные масла. Отличаются искусственно сформированной структурой и заранее определённым набором параметров. Плюсом таких моторных масел является полная предсказуемость в поведении. Поскольку все характеристики масла задаются на этапе синтеза, в итоге получается вещество, которое на 100% отвечает предъявленным к нему требованиям. Также в состав синтетики входят различные защитные и очищающие присадки, помогающие содержать топливную систему в безупречном состоянии долгое время.
- Semi-Synthetic — полусинтетические моторные масла . Своего рода компромисс между синтетическим и минеральным. Полусинтетика готовится из дешёвой минеральной основы, но с добавлением определённого количества синтетики и набора различных присадок. В результате этих манипуляций улучшаются свойственные характеристики минерального масла, а также стабилизируется его структура, но цена остаётся на приемлемом уровне.
Расшифровка названия
Моторное масло 5W40 расшифровка названия, которого, можно всегда найти в технической литературе. На самом деле, большая часть масел имеет следующую маркировку SAE 5W40. Где SAE – обозначение системы стандартов качества. Цифры в наименовании масла показывают его основную характеристику – вязкость. Эта характеристика определяет возможность масла равномерно распределяться по поверхности деталей и ее устойчивость в разных температурных режимах. Буква W, говорит о том, что это масло предназначено для заливки в двигатель в зимнее время года.
Если от первой цифре в маркировке вычесть 30 – 35, то в результате будет получена та температура воздуха, при которой 5W40 обеспечит запуск двигателя. То есть, при заливке этого масла, силовую установку можно запускать при температуре от -25 до – 30 градусов. Этому способствуют набор свойств и характеристики 5W40.
На самом деле под маркой 5W40 производители выпускают как синтетические, так и минеральные смазывающие жидкости. Причем вторые значительно уступают в цене. Синтетика отличается химической стабильностью и хорошо сохраняет свои эксплуатационные характеристики. Минеральную смазку этой марки целесообразно использовать в машинах, которые были собраны в 80 – 90 года прошлого века. Синтетика 5W40 может быть залита в двигатели машин премиум класса или в спортивные супер-кары.
Кстати, смешивать между собой смазки разного типа категорически нельзя, это моментально приведет к образованию осадка.
Защита от осадков
В отличие от минеральных масел 5W40 содержит меньшее количество примесей, которые в процессе его работы могут выпадать в осадок. Эти осадки снижают КПД работы двигателя и приводят к снижению срок его работы. Синтетика не образует высокотемпературных отложений и поэтому при ее использовании срок эксплуатации силовой установки продляется.
Маркировка моторного масла (расшифровка по SAE)
Классификация и обозначения масел по параметру вязкости (SAE) — это основное, на что нужно обратить внимание автомобилисту при выборе. Чтобы подробно не расписывать все параметры, можно сразу выделить такие категории масел: зимние, летние и всесезонные. К числу первых относятся масла SAE 20W/15W/10W/5W/0W.
К летним (наиболее вязкие) относятся масла SAE 60/50/40/30/20.
Впрочем, в настоящее время специализированные масла (зимние и летние) практически на 90% вытеснены всесезонными (0W30/0W40/5W30/5W40/10W30/10W40/15W40/20W40).
Поэтому, посетив автомагазин, на прилавке можно будет увидеть именно их. В частности, большой популярностью пользуются синтетические и полусинтетические всесезонные масла Mobil для дизельных и бензиновых двигателей, а также качественная японская синтетика Zepro.
Техническая сторона и положительные качества
Моторное масло 10w 40 полусинтетическое, поэтому его можно использовать в летнее и зимнее время.
Что касается температурного режима.
- Полусинтетическое 10w 40 начинает замерзать только при низких показателях.
- Температура застывания минус 20 градусов.
- Кинетическая вязкость: 84.6, динамическая вязкость CCS составляет 4 413, непосредственно при температуре -30 градусов.
- Индекс вязкости 181.
Дополнительные характеристики: испаряемость 11.9, сульфатная зольность 1.0.
Положительные качества моторного масла sae 10w 40:
- Хорошо защищает мотор от изнашивания.
- За счет своего уникального состава помогает предотвратить отложения в разнообразных условиях, как при высоких, так и при низких температурах.
- Не окисляется за счет того, что имеется тесный контакт с кислородом.
- Нефтепродукт уменьшает трение металлических частей в двигателе.
- Масло 10w 40 полусинтетика снижает потерю мощности двигателя.
- Помимо этих характеристик, имеет допуски от известных автоизготовителей.
Можно ли выбрать моторное масло, вообще не ковыряясь в таблицах и спецификациях?
Запросто. Для этого нужно только найти онлайн-сервис по автоподбору масла и система всё сделает за вас. А сразу после получения искомой информации можно сразу перейти на сайт интернет-магазина TopDetal.ru, вбить нужный тип масла в фильтр и выбрать вариант, который больше всего подходит по функциональным параметрам и цене. Что касается последнего, то магазин всегда рад предложить различные скидки и бонусы на многие категории товаров, поэтому покупать здесь не только удобно и безопасно, но и выгодно. Еще проще — напрямую обратиться к нашим консультантам, уверены, мы сможем вам помочь и подобрать качественный товар за разумные деньги!
Маркировка API: что это?
Что касается классификации АПИ, тоже международной, то она формируется по следующим показателям:
- вид мотора;
- режим работы ДВС;
- эксплуатационные свойства масла;
- условия эксплуатации;
- год выпуска.
По API масла имеют две категории:
- S. Масла с обозначением буквы «S» применяются только в бензиновых двигателях.
- C. Масла с обозначением буквы «C» применяются только в дизельных двигателях.
Что означает API?
По первой букве (S или С) уже известно для дизеля или бензина предназначено масло. В шифре потом идет вторая буква, которая говорит о свойствах эксплуатации.
То есть, по расшифровка по АПИ масел будет следующая:
- API. Это первое значение в аббревиатуре.
- «ЕС» — означает, что это энергосберегающее масло.
- I…X — римские цифры указывают на уровень экономии топлива.
- «S» (Service) или «C» (Commercial).
- После «S» или «С» идет буква от «А» до «N». Эта буква показывает уровень эксплуатационных свойств. А — самый низкий класс масла. N — самый высокий класс масла. Чем выше по алфавиту, тем выше класс.
- Что касается маркировки универсального масла, то там есть и буква для бензиновых ДВС (S), и для дизельных (C). Обозначаются через наклонную черту, например: API SL/SF.
- И, последнее в шифре только для дизельных ДВС — это цифра. То есть, если в конце цифра 2, то это масло для двухтактных двигателей. Если в конце цифра 4, то для четырех тактных ДВС.
Категории масел для бензиновых двигателей API S делятся на 12 классов. В связи с выходом постоянных новинок, некоторые устаревшие масла почти не используются. Вот некоторые классы:
Года введения | 1980 | 1989 | 1994 | 1997 | 2001 | 2004 | 2010 |
API масла для бензиновых двигателей | SF | SG | SH | SJ | SL | SM | SN |
В категорию «С» входят 14 классов, то некоторые также не используются:
Год введения в действие | 1983 | 1990 | 1994 | 1998 | 2004 | 2010 |
API масла для дизельных двигателей | CE | CF-4 | CF, CF-2, CG-4 | CH-4 | CI-4 | CJ-4 |
Прошедшие АПИ и САЕ экспертизы и испытания моторные масла имеют графические круглые этикетки на канистрах. Сверху на этикетке есть обозначение «API» (API Service). В центре графической наклейки указывается вязкость по SAE и степень энергосбережения.
Такая этикетка клеится на масла, которые прошли сертификацию и соответствуют требованиям API.
На такой наклейке прописываются: 1 — класс или классы масла; 2 — вязкость масла по САЕ; 3 — энергосберегающее масло для бензиновых двигателей.
4 — обозначение CI-4 PLUS в комбинации с CJ-4 или CI-4 говорит о том, что масло устойчиво к более повышенному загрязнению сажей и выдерживает более высокие нагрузки мотора.
Если использовать моторные масла по назначению в соответствии со спецификацией, то такой правильно подобранное масло увеличит ресурс двигателя, будет долго защищать от преждевременного износа.
Классификация масел по системе Society of Automotive Engineers
Разновидности автомасел получили свои обозначения по двум критериям: сфера использования и вязкостно-температурные особенности. Для всех смазок разработаны общие стандарты. Чаще всего используют системы SAE и API, как вспомогательные действуют классификации ACEA и ISLAC.
Понимание всех обозначений на упаковке позволит сделать правильный выбор
Вязкость и температура. На значении этого параметра основана система Society of Automotive Engineers (SAE). В ней указываются параметры густоты автомасла. Нынешние производители стараются делать свои масла универсальными, чтобы была возможность их использовать как зимой, так и в теплое время года.
На этикетке имеются обозначения в виде пары цифр, написанных через дефис, а между ними будет стоять английская буква W. Первое цифровое значение обозначает минусовой температурный показатель, при котором разрешается пользоваться автомобилем, буква W указывает на то, что масло можно использовать зимой, а второе цифровое значение показывает предельную плюсовую температуру.
То есть такие значения составляют диапазон температурного режима для конкретной марки моторного масла. Обозначение моторных масел только для теплого периода будет иметь такой вид: SAE30. Спецификация моторных масел по системе SAE имеет следующую расшифровку:
- 0W — диапазон морозов до -30…-35 °С;
- 5W — можно использовать при -25…-30 °С;
- 10W — максимально низкая температура -20…-25 °С;
- 15W — использование масло допустимо при -15…-20 °С;
- 20W — граница применения -10…-15 °С.
Если эксплуатировать моторное масло, не обращая внимания на температурные показатели, то оно попросту не будет выполнять свое предназначение, начнет густеть, что пагубно отразится на двигателе автомобиля. Что же касается жаркого времени, то тут своя классификация:
- 30 — температура окружающей среды не выше 15-20 °С;
- 40 — используется тогда, когда на термометре 30-40 °С;
- 50 — применимо в жару 40-50 °С;
- 60 — моторное масло используют при температуре выше 50 °С.
В таком случае, если не придерживаться рекомендаций, то от горячего мотора масло может просто кипеть, а это негативно действует на «сердце» машины. Рассмотренная спецификация основана на густоте смазки: чем выше цифра, тем масло гуще.
Вязкость
SAE (пер. с анг. Society of Automotive Engineers – Общество Автомобильных Инженеров) означает текучесть масла при высокой и низкой температурах. Масло должно сохранять эффективность работы при любых внешних условиях, таких как температура от -30°C до +40°C.
К примеру, Total quartz INEO ECS’s SAE 5w30 имеет индикатор 5, означающий поведение масла при низкой температуре и индикатор 30, означающий поведение масла при высокой температуре. Таким образом маркируются все масла: цифра перед W (Winter — Зима) показывает поведение масла при низкой температуре, а цифра следующая за W показывает поведение при высокой температуре.
API (пер. с анг. American Petroleum Institute – Американский Топливный Институт) классифицирует масла по различным критериям, таким как очищение, износостойкость, противодействие коррозии и т.д., в то числе по пользе и производительности.
Когда масло предназначено для бензинового двигателя – используется индикатор S, когда для дизельного — C. Чем дальше следующая за индикатором двигателя буква в алфавите, тем выше качество масла. К примеру, для бензинового двигателя, среди обозначений масел API SE, API SF или API SH, последнее имеет лучшее качество.
Основные характеристики
Параметры всесезонных моторных масел рассматриваемой вязкости, как и в случае с температурным диапазоном, могут заметно различаться в зависимости от фирмы-производителя. Однако общая характеристика у них примерно одинаковая.
Помимо того, что было сказано, важно знать, что смазки SAE 5W40 могут быть трех видов: минеральные, полусинтетические и синтетические.
В отличие от продуктов питания, одежды и иных повседневных вещей, натуральность масла не является преимуществом. Напротив, эти характеристики масла снижают срок службы жидкости и могут создавать риск появления неисправностей в работе двигателя.
Минеральные смеси 5W40 почти не используются на сегодняшний день, поскольку при температурных перепадах они быстро теряют качество.
Синтетические жидкости – это полностью искусственные масла, которые обеспечивают отличный уровень смазки, увеличивают срок службы силового агрегата. Большинство предпочитает именно такие «всесезонки», поскольку это гарантия долгой эксплуатации автомобиля. Однако для экономии средств покупают также полусинтетику, которая сочетает в себе в тех или иных пропорциях оба предыдущих вида. Технология производства такой смеси удешевляется за счет использования минеральных компонентов, но и двигатель может испытывать проблемы.
Каждая моторная жидкость отличается рядом параметров, влияющих на уровень смазки, качество очищения нагара, защитные свойства масляной пленки. Подвести их под общий знаменатель и указать среднестатистические значения по каждой из характеристик масла довольно сложно. Тем не менее важно всегда обращать внимание на эти показатели, чтобы понять, действительно ли это масло SAE 5W40, а не расходные материалы иных категорий:
- Индекс вязкость должен находиться в районе 175 (±15).
- Кинематическая вязкость в температурном диапазоне от 40 до 100°С варьируется от 70–75 до 12.5–13.5 кв. мм/с.
- Температура воспламенения, как правило, от 200°С, то есть при длительном перегреве мотора.
Всесезонное масло – универсальный вариант для транспортного средства. Именно поэтому характеристики могут иметь серьезные отличия, и отражаться это будет в первую очередь на цене.
Маркировка моторных масел: что написано на этикетке?
Какая информация, содержащаяся на этикетке моторного масла, наиболее важна? Что обозначают специальные символы? На что обратить внимание при выборе масла для конкретного автомобиля? В данной статье изложено то, что нужно знать автовладельцу о маркировке моторного масла.
Статьи
На этикетке моторного масла автовладельцы ищут, прежде всего, рекомендации о возможности использования продукта конкретно для их автомобиля. Однако чаще всего максимум, что они могут найти – это сведения о допусках данного масла к применению в двигателях других марок. Однако это еще не означает, что масло пригодно для использования только в указанных на этикетке моделях. Отсутствие полной информации усложняет выбор моторного масла для тех, кто еще не научился читать «между строк». Полезные сведения о разновидности, качественных характеристиках, предназначении продукта следует искать в соответствующих наборах символов и букв. Часть информации можно почерпнуть, зная вид базового масла и наименование продукта.
Наименование масла
Фирма-изготовитель и название моторного масла присутствуют на этикетке всегда. А при покупке люди часто ориентируются на бренд.
Виды моторных масел
От основы моторного масла зависят его эксплуатационные свойства. Масла разделяют на минеральные, синтетические и полусинтетические, что определяется способом получения базового масла. Таблица, представленная ниже, хорошо иллюстрирует эту классификацию.
Минеральные моторные масла
Наименование | Значение |
Mineral | Обычное минеральное моторное масло |
Advanced Mineral | Продукт высшего качества |
Mineral Mixed Fleet | Масло универсальное (для смешанного парка) |
Multigrade | Многокомпонентное моторное масло |
Полусинтетические масла/масла на синтетической основе
Наименование | Значение |
Synthetically Fortified | Моторное масло с 30-процентным включением синтетических компонентов. |
Synthetic Based Synthetic Technology |
Моторное масло, содержащее до 50 % синтетических компонентов. |
Semi Synthetic | Моторное масло, выполненное с включением более 50 % синтетических компонентов |
Синтетические моторные масла
Наименование | Значение |
Fully Synthetic | Синтетическое моторное масло , содержание синтетических компонентов в котором равно 100 %. |
Классификация моторного масла по SAE
Как правило, это единственное из буквенно-цифровых обозначений масла, в котором автолюбители хорошо ориентируются. Стандарт SAE разработан Society of Automotive Engineers – обществом автомобильных инженеров – и обозначает индекс вязкости масла. От значения вязкости зависит прочность масляной пленки, образующейся между трущимися элементами двигателя.
Если раньше по классу вязкости масла определялся и его тип (минеральное и пр.), то сегодня SAE устанавливает только диапазон вязкостно-температурных значений его применения. Согласно последней редакции классификации масел по параметру вязкости SAE J300, действующей с 1997 года, моторные масла разделяются на летние (SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60) и зимние классы (SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W). Класс вязкости свыше SAE 60 свидетельствует о том, что масло трансмиссионное. Сдвоенный номер, например, 15W-40, обозначает всесезонное масло. При действии низких температур всесезонные масла обладают вязкостью зимних, а при высоких – вязкостью летних. Первая цифра с буквенным обозначением W (winter – зима) обозначает степень вязкости масла при низких температурах воздуха, тогда как вторая – высокотемпературную вязкость (ближе к 100°С).
Свойства масел по классификации SAE подтверждаются соответствующими испытаниями. По их итогам дается информация о предельном значении температуры моторного масла, при котором возможно прокручивание двигателя с помощью стартера и прокачивание масла насосом при запуске холодного двигателя. Так, при классе вязкости по SAE – 0W – проворачиваемость стартером возможна при -30 °С, а прокачиваемость насосом – при -35 °С. Если класс вязкости равен 5W – то предельные значения будут равны -25 °С и -30 °С. При классе вязкости 10W – температурные параметры будут -20 °С и -25 °С. При 15W – минус 15 °С и минус 20 °С. При 20W – минус 10 °С и минус 15 °С. При 25W – минус 5 °С и минус 10 °С.
Классификация моторного масла по API
Система API была разработана Американским Институтом Нефтепродуктов, чтобы классифицировать моторные масла, предназначенные для автомобилей определенного возраста и типа двигателя.
В соответствии с классификацией API масла разделены на 3 эксплуатационные категории:
- S (Service) – бензиновые двигатели;
- C (Commercial) – дизельные двигатели;
- EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла.
Каждая из категорий содержит группы масел, соответствующие определенным качественным показателям и году выпуска автомобиля. При этом каждой группе масла присваивается дополнительная латинская буква, помимо основной, по алфавиту. И чем она дальше от начала алфавита, тем лучше свойства масла.
Так, к первой категории масел по шкале S относятся смазочные материалы для бензиновых двигателей (перечислены действующие и условно действующие группы):
- SM – масла для бензиновых двигателей 2004 года выпуска и старше;
- SL – масла для бензиновых двигателей 2001 года выпуска и старше;
- SJ – масла для всех существующих бензиновых двигателей, выпущенных в 1996 году и позднее (заменяют масла предыдущих категорий, обладают максимальным уровнем эксплуатационных свойств);
- SH – масла для бензиновых двигателей 1993 года и старше (условно действующая группа, дополнение к категориям API C (API CG-4/SH).
Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG сегодня признаны недействительными, потому что являются устаревшими, однако в некоторых странах масла данных групп все же выпускаются.
К категории С относятся следующие масла для дизельных двигателей (перечислены действующие группы):
- CJ-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателей 2006 года выпуска и старше (по качеству превышают масла CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4);
- CI-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателях 2002 года выпуска и старше;
- CH-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателей 1998 года выпуска и старше;
- СG-4 – масла для двигателей быстроходной дизельной техники 1995 года выпуска и старше (заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий);
- СF-4 – масла для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей как с турбонаддувом, так и без него, начиная с 1990 года выпуска;.
- CF-2 – масла для двухтактных двигателей 1994 года выпуска и старше;
- CF – масла для внедорожной техники, оснащенной двигателями с разделительным впрыском 1994 года выпуска и старше.
Моторные масла категорий API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API СЕ сегодня признаны недействительными, потому как являются устаревшими. Тем не менее, в некоторых странах они еще выпускаются.
Универсальные масла, которые могут использоваться и в бензиновых, и в дизельных силовых агрегатах, обозначаются, например, API SJ/CF.
Масла, прошедшие тестовые испытания и получившие лицензию по API, маркируются специальной логограммой, по которой можно узнать необходимые важные сведения о свойствах конкретного продукта. В верхней части указано обозначение масла по API. В нижнем – является ли масло энергосберегающим.Энергосберегающие масла имеют знак ЕС (Energy Conserving) – он стоит после класса API. Римские цифры, расположенные после букв ЕС, говорят об уровне экономии топлива (от 0,5 до 3 %). Как правило, энергосберегающее масло имеет также низкое значение вязкости – ее класс указывается в центральном круге логограммы. Если нет надписи «Energy Conserving» в нижней части логограммы или нет аббревиатуры EC в марке продукта, то это свидетельствует об отсутствии у масла энергосберегающих качеств.
Классификация масла по ACEA
Помимо SAE и API, действует и другая классификация – ACEA. Ассоциация европейских производителей автомобилей установила более жесткие требования классификации масел, действуя в соответствии с экологическими требованиями стран Евросоюза. ACEA разделяет смазочные материалы на классы и категории. Для обозначения классов используются латинские буквы А, В, С, Е, указывающие на то, в каких типах двигателя может применяться масло. Цифры, стоящие рядом с буквой, свидетельствуют о свойствах масла. Чем цифра больше, тем выше эксплуатационные качества продукта.
Согласно последней редакции ACEA 2004 года, буквами А/В маркируются масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей. В данную категорию масел входят все существовавшие до 2004 года классы А и В (А – для бензиновых, В – для дизельных двигателей). Сегодня в категории А/В существует 4 класса A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. В настоящее время действует еще одна категория моторных масел – она обозначается буквой С (в редакции 2005 года). Масла С, к которым относятся С1, С2, С3, С4, созданы специально для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих ужесточенным требованиям к экологичности выхлопных газов Euro-4. Данные масла совместимы с сажевыми фильтрами и катализаторами нейтрализации отработавших газов. Кстати, эти нововведения и стали причиной изменений в классификации ACEA.
В категорию Е входят масла, предназначенные для применения в нагруженных дизельных двигателях тяжелого транспорта. Данная категория существовала с момента введения классификации в действие (с 1995 года), а в 2004 году она претерпела лишь небольшие изменения. Сегодня масла в пределах данной категории делятся на классы Е4, Е6, Е7, Е9.
Приведем описание классов по их предназначению.
- А1/В1 – масла, стойкие к деструкции. Применяются с увеличенным сроком замены в бензиновых и дизельных двигателях как легковых, так и легких грузовых автомобилей, разработанных с учетом использования маловязких масел при высокой скорости сдвига и высокой температуре.
- А3/В3 – масла с высокими эксплуатационными свойствами, стойкие к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных дизельных и бензиновых силовых агрегатах легковых и легких грузовых автомобилей, а также для применения с увеличенным сроком замены согласно рекомендациям производителей или для всесезонного применения маловязкого масла.
- А3/В4 – масла, отличающиеся стойкостью к деструкции и высоким уровнем эксплуатационных свойств. Предназначены для высокофорсированных бензиновых и дизельных силовых агрегатов с непосредственным впрыском топлива.
- А5/В5 – масла, стойкие к деструкции. Их назначение – применение с большим сроком замены в высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателях легких автомобилей, в которых допускается использование маловязких масел при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
- С1 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, в которых необходимо использовать маловязкие масла, снижающие трение, содержащие наименьшее количество серы и фосфора, а также отличающиеся малой сульфатной зольностью и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с.
- С2 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, в которых необходимо использовать маловязкие масла, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с.
- С3 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, которые оборудованы сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, где требуется использование масел с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с.
- Е4 – масла, применяемые в дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Используются в двигателях без сажевых фильтров и других силовых агрегатах согласно рекомендациям автопроизводителей.
- Е6 – масла, применяемые в дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Масла Е6 прямо рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрами и работающих на малосернистом дизельном топливе. Актуальны для двигателей с системой рециркуляции отработанных газов, с сажевыми фильтрами или без них, а также для силовых агрегатов, оснащенных системой избирательного каталитического восстановления.
- Е7 – масла, используемые в высокооборотных дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться в двигателях без сажевых фильтров, а также в некоторых силовых агрегатах, оснащенных системами рециркуляции отработанных газов и избирательного каталитического восстановления.
- Е9 – масла, используемые в высокооборотных дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться в двигателях с сажевыми фильтрами и без них, а также в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции отработанных газов и избирательного каталитического восстановления. Масла Е9 прямо рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрами и работающих на малосернистом дизельном топливе.
Допуски производителей
Допуски автопроизводителей к применению моторного масла в определенных типах двигателя выдаются на конкретный продукт после проведения ряда испытаний. Данный процесс достаточно длительный и дорогостоящий для изготовителя смазочных материалов – все издержки по получению допусков включаются в себестоимость продукта, что способствует удорожанию масла. Тем не менее, выгода для покупателя очевидна: покупая масло с отметкой о допуске применения продукта в двигателе конкретного автомобиля, автовладелец может быть уверен: качество товара соответствует требованиям автопроизводителя. Кроме того, масла, получившие соответствующие допуски, имеют, как правило, увеличенные сроки замены, а это ведет к значительной экономии.
Страна-изготовитель масла
На этикетке моторного масла не всегда можно найти информацию о производителе. В этом случае необходимо изучить штрих-код.Иногда код, указанный на этикетке, не соответствует стране-производителю. Одной из причин может быть то, что фирма зарегистрирована не в своей стране, а там, куда осуществляется экспорт продукции. Другая причина – продукция была выпущена на дочернем предприятии. Третья – масло изготовлено по лицензии предприятия другой страны. И четвертая – учредителями компании являются юридические лица разных государств.
Дата изготовления масла
Гарантийный срок хранения моторного масла составляет 5 лет. Дата изготовления указывается на канистре методом тиснения в том случае, если тара была изготовлена в одном технологическом процессе с маслом.
ПОЧЕМУ НАМ ДОВЕРЯЮТ
Инженеры БОРФИ – профессионалы в своем деле. Серьезный подход к решению любой производственной задачи – наше кредо. Знания и опыт позволяют нам оказывать квалифицированную техническую поддержку крупнейшим российским предприятиям. Мы ценим тех, с кем работаем, и дорожим их доверием.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Линейка очистителей бренда EFELE пополнилась новыми составами на водной основе
С применением покрытий MODENGY количество брака на производствах спойлеров для грузовиков сводится к минимуму