Как менять шкворня на уаз патриот
Перейти к содержимому

Как менять шкворня на уаз патриот

  • автор:

Замена шкворней на УАЗ (Патриот, Буханка) своими руками: инструкция с фото и видео

В статье пойдет разговор об обычной и естественной проблеме, возникающей во время эксплуатации автомобиля УАЗ. Многим уазоводам со стажем это неинтересно, замену шкворней они не считают за проблему, а зря. Материал также будет полезен и новичкам.

Оглавление:

Автомобиль УАЗ создавался для советской армии, в конструкцию заложены требования максимальной простоты, надежности и ремонтопригодности. Многие решения используются и сегодня. Одно из таких удачных решений – шкворни.

Эту деталь меняют, когда уже невозможно убрать биение и стуки затяжкой гаек. Неисправность шкворней нельзя не заметить — стук в ходовке, со стороны колеса, чаще правого, хорошо слышен при езде по полевым и проселочным дорогам. Со временем он становится только сильнее. Ремонтировать или регулировать его, тем не менее, нужно при появлении первых признаков — отложенный ремонт принесет лишние проблемы с автомобилем.

«Ходимость» шкворней зависит от условий работы. По хорошим дорогам они ходят долго, до 100 000 км, а на «покатушках» — как повезет. Заменить шкворни самостоятельно по силам людям, имеющим элементарные слесарные навыки и желание.

Виды шкворней

В настоящее время используются следующие виды:

  • Стандартные. Устанавливаемые при сборке на заводе с пластиковым вкладышем;
  • Усиленные. С вкладышем из бронзы;
  • Шкворни с бронзовой втулкой (подшипник скольжения);
  • На конусном подшипнике;
  • На шарике.

На автомобилях УАЗ устанавливаются мосты двух видов. Так называемые «гражданские мосты» — это мосты с разъемным картером. Мосты типа «Спайсер» с неразъемным картером, имеющим монтажное окно, закрытое крышкой. На всех мостах возможна установка любого вида шкворней. Правда, для некоторых требуется доработка.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот»

Подготовка

Чтобы не пришлось менять шкворни в полевых условиях, а такое иногда случается, делайте замену планово. Установив, какой на вашей машине мост, какие шкворни, отправляйтесь в магазин, где продаются запчати на УАЗ. Покупайте ремкомплект, прокладки на фланец ступичного узла 2 шт., смазку для высоко загруженных узлов 1 туба. В ремкомплекте должен быть специальный ключ для откручивания/закручивания верхней ответной части (регулировочная гайка) шкворня. Если его нет, спросите у продавца. Без него отвернуть можно, но сложно.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Примеры ремкомплектов для замены шкворней на УАЗ любого вида

Примеры ремкомплектов для замены шкворней на УАЗ любого вида

Для работы вам потребуется следующий инструмент и оборудование:

  • Домкрат- 1 шт.
  • Противооткатные упоры – 4 шт.
  • Козелок для вывешивания машины — 2 шт. штоковых или один широкий (оставлять на домкрате и работать под машиной опасно)
  • Баллонный ключ и монтажка;
  • Комплект рожковых ключей;
  • Комплект головок;
  • Молоток, отвертка, плоскогубцы;
  • Штангенциркуль или линейка;
  • Смазочный шприц;
  • Переносной фонарь (переноска) 12В.

Для работы нужен гараж или мастерская со смотровой ямой, а еще лучше с подъемником. Перед тем, как поставите машину в ремонт, рекомендуем съездить на мойку, промыть колесные арки — тогда грязь не будет сыпаться за шиворот. Также следует помыть место разбора на чулке моста и поворотный кулак.

Разбор

Когда заедете на смотровую яму, поставьте машину на ручник, под задние колеса поставьте противооткатные упоры. Установите домкрат под передний мост, отпустите колесные гайки на 1 оборот. Поднимайте машину, после отрыва колеса от пола демонтируйте колесо, уберите в сторону. Максимально высоко, на сколько хватит подъема домкрата или высоты козелков, поднимите автомобиль, под раму поставьте козелок, опустите на него авто. Эту же работу проделайте с противоположной стороны. В результате мост опустится на рессорах, и увеличится свободное место под колесной аркой — будет удобнее работать.

Замену шкворней можно сделать тремя способами:

  1. Без снятия и разборки поворотного кулака и ступицы.
  2. Со снятием с машины, но без разборки поворотного кулака и ступицы.
  3. С полной разборкой.

Первый обычно практикуют на СТО, если заявка только на замену шкворней, а также опытные водители. Разбирать поворотный кулак и ступицу не стоит, пока нет необходимости провести ремонт или ревизию состояния ШРУСа, смазки внутри поворотного механизма и сальников. Для тех, кто будет делать замену впервые, выбрать следует второй вариант.

После того, как сняли колеса, начинайте разборку. Вам необходимо снять тормозной суппорт, но сначала извлеките колодки. Для этого открутите прижимную скобу — она крепится двумя болтами с головкой под ключ на 13.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Монтажкой или широкой отверткой разожмите (задвиньте внутрь) цилиндры суппорта. Вынимайте колодки.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Затем, открутив два болта крепления, снимите суппорт. Осторожно, чтобы не испортить тормозной шланг, положите его на рессору.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Затем нужно снять поперечную рулевую тягу. Гайка рулевого наконечника стопорится шплинтом. Плоскогубцами разогните шплинт и удалите его. Ключом на 19 отверните гайку.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

В рычагах рулевой трапеции посадочное место наконечника и сам наконечник имеют конусный вид. Чтобы его снять, надо между рычагом трапеции и поперечной тягой вставить монтажку и, нажав её вниз, молотком ударить в торец рычага. Стучать по наконечнику молотком нельзя — испортите резьбу.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Не рекомендуется бить молотком по наконечнику, но если нет других вариантов, то между молотком и наконечником кладут мягкую металлическую подкладку

Далее. Накидным или рожковым ключом на 14 (13) открутите 5 болтов, которыми крепится поворотный кулак к картеру моста.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

В щель между фланцами при помощи молотка вставьте отвертку и разведите фланцы. На фланцах поворотного кулака имеются 2 резьбовых отверстия. Они предназначены для разбора. Заворачивая в них болты, снятые с фланца, можно раздвинуть стык.

Рядом с машиной положите колесо, которое вы сняли, наружной стороной вверх. Вытаскивайте узел целиком вместе с полуосью, и ставьте его вертикально на колесо. Шпильки попадут в отверстия на диске колеса. Если есть слесарный стол с тисками, то надо работать на нем. Но и то, что у вас получится при помощи колеса, также позволит работать не на полу.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Снятие шкворня

Для этого ключом на 24 открутите гайку крепления шкворня, снимите накладку. Очистите от грязи и остатков смазки монтажное отверстие.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

С одной стороны автомобиля на поворотном кулаке шкворень будет «скрыт» за крышкой с четырьмя болтами

Штангенциркулем, штоком для измерения глубины (глубиномерная часть) замерьте и запишите расстояние от верхней кромки резьбовой части до регулировочной гайки. Специальным ключом, который идет в комплекте со шкворнями, выверните зажимную втулку. Если она не выкручивается, не надо сильно налегать и применять удлинители — вы можете сломать ключ. Лучше постучать молотком по свободному концу шкворня вдоль тела, чтобы он просел внутрь, после этого гайка должна сдвинуться. Если гайка не поддаётся из-за ржавчины, то используйте специальные аэрозоли, предназначенные для этого. Если и это не поможет, то придется использовать газовую горелку — прогревать и выворачивать деталь. Но чаще всего достаточно и молотка.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Открутите гайки на сальнике поворотного кулака. Это позволит снять поворотный кулак, отделить от него ШРУС.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими рукамиЗамена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Вынув отработавшие шкворни (их по 2 на каждом поворотном кулаке — нижний и верхний), удалите при помощи отвертки остатки вкладышей.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Посадочные места вкладыша и части поворотного кулака очистите от грязи. Для этого можно использовать бензин, солярку или аэрозоли типа очистителя карбюраторов. По возможности продуйте его сжатым воздухом. Работать с бензином и аэрозолями нужно с особой осторожностью — исключить открытый огонь, в том числе курение.

Установка шкворня

Сначала поставьте на место вкладыш. Обратите внимание на пазы в посадочном месте и усики на вкладыше — они должны совпасть. Осадите вкладыш до конца при помощи старого шкворня и молотка. Сильно бить нельзя, будь он хоть пластиковым хоть бронзовым.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Во время осадки бронзового вкладыша, изменившийся с глухого на более звонкий звук, подскажет вам, что вкладыш на месте. Заложите смазку, если шкворни без отверстия, под пресс-масленку (тавотницу). Вставьте в посадочное место шкворень, закрутите гайку. Закрутить её надо строго на такое же расстояние, как было, или хотя бы максимально близкое к тому. Тут пригодятся ваши записи и штанген. Это предварительная регулировка. На второй стороне делаете такую же работу.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Регулировка и сборка

Регулировку проводите очень внимательно. Обращаем ваше внимание на то что, шкворень — это не только часть ходовки, но это ещё и рулевое управление. ШРУС с полуосью вращаются на больших оборотах, и, если будет несоосность (несовпадение осей вращения двух валов), будут вибрация, шум и преждевременный износ.

Если вы установили ступичный узел на снятое колесо, то регулировать будет удобно. Перед вами — поворотный кулак. Штангенциркулем (глубиномером) замерьте расстояние от края отливки, где ввернут шкворень, до упора в сферическую поверхность кулака с одной, а затем с другой стороны. Расстояние должно быть одинаковым. Если оно разное, то регулировка производится откручиванием регулировочной гайки шкворня с одной стороны и закручиванием с другой. Так смещаем одну часть кулака относительно другой.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Теперь, когда регулировка закончена, затяните регулировочные гайки, а затем отпустите примерно на 1\6 оборота. Вкрутите пресс-масленки и прошприцуйте. Смазку надо «загонять» до выхода её из щелей.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Вместо непрочной нижней тавотницы (пример на изображении) лучше вкрутить надежный болт

Установите узел на машину и заканчивайте сборку в обратном порядке. Когда установите колесо, проверьте регулировку следующим образом.

Вставьте монтажку между полом и колесом и при ее помощи покачайте колесо. Если почувствуете биение, то надо подтянуть регулировочные гайки. Подтягивать надо обе — если на четверть оборота провернули нижнюю, то и верхнюю надо подтянуть тоже на четверть.

Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками

Затем надо покачать руками колесо в горизонтальной плоскости, так, как оно работает при поворотах. Вращение должно быть с небольшим усилием. Если колесо двигается тяжело, значит перетянули и надо ослабить. Отрегулировали — ставьте на место шайбы и закручивайте гайку. Переходите на вторую сторону и делаете все то же самое. В последнюю очередь установите на место поперечную тягу.

Приподнимите машину домкратом и уберите козелки.

Регулировку и смазку необходимо повторить через 500-600 км. пробега, за это время шкворни хорошо «усядутся». Все следующие ТО делайте в соответствии с руководством по эксплуатации или после каждого выезда в тяжелое бездорожье.

Также вы можете посмотреть несколько полезных видео-инструкций о замене шкворней на УАЗ:

Очень полезным будет следующее видео: Замена шкворня на УАЗ «Патриот».

Замена шкворней на УАЗ «Буханка»

Для УАЗ-452 справедливы все описанные выше моменты: разборка, установка, регулировка. Поэтому мы приложим только пошаговую фото-инструкцию.Замена шкворней на УАЗ «Буханка» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Буханка» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Буханка» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Буханка» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Буханка» своими руками Замена шкворней на УАЗ «Буханка» своими рукамиЗамена шкворней на УАЗ «Буханка» своими рукамиЗамена шкворней на УАЗ «Буханка» своими рукамиЗамена шкворней на УАЗ «Буханка» своими руками

Замена шкворней без разбора и снятия узлов с машины

Выше описанный способ замены не всегда возможен, так как многие владельцы УАЗов просто заваривают монтажный стык картера моста и поворотного кулака. В этом случае замена шкворней делается на месте без снятия или с полной разборкой поворотного кулака.

Поменять шкворни на месте задача вполне осуществимая. Лучше делать её на подъемнике. Замену нижнего шкворня из смотровой ямы сделать тяжело, потому что очень низко, и от того неудобно — сложно менять и регулировать. По технологии замена шкворня отличается от ранее описанного способа только тем, что все работы проводятся под машиной в ограниченном пространстве и недостаточной освещенности. Преимуществом будет то, что потребуется выполнить меньше операций, так как не нужно снимать тормозной суппорт, рулевую тягу и весь узел поворотного кулака со ступицей. Возможно, это компенсирует вам неудобства и трудности.

Можете посмотреть видео о том, как заменить шкворень без разбора:

Стоимость замены шкворней

Теперь можно подвести итог. Стоимость замены шкворней составит — 1570 руб. Из них:

  • Ремкомплект шкворней — 1230 руб.
  • Смазка neste oil — 260 руб.
  • Прокладки — 2 шт. *40 руб. = 80 руб.(если меняем со снятием с машины)

Эта работа на СТО стоит от 2500 и выше без стоимости запчастей.

Менять шкворни самому или ехать на СТО — решать вам. Если решили делать самостоятельно, будьте внимательны и соблюдайте технику безопасности при проведении ремонтных работ.

Кто молодец? Я молодец! Сказ о самостоятельной замене шкворней

Всем привет!
Пользуясь наличием свободного времени, хочу изложить как я самостоятельно выполнил замену шкворней и вкладышей с заводских на бронзовые ваксойловсие.

Сразу хочу пояснить, что хоть процедура по замене шкворней в безгаражных условиях кому-то может показаться простой и банальной, но для меня это был первый серьезный опыт по самостоятельному обслуживанию Патриота. Собственно говоря, именно поэтому и такой заголовок. Ранее я максимум что делал, так это ставил пневмоупоры капота и сеточку на решетку приделывал.

С чего все началось? Началось все с того, что на очередном ТО (третье по счету), которое я проходил уже не у дилера, а в гараже у одноклубника (по совместительству клубного мастера-механика) мне диагностировали сильный люфт в вертикальной плоскости левого колеса. Правое было в принципе в норме, но левое качалось "мама не горюй". Был поставлен диагноз — шкворня!

Исходя из выявленной проблемы, мною было принято решение заказать полный ремкомплект шкворней на многим известном СТО22 "Ваксойл" Официальный сайт СТО22 (Ваксойл). Сказано — сделано. Ремкомплект заказал в середине апреля, получил ближе к середине мая. Вместе с доставкой обошелся в 4 090 рублей.

Немного забегая вперед скажу, что я полностью доволен комплектом и могу рекомендовать его всем, кто задумается менять шкворня и вкладыши на ваксойловские.

Менял шкворня за 2 дня, с разницей в 1 неделю. на замену одного шкворня, в силу отсутствия опыта, уходило 6-7 часов. Но сразу оговорюсь — делал все не спеша, осторожничая (как бы чего не сломать). В первый день поменял шкворня на проблемном колесе, через неделю — на втором колесе.

Перед заменой шкворней проштудировал интернет на предмет видеоинструкций по замене. На мой личный взгляд самая лучшая инструкция, и при этом не растянутая на десятки минут, у Ваксойла

. Этот ролик был моей главной инструкцией. Какие-то мелкие моменты в нем не показаны, но все самое основное, главное присутствует. Хочу поблагодарить от себя лично 🙂 Хасана Карагужина за то, что его СТО создает и выкладывает в свободный доступ такие ролики.

Для замены шкворней проехался по магазинам и кое-что докупил: смазки Литол 24 и Шрус 4, герметик Felix (красный), щетки с металлической и синтетической щетиной, мелкую наждачку для затирки ржи, керосин для отмывания деталей от старой смазки, гвоздодер из арматуры. Кое-что в наличии было — масло моторное, проникающая смазка Felix и WD-40, электронный штангенциркуль. Запасся в избытке старыми газетами и тряпками.

В выбранный день приехал к гаражу, поставил наизготовку машину, разложил инвентарь и приступил к замене.

При снятии колеса и заглядывании за кулак в район фланца моста был неприятно удивлен — все в смазке перемешанной с грязью…

Дальше, строго следуя инструкции Ваксойла снял шкворня, корпус ШОПКа, вынул ШРУС. Когда снял корпус кулака и вынимал ШРУС смазка вся была весьма не приглядная. По консистенции жидкой сметаны… Нижний вкладыш был "мёртв", верхний лучше, но ему уже тоже был крындец. Чашки-опоры шкворней на кулаке без следов выработки, достаточно чистые и гладкие. Сами шкворня визуально на троечку.

Потом начал снимать ШОПК. Несколько заколебался с раскручиванием болтов и выниманием ШОПКа из моста. При раскручивании болтов активно пользовался проникающей смазкой Felix, чередуя её с WD-40. Лил не жалея. После снятия ШОПКа заметил особенность — на фланце не было прокладки, но все было в герметике белого цвета. Я при сборе поставил прокладку из ремнабора и дополнительно намазал герметика.

Один из болтов крепящих левый кулак к мосту был жутко ржавый. Но это был единственный болт в таком состоянии из всех болтов с обеих сторон.

После снятия всего приступил к очистке от старой смазки. Сначала вычерпывал старую смазку газетами и тряпками, а остатки вымывал керосином. После очистки и высушивания прошелся мелкой наждачкой по местам с налетом ржи.
Когда менял шкворня на правом колесе (где не было люфта), то смазка была другой консистенции. Фрагментарно был даже заводской Литол. Шкворня и и вкладыши правого колеса были в существенно лучшем состоянии. в отличие от левого колеса.

После отмыва приступил к набиванию смазки, обратной сборке и установке в соответствии с видеоинструкцией.

Какие у меня были сложности при выполнении работы по замене шкворней самостоятельно? Основное это:
— сложно было снять рулевые рейки (выбить пальцы). На правом колесе потратил на это 2 часа… Рычаг поворотного кулака вместе с распорными шайбами (сухарями) и то за 10 минут снялся.
— Сложно было сначала снять ШОПК с моста, а потом его плотно вставить. При снятии долго не мог сдернуть кулак для того, чтобы образовалась щель, куда можно было бы гвоздодер вставить как рычаг. Касается обеих сторон. При обратной установке с правой стороны кулак никак не ставал плотно в мост. Кое как зацепил болтом и постепенно притягивая болтами по кругу затолкал кулак в мост.
— неудобно пользоваться электронным пластиковым штангенциркулем. Руки в смазке, он скользит, показания сбиваются… Почему-то кажется, что металлическим будет удобнее.
— запрессовка сальника ШРУСА без оправки — неудобно и есть риск его повредить. На левом колесе начал запрессовывать отверткой — прекратил, попросил в соседнем гараже кусок трубы диаметром около 50 мм и использовал как оправку. Потом купил себе в сантехмагазине обрезок трубы такого же диаметра и при смене шкворней на втором колесе использовал его (очень удобно было).

Это основное. Не жалейте WD-40 или других проникающих смазок. Они хорошо помогают.

Что изменилось после смены шкворней и вкладышей? Пропал заметный люфт руля. Руль стал острее. Легче возвращается в ноль (причем самостоятельно). Я доволен. Доволен по двум причинам: машина стала лучше управляться и то, что я сделал это сам, сэкономив около 10 тыс. руб. (столько наш дилер берет за замену шкворней) Это тоже вызывает положительные эмоции. На сэкономленные деньги (несколько добавив), куплю литье для мудовой резины.

На выходных у дилера сделаю схождение и думаю, что потом только контролировать шкворня надо будет.

Меняем шкворня на УАЗ Патриот своими руками

Шкворневой механизм автомобиля УАЗ Патриот, служит для соединения поворотного кулака со ступицей колеса. Данный узел является одним из основных управляющих элементов внедорожника, поэтому ему справедливо уделяется пристальное внимание грамотных автовладельцев. Но как и все другие механизмы, шкворня со временем изнашиваются и тогда уже нужно заняться их ремонтом. Вкратце о том, как это сделать и поведает данная статья.

Поворотный механизм в разрезе

Механизм в разрезе

Разновидности подходящие для Патриота

Для внедорожника существуют три основные разновидности шкворневого соединения:

  1. Заводской вариант – сферическая опора с пластиковыми вкладышами. Изготовитель выпускает УАЗ на облегченных и дешевых комплектующих, гарантируя надежность подвески при соблюдении умеренных условий эксплуатации. Требует периодической регулировки зазоров, ремонт производится по мере износа вкладышей.
  2. Усиленные шарниры с бронзовыми вкладышами – модификация для любителей «поколбаситься» на ухабах и буераках. Выпускаются в виде ремонтного комплекта мелкими производителями автомобильных запчастей (Ваксойл, Ниагара, Автогидравлика, Фактор, Соллерс, ИП Кузнецов и др.), предназначены для тяжелых дорожных нагрузок. Бывалые джиперы сразу рвутся поменять пластик на бронзу, чтобы не возникало проблем со шкворнями в загородных поездках. – недавняя разновидность, которая завоевывает все большую популярность у владельцев УАЗов. Не требует постоянного регулирования, и при качественных комплектующих и грамотной замене достаточно долговечны. Недостатками являются сложность монтажа и невозможность полевого ремонта.

Вариант с бронзовыми вкладышами

Замена шкворней на Патриоте производится в случае появления люфтов в передней подвеске или для профилактики перед сложной поездкой. Одним из результатов установки подшипникового механизма является заметное улучшение управляемости машины. Алтайский производитель Ваксойл предлагает шкворня с заданным углом кастора +5 или +8, который также влияет на облегчение вождения.

Основные этапы замены шкворней на УАЗ Патриот

Рассмотрим только отдельные операции, относящиеся именно к замене шкворневого узла своими руками. Остальные предварительные процедуры достаточно понятны и не требуют тщательного разбора.

  • необходимо открутить крепления рулевых тяг к поворотному кулаку и освободить полуось от ступицы;
  • откручиваем болты крепления шкворней и специальной насадкой

Разбираем деталь

Откручиваем гайку крепления

Шкворневой ключ

Дополнительные рекомендации

Установленные шкворня на бронзовых вкладышах требуют последующей регулировки через 500 км щадящего обкатывания из-за естественной усадки. Производитель Ваксойл-сервис дает на свой комплект трехлетнюю гарантию или 100 тысяч километров пробега при качественном монтаже. Остальные изготовители дают подобные обязательства.

Подшипниковые узлы менее прихотливы к последующему обслуживанию. Надежность их работы удостоверяется на первой тысяче километров.

УАЗ Патриот относится к автомобилям, требующим постоянного внимания владельца. Будьте бережны и обходительны со своим железным другом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *