Заправил дизель в бак бензинового автомобиля — что будет и что делать
Пожалуй, нет ничего хуже, чем залить в бак бензинового автомобиля дизельное топливо и наоборот — заправить бензином дизельную машину. Особенно печальные последствия могут быть при заправке не тем топливом современных автомобилей, оборудованных сложными высокоточными системами впрыска топлива и другими вспомогательными электронными элементами. Ремонт может встать не просто в «копеечку», а в очень большую сумму.
Начинающему автовладельцу на заметку!
Несмотря на то что оба вида топлива (бензин и дизель) перерабатываются из сырой нефти, они производятся с использованием совершенно разных процессов и добавок и ни коим образом не взаимозаменяемы! Поэтому кажущаяся некоторым малоопытным водителям надуманность проблемы имеет под собой реальную химическую составляющую, способную «отравить» нутро автомобиля и привести к серьезной поломке.
Как можно перепутать заправочный пистолет?
Marek Studzinski / unsplash.com
Автомобилисты со стажем, в свою очередь, тут же отметят, что заправить автомобиль неправильным топливом — задача нелегкая, поскольку заправочные краны имеют цветовую маркировку (у дизельных насосов обычно зеленые ручки) или, по крайней мере, на них имеется четкое обозначение «92», «95» и так далее для бензина и «ДТ» — для дизельного топлива.
Более того, сопло кранов имеет разный диаметр: дизельные заправочные пистолеты несколько больше по диаметру своих бензиновых коллег (диаметр дизельного «жала» 25 мм, бензинового — 21 мм), это затрудняет их помещение в заправочную горловину автомобиля с бензиновым мотором.
Впрочем, «затрудняет» не значит делает невозможным… от водителя нужна лишь решимость — запихнуть невпихуемое, да и ошибки у работников АЗС по всему миру, банальную халатность также никто не отменял. К примеру, бывает так, что бензовозы по ошибке закачивают дизельное топливо в подземные резервуары для хранения бензина. Такое происходит чрезвычайно редко, но бывает.
Заправщики также могут наломать дров, вставив не тот пистолет в бак. Автор этих строк самолично наблюдал такой казус, когда на одной из заправок работник по ошибке залил солярку в «Газель». Благо «газелист» вовремя заметил подмену и побежал выяснять очень нехорошее недоразумение.
Единственное предположение, как физически так могло получиться, это то, что у более старых автомобилей с бензиновым двигателем заливная горловина чуть шире и позволяет вставить внутрь, в том числе и заправочный пистолет с дизельным топливом. Ну или на автомобиль был поставлен дополнительный бак, также с более широкой заправочной горловиной.
Но как бы то ни было, главным вопросом остается: что делать, если вы зальете дизель в свой автомобиль с бензиновым двигателем? Давайте разбираться.
Не все виды топлива одинаковы
Дизель и бензин — очень разные виды топлива. Дизель тяжелее бензина, имеет гораздо более низкое октановое число и воспламеняется совершенно по-другому . Бензин имеет характерный запах, дизельное же топливо пахнет по-иному. Последний тип намного гуще бензина, который представляет собой жидкое, текучее, водянистое вещество.
Если на заправке у вас возникли подозрения, что вам залили вместо бензина дизтопливо, рисковать и заводить автомобиль КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СЛЕДУЕТ!
Если все же проигнорировать этот факт, то машина, конечно же, поедет, пока в топливопроводе будет бензин, но как только в цилиндры начнет попадать дизельное топливо, очень быстро тяга прекратится, автомобиль затрясет и ехать на нем будет невозможно. В моторе появятся посторонние шумы — стуки, а из выхлопной трубы повалит черный дым.
Если упорствовать и не глушить мотор, в итоге машина просто заглохнет, поскольку солярка воспламеняется от сжатия и ее невозможно зажечь искрой. Здесь только на эвакуатор и в сервис.
По времени, через сколько мотор затроит и начнет захлебываться соляркой, сказать точно сложно, поскольку это напрямую будет зависеть от количества оставшегося правильного топлива в бензобаке. Но через пару ли минут, или через несколько десятков минут это произойдет неминуемо.
Процесс вкратце такой: солярка — более тяжелая фракция, и она начнет свой путь в нижнюю точку бензобака, откуда через топливопровод при помощи бензонасоса чужеродное топливо начнет поступать в двигатель.
То есть более плотное дизельное топливо будет опускаться, а бензин всплывет на поверхность.
Какие могут быть последствия?
Garett Mizunaka / unsplash.com
Минимальные последствия:
- Придется промывать топливную систему от солярки и ее остатков, масел, растворенного в ДТ парафина;
- В любом случае потребуется заменить все топливные фильтры
- Чистить придется и карбюратор или форсунки;
- Свечи тоже не переживут встречи с более тяжелым топливом;
- С бензобака потребуется слить всю солярку и деактивировать ее остатки на стенках/очистить их.
Средние последствия:
- Замена масла;
- Масляного фильтра
Только в том случае, если ДТ просочится через цилиндры и из масляного фильтра.
Максимальные последствия:
- Капремонт двигателя.
Что делать, если вы только что заправились дизельным топливом вместо бензина
Если вы осознаете ошибку до того, как попытаетесь сесть за руль, вот что вам следует сделать:
1. Не заводите автомобиль и никуда на нем не едьте. Мы объяснили выше, какими могут быть последствия.
2. Обратите внимание, сколько дизельного топлива вы только что залили туда. Между 5 литрами и полным баком огромная разница! В дальнейшем это поможет автомеханику точнее определить масштабы урона.
3. Вызывайте эвакуатор — и в автосервис. Там вам уже подсчитают урон. Но совершенно точно оплошность выйдет в большую копеечку, даже если все пойдет по минимальному сценарию.
4. Худший случай — капремонт двигателя, который пытался «переварить» неподходящее топливо. Нередко такое приводит к серьезным повреждениям цилиндров, поршней и клапанов.
5. Сохраните чек с заправки (если вам влили неподходящее топливо не по вашей вине, например заправщик), потребуйте проведения экспертизы залитого топлива, сохраните накладные и чеки после технического обслуживания.
Более подробно по теме юридической защиты в таком случае читайте здесь или здесь .
И еще один совет. Внимательно смотрите, каким пистолетом вас заправляет заправщик, какое залитое топливо озвучивает кассир на заправке и что написано в выданном чеке — АИ или ДТ. Эта внимательность сбережет вам нервы и большие деньги!
Заправил бензин в бак дизельного автомобиля — что будет и что делать?
Узнал он об этом от кассира-оператора, озвучившего содержание чека. Персонал сразу признал ошибку и вызвал фирменную бригаду экстренной помощи. Крупные топливные компании, оказывается, готовы к оперативному решению таких проблем невдалеке от больших городов.
Мастера осушили всю систему, промыли топливный тракт, затем бак наполнили правильным бензином до полного — за счет заведения (а точнее — несчастного заправщика), принесли извинения и пожелали доброго пути. День был испорчен — на все процедуры ушло около четырех часов, но машина спасена.
А если все сделать наоборот?
Народная молва гласит, однако, что в России чаще ошибаются в другую сторону — заправляют дизель бензином, поскольку « дуло» солярочного пистолета зачастую шире горловины бензинового бака. Сила привычки. Допустим, никто не заметил подмены, водитель сел и поехал. Допустим, он ничего не понимает в технике и не ощутил никаких перемен в поведении машины. Но любой современный автомобиль непременно включит check engine — многие датчики оповестят, что что-то пошло не так.
Хотя внешние симптомы достаточно заметны — двигатель, скорее всего, станет дергаться и тарахтеть сильнее обычного. При этом упадет мощность, а выхлоп начнет планомерно уничтожать нейтрализатор отработавших газов — при сгорании неправильной смеси получается и неправильный набор продуктов сгорания.
Плотность солярки выше, чем плотность бензина, и есть вероятность, что насос сначала будет черпать из бака именно ее остатки, а потому с автомобилем сразу ничего не произойдет (с бензиновыми машинами ситуация обратная — ошибочно залитая солярка в систему приходит мгновенно).
Если вовремя спохватиться и выключить мотор, то большой беды не случится. Если не реагировать, то первый удар на себя примет ТНВД — насосы этого типа очень чувствительны к качеству топлива. Следующей вы приговорите систему впрыска. У распространенной common rail здоровье сильно зависит от смазывающих свойств топлива, бензин ей противопоказан. Двигателю также не понравится присутствие в смеси инородных углеводородов — управляющая электроника сойдет с ума, стабильность работы нарушится. Возможные последствия — самые разнообразные.
Комплекс мероприятий
При высоком содержании бензина в солярке дизель быстро заглохнет, запустить его снова не получится. При низком возможны варианты, но в любом случае пользы от этого никакой. При своевременном обнаружении ошибки можно отделаться промывкой бака, топливных магистралей и заменой фильтра.
В этом аспекте дизель чуть более вынослив, чем бензиновый мотор. Если в пустой 50-литровый бак влили 10 л бензина и это вовремя обнаружено, можно долить 40 л солярки — эксперты утверждают, что дизель такую смесь переварит, если не напрягать его высокими оборотами (а пропорция 1:10 вообще не критична). По мере опустошения бака без промедления доливаем правильного топлива — и так постепенно изводим бензин. Не помешает и присадка для повышения цетанового числа — она смягчит все негативные процессы.
Если же бензина больше, чем солярки, проблему лучше решать, не пытаясь пустить двигатель даже для того, чтобы отъехать в сторонку от раздаточной колонки. Да, эвакуатор — время, нервы, деньги, но так лучше.
Тайна, покрытая мраком
Точных данных о том, сколько бензина выдержит дизель, нет. Это бессмысленно и ненаучно — выяснять, а что получится, если гвоздь вкручивать, а шуруп вколачивать.
Но некоторые исследования на тему «топливосмешения» определенно проводились: возможно, самими топливными компаниями. Зачем? Не совсем ясно. Предположительно — для общего понимания, что будет, если в цистерну бензовоза заливать попеременно то бензин, то солярку, не промывая при этом емкость.
В частности, компания «Ростнефть» (не путать с «Роснефтью») приводит любопытные сведения. Например, однопроцентное засорение солярки бензином снижает температуру воспламенения топливной смеси на 18 градусов.
Или: двухпроцентное засорение бензина дизтопливом приводит к снижению октанового числа на 1 балл. Всё это подтверждает, что любое отклонение состава топлива от нормы негативно, и такового следует избегать.
Умрёт в другой раз
Вывод для обоих случаев идентичен: мотор сразу не умрет.
Доводить процесс до крайностей совершенно невыгодно из соображений экономии средств. При своевременном обнаружении ошибки можно отделаться промывкой бака, топливной магистрали и заменой фильтров. Для дизеля сервисмены непременно предложат также углубленную чистку насоса и форсунок и чего-нибудь еще. Это не имеет смысла, если двигатель работал на бензине буквально пару секунд, так что не поддавайтесь на уговоры.
Но если проявить упорство и ехать, несмотря ни на что, то вполне можно добиться смерти двигателя и топливных агрегатов. Чего, конечно же, мы никому не желаем заправлять дизель бензином.
Что будет, если залить в топливный бак бензин вместо дизеля?
Владельцы иногда сталкиваются с такой ситуацией, когда на АЗС вместо дизельного топлива автомобиль ошибочно заправили бензином. Подобные случаи могут возникнуть по разным причинам, но наиболее часто виноваты сами водители. В дизель заливают бензин по привычке, а сами случаи заправки неподходящим видом топлива происходят после недавней смены бензинового авто на машину с дизельным двигателем.
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве системы питания дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете о составных элементах и принципах работы указанной системы дизельного двигателя.
В самом начале стоит отметить, что заправка дизеля бензином в ряде случаев грозит серьезными последствиями для дизельного мотора, но с несколькими оговорками. Потенциально возможные варианты:
- В полностью пустой бак дизеля по ошибке залили бензин;
- Бензин частично перемешался с дизтопливом, так как в баке присутствовала солярка;
В первом случае запуск дизеля и начало движения автомобиля становится возможным только благодаря тому, что в топливной системе остается некоторое количество солярки. После того момента, когда в топливные магистрали начнет поступать бензин, двигатель попросту заглохнет. Последующий запуск мотора осуществить уже не удастся.
Такая ситуация относится к менее опасным, так как в большинстве случаев машину эвакуируют на СТО, сливают из бака бензин, промывают бак и топливные магистрали, меняют топливные фильтры. Зачастую серьезного ремонта удается избежать.
Второй случай намного более опасен. После заправки бензином дизель нормально заводится на остатках солярки в системе питания двигателя и машина едет, но далее в мотор начинает поступать смесь солярки и бензина.
Подобная ситуация губительна для дизеля, так как езда на смеси солярки и бензина вызывает механическое разрушение силового агрегата. Давайте разбираться в том, почему бензин так вреден для дизельного двигателя.
Работа дизеля на смеси солярки и бензина: возможные последствия
Дизельный мотор устроен так, что принцип подачи и воспламенения рабочей смеси в нем кардинально отличается от бензиновых агрегатов. В дизеле воздух подается отдельно, затем сильно сжимается. Солярка впрыскивается напрямую в цилиндры под большим давлением на самом окончании такта сжатия, распыляется на мелкие частицы по объему рабочей камеры и самостоятельно загорается от контакта с разогретым от указанного сжатия воздухом. До момента загорания после впрыска присутствует небольшая задержка.
В большинстве бензиновых ДВС воздух и бензин смешиваются во впускном коллекторе, а уже после всасывается в цилиндры. Воспламенение порции уже готовой топливно-воздушной смеси происходит от искры в строго определенный момент. Искру создает свеча зажигания.
Рекомендуем также прочитать статью, как и чем промыть дизельный двигатель перед заменой масла. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках различных способов промывки мотора.
В дизеле максимально большое количество смеси должно сгореть до того момента, как поршень доберется до ВМТ, чтобы энергия расширяющихся газов в виде давления наиболее эффективно передалась поршню с самого начала его рабочего хода. Воспламенение смеси раньше положенного момента будет означать, что создаваемое газами давление будет мешать поршню подняться в ВМТ. Позднее загорание приведет к тому, что поршень будет получать «удар» от расширившихся газов не в самом начале рабочего хода. КПД дизеля снижается, нарушается стабильность работы мотора.
Очевидно, что воспламенение должно происходить в строго заданный момент, который предусмотрен инженерами конструктивно для того или иного типа двигателя. Напрашивается вывод, что определенные свойства бензина не позволят ему нормально сгорать в дизельном двигателе. Давайте рассмотрим особенности дизельного горючего и бензина более подробно.
Отличия дизтоплива от бензина
Прежде всего, бензин является более «легким» и менее вязким топливом сравнительно с соляркой. Одной из ключевых характеристик бензина является октановое число. Под данной характеристикой стоит понимать стойкость бензина к свойству преждевременно воспламеняться.
Важной характеристикой дизтоплива является показатель цетанового числа. Цетановое число указывает на быстроту воспламенения солярки. Увеличение цетанового числа будет означать сокращение задержки перед воспламенением. Октановое и цетановое число топлива зависят друг от друга так, что чем более высоким окажется октановое число, тем ниже будет цетановое число.
Для бензиновых моторов важно избежать того, чтобы топливно-воздушная смесь преждевременно детонировала. В дизеле получается так, что необходимо добиться воспламенения смеси с задержкой. Получается, бензин с высоким октановым числом в дизтопливе снизит цетановое число солярки, период задержки воспламенения такой смеси заметно увеличивается. Подобная смесь в цилиндре дизеля сгорает позже положенного момента, мощность и отдача от ДВС падают.
Еще одной особенностью топливоподачи в дизеле является то, что сначала дизельная форсунка совершает небольшой подвпрыск, а уже потом дозирует основную порцию горючего. Такое решение создано для того, чтобы смесь сгорала максимально «спокойно» и полноценно. В цилиндре сначала горит малая порция солярки от подвпрыска, а уже потом от этого факела загорается основной объем солярки, который подается с небольшой задержкой. Благодаря этому давление газов на поршень нарастает равномерно, малая и основная порция солярки сгорают с максимальной эффективностью. Сам дизельный двигатель благодаря двухэтапному впрыску работает мягче и тише, процесс сгорания смеси теряет склонность к взрывному и ударному характеру.
Результатом становится моментальный взрыв всего объема топлива в камере сгорания. Энергия стремительно расширяющихся газов начинает догонять опускающийся вниз поршень, создается сильное давление на стенки цилиндров. От таких ударных нагрузок страдает ЦПГ, КШМ, ГРМ. Дизельный двигатель начинает работать грубо и звонко, создается отчетливый металлический звук.
Давление в результате несвоевременного и взрывного сгорания смеси сильно сокращает ресурс дизельного двигателя, может привести к трещинам стенки цилиндра, разрушению поршня и т.д. Чем сильнее бензин снизит цетановое число солярки, тем серьезнее окажутся последствия для дизеля.
Бензин и дизельная топливная аппаратура
Еще одной отличительной особенностью бензина выступает его намного меньшая способность к смазке по сравнению с горючим для дизельного ДВС. Создатели дизелей учитывают смазывающую способность солярки при создании дизельной топливоподающей аппаратуры, что позволяет смазывать детали дизтопливом, а не задействовать систему смазки двигателя.
Если дизель разбавить бензином, для ключевых элементов дизельной топливной аппаратуры (ТНВД, форсунки) это означает очень быстрый выход из строя плунжерных пар насоса и других деталей, подверженных нагрузке. Результатом становится очень быстрый износ трущихся деталей. Частицы такого износа попадают в топливную систему и сам двигатель, выводят из строя дизельные форсунки, разрушают цилиндропоршневую группу.
Что делать, если дизель заправили бензином
Начнем с того, что среди бывалых отечественных дизелистов существует способ, когда водители грузовых авто сознательно добавляют бензин в дизтопливо зимой. Это делается для того, чтобы горючее не теряло своей текучести. Заливают бензин так, чтобы его количество не превышало 8-10% от общего числа топлива в баке.
По этой причине бытует ошибочное мнение, что малое количество бензина дизелю не навредит. Сразу отметим, что для советского трактора или КамАЗа такое реально. Что касается дизельного мотора современного грузовика или легкового автомобиля, тогда к подобным способам прибегать никак нельзя.
Иностранные производители и вовсе указывают, что если дизель был заправлен бензином, мотор после этого заводился и машина двигалась, тогда необходимы следующие действия:
- полное удаление топлива из бака;
- проверка обоймы подкачивающего насоса на предмет появления металлической стружки;
- в случае отсутствия стружки слить топливо из системы топливоподачи;
- осуществить полную промывку системы питания согласно рекомендациям производителя;
- заменить топливные фильтры;
Наличие стружки, которое выявляется посредством магнита, потребует замены всей системы питания дизельного двигателя: ТНВД, форсунок, топливных фильтров, топливного бака и т.д.
Потребуется демонтаж и осушение топливного бака, замена фильтров, промывка топливной системы. Как показывает практика, этих действий достаточно, дорогостоящего ремонта удается избежать. В том случае, если вы проехали определенное расстояние после заправки и заглохли, после чего мотор повторно больше не заводиться, тогда вероятны два варианта развития событий:
- промывка системы питания дизеля;
- замена системы питания или её отдельных элементов;
Все будет напрямую зависеть от того, какой ущерб успел нанести бензин топливной аппаратуре. Если после заправки отмечено резкое падение мощности двигателя, жесткая работа дизеля и друге симптомы, отмеченные выше, тогда высока вероятность езды на смеси бензина и дизтоплива. В этом случае необходимо немедленно прекратить движение на автомобиле, заглушить двигатель и принять соответствующие меры для качественной диагностики, промывки и/или ремонта системы питания.
Для чего используется мочевина в системе очистки выхлопа дизельного двигателя. Применение реагента AdBlue в системе жидкостной очистки отработавших газов.
Условия правильного хранения дизельного горючего и сроки его годности. Как обеспечить сохранность дизтоплива при длительном хранении: фильтрация и добавки.
Классификация дизельного горючего по маркам: летняя, зимняя, арктическая солярка и биодизель. Особенности изготовления, свойства, присадки. Разница в цене.
Почему происходит попадание топлива в моторное масло, какими могут быть последствия неисправности для ДВС. Бензин попадает в масло: диагностика и ремонт.
Виды и особенности предпусковых подогревателей дизельного топлива. Маршевые подогреватели для постоянного поддержания температуры дизтоплива в движении.
Устройство и схема работы системы питания дизельного двигателя. Особенности топлива и его подачи , основные компоненты системы питания, турбодизельный ДВС.