Gbc что это такое
Перейти к содержимому

Gbc что это такое

  • автор:

Цикл статей для настройщиков моторов, статья №1. Что такое квантование и рабочая точка?

Данный цикл статей расчитан на людей, которые уже прочитали инструкцию для новичков: www.drive2.ru/l/4539645/. В этих статьях раскрою различные секреты и свой личный опыт настройки моторов на блоках управления Январь и им подобных.

Наверное, эту статью нужно было и раньше опубликовать, хотя бы год назад, но у меня практика и опыт опережают теорию, поэтому различные хитрости и секреты настройки появляются не сразу. В этой статье я расскажу основной, корневой момент настройки, который я надеюсь избавит многих от различных недопониманий в настройке мотора.

Итак, само слово квантование по началу меня пугало, какие-то кванты, как и каким образом оно появилось в прошивке и зачем вообще нужно? Для начала стоит задать вопрос: что такое прошивка?

Определились с ключевыми вопросами статьи, начинаем разбираться. Думаю лучше начать с самой прошивки. По вопросам, которые приходят ко мне в личные сообщения, я вижу, что многие даже не понимают что это такое. Прошивка — это программа, которая записана во флеш память электронного блока управления. Программа — это лишь набор данных — байтов. Размер прошивки прошивки может быть разный, 64кб, 512кб и т.д. Для каждого ЭБУ будет свой размер прошивки. В программе записаны алгоритмы работы с датчиками, исполнительными механизмами (например форсунки, катушка зажигания). Операциями вычисления и реализацией алгоритмов работы программы занимается сам процессор ЭБУ. Программа и управляет мотором. Скорость работы системы напрямую зависит от самой прошивки и частоты процессора. Чем лучше оптимизированна прошивка и чем мощнее процессор ЭБУ, тем оперативнее и быстрее получается управлять мотором.

Итак, прошивка состоит из алгоритмов и переменных, различных констант. Настройщики моторов, когда настраивают мотор, в основном работают лишь с переменными в прошивке, которые называются калибровками. В исходный код прошивки, чтобы поправить сами алгоритмы прошивки не только лишь все смогут залесть. Вернее редко кто это сможет сделать!

В профессиональном слэнге настройщиков России калибровки называют "калибрами". Например, всеми любимая и очень важная калибровка — статика форсунки. В этой калибровке задаётся производительность форсунки в мг/мсек. В прошивке выделено под неё, наверно 1 байт данных. Выделен определённый адрес в прошивке, где должен находится этот байт данных. Например, для калибровки БЦН — это 256 точек, в прошивке выделено 256×2 = 512 байт. И находятся эти данные тоже по определённому адресу. Для одной точки калибровки БЦН выделяется ровно два байта данных.

Кто уловил мою мысль, наверно поняли — чтобы редактировать прошивку в программе CTP, нужно строго настрого открывать прошивку для редактирования только родной картой этой прошивки. Распространённая ошибка, как делают многие. Открывают прошивку, программа CTP не спросила какой картой открывать прошивку, выбрала сама, пользователь редактирует прошивку, сохраняет её. Потом из под капота летят болты и гайки. Байты не туда прописались, изменилась какая-нибудь калибровка в недопустимый предел и привет капиталка. Для того, чтобы такого не было, в настройках программы СTP отключаем автоопределение карты прошивки. Саму карту от прошивки нужно положить в корень программы CTP. Тогда при открытии прошивки, программа спросит какой картой её открыть, выбираем ту, которую положили в корень программы.

Разбираемся дальше. Выяснили, что прошивка делится на байты, байты группируются в калибровки, сами калибровки уже делятся на рабочие точки. Что такое же такое рабочая точка (РТ)? Рабочая точка — это одно звено калибровки. Например, БЦН — это 3х мерная калибровка, выглядит таблицей. У этой калибровки две зависимости — одна от положения дросселя или давления, другая от оборотов. На пересечении выбранного положения дросселя (давления) и оборотов — получаем значение ЦН (циклового наполнения мотора). Если сказать простыми словами — это одна ячейка из этой таблицы. Когда мотор работает, РТ таблицы БЦН находится в какой-то из ячеек этой калибровки.

Задача настройщика — как можно больше данных узнать о моторе в разных РТ, откатать каждую РТ максимально эффективно. Также заставить мотор не зацикливаться на каждой новой РТ. Чем быстрее мотор переходит от одной РТ к следующей, тем быстрее он раскручивается. Чем ближе РТ находятся друг к другу, тем больше вероятность, что мотор "перескочит" на следующую и пойдёт дальше в разгон. Бывают распространённые случаи моих подписчиков — они пишут, вот еду по трассе, упёрся в 140 км/ч на 100% педали газа, дальше не идёт. Чуть дроссель приотпустил, машина поехала и уже разогналась до 150 км/ч. В этом случае, мотор попал не в лучшую РТ и попросту там остался. Стоило приотпустить дроссель, РТ сместилась в другую точку, в которой настройка например УОЗ была лучше, мотор раскрутился сильнее и перескочил эту неправильную точку.

Теперь переходим к самому интересному. Квантования — это и есть разбиение калибровки на РТ. Это скелет прошивки, её фундамент. Квантования определяются сразу в первой прошивке, в зависимости от характера мотора и далее не меняются. Другими словами квантование можно назвать разбивкой. Например, если открыть заводскую прошивку на стандартный ВАЗовский мотор 21124, то видно, что обороты там квантуются (разбиваются) на: 600, 720, 840, 990, 1170, 1380, 1650, 1950, 2310, 2730, 3210, 3840, 4530, 5370, 6360, 7650. Дроссель: 0, 2, 4, 6, 8, 10, 14, 18, 23, 29, 37, 46, 56, 66, 80,100. Если быстрым взглядом посмотреть, стандартная прошивка ориентирована на "низы", РТ очень близко друг к другу в зоне малых оборотов. Тоже самое прослеживается и с дросселем. Настраивая мотор, желательно первым делом определиться с квантованиями, будут ли они подходить мотору. Например, если мотор будет верховой и максимальной отсечкой 8000 об/мин, то и надо сделать последнюю РТ по оборотам нужно в 8000 об/мин, сами обороты более мелко поделить в зоне "верхов". Квантования оборотов, на которых ездила моя легендарная Чёрная Буря: 600, 800, 1120, 1520, 2000, 2520, 3000, 3520, 4000, 4520, 5000, 5520, 6040, 7000, 7520, 8000. Первую точку 600 по идее можно было убрать, но что-то так руки не дошли. Точку 1120 об/мин выбрал специально для стабильной работы ХХ (т.к. ХХ был выставлен в 1120 об/мин), чтобы на холостых РТ находилась именно в этой точке, а не скакала между 800 и 1200 например. Т.к. мотор у меня крутится с низу и до самых 8000 об/мин не затухая, то решил поделить его равномерно с шагом 500 об/мин. Это был один секретов Чёрной Бури, который позволял ей разгоняться очень быстро.

От теории переходим к практике. Чтобы выставить нужные точки квантования оборотов в прошивке, нужно открыть калибровку "квантования оборотов" и начать там двигать каждую 16ю точку. Снизу обороты, слева точки квантования. В рабочие точки попадут те значения оборотов, которые кратны 16, например 16, 32, 48, …, 224, 240. Обороты, превышающие значение точки 240, будут считаться по последней точке. В обычной ВАЗовской прошивке на Январь 5.1, 7.2 дано всего 16 РТ по оборотам.

Что такое расширение файла GBC?

У нас есть восемь существующие программные обеспечения, связанные с файлами GBC (как правило это программное обеспечение от VBA Team, известное как VisualBoyAdvance), и их можно отнести к категории основных типов файлов один. Традиционно эти файлы имеют формат Game Boy Color ROM . Чаще всего файлы GBC классифицируют, как Game Files.

Файлы GBC находятся на платформах мобильных устройств и настольных компьютеров, и их можно открыть в Windows, Mac и Linux. Рейтинг популярности файлов GBC составляет «Низкий», что означает, что данные файлы встречаются редко.

Интересно узнать больше о расширении файла GBC? Для того, чтобы узнать о программе, открывающей файлы GBC, а также ознакомиться с другими советами по устранению неполадок, рекомендуется обратиться к подробной информации о файле, представленной ниже.

Что такое ГБЦ в автомобиле

С некоторых пор в технической литературе стала употребляться аббревиатура ГБЦ. Что это такое в машине, знают далеко не все водители, особенно начинающие. И лишь при расшифровке становится понятна суть данного сокращения.

Что такое ГБЦ, где она находится и зачем нужна в машине

Головка блока цилидров без крышки

ГБЦ — это Головка Блока Цилиндров (или в обиходе просто «головка») в ДВС (двигателях внутреннего сгорания). Она находится на поверхности двигателя и запирает камеры сгорания цилиндров, которые являются главной конструктивной частью любого силового агрегата. Другими словами, головка фактически является крышкой, покрывающей блок.

Без наличия плотно прикреплённой к его корпусу верхушки не будет обеспечиваться необходимая компрессия, а, следовательно, двигатель не сможет нормально функционировать. Таким образом, движение автомобиля станет невозможным.

Устройство головки блока цилиднров и её особенности

ГБЦ в разобранном виде

В зависимости от тактности, принципа воспламенения, схем газораспределения и охлаждения головка может иметь разнообразные типы конструкций. Однако основной набор деталей головки — клапаны, снабжённые пружинами, форсунки, а также свечи зажигания — практически неизменен.

Объёмистые дизеля традиционно оборудуют литыми чугунными головками, которые долгое время исправно и незаменимо служат в этом качестве. Они эксплуатируются в тяжёлых условиях, и с целью придания надёжности клапанные сёдла запрессовывают с предварительным охлаждением в парах жидкого азота. Втулки клапанов и вихрекамеры вставляют с натягом.

Для маломощных бензиновых «движков» выпускают алюминиевые головки, изготавливаемые путём литья под давлением или в кокиль с дальнейшей доводкой пустот (в головке предусмотрены водяные, газовые ходы, каналы для смазки, а также сквозные отверстия под крепёж).

Крепится головка стальными шпильками с гайками либо болтами с затяжкой по предписываемой производителем технологии. В инструкции подробно указываются последовательность, усилие затяжки, угловые довороты и пр. Это требуется для сохранности соединения в случае просадки стыкового уплотнения.

Видео: устройство головки блока цилидров

Для того, чтобы внутренняя полость разъёмного цилиндра ДВС представляла собой герметично изолированное пространство, стык головки и блока уплотняется специальной прокладкой. Только в этом случае возможен запуск мотора и его надлежащая работа.

Несоблюдение толщины паронитовой или металлоасбестовой прокладки, или её просадка вследствие брака чреваты разгерметизацией камер сгорания и выходом двигателя из строя. Для придания уплотнению должной жёсткости и для обеспечения безопасного прижима чугунные головки дизельных моторов монтируют на мягких стальных прокладках.

Стоит обратить внимание, что толщина прокладки определяется согласно величине вылета поршней. В случае, когда расчётные показатели окажутся меньше номинальных значений, двигатель «застучит», когда больше — произойдёт потеря мощности и интенсивное образование копоти вследствие неполного сгорания топлива. Пары выпускных и впускных каналов ведут в обособленную камеру сгорания. Каждый из каналов упирается в седло, запрессованное в головку блока цилиндров, которая является местом:

  • размещения натяжителя цепи и привода распределительного вала в отдельной полости спереди ГБЦ;
  • установки газораспределительного механизма (ГРМ);
  • расположения маслозаливной горловины.

Схема устройтва головки блока цилидров и прокладка ГБЦ

Правила эксплуатации, возможные неисправности и проблемы

Шлифовка ГБЦ

ГБЦ — достаточно уязвимый функциональный узел, подверженный воздействию комплекса негативных факторов. Поэтому не исключены и вполне вероятны:

  1. Срыв резьбовых соединений (под свечи или шпильки), трещины с внешней стороны корпуса. Трещины образуются вследствие неграмотной затяжки креплений, а дефекты резьбы чаще всего оказываются скрытым заводским браком.
  2. Искривления плоскости стыка, коррозия поверхности и ослабление креплений. Возникают из-за длительной работы, перегрева двигателя, некачественной охлаждающей жидкости.
  3. Образование межседельных трещин и выпадение клапанных сёдел. Причины — низкокачественное горючее, истекающий ресурс оборудования, плохо отрегулированное зажигание.
  4. Износ группы толкателей и распределительного вала.
  5. Отказ клапанных направляющих втулок. Причина — значительный пробег, некондиционная смазка.

В случае прорыва газов головку чаще всего фрезеруют. При срыве свечной резьбы устанавливают «ввёртыш», система креплений подлежит замене.

Распространение межседельных трещин способствует утечке отработанных газов в охлаждающую рубашку и заклиниванию поршней. В этом случае головку можно заменить; по крайней мере, трещины допускается заварить с соблюдением технологии.

Падение масляного давления свидетельствует о проблемах с распределительным валом. Диаметр постелей распредвала восстанавливают посредством вставки дюралюминиевых либо латунных втулок (как правило, в качестве развёртки применяется прежний распредвал с фрезерными зубцами).

Кроме того, делают ремонт невозможным значительная коррозия, а также повреждения от детонации. Выпавшее седло путём охлаждения в парах жидкого азота меняют на новое, либо на аналогичное, высверленное с другой головки.

Техническое обслуживание и диагностика ГБЦ

Диагностика неисправностей ГБЦ

Даже тем автовладельцам, кто ездит на небольшие расстояния, необходима периодическая профилактика клапанов и их сальников, а также уплотнительных прокладок. Что уж говорить о любителях агрессивной манеры езды!

Особенно проблемной считается прокладка головки блока цилиндров. При её износе происходит утечка рабочих жидкостей и их смешивание. Попадание антифриза в смазку вызывает нежелательную химическую реакцию. Со временем это ведёт к постепенному, но тотальному разрушению силовой установки. Основной тревожный сигнал подаёт датчик температуры, сигнализирующий о парообразовании в системе охлаждения мотора.

Видео: признаки и последствия пробития прокладки гбц

Приблизительная оценка ситуации возможна после снятия свечей зажигания, но так или иначе, визит по данному поводу в специализированную мастерскую не помешает. И не столько из-за того, что там работает подготовленный персонал, сколько потому, что на СТО имеется современная диагностическая аппаратура, без которой сегодня при ремонте автомобиля невозможно обойтись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *