ОБТ сегодня и завтра: эволюция двигателей
Настоящей публикацией ИВi начинает более активное представление материалов зарубежных военных авторов. В данном случае бывший полковник армии США Джон АНТАЛ размышляет о вероятных направлениях развития двигателей основных боевых танков (ОБТ). Его статья «Двигатели разрушения – новости о силовых установках основного боевого танка» дана, как есть. Стиль автора сохранен.
Джон АНТАЛ
Об авторе: Джон АНТАЛ (John Antal) – оборонный аналитик и корреспондент, входивший в Научный совет армии США. Он ушел из армии после 30 лет службы. Полковник. В прошлом офицер штаба (G3) III бронетанкового корпуса, командир 16-го кавалерийского полка и специальный помощник председателя Объединенного комитета начальников штабов. Ныне, автор 16 книг и сотен журнальных статей по военным вопросам и проблемам руководства. Выступает на радио, в подкастах и телешоу.
Двигатели разрушения – новости о силовых установках основного боевого танка
Т емпы и смертоносность войны увеличиваются. Более умное и точное оружие, подключенное к повсеместным датчикам, создало чрезвычайно смертоносное боевое пространство. Это продемонстрировала недавняя азербайджано-армянская война, в ходе которой армянские танковые силы были уничтожены азербайджанскими беспилотниками, сенсорами, артиллерийскими ударами дальнего действия и высокоточными ракетами. Это также выявило слабость традиционного мышления относительно того, как вести современные войны.
Учитывая драматический успех высокоточных оружия беспилотных летательных аппаратов против бронетехники в этой войне, многие ставят под сомнение роль основного боевого танка. Танки по-прежнему играют решающую роль в войне, но они должны стать более проворными, чтобы выжить и побеждать в этом новом, более смертоносном боевом пространстве. Сегодня почти все ОБТ в мире были разработаны во время холодной войны, и по мере того, как они модернизируются за счет дополнительной брони, пушек большего калибра и систем активной и пассивной защиты, они становятся тяжелее, от чего страдает их маневренность. Ловкость танка – это его способность ускоряться, разворачиваться, рыскать и останавливаться. Для перемещения более тяжелых ОБТ требуются мощные двигатели, вырабатывающие огромную мощность.
Помимо того, нужна также надежная трансмиссия, которая может снижать и изменять более высокие обороты двигателя до более медленных скоростей гусеницы танка. Таким образом, двигатель и трансмиссия являются важнейшими составляющими маневренности. В своей книге «Tank Warfare» («Танковая война») великий эксперт по танкам Ричард СИМПКИН (Richard Simpkin) заявил, что наиболее важным фактором маневренности танка является его удельная мощность, то есть количество лошадиных сил (л.с.), приходящееся на тонну веса танка. В этой статье для того, чтобы описать текущее состояние технологий и дать краткую оценку формирующейся франко-германской концепции основной наземной боевой системы (Main Ground Combat System, MGCS), сначала рассматриваются двигатели российского Т-90М и корейского танка K2 «Черная пантера» (Black Panter),.
Российский основной боевой танк Т-90М
Танк Т-90М «Прорыв-3» – это современный ОБТ третьего поколения. Он предоставляет российской армии живучий образец боевой техники с лучшей защитой, огневой мощью и повышенной подвижностью по сравнению с другими танками, имеющимися в России. Это самый важный танк в российском арсенале, поскольку он сочетает в себе лучшие конструктивные особенности своих предшественников Т-72 и Т-80. Т90М разработан российским оборонным предприятием Уралвагонзавод (УВЗ) – крупнейшим производителем ОБТ в мире.
Боевой танк Т-90М «Прорыв-3»
Это модернизация «Прорыв-2», также известного как Т-90МС. Танк оснащен новой башней, пушкой, разработанной для Т-14 «Армата», и новым двигателем. Каждый T-90M стоит примерно 4,5 млн. долл. США. Перечисленные улучшения увеличивают вес танка с 46 до 50 тонн, требуя более мощного двигателя для сохранения маневренности. Новой силовой установкой Т-90М является 12-цилиндровый дизельный двигатель В-96, который в сочетании с новой автоматической коробкой передач российской разработки вырабатывает 1250–1300 л.с. и 26 л.с. на тонну. Это самый мощный двигатель и трансмиссия среди всех российских танков, и УВЗ создал эту комбинацию на основе ранее проверенных разработок.
Южнокорейский ОБТ K2 «Черная пантера»
Республика Корея представила на вооружение новый ОБТ K2 «Черная пантера» (Black Panter). Он считается самым современным и дорогим танком в мире. Каждый танк K2, разработанный Hyundai Rotem, дочерней компанией Hyundai Motor Group, стоит 8,5 млн. долл. США и обладает передовыми функциями, включая возможность ведения огня из 120-мм орудия корейским боеприпасом Korea Smart Top Attack Munition (KSTAM, управляемый снаряд, поражающий цель атакой сверху — ИВi ).
Корейский ОБТ K2 «Черная пантера»
Представленный в 2009 году K2 стартовал с надежного дизельного 4-тактного 12-цилиндрового двигателя MTU MT-883 Ka-501 с водяным охлаждением производства немецкой Tognum Group, одного из крупнейших мировых поставщиков дизельных двигателей, вкупе с трансмиссией RENK немецкой разработки. Впоследствии компания Hyundai Rotem разработала собственный танковый двигатель и трансмиссию для K2. В последней версии используется 4-тактный 12-цилиндровый дизельный двигатель с водяным охлаждением Doosan DV27K южнокорейского производства и автоматическая коробка передач S&T Dynamics южнокорейского производства. Двигатель DV27K развивает мощность 1500 л.с. и удельную мощность 27,3 л.с. на тонну. Полностью автоматическая трансмиссия машины включает пять передач переднего хода и три передачи заднего хода. Проблемы с трансмиссией S&T Dynamics в конце 2020 года заставили южнокорейцев заменить ее на надежную трансмиссию от RENK.
Кроме того, Республика Корея заключила с Турцией сделку по экспорту технологий K2, но проблемы с трансмиссией S&T Dynamics задержали реализацию новых планов Турции по разработке собственного ОБТ «Алтай» (Altay). Проблема с трансмиссией S&T Dynamics показывает, насколько сложно разработать эффективную и надежную комбинацию двигателя и трансмиссии для перемещения тяжелых ОБТ.
Основная наземная боевая система
В 2019 году Германия и Франция договорились о совместной работе над ОБТ будущего под названием основная наземная боевая система (Main Ground Combat System, MGCS). Немецкий концерн Rheinmetall, один из ведущих европейских поставщиков бронированных машин, таких как ОБТ «Леопард», демонстратор передовых технологий БМП «Линкс» (Lynx), бронированная инженерная машины «Кодиак» (Kodiak) и легкая разведывательная машина «Визель» (Wiesel), разработал перспективную конструкцию танка для MGCS.
Проектирование и разработку MGCS координирует Германо-французский научно-исследовательский институт Сен-Луи (French-German Research Institute of Saint-Louis, ISL). Этот процесс включает в себя проектирование семейства транспортных средств, которые будут иметь разные возможности (как пилотируемые, так и беспилотные), дополнять друг друга и работать вместе как одна команда. Планы развития предусматривают пять этапов:
- анализ эксплуатационных требований;
- концептуальные исследования;
- разработка и демонстрация технологий;
- системная интеграция и демонстрация;
- системное производство.
Первоначальные отчеты описывают конструкцию как двухместный танк с необитаемой башней. Два человека-оператора сидят в корпусе в специально бронированной, защищенной капсуле с «ячейкой выживания». За счет уменьшения количества членов экипажа и защиты их на меньшей площади MGCS требует меньше брони. Поскольку общим фактором для конструкции танка является примерно 10 тонн веса брони на члена экипажа, конструкция от Rheinmetall позволила значительно снизить вес танка. В конструкции двигатель установлен в передней части корпуса, а шасси заимствует конфигурацию от БМП KF41 «Линкс». Основным вооружением может быть обычная или, возможно, электротермохимическая пушка (Electro-Thermal-Chemical gun). Управление танком будет цифровым.
Концепт MGCS от Rheinmetall
Эта новая конструкция потребует большого количества электроэнергии, поэтому двигатель может быть гибридным или полностью электрическим с электрической трансмиссией с поперечным приводом. ISL завершил как анализ эксплуатационных требований, так и концептуальное исследование и в настоящее время находится на стадии разработки технологии. MGCS – амбициозная программа, запуск которой запланирован на 2035 год.
Военные закупки – это громоздкий и сложный процесс, который, в лучшем случае, мешает разработке и внедрению совершенно новых систем для замены устаревших платформ. Придерживаться того, что работает, и постепенно улучшать текущее оборудование, как правило, более безопасный вариант, пока он не перестанет работать. Сегодня мощность в 1500 л.с. стала стандартом для современных ОБТ. Даже русские переходят на модернизацию своих последних двигателей мощностью 1300 л.с. Текущее поколение двигателей и трансмиссий ОБТ усовершенствовано настолько, насколько позволяют современные технологии. Чтобы изменить это уравнение, требуется новое мышление.
Новые гибридные и электрические конструкции не за горами и обещают значительные преимущества по сравнению с обычными турбинными и дизельными двигателями. Гибридные электрические приводы меньше обычных дизельных двигателей. Кроме того, они требуют более простой трансмиссии, имеют на 40 % меньше движущихся частей по сравнению с дизельными двигателями и обещают обеспечить на 20 % лучшую топливную экономичность. Они также производят достаточно электроэнергии для современного танкового компьютера и бортовых систем управления оружием и разведки (C4ISR). Сегодня на ОБТ не используются гибридные или электрические двигатели. По мере совершенствования новых технологий в двигателях будущие ОБТ должны двигаться в этом направлении. Однако до тех пор, пока конструкторы боевых машин не начнут думать иначе, будут править дизельный двигатель мощностью около 1500 л.с. и надежная трансмиссия.
Сколько лошадиных сил в танке, истребителе, авианосце, космическом корабле и других стальных существах: сравнительное видео
Анимированная инфографика, о которой Пржевальский мог только мечтать!
С древнейших времен люди мечтали узнать, сколько лошадиных сил содержится в технических средствах для перемещения в пространстве. Чтобы это выяснить, они даже изобрели автомобили, самолеты, авианосцы, ракеты и прочие космические корабли. Но не слишком-то продвинулись: по сю пору рядовой землянин, как и миллион лет назад, не может вот так влет сказать, какое количество «лошадей» под капотом его шарабана или «шаттла».
Большой шаг навстречу разгадке этой тайны сделали YouTube-каналы MetaBallStudios и Reigarw Comparisons , чья специализация — анимированная инфографика по различным вопросам. Они затеяли дружескую коллаборацию, результатом которой стали два занимательных видео. Первое очень хорошее: в нем сравниваются мощности моторов, главным образом автомобилей — от Benz Velo до британского скоростного рекордсмена Thrust SSC. А второе вообще отличное: здесь, помимо легковых машин, пассажирские и военные самолеты, авианосец, тяжелая ракета-носитель и «Спейс шаттл». А, и танки! Они присутствуют в обоих роликах.
Только человеколюбие и лень набирать еще один абзац не дают нам спросить: «А знал ли ты, что в „Боинге-777“ — 188 тысяч лошадиных сил, в F-35 — 17 тысяч, а в…?». Все, прости, лень победила. Дальше смотри сам.
Десять военных машин с невероятной мощностью
Топ-10 боевых транспортных средств с самыми мощными двигателями.
Что такое лошадиная сила и, что такое крутящий момент? Как вы друзья думаете, что из них важнее? Однозначного ответа на заданный вопрос, к сожалениюпросто нет. Дело вот в чем. Для каждой определенной техники важны именно свои технические характеристики, естественно это касается двигателей. Допустим, когда например вопрос касается конкретно военной техники, то безусловно важное и главное для нее это сила боевой машины. Ведь именно от крутящего момента зависит боеспособность данной военной техники.
Уважаемые читатели, наше интернет-издание 1gai.ru предлагает вам десять военных боевых машин, которые оснащаются супермощными и силовыми (достаточно сильными во всем мире) агрегатами (двигателями).
1) Российский танк Т-90.
Тип двигателя: Многотопливный дизель с газотурбинным наддувом.
Число цилиндров: 12.
Максимальный крутящий момент: 3952 Нм.
Мощность: 1000 л.с.
Объем двигателя: 38,88 литра.
Танк Т-90 в настоящий момент является основной машиной Российских танковых войск. В настоящий момент он выпускается в различных комплектациях и модификациях. Одна из последних версий, это танк Т-90МС мощностью 1130 л.с. Также, данная боевая машина оснащена автоматической трансмиссией.
2) Боевая машина пехоты — БМП-2.
Тип двигателя: Шестицилиндровый четырехтактный быстроходный дизель с непосредственным вспрыском топлива с высокотемпературным охлаждением.
Число цилиндров: 6.
Максимальный крутящий момент: 980 Нм.
Мощность: 300 л.с.
Объем двигателя: 15,9 литра.
Российская гусеничная боевая машина пехоты создана для перемещения личного состава сухопутных войск в зоне боевых действий. Благодаря своей маневренности и защищенности БМП-2 повышает мобильность и защищенность войск. Кроме того, этот БМП-2 отличный помощник при проведении совместных боевых действий в танковом бою.
3) Тигр (бронеавтомобиль).
Тип двигателя: Дизельный, марки ЯМЗ-530.
Число цилиндров: 6.
Максимальный крутящий момент: 1240 Нм.
Мощность: 312 л.с.
Объем двигателя: 6,65 литра.
Тигр — это Российский военный бронеавтомобиль повышенной проходимости. Специально разработан для Российской армии. Автомобиль предназначен для перевозки военнослужащих и грузов по тяжелому бездорожью. В том числе он нужен во время боевых действий. Внедорожник «Тигр» вмещает в себя до 4 человек и способен перевозить груз весом то 1,5 тонн. Стоимость нового «Тигра» (гражданская версия) составляет и начинается от 6 млн. рублей.
4) Хризантема (ПТРК).
Тип двигателя: Четырехтактный безнаддувный дизельный двигатель УТД-29.
Число цилиндров: 10.
Максимальный крутящий момент: 1461 Нм.
Мощность: 450 л.с.
«Хризантема» это самоходная противотанковая машина на базе которой установлен ракетный комплекс.
Эта боевая Российская машина разработана для поражения танков, БМП и другой военной техники, которые оснащены бронезащитой. Также данный ракетный комплекс имеет возможность поражать: фортификационные сооружения, надводные объекты и не скоростные морские транспортные средства. Стоит здесь отметить, что данный ракетный комплекс оснащен и имеет возможность поражать как открытые цели противника, так и те, которые находятся в укрытии.
5) Ракетный комплекс Искандер (ОТРК).
Тип двигателя: Дизель, 4-тактный с водяным охлаждением, с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива и охлаждением воздуха в турбине.
Количество цилиндров: 8.
Максимальный крутящий момент: 1400 Нм.
Мощность: 500 л.с.
«Искандер» — это семейство военных передвижных ракетных комплексов созданных на базе шасси Камаза или Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ). Используемые на нем шасси зависят от модификации «Искандера».
Основная задача «Искандера» поражать боевыми частями малоразмерных и площадных целей в глубине расположения войск противника. Например, основными целями противника могут быть объекты инфраструктуры, узлы связи, комплексы противоракетной обороны, авиатехника, командные пункты и укрепления. Стоит тут отметить, что дальность поражения цели ракетой в составе комплекса составляет 50 километров.
6) Инженерный танк МТУ-20 (Объект 602).
Тип двигателя: Дизельный.
Количество цилиндров: 12.
Максимальный крутящий момент: 1960 Нм.
Мощность: 580 л.с.
Объем двигателя: 38,8 литра.
МТУ-20 — это Российский танк Т-55, на базе которого создана техника для развертывания мобильного моста. Благодаря этому мобильному мосту обеспечивается переправа танковой техники в тех местах, где прохождение этой тяжелой техники невозможно или крайне затруднено.
7) Артиллерийское бронемашина — 2С23, «Нона-СВК».
Тип двигателя: Турбированный дизельный силовой агрегат марки ЯМЗ-238М2.
Количество цилиндров: 8.
Максимальный крутящий момент: 883 Нм.
Мощность: 240 л.с.
Эта военная техника представляет собой самоходное артиллерийское орудие, которое установлено на базе шасси БТР-80. САО 2С23 «Нона-СВК» и предназначена для уничтожения живой силы противника, а также артиллерийской и миномётной техники. В том числе данная техника способна поражать бронированные вражеские объекты и огневые укрепления с командными пунктами. Стоит здесь отметить, что благодаря универсальной конструкции «Нона-СВК» у ее стрелков есть возможность вести прицельный огонь фактически без какой-либо подготовки.
8) Военная инженерная машина — ИМР-3М.
Тип двигателя: Дизельный четырехтактный В-84МС.
Количество цилиндров: 12.
Максимальный крутящий момент: 3334 Нм.
Мощность: 840 л.с.
Как правило в обычной жизни для земляных тяжелых работ привлекаются бульдозеры. Но если вы находитесь в зоне боевых действий и вам необходимы земляные работы, то без бронебульдозера просто не обойтись. Для этого на вооружении наших Российских войск присутствует инженерная военная машина — ИМР-3М.
Эта техника полностью герметичная и способна плавать под водой на глубине до 5 метров. Кроме того, ИМР-3М имеет уникальную радиационную защиту. Этот спецбульдозер основан и построен на базе танка Т-90. Таким образом крутящий момент для этой сильной машины более важен, чем само количество лошадиных сил двигателя.
9) Военный эвакуатор БРЭМ-1.
Тип двигателя: Дизельный четырехтактный В-84МС.
Количество цилиндров: 12.
Максимальный крутящий момент: 3334 Нм.
Мощность: 840 л.с.
БРЭМ-1 или как еще он называется «Объект 608», предназначен для эвакуации застрявшей или неисправной (в том числе поврежденной на поле боя) тяжелой военной техники. Так БРЭМ-1 может эвакуировать застрявшие или с поля боя бронемашины, танки, БМП, БТР и другую военную технику. Благодаря своей бронезащите военный тяжеловесный эвакуатор может работать в боевых условиях. За счет этой машины наши Российские войска могут осуществлять ремонт военной техники в полевых условиях. Данная машина была создана на базе танка Т-72.
10) Танк «Армата».
Тип двигателя:
Дизельный Х-образный силовой агрегат.
Количество цилиндров: 12.
Максимальный крутящий момент: от 3920 — до 4521 Нм (в зависимости от модификации двигателя).
Мощность: 1200 л.с. (форсирование до 2200 л.с.).
Новейший Российский танк был создан на базе универсальной боевой платформы «Армата». Впервые новая техника была продемонстрирована публике в 2015 году во время проведения Парада победы 9 мая. Благодаря мощному двигателю и 16-ти ступенчатой автоматической коробки передач (8 передних и 8 задних передач), данная военная техника на базе платформы «Армата» не имеет пока аналогов во всем мире. Танки на базе «Армата» самые мощные во всем мире.