Как правильно и безопасно заряжать АКБ
Ранее мы уже говорили о том, в каких случаях требуется зарядить аккумуляторную батарею. Например, это нужно сделать, если АКБ после длительного хранения (год и более) разрядилась и напряжение на ее выводах опустилось ниже допустимых значений. Существует ряд правил и рекомендаций, которые необходимо принять во внимание, чтобы провести безопасную и правильную зарядку аккумулятора.
Проверка работоспособности АКБ
Напомним, что проверить работоспособность автомобильного аккумулятора закрытого типа можно с помощью специализированного прибора — тестера. С его помощью можно определить величину тока, который батарея может отдать в установленных условиях: при определенной температуре и в определенный временной интервал. При проверке тестер контролирует также соответствие напряжения на выходах АКБ нормативным параметрам. Все эти значения нужно учитывать, определяя работоспособность батареи.
Плотность электролита батареи напрямую указывает на уровень ее заряда. Показатель плотности связан с температурой окружающей среды. Так, у полностью заряженного аккумулятора плотность электролита составляет 1,28 г/см3, а у батареи, которая заряжена на 50 %, это значение снижается до 1,16 г/см3. Напомним, что измерить плотность электролита можно также с помощью специального прибора — ареометра или рефрактометра.
Что нужно для зарядки
Зарядить автомобильный аккумулятор можно от сетевого зарядного устройства или от портативного пуско-зарядного устройства. Рекомендуется подавать на заряжаемую батарею зарядный ток, который составляет 10 % от емкости АКБ.
Особое внимание глубоко разряженным батареям
Если значение плотности электролита в АКБ не превышает 1,14 г/см3, то батарея находится в состоянии глубокого разряда. Такое происходит с аккумуляторами при их долгом хранении, а также тогда, когда АКБ работает на автомобиле с постоянно включенными потребителями тока или на машине, в бортовой сети которой есть утечки тока.
Важно помнить, что в холодное время года вода в электролите сильно разряженной АКБ может замерзнуть, такую батарею придется заменить, так как в итоге в ее корпусе появятся микротрещины, через которые электролит может попасть в подкапотное пространство и нанести вред оборудованию автомобиля.
Еще один нюанс в зарядке глубоко разряженных батарей — зарядка АКБ, проведенная сразу вскоре после того, как она потеряла свой заряд, помогает бороться с последствиями сульфатации электродов. Именно сульфатация «виновна» в том, что у батареи снижается емкость и мощность.
Добавим также, что при глубоком разряде заряжать АКБ придется в течение суток или более. Кроме того, не стоит пытаться зарядить ее на форсированном режиме, в этом случае АКБ останется пустой.
Советы по зарядке
Итак, аккумулятор рекомендуется полностью зарядить сразу вскоре после его разряда. При этом необходимо использовать то зарядное устройство, которое подходит конкретному АКБ. Наилучший выбор — электронные зарядные устройства, которые имеют функцию автоматического отключения, а также те устройства, которые имеют режим регулировки напряжения и тока. Рекомендации по безопасной зарядке АКБ можно найти в инструкции по эксплуатации зарядного устройства. Добавим, а заодно и напомним, что не стоит заряжать замерзшую или поврежденную батарею.
Прежде чем заряжать АКБ, необходимо очистить ее вентиляционные отверстия. Затем нужно правильно, соблюдая полярность, соединить провода зарядного устройства с батареей, убедившись прежде в том, что они не изношены и не повреждены. Подавать ток заряда на АКБ необходимо медленно, постепенно повышая его значения до желаемого показателя. После того как батарея зарядится, надо сначала отключить от питания зарядное устройство (в случае если используется стационарное зарядное устройство), а только потом открепить его провода от аккумулятора. Если в процессе зарядки аккумулятор стал сильно нагреваться, или же если из него начал вытекать электролит, зарядку необходимо прекратить.
Чтобы определить, нужна ли батарее дополнительная зарядка, необходимо изменить напряжение в разомкнутой цепи и определить ее плотность. Нужно проконтролировать, что напряжение холостого хода попадает в промежуток от 11.70 Вт до 12.40 Вт. А напряжение разомкнутой цепи после зарядки должно составлять 2,12–2,13 В на ячейку.
И еще несколько советов
Перед установкой новой АКБ на автомобиль необходимо убедиться, что она полностью заряжена. При этом важно помнить, что новая батарея заряжена обычно примерно на 80 %.
Напомним, что степень заряженности АКБ снижается при их длительном хранении и в условиях изменения температур. И чтобы избежать полного разряда, такие аккумуляторы следует регулярно подзаряжать с помощью зарядных устройств.
Современные надежные технологии SFB от Mutlu
Турецкая компания Mutlu, которая специализируется на разработке и производстве современных автомобильных аккумуляторов, создала и запатентовала технологию SFB. Батареи, изготовленные с ее использованием, позиционируются как устойчивые к перепадам температуры, с низкой саморазрядкой, не требующие ухода. Разберемся в особенностях турецких АКБ, сравним их с привычными свинцовыми.
SFB технология Mutlu: что это?
Официальный ресурс турецкого производителя утверждает, что новая технология позволила создать источники тока, которые характеризует:
- на четверть большая производительность;
- виброустойчивость;
- Са-Са решетка, покрытая серебром с усовершенствованной активной массой;
- режим эксплуатации от -40ºC до +60ºC.
Конструкция не нуждается в обслуживании (доливе воды, замене электролита), все составляющие могут утилизироваться. Внутренние пластины сделаны в виде решеток, для изготовления которых используют перфорацию. Электролит имеет уникальный патентованный состав.
Аккумуляторы, сделанные по технологии SFB, могут сохранять заряд без эксплуатации до 15 месяцев, при хранении в благоприятных условиях. Служат дольше АКБ других типов, рассчитаны на автомобили с большим количеством устройств, потребляющих электроэнергию.
Компания предлагает источники тока трех серий: для легкового, грузового, морского транспорта. Каждая единица продукции имеет уникальный штрих-код, по которому можно отследить ее путь от завода до прилавка магазина.
Кальциевая решетка: турецкое ноу-хау или давняя знакомая
Свинец — мягкий металл, который плавится при сравнительно низкой температуре (около 325 ºC. Чтобы придать ему твердость, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, в том числе кислоты, он проходит процесс легирования. Это добавление в состав небольшого количества других элементов.
Легирование кальцием, когда делают сплав, в котором содержится 0,1 — 0,5% микроэлемента, используют с первой половины прошлого века. Еще добавляют медь, железо, сурьму, кадмий и прочие элементы. Каждый из них создает низколегированный сплав, который меньше поддается коррозии, в 10 раз более устойчив к воздействию соляной кислоты.
Для аккумуляторов делали пластинки из сплава свинца и сурьмы, но у них был огромный минус: сурьма меняла поведение электродов. Во время работы часть ее могла переходить с анода на катод, вызывать самопроизвольную разрядку АКБ. Нужна была альтернатива, которой стал свинцово-кальциевый сплав.
Эксплуатация новых пластин быстро выявила их недостатки: непереносимость использования в режиме езды на короткие расстояния, как в городе в час пик. Нашли выход из ситуации — стали покрывать решетки серебром (SFB технология изготовления аккумуляторов). Такие АКБ в просторечии называют «серебряными», они сохранили плюсы кальциевой решетки, избавились ее от минусов. Правда их стоимость в 2 — 3 раза выше, чем у обычных источников тока.
Процесс изготовления кальциевых пластин
Решетки старого образца, в которые добавляли сурьму, выплавляли. Когда технологию попытались использовать для сплава с Ca, выяснилось, что он при плавке просто выгорает. Тогда нашли выход: стали делать длинную ленту из сплава, на которой штампами вырубали детали нужной формы. Внешняя окантовка пластинки сохраняет прочность, а внутренние ребра можно делать любой величины, конфигурации, в любом количестве.
Несмотря на то, что технологические процессы разработаны, внедрены в производство, заводы продолжают выпускать решетки из смеси свинца и сурьмы. Их изготовление проще и дешевле, чем работа с кальцием. Правда последнее время появились гибриды: сплав, в котором есть и сурьма, и кальций.
Плюсы кальциевых батарей
АКБ этого типа обозначают Са/Са, то есть, катод и анод легированы кальцием. Вот их характеристики:
- электролиз электролита начинается при 15 — 16 В;
- обслуживать не нужно;
- служат 4 — 5 лет;
- саморазрядка ниже на 70%, чем у Sb/Sb;
- устойчивость пластин к вибрации (прочность им придает кальций);
- низкий уровень электролиза воды;
- высокая устойчивость к коррозии;
- выдерживают напряжение до 14,8 В, защищены от перезаряда;
- меньшая толщина пластин, соответственно их можно поставить больше, повысив мощность батареи, сохранив габариты;
- стоят в 2 — 3 раза дороже Sb/Sb.
Устанавливать кальциевые источники тока рекомендуют начинающим автомобилистам. За ними не надо ухаживать, проверять плотность электролита, доливать дистиллированную воду и прочее. Лучше, если в машине будет система, которая автоматически отключает фары, музыку и прочее, когда двигатель не работает. Это продлит жизнь аккумулятора.
Серебрение пластин избавило АКБ этого типа от главного недостатка: чувствительности к падению напряжения ниже 12 В. Стандартная Са решетка после 9 — 10 таких разрядок выходит из строя.
Покрытая серебром переносит полную разрядку менее болезненно. Поэтому появилась возможность использовать аккумуляторы, сделанные по технологии SFB, в катерах, яхтах.
Как обращаться с батареями Mutlu SFB
Чтобы АКБ с решеткой Са/Са, покрытой серебром, жил долго, соблюдайте правила эксплуатации:
- Следите за объемом заряда, если вы ездите мало, в основном по городу, купите зарядное устройство. В целях профилактики полностью его заряжайте ежемесячно. Так батарея прослужит не менее 5 лет. Если хотя бы раз в неделю отправляетесь в длительную поездку за город, пользуйтесь зарядкой раз в 2 — 3 месяца.
- Подзаряжайте АКБ до 14,4 В током, сила которого составляет 0,1 от емкости.
- Регулярно проверяйте напряжение на клеммах, особенно если машина постояла больше суток. При 12 В или ниже, немедленно поставьте аккумулятор на подзарядку.
- Нельзя проводить с этим типом батарей конрольно-тренировочные циклы. Это убьет пластины.
- Опасайтесь закипания АКБ, даже на начальной стадии этого процесса, будет разрушено защитное напыление пластин.
- Измерить плотность электролита ареометром в батарее этого типа не удастся.
Особенность Са/Са пластин покрытых серебром в том, что они изначально расслаивают электролит на более плотную и жидкую часть, которая поднимается вверх.
Батареи SFB технологии Mutlu лучше устанавливать водителям, которые часто и много ездят на большие расстояния. Они дороже обычных, но служат в 2 раза дольше. Отличить оригинальную продукцию от подделки поможет штрих-код, которым производитель маркирует каждую единицу.
Технологии Mutlu: SFB, EFB, AGM
Аккумуляторы турецкой компании Mutlu разработаны с целью удовлетворения потребительского спроса, учитывая специфику энергопотребления различных марок автомобилей. Передовые технологии, опыт, накопленный с 1955 года, высокие требования к контролю качества — все это позволяет аккумуляторам Mutlu выделяться на фоне конкурентов и ставит компанию один ряд с мировыми лидерами по производству АКБ.
На рынке батарей представлены несколько линеек аккумуляторов Mutlu, и для удобства классификации мы демонстрируем их описание так, как это указано на сайте производителя.
Superior Flooded Battery (SFB)
Предшественником этой серии была серия Mutlu Silver, прекрасно зарекомендовавшая себя среди автомобилистов. Mutlu SFB вобрали в себя лучшие технические решения серии Silver и были дополнены новейшими разработками компании.
Особенности SFB
- электролит нового поколения, отвечающий современным требованиям к химическим характеристикам;
- решетки, изготовленные по системе перфорации;
- безопасная необслуживаемая конструкция;
- в SFB-аккумуляторах на 25% повышена производительность по сравнению с аналогичными батареями других разработчиков;
- GridTech — запатентованная технология добавления кальция и серебра в решетки пластин;
- усиленные элементы корпуса АКБ и повышенная устойчивость к вибрационным колебаниям;
- две серии в линейке (series 2 и series 3), рассчитанные на применение в разных условиях эксплуатации;
- устойчивость к короткому замыканию;
- фильтр-пламегаситель;
- подходят для использования на автомобилях любого класса.
Enhanced Flooded Battery (EFB)
Целью создания этой линейки было использование аккумуляторов EFB на автомобилях с системой Start Stop, где батареи подвергаются значительным нагрузкам и должны выдерживать множество циклов «заряд-разряд».
Особенности EFB
- Аккумуляторы устойчивы к пагубным воздействиям разрядов и выдерживают глубокие разряды, поскольку сульфатация пластин снижена в разы;
- технология производства решетки АКБ с полным обрамлением сторон, которая уменьшает износ и вероятность разрушения;
- в EFB-аккумуляторах на 30% повышена производительность по сравнению с классическими батареями других разработчиков;
- GridTech — запатентованная технология добавления кальция и серебра в решетки пластин;
- безопасная необслуживаемая конструкция;
- в 2 раза увеличена устойчивость к циклам «заряд-разряд» по сравнению с традиционными аккумуляторами;
- лабиринтная крышка, исключающая необходимость доливки дистиллированной воды;
- фильтр-пламегаситель;
- устойчивость к короткому замыканию;
- требует замены на аккумулятор с идентичной технологией.
Absorbent Glass Mat Battery (AGM)
AGM-аккумуляторы Mutlu созданы по новейшим технологиям и являются вершиной разработки максимально производительных автомобильных батарей. Это идеальное решение для установки на автомобили с системой Start Stop или на автомобили с дополнительным электрооборудованием, требующим повышенных характеристик АКБ.