Почему нельзя смешивать разные антифризы? Предостережения экспертов и автопроизводителей
Антифриз циркулирует в системе охлаждения, предохраняя мотор от перегрева. Ведь при перегреве — в лучшем случае — возрастет расход масла. Те детали, которые отвечают за него (маслоотражательные колпачки клапанов и маслосъемные кольца поршней), перегрева не терпят. В худшем — может произойти деформация головки блока цилиндров или появятся задиры на поршнях и цилиндрах. А значит, двигателю потребуется дорогостоящий ремонт.
Охлаждающая жидкость со временем испаряется. Падение уровня ниже отметки min на расширительном бачке — сигнал к немедленным действиям. Но важно определиться — что можно заливать в машину и что с чем разрешено смешивать.
Конечно, лучше всего подлить ту же жидкость, что была залита автопроизводителем. Но, согласно нашим опросам, большинство владельцев (особенно купивших машину с пробегом) не знают, что именно плещется в их системах охлаждения.
Просто добавь воды (немного)
Если доливка не терпит отлагательства, а ее объем невелик (100–200 мл), используйте дистиллированную или фильтрованную воду. Это не опасно. Ведь уменьшение уровня антифриза в герметичной системе охлаждения происходит, в основном, за счет испарения воды. Клапан на крышке расширительного бачка срабатывает при возникновении избыточного давления и выпускает пары воды.
Другие компоненты антифриза — этиленгликоль и присадки — испаряются значительно медленнее. Получается, что, доливая небольшой объем воды, мы просто восполняем то, что испарилось из антифриза. Доливка воды не повысит, а лишь восстановит температуру замерзания антифриза.
Красный? Желтый? Зеленый?
Есть миф, что цвет охлаждающей жидкости связан с ее химической формулой. На самом деле цвет антифризу придает краситель, который может быть любым — никаких стандартов не существует.
Другое дело, что автоконцерны часто красят рекомендуемые жидкости в определенный цвет, чтобы «приучить» потребителя к своей продукции. Но важно помнить: никакого эксклюзивного права на использование красителя производитель не имеет. И если ВАЗ указывает цвет рекомендуемых ОЖ, то это — лишь дополнительная отличительная особенность рекомендуемой им марки антифриза, но никак не основная.
Ведь маркетинговыми ходами автогигантов кормится огромное количество мелких фирм-производителей разной степени добросовестности, которые готовы чуть ли не каждую неделю перекрашивать свою продукцию «под фирму» — лишь бы покупали.
В результате доверчивый покупатель, ориентирующийся на цвет, вместо карбоксилатного антифриза получает гибридный или лобридный. А смешивать ОЖ разных типов крайне нежелательно. Ведь в рецептуре антифриза главную роль играет соотношение (баланс) присадок, дающее оптимальный (синергетический) антикоррозионный эффект. Нарушение баланса присадок в результате смешивания ухудшает или вовсе сводит на нет антикоррозионные свойства антифриза.
Спросим производителя
Правильное решение — связаться с автопроизводителем и узнать его мнение. Особенно если доливать надо более 30% всего объема ОЖ. И в этом случае лучше заменить антифриз целиком, чем смешивать разные жидкости.
Автопроизводители: меняйте антифриз в дилерских центрах
Инструкция по эксплуатации рекомендует доливать следующие жидкости:
- для автомобилей Largus, XRAY и для Vesta с двигателем Н4М: CoolStream NRC (концентрат, требует разбавления) или CoolStream NRR (готовая для заправки жидкость) по ТУ 2422-001-13331543-2016. Эти жидкости окрашены в желто-зеленый цвет.
- для моделей Niva Travel и Niva Legend, Granta, Vesta с ДВС ВАЗ-21129 и ВАЗ-21179: «Антифриз Sintec» по ТУ 2422-047-51140047-2007; Felixcarbox по ТУ 20.59.43-068-36732629-2017. Эти жидкости окрашены в красный или розовый цвет.
В соответствии с «Руководством по эксплуатации автомобиля», для доливки или замены охлаждающей жидкости рекомендуется обратиться к дилеру LADA.
Porsche
Можно использовать только антифризы, имеющие допуск Porsche: Glisantin G40 (альтернативный вариант согласно G12++/VW TL 774G) или Glisantin G65 (альтернативный вариант, согласно G12evo/VW TL 774LJ). Эти антифризы можно смешивать друг с другом. Если в аварийном случае пришлось долить простую воду, впоследствии необходимо восстановить соотношение воды и антифриза.
Renault
Для каждого автомобиля выпускается своя карточка ТО и Гарантии. На ней внизу справа указаны параметры охлаждающей жидкости. Использовать нужно только ее — например, Glaceol RX type D для Renault Arkana.
Nissan
Доливать в холодное время можно только антифриз. Концентрат разводите водой в соотношении 50 на 50.
Volvo
Рекомендует только оригинальный продукт, приобретенный в официальном дилерском центре. При возможности его лучше не смешивать с другими жидкостями.
Hyundai
Контроль уровня охлаждающей жидкости должен производиться при температуре двигателя около 20 °С. Многое зависит от модели и типа системы охлаждения, а также причины снижения уровня:
- Вариант системы с расширительным бачком под давлением — могут иметь место только утечки (незначительные) при эксплуатации, доливаем готовый к применению (не концентрат) рекомендованный производителем антифриз;
- Вариант системы с расширительным бачком не под давлением — утечки (незначительные) при эксплуатации, доливаем готовый к применению антифриз (не концентрат);
- Вариант системы с расширительным бачком не под давлением, незначительное снижение уровня при длительной эксплуатации (из-за испарения) — доливаем дистиллированную воду.
Производитель не допускает смешивание антифризов разных марок и рекомендует использовать только оригинальные продукты (указаны в руководстве пользователя).
Subaru
Только оригинальный антифриз Subaru Super Coolant. У дилера он доступен как в готовом виде, так и в концентрированном.
Mitsubishi
Самое верное решение — доставить автомобиль в ближайший официальный дилерский центр на эвакуаторе. Как правило, охлаждающая жидкость в значительных объемах не теряется, поэтому стоит исключить фактор неполадок в системе охлаждения. Если уровень охлаждающей жидкости чуть ниже положенного, то также стоит обратиться к официальному дилеру для проверки температуры замерзания и доливки необходимой жидкости (охлаждающей жидкости или дистиллированной воды).
Для заливки в автомобили Mitsubishi рекомендована охлаждающая жидкость Mitsubishi Motors Genuine Super Long Life Coolant или ее высококачественные аналоги на основе этиленгликоля.
Приоритетно — антифриз G12 Evo.
Комментарий специалиста
Будьте осторожны!
Добавлять охлаждающую жидкость необходимо исключительно при остывшем двигателе, в противном случае автовладелец рискует получить ожог. Кроме того, в холодное время года не рекомендуется использовать воду для нормализации уровня охлаждающей жидкости. Разбавленный водой антифриз быстрее испаряется, повышая скорость износа двигателя во время длительных поездок при отрицательной температуре воздуха.
Важно помнить: уровень охлаждающей жидкости и его своевременное пополнение играют особую роль в безопасной эксплуатации автомобиля.
Можно ли смешивать антифризы: последствия неправильного смешивания
Циркуляция жидкости по системе охлаждения (СО) позволяет предотвратить перегрев силового агрегата в машине. Поэтому нужно следить за количеством вещества в резервуаре. При его добавлении необходимо учитывать, что если произойдет смешивание антифризов без учета их состава и класса, то это может привести к проблемам в работе охладительной системы. Соответственно, к перегреву ДВС. Подробнее о том, как правильно смешивать хладагенты, мы расскажем ниже.
Какие бывают типы антифризов
Чтобы понять, чем чревато перемешивание антифризов разных цветов и как правильно смешивать, разберемся в главных моментах.
Охлаждающие жидкости разделяются на две группы:
- с солевой основой, обычно обладают зеленым и синим цветом;
- с кислотной основой, как правило, имеют красный оттенок.
Цвета хладагентов могут отличаться, поскольку они определяются производителем. Но изготовители обычно назначают именно такие оттенки своим продуктам, чтобы у покупателей не возникало сложностей с их приобретением. Цвет не влияет на состав и характеристики, поскольку это только краситель.
Какие типы жидкостей можно найти в продаже:
- TL. Традиционный класс антифриза, окрашивается в синий цвет. По составу этот тип вещества больше остальных похож на Тосол.
- G11. Продукты, относящиеся к данному стандарту, покрашены в зеленый и синий, а также сине-зеленый оттенок. В состав таких минеральных антифризов добавляются силикатные элементы. Некоторые производители назначают жидкостям, относящимся к этому типу, оранжевый и желтый цвет. Попадая в охладительную систему, вещество образует защитную пленку на всех ее внутренних компонентах. К минусам таких продуктов следует отнести низкий ресурс использования, составляющий в среднем не более двух лет. В ходе эксплуатации защитный слой, появляющийся внутри системы, начинает осыпаться и разноситься по ней, когда жидкость циркулирует. Его остатки становятся абразивом и нарушают работу СО, приводя к проблемам в теплоотдаче.
- G12, G12+ и G12++. Такие хладагенты имеют красный цвет или другой его оттенок — лиловый, розовый, фиолетовый и т. д. Органические жидкости этого стандарта относятся к карбоксилатным продуктам. Основное достоинство заключается в местном действии. При наличии ржавчины в охладительной системе антифризы G12 не дают коррозии распространять свой очаг на другие элементы. Это достигается в результате добавления в состав специальных присадок. Ресурс эксплуатации в среднем составляет около пяти лет, но если потребитель разводит концентрат и доливает в него дистиллированную воду, то срок службы хладагента снижается до трех лет. Основной недостаток заключается в том, что продукт не предотвращает образование коррозии, а только не дает распространяться уже имеющемуся очагу. А антифризы, относящиеся к стандарту G12+ и G12++ позволяют удалить ржавчину. Хладагент даже в конце срока службы не станет абразивом, поскольку он не создает защитную пленку в системе.
- G13. Может иметь розовый, сиреневый или желтый оттенок. Этот продукт относится к гибридным и, по сути, он является более совершенным вариантом G12++. Главное отличие заключается в том, что в основе хладагента лежит не этиленгликоль, а более безопасный пропиленгликоль. Это привело к увеличению стоимости жидкости, поэтому сегодня она не так популярна среди потребителей. Единого стандарта по окрасам антифризов у производителей нет, каждая компания может назначить своему продукту любой оттенок.
Что общего и разного в составах?
Состав жидкостей, особенно относящихся к классам G11 и G12, очень похож. Примерно на 80% они являются одинаковыми. Как правило, в основе продуктов разных марок производители используют дистиллят и этиленгликоль. Оставшиеся 20% составляют присадки, выполняющие важные функции.
Подробнее о классификации антифризов можете узнать из ролика, снятого каналом Unol Tv.
Касательно присадок, каждый изготовитель использует разные наборы, делая свой продукт уникальным и обладающим необходимыми ему характеристиками. Добавки применяются для удаления разрушающего эффекта, что достигается в результате смешивания дистиллята и этиленгликоля. Сочетание воды и этого элемента химически активно и может привести к разрушению металлических компонентов охладительной системы. Особенно стенок радиаторного устройства и патрубков. Использование присадок позволяет снизить вероятность повреждения.
Различают несколько вариантов добавок:
- Защитные. Они предназначены для покрытия магистралей системы охлаждения. Присадки создают на внутренних поверхностях специальную пленку, предотвращающую разрушение металлических компонентов. Такие добавки обычно используются в продуктах стандарта G11, а также отечественных Тосолах.
- Антикоррозийные. Они не создают дополнительную пленку, но активно удаляют ржавчину при ее появлении. Благодаря этим присадкам блокируется очаг, так как химические элементы, входящие в состав, запечатывают его.
- Гибридные. Сочетают в себе достоинства двух видов добавок, описанных выше. Производители жидкостей обычно смешивают их в необходимой пропорции.
- Дополнительные присадки. Таких может быть множество. К примеру, антипенные, предназначенные для предотвращения образования пены в охладительной системе.
Смешивание разных цветов и марок
Мешать красный и синий хладагент, зеленый и желтый, а также другие цвета одного либо разных производителей в системе отопления можно, если обе жидкости обладают одинаковыми характеристиками. Каждый антифриз перед добавлением красителя в состав является бесцветным. Основное отличие в продуктах — не оттенок, а непосредственно качество. Одна ОЖ может быть предназначена для защиты охладительной системы от ржавчины, другая — для смазывающих свойств, а третья имеет определенный температурный диапазон.
Пользователь Николай Дергунов опубликовал ролик, который позволит разобраться в вопросе смешивания разных антифризов.
Все хладагенты могут иметь различный порог температуры при замерзании и кипении, а также в разной степени быть агрессивными по отношению к металлическим и резиновым элементам.
Если смешиваются две жидкости, не соответствующие друг другу по составу, это чревато такими последствиями:
- В системе охлаждения начнут появляться отложения, которые приведут к образованию смеси. Из-за этого антифриз потеряет свои характеристики, что способствует снижению ресурса использования. В результате конфликта разных добавок химические компоненты отказываются работать друг с другом. Жидкость становится густой и образует смесь, которая не в состоянии нормально циркулировать по охладительной системе. Из-за чего происходит засорение ее магистралей и возникает неработоспособность СО в целом, и, как следствие, перегрев мотора. Решить такую проблему можно путем промывки. При несвоевременной очистке возникнет необходимость замены патрубков.
- Будет хуже, если химические молекулы, присутствующие в составе жидкости, начнут работать друг против друга. В итоге вам придется не только менять хладагент, но и промывать систему охлаждения, иногда возможен выход из строя ее элементов.
- Произойдет вспенивание. С этой проблемой сталкиваются многие потребители, которые смешали разные по составу и присадкам антифризы. Пена появляется в расширительном резервуаре, а также патрубках охладительной системы. Добавлять в бачок новую жидкость, обладающую антипенными добавками, нет смысла. СО надо полностью промыть несколько раз, после чего залить в нее свежий продукт.
При критическом засорении шлангов и магистралей системы охлаждения может произойти:
- ускоренный износ подшипниковых деталей и их разрушение;
- выход из строя водяного насоса, вызванный чрезмерным нагреванием механизма;
- перегрев ГБВ и двигателя в целом, что способствует деформации и изнашиванию прокладки головки блока цилиндров, а также заклиниванию поршней (несвоевременное решение проблемы приведет к их выходу из строя).
Если вы постоянно используете одинаковый по составу антифриз, то проблемы вашему двигателю не грозят.
Поврежденный радиатор СО
Накипь на радиаторном устройстве
Отложения в СО
Шланги СО до и после очистки
Разбавляем правильно
Нельзя допускать работу охладительной системы сразу на нескольких разных антифризах. Если мешается два и более вида, необходимо учитывать состав. Важно, чтобы жидкости имели аналогичную основу. Допускается смешивание любых марок, хотя это нежелательно и относится только к высококачественным продуктам. Хладагенты, принадлежащие к стандарту G11, можно разбавлять с любыми антифризами, кроме G12. Что касается жидкостей G12, то их смешивание допускается только с аналогичными хладагентами или с продуктами, относящимися к стандарту G12+. С веществами другого класса мешать нельзя.
Хладагенты G13 можно разбавлять жидкостями G12+, а также G12++. Смешивать антифриз с Тосолом отечественного производства, который считается более агрессивным средством для многих импортных машин, не допускается. Поскольку эти продукты имеют в корне разную основу. Почему нельзя мешать хладагенты неодинаковых составов, мы разобрались, отдельно следует сказать о разбавлении водой.
Если вы зафиксировали недостаток жидкости в ОС, то восполнить объем можно дистиллятом, но это разрешается только в теплое время года. В мороз добавление воды может привести к ее замерзанию в системе охлаждения, что негативно отразится на функциональности элементов. Нельзя использовать для смешивания жидкость из-под крана, так как в составе присутствуют вещества, которые приведут к образованию ржавчины и накипи. В итоге это станет причиной засорения магистралей. В холодное время доливать воду в концентрат не стоит, поскольку обычно ее не менее 65% в любом хладагенте.
Что предпринять, если залил антифриз другой классификации?
Канал ВЧСЛВ на своем видео показал процесс промывки охладительной системы, а также замены антифриза.
Если смешать разные типы хладагентов в автомобильной системе охлаждения и вовремя не промыть ее, это приведет к образованию отложений. При первой возможности делается очистка, для которой потребуется минимум 10 литров дистиллированной воды.
- Откройте капот, дайте остыть двигателю машины.
- Подставьте под сливное отверстие антифриза или под радиатор емкость, в которую будет стекать «отработка».
- Гаечным ключом либо руками демонтируйте пробку. Отработанное вещество начнет сливаться.
- Когда жидкость выйдет, закрутите крышку.
- Залейте в систему охлаждения дистиллят. Его объем должен соответствовать количеству слитой жидкости. В воду можно добавить лимонную кислоту (из расчета 1 кг на 10 литров дистиллята при сильном загрязнении или 800 грамм на 10 л при некритических отложениях).
- Заведите мотор, дайте ему поработать около 15-25 минут.
- Открутите сливную пробку и подождите, пока вода выйдет из системы.
- Демонтируйте расширительный бачок. На его дне собирается осадок. Выполните тщательную очистку резервуара. Если загрязнения сильные и не вымываются, емкость меняется на новую, после чего устанавливается на место.
- В случае когда слитая жидкость слишком грязная и в ней имеются следы накипи или отложений, повторите процедуру промывки еще раз. Выполняйте очистку до того момента, пока сливаемая из системы вода не станет прозрачной. Тогда можно заливать новый антифриз. Рекомендуем оценить состояние патрубков охладительной системы. Если они сильно забиты, а промывка не позволила решить проблему, шланги следует заменить. Также посмотрите на все прокладки и сальники. В случае их изношенности и критического состояния эти компоненты надо поменять.
Видео «Как правильно промыть охладительную систему?»
Пользователь Леша Мастер опубликовал ролик, в котором показал процесс очистки и объяснил все нюансы выполнения этой задачи.
Смешивание антифризов
В процессе создания системы охлаждения двигателя в разные года, каждым из автопроизводителей использовались свои материалы, для которых и нужен — свой тип антифриза.
Нельзя смешивать антифриз разных типов. Несмотря на это подавляющее большинство автолюбителей придерживаются другого мнения и смешивают их не задумываясь.
Разные мнения происходят потому, что есть исключения когда смешивание разных типов — разрешается.
Правила смешивания
На представленной схеме показана совместимость охлаждающих жидкостей друг с другом.
Исходя из схемы, перечислим все возможные случаи:
• G11 можно смешивать с аналогами G11
• G11 нельзя смешивать с G12
• G11 можно смешивать G12+
• G11 можно смешивать G12++
• G11 можно смешивать G13
• G12 можно смешивать с аналогами G12
• G12 нельзя смешивать с G11
• G12 можно смешивать с G12+
• G12 нельзя смешивать с G12++
• G12 нельзя смешивать с G13
• G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собой
• Не допускается смешивание антифриза с тосолом. Ни при каких условиях!
Принято считать, что у каждого типа свой цвет. Так и есть, но бывают редкие случаи когда G11 может быть не зеленым а красным и так далее. При правильном смешивании типов — цвет неважен!
На схеме выше, показаны цвета которыми чаще всего окрашены типы антифризов. К типу TL относят тосолы или жидкости традиционного класса.
Если смешать типы не по правилам, полученная жидкость будет вести себя совершенно непредсказуемо. В процессе эксплуатации может разъесть сальники, вспенится или вызвать коррозию алюминия и отложения.
Если есть возможность не доливать а полностью сменить антифриз, так и сделайте, выбрав допустимую жидкость по марке и году выпуска автомобиля.
Про разные цвета
Обычно у каждого типа свой цвет, который может принимать разный оттенок. Крайне редко можно встретить тип абсолютно другого цвета.
При смешивании жидкостей одного цвета убедитесь, что они — одного типа или допустимы к смешиванию по указанным выше правилам.
Цвет не добавляет жидкости какого либо химического свойства. Он выполняет только роль — красителя, для удобного, общепринятого разделения старых видов жидкости от новых.
Производитель в праве сделать свой оттенок жидкости от основного цвета, привлекая тем самым покупателя выбирать только свой продукт. В результате чего получаем не красный а допустим розовый, и так далее. Поэтому при правильном смешивании типов — цвет неважен!
Подбор антифриза
Правильно подобрать необходимый тип и цвет охлаждающей жидкости, для различных марок авто поможет форма ниже.