Бас сколько герц
Перейти к содержимому

Бас сколько герц

  • автор:

Частотный диапазон бас гитары

Для любого музыканта важно не только уметь играть на своем инструменте, но и знать некоторые его физические особенности, которые помогут правильно отстроить звучание при игре соло или в ансамбле и лучше понимать специфику инструмента. Одной из таких особенностей является частотный диапазон инструмента. А поскольку этот сайт посвящён бас гитаре, то говорить мы будем про частотный диапазон бас гитары.

Основная частота ноты

Человеческий слух воспринимает звуки, находящиеся в частотном диапазоне от 20Гц до 20кГц . Логично, что бас будет занимать в этом диапазоне низкие частоты. Его диапазон будет находиться между основными частотами самой нижней и самой верхней ноты на грифе.

Основная частота — это самая громкая 1-я гармоника, которую мы воспринимаем как некую ноту. Например, ля первой октавы обычно имеет основную частоту в 440Гц . Таким образом верхняя и нижняя границы основных частот будут незначительно отличаться для различных видов басов и зависят от количества струн, количества ладов на грифе и строя.

Но, это очень упрощенная модель, которая не учитывает гармоники нот и корпуса бас гитары и в действительности все немного сложнее. Давайте попробуем разобраться.

4-х струнные бас гитары

Основные частоты нот 4-х струнной бас гитары лежат в диапазоне примерно от 40Гц до 400Гц . Если говорить более точно, то открытая струна Е вибрирует на частоте 41Гц , а нота Eb (на 20-м ладу струны соль) вибрирует на 311Гц . Современные бас гитары обычно имеют 24 лада, поэтому нота G на последнем ладу в таких инструментах звучит на частоте 392Гц .

5 и 6 струнные бас гитары

Бас гитары с пятью и шестью струнами имеют более широкий основной диапазон. Нижняя струна си расширяет его вниз до 31Гц , а если есть высокая струна C, тогда верхний порог расширяется уже до 523Гц — нота до на 24 ладу.

Диапазон обертонов

Несмотря на то, что мы определили конкретные значения частотных границ нот, извлекаемых на бас гитаре, нужно понимать, что струна и весь инструмент в целом не звучит только в этих пределах. Причина — физические свойства звука и колеблющихся тел. Одновременно с основной частотой звучат также все обертона или гармоники струны, корпус инструмента также начинает вибрировать, создавая свой набор гармоник, без которых, звук был бы «стерильным». Обертона звучат тише основного тона, но все вместе делают весомый вклад в частотный диапазон любого музыкального инструмента, определяют его тембр и дают звуку свою окраску.

Вывод: бас гитара — инструмент с очень широким частотным диапазоном. Несмотря на то, что диапазон основных частот для нот (нотный диапазон), которые мы обычно извлекаем на инструменте, приблизительно составляет всего 500Гц , очень важные составляющие звука находятся на всем диапазоне — 80Гц , 250Гц , 500Гц , 1кГц , 4кГц и выше. Все они влияют на формирование правильного звучания инструмента, его яркость, читаемость в миксе и др.

При возможности попробуйте убирать или добавлять на эквалайзере эти частоты и обратите внимание как они влияют на звук. Если жестко обрезать высокие частоты например, звук станет менее читаемым и бас легко потеряется в миксе.

#Звукостудия 1: Частотные диапазоны инструментов или что нужно знать при отстройке звука

При решении задач подзвучивания, наличие базовых знаний о характеристиках музыкальных инструментов может оказаться очень полезным. Я бы даже сказал необходимым.

Сразу скажу, что лучше строить на слух и именно на ваш вкус. И если технически вы доверяете настройку профессионалу, то пусть он это делает в вашем присутствии и с вашими коррективами. Так как слышите вы звук по разному и предпочтения у каждого свои.

Все же сталкивались с ситуацией когда вроде и компоненты нормальные и звук плоский или где-то гитара не так звучит и т.п.

Инструменты и другие источники звука характеризуются их частотным спектром, направленностью звука и динамическим диапазоном.

В дебри мастеринга даваться не будем, а рассмотрим только, то что может понадобиться обычному пользователю при отстройке и эквалайзенге системы в том числе и в авто. Это частотные диапазоны наиболее встречающихся инструментов.

Для начала о частотах…
1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Итак… Диапазоны инструментов:
● Гитара 70-1000 Гц (обертона 1000-8000 Гц);
● Бас 40-250 Гц (обертона 250-1000 Гц);
● Бас гитара 40-800 Гц;
● Бас бочка или Большой барабан 40-250 Гц и щелчок во время удара — от 1000 Гц и выше (у злых афро нижний диапазон может быть глубже);
● Тарелки 300-15000 Гц;
● Литавры 300-200 Гц (обертона 200-4000 Гц);
● Скрипка 180-3500 Гц (обертона 3500-18000 Гц);
● Флейта 250-2030 Гц (обертона 2030-15000 Гц);
● Клавишные, струнные и перкуссия — важная область 400-1000 Гц;
● Вокал. Диапазон 80-10000 Гц.

Кроме непосредственно частотного диапазона в звуке того или иного инструмента присутствуют обертона, которые распределены в пределах более высоких частот и без которых звучание получается глухим и невыразительным.

Важно знать, что слух человека наилучшим образом воспринимает звук частотой 2000-3000 Гц. От наличия обертонов в пределах этих частот в голосе создаёт его полётность и звонкость.

Касаемо вокала:
— Бас 82-349 Гц;
— Баритон 110-392 Гц (Чтобы подчеркнуть баритон, нужно повысить уровень в диапазоне 2500-3000 Гц);
— Тенор 132-523 Гц (Чтобы подчеркнуть тенор, нужно повысить уровень в диапазоне 300-600 Гц);
— Контральто 165-692 Гц;
— Меццо-сопрано 220-880 Гц;
— Сопрано 262-1046 Гц;
— Колоратурное сопрано 1397 Гц.

Уровень каких частот корректировать для получения прозрачности звука?
● 5000 Гц — регулирование приближения/удаления;
● 8000 — 20000 Гц — воспринимаемое качество звучания, глубина, пространство;
● 31 — 50 Гц — создают ощущение силы и мощности;
● 80 — 125 Гц — слишком много этих частот приводит к появлению нежелательного гудения;
● 160 — 250 Гц — часть басового спектра. Недостаточный уровень частот этого диапазона — отсутствие теплоты и мягкости, избыток — скучный звук.

При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот (если не считать фортепиано и рояль).
При отстройке так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов.

Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ; органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20-35 дБ; мужской голос 20-45 дБ, эстрадного оркестра 45-55 дБ, симфонический оркестр 60-75 дБ.

А человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе перекрывает (заглушает, смешивается) с любым музыкальным инструментом (оптимальная точка — 300 Герц). Поэтому при отстройке и эквализации под инструменты, вокал будет реагировать на это очень сильно.

Эквализация инструментов

Наиболее характерный для большинства альтов диапазон — это 300..800 Гц. В звуке альта нет ничего особо интересного ниже 100 Гц, поэтому эти частоты можно смело вырезать ВЧ фильтром (если только вы не стремитесь к созданию какого-нибудь специального эффекта).

  • Полнота — 200 — 500 Гц.
  • Атака — 5 кГц.
  • Струна — 2,4 кГц.
  • Скрип — 4,2 кГц .

Барабаны [ править ]

Большой барабан [ править ]

Большой барабан или по другому бочка, обеспечивает ритмическую основу. Выделяется две основных части в звуке: глухое тело и яркий щелчок. «Тело» является нижней границей «мяса» — это та часть звука, которую вы ощущаете грудью. «Щелчок» возникает в момент удара по мембране барабана. Как и любой инструмент «бочка» создаёт множество частот во время удара.

Звукорежиссёры часто пытаются получить один из трех типов барабанного звука:

  1. “Мертвый глухой стук”, характерный для барабанов с одним заглушенным пластиком и тяжелым предметом (кирпич, мешок с песком, основание микрофонной стойки) на корпусе или внутри него.
  2. Резонансный звон, получаемый от барабана с двумя пластиками с небольшим отверстием в переднем.
  3. “Унылый бум” от барабана с двумя пластиками без отверстий в них, характерный для рэпа, хип-хопа и техно.

Первые два типа имеют обычно избыток “мутной нижней середины” в районе 300 Гц – вплоть до 10 дБ — и подъем на несколько дБ верхне-средней части АЧХ (5000 – 6000 Гц). Третий тип тоже имеет небольшой избыток “мути” на 300 герцах и значительный подъем АЧХ в нижней части диапазона (от 40 до 100 герц). Можно слегка придавить и “верха”, уменьшив тем самым нежелательную атаку звука.

В большинстве случаев «тело» бочки находится между 40Гц и 80Гц, в то время как «щелчок» расположен между 1кГц и 5 кГц. При этом, «мутность» у бочки обычно расположена между 220 и 340Гц. Так, в качестве основной рекомендации при эквализации бочки, постараться усилить частоты в районе 40 и 80 Гц для большего «мяса», вырезать частоты в районе 300Гц для уменьшения мутности и поднять/опустить частоты между 1 и 5 кГц для выделения/подавления щелчка.

Помимо традиционного вырезания участка 200..400 Гц, в ряде случаев может помочь вырезание узких участков (эквалайзером с высокой добротностью) в районе 160 Гц, 800 Гц и 1300 Гц. Это нужно для того, чтобы выделить в миксе звучание других басовых инструментов — например, гитары. Можно включить фильтр высоких частот с частотой среза около 50 Гц — это сделает звук бочки более плотным и поможет компрессору справиться с его обработкой (так как на вход компрессора будет подан более «музыкальный» сигнал).

  • Низы — 80 — 100 Гц.
  • Тело — 120 Гц.
  • Пустота — 400 Гц.
  • «Щелчок» (точка) — 3 — 5 кГц.

Малый барабан [ править ]

Малый барабан или рабочий барабан, может быть очень коварным при эквализации. Все барабанные звуки совершенно неповторимы и таким образом требуют своей особенной подстройки эквализации. Звук каждого барабана зависит от его индивидуальной настройки, от стиля исполнения и качества самого барабана, что делает работу особенно сложной. Несмотря на эти факторы, большинство малых барабанов имеют звуковое сходство.

Нижняя граница находится в районе от 100 до 160 Гц. Наиболее «жирная» часть его звука обычно образуется в 220-240 Гц области, в то время как яркость атаки находится в 4-5кГц области. 300-700 Гц являются гулкими, вырезайте их, если понадобится. Эквализация высоких частот(в районе 8кГц и выше) малого барабана может иногда добавить приятный хруст во время атаки, но если часть звука от хай-хэта «протекает» на трек малого барабана, усилениечастот может значительно усилить так же и хай-хэт.

Звук малого барабана обычно имеет подъем в районе около 5000 – 6000 Гц и, иногда, небольшой подъем в области 60 – 100 Гц позволяющий тонкому барабану звучать “жирнее”. Иногда следует “прибрать” усиление на 300 герцах и уменьшить “шлепок” на частотах от 800 до 1000 Гц для придания звуку барабана “округлости”.

  • Жирность — 120 — 240 Гц.
  • Пустотелость — 400 Гц.
  • Удар — 900 Гц.
  • Резонанс — 2,5 кГц.
  • Треск — 5 кГц.
  • Щелчок — 10 кГц.

Гитары [ править ]

Обычно при обработке звука гитары, необходимо лишь украсить её поднятием диапазона от 3000 до 6000 Гц, и слегка опустить бубнящие 300 Гц.

Бас-гитара [ править ]

Бас-гитара служит источником всех тех частот, которые вы стремитесь убрать в звуке всех остальных инструментов. Четкость звучания баса во многом определяется участком в районе 800 Гц. Слишком высокий уровень низких частот приведет к «замазыванию» баса и сделает его неразборчивым. Существует такой подход к созданию звука баса: полностью вырезать все частоты ниже 150 Гц, сформировать среднечастотным эквалайзером нужный вам тембр и затем постепенно вводить обратно низкие частоты до тех пор, пока в звуке не появится нужная вам энергия и мощность. Если бас звучит неопределенно, проблема скорее всего в избытке низких частот и недостатке средних. Представляйте себе звук в линейном виде, как на диаграмме — «бугор» в области низких частот будет прятать от вас все, что лежит за ним в области средних и высоких.

При обработке звука некоторых бас-гитар необходимо убрать некоторое количество нижней середины (не переусердствуйте, иначе получите тонкий нечитаемый бас). Так же, часто необходимо поднять усиление в диапазоне около 2000 Гц (значительно больше, чем вам кажется, когда вы находитесь в режиме “Соло”). Иногда хорошо бывает поднять “низ” около 40 Гц для придания звуку плотной основы.

  • Низы — 50 — 80 Гц.
  • Атака — 700 Гц.
  • Щелчок — 2,5 кГц.

Акустическая гитара [ править ]

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения — или просто из-за того, что инструмент плохой). Область «вредной» частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять высокочастотный фильтр полочного типа и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

  • Полнота — 80 Гц.
  • Тело звука — 240 Гц.
  • Презенс — 2 — 5 кГц.
  • Атака 3,5 кГц.

Электрогитара [ править ]

Нижняя частота электрогитары — 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука — ослабить в районе 1 кГц. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада в виде высоко частотной полки. Также можно поэкспериментировать с колоколобразным типом фильтра (6 кГц — 10 кГц). Чтобы «добавить яду», сделать «жалящим» звучание рок-гитары, попробуйте область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *