Сколько оборотов мне надо повернуть винт, если написано повернуть на 3/4?
Если вам необходимо повернуть винт на 3/4, а вы не знаете каким образом это сделать, то рассуждайте следующим образом: полный оборот винта вокруг своей оси представляет собой окружность — 360 градусов. 3/4 — это три раза по 1/4, попросту говоря три четверти. Нарисуйте для наглядности окружность на листе бумаги, проведите через центр две линии перпендикулярно друг другу и вы увидите, что окружность разделилась на 4 части — четверти. Вот, на три четверти из имеющихся четырёх, вам надо повернуть винт. В градусах получится 270, то есть до полного оборота надо не довернуть 90 градусов.
Получается, что вам надо сделать один неполный оборот от фиксированной точки и составлять он будет 270 градусов.
Что важно знать о передаточном отношении рыболовных катушек
Опубликовано 17.02.2022 — 15:44 пользователем Antonio
Все современные рыболовы знают о таком параметре рыболовных катушек как передаточное отношение (Gear ratio). Но далеко не все понимаю, для чего эти циферки указываются и как их анализировать при выборе той или иной катушки.
Довольно часто происходит так, что рыболовы просто не обращают на передаточное отношение особого внимания, делая выбор в пользу той или иной модели катушки на основании прочих параметров и характеристик. А это крайне не правильно, ведь от передаточного отношения во многом зависит, подойдет катушка для определенного способа ловли или нет.
В данном материале я постараюсь подробно, просто и понятно рассказать все, что нужно знать о передаточном отношении безынерционных катушек, а так же, как учитывать данный параметр при выборе катушки для определенного способа или стиля ловли.
Что обозначает передаточное число катушки?
Передаточное число указывает нам сколько витков лески ляжет на шпулю за один полной оборот рукояткой катушки. Например, передаточное отношение указанное как 5.0:1 или 5.0 означает, что за один полный оборот рукоятки катушки на шпулю ляжет ровно пять витков лески. Очень часто передаточное отношение указано как не целое число, например 5.6:1, это означает, что за один оборот рукоятки катушки на шпулю ляжет пять полных витков лески и еще 60% от целого витка.
Из этого можно сделать вывод, что в зависимости от передаточного отношения, в остальном одинаковые катушки могут наматывать разное количество лески на шпулю за один оборот рукоятки. Чем выше передаточное отношение, тем больше лески наматывается на на шпулю за один оборот рукоятки, и наоборот, чем оно меньше, тем меньше лески наматывается на шпулю за один оборот ручки.
Возьмем к примеру две катушки, которые отличаются только передаточным отношением, это Shimano Ultegra FC 2500 и Ultegra FC 2500HG. Передаточное отношение у Ultegra FC 2500 составляет 5.3:1 и за один оборот рукоятки у этой катушки на шпулю наматывается 78 сантиметров лески. У Ultegra FC 2500HG передаточное отношение составляет 6.0:1 и за один оборот рукоятки у этой катушки на шпулю наматывается уже 89 сантиметров лески. Как мы видим, при всех остальных равных технических параметрах, одна катушка выматывает на 11 сантиметров больше лески чем другая. У некоторых катушек данная разница может быть еще куда более существенной.
Где указывается передаточное число катушки?
Как правило, передаточное отношение катушки указывается в ее названии. У некоторых моделей это будет конкретное значение (например 7.1), у других моделей это может быть определенный буквенный индекс (PG, H, XG). Также может быть ситуация, когда в названии модели катушки ничто не указывает на ее передаточное число.
Проще всего уточнить передаточное отношение конкретной модели катушки можно в интернете, на сайте производителя или в электронном варианте каталога.
Если вы выбираете катушку в магазине, то можно попросить бумажный варианта каталога или же обратить внимание на коробку от катушки или на саму катушку.
На самой катушке передаточное отношение чаще всего указывается на шпуле или возле нее.
Почем так важно учитывать передаточное число катушки?
Все дело в том, что передаточное число определяет скорость намотки лески на шпулю и тяговитость катушки. Чем выше передаточное число, тем меньше тяговитость катушки, и наоборот. С лёгкими нагрузками мы можем не ощутить разницы, но вот если нагрузка на катушку существенна, то мы сразу почувствуем, что выматывать один и тот же груз значительно тяжелее с катушкой у которой передаточное отношение гораздо выше. Речь идет о разнице как минимум в пол витка на шпуле, например когда передаточное отношение 5.0:1 и 5.6:1. Чем больше эта разница, тем существеннее будет разниться тяговитость у катушек.
Важно понимать, что при различных способах и стилях рыбной ловли ценятся те или иные параметры катушки, в том числе и передаточное отношение. Где-то важно быстро выматывать приманку и ее вес или сопротивление не оказывает большой нагрузки на катушку. Где-то напротив, вес и сопротивление оснастки оказывает существенную нагрузку и целесообразнее пожертвовать скоростью намотки лески в пользу тяговитости катушки.
Например, при ловле спиннингом с применением твичинговой проводки воблера, вся нагрузка во время проводки ложиться на удилище, катушкой мы лишь выбираем слабину лески. В этой ситуации отлично подойдет скоростная катушка с передаточным отношением 6.0:1 и выше.
Другое дело, если мы ловим тем же спиннингом, но уже джигом и на реке с сильным течением. Основную нагрузку во время джиговой проводки приманки с тяжелым грузилом испытывают шестерни катушки. Низкое передаточное отношение, например 4.7:1, позволяет существенно снизить нагрузку на шестерни и крутить ручку катушки во время джиговой проводки будет значительно легче.
Данное понимание актуально для всех способов ловли. Если игнорировать передаточное отношение катушек в одном и том же размере, то ничего не остается как увеличивать размер катушки, тем самым увеличивая мощность ее шестерен и прочих механизмов (что не всегда так). А это крайне не правильный подход, ведь в этом случае катушка становиться более громоздкой и тяжелой, что приводит к худшему балансу снасти, трате больших сил и в целом меньшему удовольствию от процесса ловли. Если же продолжить таскать тяжелые или упористые оснастки катушкой с высоким передаточным числом, то она довольно быстро выйдет из строя и, как минимум, понадобиться дорогостоящая замена ведущей и возможно даже ведомой шестерни.
Именно для того, чтобы катушки прослужили как можно больше, производители выпускают модели с разной передаткой в одном и том же размере. Это дает возможность рыболову, не жертвую прочими параметрами катушки, выбрать для себя более скоростной или более тяговитый вариант.
С каким передаточным числом выбрать катушку?
Тут все зависит от способа ловли и условий ловли. Если вам не сильно важна максимальная скорость вымотки лески, а также ваша оснастка не оказывает существенной нагрузки на катушку, то можно посоветовать выбрать модели безынерционных катушек с передаточным отношением 5.2:1 — 5.6:1 и размером 2500-4000.
Если говорить конкретнее для разных способов ловли с применением безынерционных катушек, то можно порекомендовать следующее:
- Джиговая ловля спиннингом в стояче воде или со слабым течением (2500-3000 размер): передаточное отношение 5.0:1 — 5.6:1;
- Джиговая ловля спиннингом в водоемах со сильным течением (4000-6000 размер): передаточное отношение 4.4:1 — 4.7:1;
- Ловля спиннингом на блесны и воблеры равномерной проводкой, джеркинг и твичинг (2500-4000 размер): передаточное отношение 6.0:1 — 6.4:1;
- Ловля фидером в стоячей воде или со слабым течением (3000-4000 размер): передаточное отношение 4.7:1 — 5.4:1;
- Ловля фидером в водоеме с сильным течением (5000-6000 размер): передаточное отношение 4.7:1 — 5.3:1;
- Флет-фидер на дальних дистанциях (5500, 14000 размер): передаточное отношение 4.9:1 — 5.3:1;
- Карпфишинг на дальних дистанциях с тяжелыми оснастками (14000 размер): передаточное отношение 4.3:1 — 4.7:1.
- Ловля на поплавок с применением матчевого или болонского удилища (3000-4000 размер): передаточное отношение 6.0:1 — 6.4:1.
Как вы уже надеюсь поняли, довольно важно учитывать передаточное отношение катушек, а также сопоставлять его с их размерами. В этом случает вы сможете подобрать максимально подходящую для вашего способа ловли катушку, которая прослужи вам максимально долгое время.
На каких оборотах лучше ездить? Сохраняем ресурс двигателя
Общеизвестно, что высокие обороты, в особенности около красной зоны тахометра будут крайне опасными для двигателя. В подобном случае отмечается износ силового агрегата, моторное масло плохо смазывает подвижные элементы, появляется износ мотора и его перегрев, при этом смазка быстро теряет свои свойства, что еще больше усугубляет состояние двигателя.
При этом нужно помнить, что несколько раз в месяц всё же полезно раскручивать двигатель до таких высоких оборотов и давать ему, что называется жару. То есть, на трассе прохватывать на высокой скорости 5-10 километров, что позволит убрать весь нагар и закоксовку внутри двигателя. Нужно лишь обязательно помнить о безопасности во время таких профилактических поездок на высоких оборотах.
Поездки с низкими оборотами
Часто автовладельцы совершают распространенную ошибку, они стараются держать обороты двигателя на отметке в 2000 в минуту, что, по их мнению, позволяет существенно снизить нагрузку на мотор. Действительно, расход топлива в подобном случае уменьшается, однако, как ни странно, нагрузка на силовой агрегат лишь увеличивается.
Дело в том, что на таких низких оборотах отмечается неправильное формирование топливной смеси, а на цилиндрах и в поршнях появляются многочисленные отложения, которые не сгорают полностью и загрязняют двигатель. На низких оборотах мотора могут отмечаться проблемы с циркуляцией масла, что объясняется особенностью вращения коленвала и низким давлением от масляного насоса. Поэтому, если вы хотите продлить срок службы двигателя вашего автомобиля, всё же постоянно передвигаться на низких оборотах не стоит.
При частой эксплуатации автомобиля на минимальных оборотах существенно увеличивается нагрузка на трансмиссию, так как автовладельцу приходится постоянно переключать передачи, соответственно существенно уменьшается её эксплуатационный ресурс. Поэтому водителю не рекомендуется постоянно держать обороты на бензиновых автомобилях у отметки в 2000 в минуту. В подобном случае буквально к пробегу в 100 тысяч километров потребуется выполнять уже капитальный ремонт мотора.
Ресурс двигателя и обороты при езде
Начнем с того, что грамотная эксплуатация и постоянное поддержание оптимальных оборотов двигателя позволяет добиться увеличения моторесурса. Другими словами, существуют режимы работы, когда мотор изнашивается меньше всего. Как уже было сказано, срок службы ДВС зависит от стиля вождения, то есть сам водитель может условно «регулировать» данный параметр. Отметим, что данная тема является предметом обсуждений и споров. Если конкретнее, водители делятся на три основные группы:
- к первым относятся те, кто эксплуатирует двигатель на низких оборотах, постоянно передвигаясь «внатяг».
- ко вторым следует отнести таких водителей, которые только периодически раскручивают свой мотор до оборотов выше средних;
- третьей группой считаются автовладельцы, которые постоянно поддерживают силовой агрегат в режиме выше средних и высоких оборотов двигателя, часто загоняя стрелку тахометра в красную зону.
Езда на низких оборотах
Давайте разбираться подробнее. Начнем с езды на «низах». Такой режим означает, что водитель не поднимает обороты коленвала выше 2.5 тыс. об/мин. на бензиновых двигателях и держит около 1100-1200 об/мин. на дизеле. Такая манера езды навязывается многим еще со времен автошколы. Инструкторы авторитетно утверждают, что ездить необходимо на самых низких оборотах, так как в данном режиме достигается наибольшая экономия топлива, двигатель нагружен меньше всего и т.д.
Отметим, что на курсах вождения советуют не крутить агрегат, так как одной из главных задач является максимальная безопасность. Вполне логично, что низкие обороты в этом случае неразрывно связаны с ездой на малых скоростях. Логика в этом есть, так как медленное и размеренное движение позволяет быстрее научиться ездить без рывков при переключении передач на автомобилях с МКПП, приучает начинающего водителя двигаться в спокойном и плавном режиме, обеспечивает более уверенный контроль над автомобилем и т.д.
Очевидно, что после получения водительского удостоверения такая манера езды далее активно практикуется и на собственном авто, перерастая в привычку. Водители данного типа начинают нервничать, когда в салоне начинает прослушиваться звук раскрученного мотора. Им кажется, что повышение шума означает значительное увеличение нагрузки на ДВС.
Статья в тему: Обработка порогов автомобиля – делаем все самостоятельно!
Что касается самого двигателя и его ресурса, слишком «щадящая» эксплуатация срока службы ему не добавляет. Более того, все происходит с точностью до наоборот. Представим ситуацию, когда машина движется со скоростью 60-км/ч на 4-й передаче по ровному асфальту, обороты, допустим, на отметке около 2 тыс. В таком режиме двигателя почти не слышно даже на бюджетных авто, топливо расходуется минимально. При этом главных минусов в такой езде два:
- практически полностью отсутствует возможность резко ускориться без переключения на пониженную передачу, особенно на «атмосферниках».
- после изменения рельефа дороги, например, на подъемах, водитель не переключается на пониженную передачу. Вместо переключения он просто сильнее нажимает на педаль газа.
В первом случае мотор, зачастую, находится вне «полки» крутящего момента, что не позволяет быстро разогнать машину при такой необходимости. В результате, подобная манера езды влияет на общую безопасность движения. Второй пункт напрямую сказывается на двигателе. Прежде всего, движение на низких оборотах под нагрузкой с сильно нажатой педалью газа приводит к детонации мотора. Указанная детонация в буквальном смысле слова разбивает силовой агрегат изнутри.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое детонация двигателя. Из этой статьи вы узнаете о причинах и последствиях детонации мотора.
Что касается расхода, экономия практически полностью отсутствует, так как более сильное нажатие на педаль газа на повышенной передаче под нагрузкой вызывает обогащение топливно-воздушной смеси. В результате расход горючего увеличивается.
Также езда «внатяг» повышает износ двигателя даже в случае отсутствия детонации. Дело в том, что на низких оборотах нагруженные трущиеся детали мотора смазываются недостаточно. Причиной является зависимость производительности маслонасоса и создаваемого им давления моторного масла в смазочной системе от все тех же оборотов двигателя. Другими словами, подшипники скольжения рассчитаны на работу в условиях гидродинамической смазки. Такой режим предполагает подачу масла под давлением в зазоры между вкладышами и валом. Так создается нужная масляная пленка, которая препятствует износу сопряженных элементов. Эффективность гидродинамической смазки имеет прямую зависимость от оборотов двигателя, то есть чем больше оборотов, тем выше давление масла. Получается, при большой нагрузке на двигатель с учетом низкого числа оборотов существует большой риск сильного износа и поломки вкладышей.
Еще одним аргументом против езды на низких оборотах является усиленное коксование двигателя. Простыми словами, с набором оборотов растет нагрузка на ДВС и температура в цилиндрах существенно повышается. В результате часть нагара попросту выгорает, чего не происходит при постоянной эксплуатации на «низах».
Высокие обороты двигателя
Ну что, скажете вы, ответ очевиден. Мотор нужно раскручивать посильнее, так как машина будет уверенно откликаться на педаль газа, легко идти на обгон, двигатель очистится, расход топлива не так уж сильно возрастет и т.д. Это так, но только отчасти. Дело в том, что постоянная езда на высоких оборотах также имеет свои минусы.
Статья в тему: Рулевая тяга – что нужно знать автомобилисту?
Высокими оборотами можно считать такие, которые превышают приблизительный показатель около 70% от общего числа доступных для бензинового двигателя. С дизелем ситуация немного другая, так как агрегаты данного типа изначально менее оборотистые, но имеют более высокий крутящий момент. Получается, высокими оборотами для моторов данного типа можно считать те, которые находятся за « полкой» крутящего момента дизеля.
Теперь о ресурсе двигателя при таком стиле езды. Сильное раскручивание двигателя означает, что нагрузка на все его детали и систему смазки значительно возрастает. Также увеличивается и показатель температуры, дополнительно нагружая систему охлаждения. В результате повышается износ мотора и возрастает риск перегрева двигателя.
Также следует учитывать, что на режимах высоких оборотов требования к качеству моторного масла повышаются. Смазочный материал должен обеспечивать надежную защиту, то есть соответствовать заявленным характеристикам по вязкости, стабильности масляной пленки и т.д.
Игнорирование данного утверждения приводит к тому, что каналы системы смазки при постоянной езде на высоких оборотах могут забиться. Особенно часто это происходит при использовании дешевой полусинтетики или минерального масла. Дело в том, что многие водители меняют масло не раньше, а строго по регламенту или даже позже этого срока. В результате происходит разрушение вкладышей, нарушая работу коленвала, распредвала и других нагруженных элементов.
Каковы оптимальные обороты двигателя
В каждом конкретном случае оптимальные обороты двигателя будут различаться, в зависимости от мощности силового агрегата, наличия или отсутствия турбины, типа топлива и так далее. Например, дизельные моторы являются низкооборотистыми, максимум тяги у них отмечается в диапазоне 2000-2500 оборотов. Тогда как небольшой по своему объему турбированный бензиновый мотор выдаст свою наивысшую мощность на показателях 3000-3500 оборотов в минуту.
Большинство экспертов и автомастеров рекомендуют оптимальные обороты двигателя на уровне 2500-3000 оборотов в минуту. В этом случае отмечается существенное уменьшение нагрузки на двигатель, сокращается расход топлива, автомобиль двигается в так называемом крейсерском режиме, что в особенности на трассе сокращает нагрузку, продлевая срок службы силового агрегата. Также необходимо при использовании автомобиля на трассе активировать высшую передачу, что позволяет улучшить показатели расхода топлива, одновременно при этом обеспечивается качественная смазка двигателя и его оптимальное охлаждение.
Подведём итоги
В каждом конкретном случае показатель оптимальных оборотов двигателя будет различаться, в зависимости от его мощности, рабочего объема, типа топлива и так далее. Автовладельцу на бензиновых авто следует стараться держать мотор в диапазоне 2,500-3,500 оборотов коленвала в минуту, что позволяет несколько снизить нагрузку на двигатель. Кстати, современные коробки автомат имеют продвинутую логику управления, они оптимальным образом переключают передачи, поддерживая обороты мотора таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на силовой агрегат.
Нужные обороты
Масляный насос получает номинальный уровень производительности с 2,500 об. в мин. А вот при 1,500 – 1,800 оборотах нагрузка приводит к масляному голоданию, больше всего вреда наносится шатунным подшипникам(вкладышам) скольжения, а также поршневым компрессионным кольцам.
- Топливовоздушная смесь сжигается не в идеальных условиях. В камерах, на днищах поршней и тарелках клапанов остается нагар. При работе такая сажа нагревается и поджигает топливо, при этом искра на свече отсутствует.
- При необходимости быстро поднять обороты при езде с низких передач, водитель жмет на акселератор, однако авто почти не набирает скорость, до того времени как двигатель не получает нужный крутящий момент. Но после этого включается более высокая передача, а коленчатый вал снова понижает частоту вращения. Нагрузка при этом огромная, смазки мало, помпа вяло перекачивает антифриз, что и приводит к перегреву.
- И хотя многие так не считают, сэкономить горючее при этом не удастся. Когда мы жмем на газ, топливная жидкость обогащается, однако сгорает она не вся, и получается, что мы расходуем ее впустую.
В машине, имеющей бортовой компьютер, можно увидеть отсутствие экономии при езде «в натяг». Нужно лишь посмотреть на экране мгновенное потребление горючего.