Штрафы за отсутствие тахографа в транспортном средстве

24 августа 2016

Тахограф — прибор, регистрирующий движение и остановки автомобиля — по закону должен стоять на всех частных маршрутных такси, автобусах с более чем 8 местами и грузовиках. Однако на практике оказывается, что во многих случаях недобросовестные перевозчики игнорируют это требование, потому что ставить и обслуживать прибор дороже, чем платить штраф за его отсутствие. В результате бывает, что из-за отсутствия контроля режима труда водитель, утомившись, теряет концентрацию на дороге и становится причиной ДТП. Поэтому Минтранс разработал поправки в статью 11.23 КоАП, согласно которым юрлицам-владельцам машин за отсутствие тахографов будет грозить штраф (пока ответственность лежит только на водителях и тех сотрудниках, кто выпускает машины на линию). Эксперты, впрочем, не уверены в эффективности предложенных мер.

Авторы поправок указывают в пояснительной записке, что закон ФЗ № 196 обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих коммерческим автотранспортом,  оснащать своим машины техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителей. «Между тем, ответственность за нарушение этой нормы законодательством Российской Федерации не установлена”, — отмечается в пояснительной записке. «Поэтому предлагается установить меры административной ответственности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, за выпуск на линию транспортного средства без тахографа», — говорится в проекте изменений в КоАП.

Точная сумма штрафа в проекте не уточняется, однако сейчас минимальное наказание, предусмотренное за это нарушение, составляет 10 тыс рублей.

В Министерстве транспорта «Известиям» не смогли оперативно прокомментировать готовящиеся изменения.

По мнению координатора общественного движения «Синие ведерки” Петра Шкуматова, эта инициатива Минтранса не связана непосредственно с защитой прав водителей. Он полагает, что ведомство преследует финансовые цели. По его словам, проект нацелен в основном на водителей-дальнобойщиков и привязан ко введению с ноября 2015 года обязательных cборов с каждого дальнобойщика по 3,73 рубля за километр пути. Минтрансу, считает правозащитник, понадобился более эффективный инструмент, обеспечивающий поступление средств.

— Минтранс скоро начнет сборы с дальнобойщиков за километр пути, и хочет быть уверен, что деньги будут гарантированно собраны, — рассказал «Известиям” Петр Шкуматов. — Потому что сейчас водитель просто даст 500 рублей гаишнику и поедет дальше. В случае с юридическими лицами ответственность будет строже, и так просто отделаться не получится.

При этом Петр Шкуматов отметил, что проблема несоблюдения условий труда коммерческими водителями сейчас очень актуальна. Водители перерабатывают, находясь за рулем по 10-12 часов потому, что конкуренция на рынке перевозок высокая, и за меньшие деньги трудиться приходится больше. Транспортные компании начинают экономить, говорит Петр Шкуматов, и иногда такая экономия оборачивается трагедией.

— Сейчас цены на рынке снижаются за счет высокой конкуренции, — рассказал он. — Уже идет экономия на покрышках, на техническом обслуживании. Вспомним недавний случай в Омске, когда из-за того, что у автобуса взорвалось колесо и он выехал на встречку, погибло 16 человек. Это все из-за подобной опасной экономии.

Петр Шкуматов также отметил, что сейчас тахографы ставят почти на все грузовые машины, маршрутные такси и автобусы.

Другие участники рынка осторожно оценивают инициативу.

— Даже новая система контроля режима труда водителя с ГЛОНАСС и карточками не всегда отвечает реальным потребностям водителей, потому что физически невозможно ездить, не нарушая условий и графика работы, — рассказал «Известиям” председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин. — Тахографы, установленные на различном коммерческом транспорте, постоянно регистрируют нарушения режима труда, и некоторым фирмам выгодней сознательно от них отказаться, чем платить штрафы за выявленные нарушения.

К тому же, по его словам, тахограф может влететь компании в копеечку — приборы и изготовление карт водителей обходятся недешева — в среднем 30 тысяч рублей за прибор, а впоследствии его нужно и обслуживать. При этом он признал актуальность проблемы организации рабочего времени водителей коммерческого автотранспорта.

Участник правления некоммерческого парт­нёрства «Содействие развитию тахографических систем» Максим Сухомлинов  в официальном отзыве на законопроект отметил, что цель предлагаемого закона плохо соотносится с проблемой, на решение которой он направлен.

«Наличие тахографа само по себе никак не влияет на безопасность движения. На безопасность движения влияет соблюдение режима труда и отдыха непосредственно водителем, — пишет Сухомлинов. — Поэтому происходит подмена понятий, а точнее, основных задач. При принятии закона, в котором предусмотрят финансовую ответственность собственника автомобиля лишь за отсутствие тахографа, основная задача решена не будет».

Несколько иной точки зрения придерживаются поставщики тахографов — они, наоборот, полагают, что самим водителям невыгодно контролировать свой рабочий день. Так считают в «Региональном центре тахографии».